Скачать ноты

Алексей Шмурак - голос, фортепиано / Москва, Музей Скрябина / проект музыки Алексея Шмурака `Дракон` / звукозапись - Алексей Сысоев / 25 декабря 2014 года
      (41)  


alexshmurak (07.01.2015 23:04)
О словесной составляющей

Использованы стихи современного российского поэта Ивана Мишутина (р. 1990).

Стихотворения из №№ 1-6 взяты из книги `расстояния для украины` и не являются сонетами,
строго говоря, а, скорее, частями сонетов (терцинами и катренами).

Текст в № 7 взят из стихотворения `рака`, где четырнадцатистрочный сонет с полностью
повторенным первым катреном продолжается двумя неповторенными терцинами. Этот сонет
расположен в центре огромной геометрически сложной структуры, внешне напоминающей
кроссворд.

Словесный текст произведения:

1

Над озерами замерли утки,
и корова, стоящая в лодке,
смотрит в небо; пастух и лисица

пьют из вымени белую водку,
и ребенок, ужаленный веткой,
козлоногой купальщице снится;

над озерами замерли утки,
и корова, стоящая в лодке,
смотрит в небо; пастух и лисица

пьют из вымени белую водку,
и ребенок, ужаленный веткой,
козлоногой купальщице снится.

2

Лисица смотрит: только подойди –
ее накроют руки винограда;
кто хочет стать, как виноградный тать?

кто хочет сотню клювов на груди,
чтоб лепетать, как ласточкина рада,
и мошками щенков своих питать;

лисица смотрит: только подойди –
ее накроют руки винограда;
кто хочет стать, как виноградный тать?

кто хочет сотню клювов на груди,
чтоб лепетать, как ласточкина рада,
и мошками щенков своих питать.

3

Теленок спит в овраге,
в тени от ивняка,
и зайцы прибегают
сосать его рога

из тополиной чащи,
где пух похож на лёд,
и где лисице спящей
запрыгивает в рот

снегирь огнем горящий;

теленок спит в овраге,
в тени от ивняка,
и зайцы прибегают
сосать его рога

из тополиной чащи,
где пух похож на лёд,
и где лисице спящей
запрыгивает в рот

снегирь огнем горящий.

4

На задних лапах пёс выходит в сад
и, собирая паданцы, рокочет,
а колокольни вывернуты в почву,
и яблоки сияют и гудят;

на задних лапах пёс выходит в сад
и, собирая паданцы, рокочет,
а колокольни вывернуты в почву,
и яблоки сияют и гудят.

5

Темен луг, но, выйдя на просёлок,
видишь: загораются плоды;
лось на голове несет ослёнка
в теплые сливовые сады;

дышат норы под корнями роз,
дышат ранки на ногах ослёнка;
пьют овчарки воду из колонки
и звенят сережками берёз;

темен луг, но, выйдя на просёлок,
видишь: загораются плоды;
лось на голове несет ослёнка
в теплые сливовые сады;

дышат норы под корнями роз,
дышат ранки на ногах ослёнка;
пьют овчарки воду из колонки
и звенят сережками берёз.

6

Кобылы лежат на песке,
и красные нимфы тяжелые
пьют их молоко; по реке
плывут лошадиные головы

в сады, где болит виноград,
беременный рыжими рыбками,
которые шепчутся рыльцами
и жабрами дробно стучат;

кобылы лежат на песке,
и красные нимфы тяжелые
пьют их молоко; по реке
плывут лошадиные головы

в сады, где болит виноград,
беременный рыжими рыбками,
которые шепчутся рыльцами
и жабрами дробно стучат.

7

большие наши головы срослись,
как яблоки срастаются в коробках
и под землей, спеленутые крепко,
спускаются в колодезную ось.

большие наши головы срослись,
как яблоки срастаются в коробках
и под землей, спеленутые крепко,
спускаются в колодезную ось.

как хорошо, что почва все прочней
закреплена на костяной решетке
и на решетке яблонных корней.

шумят в колодце зерна и початки,
на дне лежит ягненок; и розетки
горят во лбу его все жарче и больней.

***

Ноты и комментарии по музыке выложу завтра.

victormain (08.01.2015 02:18)
Ну что, концерт удался, поздравляю, Лёша.

bubusir (09.01.2015 19:51)
Никак ` Новые тихие песни ` ??...

