1. Moderato cantabile molto espressivo
2. Allegro molto
3. Adagio, ma non troppo - Fuga. Allegro ma non troppo
Скачать ноты
1. Moderato cantabile molto espressivo
2. Allegro molto 3. Adagio, ma non troppo - Fuga. Allegro ma non troppo |
||
Я думал, что Гульд меня переформатировал, и после Гульда в Стокгольме
http://classic-online.ru/archive/?file_id=134174
уже больше никого не смогу слушать в этой сонате.
Но ведь и похоже очень!
Неужели Гилельс поучился у Гульда?
Надо будет найти год этой записи...
Надо будет найти год этой записи...
Gilels, Piano Recorded 8 & 9/1985 Deutsche Grammophon
За месяц до смерти.
!!!
За месяц до смерти.
!!!
Но я так понял, что смерть была внезапна. Т.е. человек не болел и все такое. Выступал.
Но я так понял, что смерть была внезапна. Т.е. человек не болел и все такое.
Выступал.
Умер Гилельс 14 октября 1985 года в Кремлевской больнице от приступа диабета. Смерть его
была неожиданной, в ней обвиняли некомпетентных врачей, вовремя не оказавших ему
необходимую помощь.
Умер Гилельс 14 октября 1985 года в Кремлевской больнице от приступа диабета. Смерть его
была неожиданной, в ней обвиняли некомпетентных врачей, вовремя не оказавших ему
необходимую помощь.
Хаскилл... Короче, нормально себя чувствовал человек, не болел.
Я про себя думаю, что проживи Гилельс еще лет пять, я бы его полюбил. Но это уже мое
личное. Так... поделился...
болел.
Вот и Воскресенский говорит, что Гилельс жаловался на плохое самочувствие:
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20906/episode_id/182741/video_id/182741/viewtype/
picture
Откровение свыше...
Проникновенная игра.
нахлынувших слез.
Откровение свыше...
Проникновенная игра.
Гилельс понимал эту сонату.
Ведь что-то не получиться здесь не может, случайности и девиации в настроении исполнителя
на такую работу почти не влияют: пианист будет писать до тех пор, пока полностью не
удовлетворится записанным. Я думаю, что Гилельс мог себе позволить не спешить.
Выступал.
Потому что в 80-е годы очень интенсивно занимался тем, что начал десятилетием раньше -
первые записи на DG (21 и 28 сонаты) вышли ещё в 1972 году; а после 75-го дело
застопорилось почему-то, возобновлено было только в 1980 г. Он очень спешил закончить в
последние эти пять лет... не удалось. 5 сонат осталось незаписанными, и в концертах он их
не играл.
десятилетием раньше/.../
спрашиваю.
Бетховену дали прочитать информацию оттуда, из за черты. И судя по тому, что сказано и
поздним Бетховеном и поздним Скрябиным (как же они похожи!), с нами там будет все очень
строго, как бы выдержать...
А Гилельс интересовался, вот программа его последнего концерта в БЗК 26 января 1984 года.
1-е отделение концерта:
Скрябин. Соната № 3 оп.23
Скрябин. Прелюдии оп.74
Прокофьев. Соната № 3 a moll
2-е отделение концерта:
Бетховен Соната № 29 оп.106
У меня на компе есть две записи Гилельсом Хаммерклавира: с этого последнего концерта в
БЗК и студийная немецкая запись 1982 года.
Умер Гилельс 14 октября 1985 года в Кремлевской больнице от приступа диабета. Смерть его
была неожиданной, в ней обвиняли некомпетентных врачей, вовремя не оказавших ему
необходимую помощь.
сделан укол типа прививки, после которого он умер. В общем - убили. Судя по всему, или
ошибка медперсонала, или какая-то внезапная индивидуальная реакция организма произошла.
гастролями был сделан укол типа прививки, после которого он умер. В общем - убили. Судя по
всему, или ошибка медперсонала, или какая-то внезапная индивидуальная реакция организма
произошла.
