Святослав Рихтер
СВЯТОСЛАВ РИХТЕР (1915–1997)
Святослав Рихтер (фортепиано)





Случайное произведение



Последние комментарии к произведениям композитора

Yuriyauskiev (23.06.2011 18:55) не в сети не в сети
Для разнообразия предлагаю викторину: предлагается назвать автора, название произведения и
исполнителя. Уверен, что некоторые вопросы не покажутся сложными.
protoval24 (23.06.2011 20:40) не в сети не в сети
Yuriyauskiev писал(а):
Для разнообразия предлагаю викторину:
предлагается назвать автора, название произведения и исполнителя. Уверен, что некоторые
вопросы не покажутся сложными.
Еще надо определить марку рояля или фортепиано))))
Dissonance (23.06.2011 21:33) не в сети не в сети
protoval24 писал(а):
Еще надо определить марку рояля или
фортепиано))))
...а так же время и место записи:))

to Yuriyauskiev:
Юрий, т.к. файл загрузили Вы, я буду очень удивлен, если окажется, что исполнитель - НЕ
Рихтер))
Ну, и раз уж это загадка, предположу: это Святослав Рихтер играет собственное
сочинение...
Yuriyauskiev (23.06.2011 22:43) не в сети не в сети
Dissonance писал(а):
...а так же время и место записи:))

to Yuriyauskiev:
Юрий, т.к. файл загрузили Вы, я буду очень удивлен, если окажется, что исполнитель - НЕ
Рихтер))
Ну, и раз уж это загадка, предположу: это Святослав Рихтер играет собственное
сочинение...
С Вами неинтересно. Да, произведение Светика Рихтера играет Святослав
Рихтер. Об этом можно прочитать в Дневниках. Домашний концерт 7/11/87 был посвящен памяти
А.П.Москалевой, матери Рихтера. Я всё же думал, что присутствующие узнают фрагмент из
фильма Монсенжона. Т.е., то, что я выложил, уже было известно. Другое дело, в фильме на
музыку накладывается речь.
Никто толком не знал, как называется эта пьеска. Пришлось консультироваться с очень
знающими и известными людьми и высказывать свои соображения. Возражений не было. Думаю,
мне удалось выбрать правильное из известных названий его детских произведений – «Плетение
венков». Итак, можно удалять запись из раздела «Неизвестные композиторы» и вводить нового
композитора (в отличие от исполнителя).

P.S. Тут еще и инструмент просили определить. Это просто - надо выбрать из двух роялей в
его квартире. Чаще всего в таких случаях использовался большой Стейнвей.
MargarMast (23.06.2011 22:53) не в сети не в сети
Yuriyauskiev писал(а):
Да, произведение Светика Рихтера играет
Святослав Рихтер.
Возвращаясь к напечатанному и, кстати, к возражениям samlev и
chopin - всё-таки, как много профессиональных пианистов писали музыку, в то время, как
многие композиторы были прекрасными музыкантами?
Freddie (12.08.2011 23:49) не в сети не в сети
И всё же как ново и аутентично!
Yuriyauskiev (13.08.2011 01:03) не в сети не в сети
Freddie писал(а):
И всё же как ново и аутентично!
А Вы
попробуйте послушать в большом зале или хотя бы в большой комнате. Необыкновенно звучит! Я
именно таким образом как-то по-новому услышал эту пьесу (слышанную до этого много раз!) в
кинотеатре во время Тарусского фестиваля-2011 Фонда Рихтера и был совершенно очарован.
Открылись какие-то новые звучания. 1-го августа в день смерти великого Музыканта после
концерта всегда звучат его записи. С некоторых пор я подбираю их и предлагаю для
обсуждения нашей небольшой компании, в которую входил раньше и незабвенный Витя Зеленин.
Руководство Фонда нам всецело доверяет. В этом году звучали произведения Рахманинова:

Этюды-картины
ре минор, опус 33 №5
4/83 – Мюнхен
ми бемоль минор, опус 33 №6
16/10/65 – Москва
до минор, опус 39 №1
30/3/66 - Москва

Прелюдия соль диез минор, опус 32 №12
10/10/76 - Москва

После этого отдельно была объявлена пьеса юного Святослава, Светика Рихтера. И она хорошо
слушалась даже после гениальных произведений Рахманинова, прозвучавших так высоко в этом
русском уголке, знавшем кроме Рихтера семейство Цветаевых, Борисова-Мусатова, Заболоцкого,
Паустовского, Ахмадулину.

