Александр Сергеевич Даргомыжский
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ (1813–1869)





Случайное произведение



Последние комментарии к произведениям композитора

Andrusha (09.03.2012 03:13) не в сети не в сети
Тенор - уж точно не Козловский, поэтому эта запись не из записи оперы с Козловским и
Светлановым 1958-го года (так в википедии, здесь в архиве год указан как 1957-й).
zefirelli (22.05.2012 14:10) не в сети не в сети
Тенор - Георгий Шульпин, пел в Большом в начале 1960-х. Я слышал его в партиях Садко,
Князя, Шуйского и других. Интересно, что в начале певческой карьеры он пел басом! Но для
зала Большого его тенор был слабоват, сильнного впечатления он не производил
Mikhail_Kollontay (22.05.2012 17:05) не в сети не в сети
zefirelli писал(а):
Георгий Шульпин
Шульпина я чуть-чуть знал.
Совершенно молчаливый и смотрящий в пол был человек. В театре успешнее пел моржа. Про бас
слышу впервые и представить себе этого не могу. Моржовость не есть унижение для певца. В
театре такие тоже нужны, не всем петь Ленского. Голос как у буратино в банке тоже
востребован. Нередко певцы не первых ролей очень хороши в камерной музыке, чего-то ищут.
Прекрасный пример тому - Юрий Либельт (Маркелов), сомневаюсь, что он еще в театре,
прекрасно записал романсы, скажем, Кузмина. Постоянно местопребывание - РГБ, сталкивались
там с ним. Про Шульпина ничего такого, правда, сказать не могу.
Phalaenopsis (02.02.2013 06:57) не в сети не в сети
Спасибо, Михаил, за добавленное произведение и за исполнение.
evc (02.02.2013 09:14) не в сети не в сети
Phalaenopsis писал(а):
Спасибо, Михаил, за добавленное произведение и
за исполнение.
удивительное сочетание лёгкости и протягивания...
samlev (02.02.2013 11:17) не в сети не в сети
Замечательно, Михаил, от души спасибо!
Phalaenopsis (31.05.2014 06:32) не в сети не в сети
Чудный контрданс. Благодарю исполнителя.
Mikhail_Kollontay (03.11.2015 18:09) не в сети не в сети
Озвученный уртекст авторского клавира. Ноты:
http://kollontay.org/fd/works/op42/score/piano_score/
Romy_Van_Geyten (03.11.2015 18:18) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Озвученный уртекст авторского клавира.
Ноты: http://kollontay.org/fd/works/op42/score/piano_score/
Я попытался посмотреть,
но там пустая папка. Там где оркестровая партитура, всё нормально, а здесь тишина. Может я
не врубился?
Mikhail_Kollontay (03.11.2015 18:41) не в сети не в сети
Romy_Van_Geyten писал(а):
Я попытался посмотреть, но там пустая
папка. Там где оркестровая партитура, всё нормально, а здесь тишина. Может я не
врубился?
А так:
http://kollontay.org/fd/works/op42/score/piano_score/op42kl.pdf

?
Romy_Van_Geyten (03.11.2015 18:49) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
А так:
http://kollontay.org/fd/works/op42/score/piano_score/op42kl.pdf

?
Ага, всё получилось, спасибо.
Михаил, пользуюсь случаем, чтоб выразить Вам своё восхищение. Я послушал уже где-то три
четверти записи. По-моему, это совершенно аховая работа! Абсолютный респект.
