1. `Исайя` - Grave e meditative
2. `Иеремия` - Espressivo e dolente
3. `Илия` - Fiero e impetuoso (Ma Sostenuto e ben marcato il ritmo)

Дата записи: 28-29 октября 1954 г., Голливуд.
         (99)  


Osobnyak (17.01.2015 06:58)
Давно слушаю этот концерт - и вызывает он процесс роста восторгов. Играют его редко, может
быть, совсем не играют. И , возможно, кроме Хейфеца - некому. Здесь и с Хейфеца семь потов
слилось(если такое возможно, а, возможно, только такое и возможно). Концерт давно бы пора
заездить до дыр. И, может, найдётся Индиана Джонс, что сподобится на поиски ковчега с
партитурой. Чем дальше в лес, тем толще интерес...

Opus88 (17.01.2015 14:36)
Osobnyak писал(а):
Давно слушаю этот концерт - и вызывает он процесс
роста восторгов. Играют его редко, может быть, совсем не играют. И , возможно, кроме
Хейфеца - некому. Здесь и с Хейфеца семь потов слилось(если такое возможно, а, возможно,
только такое и возможно). Концерт давно бы пора заездить до дыр. И, может, найдётся
Индиана Джонс, что сподобится на поиски ковчега с партитурой. Чем дальше в лес, тем толще
интерес...
Спасибо!
Я просто иногда не понимаю, как с Хейфецом кого-то можно сравнивать.
Партитура станет более находима после 2018 года.

sir Grey (17.01.2015 15:03)
Opus88 писал(а):
/.../
Партитура станет более находима после 2018 года.
Я не понял.

Это с нашим президентом как-то связано?

Opus88 (17.01.2015 15:07)
sir Grey писал(а):
Я не понял.

Это с нашим президентом как-то связано?
50 лет после смерти композитора (во многих
странах).

Osobnyak (17.01.2015 16:20)
Opus88 писал(а):
50 лет после смерти композитора (во многих
странах).
А-а-а... Это в смысле - таможня берёт добро?

По-моему, это связано только с личными архивами. А партитура должна быть в свободном
доступе. Иначе Хейфец играл концерт незаконно. А мы незаконно слушаем.

Osobnyak (17.01.2015 16:22)
Opus88 писал(а):
Я просто иногда не понимаю, как с Хейфецом кого-то
можно сравнивать.
С ним кого-то сравнивать, это значит - оскорблять гения. Так ещё
лет 100 играть не будут. А может - никогда!

Opus88 (17.01.2015 17:05)
Osobnyak писал(а):
А-а-а... Это в смысле - таможня берёт добро?

По-моему, это связано только с личными архивами. А партитура должна быть в свободном
доступе. Иначе Хейфец играл концерт незаконно. А мы незаконно слушаем.
Ага!
После 50 лет становится возможным свободное распространение нот. Про исполнение - другая
история.

sir Grey (17.01.2015 17:11)
Opus88 писал(а):
Ага!
После 50 лет становится возможным свободное распространение нот. Про исполнение - другая
история.
Любопытно.

Это желание композитора или какой-то общий закон?

Osobnyak (17.01.2015 17:13)
sir Grey писал(а):
Любопытно.

Это желание композитора или какой-то общий закон?
50 лет - общий.

abcz (17.01.2015 17:27)
Osobnyak писал(а):
С ним кого-то сравнивать, это значит - оскорблять
гения. Так ещё лет 100 играть не будут. А может - никогда!
в смысле, любой гений,
которого сравнивают с Хейфецем - оскорблён?
Неужели так плохо?..

Opus88 (17.01.2015 17:34)
abcz писал(а):
в смысле, любой гений, которого сравнивают с Хейфецем
- оскорблён?
Неужели так плохо?..
Да нет, вряд ли плохо, трудно сравнивать с Хейфецем.

abcz (17.01.2015 17:38)
Opus88 писал(а):
Да нет, вряд ли плохо, трудно сравнивать с
Хейфецем.
это кому-нибудь нужно? Интересно.

abcz (17.01.2015 17:42)
интересно, названия частей авторские?

abcz (17.01.2015 17:49)
жаль, что прочитал их...

victormain (17.01.2015 18:11)
Играет потрясающе. Музыка... ну, к `Семи Таинствам Магриба` сгодится, наверное...

precipitato (17.01.2015 18:19)
sir Grey писал(а):
Я не понял.

Это с нашим президентом как-то связано?
Не связано, но вопрос мне понравился))

Osobnyak (17.01.2015 18:57)
victormain писал(а):
Играет потрясающе. Музыка... ну, к `Семи
Таинствам Магриба` сгодится, наверное...
Понятно, что о вековечных страданиях
избранных...Но, пустил бы в первую очередь; а потом, `Шеломо`, например...У К.-Т.
библейство мало проглядывается, если не знать программу, либо надо обострённый нюх
на...`без двадцати восемь`. Что-то там у Набокова - `Вышла замуж за меховщика, не улан, но
всё-таки...` Вполне съедобный мухомор. Хейфец ещё всё в плюсы превращает.

Osobnyak (17.01.2015 18:59)
abcz писал(а):
это кому-нибудь нужно? Интересно.
Сперва
выяснить, кому интересно -логикам или диалектикам? Или аналитикам? А можно сразу всё
понять.

SmirnovPierre (17.01.2015 19:15)
В начале пассажи напоминающие 1 симфонию Калинникова.

abcz (17.01.2015 19:21)
Osobnyak писал(а):
Сперва выяснить, кому интересно -логикам или
диалектикам? Или аналитикам? А можно сразу всё понять.
`интересно` здесь - мне, хотя,
это (здесь), скорей, междометие.
Сразу понять можно одно: Вы - фанат Хейфеца. Мне такие вещи не очень понятны, правда, но
вещь распространённая, конечно.

Osobnyak (17.01.2015 19:26)
abcz писал(а):
`интересно` здесь - мне, хотя, это (здесь), скорей,
междометие.
Сразу понять можно одно: Вы - фанат Хейфеца. Мне такие вещи не очень понятны, правда, но
вещь распространённая, конечно.
Нет, не фанат. Иногда отдаю должное. И протестую,
когда ему `клеют` ярлык пустого виртуоза.