P.S. В фильме Монсенжона пьеса не очень обращает на себя внимание. Наверное, потому, что
нет никаких комментариев.
Yuriyauskiev (09.09.2011 20:43) не в сети не в сети
Yuriyauskiev писал(а):
Домашний концерт 7/11/87 был посвящен памяти
А.П.Москалевой, матери Рихтера.
Не понимаю, откуда взялась у меня эта дата. Домашний
концерт состоялся 11/11/87. Это так важно? Разве что биографам. Но тут другая штука.
Выясняется, что с нашего сайта переписываются записи и потом издаются. На диске фирмы
Vенеция та же дата, тот же фрагмент - ведь в `Энигме` не вся пьеса. С одной стороны,
хорошо, что желающие могут познакомиться с творчеством самого Рихтера, пусть написано это
в детстве. С другой стороны, есть наследники, есть фильм, есть какие-то юридические нормы.
Думая об этом, радости не испытываю. Хотя, может быть, я по незнанию законов сгущаю
краски.
M_I_ (02.12.2011 09:42) не в сети не в сети
Н-да...
Если всё так и есть, т.е. если это С.Т.Рихтер в 1987 году играет сочинения Светика
Рихтера, то получается, что взрослый музыкант явно изображает играющего маленького
Светика. За роялем как будто сидит ребёнок.
Не ясно, целиком ли тут представлено это сочинение, поскольку фонограмма не передаёт
чётко начало и конец исполнявшейся музыки.
M_I_ (02.12.2011 23:02) не в сети не в сети
Yuriyauskiev писал(а):
Никто толком не знал, как называется эта
пьеска. Пришлось консультироваться с очень знающими и известными людьми и высказывать свои
соображения. Возражений не было. Думаю, мне удалось выбрать правильное из известных
названий его детских произведений – «Плетение венков».
Мне кажется, что по настроению
этой пьесы, ей могло бы подойти название: `Дождик`. Пьесу с таким названием Рихтер
упомянул, говоря о своих ранних сочинениях.
M_I_ (02.12.2011 23:17) не в сети не в сети
M_I_ писал(а):
по настроению этой пьесы, ей могло бы подойти
название: `Дождик`.
Это дождик, наблюдаемый из-за открытой двери (или окна) первого
этажа небольшого загородного домика. Слышны крупные капли, падающие с края крыши в таз,
специально подставленный для сбора воды, наполовину уже полный. Слышен и общий тихий и
слитный звук дождика в целом, нескончаемого и безнадёжного. Слышен и глубокий вздох
смотрящего из-за того, что дождь никак не кончается.

