Скачать ноты
1. Allegro affettuoso - Andante espressivo
2. Intermezzo: Andantino - attaca:
3. Allegro vivace

Посвящено Фердинанду Хиллеру

Maria João PIRES (piano) / London Symphony Orchestra / con. John Eliot Gardiner / 2014, Barbican, UK (live)
         (34)  


alexa_minsk (04.11.2014 00:17)
запись с того же концерта, где звучал и Мендельсон

http://classic-online.ru/archive/?file_id=133459
http://classic-online.ru/archive/?file_id=133457

tagantsev (04.11.2014 03:22)
Этот концерт, как не играй, все едино - гениальный. И вообще, есть такие произведения, в
которых исполнителю ничего делать не надо - только нажать нужные клавиши.

Mikhail_Kollontay (04.11.2014 05:03)
tagantsev писал(а):
ничего делать не надо
Это ужасно непонятный
концерт - играть в нем как бы вообще нечего, нет никаких трудностей. Но если ты не
годишься, то и не годишься. Очень трудно.

tagantsev (04.11.2014 07:02)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Это ужасно непонятный концерт - играть в
нем как бы вообще нечего, нет никаких трудностей. Но если ты не годишься, то и не
годишься. Очень трудно.
Я не понял трудности. Мне кажется, что Концерт прост для
исполнителя именно потому, что воля исполнителя не может что-либо поменять.

Mikhail_Kollontay (04.11.2014 08:09)
tagantsev писал(а):
Я не понял трудности. Мне кажется, что Концерт
прост для исполнителя именно потому, что воля исполнителя не может что-либо
поменять.
Так а воля в разных непонятностях, намеках и глубинах чувств. Именно то,
чему просто не знаешь как научить. Поэтому на практике - концерт убийствен. Он(а) играет,
и сразу все про него/нее ясно, без слов. Или `это` есть, или нет.

abcz (04.11.2014 08:18)
tagantsev писал(а):
Мне кажется, что Концерт прост для исполнителя
именно потому, что воля исполнителя не может что-либо поменять.
совершенно удушающая
ситуация.

abyrvalg (04.11.2014 10:51)
Увы, концерт вообще не трогает, совершенно равнодушен к нему. Почему - не знаю.

musikus (04.11.2014 11:03)
abyrvalg писал(а):
Увы, концерт вообще не трогает, совершенно
равнодушен к нему. Почему - не знаю.
Да, понять трудно. Эмиль Григорьевич Гилельс,
изумительно игравший этот концерт (особенно в относительно ранние годы), считал, что это
вообще лучший ф-ный концерт. С ним не трудно согласиться. Самый - не самый, но один из
самых-самых.

maksimBulatov (04.11.2014 11:08)
musikus писал(а):
Да, понять трудно. Эмиль Григорьевич Гилельс,
изумительно игравший этот концерт (особенно в относительно ранние годы), считал, что это
вообще лучший ф-ный концерт. С ним не трудно согласиться. Самый - не самый, но один из
самых-самых.
Ваша правда! Гилельс бесподобно исполнял этот концерт. Благодаря
исполнению Гилельса, я и полюбил чудный концерт. Теперь он у меня один из любимейших.

abyrvalg (04.11.2014 11:39)
musikus писал(а):
Эмиль Григорьевич Гилельс.... считал, что это
вообще лучший ф-ный концерт.
Но опять же, Вы же видите, что навешиваются ярлыки -
`лучший ф-ный концерт`. Где именно он лучший, в какой номинации? Среди романтической
музыки, наверное? Форт. концертов вообще - великое множество и все они, и во времена
Гилельса сочинявшиеся, абсолютно разные. Ведь, например, леворукий концерт Равеля я очень
люблю, и считаю его - ну, наверное, чуть ли не в первой десятки точно в числе великих
концертов, но одновременно я понимаю, что стилистика у него далеко не лиричная и не
романтичная, это уже какая-то другая `шкала ценностей` и с ним с очень большей натяжкой
можно сравнивать тот же шумановский концерт. Они - разные.
А кто-то из пианистов будет всю жизнь доказывать, что лучше 21 и 20 концертов Моцарта
ничего не может быть и это впоследствии перейдет на умы его учеников, музыковедов, прессы
и т.д. И спорить с этим будет невозможно, потому по-иному это уже ересь.

