Пользователь: steinberg

         
   
Информация о пользователе steinberg (не в сети )




   
   


Тема:Натрём бронзу до блеска золота
(04.10.2011 01:11)
kollontay писал(а):
Так ведь вавилонское пленение
и соответствующий псалом 19-й кафизмы было за 6 что-то столетий до
разрушения храма римлянами, так что все в порядке. Православным может
быть интересно, кстати, что этот псалом был раньше также полиелейным,
как и предшествующие два, а потом когда-то это ушло, и теперь его по
уставу поют только в несколько недель Великого поста. Простите, я как
всегда упрыгнул от темы.
Перечитал сейчас на реках Вавилонских:
припомни Г-дь сынам Эдома день разрушения Иерусалима (у меня
подстрочник). Сыны Эдома - это римляне, таким образом здесь имеются
ввиду события связанные с разрушением 2-го храма.Интересно, также что
фраза: `аще забуду тебе Иерусалиме забвена буди десница моя` имеет в
еврейской традиции следующее толкование:правой рукой играют на киноре
и буквальный перевод этого места: `забудь моя правая` имеет тоже
значение что и `прильпни язык мой к гортани моему`,т.е. не сыграю и не
спою. Вывод к-рый я могу сделать из этого таков: пророчество сообщает
о разрушении обоих храмов как бы обобщенно и действия с музыкальными
инструментами соотносимы с обоими событиями.
    


Тема:Натрём бронзу до блеска золота
(03.10.2011 19:28)
kollontay писал(а):
Я ориентируюсь на серьезные
исследования по библейским инструментам. Там сказано, что звучат
основной, квинтовый и октавный тоны, и есть их комбинации, имеющие
названия. Это, конечно, не мелодии в привычном смысле слова. Переход с
основного тона на квинтовый - это один из таких вариантов. переход
сразу на октаву - есть сразу в двух вариантах названий, в зависимости
от некоторых моментов. Все это имеет названия, но их не очень как
понятно передать в русской транслитерации. Я знаю, что в паре
сочинений шофар (в виде, конечно, имитации) все-таки использован, в
частности, у Эльгара. Знаю также, что кое-где он заменяется корнетом
или чем-то в этом духе, что, конечно. неправильно. Если Вы знаете
больше, расскажите, это весьма интересно и безотносительно к
Мусоргскому. В Храме было немало инструментов, но все, кроме шофара,
были запрещены в знак траура ввиду разрушения Храме римлянами, это то,
что я знаю. То есть это инструмент не запрещенный к употреблению вне
храма.
По-поводу шофара известно следующее: существует
предписание евреям дуть в шофар, так евреи до сих пор в него и дуют.
Шофар - это рог того барана, который был зарезан вместо Ицхака
(по-русски Исаака, эпизод жертвоприношения Авраама). Интересная
деталь, сам этот баран был создан по еврейским представлениям в самом
начале мира, чтобы явиться именно в этот момент (к вопросу о
происхождении инструмента). Из него можно выдуть несколько звуков
натуральной гаммы. Запрет употребления чего либо вне храма связан
прежде всего с неуместностью исполнения или произнесения чего либо в
другом месте кроме храма. По-поводу запрета инструментов, я впервые
слышу и это сомнительно, поскольку в псалме на реках Вавилонских
упоминаются органы к-рые обесихом на вербии. И хотя псалом
пророчествует о событиях случившихся позже, в таких деталях
двусмысленности быть не может.
    