Кстати, а ничего не знаю об общении Рихтера и Гилельса. Одного поколения люди.
Кстати, а ничего не знаю об общении Рихтера и Гилельса. Одного поколения люди.
только одного поколения, но и одного Нейгауза. Прохладные. Но с должным взаимным
уважением.
концерта в БЗК 26 января 1984 года.
2-е отделение концерта:
Бетховен Соната № 29 оп.106
состоялся в Хельсинки в сентябре 1985 г., он тоже играл Хаммерклавир.
Кстати, в молодости он никогда не играл последние сонаты ЛвБ, ему надо было
почувствовать, что он для них внутренне созрел. Записал 30-ю и 31-ю. А до 32-й так и не
дошел, не успел.
Нейгауза. Прохладные. Но с должным взаимным уважением.
особенно в зрелые годы, очень возмущался когда его называли учеником Нейгауза.
очень возмущался когда его называли учеником Нейгауза.
Гилельсе приводит отрывок из воспоминаний Н.Л. Дорлиак:
`Он [ГГН] жил у нас, когда получил письмо, в котором Гилельс отрекался от него. Гилельс
писал: `Я Вам ничем не обязан. Всем, что я имею, я обязан Рейнгбальд`. Генрих Густавович
тайком показал письмо Славе...`
Комментируя это, Гордон говорит, что в письме Гилельса приводимых слов не было, однако
Эмиль Григорьевич действительно просил Генриха Густавовича, чтобы тот ни при каких
обстоятельствах не называл его своим учеником.
очень возмущался когда его называли учеником Нейгауза.
выкинешь))
Я думал, что Гульд меня переформатировал, и после Гульда в Стокгольме
http://classic-online.ru/archive/?file_id=134174
уже больше никого не смогу слушать в этой сонате.
Но ведь и похоже очень!
Неужели Гилельс поучился у Гульда?
Надо будет найти год этой записи...
Гульд местами чуть прохладнее и чище.
Там,где он по обыкновению любуется самим звуком.
Гилельс теплее,содержательнее.
Гульд изобразительнее.
Гилельс выразительнее.
В большинстве случаев бырал бы второе.
Но здесь красота у Гульда настолько зашкаливает,
что,как бы бонально и пошло это не звучало-
перехватывает дыхание.
Выбрать невозможно.. Да,и не нужно.
Спасибо,что есть оба!
после вчерашнего прослушивания у меня в голове играла эта музыка, уж не знаю, в исполнении
Гилельса, Гульда или уже в моём собственном.
Сейчас проснулся, а она всё играет...
Между прочим, первыя часть.
Сейчас начнем выгонять.
быть, это тот случай, когда можно выкинуть, хотя бы из уважения к памяти Гилельса. Вот что
он говорил А. Вицинскому еще в 1945 году:
`Я был очень привязан к Берте Михайловне [Рейнгбальд]... Подход Генриха Густавовича был
совершенно другой. Он мог вызвать меня к себе, сказав, что ему нужно со мной поговорить, а
когда я приходил, начинал говорить совершенно о другом. Человек настроения,
неорганизованный человек, как художник он позволял себе Бог знает что. Он не в такой
степени именно педагог, как Берта Михайловна... Я не понимал, куда должен двигаться, чего
от меня хотят, что происходит... Берта Михайловна могла со мною очень долго говорить о
том, что у меня хорошо и чего мне не хватает. А Генрих Густавович этого не делал...
конкретных разговоров с Генрихом Густавовичем я не помню. ... Я аккуратно на занятиях
слушал его разговоры с кем-нибудь, слушал и понимал, что нужно мне...`
ГГН и ЭГГ - это совершенно разные творческие и человеческие индивидуальности, и
взаимопонимания между ними никогда не было. Гилельс `достался` Нейгаузу уже вполне
сложившимся, зрелым пианистом, и в данном случае ставить ГГН в заслугу `воспитание
таланта` было бы несправедливо. Гилельс со своим исключительно честным отношением к музыке
и к жизни вообще этому противился как мог.
