Глубокое интеллектуальное постижение музыки гения и соответствующая тонкая и многозначная интерпретация. Изумительные переходы , чудесный звук, ничего, бьющего на внешний эффект.Это, конечно, моё восприятие. Надо слушать.
cdtnkfyf
(05.08.2021 23:14)
cdtnkfyf писал(а):
Глубокое интеллектуальное постижение музыки гения и соответствующая тонкая и многозначная интерпретация. Изумительные переходы , чудесный звук, ничего, бьющего на внешний эффект.Это, конечно, моё восприятие. Надо слушать.
....послушала раз десять, упорно стою на своём - для меня это пока лучшее исполнение всегда обсуждаемой Сонаты, всё очень цельно, сплошной поток со всеми бетховенскими чудесами нюансировки, своя альтернативная вселенная. Спасибо огромное art15!
oriani
(06.08.2021 00:07)
Высокопрофессиональное исполнение... безупречно академический, хрестоматийный Бетховен... почему-то захотелось продолжить хрестоматийным же -- хорошая жена, хороший дом – что ещё надо человеку, чтобы встретить старость? Ну, как-то вот так по впечатлению. В общем, всё хорошо. Спасибо.
Biolog
(06.08.2021 01:40)
cdtnkfyf писал(а):
Глубокое интеллектуальное постижение музыки гения и соответствующая тонкая и многозначная интерпретация. Изумительные переходы , чудесный звук, ничего, бьющего на внешний эффект.Это, конечно, моё восприятие. Надо слушать.
Тот случай, когда соната живёт и дышит величием чистой красоты, именно академической красоты, которая, собственно, и является единственно возможным достойным воплощением сказанного великим Бетховеном. На такое не способны слабо обеспеченные технически пианисты, скрывающие за сумрачностью натуры и напускным трагизмом неспособность подарить слушателю и себе счастье слушать Музыку, не отвлекаясь на мычание, шуршание и прочие фальши, исходящие от пианиста.
Прекрасное исполнение. Спасибо за наводку cdtnkfyf и art15 за размещение записи.
Niksti
(06.08.2021 17:25)
Biolog писал(а):
Тот случай, когда соната живёт и дышит величием чистой красоты, именно академической красоты
По первой части, вероятно, можно с этим высказыванием согласиться. По поводу же второй - нет и нет! Здесь Фрейре безбожно злоупотребляет педалью в музыке, которая подразумевает либо минимальное, очень взвешенное её использование, либо игру совсем без педали. Возникающее при этом количество грязи, грязных `наплывов` несовместимо ни с чистотой, ни с красотой. А неважнецки прослушанная фактура? Фигурации, звучащие на равных с мелодией или даже пуще неё? В общем, тоже разновидность этюда
weina
(06.08.2021 18:14)
Никогда не понимала слушателей, ожидающих от музыки, главным образом, одного: `Сделайте мне красиво!` Всё-таки музыка - это больше, чем простое услаждение слуха.
Конечно, у Фрейре исполнение очень добротное. При большом желании можно признать его эталоном `чистой академической красоты`, поместить в рамочку и любоваться - зависит от слушателя. Копья ломать тут не из-за чего. Оно не волнует, не захватывает, не открывает новых горизонтов, ничего не меняет в твоей картине мира, не вызывает сильнейшего эмоционального потрясения и не оставляет яркого, непреходящего следа - слишком уж ординарно.
В скобках замечу, что Бетховен в этой сонате совсем не был `академиком`, скорее новатором, бунтарём, ниспровергателем.
LAKE
(06.08.2021 22:03)
weina писал(а):
Никогда не понимала слушателей, ожидающих от музыки, главным образом, одного: `Сделайте мне красиво!`
... Копья ломать тут не из-за чего. Оно не волнует, не захватывает, не открывает новых горизонтов, ничего не меняет в твоей картине мира,...
В скобках замечу, что Бетховен в этой сонате совсем не был `академиком`, скорее новатором, бунтарём, ниспровергателем.
А разве кто-то из таких слушателей нуждается в вашем понимании?
Когда-то в прежней жизни, находясь в академическом отпуске и работая на одном научном предприятии, я в обеденный перерыв зашел в актовый зал, где стоял рояль. На фортепиано в то время я ещё играл. Присел к инструменту и руки как-то сами собой заиграли Экспромт Шуберта соль-бемоль мажор из ор. 90...
Когда затих последний аккорд, я услышал всхлип в зале :))) Обернулся - вижу сидит ряду так в десятом девушка из секретариата и хлюпает носом.
- Это вы сейчас Полонез Огинского играли? - спросила она.
Как вам сказать, что я испытал в том момент? Да нет, собственно, необходимости пояснять вам это. Но уж точно у меня не возникли какие-то `никогда непонимания`.
Вы вот написали, что исполнение 32-й Сонаты Плетневым заставило вас плакать. С технической точки зрения исполнение - настаиваю и опровергнуть это будет нельзя - отвратительное для музыканта такого уровня, но я с уважением отношусь к вашим чувствам и совершенно не стремлюсь ломать какие-то копья.
И не в скобках замечу, что в своей последней сонате Бетховен сосредоточил всё, что `нажил` здесь за всё своё здесь пребывание. Для него эта соната не `прорыв` и не бунт, и ещё, боже упаси, не ниспровержение, а неведомое до него по красоте и силе, но в рамках именно академического мышления, изложение его жизни, его отношения к ней - местами грустного, местами ироничного, в чём-то с попытками пророчества и игривого, а Ария - это нежное прощание, после которого ничего, кроме слов Гамлета - Дальнейшее молчание- и быть не может.
И никто вам не предлагал ломать копья. Я помню ту девушку в актовом зале, с которой мы поговорили немного и в дальнейшем, при встречах обменивались добрыми улыбками, смысл которых понимали только мы.
Так вот. Если она плакала, слушая Шуберта, то я должен отнести это на свой счет, на своё офигенное мастерство или всё же тут Шуберт поработал так, что даже в ординарном исполнении Экспромт способен вызвать слезы у неискушенного слушателя? Думаю, что всё таки Шуберт, а остальное достроила сама душа девушки. Как и в вашем случае слёзы вызвал Бетховен, пусть и в исреннем, но уж слишком вольном и небрежном (для себя, домашнем) исполнении Плетнева.
LAKE
(06.08.2021 22:13)
weina писал(а):
Никогда не понимала слушателей, ожидающих от музыки, главным образом, одного: `Сделайте мне красиво!` Всё-таки музыка - это больше, чем простое услаждение слуха.
А скажите, вы и вправду полагаете, что здесь я искал `Сделайте мне красиво!`? Вы ведь вкладываете в этот вопрос некий смысл подобный наполнению фразы `Хлеба и зрелищ!`?
Не допускаю даже мысли, что здесь ещё остались люди, которым от музыки нужно именно это.
Ваши слова продиктованы обидой, но ведь на мнения не обижаются.
Я говорил не о красоте буффонады или пестрого шоу, к чему вы увлекаете читающих ваши посты и вскользь соглашающихся с вами.
Я говорил об академической красоте, а это такая красота, которая без смысловой и нравстенной, и интеллектуальной наполненности произведения попросту не существует.
LAKE
(06.08.2021 22:56)
LAKE писал(а):
... Экспромт Шуберта соль-бемоль мажор из ор. 90...
Чтобы пояснить как, на мой взгляд, `выглядит` и звучит академической красоты исполнение упомянутого Экспромта, послушайте, если будет желание, и посмотрите вот это видео, из числа сохранившихся в архиве.
Я говорил об академической красоте, а это такая красота, которая без смысловой и нравстенной, и интеллектуальной наполненности произведения попросту не существует.
Ваши слова продиктованы обидой, но ведь на мнения не обижаются.
О красоте - можно с вами согласиться. И тогда уж добавлю, что в исполнении Пленева интеллекта и смысла хоть отбавляй плюс воля и настоящая страсть, как бы это ни противоречило вашим представлениям о нем. При такой цельной и мощной интерпретации даже в голову не приходит копаться в мелких помарках - общее впечатление просто стирает их из памяти. Тут не грех и Рихтера вспомнить, хотя пианисты, конечно, очень разные.
Совершенно не поняла, на что я должна была, по-вашему, обидеться. Спасибо за воспоминания - очень трогательно.
Niksti
(06.08.2021 23:41)
LAKE писал(а):
Чтобы пояснить как, на мой взгляд, `выглядит` и звучит академической красоты исполнение упомянутого Экспромта, послушайте, если будет желание, и посмотрите вот это видео, из числа сохранившихся в архиве.
Исполнение действительно академической красоты. И не только академической, но и человеческой тоже.
LAKE
(06.08.2021 23:47)
Volovikelena писал(а):
... И побунтарствовал Бетховен в главной теме первой части ещё как - не без этого.
Так что Ваше `вскользь` здесь не по адресу.)
...
Не уверен, что вы будете воспринимать главную тему первой части в качестве бунта, когда минует для вас время доказывания, и наступит время спокойных констатаций...
Время, время... `Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру` (С).
Volovikelena
(07.08.2021 00:10)
LAKE писал(а):
Не уверен, что вы будете воспринимать главную тему первой части в качестве бунта, когда минует для вас время доказывания, и наступит время спокойных констатаций...
Время, время... `Всему свое время
Давно пришло.) Когда проходишь через переходный возраст детей, понимаешь, что доказывать бесполезно. Остается только констатировать. И ссылаться на книгу Экклезиаста.)
А видео замечательное. Спасибо. При такой экономии движений Горовиц говорит так много и только истину.
musikus
(16.08.2021 11:51)
weina писал(а):
Никогда не понимала слушателей...
Спасибо, дорогая weina, за понимание. Это такая редкость! Я уже как-то вспоминал эпизод из своей младости, когда я, беседуя с Д.Б.Кабалевским, увлекся и начал витийствовать о чем-то модном тогда, `модерновом`. А Дм.Бор. наклонился ко мне с высоты своих двух метров и сурово так спросил: `А вы Гайдна слушали?`. И мой фонтан иссяк. В предыдущем посте я коснулся роли нашего сайта в деле расширения интереса к классике (очень вяло сказано, но в третьем часу ночи красноречие трудновато дается). Однако палка о двух концах. Наш милый Дима, увлеченный античностью, бесспорно, славный молодой человек (я нимало не сомневаюсь, что он будет превосходным музыковедом), но древности, о которых он неутомимо здесь толкует, по моему - имхо – мнению, для любителя музыки, особенно неофита, просто – информационный шум. В этом смысле сведения, которую может давать наш замечательный сайт (записи + коментарии), в определенном смысле избыточны и могут сбить кого-то с толку. Известна мысль о том, что для полноценного духовного развития человека было бы достаточно прочитать и усвоить всего нескольо десятков великих кнг. Но для того, чтобы понять это, требуется, увы, прочитать тысячи других – проходных – томов. Вот почему каждому в идеале нужен духовный пастырь, который поможет НЕ делать того, что делать излишне и даже вредно. У ЛНТ есть притча: мужик ел баранки и никак не мог насытится. Наконец, съев 12-ю, понял, что – наелся и думает: зачем же я ел 12, когда хватило бы одной последней? Глупость, конечно, но глупость поучительная : таки надо избегать трат времени и сил на усвоение того, что потом не понадобиться. Зачем тратиться на второстпенных комозиторов? Какой от них толк? Зачем их нахваливать, рекомендуя другим? Конечно, тут опять логический тупик: как понять, что «вот это» слушать не надо, если сам не послушаешь? Но ответ-то давно известен: учиться нужно. При том – на ошибках чужих, а не своих, усваивать опыт, накопленный людьми до тебя…. Что было бы со школьниками, если бы им вменили в обязанность самостоятельно разрабатывать дифференциальное исчисление?
Пардон, как-то дидактично-педатично звучит. Спокойной ночи.
Anonymous
(16.08.2021 16:59)
musikus писал(а):
Наш милый Дима, увлеченный античностью, бесспорно, славный молодой человек (я нимало не сомневаюсь, что он будет превосходным музыковедом), но древности, о которых он неутомимо здесь толкует, по моему - имхо – мнению, для любителя музыки, особенно неофита, просто – информационный шум.
Для меня каждая эпоха важна и каждое имя. Композиторы живут до тех пор, пока исполняется их музыка. Я абсолютно уверен из-за чего у Вас непринятие всего `нового`. Ваш музыкальный кругозор очень широк, это сущая правда, но он ограничивается только репертуаром пластинок времён СССР. Потому что там исполняли одних и тех же немногочисленных авторов и понятно, что любовью к ним пропитано всё (из-за невозможности услышать что-то иное). И поэтому для людей, которые десятилетиями слушали одно и тоже, продиктованное кем-то, всё, что не входит в этот `круг мастеров`, является чужим, враждебным и второсортным для них. Мне жаль, что даже в эпоху, когда неизвестные авторы активно открываются и записываются, люди всё ещё хранят консерватизм в его наиболее ярком проявлении.
Anonymous
(16.08.2021 17:21)
Жаль, что ситуация с `второсортностью` активно вбивается в незащищённые умы бедных молодых людей в муз. заведениях. Дескать есть Бах - барокко - можно этим и ограничиться. Да сейчас всё больше становится прогрессивных педагогов, но и консервативных в роговых очках хватает. Увы... Очень жаль, что люди живут в своём антиформалистическом райке.
musikus
(16.08.2021 19:27)
Anonymous писал(а):
Ваш музыкальный кругозор ограничивается только репертуаром пластинок времён СССР.
