Вчера на концерте РНО п/у Плетнева сделала открытие – не бог весть какое, но для меня ценное. Исполняли Первую симфонию ЛвБ и последнюю ДДШ – и в этом было что-то от «альфы и омеги». Так вот об «открытии»: я впервые, и с неописуемым удивлением, обнаружила сходство между главной темой финала у ЛвБ и главной темой 1-й части у ДДШ – сходство заключается в общих очертаниях первых фраз, в использовании малой терции и – главное – в ритме. Теперь эта параллель не выходит у меня из головы: бетховенский оптимизм 1-й симфонии, его светлые ожидания оборачиваются у Шостаковича каким-то недостойным балаганом. Недаром сам ДДШ определял концепцию этой симфонии как «жизнь на грани гротеска и личная судьба» (из буклета). Это, конечно, и без Бетховена понятно, но с Бетховеном интереснее.
weina
(23.12.2014 13:45)
И еще по поводу музыкальных цитат. В буклете приводится отрывок из книги И. Гликмана «Письма к другу». Слова Шостаковича: «Я и сам не знаю, зачем эти цитаты, но я не мог не сделать эти цитаты, не мог». И Гликман уточняет: «Трехкратное отрицание «не» Дмитрий Дмитриевич произнес с большой энергией. Вероятно, сочиняя симфонию, Шостакович был подвластен таинственной интуиции, которая не поддается логическому истолкованию, ибо логика далеко не всегда является неотступной спутницей творца».
sergei_sergunin
(23.12.2014 23:26)
weina писал(а):
Вчера на концерте РНО п/у Плетнева сделала открытие – не бог весть какое, но для меня ценное. Исполняли Первую симфонию ЛвБ и последнюю ДДШ – и в этом было что-то от «альфы и омеги». Так вот об «открытии»: я впервые, и с неописуемым удивлением, обнаружила сходство между главной темой финала у ЛвБ и главной темой 1-й части у ДДШ – сходство заключается в общих очертаниях первых фраз, в использовании малой терции и – главное – в ритме. Теперь эта параллель не выходит у меня из головы: бетховенский оптимизм 1-й симфонии, его светлые ожидания оборачиваются у Шостаковича каким-то недостойным балаганом. Недаром сам ДДШ определял концепцию этой симфонии как «жизнь на грани гротеска и личная судьба» (из буклета). Это, конечно, и без Бетховена понятно, но с Бетховеном интереснее.
ценное. Исполняли Первую симфонию ЛвБ и последнюю ДДШ – и в этом было что-то от «альфы и
омеги». Так вот об «открытии»: я впервые, и с неописуемым удивлением, обнаружила сходство
между главной темой финала у ЛвБ и главной темой 1-й части у ДДШ – сходство заключается в
общих очертаниях первых фраз, в использовании малой терции и – главное – в ритме. Теперь
эта параллель не выходит у меня из головы: бетховенский оптимизм 1-й симфонии, его светлые
ожидания оборачиваются у Шостаковича каким-то недостойным балаганом. Недаром сам ДДШ
определял концепцию этой симфонии как «жизнь на грани гротеска и личная судьба» (из
буклета). Это, конечно, и без Бетховена понятно, но с Бетховеном интереснее.
«Письма к другу». Слова Шостаковича: «Я и сам не знаю, зачем эти цитаты, но я не мог не
сделать эти цитаты, не мог». И Гликман уточняет: «Трехкратное отрицание «не» Дмитрий
Дмитриевич произнес с большой энергией. Вероятно, сочиняя симфонию, Шостакович был
подвластен таинственной интуиции, которая не поддается логическому истолкованию, ибо
логика далеко не всегда является неотступной спутницей творца».
не бог весть какое, но для меня ценное. Исполняли Первую симфонию ЛвБ и последнюю ДДШ – и
в этом было что-то от «альфы и омеги». Так вот об «открытии»: я впервые, и с неописуемым
удивлением, обнаружила сходство между главной темой финала у ЛвБ и главной темой 1-й части
у ДДШ – сходство заключается в общих очертаниях первых фраз, в использовании малой терции
и – главное – в ритме. Теперь эта параллель не выходит у меня из головы: бетховенский
оптимизм 1-й симфонии, его светлые ожидания оборачиваются у Шостаковича каким-то
недостойным балаганом. Недаром сам ДДШ определял концепцию этой симфонии как «жизнь на
грани гротеска и личная судьба» (из буклета). Это, конечно, и без Бетховена понятно, но с
Бетховеном интереснее.