Osobnyak (17.01.2015 19:27)
SmirnovPierre писал(а):
В начале пассажи напоминающие 1 симфонию
Калинникова.
Спасибо, переслушаю.

abcz (17.01.2015 19:29)
Osobnyak писал(а):
Нет, не фанат. Иногда отдаю должное. И протестую,
когда ему `клеют` ярлык пустого виртуоза.
`Так ещё лет 100 играть не будут. А может -
никогда!`
выглядит достаточно фанатно. Впрочем, нет, так нет.

Osobnyak (17.01.2015 19:46)
abcz писал(а):
`Так ещё лет 100 играть не будут. А может - никогда!`
выглядит достаточно фанатно. Впрочем, нет, так нет.
Скорей, реально! Если не
согласны, представьте док-ва. По скр. данным и по технике он превосходил всех. Другой
вопрос - вопрос интертрепаций. Тут ему натура `кипучего бездельника`(шутка) мешала. Он по
преимуществу король романтической музыки и миниатюры. Бах и ЛвБ всегда были проблемными
авторами(он и сам об этом не раз говорил), хотя и там бывали удачи: послушайте 1-ю сонату
для скрипки соло Баха -папашу Яшу там не узнать(думаю, он и сам себя не узнавал).
Интересней другое: ходили какие-то смутные слухи, что Хейфец в подмётки не годился своему
учителю! Не у Кондрашина ли?

Osobnyak (17.01.2015 19:56)
abcz писал(а):
жаль, что прочитал их...
Мне почему-то тоже жаль.
Как будто из-за кулис рожа миссионера высунулась.

Osobnyak (17.01.2015 20:06)
abcz писал(а):
`Так ещё лет 100 играть не будут. А может -
никогда!`
Время от времени позволяю лёгкую экспрессию.

Opus88 (17.01.2015 20:44)
Osobnyak писал(а):
Время от времени позволяю лёгкую
экспрессию.
Подумал хорошенько, как мог: так играть - все же, скорее всего, никогда!
(Не в смысле `недостижимо лучше`, а так как он)

Osobnyak (17.01.2015 20:56)
Opus88 писал(а):
Подумал хорошенько, как мог: так играть - все же,
скорее всего, никогда!
(Не в смысле `недостижимо лучше`, а так как он)
И в плане `недостижимо` - за ним
многие `гонялись` из спортивного интереса... Никто не догнал.

rdvl (17.01.2015 21:16)
Osobnyak писал(а):
Партитура должна быть в свободном доступе. Иначе
Хейфец играл концерт незаконно. А мы незаконно слушаем.
Иногда незаконное слушание
так затягывает... А Х., наверное, у самого МКТ нотки вытребовал, не иначе.

rdvl (17.01.2015 21:22)
precipitato писал(а):
...вопрос мне понравился))
А мне-нет.
Президент- это ж наше фсе, как не понять.

Opus88 (17.01.2015 21:28)
rdvl писал(а):
А мне-нет. Президент- это ж наше фсе, как не
понять.
Тогда - какие и вопросы!

musikus (17.01.2015 22:37)
Osobnyak писал(а):
С ним кого-то сравнивать, это значит - оскорблять
гения. Так ещё лет 100 играть не будут. А может - никогда!
Один мой знакомый скрипач,
довольно известный (питомец славной школы Ю.И.Янкелевича), на вопрос о приоритетах тоже
говорил - `Хейфец`. И это понятно. Хейфец имел аппарат, о котором все струнники только
мечтают. К тому же красивый, я бы сказал - платиновый - звук, ну и многое другое
(например, он перед концертом не разыгрывался, т.к. был `всегда готов`). Так что восторги
понятны. Не понятно другое: почему мало кто говорит о том, что у Хейфеца на первом плане
была вот эта чисто техницистская виртуозность, часто неуместная там, где нужно не столько
пальчиками, сколько головой и сердцем. Ведь некоторые вещи у него просто смехотворны: как
он играет Баха?! Или вот у меня стоит его диск с концертом Чайковского (Чикагский орк. с
Райнером, 56-й год): его виртуозность здесь не только стилистически неуместна, но просто
безвкусна и отталкивающа. Вот почему ему всегда противопоставляли Менухина. Вот уж,
действительно, был художник!

Maxilena (17.01.2015 22:48)
musikus писал(а):
его виртуозность здесь не только стилистически
неуместна, но просто безвкусна и отталкивающа. Вот почему ему всегда противопоставляли
Менухина. Вот уж, действительно, был художник!
См:
http://intoclassics.net/publ/4-1-0-240

Давний комментарий Роми: на фото слева вдали - Яша Хейфец, его третьим не взяли)))))

Osobnyak (17.01.2015 23:04)
musikus писал(а):
Один мой знакомый скрипач, довольно известный
(питомец славной школы Ю.И.Янкелевича), на вопрос о приоритетах тоже говорил - `Хейфец`. И
это понятно. Хейфец имел аппарат, о котором все струнники только мечтают. К тому же
красивый, я бы сказал - платиновый - звук, ну и многое другое (например, он перед
концертом не разыгрывался, т.к. был `всегда готов`). Так что восторги понятны. Не понятно
другое: почему мало кто говорит о том, что у Хейфеца на первом плане была вот эта чисто
техницистская виртуозность, часто неуместная там, где нужно не столько пальчиками, сколько
головой и сердцем. Ведь некоторые вещи у него просто смехотворны: как он играет Баха?! Или
вот у меня стоит его диск с концертом Чайковского (Чикагский орк. с Райнером, 56-й год):
его виртуозность здесь не только стилистически неуместна, но просто безвкусна и
отталкивающа. Вот почему ему всегда противопоставляли Менухина. Вот уж, действительно, был
художник!
Я как раз и писал о том, что у него хорош романтический пласт. `Болезнь
скорости` ему часто мешала,- думаю, тут дело в темпераменте(либо американская система
ценностей).

musikus (17.01.2015 23:07)
Osobnyak писал(а):
Я как раз и писал о том, что у него хорош
романтический пласт.
У Хейфеца?!

Osobnyak (17.01.2015 23:11)
Maxilena писал(а):
См:
http://intoclassics.net/publ/4-1-0-240

Давний комментарий Роми: на фото слева вдали - Яша Хейфец, его третьим не
взяли)))))
По поводу третьего лишнего. Мне рассказывали историю, не знаю -правда или
нет. Ойстрах с Обориным должны были в Париже играть Крейцерову. А французы подстроили так,
что эту же вещь на день раньше в другом зале сыграл Хейфец(разумеется, нарочно, чтоб
сравнить, кто лучше). Ойстрах, узнав о том, поменял репертуар.

