Скачать ноты
1 Kyrie eleison – Christe eleison – Kyrie eleison (хор)
2 Gloria in excelsis (хор)
3 Gratias (бас)
4 Domine Fili (альт)
5 Qui tollis peccata mundi – Quoniam tu solus (тенор)
6 Cum sancto Spritu (chorus)

         (34)  


Intermezzo (12.03.2014 00:25)
Глубоко убежден, что и это, и другие мессы в исполнении этого коллектива здесь быть
должны.

И слушать всем интересующимся обязательно. :)

Aelina (16.03.2014 15:55)
Прекрасное исполнение!

Спасибо.

gutta (16.03.2014 23:41)
Aelina писал(а):
Прекрасное исполнение!
Друзья! Кто-нибудь может
объяснить, что это за `дьявольский` аккорд, якобы запрещённый в средневековой музыке, о
котором поминает один из персонажей `Нимфоманки` фон Триера?

Intermezzo (16.03.2014 23:42)
gutta писал(а):
Друзья! Кто-нибудь может объяснить, что это за
`дьявольский` аккорд, якобы запрещённый в средневековой музыке, о котором поминает один из
персонажей `Нимфоманки` фон Триера?
Так ведь, насколько понимаю, всего-лишь интервал
- увеличенная кварта или уменьшенная квинта - в средневековье и не такое запрещено было.
:)

P. S. Прошу прощения за оффтоп, но было бы очень интересно, если бы Вы поделились
впечатлениями о самом фильме. У меня он вызвал весьма противоречивые ощущения.

Intermezzo (16.03.2014 23:49)
Intermezzo писал(а):
...всего-лишь интервал...
Интересно, с
каких пор я пишу `всего лишь` через дефис...

LAKE (16.03.2014 23:53)
gutta писал(а):
Друзья! Кто-нибудь может объяснить, что это за
`дьявольский` аккорд, якобы запрещённый в средневековой музыке, о котором поминает один из
персонажей `Нимфоманки` фон Триера?
Это такая безобидная ящерка - тритон длиной в три
тона).

abcz (16.03.2014 23:58)
Intermezzo писал(а):
Так ведь, насколько понимаю, всего-лишь интервал
- увеличенная кварта или уменьшенная квинта - в средневековье и не такое запрещено было.
:)
собственно, только ув. 4: она разрешалась наружу, как рожки дьявола и именно
разрешать нельзя было. Как проходящий интервал она использовалась постоянно.

Intermezzo (17.03.2014 00:05)
abcz писал(а):
собственно, только ув. 4: она разрешалась наружу, как
рожки дьявола и именно разрешать нельзя было. Как проходящий интервал она использовалась
постоянно.
Я слышал, что в какой-то период запрещенной (или нежелательной) считалась
даже терция. Интересно, правда ли это?

abcz (17.03.2014 00:13)
Intermezzo писал(а):
Я слышал, что в какой-то период запрещенной (или
нежелательной) считалась даже терция. Интересно, правда ли это?
собственно, и тритон
запрещался не всегда и не везде. В самые ранние времена (органумов) дублировки терциями
кое-где не приветствовались (как эксплуатация символа Троицы), но мне попадалось такое
упоминание лишь однажды, наверное. Так ведь долгое время и любое неунисонное пение
запрещалось, а в наиболее ригористичных православных традициях оно до сих пор не
приветствуется.

gutta (17.03.2014 00:36)
Intermezzo писал(а):
... было бы очень интересно, если бы Вы
поделились впечатлениями о самом фильме. У меня он вызвал весьма противоречивые
ощущения.
У меня тоже, дорогой Андрей.
Главное и неоспоримое достижение этого фильма: наконец-то снято табу на обнажение
мужских гениталий в широком прокате. Я позволю себе это утверждать без тени иронии,
поскольку преодоление этого последнего (многовекового!) запрета, похоже, знаменует скорое
и, надеюсь, окончательное увядание патриархальных предрассудков, именуемых с некоторых пор
`сексизмом`.
В целом, этот фильм напомнил мне прозу русских шестидесятников (позапрошлого века),
таких, как Слепцов и Решетников, и живопись русских передвижников того же столетия.
Человек, полагающий себя художником, ставит нам вопросы по простоте душевной, не утруждая
себя лирической работой над драматической стороной дела. Всё шито белыми нитками, верить в
эту манипуляцию как-то неловко перед самим собой, но главное: до слёз жалко беспримерно
героической работы выдающихся актёров, благополучно спущенной в унитаз режиссёрского
самолюбования. Невольно спросишь себя, не инстинктивное ли чувство брезгливости двигало
Николь Кидман, которая отказалась после `Догвиля` играть у этого киношного кидалы с
задатками садиста?
И всё же, сверхзадача - объяснить `эффект` Баха и тайну русской иконописи с помощью
пародии на психоанализ и предельно откровенной демонстрации прелестей человеческого низа
не может не вызвать уважения, ибо сродни вечной идее perpetuum mobile.

victormain (17.03.2014 00:44)
gutta писал(а):
Друзья! Кто-нибудь может объяснить, что это за
`дьявольский` аккорд, якобы запрещённый в средневековой музыке, о котором поминает один из
персонажей `Нимфоманки` фон Триера?
А я ещё не смотрел, хорошая? Речь, конечно, о
тритоне, но термин `аккорд` тут не очень корректен (у Триера так и говорят или это версия
переводчика?); в Средневековье ещё не существовало такое понятия. Созвучие - да, но аккорд
- это уже из более позднего времени, когда начали мыслить вертикалью.

victormain (17.03.2014 00:49)
gutta писал(а):
...Главное и неоспоримое достижение этого фильма:
наконец-то снято табу на обнажение мужских гениталий в широком прокате...
...Невольно спросишь себя, не инстинктивное ли чувство брезгливости двигало Николь
Кидман, которая отказалась после `Догвиля` играть у этого киношного кидалы с задатками
садиста?..
Ах вот как...
...Да, но при этом никто так красиво её не снимал, как он.

gutta (17.03.2014 00:53)
victormain писал(а):
А я ещё не смотрел, хорошая? Речь, конечно, о
тритоне, но термин `аккорд` тут не очень корректен (у Триера так и говорят или это версия
переводчика?); в Средневековье ещё не существовало такое понятия. Созвучие - да, но аккорд
- это уже из более позднего времени, когда начали мыслить вертикалью.
Хороший? Не
уверен, Виктор, что это слово уместно при описании синдрома. Но посмотреть
(профилактически) нужно, и это важно. Важно, как прививка в ситуации пандемии.
Конечно, речь в фильме шла о созвучии, спасибо, что поправили, - память в очередной раз
подвела.

gutta (17.03.2014 00:58)
victormain писал(а):
Ах вот как...
...Да, но при этом никто так красиво её не снимал, как он.
Думаю всё-же, что Кидман
отказалась у него сниматься из-за нечистоплотности эстетического чувства фон Триера, а
вовсе не из-за предельного обнажения плотского. Впрочем, это, конечно, всего лишь мои
досужие домыслы.

Intermezzo (17.03.2014 01:28)
gutta писал(а):
У меня тоже, дорогой Андрей.
Главное и неоспоримое достижение этого фильма: наконец-то снято табу на обнажение
мужских гениталий в широком прокате. Я позволю себе это утверждать без тени иронии,
поскольку преодоление этого последнего (многовекового!) запрета, похоже, знаменует скорое
и, надеюсь, окончательное увядание патриархальных предрассудков, именуемых с некоторых пор
`сексизмом`.
В целом, этот фильм напомнил мне прозу русских шестидесятников (позапрошлого века),
таких, как Слепцов и Решетников, и живопись русских передвижников того же столетия.
Человек, полагающий себя художником, ставит нам вопросы по простоте душевной, не утруждая
себя лирической работой над драматической стороной дела. Всё шито белыми нитками, верить в
эту манипуляцию как-то неловко перед самим собой, но главное: до слёз жалко беспримерно
героической работы выдающихся актёров, благополучно спущенной в унитаз режиссёрского
самолюбования. Невольно спросишь себя, не инстинктивное ли чувство брезгливости двигало
Николь Кидман, которая отказалась после `Догвиля` играть у этого киношного кидалы с
задатками садиста?
И всё же, сверхзадача - объяснить `эффект` Баха и тайну русской иконописи с помощью
пародии на психоанализ и предельно откровенной демонстрации прелестей человеческого низа
не может не вызвать уважения, ибо сродни вечной идее perpetuum mobile.
Большое
спасибо, дорогой Валерий, за этот замечательный отзыв! Насчет преодоления предрассудков я
абсолютно согласен.

Что касается самого фильма, он вызвал у меня самые разные, временами буквально
противоположные, чувства. На первую часть я отправлялся с вполне объяснимым ощущением
ожидания События: вряд ли можно отделаться от этого ощущения, когда идешь на премьеру
автора `Меланхолии`, `Догвилля`, `Антихриста`, `Европы` и `Танцующей в темноте` (всеми из
которых я искренне восхищаюсь, и даже `А.`, несмотря на его крайнюю специфичность и,
наверное, даже в каком-то смысле маргинальность). И поначалу - собственно, на протяжении
всей первой части - я был очень доволен. Все эти аллюзии, аллегории - просто пир ума, и я
был достаточно наивно восхищен этой стороной картины. А на некоторые, как мне даже тогда
показалось, шероховатости формы я особого внимания не обратил, возможно, и зря. А Бах -
так просто меня вынес.) Притом, что использование BWV 639 можно считать своеобразной
аллюзией на `Солярис`, который, как известно, фон Триер очень любит.

Примерно с такими же предвкушениями я отправился на вторую часть, но в этот раз
диссонансов было куда больше. Во-первых, начинаешь привыкать к специфическому способу
повествования, в том числе к этим многочисленным и неизбежным отступлениям Селигмана.
Появляется некоторое ощущение затянутости. И аллюзии даже на собственное творчество
(цитирование Генделя из `Антихриста`, когда сын Джо выбегает на балкон) кажутся уже
несколько натянутыми... Но более всего поражает конец - невероятно грубый, нарушающий все
законы, которые так или иначе установились во время картины, к которым привыкли зрители и
по которым этот фильм существовал все это время. Конечно, будучи знакомым с Триером, вряд
ли ожидаешь от него чего-то... иного. Поражает не это, но то, насколько конец, в общем-то,
надуманный и неестественный (какое может быть сравнение со смертной казнью Бьорк, или с
последними кадрами `Догвилля`!). Вот здесь было сильнейшее ощущение, что Л. фон Т. будто
бы не может отступиться от своего имиджа. И эта мысль очень грустна.

А некоторое время спустя просмотр я прочитал очень интересную рецензию Романа Волобуева.
Она, в отличие от подавляющего большинства отзывов, была чуть ли не разгромной, но, читая
ее, я не мог не согласиться с большей частью аргументов, автором приводимых. Вот цитата из
нее, которая, на мой взгляд, очень хорошо передает ту основную мысль, в ней содержащуюся:

`Реакция на триеровские фильмы всегда была отдельным аттракционом — иногда забавным,
иногда раздражающим, но всегда имевшим поразительно мало отношения к спровоцировавшему
кутерьму произведению. И нет ничего странного в том, что такой вот Триер — спотыкающийся,
неряшливый, по-вудиаленновски тупящий и путающийся в словах — симпатичней и ближе
аудитории, чем тот, у которого земля горела под ногами. Тут все ясно — с тем было страшно,
этого хочется напоить чаем. Странно другое — что сам Триер, чей талант бесконечно
серьезней и важней умения пугать и выбешивать почтенную публику, в недряхлом еще возрасте
впал в пятичасовую двухсерийную истерику оттого, что публика перестала от него
шарахаться.`

gutta (17.03.2014 02:06)
Intermezzo писал(а):
А Бах...`Солярис`...этим многочисленным и
неизбежным отступлениям Селигмана...Но более всего поражает конец - невероятно грубый,
нарушающий все законы... насколько конец, в общем-то, надуманный и неестественный (какое
может быть сравнение со смертной казнью Бьорк, или с последними кадрами
`Догвилля`!)...
Видите, как нас легко `сделать`?:-) Только помани BWV, и готово.:-)
Кстати, selig по-немецки означает и `блаженный`, и `усопший`. Но Селигман - еврей, и это -
идиш, конечно.
Понимаете, я убеждён, что само построение истории предельно пародийно, во всём (Бах,
Фрейд), чего касается Селигман слышен глумливый смешок, видна кривая ухмылка автора
фильма. Но вот за что я готов перед ним снять головной убор, так это за последовательность
в изложении темы:`Мужчина, которым управляет его `хвост`, не должен жить.` И потому, когда
престарелый девственник обнажает наперевес свой жалкий пенис в финале картины, он как
человек тем самым теряет право на дальнейшую жизнь. И выстрел в темноте подтверждает:
гармония в мире восстановлена.

Mikhail_Kollontay (17.03.2014 08:14)
abcz писал(а):
в наиболее ригористичных православных
традициях
Если бы ещё в этих традициях не пели в октаву, живо напоминающую большую
септиму. Удостоверился в этой большой септиме и на собственном фольклористическом опыте.
Ну ножом по стеклу просто. Отсюда только стал понимать, почему Стравинский в Весне в одном
месте так удвоил кларнеты. А это не септима, а октава такая натуральная.

abcz (17.03.2014 09:13)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Если бы ещё в этих традициях не пели в
октаву, живо напоминающую большую септиму.
мне приходилось слушать староверов: они
поют именно в унисон (одни мужчины), басам, конечно, приходится туго, но `пищат` -
стараются.

Mikhail_Kollontay (17.03.2014 09:25)
abcz писал(а):
мне приходилось слушать староверов: они поют именно в
унисон (одни мужчины), басам, конечно, приходится туго, но `пищат` -
стараются.
Классически так, но в разных беспоповщинских сектах в октаву часто. Вообще
же там специальная техника, интересная, еще есть - цепное как бы дыхание. есть специальные
люди, которые поют знамя `переводка`, эх, не могу тут нарисовать, ну это две ноты
переходные между стихами. Другое поют только по возможности, а обязаны петь вот эти
технические связки.

abcz (17.03.2014 10:32)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Классически так, но в разных
беспоповщинских сектах в октаву часто. Вообще же там специальная техника, интересная, еще
есть - цепное как бы дыхание. есть специальные люди, которые поют знамя `переводка`, эх,
не могу тут нарисовать, ну это две ноты переходные между стихами. Другое поют только по
возможности, а обязаны петь вот эти технические связки.
не приходилось слышать в
духовном пении, но вообще приём по Сибири не то, чтоб распространённый, но нередкий в
протяжном пении. Интересный пространственный эффект возникает. (т.е. это всё - и
предыдущее - надо читать в прошедшем времени, уже в 80-х это было совершенно всё
вымирающее)

paraklit (17.03.2014 11:27)
В Красноярске недавно зарегистрировали старообрядческую общину. Храм будут строить на
окраине. Был торжественный концерт по этому поводу. Выступал мужской певческий ансамбль...
не помню, откуда (наш, сибирский регион)...Будет возможность теперь слушать... Разумеется,
степень аутентичности - как и всегда - вопрос.

Mikhail_Kollontay (17.03.2014 11:31)
paraklit писал(а):
степень аутентичности
Там сложно. Смотрят
строго в книгу, поют по крюкам вроде. Но отношения к тому, что написано, бывает, и нету.
Спрашивают их, как же так. Ответ: поём по напевке. Но я не знаю, это к исследователям, они
есть.

paraklit (17.03.2014 12:37)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Там сложно. Смотрят строго в книгу, поют
по крюкам вроде. Но отношения к тому, что написано, бывает, и нету. Спрашивают их, как же
так. Ответ: поём по напевке. Но я не знаю, это к исследователям, они есть.
Мне это
знакомо... `Как это поется`? `Ну, так` (поет). `Так ведь вы пели по другому, вот
так`(поет)... `А-а, ну и так можно...`
Это - реальный диалог... Но я думаю, не это главное... Тут на форуме есть запись, где я
с сыновьями пою `Трисвятое` демественного распева в расшифровке наших уважаемых
медиевистов - оно издано... Как-то мне дали запись пения старообрядцев Тувы. Там они тоже
поют Трисвятое... Я слушал несколько раз со странным чувством, которое можно
сформулировать так: что-то во всем этом мне знакомо, вот только не пойму, что... После
пятого-шестого прослушивания я только догадался, что это - то же Трисвятое в их
интерпретации...( Оказывается, оно очень известная и любимая у старообрядцев вещь...) И
дело не в трактовке сочетания трех голосов - это и интонационно было уже нечто другое...

Mikhail_Kollontay (17.03.2014 14:14)
paraklit писал(а):
демественного распева
Да, у Вас старообрядцы,
наверное, более или менее доступны. Я знаю, что на Алтае много, притом разных, но, может и
посевернее есть.

paraklit (17.03.2014 17:36)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Да, у Вас старообрядцы, наверное, более
или менее доступны. Я знаю, что на Алтае много, притом разных, но, может и посевернее
есть.
Отнюдь. Они только сейчас стали о себе заявлять, и то не все и не везде... Ну,
и это только после указов последних наших патриархов о снятии прещения и признании
старообрядческой церкви богоспасительной... Но чаще - они все-же не идут на контакт... Я
живу на окраине Красноярска. Рядом - в пятистах метрах (начинаются отроги Саян) - наш
город заканчивается, под горой ютится частный сектор, потесненный Цемзаводом, а в этих
домиках растворилась бывшая старообрядческая деревня `Торгашино`, откуда родом была бабка
Василия Сурикова... Я часто рядом с бородатыми мужиками оттуда езжу в автобусе...
Попробуй-ка с ними поговорить! В лучшем случае - они сделают вид, что не замечают тебя!

Mikhail_Kollontay (17.03.2014 18:39)
paraklit писал(а):
Я не буду, а то мы в религию въедем,
простите, спровоцировал нечаянно...

Aelina (04.08.2014 11:53)
gutta писал(а):
И выстрел в темноте подтверждает: гармония в мире
восстановлена.
В темноте, для восстановления гармонии,должны были бы прозвучать два
выстрела ( а не один).

gutta (04.08.2014 13:38)
Aelina писал(а):
В темноте, для восстановления гармонии,должны были
бы прозвучать два выстрела ( а не один).
Посмотрели? Понравилось? Что скажете? А мне
было забавно и слегка неловко читать свою реплику спустя четыре месяца...

Aelina (04.08.2014 13:46)
gutta писал(а):
Посмотрели? Понравилось? Что скажете?
Да
...Мягко говоря , не в восторге. Если бы я посмотрела этот фильм лет 10-12 назад
-скончалась бы от шока, аккурат в темноте , вместе с Селигманом.Честно:)

gutta (04.08.2014 13:52)
Aelina писал(а):
Да ...Мягко говоря , не в восторге. Если бы я
посмотрела этот фильм лет 10-12 назад -скончалась бы от шока, аккурат в темноте , вместе с
главным героем.Честно:)
Неужели тогда Вы были так испорчены?(с):-)
А вообще-то, Вы не `по-дамски` благородны, если хотите делить долги с худшей частью людей
пополам, как этому учила Ахматова.

Aelina (04.08.2014 14:04)
gutta писал(а):
Неужели тогда Вы были так
испорчены?(с):-)
Напротив :) Я была настолько наивна и чиста , что не смогла бы
вынести тяжести ` помоев` , вылитых с такою режиссерской щедростью и в таком космическом
объеме:)

gutta (04.08.2014 20:30)
Aelina писал(а):
Напротив :) Я...не смогла бы вынести тяжести `
помоев` , вылитых с такою режиссерской щедростью...
Полноте, к чему здесь царское
великодушие? Пожалуй, ни один реджиста до того не изображал мужчин и только мужчин такими
презренными существами, как этот хват. Помните эту потрясающую сцену совращения верного
мужа, упоённого своей предстоящей высокой миссией супружеского зачатия?
Похоже, фон Триер в этом фильме сполна рассчитался с половым апартеидом, откуда бы он не
исходил.

LAKE (04.08.2014 22:46)
Aelina писал(а):
В темноте, для восстановления гармонии,должны были
бы прозвучать два выстрела ( а не один).
Для полной гармонии - автоматная очередь
длинной с рожок (не английский))).

Aelina (04.08.2014 22:58)
LAKE писал(а):
Для полной гармонии - автоматная очередь длинной с
рожок (не английский))).
Ага. А вместо этого время от времени звучит тема` страдания
и жизненного подвига героини `, отождествляемая с темой из красивейшей сонаты для скрипки
и ф-но ля мажор Франка FWV 8 , да ещё в трепетной виолончельной версии :)



 
     
classic-online@bk.ru