1. Allegro non troppo
2. Menuet un poco allegro - Trio
3. Tema con variazioni: Andante cantabile
4. Vivace: Finale

Janáček quartet: Miloš Vacek & Vítězslav Zavadilík - violins, Jan Řezníček - viola, Břetislav Vybíral - cello. Recorded: May 4, 2012, Pleyels Taufkirche, Ruppersthal.
         (32)  


alexa_minsk (14.06.2014 15:25)
неожиданное начало для квартета периода классицизма...

Anonymous (14.06.2014 15:28)
alexa_minsk писал(а):
неожиданное начало для квартета периода
классицизма...
Да, Ваша правда, Александр! Напоминает начало какого-нибудь консорта
пер.пол. 17 века.

alexa_minsk (14.06.2014 15:32)
Anonymous писал(а):
Напоминает начало какого-нибудь консорта пер.пол.
17 века.
не соглашусь...

Anonymous (14.06.2014 15:40)
alexa_minsk писал(а):
не соглашусь...
А почему? А Вам, что
напоминает?

alexa_minsk (14.06.2014 15:52)
Anonymous писал(а):
А почему? А Вам, что напоминает?
вместо
главной темы сонатной формы - фуга.

Romy_Van_Geyten (14.06.2014 16:19)
alexa_minsk писал(а):
вместо главной темы сонатной формы -
фуга.
Бетховен, 14-й квартет.

alexa_minsk (14.06.2014 16:55)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Бетховен, 14-й квартет.
квартет
Плейеля примерно 1810г. Он опередил этой своей идеей Бетховена. А Бетховен вполне мог
знать эту музыку. Моцарт же знал.

Romy_Van_Geyten (14.06.2014 17:14)
alexa_minsk писал(а):
квартет Плейеля примерно 1810г. Он опередил
этой своей идеей Бетховена. А Бетховен вполне мог знать эту музыку. Моцарт же
знал.
Ну, Бетховен у кого только не тырил - тот ещё фрукт!)

musikus (14.06.2014 20:23)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Ну, Бетховен у кого только не тырил - тот
ещё фрукт!)
Именно. Сам-то ведь ничего не сумел написать.

Romy_Van_Geyten (14.06.2014 20:56)
musikus писал(а):
Именно. Сам-то ведь ничего не сумел
написать.
Ладно Вам - самые яркие, оригинальные и продуктивные авторы таскали друг у
друга без всякого зазрения. И правильно делали. Хороший хозяин всё в дом тащит)

musikus (14.06.2014 21:24)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Ладно Вам - самые яркие, оригинальные и
продуктивные авторы таскали друг у друга без всякого зазрения. И правильно делали. Хороший
хозяин всё в дом тащит)
Хорошо бы тогда как-то определиться с понятиями: где
осознанное творческое заимствование или хотя бы неосознанная индукция, а где прямое
воровство, сиречь плагиат. Выражение `таскали друг у друга` как бы ближе к последнему и
явно не годится в случаях Моцарта, Бетховена и подобных им.

abcz (14.06.2014 21:31)
musikus писал(а):
Хорошо бы тогда как-то определиться с понятиями:
где осознанное творческое заимствование или хотя бы неосознанная индукция, а где прямое
воровство, сиречь плагиат. Выражение `таскали друг у друга` как бы ближе к последнему и
явно не годится в случаях Моцарта, Бетховена и подобных им.
я тоже за
дифференцированный подход: что позволено Юпитеру...

Phalaenopsis (14.06.2014 21:55)
musikus писал(а):
Выражение `таскали друг у друга` как бы ближе к
последнему и явно не годится в случаях Моцарта, Бетховена и подобных им.
Бетховен
возможно всё-таки заимствовал. У Моцарта. У других не знаю.

musikus (14.06.2014 22:45)
Phalaenopsis писал(а):
Бетховен возможно всё-таки заимствовал. У
Моцарта. У других не знаю.
Что такое, повторюсь, `заимствовал`? Творчески использовал
и развивал, ранее найденное другими, или крал, благодаря чему и стал Бетховеном? Ведь
глупость, не правда ли? Не благодаря же влиянию Моцарта он стал Бетховеном. Ровно
наоборот: выламываясь из традиций венской классики, он стал тем, что он есть. Еще юношей
он показывал Гайдну (возвращавшемуся из Лондона) свои сочинения, и тот испугался `излишней
серьезности` новой музыки. Конечно, ранние, к примеру, ф/п сонаты, еще во чем-то венские,
но львиная лапа уже отчетливо чувствуется. А страсть иных слушателей ловить блох
эпизодического сходства - пошловатая забава, недостойная таких гениев как ВАМ, ЛвБ.

Phalaenopsis (14.06.2014 23:02)
musikus писал(а):
Что такое, повторюсь, `заимствовал`? Творчески
использовал и развивал, ранее найденное другими, или крал, благодаря чему и стал
Бетховеном? Ведь глупость, не правда ли? Не благодаря же влиянию Моцарта он стал
Бетховеном. Ровно наоборот: выламываясь из традиций венской классики, он стал тем, что он
есть. Еще юношей он показывал Гайдну (возвращавшемуся из Лондона) свои сочинения, и тот
испугался `излишней серьезности` новой музыки. Конечно, ранние, к примеру, ф/п сонаты, еще
во чем-то венские, но львиная лапа уже отчетливо чувствуется. А страсть иных слушателей
ловить блох эпизодического сходства - пошловатая забава, недостойная таких гениев как ВАМ,
ЛвБ.
Совершенно с вами согласен, в особенности про блох.)
Само по себе заимствование не есть что-то плохое. В наши дни это тоже есть, ибо мы
вынуждены учиться у старших. Ученики Мясковского многие заимствовали у своего учителя, но
все разошлись своей дорогой. Это прекрасно.

Romy_Van_Geyten (14.06.2014 23:51)
musikus писал(а):
Не благодаря же влиянию Моцарта он стал Бетховеном.
Ровно наоборот: выламываясь из традиций венской классики, он стал тем, что он
есть.
Благодаря. И Моцарту, и Гайдну, и Рейхе и очень многим другим. Без таких мощных
тылов ему некуда было бы выламываться. Дом на песке не стоит.

Maxilena (15.06.2014 00:03)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Благодаря. И Моцарту, и Гайдну, и Рейхе и
очень многим другим. Без таких мощных тылов ему некуда было бы выламываться. Дом на песке
не стоит.
Не некуда, а неоткуда))))) И Баха сильно уважал. И вообще невозможно же
представить себе ЛВБ этаким одиноким пнём. Он - мощная ветвь некоего замечательного
райского древа.

musikus (15.06.2014 00:55)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Благодаря. И Моцарту, и Гайдну, и Рейхе и
очень многим другим. Без таких мощных тылов ему некуда было бы выламываться. Дом на песке
не стоит.
Какая-то путаница. Воспринять школу, культуру мышления, традиционного языка
- одно, а воровать конкретный материал или, как Вы занятно сказали `продуктивные авторы
таскали друг у друга без всякого зазрения` - другое. Есть же разница.

Romy_Van_Geyten (15.06.2014 01:31)
musikus писал(а):
Какая-то путаница. Воспринять школу, культуру
мышления, традиционного языка - одно, а воровать конкретный материал или, как Вы занятно
сказали `продуктивные авторы таскали друг у друга без всякого зазрения` - другое. Есть же
разница.
Почему тут нужно искать какую-то разницу? Всё происходит одновременно.
Композитор ищет пути - он заимствует, он перенимает, он пытается найти свое лицо,
придумывая финты, которых не было у других, и он тащит все, что накрепко не прикручено к
палубе, как это делает Бетховен с до-минорной сонатой Моцарта в Патетической или с
Интродукцией из Дон Жуана в Лунной. Не вижу противоречия.

victormain (15.06.2014 05:31)
musikus писал(а):
...как Вы занятно сказали `продуктивные авторы
таскали друг у друга без всякого зазрения`...
Но они же действительно `таскали`, что
тут поделать... Просто отношение к этой проблеме было совершенно иное, доромантическое,
докопирайтное. Не было проблемы. Если бы Моцарт в последней (!) своей большой партитуре
`Волшебной Флейты` вписал кусок музыки вписал Бортнянского, я бы сказал, что это
случайность (какой я, кстати, считаю фактурную аллюзию Бетховена в Лунке на `Дон Жуана`).
Но он вписывает фрагмент из Бенды, из нот, которые брал с собой в дорогу для изучения,
настолько они ему понравились. Тут о случайности говорить не приходится. Ему понравилось -
решил использовать. И правильно сделал.

victormain (15.06.2014 05:43)
musikus писал(а):
Хорошо бы тогда как-то определиться с понятиями:
где осознанное творческое заимствование или хотя бы неосознанная индукция, а где прямое
воровство, сиречь плагиат...
Полагаю, плагиат - это выдавание чужого оформленного
текста за свой. Условно говоря: найти на чердаке чужую неизвестную симфонию и выдать её за
свою в целях личной выгоды. Всё остальное годится только под `осознанное [бессознательное]
творческое заимствование` и не подлежит осуждению.

Romy_Van_Geyten (15.06.2014 07:26)
victormain писал(а):
какой я, кстати, считаю фактурную аллюзию
Бетховена в Лунке на `Дон Жуана`
Ничего себе фактурная аллюзия! А как же `Ah, so
corso...` y Командора, где уже явно звучит вступительный пунктир октав из `Лунной`, а как
же полиритмия пунктир против триоли? Весь ритмо-интонационный комплекс первой части
`Лунной сонаты` выползает как Змей Горыныч с Джульеттой Гвиччарди в зубах из этой
моцартовской Интродукции. По мне, так это у Б. очевидное цитирование.

victormain (15.06.2014 08:04)
Romy_Van_Geyten писал(а):
... По мне, так это у Б. очевидное
цитирование.
Сходство поначалу так бросается в глаза (уши), что я и сам когда-то был
уверен в прямом заимствовании. Но потом передумал. Очень похоже, когда Интродукция в
клавире и на рояле (естественно, Лунную мы все знаем раньше Дон Жуана, поэтому срабатывает
эффект как бы обратной аллюзии: ого, это же из Лунки!). Но когда так, как звучит в
действительности, в оркестре и с голосами, сходство совсем не такое очевидное. И потом:
избыточная диезность Лунной и глубокая бемольность терцета из Моцарта говорят, по-моему,
за то, что ничего сознательно Бетховен не имел в виду. Совсем разная музыка с фактурным и
ладовым сходством.

musicuksus (15.06.2014 12:31)
victormain писал(а):
Полагаю, плагиат - это выдавание чужого
оформленного текста за свой. Условно говоря: найти на чердаке чужую неизвестную симфонию и
выдать её за свою в целях личной выгоды. Всё остальное годится только под `осознанное
[бессознательное] творческое заимствование` и не подлежит осуждению.
Не совсем так.
Имею много дела с диссертациями как руководитель и член уч. совета и хорошо знаком с
законодательством, относящимся к авторскому праву и `заимствованиям`. Плагиат бывает не
только в виде прямо присвоенного текста, но и в виде идеи, поданной без ссылки на
подлинного автора, в виде текста, не повторяющего первоисточник словесно, но несущего тот
же смысл и проч. При экспертизе в ВАК никто не будет разбираться - осознанное или
бессознательное заимствование: есть совпадение без ссылки на автора - плагиат. Этот
принцип сейчас усугубился с введением компьютерной экспертизы. То же при оформлении
патентов. Что до музыки... Оперируя семью нотами, не трудно, конечно, впасть в повторение
кем-то уже найденного. Важен ведь не конкретный текст, тем более в деталях, а контекст.
Важно, чтобы именно контекст был не краденый, а собственный, оригинальный. А чтобы
констатировать плагиат, не обязательно воровать вещь целиком. Вот у Бибергана - есть такой
композёр - есть некая `грандиозная` поэма, в которой он практически буквально
воспроизводит грозные троекратные наплывы звучности (`восстающие горы`), откровенно взятые
из 8-й ДДШ. Вещь в целом - бибергановская, а этот эпизод - явный плагиат.

LAKE (15.06.2014 13:14)
Кофейня.

У поэтов есть такой обычай -
В круг сойдясь, оплевывать друг друга.
Магомет, в Омара пальцем тыча,
Лил ушатом на беднягу ругань.

Он в сердцах порвал на нем сорочку
И визжал в лицо, от злобы пьяный:
`Ты украл пятнадцатую строчку,
Низкий вор, из моего `Дивана`!

За твоими подлыми следами
Кто пойдет из думающих здраво?`
Старики кивали бородами,
Молодые говорили: `Браво!`

А Омар плевал в него с порога
И шипел: `Презренная бездарность!
Да минет тебя любовь пророка
Или падишаха благодарность!

Ты бесплоден! Ты молчишь годами!
Быть певцом ты не имеешь права!`
Старики кивали бородами,
Молодые говорили: `Браво!`

Только некто пил свой кофе молча,
А потом сказал: `Аллаха ради!
Для чего пролито столько желчи?`
Это был блистательный Саади.

И минуло время. Их обоих
Завалил холодный снег забвенья.
Стал Саади золотой трубою,
И Саади слушала кофейня.

Как ароматические травы,
Слово пахло медом и плодами,
Юноши не говорили: `Браво!`
Старцы не кивали бородами.

Он заворожил их песней птичьей,
Песней жаворонка в росах луга...
У поэтов есть такой обычай -
В круг сойдясь, оплевывать друг друга.

1936г. Д. Кедрин.

Трудно не восхититься глубиной некоторых постов. `Таскали` и правильно `делали` ))) Очень
плодотворно. Бездно--глубинные вскрытия (не хуже, чем в ДжиТи) причин и следствий. Да не
стал бы он Бетховеном, если бы не тырил у Моцарта))). Умри - не встань, но стырь... и
стань великим. Надо начать правильно тырить и гении попрут косяками по реке времени ...
Река есть, что тырить - есть, неужели нет классных воров?, есть таки! А, что с гениями?
Нет... чет не то...тырят не то.)))
Следовательно, `отсюда мораль` (С) - не тот гений. кто гений. а тот. кто правильно
тырит.))
А квартет у мусьё Плейеля замечательный.

Romy_Van_Geyten (15.06.2014 13:38)
Изобилие смайликов, по всей видимости должно навести читателя на мысль, что это юмор.
Практично.

precipitato (15.06.2014 15:36)
musicuksus писал(а):
Вот у Бибергана - есть такой композёр - есть
некая `грандиозная` поэма, в которой он практически буквально воспроизводит грозные
троекратные наплывы звучности (`восстающие горы`), откровенно взятые из 8-й ДДШ.
Юрий
Константинович, Вадим Биберган - очень приличный автор, отлично работает в кино ( все
фильмы Памфилова ), и человек замечательный. Поэму эту я не знаю, наверно - давняя вещь,
тогда все у ДД таскали пачками, а он к тому же его ученик, вот и он сподобился, скорей
всего - он сам ее не помнит, я спрошу.

musikus (15.06.2014 16:05)
precipitato писал(а):
Юрий Константинович, Вадим Биберган - очень
приличный автор
Охотно верю, тем более, что он, в общем-то, прикладник,
кинокомпозитор. Но факт с поэмой был, правда очень давно. В архиве ее, конечно, нет.

victormain (15.06.2014 23:05)
musicuksus писал(а):
... Что до музыки... Вот у Бибергана - есть
такой композёр - есть некая `грандиозная` поэма, в которой он практически буквально
воспроизводит грозные троекратные наплывы звучности (`восстающие горы`), откровенно взятые
из 8-й ДДШ. Вещь в целом - бибергановская, а этот эпизод - явный плагиат.
Ну тогда
Моцарт просто явный плагиатор, многократный, подсудный, клейменый... С чем я категорически
не согласен. Нет, с музыкальными традициями и плагиатом посложнее будет, тут ВАКом не
решить)) Я по-прежнему настаиваю, что в музыке плагиатом может считаться только прямое
воровство оформленного нотного текста и выдача его за свой с целью личной выгоды. То есть
то, как был заказан Моцарту Реквием - это вот именно завязка плагиата, ибо заказчик
намеревался выдать моцартовскую рукопись за свою и не впервые уже так самоутверждался.
А Биберган отличный прикладник (весь Панфилов его), вне этой сферы я его совершенно не
представляю себе.

musicuksus (15.06.2014 23:09)
victormain писал(а):
Ну тогда Моцарт просто явный плагиатор,
многократный, подсудный, клейменый... С чем я категорически не согласен.
Я тоже. В
отношении Моцарта. Вообще же концепция `свободного заимствования` под видом творчества,
конечно, привлекательна.

victormain (15.06.2014 23:19)
musicuksus писал(а):
... Вообще же концепция `свободного
заимствования` под видом творчества, конечно, привлекательна.
Причём для любого
автора в истории музыки. И слушателю облегчение (смайл)

samlev (16.06.2014 08:06)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Изобилие смайликов, по всей видимости
должно навести читателя на мысль, что это юмор. Практично.
Это не смайлики - это типа
виртуального отпечатка зубов на горле гипотетического собеседника. Или просто нервный тик,
не поддающийся лечению. Так что здесь не до юмора.



 
     
classic-online@bk.ru