Maxilena (17.01.2015 23:14)
Osobnyak писал(а):
По поводу третьего лишнего. Мне рассказывали
историю, не знаю -правда или нет. Ойстрах с Обориным должны были в Париже играть
Крейцерову. А французы подстроили так, что эту же вещь на день раньше в другом зале сыграл
Хейфец(разумеется, нарочно, чтоб сравнить, кто лучше). Ойстрах, узнав о том, поменял
репертуар.
Дорогой Особняк, я уважаю Ваше мнение и Ваши привязанности. Но в вопросе о
Хейфеце я с Вами не согласна. Вот Коган. Виртуоз не меньший. А скрипач - на порядок выше.
Но это - ИМХО)))))

musikus (17.01.2015 23:24)
Osobnyak писал(а):
По поводу третьего лишнего. Мне рассказывали
историю, не знаю -правда или нет. Ойстрах с Обориным должны были в Париже играть
Крейцерову. А французы подстроили так, что эту же вещь на день раньше в другом зале сыграл
Хейфец(разумеется, нарочно, чтоб сравнить, кто лучше). Ойстрах, узнав о том, поменял
репертуар.
Это ведь не о Хейфеце и Ойстрахе, а о французах.

victormain (17.01.2015 23:32)
musikus писал(а):
У Хейфеца?!
Ну а почему нет? Концерт
Мендельсона замечательный, Соната Франка с Рубинштейном - тоже. И в трио Шуберта,
Мендельсона хорош. Понятно, что многое в этом, скажем так, архивно-воспоминательное, но
Трио Мендельсона и Сонату Франка я переслушивал совсем недавно: очень здорово.

musikus (17.01.2015 23:42)
victormain писал(а):
Ну а почему нет? Концерт Мендельсона
замечательный, Соната Франка с Рубинштейном - тоже. И в трио Шуберта, Мендельсона хорош.
Понятно, что многое в этом, скажем так, архивно-воспоминательное, но Трио Мендельсона и
Сонату Франка я переслушивал совсем недавно: очень здорово.
Только не Франк.

Osobnyak (17.01.2015 23:57)
musikus писал(а):
У Хейфеца?!
Да, у Хейфеца. Совершенно верно,
Мендельсон у него - в точку(и в ранней , и в поздней версии:концерт, разумеется),
Венявский, Вьетан, Шпор, Крейцерова великолепна( вообще сонаты ЛвБ с ним
нравятся),струнные трио ЛвБ хороши, Шуберт, камерный Брамс, в общем, тоже приемлем,
Сен-Санс, Шоссон,Дворжак, концерт Сибелиуса,Глазунова,1-я соната Баха очень хороша,
Франк(тоже два раза записывал),соната Р. Штрауса очень недурна, импрессионизм, концерты
композиторов 20 в.(Тедеско, Корнгольд, Уолтон, Ваксман), мелочи(Баццини, Венявский, три
каприса Паганини) - собственно, на мелочах он и сколотил себе состояние,редкости(Аренский,
Турина) - в любом случае достоинств столько, что отдельные локальные недочёты можно
списать на счёт ... стиля. Ну, он так слышал!

Osobnyak (18.01.2015 00:08)
Maxilena писал(а):
Дорогой Особняк, я уважаю Ваше мнение и Ваши
привязанности. Но в вопросе о Хейфеце я с Вами не согласна. Вот Коган. Виртуоз не меньший.
А скрипач - на порядок выше. Но это - ИМХО)))))
Дорогая, родная Maxilena! Абсолютно
не расстроюсь, поскольку во мне тихо-мирно легко уживаются оба и,боюсь, могу начать сейчас
с не меньшим жаром трещать о Когане. С Хейфецем они, кстати, встречались в США и очень,
очень ценили друг друга.
А что Коган с Гилельсом сотворили в Крейцеровой - Хейфеца переплюнули!!! Такого дуэтного
полнокровия хватит на донорскую помощь скрипачам в ближайшие лет триста. Это самый большой
табун мустангов, который я видел в жизни, а в жизни я ... не видел ни одного мустанга. Но
думаю, что они выглядят именно так!!! Ну вот, уже и начал...

Osobnyak (18.01.2015 00:10)
musikus писал(а):
Это ведь не о Хейфеце и Ойстрахе, а о
французах.
У нас стиль плетения словес, а у них - плетения интриг. Я думаю, то было
дело рук журналюг.

Maxilena (18.01.2015 00:45)
Osobnyak писал(а):
Дорогая, родная Maxilena! Абсолютно не расстроюсь,
поскольку во мне тихо-мирно легко уживаются оба и,боюсь, могу начать сейчас с не меньшим
жаром трещать о Когане.
Я польщена))))))) Я думаю, что мустанги похожи на лошадей.
Очень интересное сравнение (музыкантов с мустангами))))

victormain (18.01.2015 01:38)
musikus писал(а):
Только не Франк.
Я очень люблю эту запись.
Время и ощущение левитации в 1-й части бесподобное.

abcz (18.01.2015 05:06)
Osobnyak писал(а):
По скр. данным и по технике он превосходил
всех.
ничего не могу по этому поводу сказать. Признаться, мало слушаю солирующих
струнников: они все немножко фальшивят. Трудный у них инструмент.

abcz (18.01.2015 05:08)
Osobnyak писал(а):
Мне почему-то тоже жаль. Как будто из-за кулис
рожа миссионера высунулась.
у меня - другое. Слушал не без удовольствия, но на 16-й
минуте догадался прочесть и, буквально, через минуту выключил - настолько программа не
совпадает с выражением. Когнитивный диссонанс.

Osobnyak (18.01.2015 05:51)
abcz писал(а):
Когнитивный диссонанс.
Он же - плюрализм мнений!

Mikhail_Kollontay (18.01.2015 06:25)
abcz писал(а):
мало слушаю солирующих струнников: они все немножко
фальшивят
Они высят. Мне попадалась статья с конретным акустическим анализом
интонации известных записей начальных тактов концерта Мендельсона. Страшное дело, причем,
кажется, особенно Хейфец. Имею большой опыт работы над моими сочинениями со струнниками, и
постоянно: ну куда ты палец ставишь, особенно когда играешь диез?.. вот с тобой в октаву
фагот должен играть, и как оно будет? А это рефлекторно, еще в школах так принято их
учить. И меня так учили, плотный полутон, даже в 1 позиции палец к пальцу просто
приставляешь. В соло сколько угодно, но в ансамблевой игре что выходит.

abcz (18.01.2015 06:52)
Osobnyak писал(а):
Он же - плюрализм мнений!
нет. Просто, такая
лёгкая музыка на такую программу не ложится. Всё равно, что комикс из Библии рисовать.
Причём, сам по себе комикс, может, и хорош, но как только видишь Исайю в синем трико...

abcz (18.01.2015 06:55)
Mikhail_Kollontay писал(а):
В соло сколько угодно, но в ансамблевой
игре что выходит.
в длительном ансамбле (оркестре) всё-таки выучиваются играть с
усреднённой, близкой к точной интонацией. А как соберутся 4 гения в квартет...

