В основе музыкального произведения - и стихотворения Лермонтова - лежит грузинская легенда: «Когда еще царила в Грузии великая царица Тамара, у нее была развратная, беспутная сестра (Дарья)…...Читать дальше
В основе музыкального произведения - и стихотворения Лермонтова - лежит грузинская легенда: «Когда еще царила в Грузии великая царица Тамара, у нее была развратная, беспутная сестра (Дарья)… Наконец, боясь срама, заперла ее Тамара в Дарьяльскую башню. Кто бы ни проходил по ущелью, все тут стали зазываться негодницей в крепость, а потом этих несчастных убивали, и поныне их души носятся вереницей по ущелью Дарьяла, а когда воет ветер в Девдоракском ущелье, - это стонут и плачут о своих грехах замученные бедняки Кавказа».
На самом деле в Грузии не было царевны Дарьи. По-видимому, это имя возникло в легенде от названия ущелья - Дарьял. Возможно, в легенде использовалось имя грузинской царицы XVII века Дареджан. Вполне возможно, что народная молва, сначала назвав героиню легенды именем Дарья, потом заменила на Тамару, про которую существует множество народных сказаний. Лермонтов, отправленный на Кавказ, наверняка слышал эту легенду и написал на ее основе поэтическую балладу о царице Тамаре: В глубокой теснине Дарьяла, Где роется Терек во мгле, Старинная башня стояла, Чернея на черной скале. В той башне высокой и тесной Царица Тамара жила: Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла. И там сквозь туман полуночи Блистал огонек золотой, Кидался он путнику в очи, Манил он на отдых ночной. И слышался голос Тамары: Он весь был желанье и страсть, В нем были всесильные чары, Была непонятная власть. На голос невидимой пери Шел воин, купец и пастух; Пред ним отворялися двери, Встречал его мрачный евнух. На мягкой пуховой постели, В парчу и жемчуг убрана, Ждала она гостя. Шипели Пред нею два кубка вина. Сплетались горячие руки, Уста приникали к устам, И страстные, дикие звуки Всю ночь раздавалися там, - Как будто в ту башню пустую Сто юношей пылких и жен Сошлися на свадьбу ночную, На тризну больших похорон. Но только что утра сиянье Кидало свой луч по горам, Мгновенно и мрак и молчанье Опять воцарялися там. Лишь Терек в теснине Дарьяла, Гремя, нарушал тишину: Волна на волну набегала, Волна нагоняла волну. И с плачем безгласное тело Спешили они унести... В окне тогда что-то белело, Звучало оттуда: «Прости!» И было так нежно прощанье, Так сладко тот голос звучал, Как будто восторги свиданья И ласки любви обещал... http://www.belcanto.ru/balakirev_tamara.html Х Свернуть |
||
чем базар.
такое понятие.
- Уж Северак скорее. У него прямо пейзажи.
- А Дебюсси слишком разный, от символизма до раннего джаза.
- книга В.Конен которую у меня кто-то увел, увы.
- Если о живописи, то скорее Дальний Восток, Китай, вот можно китайские картинки,
хоть они и пейзажны сплошь и рядом, считать импрессионистическими?
- или Шаги на снегу?
- Тогда и Шишкин - `импрессионист`. Но ведь нет.
- Только что писал об этом. Где другой - там и не импрессионист.
- `Пути американской музыки`? Но я у Вас не пёр.
- Китайская живопись - вещь тончайшая, но концептуально (не говоря уже о технике)
очень уж далека от импрессионизма. Слишком канонизирована и далека от `впечатления`.
- Вы про прелюдию? Как раз не слишком импрессионистична. Скорее - экзистенциальна...
импрессионист. Особенно интересно про художников: насколько можно, по-Вашему, быть
`разным`, оставаясь при том `импрессионистом`? Хорошо бы примеры...
- Влиянии кого на кого? Сати на Дебюсси? Или наоборот? Особенно, если учесть, что С.
был малость помоложе, а главное - третировал Д. (не стОя его мизинца).
не знаток - для меня даже у Моне `Ирисы`, к примеру, и `Тропинка под розовой аркой` -
весьма различные картины (при всей узнаваемости).
-- Я не имею большой симпатии к Сати (хотя у меня был период, когда было очень
интересно), но отрицать их взаимное влияние друг на друга (и скорее более Сати на Дебюсси)
даже и не предмет спора для меня.
и не так ярко, конечно.
импрессионист. Особенно интересно про художников: насколько можно, по-Вашему, быть
`разным`, оставаясь при том `импрессионистом`? Хорошо бы примеры...
- Влиянии кого на кого? Сати на Дебюсси? Или наоборот? Особенно, если учесть, что С.
был малость помоложе, а главное - третировал Д. (не стОя его мизинца).
сам Клод Дебюсси относился к тому, что ему вдруг залепили табличку - `импрессионист`.
Почему, допустим не `нонконформист` или `гностик`?
ярко импрессионистическая звукопись у него выражена в таких вещах как `Дафнис`, `Испанская
рапсодия` (`Прелюд к ночи`!), `Игра воды`, `Зеркала`, отчасти - `Ночной Гаспар`. Отголоски
этой звукописи и в других вещах, таких как `Вальс`, `Матушка-гусыня` и пр. В операх,
концертах - никакого им-ма, и уж, тем более - в `Болеро`. И вообще он более классичен
(`Могила Куперена`!), он теплее, мягче, `пушистее`, чем Дебюсси. Но все же, все же, сама
звуковая палитра - даже там, где `нет` импрессионизма а ля Д., заставляют вспоминать о
последнем. Генетически он, бесспорно, оттуда.
Восток, Китай, вот можно китайские картинки, хоть они и пейзажны сплошь и рядом, считать
импрессионистическими?
или Шаги на снегу? То есть, может, и можно, но как-то очень уж упрощенно выходит.
а вот интересно, Чапек - импрессионист? У меня с Шагами абсолютно неотвязная литературная
ассоциация: ночь, свежий снег и этот след.
тому, что ему вдруг залепили табличку - `импрессионист`. Почему, допустим не
`нонконформист` или `гностик`?
спрашивает...
спрашивает...
Сволочь эта история, конечно.
а вот интересно, Чапек - импрессионист? У меня с Шагами абсолютно неотвязная литературная
ассоциация: ночь, свежий снег и этот след.
впечатленистоног?
есть.
- Тогда и Шишкин - `импрессионист`. Но ведь нет.
- Только что писал об этом. Где другой - там и не импрессионист.
- `Пути американской музыки`? Но я у Вас не пёр.
- Китайская живопись - вещь тончайшая, но концептуально (не говоря уже о технике)
очень уж далека от импрессионизма. Слишком канонизирована и далека от `впечатления`.
- Вы про прелюдию? Как раз не слишком импрессионистична. Скорее -
экзистенциальна...
которая с мужем приехала ради записи моего концерта, по Третьяковке, и волей-неволей
посмотрел на Шишкина. Какой уж там Дебюсси, даже трудно и в русской музыке найти
качественный аналог, так безобразно показалось. Ну, может, Юрасовский если.
Нет, не эта - `Рождение джаза`.
Про прелюдию. По мне как раз прямо на восток смотрит, а про экзи, может быть, не берусь
судить. Вы же знаете, что прямо они там взорвались от заколониальных культур. Где был бы
Ван Гог без Японии. Музыка приотстала, как всегда. Они все подряд, Дси, Равель, Мессиан
ринулись кто куда, только подальше от музыкоэнгра.
Что украли книгу, смертельно жаль. Валентина Джозефовна была моя поклонница, ходила на
все концерты мои, книга с автографом была. Я, конечно, ВДж обожал и страшно уважал.
наверное, опечатка...
а вот интересно, Чапек - импрессионист? У меня с Шагами абсолютно неотвязная литературная
ассоциация: ночь, свежий снег и этот след.
И фсе...
И фсе...
`...
-- Черт побери! -- закричал на Швейка председатель
комиссии.-- Мы вас выведем на чистую воду!
Швейк глядел на всю комиссию с божественным спокойствием невинного ребенка.
Старший штабной врач вплотную подступил к нему.
-- Хотел бы я знать, о чем вы, морская свинья, думаете
сейчас?
