Гектор Берлиоз
ГЕКТОР БЕРЛИОЗ (1803–1869)







Adoremus (Dmitri Bortniansky, arr. Berlioz)
Pater noster (Dmitri Bortniansky, arr. Berlioz)
Resurrexit (1825-28) H 20b
Аранжировка гимна `Марсельеза` для тенора, хора и оркестра (1844) H 97
Арии
Баллада `Сара-купальщица` (`Sara la Baigneuse`) для хора и оркестра op. 11 (H 69)
Библейская трилогия `Детство Христа` (1853-54) op. 25
Болеро `Zaïde` для сопрано и оркестра (фортепиано) (1845) op. 19/1 (H 107)
Вокальный цикл `Ирландия` (1829) op. 2b
Вокальный цикл `Летние ночи` (1841) op. 7 (H 81)
Вокальный цикл `Листки из альбома` (`Feuillets d`album`) (1850) op. 19 (H 121)
Вокальный цикл `Цветы ланд` (`Fleurs des Landes`) op. 13 (H 124)
Гимн `Tantum ergo` для женского хора и гармониума (1860-68) H 142
Двухголосный ноктюрн H 31
Кантата `Cмерть Клеопатры` для сопрано и оркестра (1829) H 36
Кантата `Смерть Орфея` (`La Mort d’Orphée`) для тенора, женского хора и оркестра (1827) H 25
Кантата `Эрминия` (1828) H 29
Монодрама `Лелио, или Возвращение к жизни` для чтеца, тенора, баритона, хора и оркестра op. 14b
Мотет `Veni creator` для женского хора (1860-68) H 141
Опера `Беатриче и Бенедикт` (1862) H 138
Опера `Бенвенуто Челлини` (1838) op. 23 (H 76a)
Песня `La Captive` (`Пленница`) op. 12 (H 60)
Песня `Le maure jaloux` H 9
Песня `Le montagnard exilé` H 15
Песня `Pleure, pauvre Colette` H 11
Песня `Prière du matin` H 112
Песня `Прекрасная Изабо` (`La belle Isabeau`) для меццо-сопрано и фортепиано (1843-44) H 94
Реквием для тенора, хора и оркестра (1837) op. 5
Торжественная месса (1824) H 20
Траурно-триумфальная симфония (1840) op. 15
Увертюра `Беатриче и Бенедикт` (1860-62) H 138a
Увертюра `Король Лир` (1831) op. 4 (H 53)
Увертюра `Корсар` (1846-51) op. 21 (H 101)
Увертюра `Римский карнавал` (1844) op. 9 (H 95)
Увертюра `Роб Рой` (1831) H 54
Увертюра `Тайные судьи` (1826) op. 3 (H 23a)
Увертюра `Уиверли` (1827-28) op. 1 bis (H 26)
Фантастическая симфония (1830) op. 14
Цикл песен `Tristia` (1851) op. 18, H 119
Части произведений
`Le temple universel`, для хора и органа op. 28 (H 137)
`Rêverie et Caprice`, романс для скрипки с оркестром (или фортепиано) (1823) op. 8
`Te Deum` для тенора, хора мальчиков, 2-x смешанных хоров, органа и оркестра (1848/49) op. 22
`Балет теней` для хора и фортепиано (1829) op. 2a
`Гарольд в Италии`, симфония для оркестра с солирующим альтом (1834) op. 16
`Гимн на освящение новой скинии` для хора и фортепиано (органа) (1859) H 135
`Греческая революция` - героическая сцена для солистов, хора и оркестра (1825-26) H 21a
`Осуждение Фауста` (арии)
`Осуждение Фауста`, драматическая легенда для солистов, хора и оркестра (1846) op. 24
`Пятое мая`, песня (кантата) на смерть императора Наполеона - для баса, хора и оркестра (1830-35) op. 6 (H 74)
`Ромео и Джульетта` - драматическая симфония для хора, солистов и оркестра (1839) op. 17
`Троянцы` (арии)
`Троянцы`, оперная дилогия H 133


Последние комментарии к произведениям композитора

alexa_minsk (17.04.2015 10:43) не в сети не в сети
здесь подробно и интересно написано об этой оратории (по-русски):
http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post347817228
alexa_minsk (14.06.2015 09:59) не в сети не в сети
весьма необычная музыкальная интерпретация великого Евангельского сюжета.
Для эпохи Берлиоза вряд ли эта тема была актуальна. Она более привычна для времен
Баха-Генделя-Телемана. Но и Берлиоз написал СВОЙ шедевр.