Mikhail_Kollontay (18.01.2015 10:02)
abcz писал(а):
как соберутся 4 гения в квартет...
Да! и каждый
усердно роет дорожку к своему занесенному снегом домику. Систематически наблюдаю.
Китайские квартеты давно перестал слушать. Еще и всё не вместе, по той же причине. Однажды
на какой-то олимпиаде была лыжная эстафета у девушек. Надо коснуться рукой следующей
участницы, для передачи эстафеты. НЕ МОГУТ. В двух из трех педерач обе девочки падали!
Видел по ТВ своими глазами. Постоянно говорю своим как о национальном недостатке, который
надо побороть (с этим лыжным примером). А как трогать клавиатуру? и, собственно, тогда
зачем?.. Но плохо прививается, конечно. Так что о басне Крылова поговорили.

Osobnyak (18.01.2015 14:33)
abcz писал(а):
нет. Просто, такая лёгкая музыка на такую программу не
ложится. Всё равно, что комикс из Библии рисовать. Причём, сам по себе комикс, может, и
хорош, но как только видишь Исайю в синем трико...
Типа `Кода да Винчи`...

abcz (18.01.2015 15:44)
Osobnyak писал(а):
Типа `Кода да Винчи`...
не знаю: руки не
дошли прочитать

Osobnyak (18.01.2015 16:23)
abcz писал(а):
не знаю: руки не дошли прочитать
В правильную
сторону пошли...

Maxilena (18.01.2015 16:31)
abcz писал(а):
не знаю: руки не дошли прочитать
И не ну-но.
Хорошие у Вас руки, все понимают.

Opus88 (18.01.2015 17:01)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Они высят. Мне попадалась статья с
конретным акустическим анализом интонации известных записей начальных тактов концерта
Мендельсона. Страшное дело, причем, кажется, особенно Хейфец. Имею большой опыт работы над
моими сочинениями со струнниками, и постоянно: ну куда ты палец ставишь, особенно когда
играешь диез?.. вот с тобой в октаву фагот должен играть, и как оно будет? А это
рефлекторно, еще в школах так принято их учить. И меня так учили, плотный полутон, даже в
1 позиции палец к пальцу просто приставляешь. В соло сколько угодно, но в ансамблевой игре
что выходит.
А возможен ли вообще идеальный строй?
Не говоря даже о темперации, все музыкальные инструменты создают различные овертоны. А
восприятие основного тона очень сильно зависит от баланса овертонов.
В этом контексте скрипки с их богатыми высокими частотами чаще всего и воспринимаются
высящими.

И если идеальный строй невозможен, то вопрос больше о гармонии, сочетании инструментов и
умении музыкантов `играть вместе`.

Mikhail_Kollontay (18.01.2015 17:19)
Opus88 писал(а):
А возможен ли вообще идеальный строй?
Не говоря даже о темперации, все музыкальные инструменты создают различные овертоны. А
восприятие основного тона очень сильно зависит от баланса овертонов.
В этом контексте скрипки с их богатыми высокими частотами чаще всего и воспринимаются
высящими.

И если идеальный строй невозможен, то вопрос больше о гармонии, сочетании инструментов и
умении музыкантов `играть вместе`.
Но я не о восприятии, а о точных измерениях, при
помощи аппаратуры. Восприятие, конечно, дело другое совсем. Сначала выработка
договоренностей, а потом следование/неследование им. Я тут писал, как режуще в большую
септиму пели в одной деревне Горьковской области тетки, и тоьлко тогда я понял, что имел в
виду Стравинский в одном месте в Весне, где кларнеты так шпарят. Ну вот октавы у них
октавы такие! Дальше (это все фольклорные воспоминания), делаю расшифровку некоего
народного плача, в ми миноре как бы. Руководитель, Александр Алексеевич Банин, делаети
квадратные глаза: это же мажор! Но это для меня не мажор! А должен быть мажор, говорит
Банин. И это мажор! потому что мажор! И, кстати, с опытом я привык, ну это мажор у них
такой. Блюзовая терция такая.

Opus88 (18.01.2015 17:29)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Но я не о восприятии, а о точных
измерениях, при помощи аппаратуры. Восприятие, конечно, дело другое совсем.
Спасибо,
я как раз пытался это понять (и пока понял, что `все относительно)
Даже не касаясь коротких звуков, модуляции (вибрато струнных) можно сделать точную
осциллограмму. А что потом? Известный же факт - если вырезать основную частоту, то все
равно по комбинации овертонам звук воспринимается по этой частоте.

victormain (18.01.2015 17:39)
Mikhail_Kollontay писал(а):
... И, кстати, с опытом я привык, ну это
мажор у них такой. Блюзовая терция такая.
И не только терция! И не только блюзовая!
Фольклорная ладовая вариабельность (включая микровариабельность) - это из самого
замечательного вообще.

Opus88 (18.01.2015 17:52)
victormain писал(а):
И не только терция! И не только блюзовая!
Фольклорная ладовая вариабельность (включая микровариабельность) - это из самого
замечательного вообще.
То есть самое главное получается в восприятии гармоний и
диссонансов. А в `строй` можно поставить только одинаковые инструменты.

victormain (18.01.2015 17:54)
Opus88 писал(а):
... А в `строй` можно поставить только одинаковые
инструменты.
и то очень условно.

abcz (18.01.2015 18:01)
Opus88 писал(а):
То есть самое главное получается в восприятии
гармоний и диссонансов. А в `строй` можно поставить только одинаковые инструменты.
в
`строй` можно поставить какие угодно инструменты. Возьмите аутентистов. Играя белым звуком
(т.е. в очень узкой зоне), они умудряются не фальшивить в пределах барочного строя. Они
озабочены точностью этого строя, поэтому справляются с ним. Большинство
солистов-традиционалистов не слишком заботятся тем, чтобы строить с оркестром или -
страшней того - с ф-п, вот и играют фальшиво. Даже самые-самые. (Хотя в сольной игре их
`индивидуальная интонация` может быть совершенно приемлемой.)

Opus88 (18.01.2015 18:10)
victormain писал(а):
и то очень условно.
Точно, струнники будут
играть на своих любимых разных струнах, кларнетисты со своими тростями и мундштуками (не
говоря уж и о самом главном - как они `слышат` то, что играют).
И что тогда самое главное для гармонии исполнения?

Opus88 (18.01.2015 18:25)
abcz писал(а):
в `строй` можно поставить какие угодно инструменты.
Возьмите аутентистов. Играя белым звуком (т.е. в очень узкой зоне), они умудряются не
фальшивить в пределах барочного строя. Они озабочены точностью этого строя, поэтому
справляются с ним. Большинство солистов-традиционалистов не слишком заботятся тем, чтобы
строить с оркестром или - страшней того - с ф-п, вот и играют фальшиво. Даже самые-самые.
(Хотя в сольной игре их `индивидуальная интонация` может быть совершенно
приемлемой.)
Простите, я не в курсе, что такое `белый звук`. Интуитивно ассоциируется
с белым шумом. Это открытый звук, богатый обертонами (?); почему `узкая зона`?
Даже два фортепиано с разной длинной струн очень трудно (если вообще возможно) идеально
настроить звучать вместе.

abcz (18.01.2015 19:22)
Opus88 писал(а):
Простите, я не в курсе, что такое `белый звук`.
Интуитивно ассоциируется с белым шумом. Это открытый звук, богатый обертонами (?); почему
`узкая зона`?
Даже два фортепиано с разной длинной струн очень трудно (если вообще возможно) идеально
настроить звучать вместе.
белый звук (здесь) - это звук без вибрации (звуковысотной)
или с малым её уровнем, характерный для аутентичного барочного исполнения. Традиционно
вибрирующий (сильно) звук каким-то из своих краёв будет задевать зону `точного` звука и,
стало быть, уже будет более-менее точным по строю, белый же звук должен попасть в эту зону
сразу, иначе будет нестройно звучать.

Настройка инструментов (ф-но) сильно зависит, конечно, от качества инструментов и,
безусловно, абсолютно точная настройка невозможна. Но никто и не настраивает точно. Для
настройщика (и исполнителя) важнее, чтобы инструменты звучали `хорошо`, `стройно`, а не
точно. (В силу механических и акустических причин инструменты, настроенные точно
действительно могут звучать плохо, недостаточно стройно). Собственно, и струнник при
исполнении заботится не столько о точности строя, сколько о качестве звука, но солисты
иногда забывают, что играют с оркестром или ф-но, т.е. о необходимости включения в
`качество звука` и обертоновое окружение сопровождения. Вот хоть здесь. Очень жёсткие
интервалы. Звучи они без оркестра, мы этого, скорей всего, не заметили бы. Но с оркестром
они звучат неприятно, нестройно.

aleks91801 (18.01.2015 19:42)
Принципиально не может быть никакого т.н. тут `белого точного звука` в сильно сложном по
форме и по технологии изготовления резонаторе струнных. Бедный Чандрасекхара и прочие
научные умы до этого, конечно, в принципе докопались, но всё же чего-то так и не поняли,
как следует из некоторых постов.

abcz (18.01.2015 19:52)
aleks91801 писал(а):
Принципиально не может быть никакого т.н. тут
`белого точного звука` в сильно сложном по форме и по технологии изготовления резонаторе
струнных. Бедный Чандрасекхара и прочие научные умы до этого, конечно, в принципе
докопались, но всё же чего-то так и не поняли, как следует из некоторых постов.
я
сказал `зона точного звука` и `здесь белый звук - звук без вибрации` (имея в виду под
`вибрацией` исполнительский приём)

Opus88 (18.01.2015 20:31)
abcz писал(а):
белый звук (здесь) - это звук без вибрации
(звуковысотной) или с малым её уровнем, характерный для аутентичного барочного исполнения.
Традиционно вибрирующий (сильно) звук каким-то из своих краёв будет задевать зону
`точного` звука и, стало быть, уже будет более-менее точным по строю, белый же звук должен
попасть в эту зону сразу, иначе будет нестройно звучать.
Понял, большое спасибо.
Так как раз и получется, что требования к солисту (индивидуальность, яркость звука и
проекция) и создают трудности для `попадания` в оркестре.

aleks91801 (18.01.2015 20:32)
abcz писал(а):
я сказал `зона точного звука` и `здесь белый звук -
звук без вибрации` (имея в виду под `вибрацией` исполнительский приём)
И какова же
эта зона?
`Фальшивые` при вибрато получаются из-за естественного заблуждения, что наше ухо при
вибрато воспринимает лучше всего `основной` звук - будем говорить - `средний` по частоте,
тогда как реально при вибрато человек лучше слышит верхний звук. Поставив палец, скажем,
на `до`, скрипач при симметричном (допустим) вибрато получит эффект - `до`, но
`высоковато`:). Так что дело тут не в настройке. Вернее в неверном подходе к настройке.
Как точно не настраивайте, а получите эффект `фальшивого` звучания при вибрато.
Что касается `белого звука`, без вибрато, то в таком варианте попросту нет двух
тождественных резонаторов, а на `краях` диапазона звучания - вообще будут серьезные
`проблемы`. Проблемы поставлены в кавычки, т.к. в реальности важно восприятие общей
звуковой палитры:), особенно в игре с оркестром. Ну, а если кто-то отчетливо различает,
что там `выписывает` конкретная скрипка, когда вдарили медные и громыхнули ударные:), то
тому человеку можно только посочувствовать. Для него вся музыка - сплошное фальшивое
звучание. Большой хор - типичное фальшивое звучание `оркестра` человеческих голосов, хотя
в хоре только это `белое` излечение звука и применяется, а вибрато - табу, если хористы
начнут еще и вибрато применять, то - обхохочемся.

