Скачать ноты
1. Allegro moderato
2. Andante commodamente
3. Scherzo. Allegro non troppo
4. Finale. Allegro moderato

Запись 1945г.
         (43)  


Valery2 (19.08.2011 22:58)
Находясь под `свежим` впечатлением после прослушивания. По-моему, все скрипки после
выданного в коде финала должны были трупами пасть! Бедняги, если там ещё и дубли
требовались... Вообще для оркестра под управлением Голованова характерна редкостная
интенсивность, особая динамика игры. Порой это доходит до грубости; частенько получается
элементарная грязь в эпизодах ff. Однако с удивлением услышал массу голосов, которые
почему-то пропускал, игнорировал раньше. Приятно поразило и практическое отсутствие
темповых вольностей, присутствующих, например, в головановской трактовке 2-й Рахманинова.
Так или иначе, а слезу из меня таки вышибло... пойду ещё Чайковского послушаю...

musikus (20.08.2011 00:07)
Valery2 писал(а):
Вообще для оркестра под управлением Голованова
характерна редкостная интенсивность, особая динамика игры. Порой это доходит до
грубости;
Кажется в книге об Иосифе Гофмане приводится эпизод с Антоном Григорьевичем
Рубинштейном, который, требуя от своего вялого ученика большей экспрессии, страсти,
схватил его руку, сжатую в кулак, треснул им со всей силой по клавиатуре (как в Шестой
сонате Прокофьева - col pugno) и воскликнул: `Вот так надо! Но только чище! чище!!`. Так
и Голованов, играл порой не очень `чисто`, но вкладывал в свою игру всю страсть, все
открытое чувство, подавая тем самым урок иным дирижерам, которые настойчиво добиваются
чистоты, строя и проч., забывая о своем темпераменте и, собственно, Музыке. Я бы сказал,
что в истории исполнительства есть повод говорить об `уроке Голованова` .

Valery2 (20.08.2011 00:48)
Да я согласен, конечно, именно страсть (вот почему-то подходящее слово не пришло когда
надо). Раньше почти игнорировал Голованова, но сейчас, по прослушивании нескольких
записей, проникся к нему горячей симпатией. `Моим` дирижером он не станет, я сторонних
несколько более сдержанных трактовок, но кой-что непременно положу на винт. Калинникова -
в первую очередь.

echek (21.08.2011 10:20)
Эта симфония первое моё знакомство с симфонической музыкой. Это было давно, в 60-е годы
прошлого века.
Я даже сделал своего рода иллюстрацию к данной симфонии:
http://zhurnal.lib.ru/img/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/wystawkaodnojkartiny4/russkajas
imfonija.jpg
Евгений

musikus (21.08.2011 10:32)
echek писал(а):
Эта симфония первое моё знакомство с симфонической
музыкой. Это было давно, в 60-е годы прошлого века.
Я даже сделал своего рода иллюстрацию к данной симфонии:
http://zhurnal.lib.ru/img/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/wystawkaodnojkartiny4/russkajas
imfonija.jpg
Евгений
Безотносительно к музыке - замечательно. Палех?

Adcv (28.09.2011 11:38)
Музыка души,русского леса,русского быта.

rugbytaganrog (09.05.2012 23:02)
Прекрасная музыка!

alexshmurak (12.05.2012 17:11)
ЛЮДИ Я МЛЕЮ) – ТАКАЯ КЛАСНАЯ МУЗЫЧКА!

garipmirza (28.09.2012 23:38)
Adcv писал(а):
Музыка души,русского леса,русского быта.
Мне
видится берег огромной реки.Цветы.Лето.

garipmirza (28.09.2012 23:40)
alexshmurak писал(а):
ЛЮДИ Я МЛЕЮ) – ТАКАЯ КЛАСНАЯ
МУЗЫЧКА!
Алексей, не пошли.
Классная музычка у Игоря Крутого.
Все вам (мн. число) вдалбливать надо.

