Сидя на кухне, услышал вдруг «Лунный вальс» Дунаевского, и в памяти сразу восстала целая эпоха – не реального нашего советского жития. конечно, а - киноэпоха Александрова и Дунаевского в их фильмах счастья – том же «Цирке» , «Светлым пути», «Весне». Изумительный был композитор Исаак Осипович, умел... Вообще, музыка как ничто другое создает атмосферу, ауру. Что бы там ни было в действительности 30-х, 40-х, послевоенных годов, а услышишь ЭТО - и чуть ли не счастье… Помню как пацаном упивался пырьевскими «Кубанскими казаками». Фильм аляповатый, густосовковый, но музыка… Фильм давали бесплатно в клубе завода им. Войтовича. Мы, ребятня набивались в зал сотнями. Сидеть было уже негде, и я лежал на полу прямо перед экраном и упивался музыкой. Как только зазывно, издалека начиналась увертюра, я куда-то уплывал от счастья… Но музыка может и менять знак. Балетный Чайковский тоже ведь - рай, но теперь как услышишь «Маленьких лебедей», так и появляется толстомордый Янаев с трясущимися от страха руками.
steinberg
(09.11.2019 19:52)
musikus писал(а):
«Кубанскими казаками». Фильм аляповатый, густосовковый, но музыка…
Извините, но кино гениальное! Не зря Пырьев у Мейерхольда учился.) ...Кульминация, по-моему, в том месте, где в грузовике с арбузами Васильева под песню яблоко ест. Мне так всегда казалось.)
musikus
(09.11.2019 22:06)
steinberg писал(а):
Извините, но кино гениальное! Не зря Пырьев у Мейерхольда учился.) ...Кульминация, по-моему, в том месте, где в грузовике с арбузами Васильева под песню яблоко ест. Мне так всегда казалось.)
Ради бога, считайте его гениальным. Что до меня, то я - говорю это чисто субъективно - всегда предпочитал фильмы, операторски хорошо снятые, с интересным, если не виртуозным монтажом, светом и пр. Понятно, что в 49 году я не мог судить об этом фильме так, как делаю это сегодня, но моя оценка - нынешняя. Когда я смотрю, к примеру, фильмы Хейфица, то совершенно отчетливо вижу когда он строит план, каждый кадр `по науке`, вижу, что в объектив нарочито лезут детали, аксессуары, которые `надо было` сунуть, `оправдать` ими сцену, как если бы режиссер вел мастер-класс для стюдентов. У Пырьева я этого не вижу - может быть как раз потому, что он был мастер более высокого класса?.. Не знаю. А сейчас я вспоминаю КК исключительно как пример восхищавшей меня тогда музыки.
steinberg
(09.11.2019 22:59)
musikus писал(а):
У Пырьева я этого не вижу - может быть как раз потому, что он был мастер более высокого класса?.. Не знаю. А сейчас я вспоминаю КК исключительно как пример восхищавшей меня тогда музыки.
У Пырьева Конвейер смерти совершенно в другой стилистике. Одна копия в Москве была во ВГИКе, давно видел и подробности увы не помню. Эту ветку (на к-рой и Пырьев сидел: свободный поиск языка в кино) отсекли принудительно и привили на её место Большой стиль, отечественный Голливуд. Для того и Мосфильм возвели, и Пырьева туда поместили. Но каков он был на самом деле (клоун и матершиник) в Кубанских казаках хорошо видно (не слышно, но видно).
musikus
(09.11.2019 23:29)
steinberg писал(а):
У Пырьева Конвейер смерти совершенно в другой стилистике.
О, достоевскиймо бегущей тучи! Достоевские ленты Пырьева тоже в другой стилистике, хотя аляповатость осталась, не став, как мне кажется, сколько-нибудь принципиальным признаком авторского стиля.
steinberg
(09.11.2019 23:46)
musikus писал(а):
Достоевские ленты Пырьева тоже в другой стилистике,
Можно о тогдашнем периоде в целом сказать наверно, что это период антистилистики. Наверно не только в кино. Полное не понимание куда дальше. Белые ночи, сюда же и роммовский Убийство на улице Данте, Борец и клоун Барнета, все эти Нахимовы и Тарасы Шевченко Пудовкина и Савченко, много примеров. Даже 9 дней 1 года (при всём при том), воспоминание Тарковского есть о том как Ромм показал студентам 9 дней и встречен был фильм полной тишиной и непониманием зачем это, для чего и для кого. Их обмануть трудно было.)
musikus
(11.11.2019 01:57)
steinberg писал(а):
Ромм показал студентам 9 дней и встречен был фильм полной тишиной и непониманием зачем это, для чего и для кого. Их обмануть трудно было.)