Opus88 (18.01.2015 20:37)
aleks91801 писал(а):
Принципиально не может быть никакого т.н. тут
`белого точного звука` в сильно сложном по форме и по технологии изготовления резонаторе
струнных. Бедный Чандрасекхара и прочие научные умы до этого, конечно, в принципе
докопались, но всё же чего-то так и не поняли, как следует из некоторых постов.
Не
знаю про Чандрасекхару.
Основные идеи сформулировал всем известный Герц. Понятно, что можно научно мерить и как.
Только до чего можно докопаться, если восприятие звука по своей природе
психоакустическое?

aleks91801 (18.01.2015 20:44)
Opus88 писал(а):
Не знаю про Чандрасекхару.
Основные идеи сформулировал всем известный Герц. Понятно, что можно научно мерить и как.
Только до чего можно докопаться, если восприятие звука по своей природе
психоакустическое?
Вот именно психо- и дает нам возможность `не обращать внимания` на
постоянно фальшивое звучание ансамблей. В сольном исполнении не существует фальши в том
смысле, что при точном попадании рук в ноты, мы даже на вибрато сгладим с помощью этого
самого `психо-` чуть завышенное звучание.
Про Чандрасекхару, честное слово, простите, пожалуйста, но не хочется, т.к. в инете
должно быть много о нем и его работах по изучению звуковых колебаний, в т.ч., в
резонаторах струнных.

abcz (18.01.2015 21:00)
aleks91801 писал(а):
И какова же эта зона?
это субъективно.
`Фальшь` - понятие ситуативное.

Opus88 (18.01.2015 21:08)
aleks91801 писал(а):
Вот именно психо- и дает нам возможность `не
обращать внимания` на постоянно фальшивое звучание ансамблей. В сольном исполнении не
существует фальши в том смысле, что при точном попадании рук в ноты, мы даже на вибрато
сгладим с помощью этого самого `психо-` чуть завышенное звучание.
Про Чандрасекхару, честное слово, простите, пожалуйста, но не хочется, т.к. в инете
должно быть много о нем и его работах по изучению звуковых колебаний, в т.ч., в
резонаторах струнных.
Я и не предлагаю про Чандрасекхару, спасибо.
Осмысление было про то, что можно сделать для лучшего восприятия звучания оркестра, как
музыкантам, так и композиторам.

rdvl (18.01.2015 21:36)
aleks91801 писал(а):
Как точно не настраивайте, а получите эффект
`фальшивого` звучания при вибрато.
Дядя, Вы скрипач?

abcz (18.01.2015 21:38)
Opus88 писал(а):
если восприятие звука по своей природе
психоакустическое?
надо уточнить: восприятие музыкального звука существенно
семантическое

abcz (18.01.2015 21:38)
rdvl писал(а):
Дядя, Вы скрипач?
дядя не скрипач. Дядя - LAKE

Opus88 (18.01.2015 21:46)
abcz писал(а):
надо уточнить: восприятие музыкального звука
существенно семантическое
Да, конечно, в значительной степени.
Но в то же время есть гармонии, универсальные для всех культур.

abcz (18.01.2015 21:49)
Opus88 писал(а):
Да, конечно, в значительной степени.
Но в то же время есть гармонии, универсальные для всех культур.
хм. Не знаю таких.
Какие, например?

Opus88 (18.01.2015 22:25)
abcz писал(а):
хм. Не знаю таких. Какие, например?
Восприятие
октав и квинт, как консонансов.
И пентатоника в совершенно различных культурах.

sir Grey (18.01.2015 22:51)
rdvl писал(а):
Дядя, Вы скрипач?
`Понимаешь, Юра...` (с)

abcz (18.01.2015 22:51)
Opus88 писал(а):
Восприятие октав и квинт, как консонансов.
И пентатоника в совершенно различных культурах.
не во всех культурах вообще
существует понятие консонанса (как антитеза диссонансу) (Китай, Япония), в европейской
культуре до органума - то же самое, во время раннего органума они воспринимались не
консонансом, а утолщением унисона (вообще, во всех монодийных культурах они либо
запрещены, либо - утолщение унисона наряду с квартами, терциями, секстами, в некоторых
культурах и секундами, и септимами (некоторых северно-русских, например), т.е. унисон
может быть утолщён любым интервалом, даже тем, который мы считаем диссонирующим).
Пентатоника в Японии преимущественно гемитонная (т.е. созвучие до-ми-соль почти всегда -
неустой), в Китае ангемитонная, но созвучие до-ми-соль тоже неустой, потому что ми и соль
управляют звуком до опосредованно (слабо), а ми управляет соль сильно, т.е. идеологически
роль устоя играет ми, а до - роль квинты (в европейской системе координат). В Африке
пентатоники нейтральные (т.е. имеют в составе интервалы (от примы считая) между мажорной и
минорной терциями и между большой и малой септимами). В Сибири у многих народов, чьи
музыкальные культуры музыковедение описывало через пентатонику в реальном музицировании
встречаются исключительно трихорды и тетрахорды.

Opus88 (19.01.2015 00:17)
abcz писал(а):
не во всех культурах вообще существует понятие
консонанса (как антитеза диссонансу) (Китай, Япония), в европейской культуре до органума -
то же самое, во время раннего органума они воспринимались не консонансом, а утолщением
унисона (вообще, во всех монодийных культурах они либо запрещены, либо - утолщение унисона
наряду с квартами, терциями, секстами, в некоторых культурах и секундами, и септимами
(некоторых северно-русских, например), т.е. унисон может быть утолщён любым интервалом,
даже тем, который мы считаем диссонирующим).
Пентатоника в Японии преимущественно гемитонная (т.е. созвучие до-ми-соль почти всегда -
неустой), в Китае ангемитонная, но созвучие до-ми-соль тоже неустой, потому что ми и соль
управляют звуком до опосредованно (слабо), а ми управляет соль сильно, т.е. идеологически
роль устоя играет ми, а до - роль квинты (в европейской системе координат). В Африке
пентатоники нейтральные (т.е. имеют в составе интервалы (от примы считая) между мажорной и
минорной терциями и между большой и малой септимами). В Сибири у многих народов, чьи
музыкальные культуры музыковедение описывало через пентатонику в реальном музицировании
встречаются исключительно трихорды и тетрахорды.
Я согласен, что диссонансы
определить сложнее и с пентатоникой поэтому тем более еще сложнее. Спасибо, не знал
большинства подробностей про пентатонику. Я не музыкант совсем, и в целом понятно, что
музыка `алгеброй выверяется` весьма ограниченно.
С другой стороны, сильные консонансы основаны на физическом резонансе и задают очень
крепкую основу музыкальной гармонии. Что и как на этой основе можно понастроить, чтоб не
рассыпалось и не стало эфемерным - вопрос чрезвычайно интересный (но совсем не в моей
компетенции).
Интересно было про гармонию группы музыкантов - что можно сделать.

victormain (19.01.2015 03:56)
abcz писал(а):
дядя не скрипач. Дядя - LAKE
Похоже, но почему он
запятую после А не ставит? Прикидывается?

