Две поэмы (1903):
Fis-dur
D-dur

Студийная запись. Октябрь 1958
         (87)  


Leb1 (15.12.2014 16:35)
Это студийная запись поэм, что редкость.
Я её обнаружил при попытке идентифицировать запись, выложенную
sergey1979 вот здесь.
http://classic-online.ru/archive/?file_id=563

У Сергея 1979 тоже студийная запись, оцифрованная с винилового диска. В результате моего
поиска я обнаружил много различных записей поэм, а эту, всё-равно, нигде не обнаружил.
Подумал, даже, что это не Софроницкий. Но потом, после внимательного прослушивания и
сравнения с другими, я понял, что по стилю это Софроницкий.

Ну и всё, что накопал, я выложил в Архив.

sir Grey (15.12.2014 17:31)
Leb1 писал(а):
/.../

У Сергея 1979 тоже студийная запись, оцифрованная с винилового диска. В результате моего
поиска я обнаружил много различных записей поэм, а эту, всё-равно, нигде не обнаружил.
Подумал, даже, что это не Софроницкий. Но потом, после внимательного прослушивания и
сравнения с другими, я понял, что по стилю это Софроницкий.

/.../
Странно как-то. Может, остались еще скрябинисты, скажут что-нибудь. Или сам
буду слушать и сравнивать.

Вообще, мы любим и уважаем Гульда, но...

Я думаю, Софроницкий закрыл Скрябина, как Гульд - Баха.

А все потому, что его маленького не взяли на концерт...


Не, может, через 100 лет придумают, как Скрябина играть лучше, а пока...

Leb1 (15.12.2014 20:34)
sir Grey писал(а):
Я думаю, Софроницкий закрыл Скрябина, как Гульд -
Баха.
Это далеко не так. Каждый исполнитель имеет шанс в каком-либо произведении
Скрябина создать свой шедевр. И очень многие произведения мне особенно нравятся в
исполнении вовсе не Софроницкого, но других исполнителей. Например, 6-я соната в
исполнении Рихтера. И я, уверен, не одинок.

weina (15.12.2014 22:26)
Leb1 писал(а):
Ну и всё, что накопал, я выложил в Архив.
Спасибо
Вам огромное! Это такое сокровище...

Удивительно, как много сохранилось его записей, притом что он их страшно не любил и
называл своими `трупами`.

Все исполнения прослушала, каждое по-своему прекрасно. Он сам говорил: `Не могу же я
завтра играть так же, как сегодня. Ведь завтра я и сам буду другим`. И еще: `От характера
звучания первых трех нот, от того, как прозвучит первый такт, зависит дальнейшее. Ведь
исполнение – это цепная реакция».
Те, кто знал и слышал ВВС, отмечали его потрясающую внутреннюю раскрепощенность,
постоянную готовность к творчеству. И все в один голос утверждали, что записи не дают
полного представления о его игре.

Leb1 (15.12.2014 22:31)
weina писал(а):
И все в один голос утверждали, что записи не дают
полного представления о его игре.
Да, Софроницкий и Скрябин (как исполнитель) были
мастерами ``Cоборного духа``. Это термин ввел Скрябин. Он говорил примерно так:
исполнитель посылает эмоциональную энергию в зал к слушателям, слушатели её усиливают,
посылают ему обратно и т.д. В результате такого многократного усиления в пространстве зала
возникает ``Соборный дух``.

weina (15.12.2014 22:54)
Leb1 писал(а):
Да, Софроницкий и Скрябин (как исполнитель) были
мастерами ``Cоборного духа``.
К Скрябину это, конечно, относится в полной мере.
Насчет Софроницкого не уверена.

Leb1 (15.12.2014 23:03)
weina писал(а):
Насчет Софроницкого не уверена.
Мне
рассказывали, что так.
Вот его то (Соборного духа) мы в записях и не ощущаем, точнее, ощущаем только его
проекцию на исполнителя. :)

musikus (15.12.2014 23:29)
Leb1 писал(а):
Вот его то (Соборного духа) мы в записях и не ощущаем,
точнее, ощущаем только его проекцию на исполнителя. :)
Как все это тонко, однако. А
как это его выделяют, этот соборный дух? Как нам, сирым, уловлять эту таинственную
эманацию? Самое для меня удивительное в том, что в единичных дошедших до нас записях чуть
ли с воскового валика или аппарата вельте-миньон (да еще профильтрованных на компе) самого
АНС этот самый дух - оказывается - уверенно ловится, а в многочисленных более поздних,
можно сказать современных, фонограммах такого скрябиниста как В.В.Софроницкий, увы, няма.
Абыдно, слюшай.

Leb1 (15.12.2014 23:47)
musikus писал(а):
Как все это тонко, однако. А как это его выделяют,
этот соборный дух?
Не могу ничего сказать по-существу. Был слишком маленьким, мама не
брала меня на концерты Софроницкого. Хотя я помню, как она уходила на них. Помню только её
рассказы и рассказы хозяек музея Скрябина (в 70-е я там часто бывал).

weina (15.12.2014 23:52)
musikus писал(а):
...в единичных дошедших до нас записях чуть ли с
воскового валика или аппарата вельте-миньон (да еще профильтрованных на компе) самого АНС
этот самый дух - оказывается - уверенно ловится
В записях-то ничего такого,
естественно, не ловится, а вот в идеях АНС он, безусловно, присутствует.

musikus (16.12.2014 00:05)
weina писал(а):
В записях-то ничего такого, естественно, не ловится,
а вот в идеях АНС он, безусловно, присутствует.
Понятно. Значит, идеи - одно, а
музыка - другое. Я-то думал, что идеи композитора (что это такое?) - в его музыке.
Оказывается, они - отдельно. Что же остается? Может, тогда лучше, взыскуя Мысль, вообще не
слушать музыку, а читать, скажем философов...

weina (16.12.2014 00:20)
musikus писал(а):
Понятно. Значит, идеи - одно, а музыка - другое.
Я-то думал, что идеи композитора (что это такое?) - в его музыке. Оказывается, они -
отдельно. Что же остается? Может, тогда лучше, взыскуя Мысль, вообще не слушать музыку, а
читать, скажем философов...
Или я неясно выразилась, или Вы случайно все перемешали.
Скрябин был переполнен идеями, среди которых присутствовала и идея `соборного духа`,
старался донести их до слушателей через свою музыку, Вы это знаете не хуже меня. Это одно.

Выделить эту самую идею как принцип исполнительства в несовершенных записях АНС мудрено.
Это другое.

musikus (16.12.2014 00:25)
Leb1 писал(а):
Этот термин ввел Скрябин.
Александр Николаевич
Скрябин был, конечно, гений. Гений в музыке. Но он не был гениальным философом, и не был,
как ему хотелось быть, поэтом не только в музыке но и в словесности. Его сонеты или тексты
финала Первой симфонии, увы, далеко не дотягивают до его музыки вцелом (финал Первой
симфонии и по музыке не самое лучшее у АНС). Его духовная, философская терминология, его
тексты важны для понимания его личности, но при обращении к смыслам его музыки все это,
как говорится, нужно делить на 16.

musikus (16.12.2014 00:28)
weina писал(а):
Вы случайно все перемешали. Скрябин был переполнен
идеями
Нет, не случайно, а сугубо злонамеренно. См. также мой предыдущий пост.

R_Politykin (16.12.2014 00:34)
musikus писал(а):
Александр Николаевич Скрябин был, конечно, гений.
Гений в музыке. Но он не был гениальным философом, и не был, как ему хотелось быть, поэтом
не только в музыке но и в словесности. Его сонеты или тексты финала Первой симфонии, увы,
далеко не дотягивают до его музыки вцелом (финал Первой симфонии и по музыке не самое
лучшее у АНС). Его духовная, философская терминология, его тексты важны для понимания его
личности, но при обращении к смыслам его музыки все это, как говорится, нужно делить на
16.
Согласен целиком и полностью, только в минус первой степени, то есть с точностью
наоборот. В музыке Скрябин гением не был, а по философии ему можно смело поставить твёрдую
чвёрку. Однако, неужели Вы это сами написали?

Leb1 (16.12.2014 01:01)
musikus писал(а):
Его духовная, философская терминология
Его
философия мне чужда. По-моему лучше, если бы всего этого вообще не было. Ну вот приходится
мириться, значит такой вот допинг был ему необходим.

Andrew_Popoff (16.12.2014 02:10)
musikus писал(а):
Александр Николаевич Скрябин был, конечно, гений.
Гений в музыке. Но он не был гениальным философом, и не был, как ему хотелось быть, поэтом
не только в музыке но и в словесности. Его сонеты или тексты финала Первой симфонии, увы,
далеко не дотягивают до его музыки вцелом
Конечно, так и есть. Но это кухня, в
которой варилась его музыка. Необходимые ингридиенты. Так что, из песни слова не выкинешь.
Можно и вовсе не читать его вербальных опусов. Или прочитать один раз и забыть. :)

Mikhail_Kollontay (16.12.2014 05:18)
musikus писал(а):
Александр Николаевич Скрябин был, конечно,
гений.
У меня твердо ассоциируется Скрябин с Гоголем. Только в других вещих оно
проявлялось, Гоголь почему-то стремился читать лекции в университете на темы, никак не
соответствующие Повести о том как поссорился. И был комически серьезен.

victormain (16.12.2014 06:56)
Mikhail_Kollontay писал(а):
У меня твердо ассоциируется Скрябин с
Гоголем. Только в других вещих оно проявлялось, Гоголь почему-то стремился читать лекции в
университете на темы, никак не соответствующие Повести о том как поссорился. И был
комически серьезен.
Удивительно. А ведь и правда. Никогда бы в голову не пришло.
Какой Вы умница.

Mikhail_Kollontay (16.12.2014 07:17)
victormain писал(а):
правда
У обоих же глаза какие-то, как бы
сказать, параноидальные. Насчет ума как раз не помешало бы мне, я интуицией только если и
могу что. Или как там это назвать, не знаю.

victormain (16.12.2014 07:32)
Mikhail_Kollontay писал(а):
... я интуицией только если и могу что.
Или как там это назвать, не знаю.
так а чем же ещё, нам-то... :)

weina (16.12.2014 09:43)
musikus писал(а):
Его духовная, философская терминология, его тексты
важны для понимания его личности, но при обращении к смыслам его музыки все это, как
говорится, нужно делить на 16.
Так разумеется, никто всерьез и не стремится к тому,
чтобы под музыку АНС дематериализоваться в едином творческом порыве. ))

musikus (16.12.2014 11:09)
Mikhail_Kollontay писал(а):
У меня твердо ассоциируется Скрябин с
Гоголем. Только в других вещих оно проявлялось, Гоголь почему-то стремился читать лекции в
университете на темы, никак не соответствующие Повести о том как поссорился. И был
комически серьезен.
Скрябин комичен?

abyrvalg (16.12.2014 12:44)
Скрябин, Гоголь, соборность, духовность..... дух захватывает от постов.

Leb1 (16.12.2014 12:45)
musikus писал(а):
Скрябин комичен?
Трагичен. :(

Leb1 (16.12.2014 12:56)
А вот хочу сменить тему.

А не находите ли, что Скрябин и Бетховен (с днем рожения ЛВБ !!!) очень похожи?

Набросаю несколько пунктов. Вот кого я сейчас описал, Скрябина или Бетховена?

1. Он был замечательным пианистом, но огромное внимание уделял и оркестровым
произведениям.

2. Музыкальный язык в его произведениях к концу жизни усложнился настолько, что некоторые
произведения с трудом воспринимаются даже весьма образованными слушателями.

3. В конце жизни работал над крупным произведением для оркестра, в котором обращался ко
всему человечеству, по-сути, с мессианским призывом. Кстати, и хор там есть.

4. Не смотря на все достоинства его симфонических произведений, мне (и думаю, что в этом
я не одинок) особенно дороги его фортепианные сонаты, которые нахожу совершенными.

5. В сонатах композитор большое внимание уделяет колористическим эффектам, для чего
используются тремоло, трели, ``хрустальные звучания`` и т.п.

Это первое, что пришло в голову.
Возможно, кто-то что-либо добавит.

Mikhail_Kollontay (16.12.2014 13:05)
musikus писал(а):
Скрябин комичен?
Почему комичен? я не понял
Вас.

ak57 (16.12.2014 13:19)
abyrvalg писал(а):
Скрябин, Гоголь, соборность, духовность..... дух
захватывает от постов.
Это хорошо или плохо?

abyrvalg (16.12.2014 14:45)
Leb1 писал(а):
А не находите ли, что Скрябин и Бетховен (с днем
рожения ЛВБ !!!) очень похожи?
Интересные у Вас наблюдения. Мне почему-то Скрябин
больше напоминал по духу Вагнера с его поисками музыки будущего. Некий мистицизм в конце
их жизни присутствовал, а у Скрябина же вообще были мысли создать музыку будущего как
состоящую из одной тишины (прям как у Кейджа), да еще этот крен в сторону сатанинского
(сатанинская поэма, черная месса и т.д.), а это как-то мало вяжется с идейными
`всенародными` программами Бетховена в апофеозной 9-й симфонии.
Я вообще думаю, что чисто внешне у больших художников могут быть совпадения творческого
развития в сторону усложнения, бОльших философских охватов, постановки перед собой больших
творческих задач. Но во всем остальном они совсем разные.

abyrvalg (16.12.2014 14:47)
ak57 писал(а):
Это хорошо или плохо?
Весело.

alexshmurak (16.12.2014 15:00)
Leb1 писал(а):
А не находите ли, что Скрябин и Бетховен очень похожи?

Набросаю несколько пунктов. Вот кого я сейчас описал, Скрябина или
Бетховена?
рекомендую не писать на форуме 289 лет после такого. позор просто

Leb1 (16.12.2014 15:13)
abyrvalg писал(а):
1) Мне почему-то Скрябин больше напоминал по духу
Вагнера с его поисками музыки будущего.

2) Да еще этот крен в сторону сатанинского (сатанинская поэма, черная месса и т.д.).

3) Но во всем остальном они совсем разные.
1. С этим трудно согласиться. Форма
Скрябинских произведений прямо-таки геометрически правильная, по-сути, нарочито
вычисленная. Что касается Вагнера, то Скрябин сам называл его музыку бесформенной. Ну и по
духу они сильно разные.

2. Крена не вижу. Занимаясь оформлением космических категорий, он вынужден был
разработать и тему Зла, в том числе.

3. Мне трудно подобрать слова, чтобы показать их близость, которую чувствую. Еще
поразмышляю, со временем, возможно, подберутся.

А вот еще одно сходство, которое, я в полной мере не ощущаю, но подумаю об этом:

Коллонтай, если я правильно понял его мысль, говорил, что оба в первый период творчества
продемонстрировали такое ни с кем не сравнимое и высочайшее дарование, что в более поздний
период от каждого из них можно было бы ожидать бОльшего.

Leb1 (16.12.2014 15:15)
alexshmurak писал(а):
рекомендую не писать на форуме 289 лет после
такого. позор просто
Ощущения есть, я пытаюсь их вербализировать на скорую руку.
Простите, если не складно получается.
В конце концов, могу и ошибаться.

alexshmurak (16.12.2014 15:17)
Leb1 писал(а):
Ощущения есть, я пытаюсь их вербализировать на скорую
руку
Напился, ругался, сломал деревцо, стыдно смотреть форумчанам в лицо.

Leb1 (16.12.2014 15:20)
alexshmurak писал(а):
Напился, ругался, сломал деревцо, стыдно
смотреть форумчанам в лицо.
Хороший стих. :)

Алексей, покритикуйте по-существу.
Если времени не жалко.
И выбейте из меня дурь. :)

musikus (16.12.2014 15:45)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Почему комичен? я не понял
Вас.
Значит, я Вас тоже.

abyrvalg (16.12.2014 15:49)
Leb1 писал(а):
1. С этим трудно согласиться. Форма Скрябинских
произведений прямо-таки геометрически правильная, по-сути, нарочито вычисленная. Что
касается Вагнера, то Скрябин сам называл его музыку бесформенной. Ну и по духу они сильно
разные.

2. Крена не вижу. Занимаясь оформлением космических категорий, он вынужден был
разработать и тему Зла, в том числе.

3. Коллонтай, если я правильно понял его мысль, говорил, что оба в первый период
творчества продемонстрировали такое ни с кем не сравнимое и высочайшее дарование, что в
более поздний период от каждого из них можно было бы ожидать бОльшего.
1. Я вообще не
имел в виду формы произведений, а говорил про схожесть их творческих подходов, т.е. вся
эта ихняя псевдомистика ,а в то же время какая-то рациональность в построениях формы, оба
кипят музыкальными идеями, но в то же время окутаны всей этой мутной мистической мишурой.
И оба сильно влияли на умы слушателя, просто культ какой-то вокруг себя создавали.

2. Его трудно трактовать однозначно, как неоднозначно все, что он говорил.

3. Коллонтай, по-видимому, через себя все проецирует. А мы давайте на все смотреть своими
глазами, - вернее слушать своими ушами, полагаясь на свой слушательский опыт.

ak57 (16.12.2014 16:16)
musikus писал(а):
Значит, я Вас тоже.
Не принимайте его
высказывания за чистую монету. Он любит прикидываться `шлангом`.

Mikhail_Kollontay (16.12.2014 17:23)
abyrvalg писал(а):
Коллонтай, по-видимому, через себя все
проецирует
Не знаю, а сам просто вижу потенциал далеко не раскрытый. Заострение за
счет сужения, так что ли сказать.

Leb1 (16.12.2014 18:47)
abyrvalg писал(а):
1. Я вообще ...
Ну ладно, раз меня никто не
поддержал, тогда, скорее всего, это индивидуальная особенность моего восприятия творчества
этих композиторов.

abyrvalg (16.12.2014 18:56)
Leb1 писал(а):
Ну ладно, раз меня никто не поддержал, тогда, скорее
всего, это индивидуальная особенность моего восприятия творчества этих
композиторов.
Как видите, меня тоже никто не поддержал, так что ничья.

Leb1 (16.12.2014 18:59)
abyrvalg писал(а):
1.
Смотрите ка, я не одинок!
Вот, что попалось в Интернете.

1. Андрей Коробейников:

Религиозность Бетховена была довольно странной. Многие даже считают его атеистом. В
вопросе отношения к Богу в нем хорошо заметна внутренняя борьба. Можно сравнить его в этом
плане со Скрябиным, который не отвергал христианства, но, в то же время, был довольно
воинственным богоискателем. Многие считают, что постепенно он совсем отошел от веры, но
его причастие перед смертью говорит об обратном. И Бетховен, и Скрябин написали своих
«Прометеев», и в этой «прометейскости», точнее не скажешь, в осознании Бога и в отношении
к нему, я вижу общность этих, конечно, божественных гениев. Они оба, как два античных
героя, в какой-то период открыто выражали свой протест против Бога, роптали и
сопротивлялись судьбе, затем, возможно, из-за космогонических поисков в своей музыке,
приходили к обратному, как минимум, к осознанию единой природы Творца, всего творения и их
собственного творчества.

2. Из релиза события:

«Оккупай Классикой» – новый, модно названный проект знаменитого классического музыканта,
Андрея Коробейникова, впервые на культовой джазовой сцене Москвы, в «Клубе Алексея
Козлова»!

29 июля проект «Оккупай Классикой» представит новую экспериментальную программу «Мистика
Скрябина и Бетховена и ее эхо в импровизации “свободного полета”».

В своей самой философской, абстрактной и мистической музыке именно эти два сверхгения –
Скрябин и Бетховен – достигли гармонии, дарующей слушателю ощущение некой небесной,
трансцендентной, космической энергии. Такая музыка абсолютно выбивается из рамок того или
иного стиля классики – и артисты проекта предложат публике Клуба ее продолжение: эхо в
урагане импровизации, не знающей стилевых границ.

OlgaKz (16.12.2014 19:19)
Leb1 писал(а):
Смотрите ка, я не одинок!
И компания такая
приличная!!! Рада за Вас.:)

abyrvalg (16.12.2014 19:20)
Leb1 писал(а):
1. Андрей Коробейников:

Религиозность Бетховена была довольно странной. Многие даже считают его атеистом. В
вопросе отношения к Богу в нем хорошо заметна внутренняя борьба. Можно сравнить его в этом
плане со Скрябиным, который не отвергал христианства, но, в то же время, был довольно
воинственным богоискателем. Многие считают, что постепенно он совсем отошел от веры, но
его причастие перед смертью говорит об обратном. И Бетховен, и Скрябин написали своих
«Прометеев», и в этой «прометейскости», точнее не скажешь, в осознании Бога и в отношении
к нему, я вижу общность этих, конечно, божественных гениев. Они оба, как два античных
героя, в какой-то период открыто выражали свой протест против Бога, роптали и
сопротивлялись судьбе, затем, возможно, из-за космогонических поисков в своей музыке,
приходили к обратному, как минимум, к осознанию единой природы Творца, всего творения и их
собственного творчества.
Коробейников видит то, что ему нужно. Никаких сведений о
высказываниях Бетховена про веру и был ли он атеистом или нет - не сохранилось. Или может
быть сведений таких вообще не было. Однако Торжественную мессу он, извините, сочинил и
сочинял ее не абы как - а целых несколько лет. А это уже подтверждение его отношения к
Богу, его стремлени доказать свою причастность к вере. Я, правда, не знаю истинных мотивов
к сочинению этой мессы, тем более она была физически не исполнима в церкви, а на концертах
ее запрещено была играть. Но ведь у Скрябина же ничего похожего вообще нет. И еще: ну,
написал ЛВБ `Прометея`, но ведь время уже было романтическое, Байрон герой его времени
был, романтически-религиозный тип философствования было уже в ходу как у Шопенгауэра, и
образ Прометея был довольно популярной темой у романтиков.

sir Grey (16.12.2014 19:27)
OlgaKz писал(а):
И компания такая приличная!!! Рада за Вас.:)
В
темнице мира?

Leb1 (16.12.2014 19:37)
abyrvalg писал(а):
Коробейников видит то, что ему нужно.
Я вас
прекрасно понимаю. :)

victormain (16.12.2014 19:45)
musikus писал(а):
Скрябин комичен?
Гоголь комичен?

musikus (16.12.2014 20:16)
victormain писал(а):
Гоголь комичен?
Скучно на этом свете,
господа

abyrvalg (16.12.2014 20:31)
musikus писал(а):
Скучно на этом свете, господа
Скучно жить на
этом свете, господа.
Но, несмотря на это, я живу,
Отгородив свой уголок в хлеву.
Сердясь на щедрость и ругая скупость,
Не признавая собственную глупость.

Leb1 (16.12.2014 20:52)
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. На время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — Там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? — Ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка...

OlgaKz (16.12.2014 21:07)
Leb1 писал(а):
И скучно и грустно, и некому руку подать...
О,
Господи!

Давайте пить и веселиться,
Давайте жизнию играть,
Пусть чернь слепая суетится,
Не нам безумной подражать.
Пусть наша ветреная младость
Потонет в неге и вине,
Пусть изменяющая радость
Нам улыбнется хоть во сне.
Когда же юность легким дымом
Умчит веселья юных дней,
Тогда у старости отымем
Всё, что отымется у ней. :)

musikus (16.12.2014 21:31)
abyrvalg писал(а):
Скучно жить на этом свете, господа.
Но, несмотря на это, я живу,
Отгородив свой уголок в хлеву.
Сердясь на щедрость и ругая скупость,
Не признавая собственную глупость.
Замечательная поэзия

OlgaKz (16.12.2014 21:35)
musikus писал(а):
Замечательная поэзия
Да уж получше Пушкина с
Лермонтовым!

sir Grey (16.12.2014 21:44)
OlgaKz писал(а):
О, Господи!

Давайте пить и веселиться,
Давайте жизнию играть,
Пусть чернь слепая суетится,
Не нам безумной подражать.
Пусть наша ветреная младость
Потонет в неге и вине,
Пусть изменяющая радость
Нам улыбнется хоть во сне.
Когда же юность легким дымом
Умчит веселья юных дней,
Тогда у старости отымем
Всё, что отымется у ней. :)
Спасибо за чудесное стихотворение и за чудесную сонату.
Давно не вспоминал, а жаль!

Очень понравилось исполнение, но меня смущает некоторая острота в акцентах, особенно во
второй части, какое-то, на мой взгляд, слишком настойчивое их обозначение. Впрочем, не
знаю, кто мне нравится в этой второй части, давно не слушал.

Вот Рихтера сейчас послушал немножко – как всегда. Слышишь именно то, что ожидаешь, но
понимаешь, чего ты ожидал, уже потом, только когда услышишь. Парадокс. И это ощущение
возникает каждый раз, хоть четыре раза подряд слушай: удивительно - но именно то, чего
ожидал.

Leb1 (16.12.2014 21:46)
musikus писал(а):
Замечательная поэзия
ну вот еще того же
автора:

Если вы вечно заняты,
Если очень серьезны,
Если жизнь ваша - занавес,
Закрывающий звезды,
Вы прислушайтесь к сказке,
Удивитесь, поверьте,
Чудеса и загадки
Существуют на свете.

Если дни ваши радужны,
Веселы и беспечны,
И заботы и тяготы
Не легли вам на плечи,
Вы прислушайтесь к сказке,
Призадумайтесь, взвесьте,
Ведь и горе, и счастье
Существуют на свете.

В этой сказке вся правда,
Хоть и выдумки много,
В ней привычное видишь
Совсем по-иному,
За улыбкой чудесной,
За волшебною грустью,
Мы узнаем, конечно,
Наши мысли и чувства.

OlgaKz (16.12.2014 22:12)
sir Grey писал(а):
- Очень понравилось исполнение, но меня смущает
некоторая острота в акцентах, особенно во второй части, какое-то, на мой взгляд, слишком
настойчивое их обозначение.
- Вот Рихтера сейчас послушал немножко – как всегда.
- Мне как раз такая четкая
артикуляция понравилась - все приобрело какую-то совершенную законченность, легкость и
прозрачность. Подход Бавузе показался очень симпатичным!
- Рихтер для меня - особое явление, и каждое его исполнение - уникальное событие, даже
если слушаешь четвертый раз подряд, как Вы верно заметили. Сравнивать даже не пытаюсь! С
Гилельсом вот могу сравнивать, а с ним - нет. У Гилельса, кстати, мне эта соната ничем не
нравится, кроме темпа.

Leb1 (16.12.2014 22:18)
OlgaKz писал(а):
эта соната ничем не нравится, кроме темпа.
А вы
про какую сонату?

OlgaKz (16.12.2014 22:23)
Leb1 писал(а):
А вы про какую сонату?
О, Боже! Мы не туда
забрались - тут же Скрябин, Ваш трек, а мы про шестую ЛВБ. Нам нет прощения!!!

Leb1 (16.12.2014 22:25)
OlgaKz писал(а):
О, Боже! Мы не туда забрались - тут же Скрябин, Ваш
трек, а мы про шестую ЛВБ. Нам нет прощения!!!
Всё Ок!
Я догадался и уже слушаю 6-ю.

В исполнении Гульда,
вот такой непослушный :)

OlgaKz (16.12.2014 22:31)
Leb1 писал(а):
Всё Ок!
Я догадался и уже слушаю 6-ю.

В исполнении Гульда,
вот такой непослушный :)
Замечательно!
Я сегодня широко отмечала день рождения ЛВБ - прослушала все имеющиеся в архиве
исполнения шестой сонаты.
Так что довольно точно, по свежим впечатлениям, представляю себе, какое наслаждение дарит
Вам Гульд.:)

musikus (16.12.2014 22:46)
OlgaKz писал(а):
Да уж получше Пушкина с Лермонтовым!
Без
всякого сомнения.

Leb1 (16.12.2014 23:00)
OlgaKz писал(а):
какое наслаждение дарит Вам Гульд.:)
Ну да,
здОрово!

Потом любимого Гилельса послушал..
То ли я сегодня устал, то ли..
Короче, 2-я часть разваливаться начала, показалось, что форму не держит, много лишних
отвлекающих нюансов.

И вот Кемпфа (из Архива) слушаю, и тоже очень нравится!

Хотите для вас Кемпфа из первого цикла записей (1951-56) загружу?

OlgaKz (16.12.2014 23:16)
Leb1 писал(а):
Хотите для вас Кемпфа из первого цикла записей
(1951-56) загружу?
Было бы замечательно услышать его ранние записи. Загрузите,
пожалуйста. )))

Leb1 (16.12.2014 23:23)
OlgaKz писал(а):
Было бы замечательно услышать его ранние записи.
Загрузите, пожалуйста. )))
Загрузил. Я её еще не слушал.
Флаг вам в руки.

musikus (17.12.2014 11:08)
ak57 писал(а):
Это хорошо или плохо?
Просто лишнее.

abyrvalg (17.12.2014 11:48)
Leb1 писал(а):
Каждый исполнитель имеет шанс в каком-либо
произведении Скрябина создать свой шедевр. И очень многие произведения мне особенно
нравятся в исполнении вовсе не Софроницкого, но других исполнителей. Например, 6-я соната
в исполнении Рихтера. И я, уверен, не одинок.
Кстати, знаете почему лишь немногие
могли сыграть форт. вещи Скрябина так как как надо, а у подавляющего большинства пианистов
Скрябин практически не получается?

Leb1 (17.12.2014 13:06)
abyrvalg писал(а):
Кстати, знаете почему лишь немногие могли сыграть
форт. вещи Скрябина так как как надо, а у подавляющего большинства пианистов Скрябин
практически не получается?
Могу только предполагать. Мне интересно, что вы скажете.

Первое, что пришло в голову: мы с вами так долго всё это слушали, что хорошо, как
говорится, ``въехали`` в суть этой музыки. Поэтому в исполнении не въехавших людей нас всё
время что-то раздражает, то это не так сыграно, то здесь не так.

Leb1 (17.12.2014 13:23)
Leb1 писал(а):
Первое, что пришло в голову...
Продолжу.
А это значит, что каждый может углубиться, послушать других, почитать книги и вырасти.
Вот китаянку мы тут недавно смотрели. Ведь не даром она взялась за музыку, которая, с
одной стороны, сложна для прочтения, а с другой стороны не так уж и раскрывает её
способности, как виртуоза. То есть, взялась за заведомо трудную и даже проигрышную для
себя работу. Значит, хочет расти. И это видно, исполнение, в общем то, хорошее, а
некоторые вещи вообще здОрово получились. Я даже подумал, наверно, кто-то из наших с ней
поработал (как с Глемсером или хотя бы в виде консультаций). Но в Интернете ничего не
нашел.

precipitato (17.12.2014 17:47)
abyrvalg писал(а):
Кстати, знаете почему лишь немногие могли сыграть
форт. вещи Скрябина так как как надо, а у подавляющего большинства пианистов Скрябин
практически не получается?
Я уже как-то писал об этом. По моему Скрябин - в очень
большой степени - композитор устной традиции, если просто играть то, что в нотах -
слушателя из России обычно результат не удовлетворяет.В России традиция идет от самого
Скрябина и слышавших его игру, и она живет до сих пор - по записям Ашкенази, Угорского или
Коробейникова это видно.

Leb1 (17.12.2014 17:55)
precipitato писал(а):
Я уже как-то писал об этом. По моему Скрябин -
в очень большой степени - композитор устной традиции
В связи с этим, интересно, как
делал Гульд? Проникался ли он этой культурой или сходу так интуичил? На видео, что на
главной странице сайта, он играет прелюдии ``очень даже грамотно`` в плане этой самой
традиции.

precipitato (17.12.2014 18:02)
Leb1 писал(а):
В связи с этим, интересно, как делал Гульд? Проникался
ли он этой культурой или сходу так интуичил? На видео, что на главной странице сайта, он
играет прелюдии ``очень даже грамотно`` в плане этой самой традиции.
Гульд тоже
играет просто ноты, на мой вкус - это не совсем Скрябин, получается скорей Шенберг
какой-то обезжиренный, то же самое - у Амлена. Хотя эта запись - убедительна вполне, а его
же запись 5й сонаты - именно такая.

Leb1 (17.12.2014 18:10)
precipitato писал(а):
Гульд тоже играет просто ноты, на мой вкус -
это не совсем Скрябин, получается скорей Шенберг какой-то обезжиренный, то же самое - у
Амлена. Хотя эта запись - убедительна вполне, а его же запись 5й сонаты - именно
такая.
Да, я подозревал, что просто ноты. И согласен про удачу в этой записи и про
претензии к 5-й сонате.

А ведь еще есть 3-я соната. Я чуток послушал начало, потом переход к финалу и отложил
``на потом``. :)

Leb1 (17.12.2014 18:19)
А вот 2 пьесы Op.57 тоже убедительны!
http://classic-online.ru/ru/production/299

Однако, abyrvalg всё молчит.. :)

abyrvalg (17.12.2014 18:47)
precipitato писал(а):
Я уже как-то писал об этом. По моему Скрябин -
в очень большой степени - композитор устной традиции, если просто играть то, что в нотах -
слушателя из России обычно результат не удовлетворяет.
Да, только, я думаю, не в
устной традиции дело, а в особом свойстве его произведений. Как пишут его современники,
Скрябин умел при исполнении своих сочинений одновременно давать волю почти
импровизационному началу, с бесконечными ритмическими отклонениями, как бы заново
воссоздавая сочинение, и одновременно полностью держать под контролем все пропорции
формы. Кстати говоря, современники пишут, что Софроницкий совсем по-другому играл
скрябинские вещи, совсем не повторял скрябинские интерпретации. Но не об этом речь. То
,что писал Скрябин в нотах своих форт. сочинениях, особенно поздних, это было все что
угодно, но не темповые обозначения, а скорее некий поэтический образ, за которым стоит то,
что называется Темпо рубато. То есть он в своих нотах заложил бомбу, на которой и
подрываются многие пианисты. Нельзя читать просто его ноты, это всего лишь шифр, который
еще надо уметь расшифровывать, научиться играть так, чтобы получался истинно свободный
ритм.....ведь посмотрите, метр в его сочинениях роли почти не играют, а есть
взаимодействие ритмов, ведь его современники как раз и говорили, что сам Скрябин играл
раскованно, свободно как бы передвигая тактовую черту внутри своих сочинений, но при этом
не нарушая архитектонику формы. Но это же невозможно написать в нотах, а как же это
играть тогда? Вот поэтому и требуются пианисты конгениальные по своему уровню и масштабу
дарования Скрябину, т.е. те же Софроницкий, Рихтер. Такому нельзя научить, и даже устные
традиции не помогут этому, этим пониманием обладают только, скажем так, особо одаренные
музыканты.
Скрябинского Ашкенази слушал..... очень плохо, не знаю, что Вы там нашли.

abyrvalg (17.12.2014 18:56)
Leb1 писал(а):
Что касается Вагнера, то Скрябин сам называл его
музыку бесформенной. Ну и по духу они сильно разные.
Пока писал предыдущий пост,
вдруг пришла одна мысль, еще раз подтверждающий мой тезис о бОльшей схожести Скрябина
именно с Вагнером. Вы посмотрите, Вагнер же ставил своей целью создать синтез искусств,
т.е. так называемые его музыкальные драмы есть не что иное как синтез взаимодействия
разных направлении в искусстве. А теперь вспомним, к чему стремился Скрябин - да к тому же
этому. Ведь Мистерия - это и есть синтетическое действие, по такому же сценарию все его
помыслы шли, что и у Вагнера. Просто Скрябин не успел завершить задуманное, но ведь и
Вагнер свое Кольцо Нибелунга ,когда ему было уже за сорок.

Andrew_Popoff (17.12.2014 19:02)
precipitato писал(а):
Я уже как-то писал об этом. По моему Скрябин -
в очень большой степени - композитор устной традиции, если просто играть то, что в нотах -
слушателя из России обычно результат не удовлетворяет.В России традиция идет от самого
Скрябина и слышавших его игру, и она живет до сих пор - по записям Ашкенази, Угорского или
Коробейникова это видно.
Особенно хорошо это видно, если набрать в нотном редакторе и
дать компьютеру сыграть. :)
Да, тут очевидная устная традиция, восходящая к самому АНС.

Leb1 (17.12.2014 19:05)
abyrvalg писал(а):
Такому нельзя научить, и даже устные традиции не
помогут этому, этим пониманием обладают только, скажем так, особо одаренные
музыканты.
Я понимаю, что быстро вы это не сделаете, но теперь я буду ждать от вас
здесь ссылки на записи Софроницкого или Рихтера или еще кого, с указанием минут и секунд,
начиная с которых следует послушать с нотами перед глазами.

А что касается Ашкенази, то ``устные традиции`` (а на самом деле они, конечно, не устные,
есть записи и есть книги), а точнее я выражусь так: ``культура скрябинизма`` у него
безусловно есть. Но всё равно, до вершины в каждом произведении ему не хватает. То есть в
каждом произведении Скрябина найдется исполнитель, который его доминирует.

Andrew_Popoff (17.12.2014 19:06)
abyrvalg писал(а):
Да, только, я думаю, не в устной традиции дело, а
в особом свойстве его произведений. Как пишут его современники, Скрябин умел при
исполнении своих сочинений одновременно давать волю почти импровизационному началу, с
бесконечными ритмическими отклонениями,
Там отклонения темпа порою от 60 до 144 в
пределах одного такта. Но при этом нет ощущения, что неритмично играют, если говорить о
Софроницком, Горовице, самом АНС. Удивительная способность музыки АНС сжимать и
растягивать не ноты, а само время.

Leb1 (17.12.2014 19:07)
Andrew_Popoff писал(а):
Особенно хорошо это видно, если набрать в
нотном редакторе и дать компьютеру сыграть. :)
Да, тут очевидная устная традиция, восходящая к самому АНС.
Но она не только устная,
поскольку есть записи и есть книги.
Лучше уж говорить о ``культуре скрябинизма``.

И abyrvalg хорошо подметил, что и Софраницкий и Рихтер традицию ломали и создавали как бы
свою традицию внутри этой традиции. А значит не в традиции дело, а в понимании.

Andrew_Popoff (17.12.2014 19:11)
Leb1 писал(а):
Но она не только устная, поскольку есть записи и есть
книги.
Лучше уж говорить о ``культуре скрябинизма``.
Сама терминология означает, что в
нотах прописано не всё. То же и с музыкой барокко. В трактатах много дополнительной
информации содержится. Но, как и тогда, навык исполнения идёт, в основном, от учителя к
ученику. Это и называется устной традицией. Можно назвать и `культурой`, но мне кажется,
сей термин чрезмерно широк.

Leb1 (17.12.2014 19:13)
Andrew_Popoff писал(а):
Сама терминология означает, что в нотах
прописано не всё. То же и с музыкой барокко. В трактатах много дополнительной информации
содержится. Но, как и тогда, навык исполнения идёт, в основном, от учителя к ученику. Это
и называется устной традицией. Можно назвать и `культурой`, но мне кажется, сей термин
чрезмерно широк.
Вас понял, Андрей.

precipitato (17.12.2014 19:19)
abyrvalg писал(а):
Скрябинского Ашкенази слушал..... очень плохо, не
знаю, что Вы там нашли.
Ну почему, в сонатах там много удачного.

Leb1 (17.12.2014 19:33)
precipitato писал(а):
Ну почему, в сонатах там много
удачного.
Ну согласитесь, что это весьма сдержанная и скромная оценка.

victormain (17.12.2014 20:56)
precipitato писал(а):
Я уже как-то писал об этом. По моему Скрябин -
в очень большой степени - композитор устной традиции, если просто играть то, что в нотах -
слушателя из России обычно результат не удовлетворяет.В России традиция идет от самого
Скрябина и слышавших его игру, и она живет до сих пор - по записям Ашкенази, Угорского или
Коробейникова это видно.
Да, хотя запись Ашкенази мне резко не нравится, какая-то
вата всё время непрожёванная. Егорова ты ещё забыл, прекрасный Скрябин у него. При этом
скрябинские записи Гульда мне сильно нравятся, именно в шёнберговской проекции. Мне
кажется, они кое-что лишнее снимают со Скрябина (как раз именно то, от чего я и хотел бы
избавиться) и кое-что полезное добавляют к представлениям о шёнберговском языке.

precipitato (17.12.2014 21:54)
victormain писал(а):
Да, хотя запись Ашкенази мне резко не нравится,
какая-то вата всё время непрожёванная. Егорова ты ещё забыл, прекрасный Скрябин у него.
При этом скрябинские записи Гульда мне сильно нравятся, именно в шёнберговской проекции.
Мне кажется, они кое-что лишнее снимают со Скрябина (как раз именно то, от чего я и хотел
бы избавиться) и кое-что полезное добавляют к представлениям о шёнберговском
языке.
Да, Егоров тоже в этом ряду, конечно.

precipitato (17.12.2014 21:55)
Leb1 писал(а):
Ну согласитесь, что это весьма сдержанная и скромная
оценка.
Я его упомянул, потому что он - в традиции, вообще я не поклонник Ашкенази,
очень усредненная игра почти всегда.

Leb1 (18.12.2014 09:22)
sir Grey писал(а):
Спасибо. Однако, правда, пустой какой-то текст.
Кто это писал?
Я, правда, не писал, что он пустой...
Это из главы Скрябин-пианист книжки Сабанеева ``Скрябинъ``, 1916.



 
     
classic-online@bk.ru