Скачать ноты

1. Regis Iussu Cantio Et Reliquia Canonica Arte Resoluta
2. Thematis Regii Elaborationes Canonicae (5 Canones diversi super Thema Regium)
3. Quaerendo invenietis
4. Sonata sopr`il Soggetto Reale...Читать дальше
1. Regis Iussu Cantio Et Reliquia Canonica Arte Resoluta
2. Thematis Regii Elaborationes Canonicae (5 Canones diversi super Thema Regium)
3. Quaerendo invenietis
4. Sonata sopr`il Soggetto Reale a Traversa, Violino e Continuo
5. Regis Iussu Cantion Et Reliquia Canonica Arte Resoluta

Х Свернуть

Sonata Trio in c-moll (Largo, Allegro, Andante, Allegro)
         (8)  


ahol (27.05.2014 13:15)
Немного информации – может, кому-то будет интересно.

`Это дивное произведение для флейты, скрипки и баса знаменует центр `Музыкального
приношения`. Надо сказать, что во времена Баха словом `трио` обозначалось сочинение,
содержавшее три обязательные, или, как иначе говорили, облигатные партии. Таких трио у
Баха огромное количество, начиная с трехголосных симфоний и органных сонат и кончая
инструментальными ансамблями для различных составов (например, сонаты для клавесина и
скрипки, клавесина и виолы да гамба и других). Трио-соната из `Музыкального приношение`
существенно отличается от всех других баховских произведений, написанных для подобного
состава, тем, что в ней с необычайной ясностью проступают отмеченные выше элементы нового
музыкального стиля - сентиментализма.
Как было принято в эпоху барокко, ансамблевая музыка записывалась не в виде партитуры,
как сейчас, а по голосам. Так и Бах отпечатал свою сонату и послал королю три партии - для
флейты, скрипки и баса. Партия баса была по традиции снабжена цифровкой, сокращенно
обозначавшей гармонию. Обычно эту партию исполняли два музыканта - один на клавишном
инструменте (органе или клавесине, в зависимости от характера музыки), проводя всю
гармонию, другой - на низком струнном или духовом (это могли быть виола да гамба,
виолончель или фагот). Главная роль второго музыканта заключалась в исполнении собственно
басового голоса. Этим объясняется то на первый взгляд странное обстоятельство, что
старинные трио исполняют четыре музыканта.
Первая часть сонаты - Largo. Музыка возвышенна, благородна, здесь господствует
умиротворенно-созерцательное настроение. Интересно, что если в трехголосном ричеркаре
композитор отдал дань почтения королю тем, что написал пьесу в близком Фридриху
музыкальном стиле, то здесь, кроме этого, он еще использовал своеобразную символику,
`вписав` в первую часть сонаты свою фамилию. Известно, что Бах очень серьезно относился к
вопросам формы, количеству голосов, к числу тактов в пьесе и т.д. Так вот, главная тема в
первой части проводится имитационно у флейты и скрипки ровно четырнадцать раз. Это не
случайно. Если пронумеровать буквы латинского алфавита, то получится, что буквам,
составляющим фамилию Бах (Bach), соответствуют следующие цифры: В - 2, А - 1, С - 3, Н -
8. В сумме - 14. Примечательно, что полностью имя Баха - Johann Sebastian Bach - при таком
подсчете (когда I и J считаются как бы одной буквой и им соответствует одно число - 9; то
же самое с быквами U и V - им обеим соответствует число 24) дает число 41, то есть,
инверсию числа 14. И это отнюдь не единственные числа, с которыми Бах так `играл` и
которыми манипулировал. Но это уже тема другого разговора - о баховской символике.
Вторая часть трио-сонаты - обычная в подобном цикле быстрая фугированная пьеса. В ее
теме - еле уловимые контуры основной темы `Музыкального приношения`. Но и в основном -
царственном - своем виде главная тема `Музыкального приношения` здесь торжественно
проводится четыре раза: два раза в басу и по одному разу у скрипки и у флейты, причем в
партии флейты, предназначенной, естественно, для самого короля, в самый кульминационный
момент - сразу после Adagio. Стройность части удивительная: это небольшое Adagio, скорее,
остановка бурного движения, почти с математической точностью проводит одну из граней
музыкальной формы в точке знаменитого золотого сечения. Это Adagio, как мне кажется,
допускает импровизацию каденции в партии флейты, что также было бы в стиле композиторов
берлинской школы.
Третья часть несколько необычна для Баха по выразительным средствам. Именно в ней
отчетливо ощущается нарождающийся стиль музыкального сентиментализма.
Финал соната Allegro, в котором тема короля приобретает триольную (то есть по три ноты)
пульсацию, хотя и напоминающую жигу (английский танец, которым Бах часто заканчивал свои
циклические произведения), но в стиле скорее галантном, чем барочном.
По словам А. Швейцера, соната `переносит слушателя на вершины скалистых гор, где жизнь
уже прекратилась и нагроможденные друг на друга скалы остро очерченной линией отделяются
от голубого неба. Такова красота трио-сонаты из `Музыкального приношения`. Она глубока и
сурова, но в ней нет уже привлекательного очарования, которым отличается первая соната`.`
(Александр МАЙКАПАР)

Специалисты, отзовитесь – что за первую сонату упоминает Швейцер?

childcomposer (27.05.2014 21:03)
ahol писал(а):
Специалисты, отзовитесь – что за первую сонату
упоминает Швейцер?
Имеется в виду более раннее произведение Баха для аналогичного
состава: Трио-соната для флейты, скрипки и клавира cоль мажор BWV 1038,
http://classic-online.ru/ru/production/941

tagantsev (27.05.2014 23:25)
childcomposer писал(а):
Имеется в виду более раннее произведение Баха
для аналогичного состава: Трио-соната для флейты, скрипки и клавира cоль мажор BWV 1038,
http://classic-online.ru/ru/production/941
А почему именно 1038, а не 1039 или 1037?
Ведь последние 2 сонаты исполняются и двумя скрипками и двумя флейтами и флейтой и
скрипкой и др. У Баха четкого указания инструментов для этих сонат не указано.

childcomposer (28.05.2014 11:41)
tagantsev писал(а):
А почему именно 1038, а не 1039 или 1037?
В
вышеприведённой цитате Швейцер имел в виду именно одну конкретную сонату, которую он
назвал `первой`. А `номинально` как раз BWV 1038 и подходит на эту `кандидатуру`.
http://classic-online.ru/ru/composer/Bach/1 - отсортируйте `по опусам` и увидите.

sir Grey (28.05.2014 15:09)
Исполнение не нравится. В какое-то время было распространено мнение, что Бах - он такой
весь глубокомысленный. Потом с этим начали бороться - он, дескать, бы веселый человек.

Мне кажется, в этой записи перевеселили.

tagantsev (28.05.2014 22:21)
sir Grey писал(а):
Исполнение не нравится. В какое-то время было
распространено мнение, что Бах - он такой весь глубокомысленный. Потом с этим начали
бороться - он, дескать, бы веселый человек.

Мне кажется, в этой записи перевеселили.
Мне так тоже кажется, что перевеселили. Да
еще тексту плохо следуют. Я хорошо помню ноты первой части - там в первой фразе (теме)
восьмушка с точкой - шестнадцатая - а затем четверть с длинным форшлагом. Форшлаг не
играют и тема выглядит куцей. Темп второй части загнан в престо, а она простое аллегро
(модерато). Ну тд и тп. В общем, петух их клюнул в причинное место. Или, другими словами,
исполнение отвратительное.

sir Grey (28.05.2014 23:09)
tagantsev писал(а):
Мне так тоже кажется, что перевеселили. Да еще
тексту плохо следуют. Я хорошо помню ноты первой части - там в первой фразе (теме)
восьмушка с точкой - шестнадцатая - а затем четверть с длинным форшлагом. Форшлаг не
играют и тема выглядит куцей. Темп второй части загнан в престо, а она простое аллегро
(модерато). Ну тд и тп. В общем, петух их клюнул в причинное место. Или, другими словами,
исполнение отвратительное.
Я, в целом, согласен. Только не отвратительное.

tagantsev (28.05.2014 23:21)
sir Grey писал(а):
Я, в целом, согласен. Только не
отвратительное.
`Не отвратительное` - Ваши слова. Но это так, только потому, что Баха
вообще трудно сыграть отвратительно - как не жми клавиши, а музыка все равно гениальная
получается.

Насчет темпов. Мне представляется, что разумные темпы у Жукова (есть в Архиве)



 
     
classic-online@bk.ru