1. (Море и Синдбадов корабль) Largo e maestoso - Lento - Allegro non troppo - Tranquillo
2. (Рассказ царевича Календера) Lento - Andantino - Allegro molto - Vivace - Moderato - Allegro molto
3....Читать дальше
Скачать ноты 1. (Море и Синдбадов корабль) Largo e maestoso - Lento - Allegro non troppo - Tranquillo
2. (Рассказ царевича Календера) Lento - Andantino - Allegro molto - Vivace - Moderato - Allegro molto 3....Читать дальше
1. (Море и Синдбадов корабль) Largo e maestoso - Lento - Allegro non troppo - Tranquillo
2. (Рассказ царевича Календера) Lento - Andantino - Allegro molto - Vivace - Moderato - Allegro molto 3. (Царевич и царевна) Andantino qusi allegretto 4. (Праздник в Багдаде) Allegro molto - Lento - Vivo - Allegro non troppo - Lento - Tempo come I Х Свернуть |
||
И еще есть люди,заявляющие,что Р-К не симфонист?!..
кавказа!.. Какая оркестровка и какая красочная музыка! И еще есть люди,заявляющие,что Р-К
не симфонист?!..
признают симфонизма)а
что `симфонизм` и умение красочно писать для оркестра, инструментовать - не одно и то же.
НАРК был замечательный оркестратор, но как-то трудно считать его симфонистом.
Блистательные Дебюсси, Равель, Респиги, Стравинский писали для оркестра еще изощреннее,
чем НАРК, но разве они симфонисты? `Симфонист` это композитор, в принципе тяготеющий к
оркестровой форме(личного, личностного) высказывания, если угодно - мышления(в противовес,
быть может, `изображению`. Здесь вообще сталкиваются - условно говоря - немецкое и
французское начала...). Настоящие симфонисты это Брукнер, Малер, Сибелиус, Мясковский,
Шостакович,Вайнберг, Локшин, Шнитке... И дело, конечно, не в количестве симфоний и
подобных форм, а в их концептуальности. Говорят же, что Брукнер всю жизнь писал одну
симфонию. В этом смысле даже Гайдн и Моцарт с их гигантским количеством симфонич. опусов
- не симфонисты.
оркестровой форме(личного, личностного) высказывания, если угодно - мышления(в противовес,
быть может, `изображению`. Здесь вообще сталкиваются - условно говоря - немецкое и
французское начала...). Настоящие симфонисты это Брукнер, Малер, Сибелиус, Мясковский,
Шостакович,Вайнберг, Локшин, Шнитке... И дело, конечно, не в количестве симфоний и
подобных форм, а в их концептуальности. Говорят же, что Брукнер всю жизнь писал одну
симфонию. В этом смысле даже Гайдн и Моцарт с их гигантским количеством симфонич. опусов
- не симфонисты.
Рахманинова и Прокофьева. А с Гайдна, Моцарта, И.Кр.Баха такой концептуальный спрос и
невозможен - формат и размах жанра был другим. Хотя Моцарт серьезно перешагнуть его
пытался, что в 25, 38, 40 и 41 симфониях в некотором роде вышло.
Римский-Корсаков, конечно, был другим. Ему так себя открыть
глобально и свое видение проблемы на мировом или личностном уровне было сложно, а через
сказку, легенду, историю, то есть программную музыку вне конкретной связи со своим
личностным - легче.
Если в таком контексте смотреть, то `Шахерезада` вполне оправдывает название своего жанра
- симфоническая сюита. И концепция есть, только решена через сказку, потому что ему так
удобнее, как и Вагнеру через легенду или мифологическую фантазию в опере.
Римского не нра? я мимоходом послушал, мне показалось хорошо. Может, если б он в оперный
бизнес не попал, и симфонистом бы был отличным? тут же от случая немало зависит, в какую
грядку тебя посадят.
себя открыть
глобально и свое видение проблемы на мировом или личностном уровне было сложно, а через
сказку, легенду, историю, то есть программную музыку вне конкретной связи со своим
личностным - легче.
Если в таком контексте смотреть, то `Шахерезада` вполне оправдывает название своего жанра
- симфоническая сюита. И концепция есть, только решена через сказку, потому что ему так
удобнее, как и Вагнеру через легенду или мифологическую фантазию в опере.
похожая история: сочинил массу сонат, но качеством они как-то не очень, за исключением
нескольких, зато в своих `сказках` он нашёл себя и реализовался на все сто. А во 2-й
импровизации (читай те же сказки, только в сюитной форме) композитор, вообще, на удивление
превзошёл себя, даже в тональном плане у него на грани размыва всё.
оркестра, инструментовать - не одно и то же. НАРК был замечательный оркестратор, но как-то
трудно считать его симфонистом.
трудноуловимее. `Симфонизм` - под этим словом чаще всего понимают такую ситуацию, когда
музыка, условно говоря, воспринимется как некий `мiр` - то есть слушаешь сочинение и у
тебя возникает картина громадного, контрастного и непознаваемого реального мира, со своей
диалектикой, судьбой и т.д. Чисто внешние признаки, помогающие создать это впечатление -
временные размеры (предположим, от получаса), большое количество исполнителей (оркестр,
хор и т.д. - но и для фп. можно написать вполне себе симфонично). До начала 20го века -
непременный атрибут - сонатная форма, тематическое развитие и т.д. `Литературщина` - в
хорошем смысле - завязка, развитие, кульминация, развязка. И вот тут уже возникают
тонкости. Симфония Малера `симфонична` и поздние фп. сонаты Шуберта - тоже. А с другой
стороны - `Китеж` Римского-Корсакова... или `Хованщина`... или `Шехеразада` - создается ли
там ощущение нового захватывающего слушателя `мира` со своими `главными` и `побочными` -
ещё как создается, часто и похлеще чем у Малера с Брукнером, однако нет никакой сонатной
формы, нет `симфонизма`. Или `Весна священная` - тоже ведь - `мир` есть а `симфонизма` в
традиционном смысле нет и в помине. Свиридов - та же самая ситуация. Крайний случай -
хорошие `концептуальные` рок-альбомы - `Innuendo` или `Сержант Пеппер` - тоже: `мир`
существует, а о `симфонизме` как-то даже нелепо говорить. Невольно обобщил это Гаврилин,
назвав свои `Перезвоны` (сборник хоров) симфонией-действом - и выиграл - ни у кого
вопросов к `Перезвонам` не возникает .
С третьей стороны, всегда наиболее убедительные образцы `симфонизма` в традиционном
понимании получались тогда, когда композитор полностью переделывал `под себя` некие
`симфонические правила`, создавая этот самый свой музыкальный `мир`. Особенно это стало
понятно в наше время - тысячи написанных тысячами композиторов симфоний, концертов, сонат,
квартетов и т.д. есть, некие `симфонические концепции` продолжают создаваться, а
настоящими `симфонистами` - то есть композиторами создающими `под себя `новые правила
`симфонизма` можно назвать, максимум, человек пять от силы за весь 20-21 век.
корявое. Но вот Стравинский и симфонизм - это точно слова антагонисты.
я мимоходом послушал, мне показалось хорошо. Может, если б он в оперный бизнес не попал, и
симфонистом бы был отличным? тут же от случая немало зависит, в какую грядку тебя
посадят.
Первая, скажем, балакиревская которая?
трудноуловимее. `Симфонизм` - под этим словом чаще всего понимают такую ситуацию, когда
музыка, условно говоря, воспринимется как некий `мiр` - то есть слушаешь сочинение и у
тебя возникает картина громадного, контрастного и непознаваемого реального мира, со своей
диалектикой, судьбой и т.д. Чисто внешние признаки, помогающие создать это впечатление -
временные размеры (предположим, от получаса), большое количество исполнителей (оркестр,
хор и т.д. - но и для фп. можно написать вполне себе симфонично). До начала 20го века -
непременный атрибут - сонатная форма, тематическое развитие и т.д. `Литературщина` - в
хорошем смысле - завязка, развитие, кульминация, развязка. И вот тут уже возникают
тонкости. Симфония Малера `симфонична` и поздние фп. сонаты Шуберта - тоже. А с другой
стороны - `Китеж` Римского-Корсакова... или `Хованщина`... или `Шехеразада` - создается ли
там ощущение нового захватывающего слушателя `мира` со своими `главными` и `побочными` -
ещё как создается, часто и похлеще чем у Малера с Брукнером, однако нет никакой сонатной
формы, нет `симфонизма`. Или `Весна священная` - тоже ведь - `мир` есть а `симфонизма` в
традиционном смысле нет и в помине. Свиридов - та же самая ситуация. Крайний случай -
хорошие `концептуальные` рок-альбомы - `Innuendo` или `Сержант Пеппер` - тоже: `мир`
существует, а о `симфонизме` как-то даже нелепо говорить. Невольно обобщил это Гаврилин,
назвав свои `Перезвоны` (сборник хоров) симфонией-действом - и выиграл - ни у кого
вопросов к `Перезвонам` не возникает .
С третьей стороны, всегда наиболее убедительные образцы `симфонизма` в традиционном
понимании получались тогда, когда композитор полностью переделывал `под себя` некие
`симфонические правила`, создавая этот самый свой музыкальный `мир`. Особенно это стало
понятно в наше время - тысячи написанных тысячами композиторов симфоний, концертов, сонат,
квартетов и т.д. есть, некие `симфонические концепции` продолжают создаваться, а
настоящими `симфонистами` - то есть композиторами создающими `под себя `новые правила
`симфонизма` можно назвать, максимум, человек пять от силы за весь 20-21
век.
симфония. Вот хоть режьте. Хотя это неправильно.
программа в 100 раз увлекательнее музыки. Одно из величайших огорчений детства моего.
том, что если меньше 4 частей, то не симфония. Вот хоть режьте. Хотя это
неправильно.
симфония...
И благодарные слушатели...
композиторами создающими `под себя `новые правила `симфонизма` можно назвать, максимум,
человек пять от силы за весь 20-21 век.
долго же.
смысле слова.
которая?
студенческие годы. Так же, как и третью. Завтра будет выходной - постараюсь послушать.
Стравинский и симфонизм - это точно слова антагонисты.
Псалмов, Симфония in C, Симфония В трех движениях. И сам Стравинский вполне считал себя
состоявшимся симфонистом.
обращались к этой теме - в студенческие годы. Так же, как и третью. Завтра будет выходной
- постараюсь послушать.
можно сказать, не знаю. Фортепианного Р-К- тоже практически никто не знает, я какие-то
пьесы тут задавал, но мало. Такое всё, как сказать, правильное. Военная дисциплина. Но
беда, когда он начинает воевать, тут куда уж штатским шляпам.
этом сомневаюсь, поскольку уж так потаскан там Рахманинов, дальше некуда прямо. 1 часть -
Через речку речку быстру (1-я русская песня. взятая из сборника Лядова. чуть ли не в той
же тональности, к слову! ха ха), финал из Великого славословия Всенощной Рахманинова
сделанный, и опять чуть ли не в той же тональности. Каково было СВ-чу слушать, не могу
себе представить. Тяжело было, думаю.
in C, Симфония В трех движениях. И сам Стравинский вполне считал себя состоявшимся
симфонистом.
интересное. ...Брамс, Шостакович, ...Гагнидзе, - вот симфонисты. Стравинский в каком-то
другом смысле. У него самое драматичное сочинение - соло для альта.
упорно переводят `в трех движениях`? Ничего сакрального нет в том, чтобы части назвать
`движениями`. Если уж иметь в виду, что части различаются именно темпово, то хотябы так -
Симфония в трех ритмах, но на русский `Symphony in three movements` переводится всё же как
`Симфония в трех частях`.
сакрального нет в том, чтобы части назвать `движениями`.
английского movement. Мы обычно переводим как `Часть`, но иногда и Арию Баха переводят как
`Воздух`. :)
сакрального нет в том, чтобы части назвать `движениями`. Если уж иметь в виду, что части
различаются именно темпово, то хотябы так - Симфония в трех ритмах, но на русский
`Symphony in three movements` переводится всё же как `Симфония в трех частях`.
кажется, в диалогах с Крафтом упоминал именно `в трех движениях`. но, возможно, и в другом
источнике. В источнике я могу ошибаться. Просто помню лекционный курс, когда училась, но
откуда нам его цитату привели - точно не помню.
именно `в трех движениях`...
воспользовался устоявшейся традицией названия.
потаскан там Рахманинов, дальше некуда прямо. 1 часть - Через речку речку быстру (1-я
русская песня. взятая из сборника Лядова. чуть ли не в той же тональности, к слову! ха
ха), финал из Великого славословия Всенощной Рахманинова сделанный, и опять чуть ли не в
той же тональности. Каково было СВ-чу слушать, не могу себе представить. Тяжело было,
думаю.
не обиделся и как-то раз пришел к Стравинскому в гости с большой банкой мёда...
именно `в трех движениях`. но, возможно, и в другом источнике. В источнике я могу
ошибаться. Просто помню лекционный курс, когда училась, но откуда нам его цитату привели -
точно не помню.
исторически:) сложился, хотя и совершенно ошибочен, т.к. в русских словах совершенно иной
смысл получается.
симфонист?!..
наши великие!` ...
- Атаманы-молодцы! В ком еще крамола осталась - выходи!...
Толпа молчала.
- Все очистились? ...
- Все! все! - загудела толпа.
- Крестись, братцы!...`, М. Е. С-Щедрин, История города Глупова.
Сергей Васильевич, видимо, не обиделся и как-то раз пришел к Стравинскому в гости с
большой банкой мёда...
рассказами про.
в котором плавает бутылка шампанского.
Рахманинову ведёрко ледяного самогона, в котором плавает бутылка шампанского.
четверка напиваеся вусмерть и засыпает в меду...
потаскан там Рахманинов, дальше некуда прямо. 1 часть - Через речку речку быстру (1-я
русская песня. взятая из сборника Лядова. чуть ли не в той же тональности, к слову! ха
ха), финал из Великого славословия Всенощной Рахманинова сделанный, и опять чуть ли не в
той же тональности. Каково было СВ-чу слушать, не могу себе представить. Тяжело было,
думаю.
Стравинского.
`...у Стравинского есть свойство брать уже существующий
материал и применять его по-новому так, что получается вещь, имеющая характерное его
собственное лицо. Это идёт через всё его творчество: `Петрушка` на материале городских
песен, `Весна` - материал, почти буквально схожий с Римским-Корсаковым и Мусоргским,
`Пульчинелла` - Перголези, далее `бахизмы` и прочее`.
`Серенада` Стравинского, которая как раз выходит из печати, содержит мелодические обороты
под Рахманинова и звучности типа Метнера. Ха-ха!`
`Во время `Жар-птицы` обменивались колкими замечаниями по
отношению к `Птице`. Влияния: `Садко`, Скрябин`.
Начало `Ноктюрнов` Дебюсси ИФС позаимствовал для `Соловья`, `Мавра` - стилизация под
Даргомыжского... а заключительную мелодию в `Аполлоне` он украл сразу у Шумана и у
Вагнера...
И много еще в том же духе.
меду...
братишке парного молочка покушать, в обнимку м Шаляпиным, спевшего Рахманинову про
эхтываню, и Бахом, автора покореженной темы 2 части симфонии псалмов.
заимствованиях в музыке Стравинского.
`...у Стравинского есть свойство брать уже существующий
материал и применять его по-новому так, что получается вещь, имеющая характерное его
собственное лицо. Это идёт через всё его творчество: `Петрушка` на материале городских
песен, `Весна` - материал, почти буквально схожий с Римским-Корсаковым и Мусоргским,
`Пульчинелла` - Перголези, далее `бахизмы` и прочее`.
`Серенада` Стравинского, которая как раз выходит из печати, содержит мелодические обороты
под Рахманинова и звучности типа Метнера. Ха-ха!`
`Во время `Жар-птицы` обменивались колкими замечаниями по
отношению к `Птице`. Влияния: `Садко`, Скрябин`.
Начало `Ноктюрнов` Дебюсси ИФС позаимствовал для `Соловья`, `Мавра` - стилизация под
Даргомыжского... а заключительную мелодию в `Аполлоне` он украл сразу у Шумана и у
Вагнера...
И много еще в том же духе.
целый Гречанинов, САМ Гречанинов.
говорят знатоки, целый Гречанинов, САМ Гречанинов.
ведь и я банки меда таскивал разным классикам, и по усам текло, и все как положено. А сам
уж как наугощался, и тебе Мясковский, и тебе Котов с Десятниковым прям все целиком!
ет черта стиля такая, да.
И много еще в том же духе.
есть о бездарности. В изящной словестности.
словестности.
как-то исторически:) сложился, хотя и совершенно ошибочен, т.к. в русских словах
совершенно иной смысл получается.
есть ещё одна мысль. Симфония - это изначально циклическое произведение, то есть
стандартно - 3-4-х частное. Был ли смысл Стравинскому называть ее `Симфония в трёх
частях`, когда она и так симфония? Про `Симфонию Псалмов` он не пишет в 3-х частях, а там
было бы уместно - 3 псалма. Ведь и больше можно было псалмов и частей при желании.
Опять же можно было использовать слово `Part`, а не `Movement`. А так просто помню, что
нам на лекциях заострили внимание на слове `Движение` именно через упоминание об этом
самого Стравинского. Но, конечно, английский есть английский.
многозначен.
Конечно, Стравинский, разумно владея и английским, и чувствами стиля и юмора, имел в виду
именно `movement`, наиболее близкий разумный перевод чему `движение`.
Многостраничные комментарии про это всегда забавны )
Конечно, Стравинский, разумно владея и английским, и чувствами стиля и юмора, имел в виду
именно `movement`, наиболее близкий разумный перевод чему `движение`.
Многостраничные комментарии про это всегда забавны )
Владимир Владимировичей сказал бы `трёхходовка` ))
P.P.S. И вероятно был бы прав)
которая?
аккуратно сделана, с опорой на классиков, но на русском тематизме, и это хорошо. В финале
одни сплошные фугато и так старательно выписаны - голос к голосу, тембр к тембру. Явно
какие-то западные полифонические источники штудировал.
Вторая часть скучновата, но тоже старательно все делал. А в первой и третьей такой
прямолинейный тематизм, немного по-детски, но так всё симпатично. (У Моцарта, кстати, в
первой симфонии одни сплошные линеечки, типа `Соль-фа-ми-ре-до`.)
Конечно, в первой ещё гениальности не видно, свободы владения оркестром нет - все
выверено, все `по линеечке` соединено. Но ведь тут и возраст, и опыт важен. Сейчас 21 год
для студента-композитора - `солидный` возраст, должен многое уметь. А Римский-Корсаков что
умел в свои 21, когда и студентом вообще не был? Вернулся из своей кругосветки
трехгодичной на клипере `Алмаз`. Опыта в композиторстве минимум. Для того, что он тогда
умел - работа пробная, но добротно сделанная. Конечно, между ней и `Шахерезадой` небо и
земля, но с чего-то начать было надо. Как стартовая площадка, первая симфония вполне
годится. Вот у Чайковского первая - это и для начала шедевр своего рода. Только он ведь ее
и переделывал сколько 10 лет спустя.
Может быть, Римскому-Корсакову не стоило сразу с такого крупного произведения начинать,
потренировался бы на чем-нибудь поменьше, да Балакирев настаивал. Но сложилось, как
сложилось, зато дальше пошло по нарастающей. Как начало творчества, 1 симфония вполне
отвечает своей задаче. Он на ней многому научился.
сказал бы `трёхходовка` ))
/.../
Помиритесь вы теперь, по-хорошему.
Ну и шуточки у Вас, Опус, однако!
работа, пробная. Она очень аккуратно сделана, с опорой на классиков, но на русском
тематизме, и это хорошо. В финале одни сплошные фугато и так старательно выписаны - голос
к голосу, тембр к тембру. Явно какие-то западные полифонические источники штудировал.
Вторая часть скучновата, но тоже старательно все делал. А в первой и третьей такой
прямолинейный тематизм, немного по-детски, но так всё симпатично. (У Моцарта, кстати, в
первой симфонии одни сплошные линеечки, типа `Соль-фа-ми-ре-до`.)
Конечно, в первой ещё гениальности не видно, свободы владения оркестром нет - все
выверено, все `по линеечке` соединено. Но ведь тут и возраст, и опыт важен. Сейчас 21 год
для студента-композитора - `солидный` возраст, должен многое уметь. А Римский-Корсаков что
умел в свои 21, когда и студентом вообще не был? Вернулся из своей кругосветки
трехгодичной на клипере `Алмаз`. Опыта в композиторстве минимум. Для того, что он тогда
умел - работа пробная, но добротно сделанная. Конечно, между ней и `Шахерезадой` небо и
земля, но с чего-то начать было надо. Как стартовая площадка, первая симфония вполне
годится. Вот у Чайковского первая - это и для начала шедевр своего рода. Только он ведь ее
и переделывал сколько 10 лет спустя.
Может быть, Римскому-Корсакову не стоило сразу с такого крупного произведения начинать,
потренировался бы на чем-нибудь поменьше, да Балакирев настаивал. Но сложилось, как
сложилось, зато дальше пошло по нарастающей. Как начало творчества, 1 симфония вполне
отвечает своей задаче. Он на ней многому научился.
то, что получилось мило и как бы `слушаемо`. Мне скучно не было вот. Правда, уже давно
слушал. Нот не открывал.
Помиритесь вы теперь, по-хорошему.
Ну и шуточки у Вас, Опус, однако!
`Шуточки` мои - вполне, а вот их интерпретация `индивидуумами` - тема заслуживающая
пристального рассмотрения )
Но есть ещё одна мысль. Симфония - это изначально циклическое произведение, то есть
стандартно - 3-4-х частное. Был ли смысл Стравинскому называть ее `Симфония в трёх
частях`, когда она и так симфония?
Про `Симфонию Псалмов` он не пишет в 3-х частях, а там было бы уместно - 3 псалма. Ведь и
больше можно было псалмов и частей при желании.
Опять же можно было использовать слово `Part`, а не `Movement`. А так просто помню, что
нам на лекциях заострили внимание на слове `Движение` именно через упоминание об этом
самого Стравинского. Но, конечно, английский есть английский.
произведение. Ну, да ладно.
Страинский по поводу названия заявлял следующее: «Сущность формы в симфонии — вероятно,
более точным названием было бы „Три симфонических движения` — разработка идеи
соперничества контрастирующих элементов нескольких типов».
Если Вы вчитаетесь в его пояснение, то обнаружите бессвязность содержащихся в нем частей.
С английского на русский вся эта неказистая словечная структура с мувментами переводится
как `Симфония в трёх частях`. Иные переводы некорректны, и в русском языке `Симфония в
трёх движениях` - бессмысленность, а для англичанина сооветствующая фраза будет означать
`Симфония в трёх частях`.
ладно.
Поясню.
Мне всегда представлялось, что симфония, во-первых, есть некое концептуальное
высказывание. Таковое не может быть цикличным в том смысле, в каком это принято в музыке -
последовательность отдельных частей, объединяемых, как бы, неким замыслом?!?!? Как это? Я
не понимаю. Во-вторых, если симфония программная, что называется, то она являет некую
последовательность событий, как в жизни, то есть яляется, в известном смысле, лишь
эпизодом чего-то большего. Можно ли часть жизни полагать циклом? Именно в том смысле, в
каком цикл понимется в музыковедении - некий замысел, реализованный в последовательности
контрастных(?) частей? Не думаю. Симфония - это всё же нечто более масштабное по смыслу,
чем комплект взаимоосвязанных отдельностей.
Кроме того. Взаимосвязь, как правило, условна. Мне раньше казалось, что есть лишь крайне
ограниченное количество многочастных произведений, в котором некие части могут
существовать самостоятельно. Но мне возразили тут. Стал я вникать:) И согласился.
Пратически ЛЮБОЕ многочастное произведение состоит из самодостаточных частей. Даже игрался
- с Моцартом. Берем любую симфонию и заменяем в ней соответствующие темпово части
аналогами из других симфоний. С учетом транспонирования - взаимозаменяемо очень многое :)
структура с мувментами переводится как `Симфония в трёх частях`. Иные переводы
некорректны, и в русском языке `Симфония в трёх движениях` - бессмысленность, а для
англичанина сооветствующая фраза будет означать `Симфония в трёх частях`.
согласна. На немецком эта симфония тоже именуется Симфонией в трех частях (Sinfonie in
drei Saetzen).
Стравинский не нумеровал свои симфонии и называл их по тональности или по какому-то
отличительному признаку. Три части - вполне себе особенность на фоне четырехчастных
Ми-бемоль мажорной и `в До` (и с Симфонией псалмов ее, конечно, тоже не спутаешь).
Мне всегда представлялось, что симфония, во-первых, есть некое концептуальное
высказывание. Таковое не может быть цикличным в том смысле, в каком это принято в музыке -
последовательность отдельных частей, объединяемых, как бы, неким замыслом?!?!? Как это? Я
не понимаю. Во-вторых, если симфония программная, что называется, то она являет некую
последовательность событий, как в жизни, то есть яляется, в известном смысле, лишь
эпизодом чего-то большего. Можно ли часть жизни полагать циклом? Именно в том смысле, в
каком цикл понимется в музыковедении - некий замысел, реализованный в последовательности
контрастных(?) частей? Не думаю. Симфония - это всё же нечто более масштабное по смыслу,
чем комплект взаимоосвязанных отдельностей.
Кроме того. Взаимосвязь, как правило, условна. Мне раньше казалось, что есть лишь крайне
ограниченное количество многочастных произведений, в котором некие части могут
существовать самостоятельно. Но мне возразили тут. Стал я вникать:) И согласился.
Пратически ЛЮБОЕ многочастное произведение состоит из самодостаточных частей. Даже игрался
- с Моцартом. Берем любую симфонию и заменяем в ней соответствующие темпово части
аналогами из других симфоний. С учетом транспонирования - взаимозаменяемо очень многое
:)
Например, побочная партия в 1 части Шестой симфонии Чайковского - вообще самостоятельная
законченная пьеса, даже со своей кодой. И у Малера в первой, только в финале.
По поводу Гайдна и Моцарта о возможной взаимозаменяемости частей в некоторых симфониях
оно, конечно, так. Но тогда взгляд на симфонию был другим - как на развлекательное
произведение, написанное по заданным условиям. А Моцарт в этом плане (по исследованию
Н.Заслава) извлекал части симфоний из своих серенад и дивертисментов, так как медленные
части, менуэты и быстрые финалы были и там, и там. Если симфония нужна была срочно, а
времени не было - очень удобно её было скомпановать из своих же произведений.
А вот 5-ая Бетховена все таки цикл, как и 6-ая Чайковского. (И список можно пополнить
Малером и другими.) Там ничего не заменишь и концептуальность налицо. Часть ли это жизни,
не знаю, но есть путь, который завершен. По-разному, но пройден до конца. а наш путь
по-любому состоит из частей, которые делят нашу жизнь на `до` и `после`. Можно их этапами
называть, а можно и частями. Это без разницы. Но все они - части пути.
Поэтому 1-ую симфонию Римского-Корсакова в Вашем понимании симфонией как циклическим
произведением назвать трудно. Но 5 Бетховена и 6 Чайковского, пожалуй, можно? Или я не так
Вас поняла?
мелко рассматривать вплоть до тем. Например, побочная партия в 1 части Шестой симфонии
Чайковского - вообще самостоятельная законченная пьеса, даже со своей кодой. И у Малера в
первой, только в финале.
По поводу Гайдна и Моцарта о возможной взаимозаменяемости частей в некоторых симфониях
оно, конечно, так. Но тогда взгляд на симфонию был другим - как на развлекательное
произведение, написанное по заданным условиям. А Моцарт в этом плане (по исследованию
Н.Заслава) извлекал части симфоний из своих серенад и дивертисментов, так как медленные
части, менуэты и быстрые финалы были и там, и там. Если симфония нужна была срочно, а
времени не было - очень удобно её было скомпановать из своих же произведений.
А вот 5-ая Бетховена все таки цикл, как и 6-ая Чайковского. (И список можно пополнить
Малером и другими.) Там ничего не заменишь и концептуальность налицо. Часть ли это жизни,
не знаю, но есть путь, который завершен. По-разному, но пройден до конца. а наш путь
по-любому состоит из частей, которые делят нашу жизнь на `до` и `после`. Можно их этапами
называть, а можно и частями. Это без разницы. Но все они - части пути.
Поэтому 1-ую симфонию Римского-Корсакова в Вашем понимании симфонией как циклическим
произведением назвать трудно. Но 5 Бетховена и 6 Чайковского, пожалуй, можно? Или я не так
Вас поняла?
Что касается дробления, то, в той же Пятой Бетховена, не только фраза первая, а просто
первый такт - законченная мысль. Более того, первый такт, пожалуй, вообще - самое сильное
место во всей симфонии! Вся дальнейшая музыка - пространные пояснения к нему.
П.С.- какая все-таки это азербайджанская музыка!