Mikhail_Kollontay (03.11.2015 18:59) не в сети не в сети
Romy_Van_Geyten писал(а):
получилось
Вероятно, я по складу
ндрава подхожу к такой работе, творчески-организационной. Мои домашние чуть не рехнулись,
когда я проводил фестиваль `Наследие`, потому что предолгое время было так, кладешь
телефонную трубку и тут же раздается телефон, в режиме регистратуры в советской
поликлинике. Мне выделили машину с шофером в СВ, дали право подписи в финансовых
документах, потому что никому неохота было так бешено ишачить. Но на этом хвастовство
придется закончить, ибо тогда же я навсегда испортил отношения с Малым залом питерской
филармонии. В те же страшные дни должен был играть 2-й том ХТК на Невском, и мне в
Союзконцерте забыли купить билет на Стрелу. Не мог я объяснить замечательным женщинам в
филармонии, что всё, нет и нет, нет никакой возможности куда-то бежать и что-то
организовывать, у меня расписана каждая минута времени. Так что я не приехал, а весь
коллектив там лишился премий. Мне тоже было досадно, потому что я же готовился серьезно
еще и к концерту. Что до этой записи, по мне, все решает Герасимова, у неё такая иногда
истина в голосе, такое знание жизни, пушкинское, я бы сказал, непостижимо. И Аоеша, и
другие да, но всё Наташа своим звоночком определяет. А провалов смысла все же многовато,
но я об этом уже писал. Все равно многое волнует. непостижимо, как тавое можно было
написать до Мусоргского, до Скрябина и до Дебюсси, на ровном месте, как-то не верится,
неужели автор ниоткуда не наворовал.
victormain (25.11.2015 21:19) не в сети не в сети
Потрясающая работа, Миша. Поздравляю и спасибо.
Wustin (25.11.2015 22:04) не в сети не в сети
victormain писал(а):
Потрясающая работа, Миша. Поздравляю и
спасибо.
Мы с Мариной присоединяемся.
Phalaenopsis (25.11.2015 23:30) не в сети не в сети
Хотел послушать, но трек не играет. А другие нормально работают.
кто-нибудь посмотрите.
Romy_Van_Geyten (25.11.2015 23:50) не в сети не в сети
Phalaenopsis писал(а):
Хотел послушать, но трек не играет. А другие
нормально работают.
кто-нибудь посмотрите.
Всё работает.
Phalaenopsis (26.11.2015 06:04) не в сети не в сети
Вот сейчас заработало. Что за приколы были, не пойму.
А может быть так, что многие слушали, и поэтому не шло?
Mikhail_Kollontay (26.11.2015 08:34) не в сети не в сети
victormain писал(а):
работа
Да нет, Витя, не согласен, Вы
отчасти от доброго сердца хвалите. Должно было быть в разы лучше. Но и тут есть моменты
очень ценные, это да. Очень жаль, что Наташа уехала примерно в начале 90-х в
Ханты-Мансийск и в Москве не появляется. Не так давно включаю ТВ, некая передача, вдруг
возникает потрясающе поющая и потрясающе выглядящая Наташа Герасимова. То есть человек еще
и помолодел. Дисциплина и позитив, несмотря ни на что! У нас такая вот любовь с 1980 года,
мы познакомились в поездке в Михайловское, где Нестеренко устроил вроде фестиваля, там
был, как частность хор Минина. А несколько лет спустя мы с Мариной Ельяновой делали
передачу о Балакиреве, нет нужных записей, что делать, выхожу в радийный туалет, по
дороге, надо же, Наташа, не споете ли (а она была уже достаточно знаменита, так что я-то и
рассчитывать не мог особо)? - Да с удовольствием. да хоть сейчас. Ей хоть с листа, хоть
как. До сих пор помню `Песню золотой рыбки` балакиревскую, сохранилась ли запись, как и
вся та передача? - не ведаю. - Запись `Гостя` вообще шла с хорошим фоном - с записью
целого массива вокального (и не только) Даргомыжского, так что и НГ, и Алеша Мартынов были
как бы в хорошо разогретом состоянии. И Коля Мясоедов тоже писал, хотя меньше, еще Толя
Сафиулин, уж не помню, как вышло, что он не поет тут басовых ролей. К тому же я был очень
`наслушан` Д-ским, потому что освоил практически весь архив радио, в советское время
заботились о том, чтоб отечественное наследие было оприходовано. Но все-таки кое-чего так
и нет. В частности, позорно, что нет полной записи `Торжества Вакха`, а
`Эсмеральда`записана, на мой взгляд, несоответственно. Да и уж очень старые это записи.