Mikhail_Kollontay (19.01.2015 05:34)
victormain писал(а):
И не только терция! И не только блюзовая!
Фольклорная ладовая вариабельность (включая микровариабельность) - это из самого
замечательного вообще.
Я примерно об этом начал тогда было писать, но не хватило
терпенья, стёр, так что угадали, Витя.

Osobnyak (19.01.2015 09:11)
sir Grey писал(а):
`Понимаешь, Юра...` (с)
`Простите, Вы не
Василий Логинович?` - тихо у Маши спросил пьяный.`(с)

LAKE (19.01.2015 14:23)
Osobnyak писал(а):
`Простите, Вы не Василий Логинович?` - тихо у Маши
спросил пьяный.`(с)
))) автор поста, очевидно совершенно, в жизни `Отличался
нежностью и чувствительностью сердца,любил пить чай в городской роще, и не мог без слез
видеть, как токуют тетерева.` (с)

abcz (19.01.2015 16:18)
Opus88 писал(а):
с пентатоникой поэтому тем более еще сложнее.

С другой стороны, сильные консонансы основаны на физическом резонансе и задают очень
крепкую основу музыкальной гармонии.

Интересно было про гармонию группы музыкантов - что можно сделать.
а может,
напротив, всё гораздо проще: предположительно Европа и Азия заселялась выходцами из одной
области Африки. Если допустить, что расселялась та группа племён, которая к тому времени
уже изобрела пентатонику, то легко объяснить её распространённость, исходя именно из
миграционных, антропологических фактов, а не акустических.
Почему я не сторонник акустических концепций возникновения и развития музыки? Просто, в
сущности, они ничего не объясняют, кроме мажорного трезвучия (и отсюда, с большой
натяжкой, классико-романтическую, скорей даже ýже, классицистскую тональную
систему), не объясняя громадной массы музыкальных фактов никаким боком к этой системе не
прислонённых, во-1-х, а, во-2-х, это объяснение лишь одного типа музыкального материала,
используемого в мировой музыкальной практике, сколько угодно игнорирующей акустические
законы ради идеологических, традиционных или мистических целей.

это, если не учитывать, что природа музыки вокальная, а человек слышит внешние и
внутренние звуки по-разному (в отношении строя именно, поэтому вокалисты, особенно
женщины, использующие головные резонаторы так фальшиво поют). Более-менее чистые
унисон-октава-квинта - результат очень длительного культурного развития, на самом деле,
поэтому лежать в основе примитивной (первобытной, исходной) музыкальности вряд ли могут.

не понимаю. Гармонию группы - в каком отношении?

abcz (19.01.2015 16:19)
victormain писал(а):
Похоже, но почему он запятую после А не ставит?
Прикидывается?
шифруется.

Osobnyak (19.01.2015 16:59)
LAKE писал(а):
))) автор поста, очевидно совершенно, в жизни
`Отличался нежностью и чувствительностью сердца,любил пить чай в городской роще, и не мог
без слез видеть, как токуют тетерева.` (с)
А автор этого поста замечателен тем, что
ничем не замечателен.

LAKE (19.01.2015 17:48)
Osobnyak писал(а):
А автор этого поста замечателен тем, что ничем не
замечателен.
Куда ни глянь - Особняк. Это про Вас: `Пропал дом!` (С). Скука, нет
Скучища смертная в каждом посте Вашем. Прощайте, добрый человек.

Osobnyak (19.01.2015 17:56)
LAKE писал(а):
Куда ни глянь - Особняк. Это про Вас: `Пропал дом!`
(С). Скука, нет Скучища смертная в каждом посте Вашем. Прощайте, добрый
человек.
Скучным всё скучно. Ваши проблемы. Прощай, Грушницкий!

aptitude (19.01.2015 18:41)
victormain писал(а):
Похоже, но почему он запятую после А не ставит?
Прикидывается?
Ставил по началу.

victormain (20.01.2015 00:52)
Osobnyak писал(а):
А автор этого поста замечателен тем, что ничем не
замечателен.
Воистину: `Не чапай ліха, пакуль сьпіць ціха`.

victormain (20.01.2015 00:57)
abcz писал(а):
...группа племён, которая к тому времени уже изобрела
пентатонику...
Пентатонику не изобретали, её обрели.

Opus88 (20.01.2015 03:10)
abcz писал(а):
а может, напротив, всё гораздо проще: предположительно
Европа и Азия заселялась выходцами из одной области Африки. Если допустить, что
расселялась та группа племён, которая к тому времени уже изобрела пентатонику, то легко
объяснить её распространённость, исходя именно из миграционных, антропологических фактов,
а не акустических.
Почему я не сторонник акустических концепций возникновения и развития музыки? Просто, в
сущности, они ничего не объясняют, кроме мажорного трезвучия (и отсюда, с большой
натяжкой, классико-романтическую, скорей даже yже, классицистскую тональную систему), не
объясняя громадной массы музыкальных фактов никаким боком к этой системе не прислонённых,
во-1-х, а, во-2-х, это объяснение лишь одного типа музыкального материала, используемого в
мировой музыкальной практике, сколько угодно игнорирующей акустические законы ради
идеологических, традиционных или мистических целей.

это, если не учитывать, что природа музыки вокальная, а человек слышит внешние и
внутренние звуки по-разному (в отношении строя именно, поэтому вокалисты, особенно
женщины, использующие головные резонаторы так фальшиво поют). Более-менее чистые
унисон-октава-квинта - результат очень длительного культурного развития, на самом деле,
поэтому лежать в основе примитивной (первобытной, исходной) музыкальности вряд ли могут.

не понимаю. Гармонию группы - в каком отношении?
Про пентатонику - интересная идея,
что музыка может отражать антропологию. Очень разумно!

Это важно, что индивидуальное восприятие звука может быть разным. Я все же полагаю, что
мимо октав, квинт (и вытекающих из них, но уже более слабо физически резонирующих, кварт)
ну никак нельзя было пройти при любом пути обретения/нахождения/создания каких-либо ладов.
Даже гамелан при всей его уникальности построен на октавах.