Пьеса мне нравится.
Yuriyauskiev (03.12.2011 01:54) не в сети не в сети
M_I_ писал(а):
Мне кажется, что по настроению этой пьесы, ей могло бы
подойти название: `Дождик`. Пьесу с таким названием Рихтер упомянул, говоря о своих ранних
сочинениях.
Да, о `Дождике` Рихтер рассказывает Дмитрию Терехову, о чем можно
прочитать в его книге.
В Дневниках есть ссылка на `Дождик` (запись 311, домашний вечер 10/11/75, посвященный дню
рождения матери Рихтера ), но на самом деле перечня звучавших тогда детских произведений
Рихтера там нет. Интересно заметить, что они слушали в тот вечер также концерт Шумана.
Наверное, это в память о том, что юный Святослав играл этот концерт, в частности, сестрам
Семеновым - за солиста и за оркестр.
О вечере 11/11/87 Рихтер пишет в Дневниках более подробно. Он играл свои пьесы `Заход
солнца`, `Праздник`, `Лошадки`, `Плетение венков`, сонату C-dur, а Галина Писаренко спела
арию Бэлы из незаконченной оперы Рихтера. Кроме того Олег Каган сыграл романс Теофила
Даниловича Рихтера. Естественно, за роялем - Святослав Рихтер.
Так вот, анализируя, какую пьесу избрал Монсенжон, вставив фрагмент в свой фильм, я
предположил, что это именно `Плетение венков`. Под этим названием она и появилась с моей
легкой (?) руки и даже без моего ведома была недавно выпущена, переписанная с нашего сайта
и с той же ошибочной датой. Замечу, что Монсенжон не знает названия этой пьесы, но вроде
бы и не возражает против такого варианта.
M_I_ (04.12.2011 15:23) не в сети не в сети
Исходя из образного содержания этой пьесы, из её настроения, полагаю, что если это
`Плетение венков`, то со слезами на глазах.
M_I_ (04.12.2011 15:38) не в сети не в сети
Yuriyauskiev писал(а):
P.S. Тут еще и инструмент просили определить.
Это просто - надо выбрать из двух роялей в его квартире. Чаще всего в таких случаях
использовался большой Стейнвей.
И.Т.Бобровская, побывав в доме Рихтера потом
рассказала, что хозяин водил её по квартире и всё показывал. Показали ей и второй рояль,
не Стейнвей (кажется, марки Бехштейн), довольно старый. Ираида Тимофеевна попробовала его
- совсем раздолбанный инструмент. Но оказалось, что хозяева его очень любят.
nothingspecial (04.12.2011 15:43) не в сети не в сети
Очень милая пьеска, почти каждый день слушаю.
Yuriyauskiev (04.12.2011 16:57) не в сети не в сети
M_I_ писал(а):
И.Т.Бобровская, побывав в доме Рихтера потом
рассказала, что хозяин водил её по квартире и всё показывал. Показали ей и второй рояль,
не Стейнвей (кажется, марки Бехштейн), довольно старый. Ираида Тимофеевна попробовала его
- совсем раздолбанный инструмент. Но оказалось, что хозяева его очень любят.
Я не раз
упоминал профессора Тбилисской консерватории Валентину Константиновну Куфтину. Мне
рассказывал её ученик, человек, с которым я много лет общался, профессор Киевской
консерватории Всеволод Михайлович Воробьев, что Валентина Константиновна завещала два
своих рояля Воробьеву и Рихтеру. Не знаю толком, как один из них доставили в Москву и
сохранился ли он до нашего времени. Всеволод Михайлович утверждал, что на этом рояле
Рихтер занимался. Но сейчас в музее-квартире в большой комнате этого рояля нет.
У Воробьева я видел два рояля - Блютнер и Ибах.

И немного на другую тему. Возможно, писал, что Куфтина трогательно заботилась о Рихтере.
Она могла накормить его вкусным обедом, невзначай сунуть в карман что-нибудь полезное,
например, носки. Естественно, живущий искусством молодой музыкант не задумывался о
происхождении таких вещей в своих карманах.

И еще. Очень жаль, что о пребывании Рихтера в Тбилиси толком ничего не написано, или я
просто не в курсе. А ведь были там потрясающие концерты и некоторые замечательно
оформленные: над роялем сооружались беседки из живых цветов - над этим работала
замечательная художница Елена Ахвледиани. На один его концерт написана восторженная
рецензии. Уже утратил веру в то, что мы наконец сможем увидеть книгу памяти Куфтиной, в
которой должна быть эта её рецензия на 2-й концерт Брамса, исполненный 5/3/53 с Одиссеем
Димитриади.Бывая в доме Воробьевых, сам я не раз эту рецензию читал в рукописи. Рукопись
Воробьев привез из Москвы - Рихтер легко отдал её, т.к. Воробьев рассказал, что собирается
писать книгу о Куфтиной. Теперь эта книга, насколько я понимаю, закончена уже
продолжателями дела Воробьева, но что-то не получается с изданием

Разговор зашел о роялях, а у меня получились вариации, причем, не совсем на заданную
тему. Но на самом деле, начиная о чем-то вспоминать, видишь, как вплетаются другие темы,
люди, события. Сколько всего было в жизни замечательного Музыканта, какие общения, какие
личности, и многие – «соль земли». По крупицам воссоздаешь культурную питательную среду, в
которой он возрастал и которую в свою очередь обогащал.


 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru