Скачать ноты
1. «Вышеград»
2. «Влтава»
3. «Шарка»
4. «В лесах и лугах Чехии»
5. «Табор»
6. «Бланик»

Запись - 10-12 июня 1954 г., Прага.
         (40)  


Andrusha (28.02.2014 11:17)
Сметана был первым чешским композитором, обратившимся к жанру симфонической поэмы, только
что созданному Листом (в 1856—1857 годах в Германии были изданы его первые девять поэм). В
сентябре 1857 года Сметана провёл у Листа в Веймаре несколько дней, а два года спустя, 7
июня 1859 года, вновь посетив Германию, играл ему свои недавно написанные симфонические
поэмы «Ричард III» по Шекспиру и «Лагерь Валленштейна» по Шиллеру. Они были сочинены в
Швеции, в Гётеборге, как и третья, «Хокон ярл» (1861) по драме датского романтика
Эленшлегера.
По возвращении на родину Сметана обращается к музыкальному театру, создав в течение
десяти лет (1862—1872) четыре оперы, ставшие национальной классикой. В них были
использованы исторические, легендарные, современные бытовые, но неизменно чешские сюжеты.
Такие же сюжеты он положил и в основу начатого вслед за тем программного цикла из шести
симфонических поэм «Моя родина» (1874— 1879) — уникального замысла в музыкальной
литературе XIX века. (Лишь в конце этого века был создан цикл «4 легенды о Лемминкяйнене»
Сибелиуса и уже в XX веке — римские циклы Респиги: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима»,
«Празднества Рима», каждый из которых включает по 4 картины.)
Замысел цикла поэм возник во время работы Сметаны над эпической оперой «Либуше»
(1869—1872). В финале её, в пророческих видениях легендарной правительницы древней Чехии,
возникали картины грядущего и среди них — картина героической борьбы за свободу, которую
вели в XV веке гуситы. Продолжением оперы должна была стать симфоническая картина,
посвящённая Вышеграду — исторической крепости первых чешских королей, построенной на
гигантской скале, нависшей над рекой Влтавой. Вышеград связан и с легендарными именами.
Отсюда правила страной княгиня Либуше, здесь после её смерти началась «девичья война»:
дружина её амазонок, в которую входила неистовая Шарка, поклялась мстить всему мужскому
роду, лишившему женщин власти.
Идея же воспеть Влтаву, символ чешской земли, на берегах которой раскинулась Прага,
родилась у композитора ещё раньше. В 1867 году Сметана с друзьями отправился в путешествие
к истокам реки и три года спустя писал в дневнике о впечатлении, которое произвели на него
Святоянские пороги. Однако все замыслы были осуществлены лишь после завершения опер
«Либуше» и «Две вдовы» и после страшной катастрофы, постигшей композитора в октябре 1874
года, — наступления полной глухоты.
Только творчество помогало ему отвлечься от тягостных мыслей о будущем, и две первые
поэмы были написаны в Праге в краткие сроки. «Вышеград», согласно пометке в дневнике, был
начат в конце сентября и завершён 18 ноября 1874 года, «Влтава», соответственно, 20 ноября
— 8 декабря. И уже в следующем году они прозвучали в Праге: первая 14 марта под
управлением капельмейстера оперного театра Людвика Сланского, а вторая — 4 апреля под
руководством известного дирижёра Адольфа Чеха.
В том же 1875 году Сметана написал ещё две поэмы: «Шарка» (закончена 20 февраля) и «Из
чешских лугов и лесов» (закончена 18 октября). Последняя создавалась уже не в столице, а в
деревенской тиши, в краю лесов. Потеряв надежду на выздоровление, Сметана в июне 1875 года
поселился в Ябкеницах, где до самой смерти жил в доме лесника. В общении с природой, с
простыми людьми, с детьми, которым он раздавал блестящие крейцеры, специально привезённые
из Праги, композитор черпал вдохновение для завершения симфонического цикла. Однако две
последние части создавались медленно. «Бланик» — поэма об окутанной легендами двуглавой
горе в Южной Чехии, начатая в 1876 году, была завершена лишь 9 марта 1879 года. Годом
раньше, в декабре 1878 года, была закончена поэма «Табор», посвящённая побеждённым, но не
сломленным гуситам.
Премьеры этих четырёх поэм, в отличие от двух первых, состоялись в Праге под
управлением Адольфа Чеха далеко не сразу по завершении работы: «Шарка» прозвучала 17 марта
1877 года, «Из чешских лугов и лесов» — 10 декабря 1876 года, «Табор» и «Бланик» — 4
декабря 1880 года. Последняя премьера была приурочена к полувековому юбилею
исполнительской деятельности Сметаны: 4 октября 1830 года шестилетний пианист дал свой
первый концерт. А циклом «Моя родина» целиком Чех продирижировал впервые 5 ноября 1882
года.
Таким образом, традиция исполнения поэм по отдельности сложилась ещё при жизни Сметаны
и сохранилась поныне. Хотя в Чехии в торжественных случаях, например, на открытии
международного фестиваля «Пражская весна», «Моя родина» предстаёт полностью.