sir Grey (04.11.2014 11:54)
abyrvalg писал(а):
Но опять же, Вы же видите, что навешиваются ярлыки
- `лучший ф-ный концерт`. Где именно он лучший, в какой номинации? /.../
Только что с
Вами согласился, и вдруг - такое.... Не знаю, что сказать. Понятно, что лучших в мире
концерта - три. Третий, четвертый и пятый. Между ними, конечно, трудно выбрать, но
начинать огород городить. Равели там всякие. Витгенштейны...

Концерты Баха, я, естественно, не считаю, потому что они никакие не концерты и Бах - не
композитор.

Allenatore (04.11.2014 12:02)
maksimBulatov писал(а):
Ваша правда! Гилельс бесподобно исполнял этот
концерт. Благодаря исполнению Гилельса, я и полюбил чудный концерт.
Всем известно,
что в настоящее время лучше всех этот концерт исполняет Хатия Буниатишвили.

alexshmurak (04.11.2014 12:11)
Allenatore писал(а):
Всем известно, что в настоящее время лучше всех
этот концерт исполняет Хатия Буниатишвили.
и Евгений Петросян

abyrvalg (04.11.2014 12:11)
sir Grey писал(а):
- Только что с Вами согласился, и вдруг -
такое.... Не знаю, что сказать.
- Понятно, что лучших в мире концерта - три. Третий, четвертый и пятый.
- Равели там всякие. Витгенштейны...
- Не берите в голову.
- Вроде понял, но не совсем.
- Здесь я уже точно Вас не понял. Что это за `всякие Равели`? А почему не всякие там
Шуманы?
А вообще мы мало чего знаем, по мне, например, - форт. концерт Гензельта гораздо
интереснее и увлекательней слушается, чем шумановский. А кто о нем чего знает и слышал -
да никто.

Allenatore (04.11.2014 12:11)
sir Grey писал(а):
Только что с Вами согласился, и вдруг - такое....
Не знаю, что сказать. Понятно, что лучших в мире концерта - три. Третий, четвертый и
пятый.
Правильно говорить не `лучший`, а `любимый`. Говоря `лучший` Вы как бы
навязываете своё мнение окружающим.
Вот я, к примеру, считаю наиболее выдающимися фортепианными концертами:
У Моцарта: 20-24
У Бетховена: 3-5
Концерты Шумана, Листа(два), Грига.
(К сожалению, не считаю таковыми оба концерта Шопена.)
Второй концерт Чайковского
Второй и третий Рахманинова
Концерт Скрябина
2 и 3 Прокофьева
1-й ДДШ
Но всё это очень и очень банально...

abyrvalg (04.11.2014 12:14)
Allenatore писал(а):
Всем известно,
Кто эти `все`? А на форуме
они есть?

abcz (04.11.2014 12:32)
sir Grey писал(а):
Только что с Вами согласился, и вдруг - такое....
Не знаю, что сказать. Понятно, что лучших в мире концерта - три. Третий, четвертый и
пятый. Между ними, конечно, трудно выбрать, но начинать огород городить. Равели там
всякие. Витгенштейны...

Концерты Баха, я, естественно, не считаю, потому что они никакие не концерты и Бах - не
композитор.
а первый - вообще самый лучший и самый концерт. Композитора.

abyrvalg (04.11.2014 12:36)
abcz писал(а):
а первый - вообще самый лучший и самый концерт.
Композитора.
А второй лучше чем третий, но хуже чем первый.

