Скачать ноты

1. Сказка h-moll («Волшебная скрипка»)
2. Сказка e-moll (эпиграф из стихотворения Ф. Тютчева: «Когда, что звали мы своим»).
3. Сказка a-moll («Леший»)
4. Сказка в-moll (эпиграф из стихотворения...Читать дальше
1. Сказка h-moll («Волшебная скрипка»)
2. Сказка e-moll (эпиграф из стихотворения Ф. Тютчева: «Когда, что звали мы своим»).
3. Сказка a-moll («Леший»)
4. Сказка в-moll (эпиграф из стихотворения А. Пушкина: «Жил на свете рыцарь бедный»).

Х Свернуть

Сказка ор. 34 № 4 `Жил на свете рыцарь бедный...` Запись с концерта в Большом зале Нижегородской консерватории 12.04.2013 г.
      (4)  


piano_player (06.10.2013 19:52)
В мемуарной литературе есть сведения, что Метнер сначала не хотел давать этой сказке
подзаголовок, но потом все-таки надписал в автографе эту строчку из Пушкина. Что довольно
странно, на первый взгляд - эта строчка буквально поётся на мелодию в первых тактах. Но
если почитать пушкинское стихотворение, то можно предположить, что именно смущало в нём
Метнера.

Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.

Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.

Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь господа Христа.

С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.

С той поры стальной решетки
Он с лица не подымал
И себе на шею четки
Вместо шарфа привязал.

Несть мольбы Отцу, ни Сыну,
Ни святому Духу ввек
Не случилось паладину,
Странный был он человек.

Проводил он целы ночи
Перед ликом пресвятой,
Устремив к ней скорбны очи,
Тихо слезы лья рекой.

Полон верой и любовью,
Верен набожной мечте,
Ave, Mater Dei кровью
Написал он на щите.

Между тем как паладины
Ввстречу трепетным врагам
По равнинам Палестины
Мчались, именуя дам,

«Lumen coelum, sancta Rosa!»—
Восклицал в восторге он,
И гнала его угроза
Мусульман со всех сторон.

Возвратясь в свой замок дальный,
Жил он строго заключен,
Всё безмолвный, всё печальный,
Без причастья умер он.

Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:

Он-де богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путем-де волочился
Он за матушкой Христа.

Но пречистая, конечно,
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина своего.

Метнеру, несомненно, была близка ФАБУЛА стихотворения, но его, возможно, смущала общая
иронично-гротесковая тональность опуса (не случайно стихотворение не было напечатано при
жизни Пущкина по цензурным причинам). Отношение Метнера к Бедному рыцарю - сочувствующее,
искреннее - никак не вязалось со строками `не путем-де волочился он за матушкой Христа`.
Тем не менее стремление указать исполнителю и слушателю на скрытую программу-тематику
победило - ведь недаром Метнера называют `верным рыцарем романтизма`. рыцарство,
благородное, нестяжающее, суровое и немножко забавно-устарелое - еще один из `лейтмотивов`
метнеровского творчества. Поэтому не будем строги к немного хулиганскому Пушкину -
как-никак, именно это стихотворение вдохновило Метнера на создание этого маленького
шедевра...

Ольга Болычева (08.12.2018 09:39)
piano_player писал(а):
В мемуарной литературе есть сведения, что
Метнер сначала не хотел давать этой сказке подзаголовок, но потом все-таки надписал в
автографе эту строчку из Пушкина. Что довольно странно, на первый взгляд - эта строчка
буквально поётся на мелодию в первых тактах. Но если почитать пушкинское стихотворение, то
можно предположить, что именно смущало в нём Метнера.
Вы изумительно исполняете Метнера. У меня просто нет слов...
Огромное Вам спасибо, низкий поклон и Бог в помощь во всем!

st2105 (21.01.2020 13:45)
piano_player писал(а):

Метнеру, несомненно, была близка ФАБУЛА стихотворения, но его, возможно, смущала общая
иронично-гротесковая тональность опуса (не случайно стихотворение не было напечатано при
жизни Пущкина по цензурным причинам). Отношение Метнера к Бедному рыцарю - сочувствующее,
искреннее - никак не вязалось со строками `не путем-де волочился он за матушкой Христа`.
Тем не менее стремление указать исполнителю и слушателю на скрытую программу-тематику
победило - ведь недаром Метнера называют `верным рыцарем романтизма`. рыцарство,
благородное, нестяжающее, суровое и немножко забавно-устарелое - еще один из `лейтмотивов`
метнеровского творчества. Поэтому не будем строги к немного хулиганскому Пушкину -
как-никак, именно это стихотворение вдохновило Метнера на создание этого маленького
шедевра...
Изумительное исполнение. Прекрасный комментарий. Спасибо за открытие
метнеровской музыки, незаслуженно забытой!

cdtnkfyf (12.10.2021 18:30)
...а найдётся ли композитор для воплощения в музыке `Гаврилиады` Александра Сергеевича?
Там он ещё круче.



 
     
Наши контакты