О Гуоне де Сен-Кантене неизвестно практически ничего кроме того, что он был трувером и участником Пятого крестового похода. До наших дней дошли две его песни и поэма.
Песня «Иерусалим в слезах и та страна…» написана в 1221 году по поводу провала Пятого крестового похода, в чем автор упрекает не столько самих крестоносцев, сколько римских священников, отступившихся, по его мнению, от крестоносного обета.
Иерусалим в слезах и та страна,
Где ношу смертной муки принял Бог, —
В слезах, друзей поскольку лишена,
Кто б Господу в сей трудный час помог.
О, если б мир День судный помнить мог
И место свято, где в предсмертный срок
Была вина Лонгину прощена!
Предать поход — вот страшная вина:
Кто принял крест как верности залог,
Его предал, когда с себя совлек, —
Как у Иуды, часть его страшна.
У наших пастырей рука грешна —
Овец берет за плату волк жесток.
Их грех тяжел, и совесть их черна:
Бог позабыт за денежный мешок.
Да будет ли вся эта роскошь впрок?
Ведь тот, кто в холе, честью пренебрег —
Разграблена походная казна!
Но будет мерзость их отомщена,
Коль честь и верность наш блюдут порог.
Господня доля — лакомый кусок,
Где Вифлеем и Акра, — продана.
Когда и кто на площадях, в церквах
Дерзнет о Боге произнесть слова
И дать греха прощенье на словах,
Когда в сердцах готовность впрямь мертва
Пуститься на защиту Божества
И на священный край вернуть права,
Где пролил кровь Господь за нас в страстях?
О господа прелаты, что ж зачах
Поход святой, начавшийся едва?
Стал Бог Роландом, как твердит молва,
Вы стали Ганелонами в делах.
Ума лишен и мечется впотьмах
Тот, в ком душа от страха чуть жива,
Кого на помощь не пускает страх
К томящимся за морем в пасти рва.
И здесь повсюду смерть для естества:
Для всех бесчестье стало трын-трава.
Кто служит Господу о сих порах,
От Бога примет дар — в таких дарах
Ничья не разберется голова:
Рай — вот награда Божья какова.
Отдал пустяк — богатый дар в руках.
Перевод А. Парина
В кн.: Виллардуэн Ж.де «Взятие Константинополя» / «Песни труверов». - М., Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1984. – 319 с. – С. 227-228.
Twist7
(13.06.2014 23:23)
OlgaKz писал(а):
О Гуоне де Сен-Кантене неизвестно практически ...
Спасибо большое !!!
Похоже на нынешние времена... Как будто почти ничего не изменилось...)
OlgaKz
(13.06.2014 23:43)
Twist7 писал(а):
Похоже на нынешние времена... Как будто почти ничего не изменилось...)
Да, после Третьего крестового похода неудачи преследовали крестоносцев. С Четвертым крестовым походом историки связывают кризис идеологии движения в целом. И поэзия стала приобретать характер политический, обличительный. Все больше и чаще труверы стали разоблачать `предательства и измены` среди рыцарей, священников и даже самого папства. Песня «Иерусалим в слезах и та страна…» из числа таких политических сирвент.
участником Пятого крестового похода. До наших дней дошли две его песни и поэма.
Песня «Иерусалим в слезах и та страна…» написана в 1221 году по поводу провала Пятого
крестового похода, в чем автор упрекает не столько самих крестоносцев, сколько римских
священников, отступившихся, по его мнению, от крестоносного обета.
Иерусалим в слезах и та страна,
Где ношу смертной муки принял Бог, —
В слезах, друзей поскольку лишена,
Кто б Господу в сей трудный час помог.
О, если б мир День судный помнить мог
И место свято, где в предсмертный срок
Была вина Лонгину прощена!
Предать поход — вот страшная вина:
Кто принял крест как верности залог,
Его предал, когда с себя совлек, —
Как у Иуды, часть его страшна.
У наших пастырей рука грешна —
Овец берет за плату волк жесток.
Их грех тяжел, и совесть их черна:
Бог позабыт за денежный мешок.
Да будет ли вся эта роскошь впрок?
Ведь тот, кто в холе, честью пренебрег —
Разграблена походная казна!
Но будет мерзость их отомщена,
Коль честь и верность наш блюдут порог.
Господня доля — лакомый кусок,
Где Вифлеем и Акра, — продана.
Когда и кто на площадях, в церквах
Дерзнет о Боге произнесть слова
И дать греха прощенье на словах,
Когда в сердцах готовность впрямь мертва
Пуститься на защиту Божества
И на священный край вернуть права,
Где пролил кровь Господь за нас в страстях?
О господа прелаты, что ж зачах
Поход святой, начавшийся едва?
Стал Бог Роландом, как твердит молва,
Вы стали Ганелонами в делах.
Ума лишен и мечется впотьмах
Тот, в ком душа от страха чуть жива,
Кого на помощь не пускает страх
К томящимся за морем в пасти рва.
И здесь повсюду смерть для естества:
Для всех бесчестье стало трын-трава.
Кто служит Господу о сих порах,
От Бога примет дар — в таких дарах
Ничья не разберется голова:
Рай — вот награда Божья какова.
Отдал пустяк — богатый дар в руках.
Перевод А. Парина
В кн.: Виллардуэн Ж.де «Взятие Константинополя» / «Песни труверов». - М., Главная
редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1984. – 319 с. – С. 227-228.
...
Похоже на нынешние времена... Как будто почти ничего не изменилось...)
не изменилось...)
крестоносцев. С Четвертым крестовым походом историки связывают кризис идеологии движения в
целом. И поэзия стала приобретать характер политический, обличительный. Все больше и чаще
труверы стали разоблачать `предательства и измены` среди рыцарей, священников и даже
самого папства. Песня «Иерусалим в слезах и та страна…» из числа таких политических
сирвент.