Михаил Гнeсин
МИХАИЛ ГНEСИН (1883–1957)





Случайное произведение



Последние комментарии к произведениям композитора

hamerkop (29.08.2011 12:42) не в сети не в сети
Помнится, уважаемый kollontay хотел послушать `античные` опыты М.Ф.Гнесина. Как
выяснилось, некто попытался фрагментарно их озвучить (по-моему, это единственное, что было
спето со времён премьеры).
kollontay_ (29.08.2011 16:58) не в сети не в сети
Огромное Вам спасибо. Я безуспешно пытался организовать исполнение именно Эдипа в 1990
году, и даже было оно объявлено афишей. Но дело в том, что в выложенной Вами записи просто
пение! а должна быть декламация с опорой только на написанные ноты. Я не добрался до сути:
в музее при РАМ им. Гнеминых хранятся фонограммы (фонограмма?) того, как это предполагал
Гнесин. Я так понимаю, что там никак не то, что мы слышим на записи. Но надо добраться
туда, чтоб окончательно судить.
hamerkop (29.08.2011 17:08) не в сети не в сети
Насколько я знаю, это исполнение и было под эгидой Музея Гнесиных. Про авторизованные
фонограммы, честно, не слышал. Доводилось видеть партитуры: здесь должен быть аналог
Sprachgesang`а, но в принципе возможно и пение.
kollontay_ (29.08.2011 17:33) не в сети не в сети
hamerkop писал(а):
Насколько я знаю, это исполнение и было под эгидой
Музея Гнесиных. Про авторизованные фонограммы, честно, не слышал. Доводилось видеть
партитуры: здесь должен быть аналог Sprachgesang`а, но в принципе возможно и
пение.
Клавиры или партитуры Вы смотрели? Я видел только печатные клавиры, и что-то
концов партитур не нашел. Если ошибаюсь по поводу преполагавшейся декламация, буду
разочарован, но склонюсь перед историческим фактом, конечно. Я немало рылся в архиве
Гнесина в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ), и что помню, то и говорю, но голова уже не очень твердо
держит информацию, увы. Просто вокально-хоровой унисон звучит, по мне, пресно и не
особенно выразительно. В 1965 году мне летом пришлось долго жить в Афинах, и там были
незабываемые спектакли под открытым небом, ставили древнегреческие трагедии. Греки
устраивали - как понимали уж - вот такие вещи, без всякого аккомпанементе. И без
определенной высоты тонов. Притом декламировавшие унисонный хор и актеры двигались. Так
что я знаю: такое возможно, и может быть феноменально интересным. А уж что сделал Гнесин,
пока непонятно. Работал он для студии Мейерхольда, наверное, Вы это знаете.
hamerkop (29.08.2011 17:43) не в сети не в сети
Знаю, как Вы видите из заголовка записи.
Мейерхольд пытался воссоздать античную декламацию, но вот зафиксировал ли он найденное?
Думаю, композитор многое отдал здесь ему `на откуп`. Я видел, естественно, печатные
клавиры. В записи, само собой, допущение: здесь по всем античным правилам должны были
стоять мужики.
В античные времена хор хитро переходил с пения на мелодекламацию, с мелодекламации на
речь и пр. Кстати, многие куски именно пелись. Кстати, в трагедийных хорах Еврипид
использовал микрохроматику...
alexshmurak (29.08.2011 17:47) не в сети не в сети
hamerkop писал(а):
в трагедийных хорах Еврипид использовал
микрохроматику...
можно привести источник данных?
kollontay_ (29.08.2011 17:49) не в сети не в сети
alexshmurak писал(а):
можно привести источник данных?
Мне
мерещится, что когда учился, нам так преподавали. Но может быть налицо и галлюцинация.
Хотя бы в старый учебник Грубера можно заглянуть. один знакомый недавно мне откопал в
интернете попытку расшифровки чего-то такого сугубо папирусного, но я уже не найду, ссылку
потерял.
hamerkop (29.08.2011 17:50) не в сети не в сети
alexshmurak писал(а):
можно привести источник данных?
Эмиль
Розенов `Музыкальные памятники Эллады`. Год издания не помню - двадцатые, СССР. Уверен, в
Киевской консерватории должно быть. Там приводятся ноты созранившихся памятников
(расшифорванных) в обработке автора (а вот это он зря...)
alexshmurak (29.08.2011 17:51) не в сети не в сети
уже нашёл кое-что в интернете... не могу сказать, что это меня безумно взволновало - пафос
реконструкции мне чужд - но инспирировать сие может...
alexshmurak (29.08.2011 17:52) не в сети не в сети
hamerkop писал(а):
Эмиль Розенов `Музыкальные памятники Эллады`. Год
издания не помню - двадцатые, СССР. Уверен, в Киевской консерватории должно
быть.
спасибо!!
hamerkop (29.08.2011 17:53) не в сети не в сети
alexshmurak писал(а):
уже нашёл кое-что в интернете... не могу
сказать, что это меня безумно взволновало - пафос реконструкции мне чужд - но
инспирировать сие может...
Е.Герцман тоже считает, что античная музыка нашему уху и
восприятию органически чужда...
alexshmurak (29.08.2011 17:53) не в сети не в сети
http://www.pandia.ru/144079/

интереснейший материал, не по древней греции, но близко (в качестве `реконструкции`)
alexshmurak (29.08.2011 17:54) не в сети не в сети
hamerkop писал(а):
Е.Герцман тоже считает, что античная музыка нашему
уху и восприятию органически чужда...
ЭТОГО я не утверждал) к тому же, после разных
современных авторов меня эстетически нас что может шокировать)
alexshmurak (29.08.2011 17:55) не в сети не в сети
alexshmurak писал(а):
ЭТОГО я не утверждал) к тому же, после разных
современных авторов меня эстетически нас что может шокировать)
имел в виду: после
разных современных авторов нас мало что может шокировать
alexshmurak (29.08.2011 17:55) не в сети не в сети
alexshmurak писал(а):
ЭТОГО я не утверждал) к тому же, после разных
современных авторов меня эстетически нас что может шокировать)
имел в виду: после
разных современных авторов нас мало что может шокировать
hamerkop (29.08.2011 17:55) не в сети не в сети
alexshmurak писал(а):
http://www.pandia.ru/144079/

интереснейший материал, не по древней греции, но близко (в качестве
`реконструкции`)
Это действительно могло бы быть интересно, скажем,
дирижёрам-хоровикам или (а вдруг такие есть?..) вокалистам.
hamerkop (29.08.2011 17:58) не в сети не в сети
alexshmurak писал(а):
ЭТОГО я не утверждал) к тому же, после разных
современных авторов меня эстетически нас что может шокировать)
Не шокировать... она
`в чистом виде` проходит как бы `мимо` нашего восприятия. А вспомните, как в античные
времена разные лады НЕПОСРЕДСТВЕННО действовали на человека.
Когда целостность эстетического восприятия эпохи уходит, многое оттуда становится
непонятным, не будучи загадкой. Вот я о чём.
victormain (29.08.2011 17:59) не в сети не в сети
hamerkop писал(а):
Знаю, как Вы видите из заголовка записи.
Мейерхольд пытался воссоздать античную декламацию, но вот зафиксировал ли он найденное?
Думаю, композитор многое отдал здесь ему `на откуп`. Я видел, естественно, печатные
клавиры. В записи, само собой, допущение: здесь по всем античным правилам должны были
стоять мужики.
В античные времена хор хитро переходил с пения на мелодекламацию, с мелодекламации на
речь и пр. Кстати, многие куски именно пелись. Кстати, в трагедийных хорах Еврипид
использовал микрохроматику...
Да не Еврипид использовал микрохроматику, а
древнегреческая музыкальная система: см. энгпрмонический лад. Да и все всегда, пока не
причесались сдуру, использовали микрохроматику. Любая монодия, от фольклорной и до...
инкрустировалась при исполнении во все времена всеми народами, даже если ладовой теорией
(как в Древней Греции) это не было специально обосновано.
alexshmurak (29.08.2011 18:00) не в сети не в сети
а, да, это очевидно. но так же уходит и многое другое. утопично надеяться воссоздать
сознание прошлых эпох, но вдохновляться, получать удовольствие от оставшихся памятников -
почему нет
hamerkop (29.08.2011 18:02) не в сети не в сети
victormain писал(а):
Да не Еврипид использовал микрохроматику, а
древнегреческая музыкальная система: см. энгпрмонический лад. Да и все всегда, пока не
причесались сдуру, использовали микрохроматику. Любая монодия, от фольклорной и до...
инкрустировалась при исполнении во все времена всеми народами, даже если ладовой теорией
(как в Древней Греции) это не было специально обосновано.
Насколько помню, Эсхил и
Софокл в своей музыке придерживалисьстрогой диатоники, а Еврипид, изображая `сильные
страсти`, усложнил язык и насытил его микрохроматикой.


 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru