Романс «Заклинание» — «О, если правда, что в ночи» (фа минор, C, Allegro agitato) эффектный, но музыкально менее ценный других пьес, написан в выраженно оперных приемах. Его четкое трехчастное построение соответствует трем строфам стихотворения. Лихорадочные синкопы во вступлении и заключении, обильное употребление постепенного усиления звучности на фоне басового тремоландо, создающее беспокойное напряжение, резкие аккорды, акцентирующие драматические призывы: «Я тень зову, я жду Лейлы» и «Сюда, сюда, сюда!» (трижды, а не дважды, как в пушкинском тексте), взлеты голоса в верхний регистр и быстрый спад мелодической линии к нижнему до первой октавы, сопоставление контрастирующих динамических оттенков, придают пьесе сходство с оперной арией. Кантиленная итальянская мелодия появляется во второй строфе на словах «Явись, возлюбленная тень», в одноименном мажоре, продолжаясь затем в главной тональности. Бурно драматический колорит еще более сгущается в третьей строфе, построенной на мелодической основе начала. В отношении декламационной выразительности пьеса сделана превосходно.
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5-3572.htm
эффектный, но музыкально менее ценный других пьес, написан в выраженно оперных приемах.
Его четкое трехчастное построение соответствует трем строфам стихотворения. Лихорадочные
синкопы во вступлении и заключении, обильное употребление постепенного усиления звучности
на фоне басового тремоландо, создающее беспокойное напряжение, резкие аккорды,
акцентирующие драматические призывы: «Я тень зову, я жду Лейлы» и «Сюда, сюда, сюда!»
(трижды, а не дважды, как в пушкинском тексте), взлеты голоса в верхний регистр и быстрый
спад мелодической линии к нижнему до первой октавы, сопоставление контрастирующих
динамических оттенков, придают пьесе сходство с оперной арией. Кантиленная итальянская
мелодия появляется во второй строфе на словах «Явись, возлюбленная тень», в одноименном
мажоре, продолжаясь затем в главной тональности. Бурно драматический колорит еще более
сгущается в третьей строфе, построенной на мелодической основе начала. В отношении
декламационной выразительности пьеса сделана превосходно.
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5-3572.htm