Про `Вакха` я в ГАБТе я говорил не раз, и В.Гергиеву недавно сказал, но и правда, такой
спектакль, не особо выигрышный, это скорее сценическая кантата, действия как такового нет
вовсе. наверное, правильнее было бы концертное исполнение сделать. Нотные материалы не
знаю где, а должны бы храниться в Мариинке, если только мыши не съели (партитура не
издана, между прочим, позор. Издан только клавир. Боюсь, что то же с Эсмеральдой.

Но в том, Витя, Вы правы, что `системно` так надо было бы работать, врыться в нашу лучшую
музыку и дать, ну, не такие, а б/м эталонные исполнения оригинальных текстов. Вот тут
приходится сожалеть, что времена изменились - если нет, уже давно очень многое бы было
сделано. Тогда способствовала обстановка на радио, при всех подводных камнях, работали
прекрасные редакторы, в 1 очередь, конечно, Ельянова, заведовала делом благоволящая нам
Света Кушниренко, худсовет благоволил очень тоже, да и я был членом этого худсовета тогда.
Ох мы бы натворили, ох бы натворили. Но хорошенького понемножку, как сказал классик. Я
пытался с такой же инициативой, позже, выступить в Моск.консерватории, причем руководство
запросило от меня подобных идей, но дальше моего писаного многостраничного проекта ни на
шаг не пошлО дело. А ведь консерватория ВСЕМ для такой работы располагает, музыковедами,
студиями/залами, исполнителями, оркестрами, хорами, экспертизой... ну хорошо, лично я не
гожусь, пусть другие но - неужели непонятно??? На днях я имел честь Валерию Гергиеву
примерно об этом доклабывать, ну не знаю, как ни интересно, они там так заняты, да,
кстати, как оказалось, немало и делают в этом направлении. Фамилию Чаргейшвили В, мне
кажется, уже знает, я называл еще Энке, Чулаки, Лазарева, Клюзнера (тут Валерий сказал,
что да, он знает скрипичный концерт, очень хороший). На самом деле Гергиев мог бы тут
многое сделать, я не знаю, может, коллективное письмо в театр напишем? Хоть 1-2 раза в год
что-то такое сооружать.

По поводу Гостя, заодно, мне летом позвонил режиссер Дм.Белянушкин, он в ГАБТЕ собирается
ставить, спрашивал насчет моей оркестровки, но, я так предполагаю, они возьмут Р-К -
потому что замысел у режиссера не на камерную сцену. Ну, хозяин - барин, почему бы и нет.
Я. кажется, сообщал, что в двух местах эту оперу в моей оркестровке поставили, только я не
видел и не слышал ни там, ни там. Я не помню точное название театра, `В Зазеркалье`,
кажется, это в Питере. В Москве сложнее, это учебный театр, там только от случая к случаю.
victormain (26.11.2015 14:58) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
...
По поводу Гостя...
У меня есть идея по Минску, но именно с роялем, как здесь. Так же
и Хованщину, и Женитьбы имеющийся акт. И Бедную Лизу, и Мою Хлебонаступившую Деву, и The
Golden Vanity Бриттена. Будем обсуждать с Дмитрием Зубовым, замечательным дирижёром,
отличным клавесинистом и пианистом, на днях.
Герасимова - да! Как-то в Вильнюсе мы с ней, с моей 1-й женой Ангелиной (накануне - это
был фестиваль - мы играли мой Дивертисмент) и с Рябовым (Наташа пела его опус под орган)
скоротали замечательную ночку за обильным столом. Было славно. Она прекрасная певица и
совершенно очаровательный человек.
