Гийом из Машо
ГИЙОМ ИЗ МАШО (1300–1377)







Codex Faenza, XV век: Bel fiore danca
Codex Faenza, XV век: Hont paur
Codex Faenza, XV век: Le ior
Баллада B 4 `Biaute qui toutes autres pere`
Баллада B 5 `Riches d`amour et mendians`
Баллада B 6 `Doulz amis`
Баллада B 9 `Dame ne regardes pas`
Баллада B14 `Je ne cuit pas`
Баллада B19 `Amours me fait desirer`
Баллада B20 `Je sui aussi com cilz`
Баллада B26 `Donnez, signeurs`
Баллада B30 `Pas de tor`
Баллада B31 `De toutes flours`
Баллада B33 `Nes que on porroit`
Баллада B34 `Quant Theseus / Ne quier veoir`
Баллада B37 `Dame se vous m`estes lonteinne`
Баллада `Plourez, dames` B32
Баллада В38 `Phyton, le mervilleus serpent`
Баллада В42 Dame, de qui toute ma joie
Виреле V 3 `Ay mi! dame de valour`
Виреле V 4 `Douce dame jolie`
Виреле V 5 `Comment qu`a moy`
Виреле V 8 `Dou mal qui m’a longuement`
Виреле V 9 `Dame, je weil endurer`
Виреле V10 `De bonte, de valuor`
Виреле V11 `He! dame de valour`
Виреле V12 `Dame, a qui m`ottri`
Виреле V13 `Quant je sui mis`
Виреле V16 `C`est force faire`
Виреле V17 `Dame, vostre doulz viaire`
Виреле V18 `Helas! et comment`
Виреле V19 `Dieus, Biaute, Douceur`
Виреле V21 `Je vivroie liement`
Виреле V22 `Foy porter`
Виреле V25 `Tuit mi penser`
Виреле V26 `Mors sui, se je ne vous voy`
Виреле V27 `Liement me deport`
Виреле V30 `Se je souspir`
Виреле V31 `Moult sui de bonne heure nee`
Виреле V33 `Dame, a vous sans retollier`
Гокет `David` (1360s)
Комплент `Tels rit au main` из Le Remède de Fortune (до 1342)
Ле L 1 `Loyaute, que point ne delay`
Ле L11: Le lay de la fontienne - `Je ne cesse de prier`
Ле L13 Le lay de bonne esperance: `Longuement me sui`
Ле L14 `Le lay de plour` - `Malgre fortune`
Ле L17: Un lay de consolation - `Pour ce que plus proprement`
Месса Богородицы (ок. 1360)
Мотет M 2 `De souspirant / Tous corps qui de bien amer / Suspiro`
Мотет M 3 `Fine Amour / He! Mors com tu es haie / Quare non sum mortuus`
Мотет M 4 `Puisque la douce rousee / De Bon Espoir / Speravi`
Мотет M 5 `Qui plus aimme / Aucune gent m`ont demande / Fiat voluntas tua`
Мотет M 6 `S`Amours tous amans joir / S`il estoit nulz qui pleindre / Et gaudebit cor vestrum`
Мотет M 7 `Lasse! je sui en aventure / J`ay tant mon cuer / Ego moriar pro te`
Мотет M 8 `Ha! Fortune / Qui es promesses de Fortune / Et non est qui adjuvet`
Мотет M 9 `O livoris feritas / Fons totuis superbie / Fera pessima`
Мотет M10 `Helas! ou sera pris confors / Hareu! hareu! le feu / Obediens usque ad mortem`
Мотет M11 `Fins cuers doulz / Dame, je sui cilz / Fins cuers doulz`
Мотет M13 `Eins que ma dame / Tant doucement m`ont attrait / Ruina`
Мотет M15 `Faus Samblant m`a deceu / Amours qui ha le pouoir / Vidi Dominum`
Мотет M16 `Se j`aim mon loyal ami / Lasse! comment oublieray / Pour quoy me bat mes matris?`
Мотет M18 `Bone pastor, qui pastores / Bone pastor, Guillerme / Bone pastor`
Мотет M19 `Diligenter inquiramus / Martyrum gemma latria / A Christo honoratus`
Мотет M20 `Biaute paree de valour / Trop plus est belle / Je ne sui mie certeins`
Мотет M21 `Veni creator spiritus / Christe, quie lux es / Tribulatio proxima est et non est qui adjuvet`
Мотет M22 `Plange, regni respublica / Tu qui gregem tuum ducis / Apprehende arma et scutum et exurge`
Мотет M23 `Inviolata genitrix / Felix virgo / Ad te suspiramus gementes et flentes`
Рондо R 1 `Doulz viaire gracieus`
Рондо R 4 `Sans cuer, dolens`
Рондо R 7 `Se vous n`estes`
Рондо R10 Rose, liz, printemps
Рондо R11 `Comment puet on mieus`
Рондо R12 `Ce qui soustient`
Рондо R14 `Ma fin est mon commencement`
Рондо R17 `Dix et sept, cinc, trese`
Рондо R18 `Puisqu`en oubli`
Рондо R20 `Douce dame tant qui vivray`
Рондо R21 `Quant je ne voy`
Рондо R22 (рондель) `Dame, mon cuer en vous remaint`


Последние комментарии к произведениям композитора

Atonal (07.09.2011 22:12) не в сети не в сети
Codex Faenza - коллекция инструментальных сочинений европейских композиторов конца XIV –
начала XV века.

Подробнее см. http://www.jstor.org/pss/20531912
kaplanof (06.03.2010 14:08) не в сети не в сети
Уважаемые модераторы, добавьте после слова director Gilles Binchois
steinberg (01.05.2012 11:02) не в сети не в сети
Спасибо за такого Машо!!!
samlev (01.05.2012 11:07) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
Спасибо за такого Машо!!!
Присоединяюсь!!
steinberg (01.05.2012 11:19) не в сети не в сети
...вот здесь звучит безладовая лютня, сиречь уд...Арабский колорит средневековой музыки
всегда изумляет. Позволю себе порассуждать: музыка средневековья и раннего возрождения
универсальна не только в смысле историческом (имея ввиду явные параллели с композиторской
техникой 20-го века), но и в смысле географическом, имея ввиду ориентализм.
samlev (01.05.2012 12:29) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
Позволю себе порассуждать: музыка средневековья
и раннего возрождения универсальна не только в смысле историческом, но и в смысле
географическом, имея ввиду ориентализм.
Хорошо! Спасибо.
art15 (06.06.2016 18:25) не в сети не в сети
Как же здесь все просто, ясно, доступно и гениально. Нет перезагруженности, свойственной
романтизму. Все интонации, голоса и инструмента, четко слышны.

Во многих операх и песнях вообще не могу разобрать что поют, черт ногу сломит. На русском
языке, про другие не говорю.
alexa_minsk (06.06.2016 18:53) не в сети не в сети
art15 писал(а):
Как же здесь все просто, ясно, доступно и гениально.
Нет перезагруженности, свойственной романтизму. Все интонации, голоса и инструмента, четко
слышны.
После такого комментария захотелось послушать и мне.
Прекрасная, волнующая музыка!
abcz (06.06.2016 19:04) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
...вот здесь звучит безладовая лютня, сиречь
уд...Арабский колорит средневековой музыки всегда изумляет.
собственно, арабский
колорит задан только вступлением-импровизацией. Т.е. чистым произволом исполнителя. Сама
песня не вызывает ни малейших арабских ассоциаций. Другое дело, мы не знаем как это пелось
(и игралось) в Машо при Гийоме.
steinberg (06.06.2016 19:32) не в сети не в сети
abcz писал(а):
собственно, арабский колорит задан только
вступлением-импровизацией. Т.е. чистым произволом исполнителя. Сама песня не вызывает ни
малейших арабских ассоциаций. Другое дело, мы не знаем как это пелось (и игралось) в Машо
при Гийоме.