-- Осмелюсь доложить, не думаю ни о чем.
...`
безобразно показалось. Ну, может, Юрасовский если.
всегда думаю о своем, пролетает сквозь уши, совершенно не задерживаясь. Отзвучало - тут же
забыл.
там вообще зацепиться не за что, кроме пресловутых красот. Но в Фавне есть за что и
Празднествах есть.
`...
-- Черт побери! -- закричал на Швейка председатель
комиссии.-- Мы вас выведем на чистую воду!
Швейк глядел на всю комиссию с божественным спокойствием невинного ребенка.
Старший штабной врач вплотную подступил к нему.
-- Хотел бы я знать, о чем вы, морская свинья, думаете
сейчас?
-- Осмелюсь доложить, не думаю ни о чем.
...`
!!!
что.
достойна? Я вот, порой, слушаю `Море` с Люцернским Аббадо или с известной записью
Тосканини (особенно в финале!), и определенно чувствую, что эти ребята (вслед за самим
Д.)`зацепились`. Не?
Смычком по пенопласту липко,
Трудились ластики в рояле,
И ударялась флейта в скрипку -
Вот эти звуки так цепляли!!
это частное мнение aleksa. ИМХО
названия фильмов. Занятие тоже вполне бессмысленное, но... как бы это сказать... не
претендующее на оценки без должных к тому оснований.
фильмов.
тоже вполне бессмысленное, но... как бы это сказать... не претендующее на оценки без
должных к тому оснований.
За что? Красота этого не достойна? Я вот, порой, слушаю `Море` с Люцернским Аббадо или с
известной записью Тосканини (особенно в финале!), и определенно чувствую, что эти ребята
(вслед за самим Д.)`зацепились`. Не?
любят. Но для меня такое письмо, где фактурные изыски преобладают над материалом, закрытая
книга.
впечатленистотазободрый?
Может, Вы озабочены?
значило? Может, Вы озабочены?
нужды, скажем так.
значило? Может, Вы озабочены?
все и началось, а закончилось... подозрениями.
любят. Но для меня такое письмо, где фактурные изыски преобладают над материалом, закрытая
книга.
материальной музыки (кроме Веберна)?
пример кристально-чистой материальной музыки (кроме Веберна)?
любят. Но для меня такое письмо, где фактурные изыски преобладают над материалом, закрытая
книга.
случай когда форм суть содержание? Что можно было бы сообщить о море, не касаясь красок,
света движения?
искуйство.
пример кристально-чистой материальной музыки (кроме Веберна)?
Виктора Николаевича, пусть потрудится да ответит. Нечего увиливать. А я почитаю...
Интересно! (А Ваше `кроме Веберна` меня вообще восхитило! У остальных-то, всяких там
Бахов, да хучь и Стравинских, какая ж материальность - одно название что `музыка`. Да и не
кристально, и не чисто всё это. Муть одна...).
подозрениями.
револьвер оказался быстрее
У остальных-то, всяких там Бахов, да хучь и Стравинских, какая ж материальность - одно
название что `музыка`. Да и не кристально, и не чисто всё это. Муть одна...).
как Вы мне написали - додумываете!
Мне то как раз `фактура` и понятней.
А Веберн - очевидный пример и Бах.
Про Ставинского - уже не знаю, интересно было бы услышать про его материал. С ним
ощущение, что иллюзию материала скорее.
самое главное? То есть случай когда форм суть содержание? Что можно было бы сообщить о
море, не касаясь красок, света движения?
евреев. Впрочем, евреев просто люблю.
Мне то как раз `фактура` и понятней.
А Веберн - очевидный пример и Бах.
Про Ставинского - уже не знаю, интересно было бы услышать про его материал. С ним
ощущение, что иллюзию материала скорее.
любите?
Женского полу , конечно.
по прежнему хороший вкус.
Впрочем, евреев просто люблю.
происхождения. Фамилиё моё чисто рязанское - от речки Верды. Да и в энциклопедиях мои
предки фигурируют, даже у Брокгауза и Эф... Эх!
происхождения. Фамилиё моё чисто рязанское - от речки Верды. Да и в энциклопедиях мои
предки фигурируют, даже у Брокгауза и Эф... Эх!
происхождение` давно уже не котируется среди `продвинутых и прогрессивных` людей.
давно уже не котируется среди `продвинутых и прогрессивных` людей.
прогрессистов семь верст г... плыть. От сохи мы.
происхождения. Фамилиё моё чисто рязанское - от речки Верды. Да и в энциклопедиях мои
предки фигурируют, даже у Брокгауза и Эф... Эх!
моим тверским - карельским (и один Бог знает, ещё каким родством) наглеть не стоит.
Меня другая беда заботит: плохо и кособоко трактуют изящные искусства присяжные критики
(да остались ли они в природе вещей?).
Прямо беда, а ведь должен же кто-то объяснить почтеннейшей публике (из экономии времени
жизни, хотя бы, и во внимание хронического недостатка времени у труждающихся и
обремененных), что такое хорошо и что такое `не стоит`? Или не стоит она,эта публика,
забот сих?
происхождения. Фамилиё моё чисто рязанское - от речки Верды. Да и в энциклопедиях мои
предки фигурируют, даже у Брокгауза и Эф... Эх!
Еще как люблю. Независимо от Вашего происхождения. Вот слушаю диски Гульда, а люблю -
Вас. Да только Вам моя любовь... Эх!! Речка, видать, ледяная.
пример кристально-чистой материальной музыки (кроме Веберна)?
музыкой` (я не очень понимаю, что это такое) имеется в виду музыка с материалом, то это
вся традиционная европейская музыка, за исключением той, которая предпочла заниматься
чистым фонизмом. У Дебюсси, кстати, полно прекрасной музыки с материалом. А в
`материальной музыке`, наоборот, бывает такое (включая высокородных авторов), что лучше бы
не бывало. В смысле - не плохо, но скучно. В раге нет материала, есть лад. Лично я слушаю
с удовольствием. Хотя и очень редко. Многая сегодняшняя музыка отказывается от материала
по причинам эстетико-этическим: долой высоколобие, да здравствует нищета. И в такой музыке
тоже есть замечательные вещи. Но `Море` - традиционная партитура для традиционного
оркестра. И в ней чего-то много, а чего-то сильно не хватает именно в силу её традиционной
заточки.
давно уже не котируется среди `продвинутых и прогрессивных` людей.
Вас переубеждал? Не по-онегински как-то, знаете.)
изящные искусства присяжные критики (да остались ли они в природе вещей?).
дорогой Валерий, это Вы зря. Может, природа вещей и гигнется, но критики ея - останутся.
сохи мы.
Да и не пора поменять инструмент?
сохи мы.
жизни, но ничего выдающегося не увидел в них, среди них полно как откровенно глуповатых
людей, так и настоящих хамов. Хотя встречал и вполне приличных, здравомыслящих. Как
впрочем и среди других наций.
самое главное? То есть случай когда форм суть содержание? Что можно было бы сообщить о
море, не касаясь красок, света движения?
люблю. Скучаю. Вопрос аппетитов, как обычно. Кстати, у меня форма и фактура по разным
иерархическим рядам проходят. Форма может быть содержанием, да. Фактура - для меня - нет.
Хотя исключения возможны, если фактура проинтонирована так, что становится материалом. Как
в поздней Хрущёвой, например.
как-то, знаете.)
красок, света движения?
больше, чем Дебюсси. А вообще про море можно полно чего. Один Архилох чего стоит: `И души
носятся по морским волнам...`.
вещей и гигнется, но критики ея - останутся.
Вот, смотрите, когда мне что-то нужно здесь на сайте прослушать в достижимо лучшем
варианте и срочно, а выходит несколько исполнений на раз (а зачастую и больше, десятки),
то я ведь верю (поверьте!) людям и смотрю на количество лайков (правда, всегда раскрывая
их). И если там есть имя, которому я доверяю, то слушаю вещь в этом исполнении безусловно.
Dixi ab sito condito.)
моря нравится больше, чем Дебюсси. А вообще про море можно полно чего. Один Архилох чего
стоит: `И души носятся по морским волнам...`.
море, так выключается лампочка, и музыка озаряется светом небесным. О скалы грозныя! что
лучше он написал, и не знаю. Вот уж где Балакирев с дорийским минором кстати-то под руку
подвернулся.
так выключается лампочка, и музыка озаряется светом небесным. О скалы грозныя! что лучше
он написал, и не знаю. Вот уж где Балакирев с дорийским минором кстати-то под руку
подвернулся.
Dixi ab sito condito.)
какой-никакой да предпочтения)))
моря нравится больше, чем Дебюсси.
морским офицером. Провидение.
морским офицером. Провидение.
авиатор написать.
читать. Убрал, но поздно - Ваш револьвер оказался быстрее
перековать на штопоры!
штопоры!
никакого нет, какой износ идёт.
женских туфель, а то ведь спасу никакого нет, какой износ идёт.
из Макарова, он с пружинкой. А этими набойками, интересно, бутылку пива открыть можно?
А этими набойками, интересно, бутылку пива открыть можно?
на розлив.
понимаю, что это такое) имеется в виду музыка с материалом, то это вся традиционная
европейская музыка, за исключением той, которая предпочла заниматься чистым фонизмом. У
Дебюсси, кстати, полно прекрасной музыки с материалом. А в `материальной музыке`,
наоборот, бывает такое (включая высокородных авторов), что лучше бы не бывало. В смысле -
не плохо, но скучно. В раге нет материала, есть лад. Лично я слушаю с удовольствием. Хотя
и очень редко. Многая сегодняшняя музыка отказывается от материала по причинам
эстетико-этическим: долой высоколобие, да здравствует нищета. И в такой музыке тоже есть
замечательные вещи. Но `Море` - традиционная партитура для традиционного оркестра. И в ней
чего-то много, а чего-то сильно не хватает именно в силу её традиционной
заточки.
Я, конечно, имел в виду (или старался иметь в виду) материал в музыке.
И вопрос был в контексте - если есть музыка с чистым фонизмом, то должна быть и музыка с
чистым выкристаллизованным материалом. Какой нибудь самый выдающийся пример такой музыки
(с Вашей точки зрения) и хотелось бы услышать.
солидно. А так идешь с дамой, она останавливается, снимает туфлю с набойкой, отдает тебе,
ты открываешь пиво, себе и ей, она надевает туфлю, и вы идете дальше.
как известно, писал свое `Море` СИДЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА БЕРЕГУ МОРЯ, т.е. прямо с натуры.
моря нравится больше, чем Дебюсси.
`Шехерезаде`, и в `Сказке о царе...`. Но сравнивать его с Дебюсси просто нет смысла. Это
все равно, что сравнивать Айвазовского с Тёрнером. Дело не в качестве живописи, а в
принятых правилах игры.
НЕПОСРЕДСТВЕННО НА БЕРЕГУ МОРЯ, т.е. прямо с натуры.
волнам...`.
Бунин над ней поглумился...
симфонии, в Коктебеле, на пляже, сидя на резиновом матраце, в промежутках бултых в море в
это самое. По бокам от меня, упершись в тот же сложенный для сидения матрац, жена и ее
подруга, обе писали какие-то партитуры по классу оркестровки, кажется, или курсовые
работы, уж не помню. Это черновик так. Беловик финала писал в плацкартном вагоне на
верхней полке. Молодость! уму непостижимо, как это можно было, в такой позе, да еще при
такой тряске.
рядам проходят.
композицией (архитектоникой)и др.
с правильной крышечкой.
Коктебеле, на пляже, сидя на резиновом матраце, в промежутках бултых в море в это самое.
По бокам от меня, упершись в тот же сложенный для сидения матрац, жена и ее подруга, обе
писали какие-то партитуры по классу оркестровки, кажется, или курсовые работы, уж не
помню. Это черновик так. Беловик финала писал в плацкартном вагоне на верхней полке.
Молодость! уму непостижимо, как это можно было, в такой позе, да еще при такой
тряске.
плацкартного вагона. Это лучшее, что есть в жизни. Но вот Вы ведь не с натуры писали
духовные симфонии, а Дебюсси с натуры. Ужас!
симфонии
составляющих, наряду с композицией (архитектоникой)и др.
получается из шахматной комбинации смыслов.
помню уж, анатомией ангелов занимался. А иконописцы натуры ведь не знали.
им до феньки. Они готовят свой продукт исключительно для внутреннего потребления. Сами
готовят, сами жуют. Ну как у Жванецкого: слышны застольные крики, звон бокалов, но - там,
за забором, без нас. Да что далеко за примером ходить... Вот у нас тут... Впрочем, пойду я
спать.
тоже так писал марины. Дебюсси, кстати больше всего похож на Моне, тогда как Равель - на
Ренуара...
Дебюсси, кстати больше всего похож на Моне, тогда как Равель - на Ренуара...
у меня таких ассоциаций нет. А Моне, кстати оба интересны (по-разному), а Ренуар,
по-моему, открытка.
ничего путного и не вышло: надо было акварелью писать, а не тушью.
акварелью писать, а не тушью.
прокололся, потому что примета была не настоящая.
кстати оба интересны (по-разному), а Ренуар, по-моему, открытка.
чистый Ренуар, `Танцы в Буживале`... Впрочем, его купальщицы должны бы Вам понравится.
Особливо рыжие, он их обожал. До старости...
рыжие, он их обожал. До старости...
Пластова. Не мой Ренуар, совсем.
Пластова. Не мой Ренуар, совсем.
общее, а у Дейнеки и Пластова - частный случай. К тому же я не о филейных частях, а о
колорите. Золотом.
такое тушное, да? Для морей...
морей...
можно и маслом, но масло - оно жирное какое-то.
чистым фонизмом, то должна быть и музыка с чистым выкристаллизованным материалом. Какой
нибудь самый выдающийся пример такой музыки (с Вашей точки зрения) и хотелось бы
услышать.
Веберна ор.27. `Сириус` Штокхаузена. Финал `Юпитера` Моцарта. `Карнавал` Шумана. 9-я
симфония Бетховена. И достаточно ещё много можно повспоминать.
составляющих, наряду с композицией (архитектоникой)и др.
сонаты, тогда да. Думаю, наиболее удачный по результату пример.
смеялось`. Помнится, еще Бунин над ней поглумился...
глумился. Его проблемы.
`Шехерезаде`, и в `Сказке о царе...`. Но сравнивать его с Дебюсси просто нет смысла. Это
все равно, что сравнивать Айвазовского с Тёрнером. Дело не в качестве живописи, а в
принятых правилах игры.
тоже, если именно с Тёрнером в паре ставить.
многое в его же ХТК. Вариации Веберна ор.27. `Сириус` Штокхаузена. Финал `Юпитера`
Моцарта. `Карнавал` Шумана. 9-я симфония Бетховена. И достаточно ещё много можно
повспоминать.
(порадовало очень(!))
НЕПОСРЕДСТВЕННО НА БЕРЕГУ МОРЯ, т.е. прямо с натуры.
не было. Да и неудобно, наверное. Ветер листки уносит всё время, любопытные зеваки и
дамочки отвлекают, чайки орут. Рисовать, писать маслом с натуры - тут, конечно есть смысл.
Но музыку лучше за столом, в тихой комнате.
понимаю, что это такое) имеется в виду музыка с материалом, то это вся традиционная
европейская музыка, за исключением той, которая предпочла заниматься чистым фонизмом. У
Дебюсси, кстати, полно прекрасной музыки с материалом. А в `материальной музыке`,
наоборот, бывает такое (включая высокородных авторов), что лучше бы не бывало. В смысле -
не плохо, но скучно. В раге нет материала, есть лад.
кажется, сейчас само понятие материала можно расширить. Ведь трактовать можно как угодно
ту же фактуру, выведя её из ранга вспомогательного, дополнительного, в ранг основного. А
есть вещи, состоящие как бы из одного чистого материала, но воплощённые как почти чистая
алеаторная сонорика. Как `In C` Райли. Я, в принципе, согласен с Кейджем, что материалом
может быть что угодно - звон кастрюль или разложенное трезвучие. Сейчас как-то всё
перемешалось. Очень интересны последние эксперименты Настасьи Хрущёвой в этом отношении.