Скачать ноты Сюжет оперы далек от сюжета мифа. Сохранена лишь формальная схема: любовь героев, разлука, попытка Орфея вновь обрести Эвридику, его возвращение к жизни без нее и, наконец, их воссоединение...Читать дальше
Сюжет оперы далек от сюжета мифа. Сохранена лишь формальная схема: любовь героев, разлука, попытка Орфея вновь обрести Эвридику, его возвращение к жизни без нее и, наконец, их воссоединение навсегда. В пьесе не так много действующих лиц: четверо главных (Орфей, Эвридика, Фортуна и Харон), трое второго плана — певцы, которые состязаются с Орфеем... И еще один, который царит на сцене на протяжении всего спектакля. Это Вестники — хор, исполняющий пресловутые зонги, рассказывающий историю героев и словно вершащий их судьбу.
В поисках славы Орфей покидает возлюбленную Эвридику, отправляется на состязанье певцов и побеждает в нем. Однако преклонение фанатов, прославление бесчувственной толпы и благосклонность Славы-Фортуны изменяют его сердце, и, когда он приходит к любимой с победой, та не узнает его. Харон — перевозчик душ в загробное царство — предупреждает Орфея, рассказывая свою судьбу: он и сам некогда был певцом, но, потеряв любовь, потерял свою песню, голос, талант. Его слова заставляют опустошенного Орфея одуматься: он снова отправляется в обратный путь, `в надежде себя ушедшего найти`. Но что может сделать Эвридика? `Ты не любишь, Орфей, твое сердце во льду` — говорит она, и исчезает, сказав лишь на прощанье: `Иди, Орфей, иди и не оглядывайся…` Орфей один. Прошедшее потрясение словно возвращает его решимость. Он оказывается способным снова бросить вызов судьбе. Он кричит Фортуне: `Я потерял все, и ты не страшна мне больше!..` — и тогда в душе его вновь начинает звучать песня Эвридики, нежная и прекрасная, как когда-то. С ней Орфей отправляется на новое состязание — теперь ему не страшен огонь славы: в сердце его живет любовь, и он знает, что жить стоит только ради нее. Увертюра Орфей полюбил Эвридику... Первый дуэт Орфея и Эвридики и песня Орфея (`Когда поет Орфей`) Хор вестников (`Близится, близится...`) Сцена прощания Ария Эвридики (`Песня о капле росы`) Напутствие Эвридики Первый зонг (`Оглянись`) Интерлюдия Певцы и фортуна Состязание певцов Выступление Орфея Сцена прославления Явление Фортуны (`Звал меня, звал меня, мой певец...`) Песня Харона (`Еще один юнец встречает сны...`) Встречай, Эвридика Первое возвращение Орфея Второй зонг (`Прости нас, Эвридика...`) Интерлюдия (`Буря над озером`) и песня Эвридики (`Орфей, я в лицо ее знаю...`) Дуэт Эвридики и Харона Сцена опьянения Ария Фортуны (`Все несчастливцы как один...`) Сцена Орфея и Харона и песня Харона Ария Орфея (`Потерял я Эвридику...`) Напутствие Фортуны Третий зонг (`Маятник`) В ожидании Орфея Встречай, Эвридика Сцена второго возвращения Орфея Хор вестников (`Близится, близится...`) Исчезновение Эвридики Финал Х Свернуть Либретто - Юрий Димитрин; Орфей - Альберт Асадуллин; Эвридика - Ирина Понаровская; Фортуна - Ольга Левицкая; Харон - Богдан Вивчаровский; Певцы - Цакадзе Валерий, Лазаренко Василий, Алексадр Федоров. 1975
|
||
рок-опера.
73-й, думаю.
вспомнился `Стадион` А.Градского, это 73-й, думаю.
истории создании оперы `Стадион` (в основе сюжета - военный переворот в Чили 1973 года).
Написан `Стадион` в 1985 году (Википедия). Может кто-нибудь разместит её в Архиве?
оперы `Стадион` (в основе сюжета - военный переворот в Чили 1973 года). Написан `Стадион`
в 1985 году (Википедия). Может кто-нибудь разместит её в Архиве?
минимум большой кусок рок-оперы Градский показывал на курсовом экзамене в консерватории -
он там учился, мне кажется, только один год, с 73-м я мог промахнуться, но ненамного, ну
74, самое пОзднее 75. Играл Дима Петров, в 35-м классе, помню довольно твёрдо. А Журбин
возник с его проектом, думаю, не раньше конца 70-х, хотя вот тут уверен меньше. Кстати,
Журбин в те годы ходил на заседания молодежной комиссии, показывал свою академическую
музыку, выступал в обсуждениях. Градский не появлялся тогда, а возник уже прямо в
руководстве СКМ в начале 90-х, когда там стали фигуроривать Алексей Козлов и Геннадий
Гладков. Это было во время правления В.Дашкевича. Потом, при О.Галахове, вернулся
традиционный руководящий состав и традиционная политика, и эти люди опять исчезли.
рок-оперы Градский показывал на курсовом экзамене в консерватории - он там учился, мне
кажется, только один год, с 73-м я мог промахнуться, но ненамного, ну 74, самое пОзднее
75. Играл Дима Петров, в 35-м классе, помню довольно твёрдо. А Журбин возник с его
проектом, думаю, не раньше конца 70-х ...
весь текст (совместно с М. Пушкиной) и музыку оперы Александр написал с 1973 по 1975 годы.
Так что, конечно, Вы правы, Михаил!
Просто полная премьера смогла состояться в 1985 году и разумеется, определённая редакция
неизбежно была. (информация по разным сайтам)
Поместил запись 1985 года с LP -> http://classic-online.ru/archive/?file_id=130647
Что касается `Орфея`, то Журбин и либретист Димитрин, совместно с ВИА Анатолия Васильева
`Поющие гитары`, сделали свою `зонг` (всё таки), а не `рок`, оперу в 1975 г., первые
показы до постановки были в конце 1974 г. ->
http://www.aveclassics.net/blog/2012-11-15-552
надёжнее обращаться к вечным темам, оказывается.
твёрдо
виноват.
Зеркалу для героя ` Хотиненко.
Написал роскошную музыку к ` Зеркалу для героя ` Хотиненко.
как-то смотрел в интернете - ни одной даже фотографии нету. Очень способный, по-моему,
человек, своеобразный, но не контактировали с ним никак, кроме приветпривет. Учился как
пианист у Н.П.Емельяновой, что тоже вызывает симпатию.
что поэту просто нечего сказать, и он бесконечно повторяет слова, чтобы заполнить
пространство и растянуть время действия. И композитор тоже вынужден следовать за подобным
растягиванием материала, чтобы получилось 1.5 часовое представление. Ощущение, что
музыкальные темы все время разбавляются водой для создания большего объема. Музыка
получается удивительно водянистая. Очень трудно после прослушивания вспомнить какие либо
характерные фрагменты, какие либо ключевые мелодии из оперы. Однородный интонационный фон
музыки делает ее однообразной, скучноватой для прослушивания. Совершенно непонятно, где
здесь `рок` или `зонг` черты музыкального языка. Это эстрадная музыка растянутая на
полтора часа. Опера Журбина, по моему, не имеет точек соприкосновения с творчеством
Ллойд-Вебера. Для меня, парадоксальным образом, `Орфей и Эвридика` больше напоминает оперы
Дзержинского и Хренникова.
Написал роскошную музыку к ` Зеркалу для героя ` Хотиненко.
помню. Впрочем, у меня бывает.
Он дружил с Борейко...
просто дурацкий. Такое впечатление, что поэту просто нечего сказать, и он бесконечно
повторяет слова, чтобы заполнить пространство и растянуть время действия. И композитор
тоже вынужден следовать за подобным растягиванием материала, чтобы получилось 1.5 часовое
представление. Ощущение, что музыкальные темы все время разбавляются водой для создания
большего объема. Музыка получается удивительно водянистая. Очень трудно после
прослушивания вспомнить какие либо характерные фрагменты, какие либо ключевые мелодии из
оперы. Однородный интонационный фон музыки делает ее однообразной, скучноватой для
прослушивания. Совершенно непонятно, где здесь `рок` или `зонг` черты музыкального языка.
Это эстрадная музыка растянутая на полтора часа. Опера Журбина, по моему, не имеет точек
соприкосновения с творчеством Ллойд-Вебера. Для меня, парадоксальным образом, `Орфей и
Эвридика` больше напоминает оперы Дзержинского и Хренникова.
я помню все песни из ОиЭ с тех самых пор.
Нормальная музыка раз запомнилась на сорок лет.