Оригинальное название - Boulevard Solitude.
Лирическая драма в семи картинах на либретто Греты Вайль и Вальтера Йоккиша по «Истории шевалье де Гриё и Манон Леско» Антуана-Франсуа Прево.
Первое...Читать дальше
Оригинальное название - Boulevard Solitude.
Лирическая драма в семи картинах на либретто Греты Вайль и Вальтера Йоккиша по «Истории шевалье де Гриё и Манон Леско» Антуана-Франсуа Прево. Первое...Читать дальше
Оригинальное название - Boulevard Solitude.
Лирическая драма в семи картинах на либретто Греты Вайль и Вальтера Йоккиша по «Истории шевалье де Гриё и Манон Леско» Антуана-Франсуа Прево. Первое исполнение состоялось 17 февраля 1952 г. в Ганновере. Действующие лица: Манон Леско (высокое сопрано) Арман де Гриё, студент (лирический тенор) Леско, брат Манон (лирический баритон) Франсис, друг Армана (баритон) Лилак-отец, богатый кавалер (высокий тенор-буффо) Лилак-сын (бас) Стриптизерша, два кокаиниста, продавец сигарет, продавщица цветов, продавцы газет, попрошайки, проститутки, полицейские, студенты, пассажиры, слуга в доме Лилака (танцовщицы, танцовщики, актеры) Первая картина: Вокзал большого французского города Арман де Грие провожает своего друга Франсиса в Париж. После объявления о прибытии поезда Франсис прощается и уходит. Появляются Манон и ее брат. Манон садится недалеко от Армана, и они заводят непринужденный разговор. Девушка едет в Лозанну, в пансионат. Арман очень хотел бы иметь подругу, но в большом городе все девушки кажутся ему недосягаемыми. Оба признаются, что страдают от одиночества. Разговор заканчивается спонтанным решением уйти вместе. Леско наблюдает за ними от стойки бара и не вмешивается. Вторая картина: Мансарда в Париже Манон и Арман живут вместе, они счастливы, но деньги кончились. Арман бросил учебу, и его отец перестал оказывать ему материальную поддержку. В надежде взять немного взаймы у Франсиса он отправляется к другу. Леско рассказывает Манон о встрече со старым месье Лилаком, богатым человеком, который мог бы стать отличным покровителем для Манон. Месье Лилак ждет внизу. У Манон есть все шансы добиться в жизни успеха, чем жестче она будет обращаться со своими поклонниками, тем выше поднимется. После недолгих колебаний Манон соглашается и подает Лилаку из окна условный знак. Третья картина: Элегантный будуар в доме месье Лилака Манон пишет Арману письмо: она теперь богата, живет в довольстве. Она не может пригласить его в дом, но каждый день после обеда высматривает его в парке из окна своего автомобиля. Входит Леско и, прочитав письмо, рвет его в клочки. Манон отказывается дать ему денег, и Леско взламывает сейф Лилака. За этим занятием его застает хозяин дома и в бешенстве вышвыривает обоих на улицу. Четвертая картина: Университетская библиотека Арман и Франсис сидят в читальном зале среди других студентов, овладевающих науками. Франсис в восторге от книг, но у Армана все мысли только о Манон. Франсис говорит, что видел ее накануне в кафе с новым поклонником. Арман не может поверить, что она замешана в попытке ограбления Лилака. Когда Франсис отходит к другим студентам, на его место садится Манон и заглядывает в книгу, которую читает Арман – это любовные стихи Катулла, и они соответствуют ее собственному душевному состоянию. Молодые люди заверяют друг друга в своей любви и как ни в чем не бывало вместе покидают библиотеку. Пятая картина: Притон Чтобы забыть о реальных проблемах, Арман прибегает к наркотикам. В сопровождении молодого Лилака входит Леско и предлагает ему купить кокаин, а Лилак просит Армана познакомить его с Манон. Когда появляется Манон, Арман под действием наркотиков принимает ее за танцовщицу, себя самого он считает Орфеем, потерявшим Эвридику. Манон говорит, что по-прежнему любит его. Лилак без церемоний усаживает Армана на стул, где тот и засыпает, и уводит Манон. Леско следует за ними. Незнакомая девушка протягивает Арману письмо от Манон: завтра вечером Лилак должен уехать, и она будет ждать его, своего единственного возлюбленного. Арман читает письмо и вновь засыпает. Шестая картина: В доме Лилака сына Сцена разделена на две части: прихожую с телефоном и спальню Лилака младшего. За окном утренние сумерки. Манон и Арман провели ночь вместе. Слуга заглядывает в спальню и бежит звонить по телефону. Вошедший Леско предупреждает влюбленных, что им нужно как можно скорей уйти и советует воспользоваться черной лестницей. Пока Манон и Арман собираются, Леско вырезает из рамы понравившуюся ему картину, думая, что это Пикассо. Внезапно появляется вызванный слугой Лилак-отец. Он удивлен, встретив в доме сына Манон, но решает воспользоваться ситуацией и тянет девушку в постель, Манон сопротивляется. Слуга обращает внимание Лилака на Армана и Леско, спрятавшихся за занавеской. Лилак велит звонить в полицию и запирает дверь. Леско вкладывает в руку Манон револьвер. Раздается выстрел, и Лилак падает. Леско убегает с украденной картиной, в то время как Манон и Арман пребывают в шоке. Входит Лилак-сын и склоняется над трупом отца. Седьмая картина: Возле тюрьмы Манон арестована по обвинению в убийстве. Пасмурным зимним утром ее должны перевести из оной тюрьмы в другую. Для Армана это последняя возможность увидеть любимую еще раз. Прислонившись к кирпичной стене, он предается отчаянию. Открываются тюремные ворота, полицейские выводят нескольких девушек в наручниках. На площади собираются прохожие, в том числе дети, которые поют „Jubilate, exultate“. Из окна автомобиля за сценой наблюдает Лилак. Х Свернуть |
||
Леско. Сюжет романа аббата Прево претерпел значительные изменения, действие перенесено в
современный композитору Париж (50-е гг.). История Манон дана как бы пунктиром, в семи не
связанных между собой сценах. В конце Манон попадает в тюрьму за убийство любовника, и тут
невольно вспоминается Лулу. Да и по музыке (серийная техника с тональными фрагментами и
джазовыми вкраплениями) опера гораздо ближе к Бергу, чем к Массне или Пуччини. Правда,
Хенце намекает, что помнит и ценит своих предшественников: в 5-й сцене, сразу после чтения
письма, в оркестре звучит явно пуччиниевская аккордовая последовательность.
Запись очень хорошая, слушается на одном дыхании и позволяет в очередной раз восхититься
вокалом Елены Васильевой. Синопсис выложен в описании.
`Додекафонию мы восприняли как освобождение, как надежду, нам казалось, что она дает
возможность изображать человеческие аффекты по-новому и более углубленно; мы считали (и не
без оснований), что свободная тональность отвечает запросам сегодняшнего дня, как и другие
достижения нашего столетия – например, психоанализ, свободный стихотворный размер в поэзии
и ее овеществленное содержание. Поэтому неудивительно, что любовные сцены в `Бульваре
одиночества` написаны в 12-титоновой технике, т.к. моя додекафония стремилась тогда
обозначить свободный небуржуазный мир, в то время как старый развращенный мир представлен
старой тональной музыкой`. (Ханс Вернер Хенце)