Улыбнули Вы меня, Дима. Что ж, придется дать Вам справку. У меня несколько фонотек. Это около 3000 винила (в том числе в значительной мере - импорт, привозившийся из-за `бугра`. (В свое время я был едва ли не первым, кто привез в Москву `Молоток без мастера`). Есть у меня около 1500 компакт-дисков (помимо CD, там штук 200 Мр3, меня это вполне устраивает, поскольку я не филофонист, и приобретал не редкости, которые «достают», чтобы похвастаться, а – музыку). Как Вы понимаете, Дима, это вовсе не сочинения `Могучей кучки` и не патриотические кантаты членов СК второго и третьего разбора. Есть у меня еще старая фонотека компакт-кассет на которых я записывал сборники шедевров. Это примерно 600 часов звучания. Есть у меня, наконец, довольно большая подборка почерпнутых из интернета редких произведений и редких записей это около половины терабайта. Всего мой «кругозор» складывается примерно из 800 имен композиторов. Я понимаю, что это на порядок меньше, чем в нашем славном архиве. Но это – СЛАВА БОГУ! Предложили бы мне в подарок сочинения остальных творцов музыки (8000-800=7200) - шарахнулся бы от испуга и, конечно, не взял бы. Нет у меня и любимых Вами, Дима античностей. Бог с ним, пусть ими занимаются историки, а я просто любитель музыки.
Maxilena
(16.08.2021 22:00)
musikus писал(а):
Спасибо, дорогая weina, за понимание. Это такая редкость!
Пардон, как-то дидактично-педатично звучит.
Но ведь невозможно, да и не нужно, наверное, слушать в с е у в с е х. А среди второстепенных... Иногда среди пепла блеснет алмаз, как, например, блеснул для меня тот же Зеленка. И, если уж так строго судить, то почти все барокко - второстепенное по с равнению с Бахом, а все остальные - по сравнению с Моцартом (хе-хе, еще скажите, что вкусовщина))) Поэтому... Честь и хвала тем, кто в поте лица, как старатель, раскапывает всякие раритеты. И я не буду отвергать подаренные мне частицы золотого песка. Архив этим и богатеет!
Aelina
(16.08.2021 22:40)
Maxilena писал(а):
А среди второстепенных... Иногда среди пепла блеснет алмаз, как, например, блеснул для меня тот же Зеленка.
О да! И не только... Из второсортных алмазов можно сплести целое ожерелье: сыновья Баха, Телеман, Иржи Бенда, Анри Демаре, гениальные (пусть только для меня) Локателли, Михаэль Гайдн и Делаланд, Ян Дусик и Гуммель, Стамиц и Диттерсдорф, наконец Бетчер, Керубини и Фукс и многие другие.
Спасибо Anonymos(у) за эксклюзив!
LAKE
(16.08.2021 23:33)
musikus писал(а):
... Зачем тратиться на второстпенных комозиторов?
Какой от них толк? Зачем их нахваливать, рекомендуя другим?
Конечно, тут опять логический тупик: как понять, что «вот это» слушать не надо, если сам не послушаешь?
Что было бы со школьниками, если бы им вменили в обязанность самостоятельно разрабатывать дифференциальное исчисление?
Любая музыка находит отклик. Второстепенное для Вас оказывается для кого-то единственным.
Но не только это оправдывает существование `второстепенных` композиторов, художников, писателей, `просто` людей, в конце концов.
Вот был такой Леопольд Моцарт. Мне было интересно его второстепенное композиторское творчество. Просто было любопытно послушать музыку человека, который воспитал гения.
И ещё одно, но, думаю, вполне уместное рассуждение - мир един и существует не только благодаря великолепным своим, фигурально говоря, изысканным и триумфальным аркам, акведукам Рима, фронтонам Исакия, но благодаря тому, что его архитектура жиздется и на грязи, своего рода, которая используется в строительстве как `всякого рода глиииина` (С), Н.Г. Гарин-Михайловский.
Это не логический тупик, а ответ на Ваш первый вопрос.
Ничего бы не было со школьниками. Они бы просто не поняли, что от них требуется. Учение, накопление опыта и вообще развитие в широком смысле, включая музыку, состоит в сравнении: было - стало. Самое сложное произведение состоит из банальных звуковых оборотов, каждый великий роман начинен дешевыми речевыми оборотами.
Нет ничего второстепепенного. Исчезновение лишь одного атома бесследно повлечет смерть вселенной, а потому для меня нет никакой возможности слушать Баха, если на свете не будет Мессы Мельчора Лопеса-Хименеса.
musikus
(16.08.2021 23:48)
Maxilena писал(а):
Но ведь невозможно, да и не нужно, наверное, слушать в с е у в с е х. А среди второстепенных...
Тут есть еще один важный момент. Что такое «второстепенный»? Как известно, короля играет свита. Дебюсси, при всей его гениальности, появился не на пустом месте. Незадолго до него, одновременно с ним и несколько позже жили и формировали импрессионистскую ауру многие композиторы – от великого Сезара Франка, крупных мастеров уровня Форе, Шоссона, д-Энди Дюка, Шабрие, Шмитта И до , казалось бы, авторов второго ряда, таких, как Дюпарк, Шарпантье или Векерлен. Все они, в большей или меньшей степени предвосхищали или поддерживали импрессионистскую эстетику, подобно тому как барбизонцы готовили приход генерации Клода Моне. Это как бы системные предтечи и попутчики импрессионизма, без которых историю импрессионизма нельзя представить. Можно ли считать их «второстепенными»?
Другое дело - степень одаренности художника. Да, малоталантливый автор рано или поздно, но по любому попадает в разряд «второстепенных», «второразрядных».
LAKE
(16.08.2021 23:51)
musikus писал(а):
... Вот почему каждому в идеале нужен духовный пастырь, который поможет НЕ делать того, что делать излишне и даже вредно. ...
Сколько бы прекрасного никто из нас не увидел, какого бы огромного числа замечательных музыкальных произведений мы бы не дождались до сих пор, если бы длилось и длилось одно из времён духовных пастырей, именуемое средневековьем!
musikus
(17.08.2021 10:47)
LAKE писал(а):
- Любая музыка находит отклик.
- Леопольд Моцарт. воспитал гения.
- ичего бы не было со школьниками.
- для меня нет никакой возможности слушать Баха, если на свете не будет Мессы Мельчора Лопеса-Хименеса.
Рад Вас снова слышать, Саша.
- Воспитать гения нельзя. Гений должен родиться при счастливых генетических условиях. Но потенциального гения можно потерять, неправильно его воспитывая.
- Речь идет о передаче и накоплении знаний в масштабе поколений. Без этого человечество бы деградировало,точнее говоря - не развивалось, оставаясь на каком-то вечном первобытном плато.Это трюизм.
- Бьюсь об заклад, что Баха Вы услышали и слушали гораздо раньше Хименеса и... ничего,, музыка для Вас из-за этого не потускнела., это очевидно. Я понимаю, что `жизнь без Хименеса` это лишь условный образ оскудения, ограниченности. Но тем не менее...
musikus
(17.08.2021 11:19)
LAKE писал(а):
Любая музыка находит отклик.
Забылся и не ответил на этот важный тезис.Вы придаете ему некое гуманистическое звучание: вроде как - `не отнимайте у человека радость!`. Никто ни у кого ничего не отнимает: пусть Скрипач в фильме Данелии играет свое `Мама, мама, что я буду делать`, а Стас Михайлов доводит до полного экстаза свою публику, благодаря которой он `попал на деньги`. Конечно, их уже не убедишь, что `Икусство фуги` можно слушать.ь Поезд ушел. И к к ак говорил Промокашка `Шопена-то всякий может, а ты вот Мурку сыграй...`
Впрочем, Ваш тезис можно толковать по-разному. Можно вот так, высокопарно: `Музыка, как великое искусство,
может найти дорогу к сердцу любого человека`.
А можнно вот так: `Любая музыка, отражающая личность автора. найдет своего почитателя, как она ни была бы бездарна и пошшла`. Другими словами - на всякое рыло есть любило.. Вот это, думаю, ужасно, хотя, наверное, так оно и есть...
Mick_M
(17.08.2021 16:25)
musikus писал(а):
Рад Вас снова слышать, Саша.
- Бьюсь об заклад, что Баха Вы услышали и слушали гораздо раньше Хименеса и... ничего,, музыка для Вас из-за этого не потускнела., это очевидно. Я понимаю, что `жизнь без Хименеса` это лишь условный образ оскудения, ограниченности. Но тем не менее...
Хоть и не Саша, но вставлю свои потускневшие 5 копеек. Разговор, как понимаю, не идет в контексте Бах vs Хименес, а про их обоих (и многих, многих, многих...) в контексте сайта.
Не обессудьте уж, мэтр, но вступлюсь за всех хименесов разом. Очень субъективно: Баха (и бахоподобных, простите за термин) я знал и слышал задолго до 09.08.2011 01:23 (время моей регистрации на сайте :) ). Да, конечно, в совершенно необъятном Архиве открыл новое в исполнении того же ИСБ и благодарен за то. Но главным образом Архив мне открыл уйму `хименесов`, о коих не имел ни малейшего представления.
Довольно редко бываю сейчас тут, но признаюсь: не помню, когда в последний раз слушал что-то из грандов. А вот новых `хименесов` стараюсь хоть вполуха послушать. Пережил ли я потрясение и изменилось ли что-то в моей шкале? Нет, конечно.
Просто немножко сродни сознанию, что мы не одни во Вселенной... :)
LAKE
(18.08.2021 00:23)
musikus писал(а):
- Забылся и не ответил на этот важный тезис.Вы придаете ему некое гуманистическое звучание: вроде как - `не отнимайте у человека радость!`
- Воспитать гения нельзя. Гений должен родиться при счастливых генетических условиях
Дорогой Юрий Константинович, ни в коем случае так не следует трактовать мои слова.
`Любая музыка находит отклик` - это утверждение буквально, безотносительно к чему-либо или кому-либо. В ком-то она, музыка, вызывает положительный отклик, в ком-то, наоборот, отрицательный, чему-то способствует, что-то разрушает и т.п... Дальнейшие, однако, мои рассуждения на данную тему вышли бы за рамки `музыкальных` обсуждений, потому воздержусь. т.к. сие не приветствуется.
Рожденный гений лишь потенция, которую необходимло проявить. Не боясь показаться банальным, скажу - Бросьте гения в Калахари и получите, уж простите неполиткорректность, толкового, в лучшем случае, охотника бушмена вместо великого на все времена `гуляки праздного`.
musikus
(18.08.2021 01:32)
Mick_M писал(а):
вступлюсь за всех хименесов разом.
Вас, Михаил, я тоже рад слышать. Вы злоупотребляете молчанием в той же степени как я болтливостью. Но уж простите меня, это – возрастное, и это теперь одно из немногих доступных мне удовольствий. Мне кажется, что я понимаю – что Вы имеете в виду по поводу «хименесов». У нас Вами, в сущности, нет никаких противоречий. Совсем недавно я с удовольствием – благодаря форуму – слушал двух новых для меня авторов – англичанина Бакса и финна Раутаваара. Не могу сказать, что я потрясался. Но слушал без всякого сопротивления и, кажется, сохранил желание к этой музыке возвращаться, а это не мало. Здесь, в сущности, все просто: талантливая музыка сама себя укрепляет во времени, и живет в исполнениях, даже если не представляет собой великого шедевра, но несет в себе что-то новое, свежее. Но настоящий талант все же редкость, и когда начинают увлеченно обсуждать иванова, петрова и сидорова, толком не зная гениев, меня это удручает (это тот самый случай который я недавно тут вспоминал – когда Д.Б.Кабалевский щелкнул меня по носу Гайдном).
musikus
(19.08.2021 01:16)
LAKE писал(а):
ни в коем случае так не следует трактовать мои слова.
`
Дорогой Саша, не вижу в чем мы с Вами расходимся. Я писал: - «Воспитать гения нельзя. Гений должен родиться при счастливых генетических условиях. Но потенциального гения можно потерять, неправильно его воспитывая». Вы пишете: «Рожденный гений лишь потенция, которую необходимо проявить» Это совершенно верно, мы с Вами говорим одно и то же, только разными словами. Правда, моя фраза «Воспитать гения нельзя» неаккуратна. Строго говоря, смысл должен быть такой: потенциальный гений (т.е. человек, родившийся с задатками гения) может стать гением «кинетически», реально действующим только при условии правильного воспитания (обучения. ), В противном случае одаренность отается в той или ной степени нереализованной. Но если ужная генетическая компонента отсутствует, то никакое сколь угодно полноценное воспитание стать гением не поможет.
Я, кстати говоря, мал-мала занимался проблемой развития одаренности. В одной из Моих книг есть раздел, освященный этой проблеме. Там, в частности излагаются требования к системе воспитания и специального обучения, имеющие прямое отношение к музыке.В кратком изложении это:
1.РАННЕЕ ОБНАРУЖЕНИЕ задатков,
2.Верная их ИДЕНТИФИКАЦИЯ по направленности,
3.СВОЕВРЕМЕННОЕ НАЧАЛО специальной подготовки,
исключающее т.н.«нуверс» - педагогическую запущенность;
4. Возможно боле полное погружение в профессионально
ориентированную СРЕДУ,
5. Сильная МОТИВАЦИЯ к избранному направлению деятельности.
6. РЕЖИМ высокоинтенсивной деятельности, исключающий,
однако, работу на износ;
7. ГАРМОНИЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ физически, психически и нравственно здорового человека.
8. СИСТЕМНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ и выполнение всех перечисленных требований. Пренебрежение любым из них всегда отрицательно сказывается на результатах подготовки.
Этот раздел в книге заканчивается следующим абзацем:
«Вольфганг Амадей Моцарт стал гением музыки не только в силу генетической предрасположенности (его отец, Леопольд Моцарт был тоже неплохим музыкантом), но и потому, что с момента рождения имел благоприятное окружение (вся семья Моцартов была профессиональными музыкантами), предельно рано, систематизированно и широко начал обучаться музыке и сочинять,относясь к занятиям исключительно увлеченно и творчески (первые сочинения – в четырехлетнем возрасте)».
precipitato
(02.11.2021 21:32)
Нельсон Фрейре умер вчера, пишут, что несчастный случай.
cdtnkfyf
(03.11.2021 00:07)
Светлая и вечная память великому музыканту, для многих и многих его уход-настоящая трагедия. В 2019г. он сломал правую руку и был оперирован,
много болел, а после этой беды впал в депрессию. https://www.classicalmusicnews.ru/news/nelson-freire-passed/
rdvl
(30.11.2021 23:12)
Обсуждение интерпретаций и сочинений не прерывается датами отведённого Творцом творцам срока. Так вышло, что скачал эту запись давно, а прослушать получилось только сегодня, уже после прискорбного факта смерти Н.Ф. Давно уже знаю этого пианиста, начав знакомство с его исполнений Э Вила-Лобоса. Блестяще и технически и музыкально. `Детские уголки`-прелесть просто. Какой-то (точно не помню) комментатор принялся как-то раскрывать неофитам суть мУзык ЭВЛ, заявив, что, дескать, не стоит искать там глубины. Вот уж странность так глупость, Но это так, к слову. Вернусь к 32-й. Прежде , на день раньше, прослушал её же у Клары Хаскил. Если бы-до, то всего скорее был бы весьма восхищён. Однако Хаскил делает такую музыку, что просто нельзя оторваться; затягивает слушающего как подводную лодку в соседних степях. А ведь запись К.Х. в чисто аудио-техническом плане значительно хуже. Она-со старого затёртого винила, живая, с киксом вначале , стуками и кашлем. Но-впечатление-огромное. У Фрейре я совсем того не услышал, к большому огорчению. Особенно во второй части. Ну нет ощущения вселенской скорби и опустошения, неотвратимого завершения чего-то огромного, фантома трагедии нет. Возможно, это я глупости настукиваю, но перечень чёрных нотных точек несёт в себе не только задачу безошибочного их проигрывания, но и обнажения смыслов и связей между ними, и далее, уже в области вербально невыразимых, существующих только в закоулках сознания аллюзий, воспоминаний , мечтаний и прочего , хранящегося в аксонных связях в самых глубинах памяти человека. А Фрейре как музыкант очень и очень хорош, но здесь что-то не в унисон с моими аксонами. Впрочем, это разумеется чисто индивидуальное впечатление и подавляющее большинство прослушавших не согласятся, но это к лучшему. Просто захотелось выразить своё мелкое частное мнение , идущее в раскоряку с другими. (Не все ещё и слушали на самом деле, очень даже не все из имеющих эту возможность).
cdtnkfyf
(03.12.2021 13:28)
Послушала упомянутую выше Хаскил Клару, впечатление такое, что у них с Фрейре совершенно разное понимание не только этой Сонаты, но, как я думаю, и личности Бетховена. Могу рассуждать в литературной плоскости, поскольку не имею муз. образования, но... очень долгий опыт слушания классической музыки. Прежде всего ,хочу сказать, что у ЛвБ как, впрочем, и ИСБ их камерные сочинения это всегда очень интимный разговор, имо, а у ЛВБ он мне представляется -с самим собой. Вот и в этой Сонате, как я слышу и понимаю, в первой части смятение чувств, они настолько разнообразны, перемежаются сомнениями, гневом, надеждой и т.д., соответственно, интерпретатор обязан прочувствовать всё это, иначе произойдет попросту искажение смыслов. Вторая часть, опять же в моём понимании, философски-медитативная, требующая очень точной нюансировки. Эту Сонату в разных исполнениях я слушала десятки раз, чтобы основательно вникнуть в суть, ну а в исполнении Клары я слышу почти постоянный открытый звук, нюансов, а значит, и глубокого понимания, не слышно, в её исполнении композитор этакий `лохматый, взрывной, иногда сентиментальный гений`. Струнные квартеты ЛвБ, имо, верный дополнительный ключ к его пониманию. Вкусы и представления, конечно, у всех разные, но Нельсона в обиду не дам.
Sir Gray
(03.12.2021 17:29)
Трудно сравнивать гениев. Лучше - хуже....
На меня большее впечатление производит исполнение Хаскил, без вопросов. И не только потому, что она в ноты не попадает (а я это люблю, я на это легко покупаюсь), но ее темповые вариации, и динамические меня волнуют больше, чем интеллектуальное и техничное исполнение Фрейре.
Впечатление, что у Хаскил личное, интимное общение с инструментом. Его можно и обругать, на него можно обидеться. Но можно и помириться. Хотя это - древняя запись, а впечатление, как будто она играет сейчас прямо.
Ничего плохого про Фрейре, конечно, не говорю.
Я, правда, послушал только первую часть внимательно. Обязательно завтра напишу о второй.
oriani
(03.12.2021 20:19)
Sir Gray писал(а):
она в ноты не попадает (а я это люблю, я на это легко покупаюсь)
Ой, как приятно было прочитать... Я тоже всегда на это покупаюсь... обожаю всяческую жизнь. )
Не случайно же Пушкин без грамматической ошибки не любил...
rdvl
(03.12.2021 21:30)
cdtnkfyf писал(а):
в её исполнении композитор этакий `лохматый, взрывной, иногда сентиментальный гений`.
Он таким и был. Читайте про Бетховена. Фрейре не тянет этот материал. Он скользит по поверхности как водомерка в пруду. Гладко и красиво. А что делать, ЛВБ не всем даётся. Рихтеру, АБМ-му , да и многим-многим другим давался, а здесь нет. Прочие композиторы у него вне критики.
cdtnkfyf
(05.12.2021 13:36)
rdvl писал(а):
Он таким и был. Читайте про Бетховена. Фрейре не тянет этот материал. Он скользит по поверхности как водомерка в пруду. Гладко и красиво. А что делать, ЛВБ не всем даётся. Рихтеру, АБМ-му , да и многим-многим другим давался, а здесь нет. Прочие композиторы у него вне критики.
...а бывает, что и слушатель `не тянет`, о личности Бетховена каждый судит по тому, что выбрал для чтения и, само собой, по музыке...
rdvl
(05.12.2021 13:57)
cdtnkfyf писал(а):
...а бывает, что и слушатель `не тянет`, о личности Бетховена каждый судит по тому, что выбрал для чтения и, само собой, по музыке...
Бывает. Особенно если мало читал и слушал. А бывает и так, что слушает человек очень внимательно, весь сосредоточился, забыл о жене и детях; слушает, а не слышит. Сплошь и рядом. Я не о этом материале, а в обобщённом смысле, с философическим уклоном. А образование, несомненно важнейшая вещь. Систематическое получение информации способствует формированию того, без чего слушатель слышит только свои эмоции и более ничегошеньки.
интерпретация. Изумительные переходы , чудесный звук, ничего, бьющего на внешний
эффект.Это, конечно, моё восприятие. Надо слушать.
и соответствующая тонкая и многозначная интерпретация. Изумительные переходы , чудесный
звук, ничего, бьющего на внешний эффект.Это, конечно, моё восприятие. Надо
слушать.
исполнение всегда обсуждаемой Сонаты, всё очень цельно, сплошной поток со всеми
бетховенскими чудесами нюансировки, своя альтернативная вселенная. Спасибо огромное art15!
почему-то захотелось продолжить хрестоматийным же -- хорошая жена, хороший дом – что ещё
надо человеку, чтобы встретить старость? Ну, как-то вот так по впечатлению. В общем, всё
хорошо. Спасибо.
и соответствующая тонкая и многозначная интерпретация. Изумительные переходы , чудесный
звук, ничего, бьющего на внешний эффект.Это, конечно, моё восприятие. Надо
слушать.
академической красоты, которая, собственно, и является единственно возможным достойным
воплощением сказанного великим Бетховеном. На такое не способны слабо обеспеченные
технически пианисты, скрывающие за сумрачностью натуры и напускным трагизмом неспособность
подарить слушателю и себе счастье слушать Музыку, не отвлекаясь на мычание, шуршание и
прочие фальши, исходящие от пианиста.
Прекрасное исполнение. Спасибо за наводку cdtnkfyf и art15 за размещение записи.
чистой красоты, именно академической красоты
высказыванием согласиться. По поводу же второй - нет и нет! Здесь Фрейре безбожно
злоупотребляет педалью в музыке, которая подразумевает либо минимальное, очень взвешенное
её использование, либо игру совсем без педали. Возникающее при этом количество грязи,
грязных `наплывов` несовместимо ни с чистотой, ни с красотой. А неважнецки прослушанная
фактура? Фигурации, звучащие на равных с мелодией или даже пуще неё? В общем, тоже
разновидность этюда
мне красиво!` Всё-таки музыка - это больше, чем простое услаждение слуха.
Конечно, у Фрейре исполнение очень добротное. При большом желании можно признать его
эталоном `чистой академической красоты`, поместить в рамочку и любоваться - зависит от
слушателя. Копья ломать тут не из-за чего. Оно не волнует, не захватывает, не открывает
новых горизонтов, ничего не меняет в твоей картине мира, не вызывает сильнейшего
эмоционального потрясения и не оставляет яркого, непреходящего следа - слишком уж
ординарно.
В скобках замечу, что Бетховен в этой сонате совсем не был `академиком`, скорее
новатором, бунтарём, ниспровергателем.
главным образом, одного: `Сделайте мне красиво!`
... Копья ломать тут не из-за чего. Оно не волнует, не захватывает, не открывает новых
горизонтов, ничего не меняет в твоей картине мира,...
В скобках замечу, что Бетховен в этой сонате совсем не был `академиком`, скорее
новатором, бунтарём, ниспровергателем.
вашем понимании?
Когда-то в прежней жизни, находясь в академическом отпуске и работая на одном научном
предприятии, я в обеденный перерыв зашел в актовый зал, где стоял рояль. На фортепиано в
то время я ещё играл. Присел к инструменту и руки как-то сами собой заиграли Экспромт
Шуберта соль-бемоль мажор из ор. 90...
Когда затих последний аккорд, я услышал всхлип в зале :))) Обернулся - вижу сидит ряду
так в десятом девушка из секретариата и хлюпает носом.
- Это вы сейчас Полонез Огинского играли? - спросила она.
Как вам сказать, что я испытал в том момент? Да нет, собственно, необходимости пояснять
вам это. Но уж точно у меня не возникли какие-то `никогда непонимания`.
Вы вот написали, что исполнение 32-й Сонаты Плетневым заставило вас плакать. С
технической точки зрения исполнение - настаиваю и опровергнуть это будет нельзя -
отвратительное для музыканта такого уровня, но я с уважением отношусь к вашим чувствам и
совершенно не стремлюсь ломать какие-то копья.
И не в скобках замечу, что в своей последней сонате Бетховен сосредоточил всё, что
`нажил` здесь за всё своё здесь пребывание. Для него эта соната не `прорыв` и не бунт, и
ещё, боже упаси, не ниспровержение, а неведомое до него по красоте и силе, но в рамках
именно академического мышления, изложение его жизни, его отношения к ней - местами
грустного, местами ироничного, в чём-то с попытками пророчества и игривого, а Ария - это
нежное прощание, после которого ничего, кроме слов Гамлета - Дальнейшее молчание- и быть
не может.
И никто вам не предлагал ломать копья. Я помню ту девушку в актовом зале, с которой мы
поговорили немного и в дальнейшем, при встречах обменивались добрыми улыбками, смысл
которых понимали только мы.
Так вот. Если она плакала, слушая Шуберта, то я должен отнести это на свой счет, на своё
офигенное мастерство или всё же тут Шуберт поработал так, что даже в ординарном исполнении
Экспромт способен вызвать слезы у неискушенного слушателя? Думаю, что всё таки Шуберт, а
остальное достроила сама душа девушки. Как и в вашем случае слёзы вызвал Бетховен, пусть и
в исреннем, но уж слишком вольном и небрежном (для себя, домашнем) исполнении Плетнева.
главным образом, одного: `Сделайте мне красиво!` Всё-таки музыка - это больше, чем простое
услаждение слуха.
красиво!`? Вы ведь вкладываете в этот вопрос некий смысл подобный наполнению фразы `Хлеба
и зрелищ!`?
Не допускаю даже мысли, что здесь ещё остались люди, которым от музыки нужно именно это.
Ваши слова продиктованы обидой, но ведь на мнения не обижаются.
Я говорил не о красоте буффонады или пестрого шоу, к чему вы увлекаете читающих ваши
посты и вскользь соглашающихся с вами.
Я говорил об академической красоте, а это такая красота, которая без смысловой и
нравстенной, и интеллектуальной наполненности произведения попросту не существует.
90...
исполнение упомянутого Экспромта, послушайте, если будет желание, и посмотрите вот это
видео, из числа сохранившихся в архиве.
https://classic-online.ru/ru/performer/128?composer_sort=35&prod_sort=40805
красота, которая без смысловой и нравстенной, и интеллектуальной наполненности
произведения попросту не существует.
Ваши слова продиктованы обидой, но ведь на мнения не обижаются.
вами согласиться. И тогда уж добавлю, что в исполнении Пленева интеллекта и смысла хоть
отбавляй плюс воля и настоящая страсть, как бы это ни противоречило вашим представлениям о
нем. При такой цельной и мощной интерпретации даже в голову не приходит копаться в мелких
помарках - общее впечатление просто стирает их из памяти. Тут не грех и Рихтера вспомнить,
хотя пианисты, конечно, очень разные.
Совершенно не поняла, на что я должна была, по-вашему, обидеться. Спасибо за воспоминания
- очень трогательно.
академической красоты исполнение упомянутого Экспромта, послушайте, если будет желание, и
посмотрите вот это видео, из числа сохранившихся в архиве.
https://classic-online.ru/ru/performer/128?composer_sort=35&prod_sort=40805
Исполнение действительно академической красоты. И не только академической, но и
человеческой тоже.
первой части ещё как - не без этого.
Так что Ваше `вскользь` здесь не по адресу.)
...
бунта, когда минует для вас время доказывания, и наступит время спокойных констатаций...
Время, время... `Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и
время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время
врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время
сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время
обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и
время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время
любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру` (С).
первой части в качестве бунта, когда минует для вас время доказывания, и наступит время
спокойных констатаций...
Время, время... `Всему свое время
возраст детей, понимаешь, что доказывать бесполезно. Остается только констатировать. И
ссылаться на книгу Экклезиаста.)
А видео замечательное. Спасибо. При такой экономии движений Горовиц говорит так много и
только истину.
дорогая weina, за понимание. Это такая редкость! Я уже как-то вспоминал эпизод из
своей младости, когда я, беседуя с Д.Б.Кабалевским, увлекся и начал витийствовать о
чем-то модном тогда, `модерновом`. А Дм.Бор. наклонился ко мне с высоты своих двух метров
и сурово так спросил: `А вы Гайдна слушали?`. И мой фонтан иссяк. В предыдущем посте я
коснулся роли нашего сайта в деле расширения интереса к классике (очень вяло сказано, но в
третьем часу ночи красноречие трудновато дается). Однако палка о двух концах. Наш милый
Дима, увлеченный античностью, бесспорно, славный молодой человек (я нимало не сомневаюсь,
что он будет превосходным музыковедом), но древности, о которых он неутомимо здесь
толкует, по моему - имхо – мнению, для любителя музыки, особенно неофита, просто –
информационный шум. В этом смысле сведения, которую может давать наш замечательный сайт
(записи + коментарии), в определенном смысле избыточны и могут сбить кого-то с толку.
Известна мысль о том, что для полноценного духовного развития человека было бы достаточно
прочитать и усвоить всего нескольо десятков великих кнг. Но для того, чтобы понять это,
требуется, увы, прочитать тысячи других – проходных – томов. Вот почему каждому в идеале
нужен духовный пастырь, который поможет НЕ делать того, что делать излишне и даже вредно.
У ЛНТ есть притча: мужик ел баранки и никак не мог насытится. Наконец, съев 12-ю, понял,
что – наелся и думает: зачем же я ел 12, когда хватило бы одной последней? Глупость,
конечно, но глупость поучительная : таки надо избегать трат времени и сил на усвоение
того, что потом не понадобиться. Зачем тратиться на второстпенных комозиторов? Какой от
них толк? Зачем их нахваливать, рекомендуя другим? Конечно, тут опять логический тупик:
как понять, что «вот это» слушать не надо, если сам не послушаешь? Но ответ-то давно
известен: учиться нужно. При том – на ошибках чужих, а не своих, усваивать опыт,
накопленный людьми до тебя…. Что было бы со школьниками, если бы им вменили в обязанность
самостоятельно разрабатывать дифференциальное исчисление?
Пардон, как-то дидактично-педатично звучит. Спокойной ночи.
славный молодой человек (я нимало не сомневаюсь, что он будет превосходным музыковедом),
но древности, о которых он неутомимо здесь толкует, по моему - имхо – мнению, для любителя
музыки, особенно неофита, просто – информационный шум.
каждое имя. Композиторы живут до тех пор, пока исполняется их музыка. Я абсолютно уверен
из-за чего у Вас непринятие всего `нового`. Ваш музыкальный кругозор очень широк, это
сущая правда, но он ограничивается только репертуаром пластинок времён СССР. Потому что
там исполняли одних и тех же немногочисленных авторов и понятно, что любовью к ним
пропитано всё (из-за невозможности услышать что-то иное). И поэтому для людей, которые
десятилетиями слушали одно и тоже, продиктованное кем-то, всё, что не входит в этот `круг
мастеров`, является чужим, враждебным и второсортным для них. Мне жаль, что даже в эпоху,
когда неизвестные авторы активно открываются и записываются, люди всё ещё хранят
консерватизм в его наиболее ярком проявлении.
людей в муз. заведениях. Дескать есть Бах - барокко - можно этим и ограничиться. Да сейчас
всё больше становится прогрессивных педагогов, но и консервативных в роговых очках
хватает. Увы... Очень жаль, что люди живут в своём антиформалистическом райке.
репертуаром пластинок времён СССР.
справку. У меня несколько фонотек. Это около 3000 винила (в том числе в значительной мере
- импорт, привозившийся из-за `бугра`. (В свое время я был едва ли не первым, кто привез в
Москву `Молоток без мастера`). Есть у меня около 1500 компакт-дисков (помимо CD, там
штук 200 Мр3, меня это вполне устраивает, поскольку я не филофонист, и приобретал не
редкости, которые «достают», чтобы похвастаться, а – музыку). Как Вы понимаете, Дима,
это вовсе не сочинения `Могучей кучки` и не патриотические кантаты членов СК второго и
третьего разбора. Есть у меня еще старая фонотека компакт-кассет на которых я записывал
сборники шедевров. Это примерно 600 часов звучания. Есть у меня, наконец, довольно большая
подборка почерпнутых из интернета редких произведений и редких записей это около половины
терабайта. Всего мой «кругозор» складывается примерно из 800 имен композиторов. Я
понимаю, что это на порядок меньше, чем в нашем славном архиве. Но это – СЛАВА БОГУ!
Предложили бы мне в подарок сочинения остальных творцов музыки (8000-800=7200) -
шарахнулся бы от испуга и, конечно, не взял бы. Нет у меня и любимых Вами, Дима
античностей. Бог с ним, пусть ими занимаются историки, а я просто любитель музыки.
редкость!
Пардон, как-то дидактично-педатично звучит.
наверное, слушать в с е у в с е х. А среди второстепенных... Иногда среди пепла блеснет
алмаз, как, например, блеснул для меня тот же Зеленка. И, если уж так строго судить, то
почти все барокко - второстепенное по с равнению с Бахом, а все остальные - по сравнению
с Моцартом (хе-хе, еще скажите, что вкусовщина))) Поэтому... Честь и хвала тем, кто в
поте лица, как старатель, раскапывает всякие раритеты. И я не буду отвергать подаренные
мне частицы золотого песка. Архив этим и богатеет!
