1. Allegro moderato
2. Andante commodamente
3. Scherzo. Allegro non troppo
4. Finale. Allegro moderato
Скачать ноты
1. Allegro moderato
2. Andante commodamente 3. Scherzo. Allegro non troppo 4. Finale. Allegro moderato
Николай Голованов
(дирижер)
, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения
|
||
выданного в коде финала должны были трупами пасть! Бедняги, если там ещё и дубли
требовались... Вообще для оркестра под управлением Голованова характерна редкостная
интенсивность, особая динамика игры. Порой это доходит до грубости; частенько получается
элементарная грязь в эпизодах ff. Однако с удивлением услышал массу голосов, которые
почему-то пропускал, игнорировал раньше. Приятно поразило и практическое отсутствие
темповых вольностей, присутствующих, например, в головановской трактовке 2-й Рахманинова.
Так или иначе, а слезу из меня таки вышибло... пойду ещё Чайковского послушаю...
характерна редкостная интенсивность, особая динамика игры. Порой это доходит до
грубости;
Рубинштейном, который, требуя от своего вялого ученика большей экспрессии, страсти,
схватил его руку, сжатую в кулак, треснул им со всей силой по клавиатуре (как в Шестой
сонате Прокофьева - col pugno) и воскликнул: `Вот так надо! Но только чище! чище!!`. Так
и Голованов, играл порой не очень `чисто`, но вкладывал в свою игру всю страсть, все
открытое чувство, подавая тем самым урок иным дирижерам, которые настойчиво добиваются
чистоты, строя и проч., забывая о своем темпераменте и, собственно, Музыке. Я бы сказал,
что в истории исполнительства есть повод говорить об `уроке Голованова` .
надо). Раньше почти игнорировал Голованова, но сейчас, по прослушивании нескольких
записей, проникся к нему горячей симпатией. `Моим` дирижером он не станет, я сторонних
несколько более сдержанных трактовок, но кой-что непременно положу на винт. Калинникова -
в первую очередь.
прошлого века.
Я даже сделал своего рода иллюстрацию к данной симфонии:
http://zhurnal.lib.ru/img/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/wystawkaodnojkartiny4/russkajas
imfonija.jpg
Евгений
музыкой. Это было давно, в 60-е годы прошлого века.
Я даже сделал своего рода иллюстрацию к данной симфонии:
http://zhurnal.lib.ru/img/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/wystawkaodnojkartiny4/russkajas
imfonija.jpg
Евгений
видится берег огромной реки.Цветы.Лето.
МУЗЫЧКА!
Классная музычка у Игоря Крутого.
Все вам (мн. число) вдалбливать надо.
МУЗЫЧКА!
Действительно, опус классный.
Вторая у него чуть менее удачная, но тоже хороша, с монотемой-посвящением. Причем, она
весьма последовательно проводится как лейтмотив во всех частях. Такое своеобразное
соединение симфонизма с циклическим круговым мышлением. Очень яркий был автор, прожил
ничтожно мало. У него, правда, симфонии только удавались. Есть еще фортепианные пьески, но
тухлые. Рояль не его инструмент.
мало.
МУЗЫЧКА!
слыхал, очень здорово). Но виолончели в теме лучше всего у Тосканини, по понятным
причинам:)
репутации - Н. А. Римского-Корсакова - это то, как он отнесся к этой симфонии и к ее
автору :-((((
единственное) пятно на совести - и репутации - Н. А. Римского-Корсакова - это...
самое большое, нерукопожатное пятно это - его отношение к Петру Ильичу, и не только к его
творчеству (что иначе как болезненной завистью не объяснить), но и к личности, имени ПИЧ,
которые в доме, всем семействе НАРК были едва ли не жупелом. Характерно, что именно после
ухода П.И. Николай Андреевич творчески воспрянул и написал действительно наиболее удачные
свои вещи.
Андреевич творчески воспрянул и написал действительно наиболее удачные свои
вещи.
творческим стимулом! Не помри вовремя Петр Ильич, не видать бы нам `Китежа` как своего
носа!
отношение к Петру Ильичу, и не только к его творчеству (что иначе как болезненной завистью
не объяснить), но и к личности, имени ПИЧ, которые в доме, всем семействе НАРК были едва
ли не жупелом. Характерно, что именно после ухода П.И. Николай Андреевич творчески
воспрянул и написал действительно наиболее удачные свои вещи.
