1. Regis Iussu Cantio Et Reliquia Canonica Arte Resoluta
2. Thematis Regii Elaborationes Canonicae (5 Canones diversi super Thema Regium)
3. Quaerendo invenietis
4. Sonata sopr`il Soggetto Reale...Читать дальше
Скачать ноты 1. Regis Iussu Cantio Et Reliquia Canonica Arte Resoluta
2. Thematis Regii Elaborationes Canonicae (5 Canones diversi super Thema Regium) 3. Quaerendo invenietis 4. Sonata sopr`il Soggetto Reale...Читать дальше
1. Regis Iussu Cantio Et Reliquia Canonica Arte Resoluta
2. Thematis Regii Elaborationes Canonicae (5 Canones diversi super Thema Regium) 3. Quaerendo invenietis 4. Sonata sopr`il Soggetto Reale a Traversa, Violino e Continuo 5. Regis Iussu Cantion Et Reliquia Canonica Arte Resoluta Х Свернуть |
||
`Это дивное произведение для флейты, скрипки и баса знаменует центр `Музыкального
приношения`. Надо сказать, что во времена Баха словом `трио` обозначалось сочинение,
содержавшее три обязательные, или, как иначе говорили, облигатные партии. Таких трио у
Баха огромное количество, начиная с трехголосных симфоний и органных сонат и кончая
инструментальными ансамблями для различных составов (например, сонаты для клавесина и
скрипки, клавесина и виолы да гамба и других). Трио-соната из `Музыкального приношение`
существенно отличается от всех других баховских произведений, написанных для подобного
состава, тем, что в ней с необычайной ясностью проступают отмеченные выше элементы нового
музыкального стиля - сентиментализма.
Как было принято в эпоху барокко, ансамблевая музыка записывалась не в виде партитуры,
как сейчас, а по голосам. Так и Бах отпечатал свою сонату и послал королю три партии - для
флейты, скрипки и баса. Партия баса была по традиции снабжена цифровкой, сокращенно
обозначавшей гармонию. Обычно эту партию исполняли два музыканта - один на клавишном
инструменте (органе или клавесине, в зависимости от характера музыки), проводя всю
гармонию, другой - на низком струнном или духовом (это могли быть виола да гамба,
виолончель или фагот). Главная роль второго музыканта заключалась в исполнении собственно
басового голоса. Этим объясняется то на первый взгляд странное обстоятельство, что
старинные трио исполняют четыре музыканта.
Первая часть сонаты - Largo. Музыка возвышенна, благородна, здесь господствует
умиротворенно-созерцательное настроение. Интересно, что если в трехголосном ричеркаре
композитор отдал дань почтения королю тем, что написал пьесу в близком Фридриху
музыкальном стиле, то здесь, кроме этого, он еще использовал своеобразную символику,
`вписав` в первую часть сонаты свою фамилию. Известно, что Бах очень серьезно относился к
вопросам формы, количеству голосов, к числу тактов в пьесе и т.д. Так вот, главная тема в
первой части проводится имитационно у флейты и скрипки ровно четырнадцать раз. Это не
случайно. Если пронумеровать буквы латинского алфавита, то получится, что буквам,
составляющим фамилию Бах (Bach), соответствуют следующие цифры: В - 2, А - 1, С - 3, Н -
8. В сумме - 14. Примечательно, что полностью имя Баха - Johann Sebastian Bach - при таком
подсчете (когда I и J считаются как бы одной буквой и им соответствует одно число - 9; то
же самое с быквами U и V - им обеим соответствует число 24) дает число 41, то есть,
инверсию числа 14. И это отнюдь не единственные числа, с которыми Бах так `играл` и
которыми манипулировал. Но это уже тема другого разговора - о баховской символике.
Вторая часть трио-сонаты - обычная в подобном цикле быстрая фугированная пьеса. В ее
теме - еле уловимые контуры основной темы `Музыкального приношения`. Но и в основном -
царственном - своем виде главная тема `Музыкального приношения` здесь торжественно
проводится четыре раза: два раза в басу и по одному разу у скрипки и у флейты, причем в
партии флейты, предназначенной, естественно, для самого короля, в самый кульминационный
момент - сразу после Adagio. Стройность части удивительная: это небольшое Adagio, скорее,
остановка бурного движения, почти с математической точностью проводит одну из граней
музыкальной формы в точке знаменитого золотого сечения. Это Adagio, как мне кажется,
допускает импровизацию каденции в партии флейты, что также было бы в стиле композиторов
берлинской школы.
Третья часть несколько необычна для Баха по выразительным средствам. Именно в ней
отчетливо ощущается нарождающийся стиль музыкального сентиментализма.
Финал соната Allegro, в котором тема короля приобретает триольную (то есть по три ноты)
пульсацию, хотя и напоминающую жигу (английский танец, которым Бах часто заканчивал свои
циклические произведения), но в стиле скорее галантном, чем барочном.
По словам А. Швейцера, соната `переносит слушателя на вершины скалистых гор, где жизнь
уже прекратилась и нагроможденные друг на друга скалы остро очерченной линией отделяются
от голубого неба. Такова красота трио-сонаты из `Музыкального приношения`. Она глубока и
сурова, но в ней нет уже привлекательного очарования, которым отличается первая соната`.`
(Александр МАЙКАПАР)
Специалисты, отзовитесь – что за первую сонату упоминает Швейцер?
упоминает Швейцер?
состава: Трио-соната для флейты, скрипки и клавира cоль мажор BWV 1038,
http://classic-online.ru/ru/production/941
для аналогичного состава: Трио-соната для флейты, скрипки и клавира cоль мажор BWV 1038,
http://classic-online.ru/ru/production/941
Ведь последние 2 сонаты исполняются и двумя скрипками и двумя флейтами и флейтой и
скрипкой и др. У Баха четкого указания инструментов для этих сонат не указано.
вышеприведённой цитате Швейцер имел в виду именно одну конкретную сонату, которую он
назвал `первой`. А `номинально` как раз BWV 1038 и подходит на эту `кандидатуру`.
http://classic-online.ru/ru/composer/Bach/1 - отсортируйте `по опусам` и увидите.
весь глубокомысленный. Потом с этим начали бороться - он, дескать, бы веселый человек.
Мне кажется, в этой записи перевеселили.
распространено мнение, что Бах - он такой весь глубокомысленный. Потом с этим начали
бороться - он, дескать, бы веселый человек.
Мне кажется, в этой записи перевеселили.
еще тексту плохо следуют. Я хорошо помню ноты первой части - там в первой фразе (теме)
восьмушка с точкой - шестнадцатая - а затем четверть с длинным форшлагом. Форшлаг не
играют и тема выглядит куцей. Темп второй части загнан в престо, а она простое аллегро
(модерато). Ну тд и тп. В общем, петух их клюнул в причинное место. Или, другими словами,
исполнение отвратительное.
тексту плохо следуют. Я хорошо помню ноты первой части - там в первой фразе (теме)
восьмушка с точкой - шестнадцатая - а затем четверть с длинным форшлагом. Форшлаг не
играют и тема выглядит куцей. Темп второй части загнан в престо, а она простое аллегро
(модерато). Ну тд и тп. В общем, петух их клюнул в причинное место. Или, другими словами,
исполнение отвратительное.
отвратительное.
вообще трудно сыграть отвратительно - как не жми клавиши, а музыка все равно гениальная
получается.
Насчет темпов. Мне представляется, что разумные темпы у Жукова (есть в Архиве)