сложившимся, зрелым пианистом, и в данном случае ставить ГГН в заслугу `воспитание
таланта` было бы несправедливо...
всего был благодарен Нейгаузу? Звук. Вот то же самое с Гилельсом. Послушайте записи его
16-летнего. И после Нейгауза. Качественные характеристики звука принципиально меняются.
Так что человеческие нюансы сами по себе и о них можно только догадываться, но Нейгауз в
Гилельсе есть.
зрелым пианистом
сам об этом писал - чему я могу научить его, если сам октавы в конце Испанской рапсодии
сам так сыграть никогда не смогу.
Нейгауза. Качественные характеристики звука принципиально меняются./.../
хотел так слышть!
почему все так на октавах этих помешались. Не так уж и часто....
более всего был благодарен Нейгаузу? Звук. Вот то же самое с Гилельсом. Послушайте записи
его 16-летнего. И после Нейгауза. Качественные характеристики звука принципиально
меняются.
Вас разочаровать или раздосадовать, но я не слышу, чтобы качество звука здесь было
принципиально иным, не таким, к которому мы привыкли в послевоенных записях ЭГГ. Очень
собранный, глубокий звук с разнообразной тембральной окраской. Если Рихтер был благодарен
Нейгаузу за звук, то из этого еще не следует, что то же самое относится и к Гилельсу.
Опять же я читала, что сам Генрих Густавович восхищался звуком Гилельса, называл его
`золотым звуком 96 пробы`, но, кажется, никогда не приписывал себе этой заслуги.
из Чехова. Нашла таки. В оригинале это `желание желать` звучит довольно прозаично:
А.С. Суворину.
12 декабря 1894 г. Мелихово.
Вы спрашиваете в последнем письме: «Что должен желать теперь русский человек?» Вот мой
ответ: желать. Ему нужны прежде всего желания, темперамент. Надоело кисляйство.
(Прошу у всех прощения за отступление от темы).
только догадываться, но Нейгауз в Гилельсе есть.
человек был Генрих Густавович, не такая Личность, чтобы не оставить никакого следа в
артистическом, художническом облике музыканта, тем более молодого. Как бы ни была ценна
Рейнгбальд для Гилельса-пианиста, трудно поверить, что ее воспитательное влияние могло
быть выше, чем от ГГН. Еще более странна, в сущности, почти враждебная реакция ЭГГ на
упоминания об ГГН. Тут что-то сугубо личное, не связанное, быть может, со школой Нейгауза.
Впрочем, может быть и не так. Школа, система Нейгауза в ее сущностных свойствах это
интеллектуальное рафине, в котором то, что называется `русской фортепьянной школой`
органически срастется с самыми высокими выплесками западной культуры; планка там была
высокая! Для Рихтера, Ведерникова она была впору, но не для всех. А Эмиль Григорьевич, мне
кажется, был личностью иного склада, ему интеллектуализм ГГН был чужд. Как музыкант, он
больше полагался на собственную интуицию, на техническое мастерство...И, возможно, он
всегда внутренне сопротивлялся методу ГГН, тяготился им. И не он один. Известно ведь как
грызлись профессора МГК, известно как некоторых из них раздражала система Н.(а, возможно,
и сам он, как следствие).
известно, что смолоду СТ `поколачивал`. Нейгауз работал с ним над этим. Но также известно,
Рихтер вообще ВСЮ ЖИЗНЬ, без преувеличения, работал над звуком, и чаще всего был
недоволен. В фильме Монсенжона Нина Львовна с удовлетворением говорит, мол, ВОТ СЕЙЧАС у
него со звуком все в порядке. А Рихтеру-то было 80...
работал с ним над этим. Но также известно, Рихтер вообще ВСЮ ЖИЗНЬ, без преувеличения,
работал над звуком, и чаще всего был недоволен. В фильме Монсенжона Нина Львовна с
удовлетворением говорит, мол, ВОТ СЕЙЧАС у него со звуком все в порядке. А Рихтеру-то было
80...
совершенно новое качество звука, в Равеле вообще непостижимое.
реакция ЭГГ на упоминания об ГГН. Тут что-то сугубо личное, не связанное, быть может, со
школой Нейгауза...
(возможно) или членства Гилельса в КПСС (с 1942; почти наверняка). Но это, конечно, только
догадки.
Нейгаузу и не снилось, ГГ сам об этом писал - чему я могу научить его, если сам октавы в
конце Испанской рапсодии сам так сыграть никогда не смогу.
остальном...
океане` - фантастика!
`Дуэт` Мендельсона). Боюсь Вас разочаровать или раздосадовать, но я не слышу, чтобы
качество звука здесь было принципиально иным, не таким, к которому мы привыкли в
послевоенных записях ЭГГ. Очень собранный, глубокий звук с разнообразной тембральной
окраской. Если Рихтер был благодарен Нейгаузу за звук, то из этого еще не следует, что то
же самое относится и к Гилельсу. Опять же я читала, что сам Генрих Густавович восхищался
звуком Гилельса, называл его `золотым звуком 96 пробы`, но, кажется, никогда не приписывал
себе этой заслуги.
люблю его не меньше Вашего, поверьте. Что не исключает разговора, обсуждения, памяти о его
удачах и неудачах и т.д.
спрашиваю.
Бетховена.
этом, сам себя соблазнил и бросился слушать весь цикл с Рихтером. Боже! Какая роскошь! Как
же можно...
что у Гилельса в репертуаре был `Ночной Гаспар`. Но вот играл ли он его?.. Я слыхал, что
не решался. Поправьте, может, кто знает.
пред лицем моим. Я люблю его не меньше Вашего, поверьте. Что не исключает разговора,
обсуждения, памяти о его удачах и неудачах и т.д.
покушалась, честное пионерское, а токмо на всеобщую приверженность к некоторым устоявшимся
мифам.
линии антисемитизма (возможно) или членства Гилельса в КПСС (с 1942; почти наверняка). Но
это, конечно, только догадки.
Насколько я понимаю, ничего такого не было. Было и проще, и сложнее. Главное: Гилельс
связывал огромные ожидания со своим пребывание в классе Нейгауза – ожидания большой,
сосредоточенной работы (как раз то, чему научила его Рейнгбальд), и эти ожидания не
оправдались. Все занятия растворялись в эстетской говорильне (Музикус прекрасно
охарактеризовал атмосферу, которую создавал вокруг себя ГГН). Причем Нейгауз любил
поиграть на публику своим остроумием и зачастую в присутствии посторонних отпускал ехидные
замечания в адрес «одессизмов» Гилельса, не считаясь с его самолюбием, а иногда проявлял
элементарную эмоциональную несдержанность, в которой потом сам жестоко раскаивался.
Отношения у них не сложились с самого начала. Для Гилельса была неприемлема, например,
характерная для ГГН романтизация Бетховена, он не соглашался с его трактовками «Авроры»,
«Лунной»…
И все же полностью отрицать влияние личности Нейгауза на развитие исполнительского
искусства и эстетического кругозора Гилельса было бы смешно. Безусловно, Гилельс сумел
впитать и присвоить все ценное, в первую очередь то, что было «созвучно» ему самому.
Но несмотря ни на что именно Гилельс был первым, кто бросился выручать своего профессора,
когда того арестовали (в ноябре 1941 г.), несколько раз лично обращался к Сталину и
добился того, что тюрьму и угрозу расстрела Нейгаузу заменили на ссылку за Урал. А потом
именно по его просьбе разрешили вместо «тяжелых работ» преподавать в Свердловской
консерватории. В Свердловске Гилельс часто навещал Нейгауза и рассказывал: «Мы очень много
переиграли в четыре руки, много беседовали о музыке, это были такие встречи, которые
искупают весь предшествующий период… Тогда мы с ним нашли какой-то общий язык».
возражаю. Насколько я понимаю, ничего такого не было....
В Свердловске Гилельс часто навещал Нейгауза и рассказывал: «Мы очень много переиграли в
четыре руки, много беседовали о музыке, это были такие встречи, которые искупают весь
предшествующий период… Тогда мы с ним нашли какой-то общий язык».
порой славно бывает... Между тем, одно (гипотетические причины конфликта; тон высказываний
Гилельса об `ученичестве у Нейгауза`, процитированных выше уважаемым Музикусом, не
вызывают сомнений относительно глубины обиды и силы раздражения ЭГГ) не исключает другое
(совместное общение и даже музицирование; вспомните, что заклятые враги за шахматной
доской, Каспаров и Карпов, в другой обстановке запросто и с удовольствием играли в
преферанс в одной компании). Навряд ли мы узнАем все причины конфликта Гилельс-Нейгауз.
Настоящих свидетелей уже практически не осталось (может быть одна Горностаева, но она вряд
ли будет об этом говорить), а те, кто приглаживает картину в сторону политкорректности,
правды не скажут. В свою очередь приношу тысячу извинений, возражайте мне всегда)) Да, и
кстати: я не большой поклонник исполнительских разглагольствований о том, что и как нужно
играть в Бетховене, но думаю, что молодому Гилельсу было чего послушать от Нейгауза. А
поскольку он этого делать не хотел, ершился, сопротивлялся, то и Нейгауз реагировал
соответственно; с такими профессорскими неадекватными обидами я и сам сталкивался не раз в
своей молодости: Слонимский, Друскин и т.д. Они всячески желали меня чему-то учить (не
очень-то зная, чтО я на самом деле уже умею), а меня в то время не интересовали ни они, ни
то, что они могли и хотели бы предложить мне. В результате - с кем конфликт, у кого -
обида и проч. Это ещё в лучшем случае.
место антисемитизм и 2) что Нейгауз учил только избранных, кого любил. В остальном его
уроки (видимо и с Дубовой-Сергеевой) - была чистая формальность.
А Горностаевой пусть те, кто ее знают (!!!) напишут, чтобы она рассказала всю правду.
был `Ночной Гаспар`. Но вот играл ли он его?.. Я слыхал, что не решался. Поправьте, может,
кто знает.
вообще подачу текста, это его автор. У меня, к примеру, в фонотеке только его Игра воды,
Альборада и Павана.
казалось бы, учитывая звук, вообще подачу текста, это его автор. У меня, к примеру, в
фонотеке только его Игра воды, Альборада и Павана.
чистки вроде бы остался ещё леворучный концерт, Гробница Куперена и Благородные вальсы.
Гробница (№№ 1,3 и 6) издана на NAXOS.
Генрих Густавович, не такая Личность, чтобы не оставить никакого следа в артистическом,
художническом облике музыканта, тем более молодого. Как бы ни была ценна Рейнгбальд для
Гилельса-пианиста, трудно поверить, что ее воспитательное влияние могло быть выше, чем от
ГГН. Еще более странна, в сущности, почти враждебная реакция ЭГГ на упоминания об ГГН. Тут
что-то сугубо личное, не связанное, быть может, со школой Нейгауза. Впрочем, может быть и
не так. Школа, система Нейгауза в ее сущностных свойствах это интеллектуальное рафине, в
котором то, что называется `русской фортепьянной школой` органически срастется с самыми
высокими выплесками западной культуры; планка там была высокая! Для Рихтера, Ведерникова
она была впору, но не для всех. А Эмиль Григорьевич, мне кажется, был личностью иного
склада, ему интеллектуализм ГГН был чужд. Как музыкант, он больше полагался на собственную
интуицию, на техническое мастерство...И, возможно, он всегда внутренне сопротивлялся
методу ГГН, тяготился им. И не он один. Известно ведь как грызлись профессора МГК,
известно как некоторых из них раздражала система Н.(а, возможно, и сам он, как
следствие).
напишут, чтобы она рассказала всю правду.