интересное наблюдение. Как-то раньше не обращал внимания.
следование традициям стало оцениваться как синоним консерватизма. Возникли и другие
исключительно негативного характера определения: академизм, эпигонство, вторичность.
Композиторы `второго ряда` были тем самым отодвинуты на задворки музыкального процесса. И
действительно, если `вторые` лишь повторяют завоевания `первых`, тогда, и в самом деле,
зачем им уделять внимание? Но, во-первых, не повторяют, а закрепляют, `адаптируют` к
массовому художественному сознанию, популяризируют. А во-вторых, у них есть еще и свои
собственные достоинства.
Недавно в филармоническом концерте я еще раз послушал Первую симфонию В. Калинникова и
сполна ощутил ее многие замечательные качества: мелодическое богатство, сердечность и
непосредственность высказывания, стройность конструкции, логичность и удобство
оркестровки. Да, в свое время она не содержала в себе ничего принципиально нового, но
сегодня какое до этого дело современному слушателю? Я даже подумал о том, что если бы мне
пришлось знакомить с русским симфонизмом широкую аудиторию, я бы начал именно с этого
произведения, настолько характерно и доступно она представляет саму модель симфонии в ее
национальном проявлении`.
А. М. Цукер. В тени классиков: к проблеме целостности музыкально-исторического процесса.
(Из сборника: Композиторы `второго ряда` в историко-культурном процессе. Ред.-сост. А. М.
Цукер. - М.: Изд-во `Композитор`, 2010.)
Бывает же! И такое вот бывает творческим стимулом! Не помри вовремя Петр Ильич, не видать
бы нам `Китежа` как своего носа!
Чайковского, была `Ночь перед Рождеством`.
Он сам писал об этом - ему очень не нравилась опера `Черевички`, но при жизни Чайковского
Н. А. не осмеливался `перебежать ему дорогу`... Как только стало можно - `перечеркнул`,
так сказать...
Чайковского. (И перебежавшая дорогу!!!! :-)))) - первой музыкальной `Снегурочкой` была
именно музыка к драме Островского, с которой она впервые и шла..)
Чайковского, была `Ночь перед Рождеством`.
Он сам писал об этом - ему очень не нравилась опера `Черевички`, но при жизни Чайковского
Н. А. не осмеливался `перебежать ему дорогу`... Как только стало можно - `перечеркнул`,
так сказать...
выше `Ночи перед Рождеством`. Реванш нисколько не состоялся. Вообще же смерть соперника
как стимул к творчеству... Странно все это. Я люблю НАРК, высоко его ставлю, но эта
коллизия как-то дурно пахнет. Недостойно это имени такого большого художника как
Римский-Корсаков.
вещам Н. А. Написанная при жизни Чайковского. (И перебежавшая дорогу!!!! :-)))) - первой
музыкальной `Снегурочкой` была именно музыка к драме Островского, с которой она впервые и
шла..)
Чайковского `Снегурочка` - лирическая драма, а у Корсакова много от лубка. Не говоря уже о
том, что Чайковский освоил тему почти на десяток лет раньше. Как-то даже удивительно, что
Корсаков решился после этого писать свою оперу.
проигрывает ПИЧ. У Чайковского `Снегурочка` - лирическая драма, а у Корсакова много от
лубка. Не говоря уже о том, что Чайковский освоил тему почти на десяток лет раньше. Как-то
даже удивительно, что Корсаков решился после этого писать свою оперу.
количество любителей и знатоков `Снегурочки` Н.А. на порядок или даже на два превышает
количество таковых `Снегурочки` Чайковского.
Так что здесь уж - совершенно прав, что решился.
... Когда у Р.-К. в это время спрашивали, какая лучшая современная опера из русских, он,
нисколько не колеблясь, отвечал: `Снегурочка`. `А из западных?` - `Конечно, `Самсон и
Далила` `
Думаю, это нередкая ситуация. В конце концов, сознательно смерти никто никому не желал.
... Интересно, что до самой смерти Чайковского РК считали преимущественно `симфонистом`
(!!!) И только потом РК стал тем, кем его считает весь мир - великим `оперником`.
Почти каждый год - по новой опере, и, как правило, удачной.
... Ну, а тексты либретто всех опер РК, конечно же, намного значительнее и стильнее,
нежели тексты даже самых удачных опер Ч. Они могут производить впечатление и без музыки -
в отличие от...
Хотя как целое `Онегин`, `Пиковая дама` и `Иоланта` производят более внушительное
впечатление.
Ровно по той же причине, по которой четыре звездных оперетты Имре Кальмана (`Княгиня
чардаша`, `Баядера`, `Графиня Марица` и `Принцесса цирка`) без труда `накрывали` многие
десятки оперетт нескольких авторов, иной раз с более интересным сюжетом.
Лирическая мощь, однако... ))
этом речи и не было. Речь - о ревности, зависти, облегчении после ухода удачливого
соперника.
`Снегурочки` Н.А. на порядок или даже на два превышает количество таковых `Снегурочки`
Чайковского.
рассчитанные на разные аудитории. И сценические формы разные, и вероятность постановки, и
возможное число зрителей. Простая статистика тут не работает.
тот же сюжет - вещи, рассчитанные на разные аудитории. И сценические формы разные, и
вероятность постановки, и возможное число зрителей. Простая статистика тут не
работает.
Чайковского к `Снегурочке`.
Не зацепило.
Послушать второй раз в спокойной обстановке (дома) не захотелось.
(Увертюра к `Эгмонту` и песня Клерхен - тоже театральная музыка!)
В отличие от Мясковского, например - которого я только дома и слушал. (А скоро и сам буду
исполнять - то, что мне доступно)))
А `Грустный вальс` был, есть и будет на повестке дня ))
номеров из музыки Чайковского к `Снегурочке`.
Не зацепило.
`всего лишь` небольшое интермеццо из `Снегурочки` (под названием `Мелодрама`). Меня, мало
сказать, зацепило, меня потрясло. Последующие несколько недель я рыскал по Москве в
поисках записи и таки нашел всю `Снегурочку` Чайковского на 2-х дисках (Гаук, Долуханова,
Орфенов...). А если уж вспоминать `Эгмонта` как классический пример театральной музыки, то
уж тогда `Пер Гюнт`-то куда популярнее.
пример театральной музыки, то уж тогда `Пер Гюнт`-то куда популярнее.
`Пер Гюнт` Ибсена - довольно-таки нудная и зубодробительная вещь. Читал.
... А, скажем, о другой известной штуке сам ее автор откровенно выразился: `Через 20 лет
никто бы не вспомнил о моей `Даме с камелиями`, но Верди обессмертил ее`.
... Гюго оказался менее дальновидным - и даже собирался судиться с Верди за `искажение`
своей драмы. )))
(Это уже оперы, конечно...)
уникальность Калинникова была в ЦЕЛЬНОСТИ его натуры - что для того времени (рубеж
19-20-го столетий) было огромной редкостью. Чего здесь больше - происхождения-воспитания
(влияния среды) или природных свойств (темперамента) - вопрос открытый.
То, подо что другие могли бы только подделаться, у Вас. Серг. выходило абсолютно
естественно. Его лирика эпична, как у Бородина - а не субъективна, как у Чайковского
(Шостаковича своего времени, если угодно).
Вот еще одно наблюдение.
Очевиднейшая модель для симфонии Калинникова - `Зимние грёзы` Чайковского. Сила этого
`первенца` Чайковского - тоже в соль миноре - именно в его тематической непосредственности
(недостатки мастерства в построении формы видны невооруженным глазом, даже в последней
редакции). Она и далеко не столь субъективна, как поздние симфонии Ч.
Но поглядите на фугированные разработочные эпизоды в крайних частях обеих симфоний.
У Чайковского они во многом `деланны`, нарочиты - что справедливо отметил Кремлев в своей
книге о симфониях Ч.
У Калинникова же - поразительно естественны. Ими ЛЮБУЕШЬСЯ.
И это при том, что формальная подготовка у Ч. была, разумеется, выше.
`Снегурочке`
60-е годы смотрел. Это еще замоскворецкий ПИ, потом прошло.
ЦЕЛЬНОСТИ его натуры - что для того времени (рубеж 19-20-го столетий) было огромной
редкостью. Чего здесь больше - происхождения-воспитания (влияния среды) или природных
свойств (темперамента) - вопрос открытый.
То, подо что другие могли бы только подделаться, у Вас. Серг. выходило абсолютно
естественно. Его лирика эпична, как у Бородина - а не субъективна, как у Чайковского
(Шостаковича своего времени, если угодно).
Вот еще одно наблюдение.
Очевиднейшая модель для симфонии Калинникова - `Зимние грёзы` Чайковского. Сила этого
`первенца` Чайковского - тоже в соль миноре - именно в его тематической непосредственности
(недостатки мастерства в построении формы видны невооруженным глазом, даже в последней
редакции). Она и далеко не столь субъективна, как поздние симфонии Ч.
Но поглядите на фугированные разработочные эпизоды в крайних частях обеих симфоний.
У Чайковского они во многом `деланны`, нарочиты - что справедливо отметил Кремлев в своей
книге о симфониях Ч.
У Калинникова же - поразительно естественны. Ими ЛЮБУЕШЬСЯ.
И это при том, что формальная подготовка у Ч. была, разумеется, выше.
Калинников просто был крайне одарённый, благороднейший парень, плюс к этому бесконечная
бедность, которая в иных случаях с человеком чудеса делает. Что бы он ни писал, всему
веришь, всё в резонансы попадает. Я уже забыл, как он учился, а поддерживал его постоянно
Кругликов, который человек был большой музыкальной культуры. Я сомневаюсь, что Антон Григ.
так много полезного дал Ч-му, как СК - Калинникову. Почти ведь не знают его других
сочинений, а всегда вот так, на моё ухо. И притом никак не могу этого же сказать о
параллельных ему Аренском или Глазунове, при всех встречающихся у них удачах.
огромной редкостью.
большинство таких людей в России ... не были достаточно (или вовсе не были) образованными.
А значит, не могли сообщить свое видение мира urbi et orbi.
одарённый, благороднейший парень, плюс к этому бесконечная бедность, которая в иных
случаях с человеком чудеса делает. Что бы он ни писал, всему веришь, всё в резонансы
попадает. Я уже ж, как он учился, а поддерживал его постоянно
Кругликов.
неутомимая опека младшего брата Виктора, который потом и сам стал незаурядным
композитором, умершим уже в советское время.
А Кругликов - `это голова`, как говорится. Первая симфония ему и посвящена. Как `Евгений
Онегин` - дар Пушкина Плетнёву, так и это )))
зубодробительная вещь.
тональность пьесы в целом совершенно не та, что у Грига. В пьесе Пер Гюнт - авантюрист,
эгоист, фанфарон, `ходок`, тогда как главные нравственные герои Грига - женщины: Сольвейг,
Ингрид, Озе, олицетворение верности, умения ждать и прощать (см. картину Мунка `Две
женщины на берегу моря`). Как-то трудно представляю себе реальную постановку пьесы Ибсена,
которая аккуратно доносила бы ее смысл, но при этом не противоречила бы музыке Грига...
Здесь уж скорее подойдет то, что написал Шнитке...
пьесы Ибсена, которая аккуратно доносила бы ее смысл, но при этом не противоречила бы
музыке Грига... Здесь уж скорее подойдет то, что написал Шнитке...
Григ был прежде всего лирик, как и Чайковский. Он и `вычленил` лирику из пьесы,
гениально ее воплотив.
Можно ли представить себе оперу ИМЕННО по `Евгению Онегину` - В ЦЕЛОМ? Вряд ли. (Как и по
`Фаусту`.) Чайковский и Гуно сделали именно то, что могли сделать. Особенно в XIX веке.
:-)))
1) непосредственности выражения,
2) `здорового нутра` и
3) адекватного - без заумности и излишеств - мастерства -
это:
- Вторая виолончельная соната Мясковского;
- Первый скрипичный концерт Ракова.
(Еже написах, написах :-)
- в смысле:
1) непосредственности выражения,
2) `здорового нутра` и
3) адекватного - без заумности и излишеств - мастерства -
это:
- Вторая виолончельная соната Мясковского;
- Первый скрипичный концерт Ракова.
(Еже написах, написах :-)
А если `опрокинуть` ситуацию в прошлое - можно получить Сонату Apreggione Шуберта :-)
симф.Калинникова,они как будто дополняют друг друга..
близким родственником !-й симф.Калинникова,они как будто дополняют друг друга..
`Стонет сизый голубочек`? Ну и ассоциации...
на слова обратил внимание!Я-то имел в виду просто,что мелодии близки по духу.