Mikhail_Kollontay (26.11.2015 15:44) не в сети не в сети
victormain писал(а):
У меня есть идея по Минску
Я тоже думаю,
что это богатая идея - при самой небольшой декоративной и костюмной части, ведь дешево,
даже если шкурно рассуждать. ЗдОрово, если Вам удастся. Я не знал, что Вы с Герасимовой
тоже пересекались. Мою музыку она никогда не пела, как-то не было случая. Удивительно то,
что о ней порядочно сумели забыть. Очень унизительно было. когда ее не приняли работать в
Моск.филармонию. Дело было при мне, я и аккомпанировал. Зима была, мы столкнулись в
гардеробе с Дорлиак, Н.Л. тогда была в худсовете филармонии, она спросила меня - что, Вы с
Герасимовой играете? и тут НЛ так потерла, характерным движением, свой носик, что мне
стало ясно: ничего хорошего ждать нельзя. Какая это всё гадость. Мне тоже вмазали за
плохой аккомпанемент заодно (Масленников). Но это вполне могло быть, ибо Наташа, как
всегда, все сообщила типа накануне, я не уверен, что мы и репетировали, да и пела `не
свой` репертуар, Марфу из `Царской` зачем-то. Примерно конец 80-х.
victormain (26.11.2015 19:16) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я тоже думаю, что это богатая идея - при
самой небольшой декоративной и костюмной части, ведь дешево, даже если шкурно
рассуждать...
А я бы и без костюмов специальных делал. Вполне можно светским стильным
обойтись. И декорации не обязательны, пары ширм достаточно всегда. Это ведь такая
условность, закон театра: если хорошо исполняется, слушатель/зритель моментально принимает
условия игры. Вспомните кукольный театр с его масштабной иллюзией. И т.д. Да, этой идеей я
обязан Вашей записи `Гостя`, и если получится сделать - будет кайф большой. Ноты я скачал,
партитуру, а вот где взять клавир в Вашей редакции оригинала?
victormain (26.11.2015 19:19) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
... Я не знал, что Вы с Герасимовой тоже
пересекались. Мою музыку она никогда не пела, как-то не было случая. Удивительно то, что о
ней порядочно сумели забыть...
Наташа одно время очень часто в Минске пела. Лучшего
исполнения арии из `Милосердия Тита` я не слыхал (с роялем и кларнетом). Ну как забыли?
Все её soli божественные в хоре совершенно бессмертны ведь, это уж точно никуда не
денется... Да, меня она тоже не пела никогда. А вот Володю Рябова - да.
Mikhail_Kollontay (26.11.2015 19:25) не в сети не в сети
victormain писал(а):
где взять клавир в Вашей редакции
оригинала?
А клавир на моем сайте размещен, мог бы и сюда тоже его, но места на
сервере жалко, оно мало кому надо-то. Так что отсюда брать можно:
http://kollontay.org/fd/works/op42/score/piano_score/
- Только там моей редакции никакой, просто уртекст.
victormain (26.11.2015 19:44) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
А клавир на моем сайте размещен, мог бы и
сюда тоже его, но места на сервере жалко, оно мало кому надо-то. Так что отсюда брать
можно: http://kollontay.org/fd/works/op42/score/piano_score/
- Только там моей редакции никакой, просто уртекст.
Отлично, спасибо большое,
сейчас скачаю)
victormain (26.11.2015 19:55) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
А клавир на моем сайте размещен, мог бы и
сюда тоже его, но места на сервере жалко, оно мало кому надо-то. Так что отсюда брать
можно: http://kollontay.org/fd/works/op42/score/piano_score/
- Только там моей редакции никакой, просто уртекст.
Миша, что-то я туплю. Партитуру
даёт, клавир - нет. Или я что-то не так делаю? Если можно - уточните, пожалуйста, что там
нужно донажать?
Mikhail_Kollontay (26.11.2015 19:57) не в сети не в сети
victormain писал(а):
Миша, что-то я туплю. Партитуру даёт, клавир -
нет. Или я что-то не так делаю? Если можно - уточните, пожалуйста, что там нужно
донажать?
Витя, там совершенно никаких хитростей, может, случайность какая-то только?
не знаю. Оно бывает иногда. Сейчас я на плохой связи, завтра попробую, если у вас не
выйдет к тому времени. А то у меня час ночи, я уже в класс, конечно, не пойду.