Один из т.н `хитов` сочинения - Танец юных исмаэлитов для 2-х флейт и арфы (ч.3 №4):
https://www.youtube.com/watch?v=gFsXHtiVNdQ
weina (11.08.2015 22:45) не в сети не в сети
Цикл на стихи Теофиля Готье.
1. Villanelle (Вилланелла)
2. Le Spectre de la Rose (Видение розы)
3. Sur les lagunes: lamento (На лагунах)
4. Absence (Разлука)
5. Au cimitiere: clair de lune (На кладбище: лунный свет)
6. L’ile inconnue (Неведомый остров)

1. Слово «вилланелла» первоначально значило «молодая итальянская крестьянка». В 16-м веке
так стали называть простые сельские песни, состоящие из нескольких строф.
В этой первой песне цикла речь идет о цветущей природе и цветущей любви со всеми ее
радостями и большими надеждами. На поверхности здесь – безоблачное счастье, однако перед
началом третьей строфы мелодия в оркестровом сопровождении внезапно омрачается, переходит
в нижний регистр и модулирует в минор, и до конца песни в оркестре сохраняется некая
неустойчивость.

2. Девушке, приколовшей на балу к груди розу, во сне (или в видении) является дух этой
розы и превозносит свой счастливый жребий – умереть на груди такой красавицы.

3. (Песня рыбака). Горькое оплакивание умершей возлюбленной и своей несчастной судьбы –
отныне он обречен выходить в море с опустошенным сердцем, ушедшую никто не заменит.

4. Это как бы продолжение предыдущей песни: жизнь без любимой невыносима, тоска
неописуема: «Вернись, вернись!», «Цветок моей жизни закрылся вдали от твоей улыбки».

5. Под печальное пение птицы над дорогой могилой герою является призрак его возлюбленной,
простирающий к нему руки и призывающий к себе.

6. На вопрос, куда хотела бы отправиться молодая красавица на сказочном корабле, она
отвечает: «На Берег Верности». Но этот берег «почти неизвестен» в Стране Любви.

Кстати, Берлиоз сочинял эту музыку примерно в то же время, когда Шуман создавал свои
знаменитые вокальные циклы. Как говорится, почувствуйте разницу.
weina (06.09.2015 23:39) не в сети не в сети
Большое спасибо за записи Бернарды Финк – и за Берлиоза, и за Равеля, и за Шумана. Я
всегда с огромным удовольствием ее слушаю, восхищаюсь ее отточенным мастерством,
исключительно ровным голосоведением (которым большинство современных певиц похвастаться не
может), прекрасным пиано, благородством ее вокала. На мой взгляд, у нее что-то общее с
Анне-Софи фон Оттер, тоже горячо мною любимой – может быть, внешне неброская, утонченная
выразительность, внутренняя интеллигентность, прирожденный артистизм?

Пару лет назад я слышала ее (живьем) во Второй симфонии Малера. «Красная розочка» была
спета так просто, чисто и одухотворенно, что это исполнение стало для меня эталоном и до
сих пор звучит у меня внутри. Слушала множество других певиц – все не то…
Osobnyak (07.09.2015 00:18) не в сети не в сети
weina писал(а):
Большое спасибо за записи Бернарды Финк – и за
Берлиоза, и за Равеля, и за Шумана. Я всегда с огромным удовольствием ее слушаю,
восхищаюсь ее отточенным мастерством, исключительно ровным голосоведением (которым
большинство современных певиц похвастаться не может), прекрасным пиано, благородством ее
вокала. На мой взгляд, у нее что-то общее с Анне-Софи фон Оттер, тоже горячо мною любимой
– может быть, внешне неброская, утонченная выразительность, внутренняя интеллигентность,
прирожденный артистизм?