Обманулись, однако, не поняли. `9 дней` это действительно резкий стилевой сдвиг, гениально меняющий зрение. В 60-то годы! Нечто сходное у меня с поздними лентами Герасимова (я имею в виду `У озера`, `Журналист`, `Люди и звери`, `Любить человека`, `Дочки-матери`). Не знаю как наши киноведы трактуют эти фильмы (особенно меня интересуют `У озера` и `Журналист`), в которых найдена какая-то совершенно особая интонация, какая-то особенная новая простота, придающая действию почти документальную достоверность, как бы отвергающую всяческую нарочитую `художественость`, но, вместе с тем, воспринимающуюся именно как высокое искусство, как магия (кстати - при фактическом отсутствии музыки - и у Ромма, и у Герасимова, что тоже показательно как черта стиля).
steinberg
(12.11.2019 00:40)
musikus писал(а):
Не знаю как наши киноведы трактуют эти фильмы (особенно меня интересуют `У озера` и `Журналист`)
Кажется, если не ошибаюсь только, их вспоминает недавно ушедший Лев Аннинский в `Шестидесятники и мы`.
эпоха – не реального нашего советского жития. конечно, а - киноэпоха Александрова и
Дунаевского в их фильмах счастья – том же «Цирке» , «Светлым пути», «Весне». Изумительный
был композитор Исаак Осипович, умел... Вообще, музыка как ничто другое создает
атмосферу, ауру. Что бы там ни было в действительности 30-х, 40-х, послевоенных годов, а
услышишь ЭТО - и чуть ли не счастье… Помню как пацаном упивался пырьевскими «Кубанскими
казаками». Фильм аляповатый, густосовковый, но музыка… Фильм давали бесплатно в клубе
завода им. Войтовича. Мы, ребятня набивались в зал сотнями. Сидеть было уже негде, и я
лежал на полу прямо перед экраном и упивался музыкой. Как только зазывно, издалека
начиналась увертюра, я куда-то уплывал от счастья… Но музыка может и менять знак. Балетный
Чайковский тоже ведь - рай, но теперь как услышишь «Маленьких лебедей», так и появляется
толстомордый Янаев с трясущимися от страха руками.
густосовковый, но музыка…
учился.) ...Кульминация, по-моему, в том месте, где в грузовике с арбузами Васильева под
песню яблоко ест. Мне так всегда казалось.)
Мейерхольда учился.) ...Кульминация, по-моему, в том месте, где в грузовике с арбузами
Васильева под песню яблоко ест. Мне так всегда казалось.)
гениальным. Что до меня, то я - говорю это чисто субъективно - всегда предпочитал фильмы,
операторски хорошо снятые, с интересным, если не виртуозным монтажом, светом и пр.
Понятно, что в 49 году я не мог судить об этом фильме так, как делаю это сегодня, но моя
оценка - нынешняя. Когда я смотрю, к примеру, фильмы Хейфица, то совершенно отчетливо вижу
когда он строит план, каждый кадр `по науке`, вижу, что в объектив нарочито лезут детали,
аксессуары, которые `надо было` сунуть, `оправдать` ими сцену, как если бы режиссер вел
мастер-класс для стюдентов. У Пырьева я этого не вижу - может быть как раз потому, что он
был мастер более высокого класса?.. Не знаю. А сейчас я вспоминаю КК исключительно как
пример восхищавшей меня тогда музыки.
потому, что он был мастер более высокого класса?.. Не знаю. А сейчас я вспоминаю КК
исключительно как пример восхищавшей меня тогда музыки.
совершенно в другой стилистике. Одна копия в Москве была во ВГИКе, давно видел и
подробности увы не помню. Эту ветку (на к-рой и Пырьев сидел: свободный поиск языка в
кино) отсекли принудительно и привили на её место Большой стиль, отечественный Голливуд.
Для того и Мосфильм возвели, и Пырьева туда поместили. Но каков он был на самом деле
(клоун и матершиник) в Кубанских казаках хорошо видно (не слышно, но видно).
стилистике.
стилистике, хотя аляповатость осталась, не став, как мне кажется, сколько-нибудь
принципиальным признаком авторского стиля.
стилистике,
антистилистики. Наверно не только в кино. Полное не понимание куда дальше. Белые ночи,
сюда же и роммовский Убийство на улице Данте, Борец и клоун Барнета, все эти Нахимовы и
Тарасы Шевченко Пудовкина и Савченко, много примеров. Даже 9 дней 1 года (при всём при
том), воспоминание Тарковского есть о том как Ромм показал студентам 9 дней и встречен был
фильм полной тишиной и непониманием зачем это, для чего и для кого. Их обмануть трудно
было.)
фильм полной тишиной и непониманием зачем это, для чего и для кого. Их обмануть трудно
было.)
сдвиг, гениально меняющий зрение. В 60-то годы! Нечто сходное у меня с поздними лентами
Герасимова (я имею в виду `У озера`, `Журналист`, `Люди и звери`, `Любить человека`,
`Дочки-матери`). Не знаю как наши киноведы трактуют эти фильмы (особенно меня интересуют
`У озера` и `Журналист`), в которых найдена какая-то совершенно особая интонация, какая-то
особенная новая простота, придающая действию почти документальную достоверность, как бы
отвергающую всяческую нарочитую `художественость`, но, вместе с тем, воспринимающуюся
именно как высокое искусство, как магия (кстати - при фактическом отсутствии музыки - и у
Ромма, и у Герасимова, что тоже показательно как черта стиля).
(особенно меня интересуют `У озера` и `Журналист`)
их вспоминает недавно ушедший Лев Аннинский в `Шестидесятники и мы`.