Это не единственный пример. Его мессу анс Марселя Переса тоже интонирует
не по европейски(в нашем привычном)... Одно можно сказать точно: чисто поступенного, как
на сольфеджио, мышления и в помине не было, и григорианское пение, похоже не исключение
(принято считать, наоборот). А орнаментика дожила собственной жизнью до КФЭ Баха,
расшифровкой клавирных украшений кто только не занимался... Про колорит: влияние арабской
Испании в какой-то момент вероятно все-таки было мощным, хотя это вопрос не только
влияния.
abcz (06.06.2016 19:43) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
Это не единственный пример. Его мессу анс Марселя
Переса тоже интонирует не по европейски(в нашем привычном)... Одно можно сказать точно:
чисто поступенного, как на сольфеджио, мышления и в помине не было, и григорианское пение,
похоже не исключение (принято считать, наоборот). А орнаментика дожила собственной жизнью
до КФЭ Баха, расшифровкой клавирных украшений кто только не занимался... Про колорит:
влияние арабской Испании в какой-то момент вероятно все-таки было мощным, хотя это вопрос
не только влияния.
да, это вопрос не (только) влияния. Германцы пришли с
северо-востока, и такое влияние было позднее возникновения григорианского пения. Влияние
могли оказать, скорей римляне и греки. На которых, в свою очередь, могли оказывать влияние
египтяне, критяне и междуреченцы (и вот этого влияния мы вовсе отследить не можем: никаких
оснований нет).
Я думаю, такая вот интерпретация средневековых записей (по табулатурам с полуопознанным
строем, по звуковысотным записям с предположительными ладами) - это явление не аутентизма,
а worldmusic, когда исполнители ищут вокально-инструментальные ассоциации в самых странных
местах (Африка, Ближний Восток, Кавказ, Прикаспий) при том, что эти ассоциации или не
могут быть доказаны, или вовсе даже маловероятны.
Зато красиво звучит, да.
(я, кстати, как-то делал в стилистике XVI-го в. такие обработки - и ничего, тоже звучит)
steinberg (06.06.2016 19:48) не в сети не в сети
abcz писал(а):
Зато красиво звучит, да.
Вот что у Вас хотел
спросить. Вы ведь по индийской части, я так понял, в материале. Прочел, что они интонируют
чтение вед, стало интересно. Не знаете ли, где в интернете можно такое услышать?
abcz (06.06.2016 19:53) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
Вот что у Вас хотел спросить. Вы ведь по
индийской части, я так понял, в материале. Прочел, что они интонируют чтение вед, стало
интересно. Не знаете ли, где в интернете можно такое услышать?
так ведь рага - она и
есть способ интонирования ричей и саманов. Просто, искать традиционные: гимны Агни, Индре.
(я больше по Упанишадам и т.п., музыкой не занимался почти совсем)
steinberg (06.06.2016 19:59) не в сети не в сети
abcz писал(а):
worldmusic
... последнее время вызывает некоторый
мой интерес и толерантность. Очень мошная волна с семинарами по всему миру, к-рые дают
возможность общения с теми, кто правда что-то может.
steinberg (06.06.2016 20:03) не в сети не в сети
abcz писал(а):
так ведь рага - она и есть способ интонирования ричей
и саманов. Просто, искать традиционные: гимны Агни, Индре.
(я больше по Упанишадам и т.п., музыкой не занимался почти совсем)
Я прочел, что
наиболее развит звукоряд в Сомаведе. Ну а как искать, никакого понятия не имею... Недавно
слушал индийца в Рахманиновском. Играл на таблах что-то замысловатое и при этом произносил
вслух какие-то ритмы совсем поперек. Интересно.
abcz (06.06.2016 20:06) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
... последнее время вызывает некоторый мой
интерес и толерантность. Очень мошная волна с семинарами по всему миру, к-рые дают
возможность общения с теми, кто правда что-то может.