Mikhail_Kollontay (26.11.2015 20:01) не в сети не в сети
victormain писал(а):
клавир - нет
Даже тут качает нормально у
меня. Может, надо попробовать адрес скопировать и впастить в командную строку, энтер -
может, поможет?
mikrus72 (17.07.2011 01:40) не в сети не в сети
Опера не длинная. Идет, так минут- семьдесят, восемьдесят. И тем не мене, все
художественные задачи с такой силой выполнены, что можно только получать удовольствие,
наслаждаясь музыкой.. Отказ от кантилена сделал сюжет более живым, драматичным и целостным
по общему тону всей оперы.
Нет арий, нет романсов. Но сама постановка, именно в подаче дирижера Алексанра Оролова
мне не понравилась. Как-то рассеяно и жидковато по форме… И Дон Жуан играет блекло по
краскам. Однобокая лепка «Дон Жуана» как-то смущает. На мой взгляд, Атлантов играет куда
ярче, интереснее, фактурнее. Да и «Лепорелло» в исполнении Александра Ведерникова
сильнее.
1986 году смерть не позволила Даргомыжскому докончить свой шедевр, поэтому дописывал ее
Кюи. Музыка к последним 17 стихам –это работа Кюи. Им же было написано и вступление к
опере. Оркестровку делал Римский – Корсаков. Слишком много что-то, композиторов
доканчивали оперу. На мой взгляд, это слегка ее подсушило. И тем не менее «Каменный гость»
получился «шедевральным». Все эти Вагнеровские реформы слияния музыки и сюжета,
окончательно положи конец романтизму, переведя оперные часы на рельсы реализма. В
«Каменном госте» все получилось. Да и стихи Пушкина … что уж там, идут без изменений. Как
А.С. их написал вдохновляемый своим гением, так Даргомыжский их и заложил в оперу. Это
редко бывает.. И сюжет! Сюжет все о той распроклятой «любви» благодаря которой, столько
народу погибло на дуэлях. И не только.
Даргомыжский –гении. Гений который светит для нас и, я горд что он русский. Я рад за
нашу культуру, так как она подарила миру такого титана. «Каменный гость»-это явление.
Бесспорно!
Вот закончилась опера.. прозвучали последние ноты… Кому сказать спасибо! Композитора
давно нет. И будет ли рождено еще подобное чудо-гений? Не знаю!? Мне нравится в
Даргомыжском какая- то легкость, живость и революционность (по тем временам), в подаче
материала. Опера живая! Музыка живая! Тексты живые! Все довольно экспрессивно
развивается.. От музыки «Каменного гостя» я получил наслаждение. Без всякой там «морали»…
«пафоса»…!!! Приятно слушать. Таких истории с современными «Дон Жуанами» –море и по сей
день!:))) Мне нравится, что в опере нет какого-то политического подтекста; попытки на
«толстовский» манер прочитать мораль…Есть только любовь.!А раз есть любовь, есть и
ненависть. Как же без этого! А раз есть ненависть -есть и смерть! Круг замкнулся… Как
прекрасен «Каменный гость» сам по себе. По музыке,! Композиции…!! Разве это мало? Думаю
много. Да же очень! «Каменный гость» –это сама жизнь. А разве жизнь может иметь смысл!?
Нет!. З
Поет соловей, распускается роза, в полях шумят травы, звучит музыка «Каменного гостя»..
и это прекрасно..! Все в самом себе красиво.. и без всякой морали. Да и сочинял
Даргомыжский ее легко. Вот что он писал.: Забавляюсь над „Дон-Жуаном“ Пушкина. Пробую дело
небывалое: пишу музыку на сцены „Каменного гостя“ так, как они есть, не изменяя ни одного
слова.
Всем кому изменяли жены посвящается. Ну и аминь! Ох уж эти мне «Жуаны»! Сколько проблем-
иметь красивую жену! Тут рога держи востро! То есть, я хотел сказать: ушки на макушке…!
Ну.. то есть, будьте бдительны.
Теперь аминь!:))))
mikrus72 (17.07.2011 01:45) не в сети не в сети
Вот содержание «Каменного гостя»!