С интересом послушал , и не без восторга

В человеческих условиях когда буду , то переслушаю ищьо

Браво автору и ..исполнителю ( хехе )

alexshmurak (09.01.2015 19:58)
bubusir писал(а):
Никак ` Новые тихие песни ` ??...

С интересом послушал , и не без восторга

В человеческих условиях когда буду , то переслушаю ищьо

Браво автору и ..исполнителю ( хехе )
спасибо, Золтан!

планирую сделать качественную чисто технически домашнюю запись (у Олега Ш.), хоть это
будет и на пианино `Украина`, а не на рояле `Стейнвей`, как тут, но это даже и к лучшему,
больше органики с голосом

alexshmurak (09.01.2015 21:08)
Добавлены ноты.

Немного о музыкальной составляющей.

Произведение написано как вокальный цикл со сквозным развитием и инструментальными
лейттемами, переходящими от части к части. В нотах границы сонетов отделены двойными
чертами. Но эти формальные границы не всегда совпадают с драматургическими.

Я определил название произведения как `семь сонетов` не только потому, что в словесной
составляющей использованы катрены и терцины, но и потому, что буквальные повторения,
использованные Мишутиным в каждом из текстов, каждый раз решались мною музыкально
по-разному, и это различие в рамках строгого следования словесному канону напомнило мне
собственно поэтическую проблематику работы с формой сонета. Кроме того, музыкальные
`рифмы` в виде инструментальных лейттем, лейттональностей и так далее напомнили мне
сложную систему рифмовки в сонетах.

abcz (10.01.2015 09:20)
Интересная интерпретация традиции `домашнего музицирования`, когда домашнее музицирование
(как традиция) прервалось. (Но, я слышал, в Европе она возрождается?).
При том, что мне в этом роде тексты эстетически совершенно не близки, такая фонетическая
транскрипция делает их вполне приемлемыми, а предложенные автором музыкальные решения ещё
и обаятельными.
Очень хорошая пьеса, Алексей, поздравляю.

alexshmurak (10.01.2015 12:38)
abcz писал(а):
- Интересная интерпретация традиции `домашнего
музицирования`

- При том, что мне в этом роде тексты эстетически совершенно не близки, такая
фонетическая транскрипция делает их вполне приемлемыми, а предложенные автором музыкальные
решения ещё и обаятельными.
спасибо!

- да, это очень для меня важно. музыка, открытая для исполнения любого уровня музыкантом
(правда, тут диапазон 2 октавы, но демонстративно невокальные 2 октавы, т. к. наверху у
меня откровенный фальцет, снизу не менее откровенно слабый басок)

- поэт сам после концерта заметил:

`было неожиданно услышать стихи без ... `тяжелого` смысла... Так что сами стихи на фоне
живой, меняющейся и разнообразной музыки казались мне беззащитными в своей угловатости.
...
Музыка же очень красивая (в хорошем и в плохом смысле).
...
Показалось, что вещь получилась гораздо более эффектная и эмоциональная, чем обычно...`

abcz (10.01.2015 13:27)
alexshmurak писал(а):
вещь получилась гораздо более эффектная и
эмоциональная, чем обычно...`
мне кажется, Ваша музыка всегда эмоциональна. Другое
дело, что в этой пьесе эмоциональность более открытого, профанного (из пары
`профанное-сакральное`) типа, т.е. - да - более эффектная.

Maxilena (10.01.2015 14:11)
Хмммммм.... Говорить о музыке Алексея мне всегда трудно, потому что эта музыка требует
большой нравственной и интеллектуальной работы, а я могу высказаться только в
описательном, органолептическом ключе...
Если начать с литературной составляющей, то мне вообще было очень интересно. Потому что
сонет - одна из наиболее архаичных стихотворных форм. Вот вычитала, что первый из
известных сонетов принадлежит перу Якопо де Лентини ( годы деятельности 1215 - 1233!!). И
тем не менее сонет жив, прекрасен и занимает совершенно особое место в поэзии. Чем жив -
обаянием, чарующим суггестирующим ритмом, освященной великими именами историей? Не знаю.
Но люблю сонет круто. Данный сонет смысловО мне тоже не близок - был, пока я , возможно
ошибочно, не признала в нем некую психоделию, ну и поплыла сразу)))
И ладно бы само стихотворение - оно при прочтении меня все же не особо затронуло. А вот
спетое - превратилось даже не в концерт, а в моноспектакль такой. Ведь в любом
произведении литературная основа для меня сугубо вторична.Конечно, я не знаю, чтО именно
чувствовал и думал Леша, когда это писал и исполнял. Но наделил свою музыку неисповедимой
теплотой и обаянием. И даже ее `странность` - приятна! И еще, мне кажется, Леша постоянно
в исканиях. Он как бы нащупывает то самое Только Его. Очень интересно произведение,
построенное на структуре сонета. Музыкальный сонет? Вроде нет... Мне показалось, что Леша
здесь дал волю чувствам, эмоциям. Необычно преломленным, выходящим Бог знает в какое
измерение. Во всяком случае, я почувствовала себя сидящей на том олене и щелкающей спелые
вишни с дерева, произрастающего из оленьей головы. И-мне-это- ОЧЕНЬ-понравилось!!
Простите за сумбур. Сложно выразить.

musikus (10.01.2015 16:33)
Maxilena писал(а):
Хмммммм.... Говорить о музыке Алексея мне всегда
трудно
Пусть это будет эпиграфом.
Тоже слушал сонеты и еще буду слушать. Сразу не схватишь. Вещь интимная, тонкая. Если
формально идти от текстов, то - как бы абсурдистко-кислотная, но музыка многое меняет. У
нее свой мир, своя интонация, вроде бы и не вполне связанная с текстом, прямое отражение
которого в музыке трудновато и представить (да и не нужно). Остается общее настроение -
потерянности и внутреннего смятения, утраты сущего. Очень точно, что - Sprechgesang,
попытка петь в голос здесь была бы просто пошлой. Вообще же, по первому итогу, вещь
цепляющая. Золтан нарек ее `тихими песнями`, но я бы с пониманием услышал бы где-то, ближе
к финалу, но не в самом финале, яркий эмоциональный всплеск, пусть даже на грани
отчаянного...

evc (10.01.2015 17:24)
alexshmurak писал(а):
О словесной составляющей
Стихи мне не
нравятся, но возможно их выбор связан и с дружбой с их автором.
Лучше бы тексты не видел, но ладно :)

Музыка подкупает, но как всегда длинная.

SergeySibilev (10.01.2015 22:29)
Гениально. Абсолютно. Тончайшая работа - такого особенного удовольствия от прослушивания
музыки я не получал со времён Сонаты Загния. Отсюда следует, что это лучшее произведение
Лёши Шмурака за 14ый год и вообще находится в тройке его лучших произведений. Я бы написал
что-нибудь более нормальное, но под впечатлением и сильным.

gutta (14.01.2015 15:56)
SergeySibilev писал(а):
...это лучшее произведение Лёши Шмурака за
14ый год и вообще находится в тройке его лучших произведений...
Согласен.

precipitato (14.01.2015 17:58)
Который день порываюсь послушать, но перспектива слушать пение целых семь минут меня
пугает. Надеюсь - в ближайшие дни наберусь мужества :)

victormain (15.01.2015 04:58)
precipitato писал(а):
Который день порываюсь послушать, но
перспектива слушать пение целых семь минут меня пугает. Надеюсь - в ближайшие дни наберусь
мужества :)
Там всё в порядке, не боись. Тихие стенания гриндилоу. Очень славно.

lorina (19.01.2015 22:13)
Алексей, по нынешним временам очень свежо и нетривиально (в смысле отсутствия диких
интервалов и присуьствия некоторой мелодики). Прекрасно, что вокал непрофессиональный, это
наводит на далеко идущие размышления. Цепляет ритмический рисунок. В общем отличная
работа!Браво!

weina (21.01.2015 15:20)
musikus писал(а):
Остается общее настроение - потерянности и
внутреннего смятения, утраты сущего.

но я бы с пониманием услышал бы где-то, ближе к финалу, но не в самом финале, яркий
эмоциональный всплеск, пусть даже на грани отчаянного...
У меня похожая картина. Мне
в этом цикле слышится что-то вроде самозаговОра - стремления уйти от реальности в какой-то
параллельный мир, где нет боли и страдания.

Поэтому, наверное, и ждешь, что загнанная в подсознание мука вот-вот прорвется криком.

SmirnovPierre (23.02.2015 08:00)
Исполнитель плохо владеет своим голосом. Непрофессиональность исполнителей губит
потенциально интересное произведение.

alexshmurak (18.04.2015 19:05)
SmirnovPierre писал(а):
Исполнитель плохо владеет своим голосом.
Непрофессиональность исполнителей губит потенциально интересное произведение.
только
щас обнаружил этот прекрасный комент. некоторые слушатели плохо владеют своими мозгами.
невладение мозгами губит потенциально интересный диалог между музыкой и слушателями :)

p. s. впрочем, вторая запись сонетов, вот эта:
http://classic-online.ru/archive/?file_id=138450
куда качественней

LAKE (18.04.2015 20:02)
Ну, если уже `большие наши головы срослись`, то становится легко, просто и понятно и
совершенно очевидно отчего `зайцы прибегают сосать его рога`, пока `пастух и лисица пьют
из вымени белую водку`, а `кобылы лежат на песке, и красные нимфы тяжелые пьют их молоко
...` - все, короче, бухают.

`Мелодекламация` деградации...`обожаю` (2/3С)

sir Grey (18.04.2015 20:11)
alexshmurak писал(а):
только щас обнаружил этот прекрасный комент.
некоторые слушатели плохо владеют своими мозгами. невладение мозгами/.../
На фото
становишься похож на человека. Может и поумнеешь? Удачи!

sergey6akov (18.04.2015 20:49)
О стихах. Поэт очень умело пользуется логикой абсурда. Стихотворения - глубокие и вполне
реалистичные (естественно, если не понимать все буквально). Это всё басни или притчи про
наш мир, наше общество. Возможно кого-то отпугивает в этих стихах то, что собака зарыта
слишком глубоко. Ведь в таком стиле можно написать как притчу, так и бессмыслицу, и на
первый взгляд одно не будет сильно отличаться от другого. В данных стихотворениях есть
смысл, и это видно, если в них покопаться.

О музыке. Чувствуется, что написано искренне, от души. И этим компенсируется несколько
облегченная трактовка поэзии - отказ от трагизма, заложенного автором стихотворений.
Предположу, что музыка сочинена в первую очередь под эмоциональным впечатлением от поэзии,
а не под впечатлением от раскрытия ее смыслов.

LAKE (18.04.2015 20:53)
sergey6akov писал(а):
... В данных стихотворениях есть смысл, и это
видно, если в них покопаться.
Вы копались?

Phalaenopsis (18.04.2015 20:56)
Похоже автор вобьёт таки девяти-дюймовый гвоздь в классику, в том числе и современную.

sergey6akov (18.04.2015 21:10)
LAKE писал(а):
Вы копались?
Особо не копался, потому что
некоторые вещи увидел сразу. Например, про зайцев и рога теленка. Или про сросшиеся
головы. Ну это же прямо про человечество, про массу людей, даже так лучше выразиться. Про
коллективное сознание, про подмену понятий и прочие подводные камни... Логику абсурда
можно научиться чувствовать. Просто для восприятия таких текстов нужен опыт и, разумеется,
желание.

Phalaenopsis (18.04.2015 21:17)
sergey6akov писал(а):
Особо не копался, потому что некоторые вещи
увидел сразу. Например, про зайцев и рога теленка. Или про сросшиеся головы. Ну это же
прямо про человечество, про массу людей, даже так лучше выразиться. Про коллективное
сознание, про подмену понятий и прочие подводные камни... Логику абсурда можно научиться
чувствовать. Просто для восприятия таких текстов нужен опыт и, разумеется,
желание.
Во, молодец!

LAKE (18.04.2015 22:06)
sergey6akov писал(а):
Особо не копался, потому что некоторые вещи
увидел сразу. Например, про зайцев и рога теленка. Или про сросшиеся головы. Ну это же
прямо про человечество, про массу людей, даже так лучше выразиться. Про коллективное
сознание, про подмену понятий и прочие подводные камни... Логику абсурда можно научиться
чувствовать. Просто для восприятия таких текстов нужен опыт и, разумеется,
желание.
Чувствовать `логику` абсурда не составляет труда. Писать абсурдно легко. Что
ни напиши - всё будет иметь некий закопанный смысл:), а уж `глубинные общественные
проблемы` будут вскрыты обязательно - к гадалке не ходи. Только вот человечество
оно...уй...совсем не сросшиеся головы, которые в свою очередь, в качестве ассоциации
общественно сознания - весьма бледный образ. Дело в том....кхм...:)...что если головы
срастаются, то понятие общественного сознания (ну, коллективного, по-Вашему) теряет смысл.
В такого рода `недомысливаниях` и состоят проблема:) абсурдистских мыслителей. Дело в том,
что для того, чтобы видеть абсурд надо сначала научиться понимать всё так, как оно есть. А
вот этого-то и не хватает любителям абсурда смыслов...сплошшшшшЬ и рядомммммЪ. Опыт
восприятия, о котором Вы говорите, здесь нип-ричем.

LAKE (18.04.2015 22:07)
Phalaenopsis писал(а):
Во, молодец!
Ага, клёво. А Вы - вообще
орел!!!

alexshmurak (18.04.2015 22:08)
ребята, спасибо, даже к этой невиннейшей вещи вы ухитрились таки наложить кучку мыслей.

LAKE (18.04.2015 22:10)
alexshmurak писал(а):
ребята, спасибо, даже к этой невиннейшей вещи
вы ухитрились таки наложить кучку мыслей.
Да, пожалуйста. Можем еще. А когда Вы
напишите вещь, потерявшую невинность?

Phalaenopsis (18.04.2015 22:14)
LAKE писал(а):
Ага, клёво. А Вы - вообще орел!!!
Лесть мне
противна.

LAKE (18.04.2015 22:16)
Phalaenopsis писал(а):
Лесть мне противна.
Вам противно:). А я
Вам льстил?

Phalaenopsis (18.04.2015 22:18)
LAKE писал(а):
Вам противно:). А я Вам льстил?
Думаю, что нет.

LAKE (18.04.2015 22:19)
Phalaenopsis писал(а):
Думаю, что нет.
Тогда Вам хорошо!

Phalaenopsis (18.04.2015 22:21)
LAKE писал(а):
Тогда Вам хорошо!
Нет, мне нормально.
Хорошо мне обычно тогда, когда я вдруг слышу прекрасную музыку, или когда сплю.

LAKE (18.04.2015 22:27)
Phalaenopsis писал(а):
Нет, мне нормально.
Хорошо мне обычно тогда, когда я вдруг слышу прекрасную музыку, или когда
сплю.
Нормально - это хорошо.

Phalaenopsis (19.04.2015 06:08)
LAKE писал(а):
Нормально - это хорошо.
Когда общались, я как раз
слушал скрипичный концерт Ракова, и мне было хорошо.

SmirnovPierre (19.04.2015 10:04)
alexshmurak писал(а):
только щас обнаружил этот прекрасный комент.
некоторые слушатели плохо владеют своими мозгами. невладение мозгами губит потенциально
интересный диалог между музыкой и слушателями :)

p. s. впрочем, вторая запись сонетов, вот эта:
http://classic-online.ru/archive/?file_id=138450
куда качественней
Сам себя не похвалишь ... :)

LAKE (19.04.2015 10:21)
Phalaenopsis писал(а):
Когда общались, я как раз слушал скрипичный
концерт Ракова, и мне было хорошо.
С кем общались? Когда со мной общались, то Вам
было нормально, а с кем же было хорошо?, а, если таки было хорошо,то выходит, что я был
прав, а Вы меня путали как лис чиловека.

Phalaenopsis (19.04.2015 19:05)
LAKE писал(а):
С кем общались? Когда со мной общались, то Вам было
нормально, а с кем же было хорошо?, а, если таки было хорошо,то выходит, что я был прав, а
Вы меня путали как лис чиловека.
Может быть, я щас уже не помню.

LAKE (19.04.2015 19:16)
Phalaenopsis писал(а):
Может быть, я щас уже не помню.

беспамятстве небесный свод над нами,
В беспамятстве простертая земля,
В беспамятстве раскинулись -- хлебами
И семенами пьяные поля...`

Гиппиус, кажется, Вова, щас токо вспомнил, вроде.



 
     
Наши контакты