Пару лет назад я слышала ее (живьем) во Второй симфонии Малера. «Красная розочка» была
спета так просто, чисто и одухотворенно, что это исполнение стало для меня эталоном и до
сих пор звучит у меня внутри. Слушала множество других певиц – все не то…
А я
неожиданно для многих (для многих `Я`, бродящих по особняку) подсел на Барбару Бонни, и
распаляюсь на это вокальное чудо до состояния чуть ли не патологического, чуть ли не
влюблённости. И хочу найти того негодяя, который подсадил на белоснежную душу ожившего
громкоговорителя... хочу знать, кто это сделал?
weina (07.09.2015 12:58) не в сети не в сети
Osobnyak писал(а):
А я неожиданно для многих (для многих `Я`,
бродящих по особняку) подсел на Барбару Бонни, и распаляюсь на это вокальное чудо до
состояния чуть ли не патологического, чуть ли не влюблённости.
Познакомилась с
Барбарой Бонни, хотя и довольно поверхностно. Впечатление: милый, легкий голосок очень
приятного тембра. Вашу влюбленность вполне могу понять, но не разделяю - по-моему, это
явление довольно обычное. Вообще Барбара и Бернарда в разных весовых категориях: у первой
лирическое сопрано, у второй высокое меццо. Я, в принципе, больше люблю меццо-сопрано -
звучит красочнее, волнительнее.
alexa_minsk (22.04.2015 14:55) не в сети не в сети
http://www.smt-tyumen.ru/?m=smert-kleopatry
alexa_minsk (22.04.2015 15:05) не в сети не в сети
http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2013/10/19/3_1900/
Osobnyak (22.02.2017 17:33) не в сети не в сети
Ну, с премьерой, Берлиоз!
weina (22.02.2017 22:24) не в сети не в сети
Osobnyak писал(а):
Ну, с премьерой, Берлиоз!
Замечательная
премьера - красивая музыка, изумительное исполнение - спасибо! Интересно было, включив
кантату, услышать знаменитую тему из `Фантастической симфонии`. Но оказалось, что кантата
была написана на 2 года раньше - значит, наоборот: в ФС Берлиоз использовал тему из
`Эрминии`. Век живи, век учись.
Osobnyak (22.02.2017 22:34) не в сети не в сети
weina писал(а):
Замечательная премьера - красивая музыка,
изумительное исполнение - спасибо! Интересно было, включив кантату, услышать знаменитую
тему из `Фантастической симфонии`. Но оказалось, что кантата была написана на 2 года
раньше - значит, наоборот: в ФС Берлиоз использовал тему из `Эрминии`. Век живи, век
учись.
С Берлиозом ещё разбираться и разбираться. Обработок у него хватает. Рад, что
понравилось!
tagantsev (22.02.2017 23:19) не в сети не в сети
Osobnyak писал(а):
Ну, с премьерой, Берлиоз!
Не понял, причем
здесь премьера!
tagantsev (22.02.2017 23:31) не в сети не в сети
Указан дата написания 1828 год!? Как то странно это. Он ведь писать стал довольно поздно,
а родился где-то в нулевых
Osobnyak (23.02.2017 00:34) не в сети не в сети
tagantsev писал(а):
Не понял, причем здесь премьера!
В смысле -
первое добавление в Архив! Не уверен, что есть ещё записи... А если и есть, то уверен -
немного.
tagantsev (23.02.2017 03:16) не в сети не в сети
Osobnyak писал(а):
В смысле - первое добавление в Архив! Не уверен,
что есть ещё записи... А если и есть, то уверен - немного.
Можно поделюсь с Вами! Для
меня `Осуждение Фауста` - великое произведение всех веко и народов. Может быть его
симфония еще что-то значит. А так! - заурядный композитор
Osobnyak (23.02.2017 03:39) не в сети не в сети
tagantsev писал(а):
Можно поделюсь с Вами! Для меня `Осуждение
Фауста` - великое произведение всех веко и народов. Может быть его симфония еще что-то
значит. А так! - заурядный композитор
Также поделюсь: контекст был другой. А
любить/не любить - здесь имеете право на всё.
Opus88 (23.02.2017 03:42) не в сети не в сети
Osobnyak писал(а):
...здесь имеете право на всё.
не
противоречащее конституции РФ и правилам форума...
musikus (23.02.2017 11:25) не в сети не в сети
tagantsev писал(а):
`Осуждение Фауста` - великое произведение всех
веков и народов. А так! - заурядный композитор
Не бывает.
weina (23.02.2017 15:36) не в сети не в сети
tagantsev писал(а):
Для меня `Осуждение Фауста` - великое
произведение всех веко и народов. Может быть его симфония еще что-то значит. А так! -
заурядный композитор
По-моему, `Ромео и Джульетта` по музыке ничуть не хуже
`Осуждения`.

Конечно, Берлиоз, в первую очередь, рассказчик, а не философ. Музыка у него `говорящая` -
`прямого действия`, по выражению Ю.К. Без чёткой программы он, кажется, вообще ничего не
писал. Но в его музыке есть свобода, фантазия и вдохновение.
Очень люблю у него `Летние ночи`.
Osobnyak (23.02.2017 17:41) не в сети не в сети
weina писал(а):
Но в его музыке есть свобода, фантазия и
вдохновение.
Шуман как раз был против программности Б., считая, что программа
сковывает фантазию слушателя и навязывает заданность (рамки) восприятия.
musikus (23.02.2017 18:48) не в сети не в сети
weina писал(а):
Конечно, Берлиоз
Знаю, что для некоторых он
ничего не значит. И все же без `Фантастической`, `Осуждения Ф.`, `РиД`, `Гарольда`,
Тр.-тр. симфонии, Реквиема было бы скучней на свете. Кроме всего прочего, Берлиоз заметно
обновил язык, не говоря уже о его оркестре. А это много.
Osobnyak (23.02.2017 20:21) не в сети не в сети
tagantsev писал(а):
Можно поделюсь с Вами! Для меня `Осуждение
Фауста` - великое произведение всех веков и народов. Может быть его симфония еще что-то
значит. А так! - заурядный композитор
Неровный! Совершенно классная партитура
`Фантастической`! `Гарольд` на века, вокальные циклы - и тут же полумёртвая `Траурная`,
последний раз не полез `Ромео`. В чём-то Вы правы...У него исторически принципы менялись,
так что он - это несколько разных композиторов.
Opus88 (23.02.2017 20:58) не в сети не в сети
Osobnyak писал(а):
Неровный! Совершенно классная партитура
`Фантастической`! `Гарольд` на века, вокальные циклы - и тут же полумёртвая `Траурная`,
последний раз не полез `Ромео`. В чём-то Вы правы...У него исторически принципы менялись,
так что он - это несколько разных композиторов.
`Фантастическая` написана под
опиумом...
Anonymous (23.02.2017 21:01) не в сети не в сети
Opus88 писал(а):
`Фантастическая` написана под
опиумом...
Надеюсь, это шутка) Хотя `Фантастическая` в таком случае не такая и
фантастическая вроде бы)
Opus88 (23.02.2017 21:11) не в сети не в сети
Anonymous писал(а):
Надеюсь, это шутка) Хотя `Фантастическая` в таком
случае не такая и фантастическая вроде бы)
Реальным опиумом, без шуток.
Отсюда и `неровности`.
Anonymous (23.02.2017 21:22) не в сети не в сети
Opus88 писал(а):
Реальным опиумом, без шуток.
Отсюда и `неровности`.
Опиум был популярным лекарственным средством (и довольно
эффективным). Не понимаю, почему сейчас в аптеке не продают опиумную настойку)
precipitato (23.02.2017 21:56) не в сети не в сети
Opus88 писал(а):
`Фантастическая` написана под опиумом...
Это
откуда такие сведения?
Romy_Van_Geyten (23.02.2017 22:00) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
Это откуда такие сведения?
Из авторской
программы симфонии)
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru