1. Allegretto
2. Adagio - Largo (attacca)
3. Allegretto
4. Adagio - Allegretto

         (3)  


weina (23.12.2014 13:35)
Вчера на концерте РНО п/у Плетнева сделала открытие – не бог весть какое, но для меня
ценное. Исполняли Первую симфонию ЛвБ и последнюю ДДШ – и в этом было что-то от «альфы и
омеги». Так вот об «открытии»: я впервые, и с неописуемым удивлением, обнаружила сходство
между главной темой финала у ЛвБ и главной темой 1-й части у ДДШ – сходство заключается в
общих очертаниях первых фраз, в использовании малой терции и – главное – в ритме. Теперь
эта параллель не выходит у меня из головы: бетховенский оптимизм 1-й симфонии, его светлые
ожидания оборачиваются у Шостаковича каким-то недостойным балаганом. Недаром сам ДДШ
определял концепцию этой симфонии как «жизнь на грани гротеска и личная судьба» (из
буклета). Это, конечно, и без Бетховена понятно, но с Бетховеном интереснее.

weina (23.12.2014 13:45)
И еще по поводу музыкальных цитат. В буклете приводится отрывок из книги И. Гликмана
«Письма к другу». Слова Шостаковича: «Я и сам не знаю, зачем эти цитаты, но я не мог не
сделать эти цитаты, не мог». И Гликман уточняет: «Трехкратное отрицание «не» Дмитрий
Дмитриевич произнес с большой энергией. Вероятно, сочиняя симфонию, Шостакович был
подвластен таинственной интуиции, которая не поддается логическому истолкованию, ибо
логика далеко не всегда является неотступной спутницей творца».

sergei_sergunin (23.12.2014 23:26)
weina писал(а):
Вчера на концерте РНО п/у Плетнева сделала открытие –
не бог весть какое, но для меня ценное. Исполняли Первую симфонию ЛвБ и последнюю ДДШ – и
в этом было что-то от «альфы и омеги». Так вот об «открытии»: я впервые, и с неописуемым
удивлением, обнаружила сходство между главной темой финала у ЛвБ и главной темой 1-й части
у ДДШ – сходство заключается в общих очертаниях первых фраз, в использовании малой терции
и – главное – в ритме. Теперь эта параллель не выходит у меня из головы: бетховенский
оптимизм 1-й симфонии, его светлые ожидания оборачиваются у Шостаковича каким-то
недостойным балаганом. Недаром сам ДДШ определял концепцию этой симфонии как «жизнь на
грани гротеска и личная судьба» (из буклета). Это, конечно, и без Бетховена понятно, но с
Бетховеном интереснее.
О, господи!



 
     
classic-online@bk.ru