... Я принялся за дело: обдумывал до малейших деталей инструментовку Скрипичного концерта, что было легко и приятно, и, гуляя по полям, сочинял «Классическую» Симфонию. То, что было готово, я записывал, но ещё не в виде партитуры. Когда наши классически настроенные музыканты и профессора (а по-
моему, просто лже-классики) услышат эту симфонию, то как они завопят о новой прокофьевской дерзости, о том, что он и Моцарта в гробу не оставил, и к нему полез со своими грязными руками, пересыпая чистые классические перлы грязными прокофьевскими диссонансами, - но истинные друзья поймут, что стиль моей симфонии именно настоящий моцартовски-классический, и оценят, а публика - та, вероятно, просто будет рада, что несложно и весело, и, конечно, будут хлопать.
После этой симфонии у меня новый план: такая же маленькая «русская» симфония - в чистейшем русском стиле. Посвящена она будет Дягилеву, в память его
яростных проповедей, чтобы я, русский, писал чисто по-русски...
... С большим увлечением я инструментовал скерцо Скрипичного концерта, которое выходит поразительно прозрачным, а звучать должно будет блестяще.
Параллельно с Концертом сочинял Симфонию, в которой все четыре части двигались одновременно, а третья (гавот) была уже давно кончена. Гавот этот у
Бенуа имел феноменальный успех, с тенденцией затмить старый соль-минорный, чему я буду очень рад, так как тот мне опротивел...
... Я зачеркнул финал моей симфонии, который показался мне тяжёлым и недостаточно характерным для классической симфонии. Асафьев как-то развивал мысль, что в русской музыке нет настоящей радости. Запомнив это, я написал новый финал, живой и до того весёлый, что во всём финале не было ни одного
минорного трезвучия, одни мажорные. Из первого финала в него вошла только побочная партия. Дался он мне необычайно легко, и я лишь боялся, что его
весёлость граничит с непристойным легкомыслием. Но, во-первых, она границ не переходит; во-вторых, такой финал вполне соответствует симфонии в
моцартовском стиле. Мне становилось ужасно весело, когда я его сочинял!
Вскоре появилась в «Новой жизни» и статья Асафьева о радости в русской музыке. К моему удивлению, он, разобрав всю русскую музыку и отвергнув
настоящую радость, указал вдруг на «Шествие Солнца» из «Скифской сюиты», как на неудержимое ликование. Я был крайне польщён и обрадован этим, а главное, он
мне ничего не сказал раньше и, таким образом, заставил меня написать мой беспечный финал, в котором, правда, радость иного порядка, чем в «Скифской сюите», зато самая беспечная...
...Репетиция «Классической» с Государственным оркестром. Я дирижировал сам, совершенно в импровисте, забыл партитуру и никогда не смотрел на эту симфонию с точки зрения дирижирования. Боялся, что выйдет скандал, но оказалось ничего, а так как в голосах была куча ошибок, то дело свелось к корректуре. Звучит прелестно и именно так, как задумывал. В Кисловодске я боялся, что при исполнении моих новых вещей будут скандалы с «революционным оркестром», но вышло как раз наоборот: государственный оркестр, обновлённый молодёжью, был гибок и послушен, и симфонию играли с чрезвычайным удовольствием...
...В половину третьего я вскочил, говоря, что надо идти. Луначарский подумал, что я обиделся, что меня заставляют долго ждать и сказал: сейчас, сейчас вам
выдадут. Но я объяснил, что через полчаса публичная генеральная репетиция моей новой симфонии. Он очень заинтересовался и сказал: как жаль, что у меня назначено заседание, я бы с удовольствием приехал послушать. Я ответил: но вы можете опоздать на заседание, симфония идёт пятнадцать минут. Приезжайте! Он сказал: а и вправду, я приду. Когда я пришёл к капелле, его автомобиль стоял перед ней. Я дирижировал хорошо и оркестр играл, хотя не безукоризненно тонко, но живо и чисто. Когда я стал за пульт, то из верхнего окна луч солнца упал мне на голову. У меня пошли лиловые круги в глазах, но мой поклон говорил, что это было приветствие солнца солнечной симфонии и мне. Об этом и автограф Черепнина в мою деревянную книгу. Обед у Сувчинского, очень милая компания и чествование меня за симфонию...
...В два - концерт «Классической» Симфонии. Пришлось отлучиться. Опять солнечный луч. Это удивительно! Фантастика! Симфония отличная. Большой успех...
...На мой вопрос Луначарскому, как ему понравилась симфония, он ответил: очень. «Я узнаю в вас то, что, в то время, когда все занимаются разрушением, вы созидаете»...
Twist7
(11.02.2014 19:23)
art15 писал(а):
...На мой вопрос Луначарскому, как ему понравилась симфония, он ответил: очень. «Я узнаю в вас то, что, в то время, когда все занимаются разрушением, вы созидаете»...
Спасибо большое за пост, Art15 !!!
Maxilena
(11.02.2014 19:41)
Twist7 писал(а):
Спасибо большое за пост, Art15 !!!
Активно присоединяюсь!!
Anonymous
(11.02.2014 20:20)
Maxilena писал(а):
Активно присоединяюсь!!
Активно продолжаю присоединение!
