Опера в 4-х действиях по драме Л.Мея в обработке Ильи Тюменева.
Действие происходит в Александровской слободе (в Москве) осенью 1572 года.
Действующие лица:
Василий Степанович Собакин,...Читать дальше
Скачать ноты Опера в 4-х действиях по драме Л.Мея в обработке Ильи Тюменева.
Действие происходит в Александровской слободе (в Москве) осенью 1572 года. Действующие лица: Василий Степанович Собакин,...Читать дальше
Опера в 4-х действиях по драме Л.Мея в обработке Ильи Тюменева.
Действие происходит в Александровской слободе (в Москве) осенью 1572 года. Действующие лица: Василий Степанович Собакин, новгородский купец — бас Марфа, его дочь — сопрано Григорий Григорьевич Грязной, опричник — баритон Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник — бас Боярин Иван Сергеевич Лыков — тенор Любаша, любовница Грязного — меццо-сопрано Елисей Бомелий, царский лекарь — тенор Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена — сопрано Дуняша, её дочь, подруга Марфы — контральто Петровна, ключница Собакиных — меццо-сопрано Царский истопник — бас Сенная девушка — меццо-сопрано Молодой парень — тенор Два знатных всадника Опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ Нерадостно на душе у молодого царского опричника Григория Грязного. С недавних пор ему наскучили лихие забавы. Он впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно засылал Григорий Грязной сватов к отцу полюбившейся ему Марфы. Купец Собакин наотрез отказал ему, сказав, что Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова. Стремясь забыться, Григорий созвал к себе на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. С ними пришли царский лекарь Бомелий и Иван Лыков. Гости славят радушие и гостеприимство хозяина. Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, рассказывает о том, что видел. Свой рассказ он заканчивает здравицей в честь мудрого государя Ивана IV. Пением и плясками песенников и песенниц Грязной развлекает своих гостей. Светает. Все расходятся. По просьбе хозяина остается только Бомелий. У Грязного к нему есть важное дело. Обещая щедро наградить за услугу, он просит лекаря достать ему такое снадобье, которым можно было бы приворожить девушку. Их разговор подслушала любовница Грязного Любаша. Она и раньше замечала, что возлюбленный охладел к ней; теперь Любашу охватили ревнивые подозрения. Но своего счастья она не уступит и жестоко отомстит злодейке-разлучнице. Улица в Александровской слободе. Вечереет. Народ выходит из монастыря. Среди прочих — Марфа и Дуняша, сопровождаемые ключницей Собакиных, Петровной. Все мысли Марфы — о любимом женихе, Иване Лыкове. Беседу девушек прерывает появление двух неизвестных всадников. Один из них пристально смотрит на Марфу. Это Иван Грозный. Марфа не узнает царя, закутанного в богатые одежды, но пугается властного взгляда. Надвигаются сумерки. Улица пустеет. Любаша подкрадывается к дому Собакиных и заглядывает в окно. Красота Марфы поражает ее. Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным. На стук Любаши выходит Бомелий. Он готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Любаша с возмущением отвергает его притязания. Но беспечно-радостный смех Марфы, доносящийся из дома, вызывает у Любаши новые душевные муки; в приливе отчаянной решимости она соглашается на позорную сделку с ненавистным ей Бомелием. В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора бы уж справить ее, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек. Лыков обеспокоен; взволнован и Грязной. Наконец Марфа возвращается с царских смотрин. Все успокаиваются, поздравляя жениха и невесту. Воспользовавшись случаем, Грязной незаметно сыплет в чарку Марфы зелье. Внезапно появляется Малюта с боярами; он пришел сообщить, что царь избрал себе в жены не Дуняшу, как надеялись влюбленные, а Марфу. Палата в царском тереме. Тяжелое раздумье Собакина, глубоко опечаленного болезнью дочери, от которой ее никто не может излечить, прервано появлением Грязного. Опричник докладывает Марфе, что под пыткой Лыков сознался в намерении извести зельем невесту царя и по повелению государя казнен. Марфа не выдерживает тяжести горя. Ее помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених, Ваня. Ему она рассказывает о своем чудном сне. Видя безумие Марфы, Грязной с ужасом убеждается, что обманулся в своих надеждах: вместо того, чтобы приворожить, он погубил ее. I1е в силах снести душевных мук при виде страданий любимой, Грязной признается в совершенном преступлении: он отравил Марфу и оклеветал невинного Лыкова. Навстречу ему из толпы выбегает Любаша и признается, что подменила зелье. Охваченный яростью Грязной убивает Любашу. Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С. И. Мамонтова. Х Свернуть
Виктор Федотов
(дирижер)
,
Галина Ковалёва
(сопрано),
Ирина Богачёва
(меццо-сопрано), Оркестр Кировского театра (Ленинград)
Любаша – Ирина Богачёва; Марфа – Галина Ковалева; Грязной – Владимир Киняев; Иван Лыков – Михаил Егоров; Бомелий – Иван Бугаев; Василий Собакин – Игорь Наволошников; Малюта Скуратов – Владимир Морозов / Хор и оркестр Ленинградского театра оперы и балета им.Кирова // Запись спектакля 30.12.1972
|
||
управлением.
Благородный, строгий, старорежимный (в хорошем смысле) дирижер.
А в целом эта запись - шедевр.
Трио Киняева, Ковалевой и Богачевой настолько звездно и круто, что при всех
многочисленных попытках даже ГАБТ ничего похожего не произвел.
Как Этторе Бастианини в Трубадуре или Риголетто.
Вот Владимир Киняев в партии Григория Грязного - это Бог.