1 акт

Дон Жуан, изгнанный из Мадрида за убийство соперников, но всё же тайно вернувшийся туда
со своим верным слугой Лепорелло, укрывается при монастырском кладбище в окрестностях
Мадрида. Вспоминая былые приключения, он собирается продолжить их, вновь проникнув в
город. От монаха Дон Жуан узнает, что это кладбище каждый день посещает Донна Анна, вдова
некогда убитого им на дуэли командора де Сальва. Увидев ее, решает с ней познакомиться. А
пока спешит в Мадрид.

В доме актрисы Лауры собрались гости: друзья и поклонники. Пение Лауры приводит гостей в
восторг. Но один из гостей, Дон Карлос, узнав, что слова исполненной песни сочинены ее
прежнем возлюбленным Дон Жуаном, приходит в бешенство — этот негодяй убил его родного
брата! Лаура готова прогнать дерзкого кавалера, однако гости примиряют их и после новой
песни расходятся. А Лаура решает оставить у себя вспыльчивого Дона Карлоса: он ей
понравился. Их беседу нарушает появление Дон Жуана. Лаура радостно бросается к нему.
Поединок неизбежен, и Дон Карлос настаивает на том, чтобы он состоялся немедленно.
Соперники бьются, и Дон Жуан убивает Дона Карлоса.
2 акт

Убив Дон Карлоса, Дон Жуан опять в монастыре, где укрывается под видом отшельника.
Каждый день к могиле мужа-командора приходит Донна Анна. Дон Жуан знакомится с ней,
называясь Доном Диего. Со смешанным чувством любопытства и страха слушает она его. И
уступает. Донна Анна соглашается принять его завтра у себя в доме. Упоенный победой
Дон-Жуан бросает дерзкий вызов судьбе: он приглашает на завтрашнее свидание командора с
тем, чтобы тот стоял во время встречи на часах. Леденящий ужас охватывает его и Лепорелло,
когда они видят, что статуя в ответ на приглашение кивает в знак согласия.
3 акт

Комната в доме Донны Анны. Пылкие признания не могут оставить холодным сердце молодой
женщины. Но вот Дон Жуан обронил неосторожное слово о своей виновности перед Донной Анной.
Нет, он не хочет касаться этой мрачной тайны, иначе Донна Анна его возненавидит! Но она
настаивает, и Дон Жуан, убедившись, что успел вызвать ответное чувство, открывает свое
имя. Он не раскаивается в том, что убил командора, и готов умереть от ее руки. Но в сердце
Донны Анны нет ненависти, она осознает свою ответную любовь к сопернику, убившему ее мужа.
Дон Жуан торжествует, но в этот момент слышатся тяжелые шаги, и вот появляется статуя
командора. Донна Анна падает без чувств, а командор протягивает руку Дону Жуану, и тот,
полный неукротимого азарта и бесстрашия, отвечает на рукопожатие каменной статуи,
протягивая ему руку. И тут же оба проваливаются в преисподнюю.
kollontay_ (17.07.2011 09:26) не в сети не в сети
Просто к сведению, поскольку `Каменным Гостем` я много занимался. Существует первое
издание клавира, более или менее близкое авторскому тексту, но уже с увертюрой и дописками
Кюи. Существует последующее издание, где по тексту бестрепетно прошелся Римский-Корсаков.
Партитура Р-К, при моей всей любви и благодарности к этому человеку, мало отражает суть
явления - перед нами, без сомнения, камерный проект. В итоге мной лично сделаны следуюшие
дела. 1. Выправлен заново напечатанный авторский клавир по АВТОРСКОЙ РУКОПИСИ, хранящейся
в Публичной библиотеке в СПбурге. Этот клавир размещен на моем сайте (я забыл там стереть
окончание 1-й картины, принадлежащее Кюи, в остальном там все чисто - кстати, кроме того,
что не нужна увертюра, автор не дописал еще и заключение 3-й картины, а заключение 2-й
выглядит наброском, впрочем, вполне читаемым и достаточным). 2. Сделана запись ЭТОГО
КЛАВИРА, на рояле, с привлечением второго пианиста, ибо перед нами `дирекцион`, а не
полноценный клавир для 2-х рук. Сделана она на радио, играл я с привлечением пианиста
Александра Беломестнова, поют всего 4 певца (как это практиковал кружок Даргомыжского, что
позднее постоянно и как бы ритуально повторялось уже после его смерти): Алексей Мартынов,
Наталия Герасимова, Николай Мясоедов, Павел Черных (последний тогда еще пел басом). Запись
эта сделана на радио примерно в 1987 году и должна бы храниться в фонде радио. Копии у
меня нет, и я ее с тех пор не слыхал. В эфире она, конечно, бывала. Запись не очень
получилась по ряду причин, но какое-то представление, конечно, дает. 3. В 1995 мне была
заказана инструментовка этого самого авторского клавира для камерного оркестра, я
использовал 14 человек, и в таком виде опера была поставлена в Клагенфурте (Австрия).