Тема:Натрём бронзу до блеска золота
(03.10.2011 16:22)
kollontay писал(а):
Я имел в виду микроуровень в
основном. Там это слышно, мне кажется, вполне явно, хотя не ухватишь,
и структуры непросты до неуловимости. Что до каббалы, я буду счастлив,
если это брехня, конечно. Если хотите, попробую найти Алексея и
притянуть его сюда - не видел его не меньше 10-ти лет. Но отдельные
иудейские мотивы в цикле есть определенно, явно, не только в `Самуэле
и Шмуйле`, например, в `Старом замке` можно увидеть каноническую
мелодию шофара. На рисунке Гартмана гном - в кипе или чем-то
похожем.
Вот насчет канонической мелодии шофара я против. Шофар -
это рог и играть на нем мелодий насколько я знаю не принято, в него
трубят, и он издает громкий призывный монотон. Насчет иудейских
мотивов в любом случае будет интересно, если кто-нибудь в состоянии об
этом рассказать. Ведь есть такие иудейские мотивы, как скажем у
Соломоно Росси, а есть запрещенные к исполнению вне храма, но это к
слову.
    


Тема:Натрём бронзу до блеска золота
(03.10.2011 11:07)
kollontay писал(а):
Мультфильм я не видел. Про
каббалистику писать не буду, потому что все слышал об этом нюансе в
разговоре с Алексеем Кандинским (младшим), который писал книгу на эту
тему. Разговор был подробный, но Алеша говорил абсолютно специальные
вещи, вплоть до манеры написания русских букв и расстановки как бы
ненужных точек, на которые, не зная, не обратишь внимание и которые
имеют определенное вот эдакое значение. Издал ли он эту книгу, сказать
не могу, надо у него самого спросить. Насчет музыкальных вопросов я бы
рад, но судите сами, нет ни рояля, ни нот, как же быть? Но Вы сами
можете проанализировать, например, первые два такта `Картинок`,
выявить все сложные симметрии там, ведь в каких-то `трёх соснах`
образуется совершенно немыслимая и несчитаемая эдакая `раковина`,
можно сосчитать количество нот в этих тактах, можно проанализировать
первые 2 такта `Гнома`, сопоставив их с заключительным пассажем этой
пьесы, с контрапунктом к медленной хроматической нисходящей гамме,
посмотреть на контрапунктическое соединение в начале Прогулки,
которая идет сразу за Гномом. Это просто вот куда я бы стал смотреть и
о чем говорить. Можно дать и пояснительный комментарий, то есть каковы
семантические вещи (возможно!), но куда там... Подробного и настоящего
анализа я никогда не делал, но для меня нет сомнения, и это явно, что
есть некая числовая символическая система. То, что у Моцарта скрыто от
глаз подальше, тут более наивно. Но вот так впрямую не взять. Нужна
огромная работа, и она может дать какой-то результат, то есть хакнуть
при большом терпении, думаю, можно. В отличие от символики Моцарта,
вероятно. Хотя и там кое-что сделано. Простите, что конкретно не
отвечаю, но, наверное, понятно, что и я не готов, и нет технической
возможности.
Большое спасибо. Я переслушал Картинки и не услышал
какого-либо особого значения в повторах явных и скрытых. Может быть
следует поискать в нотах. А мультфильм Алексеева позвольте
порекомендовать Вам посмотреть. Собственно Алексеев известен как
изобретатель игольчатого экрана, родился в России и уехал во Францию
сразу после революции, кажется. У него 2 шедевра Картинки с выставки и
Нос. В Картинках есть эпизод где вращаются силуэты - собственно
симметрия. Если это, что называется, музыкой навеяно, то надо бы
разобраться. А по-поводу кабалы, если это не высосано из пальца,
интересно было бы узнать какими источниками пользовался Ваш
собеседник.
    