musikus (04.11.2014 12:37)
abyrvalg писал(а):
Где именно он лучший, в какой номинации? Они -
разные.
Это все отговорки.`Разные` - не значит, что нельзя сравнивать. Если уж так
хочется, то существует частотный критерий. Есть на этот счет любопытная монография Абраама
Моля `Теория информации и эстетическое восприятие`, когда-то у нас издавалась. Можете
посмотреть. Но к черту номинации, шкалы и статистику. Есть очевидные ценности, равно
важные как для исполнителей, так и слушателей. Шумановский концерт - одна из таких
неоспоримых ценностей. В архиве почти сотня его исполнений. Случайно? Леворучный концерт
Равеля я тоже обожаю. Ну и что?

abyrvalg (04.11.2014 12:54)
musikus писал(а):
- Разные` - не значит, что нельзя сравнивать.
- Если уж так хочется, то существует частотный критерий.
- Есть очевидные ценности, равно важные как для исполнителей, так и слушателей.

- Шумановский концерт - одна из таких неоспоримых ценностей. В архиве почти сотня его
исполнений. Случайно?
- Я бы их не сравнивал.
- Ни к чему, я думаю, эти усложнения в сравнениях.
- Есть, конечно. Когда я сидел на концертах 1-го концерта Чайковского, то видел, как
после окончания всем известной интродукции больше половины публики начинает скучать и
шарить глазами по потолку. Т.е. получается, что одна только интродукция имеет ценность, а
остальное - довесок в концерте?
- Вы определяете ценность концерта по числу исполнении что-ли? А что делать тогда с
концертом Дворжака, который не намного хуже по качеству?

abcz (04.11.2014 13:00)
abyrvalg писал(а):
А второй лучше чем третий, но хуже чем
первый.
это большая натяжка. Потому что существует только первый. Концерт.
Композитора. Всё остальное - либо не то, либо не другое, либо не третье.

musikus (04.11.2014 13:08)
abyrvalg писал(а):
- Я бы их не сравнивал.
- Ни к чему, я думаю, эти усложнения в сравнениях.
- Есть, конечно. Когда я сидел на концертах 1-го концерта Чайковского, то видел, как
после окончания всем известной интродукции больше половины публики начинает скучать и
шарить глазами по потолку. Т.е. получается, что одна только интродукция имеет ценность, а
остальное - довесок в концерте?
- Вы определяете ценность концерта по числу исполнении что-ли? А что делать тогда с
концертом Дворжака, который не намного хуже по качеству?
- Ну почему. Личное
субъективное сравнение всегда присутствует. Оно-то для нас - не только любителей - самое
важное.
- Но Вы-то, как раз усложняете: шкалы, критерии...
- Публика в массе своей скучает не потому, что кроме интродукции в 1-м концерте слушать
нечего, а потому, что кроме этого вступления они в этом концерте ничего, как правило, не
знают. Нет предвкушения, а это, как известно, и есть главное удовольствие. Дайте послушать
`массовому слушателю` разработку или каденцию из 1-й части, 2-ю часть - мало кто узнает в
них свой будто бы `любимый концерт`.
- Вы себе противоречите. Как Вы узнали, что концерт Дворжака `не намного хуже`? Как
меряли? Не хуже чего? Для кого?

abyrvalg (04.11.2014 13:36)
musikus писал(а):
- Но Вы-то, как раз усложняете: шкалы, критерии...
- - Вы себе противоречите. Как Вы узнали, что концерт Дворжака `не намного хуже`? Как
меряли? Не хуже чего? Для кого?
- минуточку! Это как раз я задавался таким вопросом -
по какой шкале и по каким критериям, т.е. почему собственно шумановский концерт сделался
`самым лучшим`? Может быть, вообще никаких критериев нет? Гилельс сказал про шумановский
концерт, Бернард Шоу везде и всюду Моцарт. концерты ставил превыше всего, а Мацуев,
например, считает ,что 3-й СВР держит пальму первенства всех времен и народов. Так где же
правда?
- Как узнал? А когда сотни других концертов переслушал, то, воленс-неволенс, пришел к
мысли, а что, собственно, такого особенного к шумановском концерте. Ну лиричный - да,
этого не отнять, дык и Дворжак красивый, виртуозный - тоже есть, но и дворжаковский не
менее сложный. Мелодии запоминающиеся? - но и в Дворжаке этого добра хватает. И у обоих
концертов все стройно, логично, классично и сбалансированно.

abyrvalg (04.11.2014 13:47)
И, кстати, говоря, вот Таганцев говорил, что ` есть такие гениальные произведения, в
которых исполнителю ничего делать не надо - только нажать нужные клавиши.`
Это очень относится к григовскому концерту. Сколько я исполнений не слышал - они все друг
от друга не отличаются в общем-то, все примерно одинаковы хороши. Вот этот концерт я бы
действительно поставил на уровень гениальных форт. концертов.

musikus (04.11.2014 14:07)
abyrvalg писал(а):
- минуточку!
Бесполезный разговор. Тупиковый.
Тут важно не перейти от нормальных, толерантных оценок к вкусовщине. Сто записей концерта
Шумана только в архиве (а исполнений в `природе` куда больше!) не оспоришь. Она, эта
сотня, прямо говорит об ОБЪЕКТИВНОСТИ самой высокой оценки этой музыки и у исполнителей, и
у аудитории, которая готова сей концерт слушать и слушать. Остальное - исключения разной
природы и личные вкусы, их изломы. Впрочем, также - мода, снобизм, пижонство, когда личное
восприятие, глядишь, даже скрывается в угоду модному мнению (а то скажут - `не догоняет`).
Вот, замечаю, что стало модным восторгаться 1-м концертом ЛвБ, ставя его даже выше трех
последних. Концерт, конечно, замечательный, кто спорит, но все ли и давно ли это САМИ
заметили? Но вот появился вдруг этакий тренд...

maksimBulatov (04.11.2014 14:09)
musikus писал(а):
Бесполезный разговор. Тупиковый. Тут важно не
перейти от нормальных, толерантных оценок к вкусовщине. Сто записей концерта Шумана только
в архиве (а исполнений в `природе` куда больше!) не оспоришь. Она, эта сотня, прямо
говорит об ОБЪЕКТИВНОСТИ самой высокой оценки этой музыки и у исполнителей, и у аудитории,
которая готова сей концерт слушать и слушать. Остальное - исключения разной природы и
личные вкусы, их изломы. Впрочем, также - мода, снобизм, пижонство, когда личное
восприятие, глядишь, даже скрывается в угоду модному мнению (а то скажут - `не догоняет`).
Вот, замечаю, что стало модным восторгаться 1-м концертом ЛвБ, ставя его даже выше трех
последних. Концерт, конечно, замечательный, кто спорит, но все ли и давно ли это САМИ
заметили? Но вот появился вдруг этакий тренд...
Вот именно! При этом этот концерт
любим многими великими композиторами и исполнителями. Это говорит только о Величии
концерта Шмана,а не о сравнении с другими концертами.

musikus (04.11.2014 14:20)
maksimBulatov писал(а):
концерт любим многими великими композиторами
и исполнителями. Это говорит только о Величии концерта Шумана,а не о сравнении с другими
концертами.
Не кажется Вам, что тут противоречие? Как можно говорить о величии
концерта Шумана, не сравнивая его с другой музыкой? Банально, но все познается только в
сравнении.

abyrvalg (04.11.2014 14:37)
musikus писал(а):
Бесполезный разговор. Тупиковый.
Не думаю, что
тупиковый. Никто, заметьте, не преуменьшает и не умаляет значение концерта Шумана, просто
любой шуманоцентризм в общей картине данного жанра невольно снижает значимость других
сочинений, как бы несколько оставляют их за бортом. Я действительно не понимаю, чем он
настолько хорош, чтобы перекрывать красоту многих других замечательных концертов. А что
касается того, что его все играют и сотни записей.... ну, объективно - да, он завоевал
свое место под солнцем, но ведь потому что - это Шуман, а критиковать его как-то уже и не
принято. Да и привычка свыше нам дана, зачем что-то в этом мире менять, если так удобно
всем думать, что его концерт - самый-самый. Ну и пусть думают.

musikus (04.11.2014 16:22)
abyrvalg писал(а):
- любой шуманоцентризм
- красоту многих других замечательных концертов.
- Шуман, а критиковать его как-то уже и не принято.
- Какие-то странные вещи Вы
говорите. Какой `шуманоцентризм`, о чем Вы? Просто среди сонма великих есть и Шуман,
`рядовой гений`.
- `Красоту многих других замечательных концертов` он нисколько не затмевает. Он - сам
по себе, иные концерты вкупе с ним, но и тоже самостийны: Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс,
Шопен, Григ, Дворжак, Чайковский, Скрябин, Рахманинов и далее, далее по списку.
- `Критиковать` Шумана... Что это вообще значит спустя полтора века после его ухода?
Объявлять, что слушатель имярек (не имею Вас в виду) не любит концерт Шумана? Да ради
бога! Дело личное. Но это ведь не критика вовсе. Другое дело - критиковать, скажем,
инструментовку Шумана, его оркестровое мышление. Но и это уже давно - общее место,
традиция. Я, к примеру, страстно любя форт. Шумана (больше, чем Шуберта и Шопена),
практически не могу слушать `Геновеву`, его оратории и т.п. Но это ведь мое собачье дело.
Не так ли?

abyrvalg (04.11.2014 16:49)
musikus писал(а):
- Какой `шуманоцентризм`, о чем Вы?
- Он - сам по себе, иные концерты вкупе с ним, но и тоже самостийны... далее по списку.
- `Критиковать` Шумана... Что это вообще значит спустя полтора века после его ухода?

- Я, к примеру, страстно любя форт. Шумана (больше, чем Шуберта и Шопена), практически не
могу слушать `Геновеву`, его оратории и т.п. Но это ведь мое собачье дело. Не так
ли?
- а его `самый-самый` концерт, это что? Ну, Бог с ним с этим определением.
- Вот с этого и надо было начинать: вещь в себе. А то все любят или на первые места
чего-то ставить или объявляют самыми-самыми. Хотя есть, конечно, однозначно какая-то
объективность в ценности конкретного концерта, мы ж не можем поставить в один ряд, скажем,
концерт Массне, при всем его свежести, и концерт Шумана - очевидно ж, что первый даже
сравнивать нельзя с последним.
А вот как `вещь в себе` - шумановский концерт довольно большая и заметная величина в
своем жанре.
- А собственно, почему бы и не критиковать само творчество композитора, это же, в конце
концов, не священная корова и не дельфийские святилища?
- А я кроме его фортеп. творчества так ничего особо и не люблю. Ну, может быть, и
проявляю время от времени интерес, но без особого восторга. Конечно, это говорит больше о
моей узости, но вот ничего не поменялось за 20 лет. Он, по-моему, весь свой гений в своем
фортепиано утопал.

sergei_sergunin (04.11.2014 16:52)
musikus писал(а):
С ним не трудно согласиться.
С этим трудно не
согласиться.

rdvl (04.11.2014 18:34)
abyrvalg писал(а):
Увы, концерт вообще не трогает, совершенно
равнодушен к нему. Почему - не знаю.
Наверное, все дело в ля миноре. Наверняка.

rdvl (04.11.2014 18:38)
Allenatore писал(а):
Всем известно, что в настоящее время лучше всех
этот концерт исполняет Хатия Буниатишвили.
По гамбурскому счету, Х.Б., если и играет
хорошо, то, приблизившись к небожителям от ф-но, ясно осознаешь, что все очень скверно,
хотя снаружи вроде бы и замечательно.(Проговорено в стиле М.К., я не виноват).

art15 (09.06.2015 18:27)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Это ужасно непонятный концерт - играть в
нем как бы вообще нечего, нет никаких трудностей. Но если ты не годишься, то и не
годишься. Очень трудно.
В чем-то Вы правы, даже сам Шуман не предполагал
пианистических трудностей в концерте, писал Кларе: `О концерте я уже тебе говорил; это
нечто среднее между симфонией, концертом и большой сонатой; я вижу, что не могу писать
концерт для виртуозов; я должен замышлять что-то иное`.



 
     
classic-online@bk.ru