А. Кенигсберг

OlgaKz (28.02.2014 14:25)
Andrusha писал(а):
Сметана был первым чешским композитором,
обратившимся к жанру симфонической поэмы.
Замечательный цикл! Одно из лучших
сочинений Сметаны, на мой взгляд. И как хорошо, что Талич играет его полностью - такое
живописное, эпическое полотно у него получается. Исполнение, конечно, запредельное. Браво!
Спасибо и за запись, и за развернутый комментарий к ней.

Andrusha (28.02.2014 14:52)
OlgaKz писал(а):
Замечательный цикл! Одно из лучших сочинений
Сметаны, на мой взгляд.
Я совершенно очарован этим циклом. А ведь до этого Сметану не
слушал, совсем. Мой педагог в институте, очень уважаемый авторитет, сказал мне когда-то,
когда я хотел что-то взять по курсовой из Сметаны, типа: `Что, такой великий композитор
что-ли?`, с сарказмом... Так я на много лет обделил себя Сметаной. Другие его произведения
ещё не слушал, но этот цикл просто прекрасен... И Талих (я привык так называть) хорош...

OlgaKz (28.02.2014 15:04)
Andrusha писал(а):
Я совершенно очарован этим циклом. А ведь до этого
Сметану не слушал, совсем. Мой педагог в институте, очень уважаемый авторитет, сказал мне
когда-то, когда я хотел что-то взять по курсовой из Сметаны, типа: `Что, такой великий
композитор что-ли?`, с сарказмом... Так я на много лет обделил себя Сметаной. Другие его
произведения ещё не слушал, но этот цикл просто прекрасен... И Талих (я привык так
называть) хорош...
Да, Сметану и в концертах исполняют редко - якобы композитор
второго - третьего ряда (ненавижу эти градации, рейтинги - нет ничего глупее!). Я весь
цикл полностью услышала уже будучи взрослой. Но `Влтава` была у меня в детстве на чешской
пластинке и именно с Талихом (на всех супрафоновских пластинках так указывалось). Слушала
ее миллион раз, любила, да и до сих пор люблю, безумно. С нее и началась моя любовь к
Сметане. А цикл люблю слушать полностью - все взаимосвязано, все поэмы оттеняют друг
друга, море интересных нюансов. Спасибо еще раз.

Andrusha (28.02.2014 15:07)
OlgaKz писал(а):
А цикл люблю слушать полностью - все взаимосвязано,
все поэмы оттеняют друг друга, море интересных нюансов.
Это точно.