Andrew_Popoff (28.09.2012 23:56)
alexshmurak писал(а):
ЛЮДИ Я МЛЕЮ) – ТАКАЯ КЛАСНАЯ
МУЗЫЧКА!
Неужто ранее не слышали, Алексей?
Действительно, опус классный.
Вторая у него чуть менее удачная, но тоже хороша, с монотемой-посвящением. Причем, она
весьма последовательно проводится как лейтмотив во всех частях. Такое своеобразное
соединение симфонизма с циклическим круговым мышлением. Очень яркий был автор, прожил
ничтожно мало. У него, правда, симфонии только удавались. Есть еще фортепианные пьески, но
тухлые. Рояль не его инструмент.

garipmirza (29.09.2012 00:00)
Andrew_Popoff писал(а):
Очень яркий был автор, прожил ничтожно
мало.
В живописи аналог Федор Васильев. Гениальный живописец и ранняя смерть.

victormain (29.09.2012 00:05)
alexshmurak писал(а):
ЛЮДИ Я МЛЕЮ) – ТАКАЯ КЛАСНАЯ
МУЗЫЧКА!
Только у Кондрашина сыграно получше (он часто её играл, я пару раз живьём
слыхал, очень здорово). Но виолончели в теме лучше всего у Тосканини, по понятным
причинам:)

Sovet (24.03.2018 22:31)
Вероятно, самое-самое большое (хоть, увы, и не единственное) пятно на совести - и
репутации - Н. А. Римского-Корсакова - это то, как он отнесся к этой симфонии и к ее
автору :-((((

musikus (24.03.2018 23:04)
Sovet писал(а):
Вероятно, самое-самое большое (хоть, увы, и не
единственное) пятно на совести - и репутации - Н. А. Римского-Корсакова - это...
Нет,
самое большое, нерукопожатное пятно это - его отношение к Петру Ильичу, и не только к его
творчеству (что иначе как болезненной завистью не объяснить), но и к личности, имени ПИЧ,
которые в доме, всем семействе НАРК были едва ли не жупелом. Характерно, что именно после
ухода П.И. Николай Андреевич творчески воспрянул и написал действительно наиболее удачные
свои вещи.

musikus (24.03.2018 23:16)
musikus писал(а):
Характерно, что именно после ухода П.И. Николай
Андреевич творчески воспрянул и написал действительно наиболее удачные свои
вещи.
Захотелось самому себе ответить: во, ядрена вошь! Бывает же! И такое вот бывает
творческим стимулом! Не помри вовремя Петр Ильич, не видать бы нам `Китежа` как своего
носа!

LAKE (25.03.2018 00:07)
musikus писал(а):
Нет, самое большое, нерукопожатное пятно это - его
отношение к Петру Ильичу, и не только к его творчеству (что иначе как болезненной завистью
не объяснить), но и к личности, имени ПИЧ, которые в доме, всем семействе НАРК были едва
ли не жупелом. Характерно, что именно после ухода П.И. Николай Андреевич творчески
воспрянул и написал действительно наиболее удачные свои вещи.
Да, действительно,
интересное наблюдение. Как-то раньше не обращал внимания.

Sovet (13.09.2018 00:13)
`В XX веке эта тенденция [разрушение традиций как ценность] еще более усилилась, а
следование традициям стало оцениваться как синоним консерватизма. Возникли и другие
исключительно негативного характера определения: академизм, эпигонство, вторичность.
Композиторы `второго ряда` были тем самым отодвинуты на задворки музыкального процесса. И
действительно, если `вторые` лишь повторяют завоевания `первых`, тогда, и в самом деле,
зачем им уделять внимание? Но, во-первых, не повторяют, а закрепляют, `адаптируют` к
массовому художественному сознанию, популяризируют. А во-вторых, у них есть еще и свои
собственные достоинства.
Недавно в филармоническом концерте я еще раз послушал Первую симфонию В. Калинникова и
сполна ощутил ее многие замечательные качества: мелодическое богатство, сердечность и
непосредственность высказывания, стройность конструкции, логичность и удобство
оркестровки. Да, в свое время она не содержала в себе ничего принципиально нового, но
сегодня какое до этого дело современному слушателю? Я даже подумал о том, что если бы мне
пришлось знакомить с русским симфонизмом широкую аудиторию, я бы начал именно с этого
произведения, настолько характерно и доступно она представляет саму модель симфонии в ее
национальном проявлении`.

А. М. Цукер. В тени классиков: к проблеме целостности музыкально-исторического процесса.
(Из сборника: Композиторы `второго ряда` в историко-культурном процессе. Ред.-сост. А. М.
Цукер. - М.: Изд-во `Композитор`, 2010.)

Sovet (13.09.2018 00:15)
musikus писал(а):
Захотелось самому себе ответить: во, ядрена вошь!
Бывает же! И такое вот бывает творческим стимулом! Не помри вовремя Петр Ильич, не видать
бы нам `Китежа` как своего носа!
И первой оперой, написанной Н. А. после смерти
Чайковского, была `Ночь перед Рождеством`.
Он сам писал об этом - ему очень не нравилась опера `Черевички`, но при жизни Чайковского
Н. А. не осмеливался `перебежать ему дорогу`... Как только стало можно - `перечеркнул`,
так сказать...

Sovet (13.09.2018 00:17)
Хотя `Снегурочка` таки относится к наиболее удачным вещам Н. А. Написанная при жизни
Чайковского. (И перебежавшая дорогу!!!! :-)))) - первой музыкальной `Снегурочкой` была
именно музыка к драме Островского, с которой она впервые и шла..)

musikus (13.09.2018 00:43)
Sovet писал(а):
И первой оперой, написанной Н. А. после смерти
Чайковского, была `Ночь перед Рождеством`.
Он сам писал об этом - ему очень не нравилась опера `Черевички`, но при жизни Чайковского
Н. А. не осмеливался `перебежать ему дорогу`... Как только стало можно - `перечеркнул`,
так сказать...
Тем не менее, `Черевички` (да и `Кузнец Вакула`, полагаю)на порядок
выше `Ночи перед Рождеством`. Реванш нисколько не состоялся. Вообще же смерть соперника
как стимул к творчеству... Странно все это. Я люблю НАРК, высоко его ставлю, но эта
коллизия как-то дурно пахнет. Недостойно это имени такого большого художника как
Римский-Корсаков.

musikus (13.09.2018 00:58)
Sovet писал(а):
Хотя `Снегурочка` таки относится к наиболее удачным
вещам Н. А. Написанная при жизни Чайковского. (И перебежавшая дорогу!!!! :-)))) - первой
музыкальной `Снегурочкой` была именно музыка к драме Островского, с которой она впервые и
шла..)
`Снегурочка` НАРК вещь прелестная, но и здесь он проигрывает ПИЧ. У
Чайковского `Снегурочка` - лирическая драма, а у Корсакова много от лубка. Не говоря уже о
том, что Чайковский освоил тему почти на десяток лет раньше. Как-то даже удивительно, что
Корсаков решился после этого писать свою оперу.

Sovet (13.09.2018 11:42)
musikus писал(а):
`Снегурочка` НАРК вещь прелестная, но и здесь он
проигрывает ПИЧ. У Чайковского `Снегурочка` - лирическая драма, а у Корсакова много от
лубка. Не говоря уже о том, что Чайковский освоил тему почти на десяток лет раньше. Как-то
даже удивительно, что Корсаков решился после этого писать свою оперу.
Тем не менее,
количество любителей и знатоков `Снегурочки` Н.А. на порядок или даже на два превышает
количество таковых `Снегурочки` Чайковского.
Так что здесь уж - совершенно прав, что решился.

... Когда у Р.-К. в это время спрашивали, какая лучшая современная опера из русских, он,
нисколько не колеблясь, отвечал: `Снегурочка`. `А из западных?` - `Конечно, `Самсон и
Далила` `

Sovet (13.09.2018 11:52)
@@Вообще же смерть соперника как стимул к творчеству...

Думаю, это нередкая ситуация. В конце концов, сознательно смерти никто никому не желал.

... Интересно, что до самой смерти Чайковского РК считали преимущественно `симфонистом`
(!!!) И только потом РК стал тем, кем его считает весь мир - великим `оперником`.
Почти каждый год - по новой опере, и, как правило, удачной.

... Ну, а тексты либретто всех опер РК, конечно же, намного значительнее и стильнее,
нежели тексты даже самых удачных опер Ч. Они могут производить впечатление и без музыки -
в отличие от...

Хотя как целое `Онегин`, `Пиковая дама` и `Иоланта` производят более внушительное
впечатление.
Ровно по той же причине, по которой четыре звездных оперетты Имре Кальмана (`Княгиня
чардаша`, `Баядера`, `Графиня Марица` и `Принцесса цирка`) без труда `накрывали` многие
десятки оперетт нескольких авторов, иной раз с более интересным сюжетом.
Лирическая мощь, однако... ))

musikus (13.09.2018 12:49)
Sovet писал(а):
сознательно смерти никто никому не желал.
Об
этом речи и не было. Речь - о ревности, зависти, облегчении после ухода удачливого
соперника.

musikus (13.09.2018 13:04)
Sovet писал(а):
Тем не менее, количество любителей и знатоков
`Снегурочки` Н.А. на порядок или даже на два превышает количество таковых `Снегурочки`
Чайковского.
Музыка к сценической сказке Островского и опера на тот же сюжет - вещи,
рассчитанные на разные аудитории. И сценические формы разные, и вероятность постановки, и
возможное число зрителей. Простая статистика тут не работает.

Sovet (13.09.2018 13:57)
musikus писал(а):
Музыка к сценической сказке Островского и опера на
тот же сюжет - вещи, рассчитанные на разные аудитории. И сценические формы разные, и
вероятность постановки, и возможное число зрителей. Простая статистика тут не
работает.
Тем не менее, я слыхал однажды в БЗФ несколько номеров из музыки
Чайковского к `Снегурочке`.
Не зацепило.

Послушать второй раз в спокойной обстановке (дома) не захотелось.

(Увертюра к `Эгмонту` и песня Клерхен - тоже театральная музыка!)

В отличие от Мясковского, например - которого я только дома и слушал. (А скоро и сам буду
исполнять - то, что мне доступно)))

Sovet (13.09.2018 14:15)
А кто ставит пьесу родственника Сибелиуса?... ну может, в Финляндии и ставят, конечно.
А `Грустный вальс` был, есть и будет на повестке дня ))

musikus (13.09.2018 15:13)
Sovet писал(а):
Тем не менее, я слыхал однажды в БЗФ несколько
номеров из музыки Чайковского к `Снегурочке`.
Не зацепило.
Всё может быть, кому - что. Мне не было 20 когда я впервые услышал
`всего лишь` небольшое интермеццо из `Снегурочки` (под названием `Мелодрама`). Меня, мало
сказать, зацепило, меня потрясло. Последующие несколько недель я рыскал по Москве в
поисках записи и таки нашел всю `Снегурочку` Чайковского на 2-х дисках (Гаук, Долуханова,
Орфенов...). А если уж вспоминать `Эгмонта` как классический пример театральной музыки, то
уж тогда `Пер Гюнт`-то куда популярнее.

Sovet (13.09.2018 15:40)
musikus писал(а):
А если уж вспоминать `Эгмонта` как классический
пример театральной музыки, то уж тогда `Пер Гюнт`-то куда популярнее.
Безусловно.
`Пер Гюнт` Ибсена - довольно-таки нудная и зубодробительная вещь. Читал.

... А, скажем, о другой известной штуке сам ее автор откровенно выразился: `Через 20 лет
никто бы не вспомнил о моей `Даме с камелиями`, но Верди обессмертил ее`.
... Гюго оказался менее дальновидным - и даже собирался судиться с Верди за `искажение`
своей драмы. )))
(Это уже оперы, конечно...)

Sovet (13.09.2018 15:54)
rugbytaganrog писал(а):
Прекрасная музыка!
По-видимому,
уникальность Калинникова была в ЦЕЛЬНОСТИ его натуры - что для того времени (рубеж
19-20-го столетий) было огромной редкостью. Чего здесь больше - происхождения-воспитания
(влияния среды) или природных свойств (темперамента) - вопрос открытый.

То, подо что другие могли бы только подделаться, у Вас. Серг. выходило абсолютно
естественно. Его лирика эпична, как у Бородина - а не субъективна, как у Чайковского
(Шостаковича своего времени, если угодно).

Вот еще одно наблюдение.
Очевиднейшая модель для симфонии Калинникова - `Зимние грёзы` Чайковского. Сила этого
`первенца` Чайковского - тоже в соль миноре - именно в его тематической непосредственности
(недостатки мастерства в построении формы видны невооруженным глазом, даже в последней
редакции). Она и далеко не столь субъективна, как поздние симфонии Ч.
Но поглядите на фугированные разработочные эпизоды в крайних частях обеих симфоний.
У Чайковского они во многом `деланны`, нарочиты - что справедливо отметил Кремлев в своей
книге о симфониях Ч.
У Калинникова же - поразительно естественны. Ими ЛЮБУЕШЬСЯ.

И это при том, что формальная подготовка у Ч. была, разумеется, выше.

Mikhail_Kollontay (13.09.2018 15:55)
Sovet писал(а):
несколько номеров из музыки Чайковского к
`Снегурочке`
В театре Станиславского, кажется - был одноактный балет на эту музыку, в
60-е годы смотрел. Это еще замоскворецкий ПИ, потом прошло.

Mikhail_Kollontay (13.09.2018 16:01)
Sovet писал(а):
По-видимому, уникальность Калинникова была в
ЦЕЛЬНОСТИ его натуры - что для того времени (рубеж 19-20-го столетий) было огромной
редкостью. Чего здесь больше - происхождения-воспитания (влияния среды) или природных
свойств (темперамента) - вопрос открытый.

То, подо что другие могли бы только подделаться, у Вас. Серг. выходило абсолютно
естественно. Его лирика эпична, как у Бородина - а не субъективна, как у Чайковского
(Шостаковича своего времени, если угодно).

Вот еще одно наблюдение.
Очевиднейшая модель для симфонии Калинникова - `Зимние грёзы` Чайковского. Сила этого
`первенца` Чайковского - тоже в соль миноре - именно в его тематической непосредственности
(недостатки мастерства в построении формы видны невооруженным глазом, даже в последней
редакции). Она и далеко не столь субъективна, как поздние симфонии Ч.
Но поглядите на фугированные разработочные эпизоды в крайних частях обеих симфоний.
У Чайковского они во многом `деланны`, нарочиты - что справедливо отметил Кремлев в своей
книге о симфониях Ч.
У Калинникова же - поразительно естественны. Ими ЛЮБУЕШЬСЯ.

И это при том, что формальная подготовка у Ч. была, разумеется, выше.
Вас.
Калинников просто был крайне одарённый, благороднейший парень, плюс к этому бесконечная
бедность, которая в иных случаях с человеком чудеса делает. Что бы он ни писал, всему
веришь, всё в резонансы попадает. Я уже забыл, как он учился, а поддерживал его постоянно
Кругликов, который человек был большой музыкальной культуры. Я сомневаюсь, что Антон Григ.
так много полезного дал Ч-му, как СК - Калинникову. Почти ведь не знают его других
сочинений, а всегда вот так, на моё ухо. И притом никак не могу этого же сказать о
параллельных ему Аренском или Глазунове, при всех встречающихся у них удачах.

Sovet (13.09.2018 16:07)
Sovet писал(а):
что для того времени (рубеж 19-20-го столетий) было
огромной редкостью.
Разумеется, цельных было немало. Но, скорее всего, подавляющее
большинство таких людей в России ... не были достаточно (или вовсе не были) образованными.
А значит, не могли сообщить свое видение мира urbi et orbi.

Sovet (13.09.2018 16:14)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вас. Калинников просто был крайне
одарённый, благороднейший парень, плюс к этому бесконечная бедность, которая в иных
случаях с человеком чудеса делает. Что бы он ни писал, всему веришь, всё в резонансы
попадает. Я уже ж, как он учился, а поддерживал его постоянно
Кругликов.
Доказательство исключительного благородства Вас. Калинникова - его
неутомимая опека младшего брата Виктора, который потом и сам стал незаурядным
композитором, умершим уже в советское время.
А Кругликов - `это голова`, как говорится. Первая симфония ему и посвящена. Как `Евгений
Онегин` - дар Пушкина Плетнёву, так и это )))

musikus (13.09.2018 17:10)
Sovet писал(а):
`Пер Гюнт` Ибсена - довольно-таки нудная и
зубодробительная вещь.
Пер Гюнт Ибсена вообще персонаж мало симпатичный, да и вообще
тональность пьесы в целом совершенно не та, что у Грига. В пьесе Пер Гюнт - авантюрист,
эгоист, фанфарон, `ходок`, тогда как главные нравственные герои Грига - женщины: Сольвейг,
Ингрид, Озе, олицетворение верности, умения ждать и прощать (см. картину Мунка `Две
женщины на берегу моря`). Как-то трудно представляю себе реальную постановку пьесы Ибсена,
которая аккуратно доносила бы ее смысл, но при этом не противоречила бы музыке Грига...
Здесь уж скорее подойдет то, что написал Шнитке...

Sovet (13.09.2018 18:16)
musikus писал(а):
Как-то трудно представляю себе реальную постановку
пьесы Ибсена, которая аккуратно доносила бы ее смысл, но при этом не противоречила бы
музыке Грига... Здесь уж скорее подойдет то, что написал Шнитке...
Видимо, да.
Григ был прежде всего лирик, как и Чайковский. Он и `вычленил` лирику из пьесы,
гениально ее воплотив.
Можно ли представить себе оперу ИМЕННО по `Евгению Онегину` - В ЦЕЛОМ? Вряд ли. (Как и по
`Фаусту`.) Чайковский и Гуно сделали именно то, что могли сделать. Особенно в XIX веке.
:-)))

Sovet (15.09.2018 10:46)
Аналоги Первой симфонии Калинникова в советское время - в смысле:

1) непосредственности выражения,
2) `здорового нутра` и
3) адекватного - без заумности и излишеств - мастерства -

это:

- Вторая виолончельная соната Мясковского;
- Первый скрипичный концерт Ракова.

(Еже написах, написах :-)

Sovet (15.09.2018 11:24)
Sovet писал(а):
Аналоги Первой симфонии Калинникова в советское время
- в смысле:

1) непосредственности выражения,
2) `здорового нутра` и
3) адекватного - без заумности и излишеств - мастерства -

это:

- Вторая виолончельная соната Мясковского;
- Первый скрипичный концерт Ракова.

(Еже написах, написах :-)


А если `опрокинуть` ситуацию в прошлое - можно получить Сонату Apreggione Шуберта :-)

sann100 (25.11.2019 10:32)
Романс С.Прокофьева из `Поручика Киже` кажется близким родственником !-й
симф.Калинникова,они как будто дополняют друг друга..

musikus (25.11.2019 10:38)
sann100 писал(а):
Романс С.Прокофьева из `Поручика Киже` кажется
близким родственником !-й симф.Калинникова,они как будто дополняют друг друга..
Это
`Стонет сизый голубочек`? Ну и ассоциации...

sann100 (25.11.2019 11:08)
Я имею в виду мелодию,конечно,а кто именно стонет-не об этом речь..

sann100 (25.11.2019 13:22)
Никогда не слушал этот романс со словами,а фильм давно смотрел.Спасибо,musikus,теперь я и
на слова обратил внимание!Я-то имел в виду просто,что мелодии близки по духу.



 
     
classic-online@bk.ru