там система такая: каждый раздел
гимнов писался неким человеком (риши), который потом становился основателем родовой ветви,
внутри которой сохранялась традиция интонирования. Причём, это не было мелодией (хотя
иногда и мелодическими паттернами какими-то тоже), а отсылкой к какому-то определённому
модусу раги (именному, родовому, имеющему конкретное название). Каждый традиционный
исполнитель приписывает себя к такому роду, и хотя присвоение рода - и грех, и
преступление, такое всё-таки случается нынче. Поэтому лучше узнавать об исполнителе
подробнее. Но если он действительно принадлежит роду, можно с большой долей уверенности
сказать, что его гимн звучит примерно так же, как звучал и при создании 3 или 4 тыс. лет
назад (способ передачи гарантирует).
abcz (06.06.2016 20:08) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
Я прочел, что наиболее развит звукоряд в
Сомаведе. Ну а как искать, никакого понятия не имею... Недавно слушал индийца в
Рахманиновском. Играл на таблах что-то замысловатое и при этом произносил вслух какие-то
ритмы совсем поперек. Интересно.
Самаведа есть у меня на сайте (в переводе и в
оригинале). Эта веда по большей части состоит из гимнов Ригведы со специальными указаниями
по пению. Есть при переводе и обзорная (плохая) статья о структуре раги.
Щас гляну ссылку.
abcz (06.06.2016 20:12) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
Я прочел, что наиболее развит звукоряд в
Сомаведе.
вот:
http://lukashevichus.info/knigi/samaveda_matveev.pdf
и вот (тоже не очень хорошо музыковедчески, но, что есть...):
http://lukashevichus.info/knigi/caitanyadeva_indiysk_musyka.pdf
Anonymous (06.06.2016 20:16) не в сети не в сети
abcz писал(а):
там система такая: каждый раздел гимнов писался неким
человеком (риши), который потом становился основателем родовой ветви, внутри которой
сохранялась традиция интонирования. Причём, это не было мелодией (хотя иногда и
мелодическими паттернами какими-то тоже), а отсылкой к какому-то определённому модусу раги
(именному, родовому, имеющему конкретное название). Каждый традиционный исполнитель
приписывает себя к такому роду, и хотя присвоение рода - и грех, и преступление, такое
всё-таки случается нынче. Поэтому лучше узнавать об исполнителе подробнее. Но если он
действительно принадлежит роду, можно с большой долей уверенности сказать, что его гимн
звучит примерно так же, как звучал и при создании 3 или 4 тыс. лет назад (способ передачи
гарантирует).
А известны ли имена сочинителей гимнов, написанных 3-4 тыс. лет назад.
И возможно их где-то прослушать в таком виде, в каком они тогда звучали? Я всегда
задавался этим вопросом)
abcz (06.06.2016 20:22) не в сети не в сети
Anonymous писал(а):
А известны ли имена сочинителей гимнов,
написанных 3-4 тыс. лет назад. И возможно их где-то прослушать в таком виде, в каком они
тогда звучали? Я всегда задавался этим вопросом)
да, конечно. Каждый раздел (Ригведы)
озаглавлен именем сочинителя (и главы рода). В моё время (когда я этим интересовался) это
можно было услышать только в ашрамах да в храмах (ну и на улице, конечно, рядом с Гангой,
где-нибудь на кладбище, но там без гарантии аутентичности), теперь, думаю, это можно без
труда найти и в сети. Поискать какие-нибудь сайты ашрамов (типа Васистхашрама
(Вашиштх...)), института йоги в Дели...
steinberg (06.06.2016 20:24) не в сети не в сети
abcz писал(а):
вот:
http://lukashevichus.info/knigi/samaveda_matveev.pdf
и вот (тоже не очень хорошо музыковедчески, но, что есть...):
http://lukashevichus.info/knigi/caitanyadeva_indiysk_musyka.pdf
Спасибо!
Anonymous (06.06.2016 20:35) не в сети не в сети
abcz писал(а):
да, конечно. Каждый раздел (Ригведы) озаглавлен именем
сочинителя (и главы рода). В моё время (когда я этим интересовался) это можно было
услышать только в ашрамах да в храмах (ну и на улице, конечно, рядом с Гангой, где-нибудь
на кладбище, но там без гарантии аутентичности), теперь, думаю, это можно без труда найти
и в сети. Поискать какие-нибудь сайты ашрамов (типа Васистхашрама (Вашиштх...)), института
йоги в Дели...