Volovikelena
(06.04.2020 02:25)
art15 писал(а):
Из дневников Прокофьева:
Сердечно благодарю: много нового прочитала.
Volovikelena
(06.04.2020 02:33)
Первая часть аккуратна, что ей не идет. Прокофьева порастеряли.Но вторая, третья и финал звучат хорошо.
... Я принялся за дело: обдумывал до малейших деталей инструментовку Скрипичного
концерта, что было легко и приятно, и, гуляя по полям, сочинял «Классическую» Симфонию.
То, что было готово, я записывал, но ещё не в виде партитуры. Когда наши классически
настроенные музыканты и профессора (а по-
моему, просто лже-классики) услышат эту симфонию, то как они завопят о новой
прокофьевской дерзости, о том, что он и Моцарта в гробу не оставил, и к нему полез со
своими грязными руками, пересыпая чистые классические перлы грязными прокофьевскими
диссонансами, - но истинные друзья поймут, что стиль моей симфонии именно настоящий
моцартовски-классический, и оценят, а публика - та, вероятно, просто будет рада, что
несложно и весело, и, конечно, будут хлопать.
После этой симфонии у меня новый план: такая же маленькая «русская» симфония - в
чистейшем русском стиле. Посвящена она будет Дягилеву, в память его
яростных проповедей, чтобы я, русский, писал чисто по-русски...
... С большим увлечением я инструментовал скерцо Скрипичного концерта, которое выходит
поразительно прозрачным, а звучать должно будет блестяще.
Параллельно с Концертом сочинял Симфонию, в которой все четыре части двигались
одновременно, а третья (гавот) была уже давно кончена. Гавот этот у
Бенуа имел феноменальный успех, с тенденцией затмить старый соль-минорный, чему я буду
очень рад, так как тот мне опротивел...
... Я зачеркнул финал моей симфонии, который показался мне тяжёлым и недостаточно
характерным для классической симфонии. Асафьев как-то развивал мысль, что в русской музыке
нет настоящей радости. Запомнив это, я написал новый финал, живой и до того весёлый, что
во всём финале не было ни одного
минорного трезвучия, одни мажорные. Из первого финала в него вошла только побочная
партия. Дался он мне необычайно легко, и я лишь боялся, что его
весёлость граничит с непристойным легкомыслием. Но, во-первых, она границ не переходит;
во-вторых, такой финал вполне соответствует симфонии в
моцартовском стиле. Мне становилось ужасно весело, когда я его сочинял!
Вскоре появилась в «Новой жизни» и статья Асафьева о радости в русской музыке. К моему
удивлению, он, разобрав всю русскую музыку и отвергнув
настоящую радость, указал вдруг на «Шествие Солнца» из «Скифской сюиты», как на
неудержимое ликование. Я был крайне польщён и обрадован этим, а главное, он
мне ничего не сказал раньше и, таким образом, заставил меня написать мой беспечный финал,
в котором, правда, радость иного порядка, чем в «Скифской сюите», зато самая беспечная...
...Репетиция «Классической» с Государственным оркестром. Я дирижировал сам, совершенно в
импровисте, забыл партитуру и никогда не смотрел на эту симфонию с точки зрения
дирижирования. Боялся, что выйдет скандал, но оказалось ничего, а так как в голосах была
куча ошибок, то дело свелось к корректуре. Звучит прелестно и именно так, как задумывал. В
Кисловодске я боялся, что при исполнении моих новых вещей будут скандалы с «революционным
оркестром», но вышло как раз наоборот: государственный оркестр, обновлённый молодёжью, был
гибок и послушен, и симфонию играли с чрезвычайным удовольствием...
...В половину третьего я вскочил, говоря, что надо идти. Луначарский подумал, что я
обиделся, что меня заставляют долго ждать и сказал: сейчас, сейчас вам
выдадут. Но я объяснил, что через полчаса публичная генеральная репетиция моей новой
симфонии. Он очень заинтересовался и сказал: как жаль, что у меня назначено заседание, я
бы с удовольствием приехал послушать. Я ответил: но вы можете опоздать на заседание,
симфония идёт пятнадцать минут. Приезжайте! Он сказал: а и вправду, я приду. Когда я
пришёл к капелле, его автомобиль стоял перед ней. Я дирижировал хорошо и оркестр играл,
хотя не безукоризненно тонко, но живо и чисто. Когда я стал за пульт, то из верхнего окна
луч солнца упал мне на голову. У меня пошли лиловые круги в глазах, но мой поклон говорил,
что это было приветствие солнца солнечной симфонии и мне. Об этом и автограф Черепнина в
мою деревянную книгу. Обед у Сувчинского, очень милая компания и чествование меня за
симфонию...
...В два - концерт «Классической» Симфонии. Пришлось отлучиться. Опять солнечный луч. Это
удивительно! Фантастика! Симфония отличная. Большой успех...
...На мой вопрос Луначарскому, как ему понравилась симфония, он ответил: очень. «Я узнаю
в вас то, что, в то время, когда все занимаются разрушением, вы созидаете»...
симфония, он ответил: очень. «Я узнаю в вас то, что, в то время, когда все занимаются
разрушением, вы созидаете»...
присоединяюсь!!
присоединение!
много нового прочитала.
звучат хорошо.