Про гармонию группы я интересовался в том смысле - если идеально строить порой
практически невозможно, то какие разумные компромиссы, чтобы гармонично воспринималось и
слушатели радовались :-) И что зависит от композиторов (выбор инструментов, и сложность).
Другие созвучные мысли были бы тоже очень интересны.

abcz (20.01.2015 06:52)
victormain писал(а):
Пентатонику не изобретали, её обрели.
ну
да. Вряд ли кроманьонцы обладали техницистскими навыками ). Это так, троп.

abcz (20.01.2015 07:38)
Opus88 писал(а):
Я все же полагаю, что мимо октав, квинт (и
вытекающих из них, но уже более слабо физически резонирующих, кварт) ну никак нельзя было
пройти при любом пути обретения/нахождения/создания каких-либо ладов.

Про гармонию группы я интересовался в том смысле - если идеально строить порой
практически невозможно, то какие разумные компромиссы, чтобы гармонично воспринималось и
слушатели радовались :-) И что зависит от композиторов (выбор инструментов, и сложность).
Другие созвучные мысли были бы тоже очень интересны.
это неизбежно учитывается на
достаточно высоком технологическом уровне. Невозможно построить (и настроить) орган, рояль
или концертный зал без учёта акустических закономерностей. Но это очень сложные в
акустическом отношении машины и очень высокий уровень технологии, когда все лады уже
`созданы` )
И тут victormain совершенно прав. Их (лады, звукоряды, созвучия) не изобретают, создают
или придумывают. Они вырабатываются-обретаются в длительной коллективной музыкальной
практике этноса. И здесь акустика на вторых ролях. Превалируют простые `хорошо-плохо` и
`оно само так`. Причём (по примеру, приведённому МК), октава в этом контексте совсем не
обязательно хорошо (поскольку в хорошей октаве при прочих равных верхний, часто ведущий,
голос - субъективно - поглощается нижним) и верхние голоса, поэтому, лезут выше до ноны
или занижают в очень красивую самую большую септиму, которые (функционально) всё равно -
октава, хотя акустически очень острый диссонанс. Вообще, в народном музицировании чистые
совершенные консонансы - редкость (и не из-за неумения интонировать, народные умельцы
интонируют, иной раз микрохроматику совершенно сознательно, просто, это нехорошо,
неуместно, некрасиво). Хотя в профессиональном (в т.ч. древнейших - раге, мугаме),
конечно, это употребительный материал.

ну, во-1-х, слух человека (и звуковысотный, и ритмический) на чисто нейрофизиологическом
уровне обладает зонной природой (Гарбузов; т.е. человек распознаёт как одну
звыковысотность или ритмическую группу как `стандартный паттерн`, обозначаемый для
сознания единообразно (примерно то же, что и в фонологии: бесконечное разнообразие
звуковысотных, интонационных, временных модификаций укладывает в одно слово, паттерн,
осознаваемый человеком более-менее однозначно)). Причём, зона эта достаточно велика: даже
тренированный слух, способный уловить различие в пару центов в строе двух струн, в строе
унисона 50-ти голосов удовлетворится (сочтёт звучание стройным) зоной в 50 центов. И
(во-2-х) от композиторов это зависит, и они вынуждены изучать гармонию, полифонию,
инструментоведение, инструментовку и массу всякой ерунды только чтобы писать хоть как-то
удовлетворительно (и в акустическом отношении тоже). Ну и (в-3-х) от исполнителей,
конечно. Вообще, музыкальное исполнительство - это постоянная, многолетняя, непрерывная
борьба с несовершенствами музыкального материала, его бешеным сопротивлением (как на
уровне письма, так и на уровне инструмента, акустики зала, собственной физиологии и много
чего ещё).

Opus88 (20.01.2015 17:44)
abcz писал(а):
это неизбежно учитывается на достаточно высоком
технологическом уровне. Невозможно построить (и настроить) орган, рояль или концертный зал
без учёта акустических закономерностей. Но это очень сложные в акустическом отношении
машины и очень высокий уровень технологии, когда все лады уже `созданы` )
И тут victormain совершенно прав. Их (лады, звукоряды, созвучия) не изобретают, создают
или придумывают. Они вырабатываются-обретаются в длительной коллективной музыкальной
практике этноса. И здесь акустика на вторых ролях. Превалируют простые `хорошо-плохо` и
`оно само так`. Причём (по примеру, приведённому МК), октава в этом контексте совсем не
обязательно хорошо (поскольку в хорошей октаве при прочих равных верхний, часто ведущий,
голос - субъективно - поглощается нижним) и верхние голоса, поэтому, лезут выше до ноны
или занижают в очень красивую самую большую септиму, которые (функционально) всё равно -
октава, хотя акустически очень острый диссонанс. Вообще, в народном музицировании чистые
совершенные консонансы - редкость (и не из-за неумения интонировать, народные умельцы
интонируют, иной раз микрохроматику совершенно сознательно, просто, это нехорошо,
неуместно, некрасиво). Хотя в профессиональном (в т.ч. древнейших - раге, мугаме),
конечно, это употребительный материал.

ну, во-1-х, слух человека (и звуковысотный, и ритмический) на чисто нейрофизиологическом
уровне обладает зонной природой (Гарбузов; т.е. человек распознаёт как одну
звыковысотность или ритмическую группу как `стандартный паттерн`, обозначаемый для
сознания единообразно (примерно то же, что и в фонологии: бесконечное разнообразие
звуковысотных, интонационных, временных модификаций укладывает в одно слово, паттерн,
осознаваемый человеком более-менее однозначно)). Причём, зона эта достаточно велика: даже
тренированный слух, способный уловить различие в пару центов в строе двух струн, в строе
унисона 50-ти голосов удовлетворится (сочтёт звучание стройным) зоной в 50 центов. И
(во-2-х) от композиторов это зависит, и они вынуждены изучать гармонию, полифонию,
инструментоведение, инструментовку и массу всякой ерунды только чтобы писать хоть как-то
удовлетворительно (и в акустическом отношении тоже). Ну и (в-3-х) от исполнителей,
конечно. Вообще, музыкальное исполнительство - это постоянная, многолетняя, непрерывная
борьба с несовершенствами музыкального материала, его бешеным сопротивлением (как на
уровне письма, так и на уровне инструмента, акустики зала, собственной физиологии и много
чего ещё).
Огромное спасибо за замечательный комментарий - очень много интересного, в
целом согласен. Буду осмысливать и вслушиваться.



 
     
classic-online@bk.ru