Тема:Натрём бронзу до блеска золота
(02.10.2011 22:10)
kollontay писал(а):
Про Мусоргского... Пришлось
думать о его `Картинках с выставки`, и там очень много явных числовых
комбинаций. Я об этом говорил, и показывал за роялем, и в энном
количестве письменных трудов разных людей эти наблюдения разошлись
(конечно, не под моим именем). Но в рамках форума немыслимо
анализировать саму музыкальную плоть. Первые два такта `Прогулки`:
зеркальная симметрия. Начало `Гнома`, опять симметрия. Заимствование
хасидской мелодии в `Шмуйле`. Полное отсутствие информации о личной
жизни композитора. Есть книга о каббалистических мотивах и формулах
уже в почерке, иными словами. уже буквы Мусоргский пишет в такой
манере, которая заставляет думать о каббалистических символах (я в
этом ничего не смыслю, но беседовал с автором книги на эту тему).
Гадание Марфы, плюс финал `Без солнца` - не могу сформулировать, но
магические символы опять просвечивают насквозь, как черепа в си
минорной `Прогулке`. Да и сами картинки гартмана стОят, чтоб на них
посмотреть с этой точки зрения, хотя они очень труднодоступны, но у
меня есть японская книжка с неким количеством картинок, из которых
много чего видно. Пресимволизм в `Песнях и плясках`, да и не только в
них. Ну, в общем, я ничего не могу сказать конкретно и доказательно,
нужен анализ специалиста. Как подтверждение косвенное: мне ясно, что
первым учителем у М. был Даргомыжский, и вот о нем была блестящая
статья Ларисы Кириллиной, главный пафос которой - раскрытие роли
демонического начала. Так что все та же `Весна священная` зарождалась
долго. Простите за бессвязицу, меня тут все время
отвлекают.
Извините, что возвращаюсь к давно сказанному, нельзя
ли про Мусоргского в этой связи по-подробней: про симметрию в
Картинках, и прочие кабалиситические заимствования. Приходилось ли Вам
видеть мультфильм Александра Алексеева Картинки с выставки?
    


Тема:Нектариос Чаргейшвили
(02.10.2011 18:02)
kollontay писал(а):
Я тут уже писал некоторые
наводки. Надо связываться с музыковедом Мариной Павловной Рахмановой.
Она - супруга композитора Юрия Буцко. Есть сын Чаргейшвили, но он
вовсе не музыкант и не знаю где живет. Есть болельщик Чаргейшвили по
имени Олег (не помню отчество) Гриценко. Архив держал человек по
фамилии Виноградов, не помню ни имени, ни отчества, в прошлом,
кажется, балетмейстер Большого театра. Кое-какие рукописи есть в музее
им.Глинки. Одно сочинение его играл много лет назад оркестр Игоря
Жукова, не помню название. Можно поискать партитуры (или клавиры?)
балетов в Большом театре: `Три года Добрынюшка стольничал` и `Как
Добрыня чудь покорил`. Существует их запись, оркестр под управлением
Альгиса Жюрайтиса. Но пленка уже 20 лет назад была в рассыпающемся
состоянии. Очень яркая музыка, совсем не симфонию не похожая.
Спрашивайте у тех, кто композитора знал. Это Софья Губайдулина (на
премьере симфонии мы попросили ее о вступительном слове, и она очень
тепло сказала), Константин Баташов, возможно, Татьяна Чудова,
возможно, Евгений Крылатов. Ноты симфонии должны быть в библиотеке
Союза композиторов, я сам туда их клал во всяком случае около 91 года.
И партитура, и голоса там были, которые мне пришлось корректировать. У
Андрея Головина была копия (некачественная) трансляции премьеры,
которую, в БЗК, дирижировал Александр Дмитриев (не Лисс, как это мне
встречалось где-то), вероятно, то была `Московская осень` какого-то
года около 1991. Я знаю, что Рахманова готовила публикацию в
`Музыкальной академии`, не знаю, вышла ли она. Думаю, что она
располагает и трактатом, о котором я говорил, а возможно, она его и
напечатала там. По некоторому моему наущению, в свое время о нем дали
статью в `Музыкальной энциклопедии`, то ли в дополнительном 6-м томе,
то ли я успел с алфавитом. Это еще 80-е годы. Даже могу путать, и
статья не там, а в однотомном Музыкальном энциклопедическом словаре.
Простите, забыл. Писала статью Наталья Шантырь, может быть, у нее тоже
есть какие-то наработки или даже связи. Поищите вообще людей того
поколения, многие из них вполне могут дать информацию. Спасибо за Ваше
желание заняться этим весьма интересным человеком. Судьба его
напоминает судьбу Б.А.Циммермана, и также срыв, самоубийство после
последнего сочинения, у Чаргейшвили - после вот этой
симфонии.
Большое спасибо за столь содержательный отклик на мою
просьбу. Ранее слышать мне его не приходилось и первое впечатление
оказалось сильнейшим.
    