Партитура также размещена на моем сайте. В ней надо делать поправки, редактировать ее
дальше, ну, просто нет времени. В принципе дома также хранятся где-то и оркестровые
голоса, все та же проблема - нет времени, да и надо бы сначала `добить` партитуру.
Партитура моя, конечно, уступает авторскому клавиру - я ее написал, поскольку просили, но
отношение мое к ней сдержанное. Записи этой постановки у меня нет, ни в каком виде, и я на
премьере не был. На сайте есть где-то также буклет спектакля, может быть, еще какие-то
материалы, я не помню. В принципе любительская запись аудио где-то была, но я ее, видимо,
потерял. Дон Жуана там пел Александр Науменко, тенор, а не бас, это другой человек,
живущий в Англии, про других ничего не помню. В России никто интереса к этому проекту не
имеет, хотя в свое время говорил с Б.А.Покровским, а совсем недавно с А.Б.Тителем на такую
тему. Но никаких материалов они оба не видели, так что, видимо, руководствовались
большетеатровскими воспоминаниями, и понять эти отказы можно легко. Еще кому-то предлагал,
не помню уже, кому именно.
Mikhail_Kollontay (03.11.2014 07:51) не в сети не в сети
Меня призвали рассказать о том, что я работал с Каменным гостеим, но если войти в эту
ветку, то этот рассказ сразу будет виден. Нового только то, что оперу в подготовленном
мною виде поставили в двух местах. 1. СПбургский театр `Зазеркалье` - но, видимо, там
нигде не объявлено, что авторская редакция и моя оркестровка, так или иначе, я не видел
спектакля, не получил никаких материалов - буклета, программки, ну хоть чего-то (отсюда и
делаю выводы о неупоминании моего имени). 2. Учебный театр Российской государственной
специализированной академии искусств. Та же ситуация, не имею никаких документов. В обоих
случаях имею подтверждение, что да, спектакль вышел и демонстрировался, но ничего больше
не знаю.
victormain (03.11.2014 07:58) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Меня призвали рассказать о том, что я
работал с Каменным гостеим, но если войти в эту ветку, то этот рассказ сразу будет виден.
..
Да, Миша, спасибо, я этот коммент в своё время зевнул. Как лучше исполниять в
конечном итоге: петь под клавир-дирекцион или с Вашей оркестровкой?
Mikhail_Kollontay (03.11.2014 08:15) не в сети не в сети
victormain писал(а):
Как лучше исполниять в конечном итоге: петь под
клавир-дирекцион или с Вашей оркестровкой?