OlgaKz (28.02.2014 15:15)
Andrusha писал(а):
Это точно.
У меня это связано еще и с
воспоминаниями о моих поездках в Чехию. Вышеград, Влтава, Либуше, Шарка, Табор для меня не
просто абстрактные понятия, но и живые, яркие по сию пору впечатления. В Таборе я была в
знаменитых гуситских катакомбах и бродила там под музыку соответствующей поэмы -
незабываемое ощущение.

Mikhail_Kollontay (28.02.2014 17:09)
Andrusha писал(а):
я на много лет обделил себя Сметаной
Отсюда
вывод - надо внимательно слушать, что говорят педагоги. Если кого-то ругают, значит, есть
за что: завидуют. Может, у нас другие были исторические условия, не знаю, мне кажется,
наши консерваторские педагоги были нами так запуганы, что ругать практически никого не
ругали. Даже нас самих. Наоборот, прислушивались к нашим мнениям. Может, у моих
сверстников иначе было? У меня никаких вариантов, Сметана крупнейший композитор 19 века,
полный нестандарт, творец во всем.

OlgaKz (28.02.2014 17:28)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Может, у моих сверстников иначе
было?
Точно также – читать, слушать, смотреть надо было то, что ругали. Мы с моим
школьным другом обожали, например, читать Малую советскую энциклопедию 1936 года издания,
которая была в библиотеке его отца. Там были расчудесные статьи, скажем, о композиторах
начала века, в основном зарубежных, т.к. своих к тому времени уже постреляли. В каждой
статье приводились биографические данные и давался краткий, но яркий анализ творчества,
как правило, упаднического и дегенеративного. Приводились списки работ, расположенных по
степени убывания дегенеративности. Берешь этот список и идешь в магазин искать
соответствующие пластинки. Мы так приобщились, например, к Бергу, Р.Штраусу. «Так говорил
Заратустра» - это был номер один в списке Штрауса и понравился нам сразу и навсегда. До
сих пор у меня та пластинка на почетном месте. Информации было, в общем-то, достаточно,
нужно только было уметь ее извлечь с максимальной для себя пользой.

Mick_M (28.02.2014 17:35)
OlgaKz писал(а):
...И как хорошо, что Талич играет его полностью -
такое живописное, эпическое полотно у него получается.
Так уже два года лежит
http://classic-online.ru/archive/?file_id=50958 Тоже полностью. Хоть бы кто заметил:( А
цикл, действительно, замечательный...

Maxilena (28.02.2014 17:36)
OlgaKz писал(а):
Точно также – читать, слушать, смотреть надо было
то, что ругали.
Вот, по счастью, не пришлось мне этого делать. В доме с завидным
постоянством бывали все возможные старые и новые книги - и в оригинале, и в ротапринте, а
мне никогда ничего не запрещали - ни читать, ни слушать, и давали прогуливать школу
сколько захочу, если была новая книжка. Музыкалка же наша славилась свободомыслием,
программа там была только для комиссий. Вот и выросла я, как крапива под забором...

OlgaKz (28.02.2014 17:45)
Mick_M писал(а):
Так уже два года лежит
http://classic-online.ru/archive/?file_id=50958 Тоже полностью. Хоть бы кто заметил:( А
цикл, действительно, замечательный...
Боже!!! Да еще и с Кубеликом!!! Нет, нет, нет
мне прощения!
Сегодня же в наказание (о, сладость возмездия!)послушаю три раза. Спасибо, Михаил, за
запись. Может быть, после этого и прощение вымолить удастся!

OlgaKz (28.02.2014 17:49)
Maxilena писал(а):
Вот, по счастью, не пришлось мне этого делать. В
доме ...
Я имела в виду не дом, конечно, а официоз. Дома мне ничего и никогда не
запрещали, а поощряли мое свободомыслие.

Aelina (28.02.2014 18:11)
` Влтава ` -!!!!!!!!!!!!! особенно понравилась !

большое спасибо за выложенную запись !

abyrvalg (01.03.2014 01:44)
Первая вещь в `Моей Родине`, как известно, называется `Вышеград` и сейчас это просто район
теперешней Праги, где есть известное кладбище Славин. Берджих Сметана как раз здесь и
похоронен. Кстати, хоральная тема Вышеграда проходит через все шесть поэм цикла.
А когда Сметана начал сочинять `Влтаву`, то он был уже известен в Европе по одному делу,
так как являлся своего рода рекордсменом среди всех европейских композиторов по
количеству, качеству и разнообразию сочиненных им полек. И, кстати говоря, на всех
европейских афишах мы никогда не найдем эту поэму только под названием `Влтава`, т.к.
обязательно следует уточнение ,что это Die Moldau - таково немецкое название главной
чешской реки. более того, надо еще указать что на самом деле он не Бедржих, а Фридрих,
потому что под этим названием его знает вся Европа. Известно, что ни один человек в
Австро-Венгрии не мог при всем желании получить образование на чешском языке: не было ни
чешских гимназий, ни лицеев, ни университетов - все только по-немецки. Вот Сметана и
владел свободно немецким и чешским. А еще музыка `Влтавы` некоторое время исполняла
обязанности национального гимна Израиля, т.к. истоки происхождения мелодии были
одинаковыми.
А `Шарка` - это средневековое сказание о княжне, которая решила отмстить за измену ее
суженого - причем отмстить всем мужчинам. Она опоила каким-то зельем целую дружину
рыцарей, потом их сонных перерезали, а потом и она сама погибла жуткой смертью.
`Табор` построен на одной теме, т.е. средневековом гуситском хорале.
`Бланик` - это средневековая легенда. Это курган в Западной Чехии, под которым прячутся,
согласно легенде, и ждут в укрытии своего звездного часа сказочные великаны-воины. И если
они встанут, то поборются за свободу родины.

alexa_minsk (01.03.2014 01:58)
abyrvalg писал(а):
Первая вещь в `Моей Родине`, как известно,
называется `Вышеград` ...
Считаю большой ошибкой грузить весь цикл одним файлом.
Очень неудобно слушать.
Каждую поэму - отдельным файлом.

abyrvalg (01.03.2014 02:03)
alexa_minsk писал(а):
Считаю большой ошибкой грузить весь цикл одним
файлом. Очень неудобно слушать.
Каждую поэму - отдельным файлом.
Да в принципе верно, только уже столько загружено
по сию пору, что не разрулишь уже.

OlgaKz (01.03.2014 02:05)
alexa_minsk писал(а):
Считаю большой ошибкой грузить весь цикл одним
файлом. Очень неудобно слушать.
Каждую поэму - отдельным файлом.
В Чехии в особых случаях этот цикл исполняется
полностью, и именно такое, целостное исполнение представляет наибольший интерес. Данная
запись - это единое целое, концептуальное исполнение данного цикла, и считаю, что
искусственно расчленять ее было бы большой ошибкой. В архиве достаточно отдельных записей,
желающие могут послушать.

alexa_minsk (01.03.2014 02:21)
OlgaKz писал(а):
искусственно расчленять ее было бы большой ошибкой.
В архиве достаточно отдельных записей, желающие могут послушать.
Загрузка отдельными
файлами - отнюдь не искусственное членение. На CD эти поэмы шли бы отдельными треками.

Не думаю, что многие станут слушать сразу всю эту запись от начала и до конца в течение
73 минут не отрываясь.

OlgaKz (01.03.2014 02:30)
alexa_minsk писал(а):
Загрузка отдельными файлами - отнюдь не
искусственное членение. На CD эти поэмы шли бы отдельными треками.

Не думаю, что многие станут слушать сразу всю эту запись от начала и до конца в течение
73 минут не отрываясь.
Этюды Шопена, ХТК, `Времена года` - список можно продолжать до
бесконечности - все это у меня на пластинках и CD идет отдельными треками. Однако здесь
выложено единой записью, хотя все это всего лишь совокупность разрозненных номеров. Здесь
же речь идет о концептуальном, на одном дыхании исполнении цикла!!! Редчайший случай! Это
нельзя разрушать!!! Те, кто не в состоянии слушать 74 минуты не отрываясь, могут послушать
другие, разрозненные записи, которых в архиве полно.

abyrvalg (01.03.2014 02:33)
Есть, конечно, традиция в Чехии исполнения полного цикла `Родины` каждый год на фестивале
Пражская весна. Причем уже больше века. Кстати говоря, это происходит в Большом зале
пражского Рудольфинума, где играет лучший пражский оркестр, оркестр Чешской филармонии. Но
в остальных случаях уже играют по отдельности - кому что нравится.

Maxilena (01.03.2014 02:35)
OlgaKz писал(а):
Редчайший случай! Это нельзя разрушать!!! Те, кто не
в состоянии слушать 74 минуты не отрываясь, могут послушать другие, разрозненные записи,
которых в архиве полно.
?? У меня запись Маттеус-Пассиона в исполнении Карла Рихтера
вся разложена по отдельным частям и элементам, с названиями. Мне от этого как-то не хуже.

OlgaKz (01.03.2014 02:38)
Maxilena писал(а):
У меня запись Маттеус-Пассиона в исполнении Карла
Рихтера вся разложена по отдельным частям и элементам, с названиями.
Эта запись
историческая! И как бы ни было разложено на пластинке, исполняются пассионы целиком.

Maxilena (01.03.2014 02:41)
OlgaKz писал(а):
Эта запись историческая!
Какая? Или обое?
Разницы не вижу. Как есть, так и хорошо)

alexa_minsk (01.03.2014 02:42)
OlgaKz писал(а):
Эта запись историческая! И как бы ни было разложено
на пластинке, исполняются пассионы целиком.
стороны остались при своих мнениях )))

Maxilena (01.03.2014 02:43)
OlgaKz писал(а):
Эта запись историческая! И как бы ни было разложено
на пластинке, исполняются пассионы целиком.
Вовсе нет. Арии часто исполняют отдельно.

Maxilena (01.03.2014 02:43)
alexa_minsk писал(а):
стороны остались при своих мнениях
)))
Любя друг друга и своих кошек)))

OlgaKz (01.03.2014 02:45)
Maxilena писал(а):
Какая?
`Моя Родина`. Она очень редко, ТОЛЬКО
ПО ОСОБЫМ СЛУЧАЯМ ИСПОЛНЯЕТСЯ ПОЛНОСТЬЮ. Здесь редчайшая запись! Давайте ее в угоду
административному рвению растерзаем!

Maxilena (01.03.2014 02:47)
OlgaKz писал(а):
`Моя Родина`. Она очень редко, ТОЛЬКО ПО ОСОБЫМ
СЛУЧАЯМ ИСПОЛНЯЕТСЯ ПОЛНОСТЬЮ. Здесь редчайшая запись! Давайте ее в угоду
административному рвению растерзаем!
Ой, нет, конечно, не надо. Пусть как есть будет.
Я просто вообще.

OlgaKz (01.03.2014 02:48)
alexa_minsk писал(а):
стороны остались при своих мнениях
)))
Правда на Вашей стороне власть и сила, которую вы можете употребить, не считаясь
с мнением пользователей.

Mick_M (01.03.2014 02:50)
alexa_minsk писал(а):
Загрузка отдельными файлами - отнюдь не
искусственное членение. На CD эти поэмы шли бы отдельными треками.

Не думаю, что многие станут слушать сразу всю эту запись от начала и до конца в течение
73 минут не отрываясь.
Наверное можно и так, и эдак. Вопрос просто в цели, которую мы
преследуем. Если мы (Архив) - некое просветительское явление, то, естественно, надо
выкладывать по отдельным поэмам этот цикл, по частям симфонии, по ансамблям, ариям и
оркестровым номерам оперы etc. Ну, такой виртуальный гала-концерт:) И эта точка зрения
имеет право на существование и уважение. Если же мы (тот же Архив) все-таки представляем
из себя сообщество людей что-то в своей жизни слышавших, видевших, имеющих собственные
критерии и представления, то не имело бы смысл поверить, что я, Вы, Александр, да кто
угодно из постоянных и многолетних коллег сам знает, где найти интересующий его фрагмент,
если он не настроен слушать большой опус целиком. Вопрос, повторяю, упирается в
цель,которую мы себе ставим. Я бы подобные опусы выкладывал целиком. Что, кстати, и
делал...

childcomposer (01.03.2014 02:52)
OlgaKz писал(а):
Мы с моим школьным другом обожали, например, читать
Малую советскую энциклопедию 1936 года издания, которая была в библиотеке его отца. Там
были расчудесные статьи, скажем, о композиторах начала века, в основном зарубежных
Я
тоже припоминаю (детские годы) это издание. Там еще некоторые иностранные фамилии
транскрибировались непривычно и забавно: Мийо - Мило, Хиндемит - Гиндемит...

OlgaKz (01.03.2014 02:58)
Mick_M писал(а):
Я бы подобные опусы выкладывал целиком. Что, кстати,
и делал...
Поддерживаю и подписываюсь под каждым словом!
Спасибо, Михаил.

OlgaKz (01.03.2014 03:04)
childcomposer писал(а):
Там еще некоторые иностранные фамилии
транскрибировались непривычно и забавно: Мийо - Мило, Хиндемит - Гиндемит...
Да, да,
да! Еще надо было подумать, сообразить, кто есть кто. Но очень полезное было для
вдумчивого чтения издание!

Как приятно на бескрайних просторах сети встретить своего Zeitgenosse! С которым в одних
и тех же книгах копошились!

victormain (01.03.2014 03:11)
alexa_minsk писал(а):
Считаю большой ошибкой грузить весь цикл одним
файлом. Очень неудобно слушать.
Каждую поэму - отдельным файлом.
А по-моему, нормально и так, и эдак. Одно другому
не мешает.

childcomposer (01.03.2014 03:23)
victormain писал(а):
А по-моему, нормально и так, и эдак. Одно
другому не мешает.
Тоже думаю, что нормально и так, и эдак: существует же в архиве
Рождественская оратория Баха как целиком, так и шестью отдельными частями-кантатами. Хотя
как раз в случае с Бахом больше оснований для возражений против такого деления, чем в
случае со Сметаной.

alexa_minsk (01.03.2014 03:35)
OlgaKz писал(а):
Правда на Вашей стороне власть и сила, которую вы
можете употребить, не считаясь с мнением пользователей.
это Вы зря так...

OlgaKz (01.03.2014 03:44)
alexa_minsk писал(а):
это Вы зря так...
Возможно в пылу спора я
проявила некоторую несдержанность. Готова принести извинения за свою излишнюю горячность.
Но полагаю, что с мнением пользователей модераторы тоже должны считаться.

Mikhail_Kollontay (01.03.2014 08:15)
OlgaKz писал(а):
единой записью
У меня на сайте сочинения, как
правило, выложены по два раза. А. Целиком. Б. По частям. Места это занимает немного, и в
сложных случаях так, мне кажется, и тут надо делать.

musikus (01.03.2014 12:21)
abyrvalg писал(а):
Первая вещь в `Моей Родине`, как известно,
называется `Вышеград` и сейчас это просто...
Что за страсть транслировать
общедоступную информацию как собственную?

abyrvalg (01.03.2014 12:29)
musikus писал(а):
Что за страсть транслировать общедоступную
информацию как собственную?
Почему ж собственная? Этот приведенный текст я взял из
`партитуры не горят` Варгафтика, где он достаточно интересные факты приводил.



 
     
classic-online@bk.ru