`Александр` (Alessandro), опера-сериа в три действия на либретто Паоло Ролли.
https://en.wikipedia.org/wiki/Alessandro_(opera)
Скачать ноты
`Александр` (Alessandro), опера-сериа в три действия на либретто Паоло Ролли.
https://en.wikipedia.org/wiki/Alessandro_(opera)
Сигизвальд Кёйкен
(дирижер)
,
Рене Якобс
(контратенор),
Стивен Варко
(баритон), Ансамбль `La Petite Bande`
Запись 1985 года. Alessandro - Rene Jacobs, Rossane - Sophie Boulin, Lisaura - Isabelle Poulinard, Tassile - Jean Nirouet, Clito - Stephen Varcoe, Leonato - Guy de Mey, Cleone - Ria Bollen.
|
||
рождения.
`Александр` был написан в 1726 году, уже после известного ныне `Юлия Цезаря` и
`Тамерлана`, но еще до итальянских шедевров поздней поры — `Роланда`, `Альцины` и
`Ариоданта`. Успех был относителен, но одна история связанная с оперой, была не столько с
самой музыкой оперы, сколько историями о причудах генделевских артистов, развлекавших и
занимавших умы лондонское общество. Есть даже один полуанекдот, когда игравший Александра
Великого кастрат Сенезино, войдя в роль, ударил мечом в бутафорскую стену — и продолжил
петь героическое, не замечая, что на мече торчит выдранный кусок `стены`.
Но самое примечательная вещь была связана с тем, что в опере нет положенных prima donna и
seconda donna, `первой` и `второй женщины`, которым, соответственно, надлежало выделить
разное количество арий. У Генделя просто в одно прекрасное время оказались сразу две
талантливейшие, но одновременно склочные и несносные певицы, Франческа Куццони и Фаустина
Бордони, известные на весь европейский мир помимо прекрасных голосов тяжелыми характерами
и взаимной ненавистью. И не было никакой другой возможности задействовать в опере обеих
соперниц (порой вцеплявшихся на сцене друг другу в парики), чем придумать для них
абсолютно идентичные по значению роли и паритетные по количеству музыки партии.
Отсюда и отношение имеется у многих знатоков к `Александру` как к драматургическому
курьезу, которое вообще-то и небезосновательно. Известно, что либреттист Паоло Ролли
использовал старую драму, положенную на музыку Агостино Стеффани, у которого опера
называлась не просто `Александр`, а `Гордыня Александрова`. Обстоятельства и сюжетные ходы
сохранены: действие происходит в Индии, где македонское войско воюет с местными раджами;
Александр ослеплен гордыней и требует, чтобы ему воздавали божеские почести; часть его
военачальников устраивает неудачный путч, но в итоге и они прощены, и царь-завоеватель
несколько умеряет спесь. Однако все эти отчаянные события обозначены эдак походя, а на
передний план выходят ухаживания Александра за двумя пленными принцессами, бактрийской
Роксаной и скифской Лисаврой, между которыми он все никак не может сделать выбор. То есть
к финалу, конечно, приходится определиться в пользу Роксаны, но и в заключительном
ансамбле вместо обычного дуэта следует терцет, чтобы никого не обидеть.