1. «Вышеград»
2. «Влтава»
3. «Шарка»
4. «В лесах и лугах Чехии»
5. «Табор»
6. «Бланик»

Recorded: 6-13.III.1978, Lukaskirche, Dresden.
         (1)  


Andrusha (05.03.2014 13:02)
Шесть поэм связаны единым замыслом — многосторонним показом жизни Чехии: её прошлое,
настоящее и будущее, её легенды, историю и быт — всё вдохновенно воспел Сметана.
Чередование поэм также подчёркивает цикличность: «Вышеград» играет роль эпического
пролога, с ним перекликается эпический же эпилог — «Бланик». Широко выписанные картины
природы, на фоне которых развёртываются сцены народной жизни, объединяют «Влтаву» (№ 2) и
«Из чешских лугов и лесов» (№ 4). Между ними — самая краткая и мрачная легендарная
«Шарка». Ещё одна суровая, насыщенная картинами борьбы, но не легендарная, а историческая
поэма «Табор» предшествует эпилогу, с которым она теснейшим образом связана. Как две
первые, так и две последние поэмы объединены к тому же общими музыкальными темами.
Первоначально Сметана хотел, по примеру Листа, предпослать каждой поэме словесную
программу; стихи должен был написать известный поэт Сватоплук Чех. Но, в отличие от
листовских поэм, лишь две поэмы Сметаны — «Шарка» и «Бланик» — опирались на широко
известные в Чехии легендарные сюжеты. Все же остальные поэмы Сметаны являли собой плод
фантазии композитора, и это сильно осложняло задачу. Когда летом 1879 года издатели
попросили Сметану прислать литературную программу цикла, он поручил сделать это критику
Вацлаву Зеленому, нередко выступавшему в печати со статьями о его сочинениях.
Представленный критиком текст — многословный, пышный, с обилием литературных красот —
является по существу расширенным вариантом заметок композитора, получившим его одобрение.
Однако мы приводим здесь авторский вариант:

Краткие наброски содержания симфонических поэм «Моей родины»:
I. «Вышеград»
Арфы сказителей образуют вступление. Пение сказителей будит воспоминания об историческом
прошлом Вышеграда, о его величии и славе, о турнирах и битвах, которые разыгрывались в нём
и вокруг него, и, наконец, о его упадке и разрушении. Сочинение заканчивается в
элегическом тоне (заключительное пение сказителей).
II. «Влтава»
Это сочинение рисует путь Влтавы. Оно подслушивает её два первых истока, холодный и
тёплый, следует затем к месту объединения двух ручьёв и по течению Влтавы — по широким
лугам и рощам, по равнинам, где жители как раз справляют весёлый праздник. В серебристом
свете луны русалки водят хороводы, высятся гордые крепости, замки и славные руины,
сросшиеся с дикими скалами. Влтава пенится и ярится на Святоянских порогах, течёт широким
потоком далее к Праге, крепость Вышеград внезапно вырастает на её берегу. Влтава
величественно стремится дальше, исчезает из виду и наконец вливается в Лабу (славянское
название Эльбы).
III. «Шарка»
Это сочинение сосредоточено не на описании местности, но на действии, сказании о деве
Шарке, которая в неистовом гневе на неверность возлюбленного поклялась в страшной мести
всему мужскому роду. Издалека слышится звон оружия. Это Цтирад со своей дружиной
отправляется в поход, чтобы покорить воинственных дев и наказать их. Уже издали слышит он
(хитро придуманные для отвода глаз) жалобы девушки, видит Шарку, привязанную к дереву, и
пленяется её красотой. Пылкая страсть разгорается в его сердце, и он освобождает её. Шарка
подносит Цтираду и его дружине заранее приготовленный напиток, который пьянит их и
погружает в глубокий сон. По сигналу рога, на который издалека откликаются подруги Шарки,
бросаются они из леса и учиняют кровавую резню. Ужасающая бойня, слепая ярость, которая
заставляет утихнуть мстительность Шарки, завершает поэму.
IV. «Из чешских лугов и лесов»
Эта симфоническая поэма рисует широкими мазками мысли и чувства, которые охватывают нас
при взгляде на чешскую родину. Со всех сторон доносится до нашего слуха проникновенный
напев, все леса и все цветущие луга поют свои песни, радостные и меланхоличные. Они
воспевают обширные тёмные леса — в соло валторн — и солнечные плодоносные долины Лабы, и
ещё другие края богатой и прекрасной чешской земли. Каждый может услышать в этой
композиции то, что ближе его сердцу: поэту открывается вольная дорога, ему необходимо
придавать значение только деталям сочинения.
V. «Табор». Мотто: «Кто же вы, Божьи воины»
На этом хорале построено всё сочинение. В главном лагере гуситов —Таборе — звучал этот
напев, конечно, наиболее мощно и часто. Сочинение рисует решимость и силу воли гуситов, их
упорные сражения, их неустрашимость, выдержку и твёрдую неуступчивость, которые особенно
подчёркнуты в заключении симфонической поэмы. Сочинение не следует разлагать на детали,
оно восхваляет славу и величие гуситов и силу их характера.
VI. «Бланик»
Завершает непосредственно предшествовавшую часть. После поражения гуситские воители
скрылись в недрах горы Бланик, где в глубоком сне ожидают они того мгновения, когда
донесётся до них призыв родины, которой угрожает опасность, чтобы они вновь взялись за
оружие для её защиты. Для этого служат те же мотивы, которые звучали в `Таборе` — они
являются основой для всего построения «Бланика», прежде всего, хорал `Кто же вы, Божьи
воины`. На развитии этой мелодии (гуситского принципа) рисуется возрождение чешской нации,
растёт её будущее счастье, её близящееся величие! Этот победоносный гимн, с которым
выступает в поход весь народ, завершает сочинение и вместе с тем весь цикл симфонических
поэм «Моя родина». Как небольшое интермеццо звучит в этой последней части ещё проходящая
эпизодом идиллия, в которой кратко обрисовывается окружающий Бланик ландшафт, маленький
пастушок играет на свирели, и эхо в дальней дали откликается на эти напевы.

Музыка
1.«Вышеград» открывается звучанием двух солирующих арф (все исследователи ассоциируют их
со старинным чешским инструментом типа гусель — варито, на котором играет легендарный
сказитель Люмир). Эта величавая эпическая тема, единственная во всей поэме, рождается
словно в дымке воспоминаний. Постепенно они становятся реальностью, тема крепнет,
разрастается, широко и торжественно звучит tutti и вновь замирает у арф, медных и литавр.
- Резко контрастен центральный раздел. В стремительном полифоническом развитии краткого
мотива основной темы, в звонких возгласах труб возникает картина битвы — первой среди
многочисленных битв цикла. Большая волна нарастания завершается победной кульминацией: в
мощных аккордах tutti новый вариант темы воспринимается как торжественный, ликующий гимн.
- Но и эти образы исчезают и, обрамляя всю поэму, возвращается неторопливый начальный
эпический раздел. Он предстает в зеркальном отражении: тема Вышеграда звучит всё глуше,
постепенно вновь погружаясь в дымку воспоминаний.

2.В партитуре «Влтавы» содержатся авторские указания на конкретные эпизоды. «Первый исток
Влтавы» — журчащие пассажи флейт, сопровождаемые, словно брызгами, флажолетами арфы и
пиццикато скрипок. «Второй исток Влтавы» рисуют кларнеты, присоединяющие свой более тёплый
тембр к холодноватым флейтам. Всё новые ручьи вливаются в реку, и на этом фоне возникает
одна из прекраснейших мелодий Сметаны.
На берегах Влтавы развёртываются пёстрые картины жизни.
- Первая названа «Леса — охота»: переклички валторн, труб, гобоев и фаготов подражают
звучанию охотничьих рогов.
- Вторая картина — «Деревенская свадьба» — основана на любимейшем танце чехов, польке.
- Третья — «Луна; хоровод русалок»: фантастический колорит создают тихие, таинственные,
застывшие аккорды струнных и валторн, переливающиеся пассажи и арпеджио флейт, кларнетов и
арфы.
- Далее вновь рефреном проходит тема Влтавы.
- Кульминация — четвёртая картина «Святоянские пороги», одновременно изобразительная и
выразительная: в бушевании волн слышится драматическое противостояние, упорное
сопротивление.
- Венчает развитие «Широкое течение Влтавы» — торжественное, победное проведение темы в
мажоре tutti. На сверкающей кульминации возникает мотив Вышеграда, связывая воедино первую
и вторую поэмы.

3.«Шарка» делится на пять эпизодов, сопоставляемых по принципу контраста. Они подобны
последовательно развивающимся сценам драмы.
- Вначале угловатые, стремительные, резко акцентированные мотивы экспонируют образ
неистовой воительницы Шарки, а спокойный неторопливый марш с кличами труб и звонкими
ударами треугольника и тарелок — рыцаря Цтирада.
- Затем следует полная томлений сцена любви, построенная как диалог низких (фагот,
виолончели) и высоких (флейты, гобой, кларнет, скрипки) инструментов; они подобны мужскому
и женскому голосам, причём женский более активен и настойчив.
- Лирическая сцена уступает место жанрово-бытовой — тяжеловесной пляске воинов.
Полифоническое развитие помогает нарисовать разгорающееся веселье, а постепенное
выключение инструментов — затихающий танец, когда захмелевшие воины засыпают один за
другим.
- В наступившей тишине раздаётся соло валторны — рог Шарки призывает к мести. Но прежде
чем начнётся кровавая резня, тема Шарки предстаёт в необычном варианте: её интонирует
солирующий кларнет, согласно авторской ремарке, «скорбно, словно речитируя», «плача»
(возможно, композитор вспомнил об одной из психологических деталей, сохранившихся в
легенде о Шарке — она полюбила Цтирада, но бессильна спасти его). Заключительная сцена
свирепых амазонок построена на мотивах первого эпизода, но теперь они приобретают ещё
более неистовый, исступлённый характер.

4.Поэма «Из чешских лугов и лесов» состоит из трёх крупных эпизодов светлого
идиллического склада. Их темы (в каждом по две) близки по настроению.
- В шелесте листвы и лесных зовах первой темы слышится возвышенный гимн природе. Вторая,
пасторальная, в терциях гобоев и фаготов, — «будто появляется наивная деревенская
девушка», по словам Сметаны.
- Следующий эпизод открывается воздушным фугато струнных с сурдинами; это лесное скерцо
чередуется с привольной песней валторн и кларнетов, которая при повторении приобретает
торжественное звучание.
- Последний эпизод —народный праздник, где пляшут искромётную польку (её тема — вариант
начального возвышенного гимна). На фоне польки кларнеты и фаготы поют в терцию новую тему,
словно напоминая о «наивной деревенской девушке», появившейся в лугах.
- В коде повторяются темы среднего эпизода и возникает ликующий отголосок мажорной темы
Влтавы, завершавшей вторую поэму.

5.«Табор» целиком построен на развитии одной темы. Это подлинный боевой хорал начала XV
века «Кто же вы, Божьи воины», который гуситы пели перед сражением, наводя страх на
врагов.
- Медленное вступление — зарисовка ночного лагеря. Слышатся возгласы и приглушенная
поступь воинов. Вначале звучит лишь мерный ритм хорала, затем отдельные мелодические
обороты и наконец весь оркестр торжественно провозглашает его полностью.
- Центральный, быстрый раздел — картина битвы, с красочными оркестровыми деталями и
мастерским развитием темы.
- Заключительный раздел рисует победу, и здесь хорал изложен наиболее широко: он то
подобен величавому гимну, то приобретает более подвижный и энергичный характер.

6.«Бланик» непосредственно продолжает предшествующую поэму, начинаясь грозным ритмом
хорала «Кто же вы, Божьи воины» (валторны и трубы фортиссимо). Неторопливое суровое
шествие (на мотивах хорала) достигает мощной кульминации и стихает — гуситы скрываются в
недрах горы.
- А на земле течёт безмятежная жизнь: героический марш сменяется пасторалью, светлые
наигрыши деревянных духовых и солирующей валторны подражают перекличкам пастушеских
свирелей.
- Но покой недолог, и вновь рисуется картина битвы — последней в цикле. Солирующая
валторна интонирует мотив хорала, из которого рождается победный марш.
- Величавая кода завершает не только поэму «Бланик», но и цикл в целом: с редким
мастерством сочетает Сметана тему хорала (трубы, тромбоны и туба) и аккорды «Вышеграда»
(струнные, деревянные и валторны), которые открывали первую поэму.

По статье А.К.Кенигсберг



 
     
classic-online@bk.ru