Тема:Симфония для оркестра (1967-70)
(02.10.2011 17:01)
Вещь гениальная, в начале потрясающие оркестровые краски.
    


Тема:Семь песен-речитативов на стихи Григория Поженяна
(01.10.2011 14:11)
Волшебные стихи! Что это за фильм и кто этот Поженян?
    


Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(28.09.2011 21:17)
kollontay писал(а):
Мне кажется, Гульд был таким
белым негритянским исполнителем джаза. Такое было время, джаз ощущался
многими как особо рафинированное искусство, символ интеллигентского
протеста и внутренней свободы. Тем более речь идет о заокеанском
персонаже. Куча людей разных способностей даже и в СССР им занималась.
В Грузии это просто чуть не повальный имело характер. Знакомый мне
очень пожилой московский священник, музыкант по первому образованию,
долгое время этим тоже баловался. А туше в этом виде искусства
специфично, и вот его-то я и слышу, довольно явственно, у Гульда. Нету
крешендо-диминуендо, нету напрочь, но есть такое владение
микроритмическими изменениями, то, что в грубом виде там называют
свингом, которое перефокусирует наше внимание на незаметное уху
синкопирование. Что весьма сродни баховской и шире, барочной
артикуляции. Отсюда, согласен, спорность результата ВО ВСЕМ прочем.
Хотя нет, 5-й концерт Бетховена есть на видео прекрасный, диск
Шенберга более чем достойный и верный по отсутствию там
романтизирования. Чем отличается от попыток, кстати, Поллини, впрочем,
почему бы и не так? - Второе: есть пластинки лекций, где Гульд
рассказывает (и, кажется. Власенко переводит) о новой для тех времен
музыке и играет, скажем, Кшенека. При сохранении своих особенностей,
для него (отчасти ввиду, может быть, болезни) неизбежных даже, Глен
Гульд там менее засушен, менее выхолощен, более спонтанен. Это
немножко другой Гульд. В целом я не думаю, что такого масштаба
личность, независимо от симпатий или антипатий, заслуживает
оскорбительных отзывов, они скорее не красят отзывающегося, чем что-то
меняют в облике великого мастера.
Странно, что Гульд до сих пор
не дает покоя. Джазовое туше конечно ни при чем. Гульд, понятно, не
совсем исполнитель музыки в привычном смысле этого слова. Плохо, что
его, скажем так, инаковость, вызывает враждебное отношение. В общем
неприятен и неуместен тон этой дискуссии...
    


Тема:Оратория `Странствие Розы` (1851)
(27.09.2011 15:20)
что-то не месса это...
    


Тема:Соната (фортепиано, 1990)
(04.09.2011 19:06)
какая гадость...
    


Тема:Catholic liturgy: Песнопения (канты) ордена Тамплиеров (Le Chant des Templiers), XII в. (часть 2)
(03.09.2011 20:42)
Вот уж в душу-то ложатся... Эти мерзавцы, я имею ввиду тамплиеров,
топили в крови все вокруг...
    


Тема:Мадригал `Il bianco e dolce cigno`
(31.08.2011 21:22)
про исполнение хочется сказать... спасибо Александр Сергеевич.
    


Тема:Сулико
(31.08.2011 21:16)
по-моему прекрасно!
    


Тема:`Авраам и Исаак` - священная баллада для баритона и камерного оркестра (1962-63)
(31.08.2011 21:00)
очень смешно... связь музыки и слов совершенно неубедительная...
    
   
         
Наши контакты