Я свою оркестровку не признаЮ, попросили -
сделал, как делают какие-то аранжменты `Коронации Поппеи`, где ведь ничего, кроме баса и
вок.партий, но не верю, что сам автор понимал, как быть в этом случае: опера камерная, а
что такое камерный оркестр, тогда никто еще не знал. Поэтому клавир не написан так, чтобы
просто брать оркестр `Носа`, скажем, и оркестровать. Я взял в основе именно такой оркестр
(только 2 кларнета, а не один) и выкручивался, но сомневаюсь, чтоб оно в радость. Однако
что я могу сказать, когда, говорю же, не слышал, как звучит партитура, и спектакля тоже не
видел, хотя уже три постановки было (первая в Австрии ещё). Остаётся играть под рояли, но
- тогда некрасочный аккомпанемент, тоже урон. Я думаю, всё же уж лучше рояль, он хоть не
раздражает, как павлиньи оркестровые перья, не туда пришитые. Еще, Витя, я не сказал о
характере корректировок Р-К. Их два слоя. В первом издании они минимальные, еще остатки
совести оставались (и пиетета в отношении мэтра). А во втором издании клавира чистка уже
более глубокая, хотя только в деталях гармоний, конечно. совсем не так, как Р-К делал у
Мусоргского, который для него не был авторитетом, видно. Но по совокупности поправок
разница ощущается всё же. А уж особенно досадно слышать ненужную музыку, дописанную
чужими руками. Ведь не случайно же АС не закончил две сцены, особенно первую, где, я
полагаю, его не устроил пушкинский текст, Лепорелло занимается каким-то довольно
пустопорожним резонёрством. Для уточнения: у Дского заканчивается репликой `...с бровей
ли, с ног ли`, плюс один такт. Дальше идет Кюи. А увертюра слухом отчленяется легко -
основное действие (Дский) начинается с уныло покачивающегося До мажора (декорация
монастыря, может быть).
victormain (03.11.2014 08:24) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
...сделал, как делают какие-то аранжменты
`Коронации Поппеи`, где ведь ничего, кроме баса и вок.партий...
В вокальных разделах.
Ритурнели все с авторским партитурным многоголосием.
victormain (03.11.2014 08:34) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
...совсем не так, как Р-К делал у
Мусоргского, который для него не был авторитетом, видно...
Спасибо большое за детали,
очень интересно.
Что до Р-К и МПМ, то я думаю, беда была как раз в том, что Р-К слишком любил Мусоргского
и восхищался им. И именно поэтому вся эта чертовщина с безобразиями редакторскими и
возникла. Он не мог пережить, что такой хороший, замечательный, гениальный Модест - и
такую ерунду повписывал. Плюс академический бзик, возникший, как мы помним, от комплекса
неполноценности. Многое тут намешалось. Но всё, конечно, на искреннем посмертном желании
помочь. Те самые благие намерения, которыми вымощена знаем что.
Mikhail_Kollontay (03.11.2014 08:34) не в сети не в сети
victormain писал(а):
В вокальных разделах. Ритурнели все с авторским
партитурным многоголосием.
Конечноконечно
sir Grey (03.11.2014 09:30) не в сети не в сети
Продолжайте вашу беседу, пожалуйста.
Mikhail_Kollontay (03.11.2014 09:39) не в сети не в сети
Да, и я не указал, что перед московскими постановками я заново переделал всю партитуру.
Отсутствие второго кларнета в первом варианте не давало ничего сделать в аккордах, я ввел
2-й кларнет, и практически все от этого сползло в нужных направлениях, гобой перестал
торчать гвоздем, как и валторна и т.д. Ну и кое-какие еще мелочи поправил. Так что если
возникнет ранний вариант моей партитуры, его не надо учитывать и применять. На моем сайте
размещён 2-й ее вариант, думаю, окончательный.
andreiKo (03.11.2014 10:16) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
опера камерная, а что такое камерный
оркестр, тогда никто еще не знал.
А как насчет струнного квартет-квинтета ? ведь под
квартет-квинтет то он ее вполне мог сделать
Mikhail_Kollontay (03.11.2014 13:25) не в сети не в сети
andreiKo писал(а):
А как насчет струнного квартет-квинтета ? ведь под
квартет-квинтет то он ее вполне мог сделать
Да не думаю, просто если клавир
посмотрите, наверное, согласитесь, что там никак с квартетом не обернуться. Более того, и
без тромбонов куда деться в финале.
victormain (04.11.2014 06:21) не в сети не в сети
victormain писал(а):
... Он не мог пережить, что такой хороший,
замечательный, гениальный Модест - и такую ерунду повписывал...
`ерунда`, конечно, в
кавычках. Ещё кто в обморок грохнется...


 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru