1. Вступление («Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма»)
2. Философы
3. Интерлюдия
4. Мы идем тесной кучкой
5. Интерлюдия
6. Революция
7. Победа
8. Клятва Сталина
9. Симфония
10. Конституция

1965г
         (47)  


Borgil (01.04.2013 11:06)
Ещё поможет жить и строить. И не так уж Прокофьев здесь далёк от `признанных антиподов`
вроде Вареза и Ксенакиса...

musikus (01.04.2013 11:35)
Borgil писал(а):
И не так уж Прокофьев здесь далёк от `признанных
антиподов` вроде Вареза и Ксенакиса...
ПоделИтесь - каким инструментом меряли
дистанцию?

Borgil (01.04.2013 13:17)
musikus писал(а):
ПоделИтесь - каким инструментом меряли
дистанцию?
Опытом и слухом.

abyrvalg (01.04.2013 13:27)
Borgil писал(а):
И не так уж Прокофьев здесь далёк от `признанных
антиподов` вроде Вареза и Ксенакиса...
Мухи и котлеты у вас, судя по реплике,
неразделимы.

musikus (01.04.2013 13:42)
Borgil писал(а):
Опытом и слухом.
В таком случае, хорошо бы
добавлять четыре буквы - ИМХО.

Borgil (01.04.2013 16:02)
abyrvalg писал(а):
Мухи и котлеты у вас, судя по реплике,
неразделимы.
Мух в ней нет.

Borgil (01.04.2013 16:03)
musikus писал(а):
В таком случае, хорошо бы добавлять четыре буквы -
ИМХО.
Здесь все всегда делают так? ,))

evc (01.04.2013 16:12)
Borgil писал(а):
Здесь все всегда делают так? ,))
Ad libitum...

musikus (01.04.2013 18:25)
Borgil писал(а):
Здесь все всегда делают так? ,))
Разумеется,
если автор понимает, что он - не пуп земли.

Borgil (16.04.2013 10:38)
musikus писал(а):
Разумеется, если автор понимает, что он - не пуп
земли.
Тогда я по-любому здесь не один ,))

musikus (16.04.2013 10:50)
Borgil писал(а):
Тогда я по-любому здесь не один ,))
Натурально.

LAKE (24.10.2013 23:26)
`Кантата к 20-летию Октября написана на слова Маркса, Ленина и Сталина, но как это ни
парадоксально, это сочинение не имеет никакого отношения к партийному заказу. Прокофьев
начал обдумывать проект ещё в 1932 году, далеко за пределами Советского Союза, когда он с
семьёй снимал дачу в живописнейшейм местечке на юге Франции Sainte Maxime. Окончательное
возвращение в Россию произойдет ещё только через 4 года. Все несчастья ещё впереди.
Кантата к 20-летию Октября – это чистый эксперимент, первый в истории музыки, яркий,
дерзкий, типично прокофьевский. И этот эксперимент удался на славу! А много ли можно
вспомнить примеров гениальной музыки на подобные тексты, абсолютно не приспособленные для
пения? Я лично знаю только один. Кстати говоря, сами партийные лидеры забраковали это
сочинение, увидев в нем издевку над великими речами. Есть в этом что-то.` Нелли Кравец,
цитата из заметки `Легенды о музыке и партии` - рассуждения по поводу интервью дочери Т.Н.
Хренникова.

victormain (11.11.2013 05:59)
Заслушал этот опус несколько дней назад живьём в Риге на фестивале: исполнялся сразу вслед
за моим `Заветом`. Не испытал ничего, кроме отвращения и акустического шока: 4 тубы я могу
слушать только у Екимовского, там они на месте. Музыка на большее, чем прикладнуха средней
руки, не тянет. Об остальном можно и не продолжать.

Novick (26.11.2013 18:54)
victormain писал(а):
Заслушал этот опус несколько дней назад живьём в
Риге на фестивале: исполнялся сразу вслед за моим `Заветом`. Не испытал ничего, кроме
отвращения и акустического шока...
Был на этом концерте. Разумеется, кантата
Прокофьева сильно уступает `Завету` victormain`а, впервые прозвучавшему на государственном
языке (неужто в исполнении самого автора?!). Это тем более лестно для него, что Прокофьев
написал грандиозную по музыке и смыслу вещь, а наши музыканты ее славно исполнили. Один
`11-й тезис Маркса о Фейербахе` чего стоит! Но `Завет`, конечно, лучше...

victormain (26.11.2013 20:20)
Novick писал(а):
Был на этом концерте. Разумеется, кантата Прокофьева
сильно уступает `Завету` victormain`а, впервые прозвучавшему на государственном языке
(неужто в исполнении самого автора?!)...
Надеюсь.

Anonymous (26.11.2013 20:36)
victormain писал(а):
Надеюсь.
`Завет` прекрасен! Прослушал с
удовольствием. Глубокая музыка. Производит впечатление и оставляет след. Браво автору!

victormain (26.11.2013 20:45)
Anonymous писал(а):
`Завет` прекрасен! Прослушал с удовольствием.
Глубокая музыка. Производит впечатление и оставляет след. Браво автору!
Большое
спасибо.

Novick (28.11.2013 18:34)
Anonymous писал(а):
`Завет` прекрасен! Прослушал с удовольствием.
Глубокая музыка. Производит впечатление и оставляет след. Браво автору!
Главное,
чтобы `человек не возгордился`...

kirillsrjabcevs (20.06.2014 12:18)
В `Кантате к ХХ-летию Октября` Сергей Сергеевич Прокофьев использовал тексты К. Маркса и
В.И. Ленина.
Автор литературного монтажа текстов Пётр Сувчинский

1. Вступление (оркестр).
Эпиграф, не исполняемый вслух:
`Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма`.
К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии

2. Философы (хор, оркестр).
Текст: Карл Маркс, 11-й тезис о Фейербахе.

ХОР: Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы
изменить его.

3. Интерлюдия (оркестр).

4. Мы идём тесной кучкой (хор).
Текст: В.И. Ленин. `Что делать?`

ХОР: Мы идём тесной кучкой по обрывистому и трудному пути, крепко взявшись за руки. Мы
окружены со всех сторон врагами, и нам приходиться почти всегда идти под их огнем. Мы
соединились по свободно принятому решенью именно для того, чтобы бороться с врагами, но не
оступиться в соседнее болото, обитатели которого с самого начала обвиняют нас за то, что
мы выделились в особую группу и выбрали путь борьбы, а не путь примирения.

5. Интерлюдия (оркестр).

6. Революция (чтец, хор, оркестр).
Текст: В.И. Ленин (монтаж статей октября 1917)

ХОР: Кризис назрел. Нельзя ждать, можно потерять всё. Взять власть сразу в Москве и
Питере, неважно, кто начнёт. Мы победим безусловно и несомненно. Вся честь партии
большевиков стоит под вопросом. Изо всех сил убеждаю, товарищи, что теперь всё висит на
волоске. Момент такой, что промедление в восстании поистине смерти подобно.

Но против нас все. Мы недостаточно сильны, чтобы взять власть.

Но не взять власти теперь - значит погубить революцию.

Хлеба в Питере на два, три дня. Можем ли дать хлеб повстанцам?

Мы отнимем хлеб и все сапоги у капиталистов, мы оставим им корки, мы оденем их в лапти.

У нас нет большинства в народе. Без этого условия восстание безнадежно.

Переменилось взаимоотношение классов. В этом суть! Не те классы стоят по одну и по другую
стороны баррикады. Это главное.

Победа восстания обеспечена!

Мы должны, не теряя ни минуты, организовать штаб повстанческих отрядов. Распределить
силы, двинуть верные полки на самые важные пункты столицы. Мы должны мобилизовать
вооружённых рабочих. Призвать их к отчаянному, последнему бою. Отрезать Александринку,
взять Петропавловку, арестовать генеральный штаб и правительство. Послать к юнкерам и к
дикой дивизии такие отряды, которые способны погибнуть, но не дать неприятелю двинуться к
центрам города. Занять телеграф и телефон! Поместить там штаб восстания у центральной
телефонной станции, связать с ним по телефону все заводы, все полки, все пункты
вооруженной борьбы.

Мы отнимем хлеб и все сапоги у капиталистов, мы оставим им корки, мы оденем их в лапти.

ЧТЕЦ: Успех революции зависит от двух, трёх дней. Погибнуть всем, но не пропустить
неприятеля.

ХОР: Флот - Кронштадт, Выборг, Ревель - могут и должны идти на помощь. Погибнуть всем, но
не пропустить неприятеля!

7. Победа (хор, оркестр).
Текст: В.И. Ленин (1920)

ХОР: Товарищи, мы подходим к весне, пережив небывало трудную зиму холода, голода, сыпняка
и разрухи. Сегодня мы можем праздновать нашу победу. При неслыханных трудностях жизни, при
неслыханных усилиях наших врагов мы все же победили.

Лёд сломан во всех концах мира. Тяжеловесная махина сдвинута с места, и в этом вся суть и
есть.

Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата.

8. Симфония (оркестр).

9. Философы (реприза).

http://harmonia.tomsk.ru/pages/80/

kirillsrjabcevs (20.06.2014 12:23)
Супер! Насколько точно Прокофьев изобразил революцию 1917 года! А еще написал музыку на
такие немыслемые тексты!Браво!

Romy_Van_Geyten (20.06.2014 12:26)
kirillsrjabcevs писал(а):
Супер! Насколько точно Прокофьев изобразил
революцию 1917 года! А еще написал музыку на такие немыслемые тексты!Браво!
Эмм...
простите, сколько Вам лет? Судя по Вашим словам, Вам должно быть за сто.

sir Grey (20.06.2014 12:30)
kirillsrjabcevs писал(а):
В `Кантате к ХХ-летию Октября` Сергей
Сергеевич Прокофьев использовал тексты К. Маркса и В.И. Ленина.
Автор литературного монтажа текстов Пётр Сувчинский

............
Очередной раз спасибо за слова. Очень интересно.

С призраком, правда, страшно получилось. Призрак оперы. Дальше не слушал, но слова все
прочитал. Что-то слышится родное....

kirillsrjabcevs (20.06.2014 13:17)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Эмм... простите, сколько Вам лет? Судя по
Вашим словам, Вам должно быть за сто.
Не... мне всего лишь 15!

Romy_Van_Geyten (20.06.2014 13:22)
kirillsrjabcevs писал(а):
Не... мне всего лишь 15!
Ага, так я и
думал. Откуда Вы тогда знаете, что Прокофьев точно изобразил революцию?)

abyrvalg (20.06.2014 13:23)
kirillsrjabcevs писал(а):
Не... мне всего лишь 15!
Молодой то
бишь, ну ничего - этот недостаток со временем пройдет.

kirillsrjabcevs (20.06.2014 13:27)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Ага, так я и думал. Откуда Вы тогда знаете,
что Прокофьев точно изобразил революцию?)
Это я из восхищения к кантате написал!

Romy_Van_Geyten (20.06.2014 13:28)
kirillsrjabcevs писал(а):
Это я из восхищения к кантате
написал!
Тогда ладно)

abyrvalg (20.06.2014 13:33)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Тогда ладно)
Сказал сельский учитель,
убрав назад в шкапчик розги.

kirillsrjabcevs (10.07.2014 23:01)
5 ноября в 19 часов у нас в Риге в Большой гильдии первым исполнением в Латвии кантаты
Сергея Прокофьева к 20-летию Октября откроется фестиваль „Rigas Laiks”!!! Я этого концерта
жду с превеликим нетерпением!!!

abyrvalg (10.07.2014 23:19)
kirillsrjabcevs писал(а):
у нас в Риге
далекооо...

victormain (11.07.2014 03:26)
kirillsrjabcevs писал(а):
5 ноября в 19 часов у нас в Риге в Большой
гильдии первым исполнением в Латвии кантаты Сергея Прокофьева к 20-летию Октября откроется
фестиваль „Rigas Laiks”!!! Я этого концерта жду с превеликим нетерпением!!!
Простите,
Вы с Луны свалились?! Этот концерт был в 2013 году, да, 5 ноября, да, „Rigas Laiks”, да с
кантатой Прокофьева. А открывался концерт моим `Заветом`, съёмка есть тут, хорошее было
исполнение.

kirillsrjabcevs (11.07.2014 20:13)
victormain писал(а):
Простите, Вы с Луны свалились?! Этот концерт был
в 2013 году, да, 5 ноября, да, „Rigas Laiks”, да с кантатой Прокофьева. А открывался
концерт моим `Заветом`, съёмка есть тут, хорошее было исполнение.
Я Вас уверяю,это в
этом году!Я у своего учителя по композиции,Андриса Вецумниекса(который как раз
дирижирует!),видел ноты этой кантаты! Он мне сказал:`Они мне пока нужны!` А зачем ему
ноты,если они,как Вы говорите,уже это исполняли?!

victormain (11.07.2014 20:45)
kirillsrjabcevs писал(а):
Я Вас уверяю,это в этом году!Я у своего
учителя по композиции,Андриса Вецумниекса(который как раз дирижирует!),видел ноты этой
кантаты! Он мне сказал:`Они мне пока нужны!` А зачем ему ноты,если они,как Вы говорите,уже
это исполняли?!
Наверное, Вы не поняли моего поста. Я лично был на этом концерте по
приглашению журнала Ригас Лайкс и с удовольствием слушал рижскую премьеру своего `Завета`,
а потом кантату Прокофьева, без удовольствия.

victormain (11.07.2014 20:46)
kirillsrjabcevs писал(а):
...Я у своего учителя по композиции,Андриса
Вецумниекса(который как раз дирижирует!),видел ноты этой кантаты! Он мне сказал:`Они мне
пока нужны!` А зачем ему ноты,если они,как Вы говорите,уже это исполняли?!
Ну, может
понравились, я знаю?... И правда - зачем? Загадка.

kirillsrjabcevs (11.07.2014 21:12)
victormain писал(а):
а потом кантату Прокофьева, без
удовольствия.
А чего без удовольствия-то?Не понравилось?

victormain (11.07.2014 21:52)
kirillsrjabcevs писал(а):
А чего без удовольствия-то?Не
понравилось?
Нет. И никогда не нравилась. А в Гильдии, к тому же, зал прекрасный, но
небольшой, чуть не рухнул от этих акустических гаубиц.

kirillsrjabcevs (11.07.2014 22:18)
victormain писал(а):
Нет. И никогда не нравилась. А в Гильдии, к тому
же, зал прекрасный, но небольшой, чуть не рухнул от этих акустических
гаубиц.
Эх...значит я все-таки пролетел с кантатой!Жаалко! А я так мечтал послушать
ее вживую!

victormain (12.07.2014 01:41)
kirillsrjabcevs писал(а):
Эх...значит я все-таки пролетел с
кантатой!Жаалко! ...
Гораздо важнее, что Вы пролетели с `Заветом`.

alexshmurak (12.07.2014 01:45)
victormain писал(а):
Гораздо важнее, что Вы пролетели с
`Заветом`.
моя школа! так и надо. жаль, что в Риге не исполнялась моя музыка. так
можно было бы поставить мальчишке на вид, что он не пошёл не послушал её.

kirillsrjabcevs (12.07.2014 23:40)
victormain писал(а):
Гораздо важнее, что Вы пролетели с
`Заветом`.
Да,тоже было бы интересно послушать!

victormain (13.07.2014 00:01)
kirillsrjabcevs писал(а):
Да,тоже было бы интересно
послушать!
Это можно.
http://classic-online.ru/ru/production/43731

sir Grey (15.07.2014 10:26)
kirillsrjabcevs писал(а):
Не... мне всего лишь 15!
Я тоже вру на
Форуме, но не так сильно.

`И к гробу прадедов теснят`

Прощай, племя, младое незнакомое!

kirillsrjabcevs (18.07.2014 00:42)
Только один оставшийся вопрос по этой кантате: в оркестре есть инструмент под названием
сирена?

magnifcat (14.03.2021 10:34)
kirillsrjabcevs писал(а):
Только один оставшийся вопрос по этой
кантате: в оркестре есть инструмент под названием сирена?
есть

Volovikelena (25.08.2022 00:31)
Гениальное исполнение. И каната потрясающая. Какая острая сатира и яркая образность вкупе
с мастерством композитора-симфониста. Ведь это в некотором роде симфония-кантата с
прологом и эпилогом, плюс с чертами ораториальности. А как хороши оркестровые интерлюдии.
Хоровая часть - буквально предвестница `Войны и мира`.
Кто бы мог подумать - в таком `обязательном` произведении `для родной партии и
правительства`.
Наверное, гений писать не гениально не умеет.

Mikhail_Kollontay (25.08.2022 12:06)
Volovikelena писал(а):
Какая острая сатира
Я сомневаюсь, что
сатира. Озвучка любого текста и удаль автора на его профессиональных путях? Мы с женой
когда-то взяли передовую, т.е. официозную статью газеты Правда. Оказалось, стихи, пусть
автор статьи и не думал быть поэтом... Что религиозное, оно, оттачиваясь, тяготеет к
внетекстовым, внутренне-музыкальным законам?

Volovikelena (25.08.2022 23:37)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я сомневаюсь, что сатира. Озвучка любого
текста и удаль автора на его профессиональных путях? Мы с женой когда-то взяли передовую,
т.е. официозную статью газеты Правда. Оказалось, стихи, пусть автор статьи и не думал быть
поэтом... Что религиозное, оно, оттачиваясь, тяготеет к внетекстовым,
внутренне-музыкальным законам?
Про религиозное не скажу - тема слишком глубокая. И
есть тексты, сливающиеся с музыкальным напевом настолько близко, что прорастают друг в
друга и уже неразделимы.
Но, однако, речь о Прокофьеве. А Прокофьев - мастер выбора цитат. Ленин свыше 50 томов
написал, а Сергей Сергеевич выбрал - так уж выбрал. Сомневаюсь, что он перешерстил всего
Ленина. Возможно, выхватывал из того, что поближе. Он же собрал столько противоречивых
высказываний, которые взаимоисключают друг друга. Но как здорово и остро сочетает их
Прокофьев.
И звукопись какая емкая на словах `Мы идем тесной кучкой`. Не толпой - тесной кучкой. И
звучит ведь не победным маршем, а шагами `тесной кучки`.
И конечные шаги на словах `Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата`
тоже показаны уникально.
А хор `Философы`, как пролог и эпилог - в нем такая беспощадная насмешка и
зомбированность, и красивая плакатность одновременно.
Если бы сатиру не почувствовали, кантату бы так срочно не предали бы забвению. Дата
серьезная - 20 лет революции, а музыку Прокофьева вдруг на полку. Прокофьев - уже величина
с мировым именем. Стоило ли его так внезапно унижать, учитывая, что он работал параллельно
над балетом `Ромео и Джульетта` с расчетом на два столичных театра, которые ждали этот
балет? И `Александр Невский` был уже на пороге.



 
     
classic-online@bk.ru