Спасибо большое! Интересно) Поищу) А этих сочинителей можно назвать
также композиторами или нет? Я не понимаю, имеют ли они отношение к музыкальной части или
же только к литературной.
abcz (06.06.2016 20:59) не в сети не в сети
Anonymous писал(а):
Спасибо большое! Интересно) Поищу) А этих
сочинителей можно назвать также композиторами или нет? Я не понимаю, имеют ли они
отношение к музыкальной части или же только к литературной.
это традиция жёстко
обусловленной импровизации, так что, композиторами их назвать нельзя (как нельзя саман
назвать композицией). Но обусловленность очень жёсткая. Метроритм и направление движения
задан самим текстом (способы интонирования и долготы задаются особыми признаками в
тексте), его определённым размером. Кроме того, к определённому метру привязан
определённый набор раг, и определённый же набор раг привязан к «герою» гимна. Т.е. если
«гимн Агни в размере ануштубх», то уже одним этим задаётся рага и её модус, хотя, иногда
это прописывается и в самом тексте (если вид раги выходит не один).
Кроме того, гимны вообще не проговариваются (рецитируются). Они всегда пропеваются (хотя
это пение очень часто никак не назовёшь академическим), так что, здесь разделение на
«слова и музыку» просто не существует, поскольку не существует музыки, но не существует,
так же, и не пропетого текста.
Anonymous (06.06.2016 21:21) не в сети не в сети
abcz писал(а):
это традиция жёстко обусловленной импровизации, так
что, композиторами их назвать нельзя (как нельзя саман назвать композицией). Но
обусловленность очень жёсткая. Метроритм и направление движения задан самим текстом
(способы интонирования и долготы задаются особыми признаками в тексте), его определённым
размером. Кроме того, к определённому метру привязан определённый набор раг, и
определённый же набор раг привязан к «герою» гимна. Т.е. если «гимн Агни в размере
ануштубх», то уже одним этим задаётся рага и её модус, хотя, иногда это прописывается и в
самом тексте (если вид раги выходит не один).
Кроме того, гимны вообще не проговариваются (рецитируются). Они всегда пропеваются (хотя
это пение очень часто никак не назовёшь академическим), так что, здесь разделение на
«слова и музыку» просто не существует, поскольку не существует музыки, но не существует,
так же, и не пропетого текста.
Спасибо большое за интересную информацию! Я теперь
понимаю немного об этом, ибо мне эта тема также интересна, но я не мог найти описание на
понятном языке. Но вообще сама теория древнеиндийской музыки очень сложна. Это больше
философия. У меня есть книга про древнюю музыку. Там есть разные нотные примеры музыки
разных народов, в том числе отрывки вед.
Opus88 (02.03.2017 02:43) не в сети не в сети
Интересно, спасибо!
И Дмитрий порадуется, заодно и подправит оформление.
Andrew_Popoff (17.07.2016 22:55) не в сети не в сети
Чудесно! Спасибо, Дима!
Anonymous (17.07.2016 22:58) не в сети не в сети
Andrew_Popoff писал(а):
Чудесно! Спасибо, Дима!
Да, прекрасно!
Очень нравится это виреле) Пожалуйста!)
Я вообще удивляюсь Штольцу. На каких инструментах он только не играет)
Ablomov (18.07.2016 08:48) не в сети не в сети
Anonymous писал(а):
Да, прекрасно! Очень нравится это виреле)
Пожалуйста!)
Я вообще удивляюсь Штольцу. На каких инструментах он только не играет)
А что это за
инструмент?
Anonymous (18.07.2016 09:13) не в сети не в сети
Ablomov писал(а):
А что это за инструмент?
Там несколько
инструментов. Под аудио подписано: псалтерий, малая арфа, тенор ребер, перкуссия.
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru