Сметана был первым чешским композитором, обратившимся к жанру симфонической поэмы, только что созданному Листом (в 1856—1857 годах в Германии были изданы его первые девять поэм). В сентябре 1857 года Сметана провёл у Листа в Веймаре несколько дней, а два года спустя, 7 июня 1859 года, вновь посетив Германию, играл ему свои недавно написанные симфонические поэмы «Ричард III» по Шекспиру и «Лагерь Валленштейна» по Шиллеру. Они были сочинены в Швеции, в Гётеборге, как и третья, «Хокон ярл» (1861) по драме датского романтика Эленшлегера.
По возвращении на родину Сметана обращается к музыкальному театру, создав в течение десяти лет (1862—1872) четыре оперы, ставшие национальной классикой. В них были использованы исторические, легендарные, современные бытовые, но неизменно чешские сюжеты. Такие же сюжеты он положил и в основу начатого вслед за тем программного цикла из шести симфонических поэм «Моя родина» (1874— 1879) — уникального замысла в музыкальной литературе XIX века. (Лишь в конце этого века был создан цикл «4 легенды о Лемминкяйнене» Сибелиуса и уже в XX веке — римские циклы Респиги: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима», «Празднества Рима», каждый из которых включает по 4 картины.)
Замысел цикла поэм возник во время работы Сметаны над эпической оперой «Либуше» (1869—1872). В финале её, в пророческих видениях легендарной правительницы древней Чехии, возникали картины грядущего и среди них — картина героической борьбы за свободу, которую вели в XV веке гуситы. Продолжением оперы должна была стать симфоническая картина, посвящённая Вышеграду — исторической крепости первых чешских королей, построенной на гигантской скале, нависшей над рекой Влтавой. Вышеград связан и с легендарными именами. Отсюда правила страной княгиня Либуше, здесь после её смерти началась «девичья война»: дружина её амазонок, в которую входила неистовая Шарка, поклялась мстить всему мужскому роду, лишившему женщин власти.
Идея же воспеть Влтаву, символ чешской земли, на берегах которой раскинулась Прага, родилась у композитора ещё раньше. В 1867 году Сметана с друзьями отправился в путешествие к истокам реки и три года спустя писал в дневнике о впечатлении, которое произвели на него Святоянские пороги. Однако все замыслы были осуществлены лишь после завершения опер «Либуше» и «Две вдовы» и после страшной катастрофы, постигшей композитора в октябре 1874 года, — наступления полной глухоты.
Только творчество помогало ему отвлечься от тягостных мыслей о будущем, и две первые поэмы были написаны в Праге в краткие сроки. «Вышеград», согласно пометке в дневнике, был начат в конце сентября и завершён 18 ноября 1874 года, «Влтава», соответственно, 20 ноября — 8 декабря. И уже в следующем году они прозвучали в Праге: первая 14 марта под управлением капельмейстера оперного театра Людвика Сланского, а вторая — 4 апреля под руководством известного дирижёра Адольфа Чеха.
В том же 1875 году Сметана написал ещё две поэмы: «Шарка» (закончена 20 февраля) и «Из чешских лугов и лесов» (закончена 18 октября). Последняя создавалась уже не в столице, а в деревенской тиши, в краю лесов. Потеряв надежду на выздоровление, Сметана в июне 1875 года поселился в Ябкеницах, где до самой смерти жил в доме лесника. В общении с природой, с простыми людьми, с детьми, которым он раздавал блестящие крейцеры, специально привезённые из Праги, композитор черпал вдохновение для завершения симфонического цикла. Однако две последние части создавались медленно. «Бланик» — поэма об окутанной легендами двуглавой горе в Южной Чехии, начатая в 1876 году, была завершена лишь 9 марта 1879 года. Годом раньше, в декабре 1878 года, была закончена поэма «Табор», посвящённая побеждённым, но не сломленным гуситам.
Премьеры этих четырёх поэм, в отличие от двух первых, состоялись в Праге под управлением Адольфа Чеха далеко не сразу по завершении работы: «Шарка» прозвучала 17 марта 1877 года, «Из чешских лугов и лесов» — 10 декабря 1876 года, «Табор» и «Бланик» — 4 декабря 1880 года. Последняя премьера была приурочена к полувековому юбилею исполнительской деятельности Сметаны: 4 октября 1830 года шестилетний пианист дал свой первый концерт. А циклом «Моя родина» целиком Чех продирижировал впервые 5 ноября 1882 года.
Таким образом, традиция исполнения поэм по отдельности сложилась ещё при жизни Сметаны и сохранилась поныне. Хотя в Чехии в торжественных случаях, например, на открытии международного фестиваля «Пражская весна», «Моя родина» предстаёт полностью.
А. Кенигсберг
OlgaKz
(28.02.2014 14:25)
Andrusha писал(а):
Сметана был первым чешским композитором, обратившимся к жанру симфонической поэмы.
Замечательный цикл! Одно из лучших сочинений Сметаны, на мой взгляд. И как хорошо, что Талич играет его полностью - такое живописное, эпическое полотно у него получается. Исполнение, конечно, запредельное. Браво!
Спасибо и за запись, и за развернутый комментарий к ней.
Andrusha
(28.02.2014 14:52)
OlgaKz писал(а):
Замечательный цикл! Одно из лучших сочинений Сметаны, на мой взгляд.
Я совершенно очарован этим циклом. А ведь до этого Сметану не слушал, совсем. Мой педагог в институте, очень уважаемый авторитет, сказал мне когда-то, когда я хотел что-то взять по курсовой из Сметаны, типа: `Что, такой великий композитор что-ли?`, с сарказмом... Так я на много лет обделил себя Сметаной. Другие его произведения ещё не слушал, но этот цикл просто прекрасен... И Талих (я привык так называть) хорош...
OlgaKz
(28.02.2014 15:04)
Andrusha писал(а):
Я совершенно очарован этим циклом. А ведь до этого Сметану не слушал, совсем. Мой педагог в институте, очень уважаемый авторитет, сказал мне когда-то, когда я хотел что-то взять по курсовой из Сметаны, типа: `Что, такой великий композитор что-ли?`, с сарказмом... Так я на много лет обделил себя Сметаной. Другие его произведения ещё не слушал, но этот цикл просто прекрасен... И Талих (я привык так называть) хорош...
Да, Сметану и в концертах исполняют редко - якобы композитор второго - третьего ряда (ненавижу эти градации, рейтинги - нет ничего глупее!). Я весь цикл полностью услышала уже будучи взрослой. Но `Влтава` была у меня в детстве на чешской пластинке и именно с Талихом (на всех супрафоновских пластинках так указывалось). Слушала ее миллион раз, любила, да и до сих пор люблю, безумно. С нее и началась моя любовь к Сметане. А цикл люблю слушать полностью - все взаимосвязано, все поэмы оттеняют друг друга, море интересных нюансов. Спасибо еще раз.
Andrusha
(28.02.2014 15:07)
OlgaKz писал(а):
А цикл люблю слушать полностью - все взаимосвязано, все поэмы оттеняют друг друга, море интересных нюансов.
Это точно.
OlgaKz
(28.02.2014 15:15)
Andrusha писал(а):
Это точно.
У меня это связано еще и с воспоминаниями о моих поездках в Чехию. Вышеград, Влтава, Либуше, Шарка, Табор для меня не просто абстрактные понятия, но и живые, яркие по сию пору впечатления. В Таборе я была в знаменитых гуситских катакомбах и бродила там под музыку соответствующей поэмы - незабываемое ощущение.
Mikhail_Kollontay
(28.02.2014 17:09)
Andrusha писал(а):
я на много лет обделил себя Сметаной
Отсюда вывод - надо внимательно слушать, что говорят педагоги. Если кого-то ругают, значит, есть за что: завидуют. Может, у нас другие были исторические условия, не знаю, мне кажется, наши консерваторские педагоги были нами так запуганы, что ругать практически никого не ругали. Даже нас самих. Наоборот, прислушивались к нашим мнениям. Может, у моих сверстников иначе было? У меня никаких вариантов, Сметана крупнейший композитор 19 века, полный нестандарт, творец во всем.
OlgaKz
(28.02.2014 17:28)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Может, у моих сверстников иначе было?
Точно также – читать, слушать, смотреть надо было то, что ругали. Мы с моим школьным другом обожали, например, читать Малую советскую энциклопедию 1936 года издания, которая была в библиотеке его отца. Там были расчудесные статьи, скажем, о композиторах начала века, в основном зарубежных, т.к. своих к тому времени уже постреляли. В каждой статье приводились биографические данные и давался краткий, но яркий анализ творчества, как правило, упаднического и дегенеративного. Приводились списки работ, расположенных по степени убывания дегенеративности. Берешь этот список и идешь в магазин искать соответствующие пластинки. Мы так приобщились, например, к Бергу, Р.Штраусу. «Так говорил Заратустра» - это был номер один в списке Штрауса и понравился нам сразу и навсегда. До сих пор у меня та пластинка на почетном месте. Информации было, в общем-то, достаточно, нужно только было уметь ее извлечь с максимальной для себя пользой.
Mick_M
(28.02.2014 17:35)
OlgaKz писал(а):
...И как хорошо, что Талич играет его полностью - такое живописное, эпическое полотно у него получается.
Так уже два года лежит http://classic-online.ru/archive/?file_id=50958 Тоже полностью. Хоть бы кто заметил:( А цикл, действительно, замечательный...
Maxilena
(28.02.2014 17:36)
OlgaKz писал(а):
Точно также – читать, слушать, смотреть надо было то, что ругали.
Вот, по счастью, не пришлось мне этого делать. В доме с завидным постоянством бывали все возможные старые и новые книги - и в оригинале, и в ротапринте, а мне никогда ничего не запрещали - ни читать, ни слушать, и давали прогуливать школу сколько захочу, если была новая книжка. Музыкалка же наша славилась свободомыслием, программа там была только для комиссий. Вот и выросла я, как крапива под забором...
OlgaKz
(28.02.2014 17:45)
Mick_M писал(а):
Так уже два года лежит http://classic-online.ru/archive/?file_id=50958 Тоже полностью. Хоть бы кто заметил:( А цикл, действительно, замечательный...
Боже!!! Да еще и с Кубеликом!!! Нет, нет, нет мне прощения!
Сегодня же в наказание (о, сладость возмездия!)послушаю три раза. Спасибо, Михаил, за запись. Может быть, после этого и прощение вымолить удастся!
OlgaKz
(28.02.2014 17:49)
Maxilena писал(а):
Вот, по счастью, не пришлось мне этого делать. В доме ...
Я имела в виду не дом, конечно, а официоз. Дома мне ничего и никогда не запрещали, а поощряли мое свободомыслие.
Aelina
(28.02.2014 18:11)
` Влтава ` -!!!!!!!!!!!!! особенно понравилась !
большое спасибо за выложенную запись !
abyrvalg
(01.03.2014 01:44)
Первая вещь в `Моей Родине`, как известно, называется `Вышеград` и сейчас это просто район теперешней Праги, где есть известное кладбище Славин. Берджих Сметана как раз здесь и похоронен. Кстати, хоральная тема Вышеграда проходит через все шесть поэм цикла.
А когда Сметана начал сочинять `Влтаву`, то он был уже известен в Европе по одному делу, так как являлся своего рода рекордсменом среди всех европейских композиторов по количеству, качеству и разнообразию сочиненных им полек. И, кстати говоря, на всех европейских афишах мы никогда не найдем эту поэму только под названием `Влтава`, т.к. обязательно следует уточнение ,что это Die Moldau - таково немецкое название главной чешской реки. более того, надо еще указать что на самом деле он не Бедржих, а Фридрих, потому что под этим названием его знает вся Европа. Известно, что ни один человек в Австро-Венгрии не мог при всем желании получить образование на чешском языке: не было ни чешских гимназий, ни лицеев, ни университетов - все только по-немецки. Вот Сметана и владел свободно немецким и чешским. А еще музыка `Влтавы` некоторое время исполняла обязанности национального гимна Израиля, т.к. истоки происхождения мелодии были одинаковыми.
А `Шарка` - это средневековое сказание о княжне, которая решила отмстить за измену ее суженого - причем отмстить всем мужчинам. Она опоила каким-то зельем целую дружину рыцарей, потом их сонных перерезали, а потом и она сама погибла жуткой смертью.
`Табор` построен на одной теме, т.е. средневековом гуситском хорале.
`Бланик` - это средневековая легенда. Это курган в Западной Чехии, под которым прячутся, согласно легенде, и ждут в укрытии своего звездного часа сказочные великаны-воины. И если они встанут, то поборются за свободу родины.
alexa_minsk
(01.03.2014 01:58)
abyrvalg писал(а):
Первая вещь в `Моей Родине`, как известно, называется `Вышеград` ...
Считаю большой ошибкой грузить весь цикл одним файлом. Очень неудобно слушать.
Каждую поэму - отдельным файлом.
abyrvalg
(01.03.2014 02:03)
alexa_minsk писал(а):
Считаю большой ошибкой грузить весь цикл одним файлом. Очень неудобно слушать.
Каждую поэму - отдельным файлом.
Да в принципе верно, только уже столько загружено по сию пору, что не разрулишь уже.
OlgaKz
(01.03.2014 02:05)
alexa_minsk писал(а):
Считаю большой ошибкой грузить весь цикл одним файлом. Очень неудобно слушать.
Каждую поэму - отдельным файлом.
В Чехии в особых случаях этот цикл исполняется полностью, и именно такое, целостное исполнение представляет наибольший интерес. Данная запись - это единое целое, концептуальное исполнение данного цикла, и считаю, что искусственно расчленять ее было бы большой ошибкой. В архиве достаточно отдельных записей, желающие могут послушать.
alexa_minsk
(01.03.2014 02:21)
OlgaKz писал(а):
искусственно расчленять ее было бы большой ошибкой. В архиве достаточно отдельных записей, желающие могут послушать.
Загрузка отдельными файлами - отнюдь не искусственное членение. На CD эти поэмы шли бы отдельными треками.
Не думаю, что многие станут слушать сразу всю эту запись от начала и до конца в течение 73 минут не отрываясь.
OlgaKz
(01.03.2014 02:30)
alexa_minsk писал(а):
Загрузка отдельными файлами - отнюдь не искусственное членение. На CD эти поэмы шли бы отдельными треками.
Не думаю, что многие станут слушать сразу всю эту запись от начала и до конца в течение 73 минут не отрываясь.
Этюды Шопена, ХТК, `Времена года` - список можно продолжать до бесконечности - все это у меня на пластинках и CD идет отдельными треками. Однако здесь выложено единой записью, хотя все это всего лишь совокупность разрозненных номеров. Здесь же речь идет о концептуальном, на одном дыхании исполнении цикла!!! Редчайший случай! Это нельзя разрушать!!! Те, кто не в состоянии слушать 74 минуты не отрываясь, могут послушать другие, разрозненные записи, которых в архиве полно.
abyrvalg
(01.03.2014 02:33)
Есть, конечно, традиция в Чехии исполнения полного цикла `Родины` каждый год на фестивале Пражская весна. Причем уже больше века. Кстати говоря, это происходит в Большом зале пражского Рудольфинума, где играет лучший пражский оркестр, оркестр Чешской филармонии. Но в остальных случаях уже играют по отдельности - кому что нравится.
Maxilena
(01.03.2014 02:35)
OlgaKz писал(а):
Редчайший случай! Это нельзя разрушать!!! Те, кто не в состоянии слушать 74 минуты не отрываясь, могут послушать другие, разрозненные записи, которых в архиве полно.
?? У меня запись Маттеус-Пассиона в исполнении Карла Рихтера вся разложена по отдельным частям и элементам, с названиями. Мне от этого как-то не хуже.
OlgaKz
(01.03.2014 02:38)
Maxilena писал(а):
У меня запись Маттеус-Пассиона в исполнении Карла Рихтера вся разложена по отдельным частям и элементам, с названиями.
Эта запись историческая! И как бы ни было разложено на пластинке, исполняются пассионы целиком.
Maxilena
(01.03.2014 02:41)
OlgaKz писал(а):
Эта запись историческая!
Какая? Или обое? Разницы не вижу. Как есть, так и хорошо)
alexa_minsk
(01.03.2014 02:42)
OlgaKz писал(а):
Эта запись историческая! И как бы ни было разложено на пластинке, исполняются пассионы целиком.
стороны остались при своих мнениях )))
Maxilena
(01.03.2014 02:43)
OlgaKz писал(а):
Эта запись историческая! И как бы ни было разложено на пластинке, исполняются пассионы целиком.
Вовсе нет. Арии часто исполняют отдельно.
Maxilena
(01.03.2014 02:43)
alexa_minsk писал(а):
стороны остались при своих мнениях )))
Любя друг друга и своих кошек)))
OlgaKz
(01.03.2014 02:45)
Maxilena писал(а):
Какая?
`Моя Родина`. Она очень редко, ТОЛЬКО ПО ОСОБЫМ СЛУЧАЯМ ИСПОЛНЯЕТСЯ ПОЛНОСТЬЮ. Здесь редчайшая запись! Давайте ее в угоду административному рвению растерзаем!
Maxilena
(01.03.2014 02:47)
OlgaKz писал(а):
`Моя Родина`. Она очень редко, ТОЛЬКО ПО ОСОБЫМ СЛУЧАЯМ ИСПОЛНЯЕТСЯ ПОЛНОСТЬЮ. Здесь редчайшая запись! Давайте ее в угоду административному рвению растерзаем!
Ой, нет, конечно, не надо. Пусть как есть будет. Я просто вообще.
OlgaKz
(01.03.2014 02:48)
alexa_minsk писал(а):
стороны остались при своих мнениях )))
Правда на Вашей стороне власть и сила, которую вы можете употребить, не считаясь с мнением пользователей.
Mick_M
(01.03.2014 02:50)
alexa_minsk писал(а):
Загрузка отдельными файлами - отнюдь не искусственное членение. На CD эти поэмы шли бы отдельными треками.
Не думаю, что многие станут слушать сразу всю эту запись от начала и до конца в течение 73 минут не отрываясь.
Наверное можно и так, и эдак. Вопрос просто в цели, которую мы преследуем. Если мы (Архив) - некое просветительское явление, то, естественно, надо выкладывать по отдельным поэмам этот цикл, по частям симфонии, по ансамблям, ариям и оркестровым номерам оперы etc. Ну, такой виртуальный гала-концерт:) И эта точка зрения имеет право на существование и уважение. Если же мы (тот же Архив) все-таки представляем из себя сообщество людей что-то в своей жизни слышавших, видевших, имеющих собственные критерии и представления, то не имело бы смысл поверить, что я, Вы, Александр, да кто угодно из постоянных и многолетних коллег сам знает, где найти интересующий его фрагмент, если он не настроен слушать большой опус целиком. Вопрос, повторяю, упирается в цель,которую мы себе ставим. Я бы подобные опусы выкладывал целиком. Что, кстати, и делал...
childcomposer
(01.03.2014 02:52)
OlgaKz писал(а):
Мы с моим школьным другом обожали, например, читать Малую советскую энциклопедию 1936 года издания, которая была в библиотеке его отца. Там были расчудесные статьи, скажем, о композиторах начала века, в основном зарубежных
Я тоже припоминаю (детские годы) это издание. Там еще некоторые иностранные фамилии транскрибировались непривычно и забавно: Мийо - Мило, Хиндемит - Гиндемит...
OlgaKz
(01.03.2014 02:58)
Mick_M писал(а):
Я бы подобные опусы выкладывал целиком. Что, кстати, и делал...
Поддерживаю и подписываюсь под каждым словом!
Спасибо, Михаил.
OlgaKz
(01.03.2014 03:04)
childcomposer писал(а):
Там еще некоторые иностранные фамилии транскрибировались непривычно и забавно: Мийо - Мило, Хиндемит - Гиндемит...
Да, да, да! Еще надо было подумать, сообразить, кто есть кто. Но очень полезное было для вдумчивого чтения издание!
Как приятно на бескрайних просторах сети встретить своего Zeitgenosse! С которым в одних и тех же книгах копошились!
victormain
(01.03.2014 03:11)
alexa_minsk писал(а):
Считаю большой ошибкой грузить весь цикл одним файлом. Очень неудобно слушать.
Каждую поэму - отдельным файлом.
А по-моему, нормально и так, и эдак. Одно другому не мешает.
childcomposer
(01.03.2014 03:23)
victormain писал(а):
А по-моему, нормально и так, и эдак. Одно другому не мешает.
Тоже думаю, что нормально и так, и эдак: существует же в архиве Рождественская оратория Баха как целиком, так и шестью отдельными частями-кантатами. Хотя как раз в случае с Бахом больше оснований для возражений против такого деления, чем в случае со Сметаной.
alexa_minsk
(01.03.2014 03:35)
OlgaKz писал(а):
Правда на Вашей стороне власть и сила, которую вы можете употребить, не считаясь с мнением пользователей.
это Вы зря так...
OlgaKz
(01.03.2014 03:44)
alexa_minsk писал(а):
это Вы зря так...
Возможно в пылу спора я проявила некоторую несдержанность. Готова принести извинения за свою излишнюю горячность. Но полагаю, что с мнением пользователей модераторы тоже должны считаться.
Mikhail_Kollontay
(01.03.2014 08:15)
OlgaKz писал(а):
единой записью
У меня на сайте сочинения, как правило, выложены по два раза. А. Целиком. Б. По частям. Места это занимает немного, и в сложных случаях так, мне кажется, и тут надо делать.
musikus
(01.03.2014 12:21)
abyrvalg писал(а):
Первая вещь в `Моей Родине`, как известно, называется `Вышеград` и сейчас это просто...
Что за страсть транслировать общедоступную информацию как собственную?
abyrvalg
(01.03.2014 12:29)
musikus писал(а):
Что за страсть транслировать общедоступную информацию как собственную?
Почему ж собственная? Этот приведенный текст я взял из `партитуры не горят` Варгафтика, где он достаточно интересные факты приводил.
что созданному Листом (в 1856—1857 годах в Германии были изданы его первые девять поэм). В
сентябре 1857 года Сметана провёл у Листа в Веймаре несколько дней, а два года спустя, 7
июня 1859 года, вновь посетив Германию, играл ему свои недавно написанные симфонические
поэмы «Ричард III» по Шекспиру и «Лагерь Валленштейна» по Шиллеру. Они были сочинены в
Швеции, в Гётеборге, как и третья, «Хокон ярл» (1861) по драме датского романтика
Эленшлегера.
По возвращении на родину Сметана обращается к музыкальному театру, создав в течение
десяти лет (1862—1872) четыре оперы, ставшие национальной классикой. В них были
использованы исторические, легендарные, современные бытовые, но неизменно чешские сюжеты.
Такие же сюжеты он положил и в основу начатого вслед за тем программного цикла из шести
симфонических поэм «Моя родина» (1874— 1879) — уникального замысла в музыкальной
литературе XIX века. (Лишь в конце этого века был создан цикл «4 легенды о Лемминкяйнене»
Сибелиуса и уже в XX веке — римские циклы Респиги: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима»,
«Празднества Рима», каждый из которых включает по 4 картины.)
Замысел цикла поэм возник во время работы Сметаны над эпической оперой «Либуше»
(1869—1872). В финале её, в пророческих видениях легендарной правительницы древней Чехии,
возникали картины грядущего и среди них — картина героической борьбы за свободу, которую
вели в XV веке гуситы. Продолжением оперы должна была стать симфоническая картина,
посвящённая Вышеграду — исторической крепости первых чешских королей, построенной на
гигантской скале, нависшей над рекой Влтавой. Вышеград связан и с легендарными именами.
Отсюда правила страной княгиня Либуше, здесь после её смерти началась «девичья война»:
дружина её амазонок, в которую входила неистовая Шарка, поклялась мстить всему мужскому
роду, лишившему женщин власти.
Идея же воспеть Влтаву, символ чешской земли, на берегах которой раскинулась Прага,
родилась у композитора ещё раньше. В 1867 году Сметана с друзьями отправился в путешествие
к истокам реки и три года спустя писал в дневнике о впечатлении, которое произвели на него
Святоянские пороги. Однако все замыслы были осуществлены лишь после завершения опер
«Либуше» и «Две вдовы» и после страшной катастрофы, постигшей композитора в октябре 1874
года, — наступления полной глухоты.
Только творчество помогало ему отвлечься от тягостных мыслей о будущем, и две первые
поэмы были написаны в Праге в краткие сроки. «Вышеград», согласно пометке в дневнике, был
начат в конце сентября и завершён 18 ноября 1874 года, «Влтава», соответственно, 20 ноября
— 8 декабря. И уже в следующем году они прозвучали в Праге: первая 14 марта под
управлением капельмейстера оперного театра Людвика Сланского, а вторая — 4 апреля под
руководством известного дирижёра Адольфа Чеха.
В том же 1875 году Сметана написал ещё две поэмы: «Шарка» (закончена 20 февраля) и «Из
чешских лугов и лесов» (закончена 18 октября). Последняя создавалась уже не в столице, а в
деревенской тиши, в краю лесов. Потеряв надежду на выздоровление, Сметана в июне 1875 года
поселился в Ябкеницах, где до самой смерти жил в доме лесника. В общении с природой, с
простыми людьми, с детьми, которым он раздавал блестящие крейцеры, специально привезённые
из Праги, композитор черпал вдохновение для завершения симфонического цикла. Однако две
последние части создавались медленно. «Бланик» — поэма об окутанной легендами двуглавой
горе в Южной Чехии, начатая в 1876 году, была завершена лишь 9 марта 1879 года. Годом
раньше, в декабре 1878 года, была закончена поэма «Табор», посвящённая побеждённым, но не
сломленным гуситам.
Премьеры этих четырёх поэм, в отличие от двух первых, состоялись в Праге под
управлением Адольфа Чеха далеко не сразу по завершении работы: «Шарка» прозвучала 17 марта
1877 года, «Из чешских лугов и лесов» — 10 декабря 1876 года, «Табор» и «Бланик» — 4
декабря 1880 года. Последняя премьера была приурочена к полувековому юбилею
исполнительской деятельности Сметаны: 4 октября 1830 года шестилетний пианист дал свой
первый концерт. А циклом «Моя родина» целиком Чех продирижировал впервые 5 ноября 1882
года.
Таким образом, традиция исполнения поэм по отдельности сложилась ещё при жизни Сметаны
и сохранилась поныне. Хотя в Чехии в торжественных случаях, например, на открытии
международного фестиваля «Пражская весна», «Моя родина» предстаёт полностью.
А. Кенигсберг
обратившимся к жанру симфонической поэмы.
сочинений Сметаны, на мой взгляд. И как хорошо, что Талич играет его полностью - такое
живописное, эпическое полотно у него получается. Исполнение, конечно, запредельное. Браво!
Спасибо и за запись, и за развернутый комментарий к ней.
Сметаны, на мой взгляд.
слушал, совсем. Мой педагог в институте, очень уважаемый авторитет, сказал мне когда-то,
когда я хотел что-то взять по курсовой из Сметаны, типа: `Что, такой великий композитор
что-ли?`, с сарказмом... Так я на много лет обделил себя Сметаной. Другие его произведения
ещё не слушал, но этот цикл просто прекрасен... И Талих (я привык так называть) хорош...
Сметану не слушал, совсем. Мой педагог в институте, очень уважаемый авторитет, сказал мне
когда-то, когда я хотел что-то взять по курсовой из Сметаны, типа: `Что, такой великий
композитор что-ли?`, с сарказмом... Так я на много лет обделил себя Сметаной. Другие его
произведения ещё не слушал, но этот цикл просто прекрасен... И Талих (я привык так
называть) хорош...
второго - третьего ряда (ненавижу эти градации, рейтинги - нет ничего глупее!). Я весь
цикл полностью услышала уже будучи взрослой. Но `Влтава` была у меня в детстве на чешской
пластинке и именно с Талихом (на всех супрафоновских пластинках так указывалось). Слушала
ее миллион раз, любила, да и до сих пор люблю, безумно. С нее и началась моя любовь к
Сметане. А цикл люблю слушать полностью - все взаимосвязано, все поэмы оттеняют друг
друга, море интересных нюансов. Спасибо еще раз.
все поэмы оттеняют друг друга, море интересных нюансов.
воспоминаниями о моих поездках в Чехию. Вышеград, Влтава, Либуше, Шарка, Табор для меня не
просто абстрактные понятия, но и живые, яркие по сию пору впечатления. В Таборе я была в
знаменитых гуситских катакомбах и бродила там под музыку соответствующей поэмы -
незабываемое ощущение.
вывод - надо внимательно слушать, что говорят педагоги. Если кого-то ругают, значит, есть
за что: завидуют. Может, у нас другие были исторические условия, не знаю, мне кажется,
наши консерваторские педагоги были нами так запуганы, что ругать практически никого не
ругали. Даже нас самих. Наоборот, прислушивались к нашим мнениям. Может, у моих
сверстников иначе было? У меня никаких вариантов, Сметана крупнейший композитор 19 века,
полный нестандарт, творец во всем.
было?
школьным другом обожали, например, читать Малую советскую энциклопедию 1936 года издания,
которая была в библиотеке его отца. Там были расчудесные статьи, скажем, о композиторах
начала века, в основном зарубежных, т.к. своих к тому времени уже постреляли. В каждой
статье приводились биографические данные и давался краткий, но яркий анализ творчества,
как правило, упаднического и дегенеративного. Приводились списки работ, расположенных по
степени убывания дегенеративности. Берешь этот список и идешь в магазин искать
соответствующие пластинки. Мы так приобщились, например, к Бергу, Р.Штраусу. «Так говорил
Заратустра» - это был номер один в списке Штрауса и понравился нам сразу и навсегда. До
сих пор у меня та пластинка на почетном месте. Информации было, в общем-то, достаточно,
нужно только было уметь ее извлечь с максимальной для себя пользой.
такое живописное, эпическое полотно у него получается.
http://classic-online.ru/archive/?file_id=50958 Тоже полностью. Хоть бы кто заметил:( А
цикл, действительно, замечательный...
то, что ругали.
постоянством бывали все возможные старые и новые книги - и в оригинале, и в ротапринте, а
мне никогда ничего не запрещали - ни читать, ни слушать, и давали прогуливать школу
сколько захочу, если была новая книжка. Музыкалка же наша славилась свободомыслием,
программа там была только для комиссий. Вот и выросла я, как крапива под забором...
http://classic-online.ru/archive/?file_id=50958 Тоже полностью. Хоть бы кто заметил:( А
цикл, действительно, замечательный...
мне прощения!
Сегодня же в наказание (о, сладость возмездия!)послушаю три раза. Спасибо, Михаил, за
запись. Может быть, после этого и прощение вымолить удастся!
доме ...
запрещали, а поощряли мое свободомыслие.
большое спасибо за выложенную запись !
теперешней Праги, где есть известное кладбище Славин. Берджих Сметана как раз здесь и
похоронен. Кстати, хоральная тема Вышеграда проходит через все шесть поэм цикла.
А когда Сметана начал сочинять `Влтаву`, то он был уже известен в Европе по одному делу,
так как являлся своего рода рекордсменом среди всех европейских композиторов по
количеству, качеству и разнообразию сочиненных им полек. И, кстати говоря, на всех
европейских афишах мы никогда не найдем эту поэму только под названием `Влтава`, т.к.
обязательно следует уточнение ,что это Die Moldau - таково немецкое название главной
чешской реки. более того, надо еще указать что на самом деле он не Бедржих, а Фридрих,
потому что под этим названием его знает вся Европа. Известно, что ни один человек в
Австро-Венгрии не мог при всем желании получить образование на чешском языке: не было ни
чешских гимназий, ни лицеев, ни университетов - все только по-немецки. Вот Сметана и
владел свободно немецким и чешским. А еще музыка `Влтавы` некоторое время исполняла
обязанности национального гимна Израиля, т.к. истоки происхождения мелодии были
одинаковыми.
А `Шарка` - это средневековое сказание о княжне, которая решила отмстить за измену ее
суженого - причем отмстить всем мужчинам. Она опоила каким-то зельем целую дружину
рыцарей, потом их сонных перерезали, а потом и она сама погибла жуткой смертью.
`Табор` построен на одной теме, т.е. средневековом гуситском хорале.
`Бланик` - это средневековая легенда. Это курган в Западной Чехии, под которым прячутся,
согласно легенде, и ждут в укрытии своего звездного часа сказочные великаны-воины. И если
они встанут, то поборются за свободу родины.
называется `Вышеград` ...
Очень неудобно слушать.
Каждую поэму - отдельным файлом.
файлом. Очень неудобно слушать.
Каждую поэму - отдельным файлом.
по сию пору, что не разрулишь уже.
файлом. Очень неудобно слушать.
Каждую поэму - отдельным файлом.
полностью, и именно такое, целостное исполнение представляет наибольший интерес. Данная
запись - это единое целое, концептуальное исполнение данного цикла, и считаю, что
искусственно расчленять ее было бы большой ошибкой. В архиве достаточно отдельных записей,
желающие могут послушать.
В архиве достаточно отдельных записей, желающие могут послушать.
файлами - отнюдь не искусственное членение. На CD эти поэмы шли бы отдельными треками.
Не думаю, что многие станут слушать сразу всю эту запись от начала и до конца в течение
73 минут не отрываясь.
искусственное членение. На CD эти поэмы шли бы отдельными треками.
Не думаю, что многие станут слушать сразу всю эту запись от начала и до конца в течение
73 минут не отрываясь.
бесконечности - все это у меня на пластинках и CD идет отдельными треками. Однако здесь
выложено единой записью, хотя все это всего лишь совокупность разрозненных номеров. Здесь
же речь идет о концептуальном, на одном дыхании исполнении цикла!!! Редчайший случай! Это
нельзя разрушать!!! Те, кто не в состоянии слушать 74 минуты не отрываясь, могут послушать
другие, разрозненные записи, которых в архиве полно.
Пражская весна. Причем уже больше века. Кстати говоря, это происходит в Большом зале
пражского Рудольфинума, где играет лучший пражский оркестр, оркестр Чешской филармонии. Но
в остальных случаях уже играют по отдельности - кому что нравится.
в состоянии слушать 74 минуты не отрываясь, могут послушать другие, разрозненные записи,
которых в архиве полно.
вся разложена по отдельным частям и элементам, с названиями. Мне от этого как-то не хуже.
Рихтера вся разложена по отдельным частям и элементам, с названиями.
историческая! И как бы ни было разложено на пластинке, исполняются пассионы целиком.
Разницы не вижу. Как есть, так и хорошо)
на пластинке, исполняются пассионы целиком.
на пластинке, исполняются пассионы целиком.
)))
ПО ОСОБЫМ СЛУЧАЯМ ИСПОЛНЯЕТСЯ ПОЛНОСТЬЮ. Здесь редчайшая запись! Давайте ее в угоду
административному рвению растерзаем!
СЛУЧАЯМ ИСПОЛНЯЕТСЯ ПОЛНОСТЬЮ. Здесь редчайшая запись! Давайте ее в угоду
административному рвению растерзаем!
Я просто вообще.
)))
с мнением пользователей.
искусственное членение. На CD эти поэмы шли бы отдельными треками.
Не думаю, что многие станут слушать сразу всю эту запись от начала и до конца в течение
73 минут не отрываясь.
преследуем. Если мы (Архив) - некое просветительское явление, то, естественно, надо
выкладывать по отдельным поэмам этот цикл, по частям симфонии, по ансамблям, ариям и
оркестровым номерам оперы etc. Ну, такой виртуальный гала-концерт:) И эта точка зрения
имеет право на существование и уважение. Если же мы (тот же Архив) все-таки представляем
из себя сообщество людей что-то в своей жизни слышавших, видевших, имеющих собственные
критерии и представления, то не имело бы смысл поверить, что я, Вы, Александр, да кто
угодно из постоянных и многолетних коллег сам знает, где найти интересующий его фрагмент,
если он не настроен слушать большой опус целиком. Вопрос, повторяю, упирается в
цель,которую мы себе ставим. Я бы подобные опусы выкладывал целиком. Что, кстати, и
делал...
Малую советскую энциклопедию 1936 года издания, которая была в библиотеке его отца. Там
были расчудесные статьи, скажем, о композиторах начала века, в основном зарубежных
тоже припоминаю (детские годы) это издание. Там еще некоторые иностранные фамилии
транскрибировались непривычно и забавно: Мийо - Мило, Хиндемит - Гиндемит...
и делал...
Спасибо, Михаил.
транскрибировались непривычно и забавно: Мийо - Мило, Хиндемит - Гиндемит...
да! Еще надо было подумать, сообразить, кто есть кто. Но очень полезное было для
вдумчивого чтения издание!
Как приятно на бескрайних просторах сети встретить своего Zeitgenosse! С которым в одних
и тех же книгах копошились!
файлом. Очень неудобно слушать.
Каждую поэму - отдельным файлом.
не мешает.
другому не мешает.
Рождественская оратория Баха как целиком, так и шестью отдельными частями-кантатами. Хотя
как раз в случае с Бахом больше оснований для возражений против такого деления, чем в
случае со Сметаной.
можете употребить, не считаясь с мнением пользователей.
проявила некоторую несдержанность. Готова принести извинения за свою излишнюю горячность.
Но полагаю, что с мнением пользователей модераторы тоже должны считаться.
правило, выложены по два раза. А. Целиком. Б. По частям. Места это занимает немного, и в
сложных случаях так, мне кажется, и тут надо делать.
называется `Вышеград` и сейчас это просто...
общедоступную информацию как собственную?
информацию как собственную?
`партитуры не горят` Варгафтика, где он достаточно интересные факты приводил.