блеснет алмаз, как, например, блеснул для меня тот же Зеленка.
Из второсортных алмазов можно сплести целое ожерелье: сыновья Баха, Телеман, Иржи Бенда,
Анри Демаре, гениальные (пусть только для меня) Локателли, Михаэль Гайдн и Делаланд, Ян
Дусик и Гуммель, Стамиц и Диттерсдорф, наконец Бетчер, Керубини и Фукс и многие другие.
Спасибо Anonymos(у) за эксклюзив!
Какой от них толк? Зачем их нахваливать, рекомендуя другим?
Конечно, тут опять логический тупик: как понять, что «вот это» слушать не надо, если
сам не послушаешь?
Что было бы со школьниками, если бы им вменили в обязанность самостоятельно
разрабатывать дифференциальное исчисление?
Второстепенное для Вас оказывается для кого-то единственным.
Но не только это оправдывает существование `второстепенных` композиторов, художников,
писателей, `просто` людей, в конце концов.
Вот был такой Леопольд Моцарт. Мне было интересно его второстепенное композиторское
творчество. Просто было любопытно послушать музыку человека, который воспитал гения.
И ещё одно, но, думаю, вполне уместное рассуждение - мир един и существует не только
благодаря великолепным своим, фигурально говоря, изысканным и триумфальным аркам,
акведукам Рима, фронтонам Исакия, но благодаря тому, что его архитектура жиздется и на
грязи, своего рода, которая используется в строительстве как `всякого рода глиииина` (С),
Н.Г. Гарин-Михайловский.
Это не логический тупик, а ответ на Ваш первый вопрос.
Ничего бы не было со школьниками. Они бы просто не поняли, что от них требуется. Учение,
накопление опыта и вообще развитие в широком смысле, включая музыку, состоит в сравнении:
было - стало. Самое сложное произведение состоит из банальных звуковых оборотов, каждый
великий роман начинен дешевыми речевыми оборотами.
Нет ничего второстепепенного. Исчезновение лишь одного атома бесследно повлечет смерть
вселенной, а потому для меня нет никакой возможности слушать Баха, если на свете не будет
Мессы Мельчора Лопеса-Хименеса.
слушать в с е у в с е х. А среди второстепенных...
момент. Что такое «второстепенный»? Как известно, короля играет свита. Дебюсси, при всей
его гениальности, появился не на пустом месте. Незадолго до него, одновременно с ним и
несколько позже жили и формировали импрессионистскую ауру многие композиторы – от
великого Сезара Франка, крупных мастеров уровня Форе, Шоссона, д-Энди Дюка, Шабрие,
Шмитта И до , казалось бы, авторов второго ряда, таких, как Дюпарк, Шарпантье или
Векерлен. Все они, в большей или меньшей степени предвосхищали или поддерживали
импрессионистскую эстетику, подобно тому как барбизонцы готовили приход генерации Клода
Моне. Это как бы системные предтечи и попутчики импрессионизма, без которых историю
импрессионизма нельзя представить. Можно ли считать их «второстепенными»?
Другое дело - степень одаренности художника. Да, малоталантливый автор рано
или поздно, но по любому попадает в разряд «второстепенных», «второразрядных».
пастырь, который поможет НЕ делать того, что делать излишне и даже вредно.
...
замечательных музыкальных произведений мы бы не дождались до сих пор, если бы длилось и
длилось одно из времён духовных пастырей, именуемое средневековьем!
- Леопольд Моцарт. воспитал гения.
- ичего бы не было со школьниками.
- для меня нет никакой возможности слушать Баха, если на свете не будет Мессы
Мельчора Лопеса-Хименеса.
- Воспитать гения нельзя. Гений должен родиться при счастливых генетических
условиях. Но потенциального гения можно потерять, неправильно его воспитывая.
- Речь идет о передаче и накоплении знаний в масштабе поколений. Без этого
человечество бы деградировало,точнее говоря - не развивалось, оставаясь на каком-то вечном
первобытном плато.Это трюизм.
- Бьюсь об заклад, что Баха Вы услышали и слушали гораздо раньше Хименеса и...
ничего,, музыка для Вас из-за этого не потускнела., это очевидно. Я понимаю, что `жизнь
без Хименеса` это лишь условный образ оскудения, ограниченности. Но тем не менее...
на этот важный тезис.Вы придаете ему некое гуманистическое звучание: вроде как - `не
отнимайте у человека радость!`. Никто ни у кого ничего не отнимает: пусть Скрипач в фильме
Данелии играет свое `Мама, мама, что я буду делать`, а Стас Михайлов доводит до полного
экстаза свою публику, благодаря которой он `попал на деньги`. Конечно, их уже не убедишь,
что `Икусство фуги` можно слушать.ь Поезд ушел. И к к ак говорил Промокашка `Шопена-то
всякий может, а ты вот Мурку сыграй...`
Впрочем, Ваш тезис можно толковать по-разному. Можно вот так, высокопарно: `Музыка,
как великое искусство,
может найти дорогу к сердцу любого человека`.
А можнно вот так: `Любая музыка, отражающая личность автора. найдет своего
почитателя, как она ни была бы бездарна и пошшла`. Другими словами - на всякое рыло есть
любило.. Вот это, думаю, ужасно, хотя, наверное, так оно и есть...
- Бьюсь об заклад, что Баха Вы услышали и слушали гораздо раньше Хименеса и...
ничего,, музыка для Вас из-за этого не потускнела., это очевидно. Я понимаю, что `жизнь
без Хименеса` это лишь условный образ оскудения, ограниченности. Но тем не
менее...
понимаю, не идет в контексте Бах vs Хименес, а про их обоих (и многих, многих, многих...)
в контексте сайта.
Не обессудьте уж, мэтр, но вступлюсь за всех хименесов разом. Очень субъективно: Баха (и
бахоподобных, простите за термин) я знал и слышал задолго до 09.08.2011 01:23 (время моей
регистрации на сайте :) ). Да, конечно, в совершенно необъятном Архиве открыл новое в
исполнении того же ИСБ и благодарен за то. Но главным образом Архив мне открыл уйму
`хименесов`, о коих не имел ни малейшего представления.
Довольно редко бываю сейчас тут, но признаюсь: не помню, когда в последний раз слушал
что-то из грандов. А вот новых `хименесов` стараюсь хоть вполуха послушать. Пережил ли я
потрясение и изменилось ли что-то в моей шкале? Нет, конечно.
Просто немножко сродни сознанию, что мы не одни во Вселенной... :)
придаете ему некое гуманистическое звучание: вроде как - `не отнимайте у человека
радость!`
- Воспитать гения нельзя. Гений должен родиться при счастливых генетических
условиях
слова.
`Любая музыка находит отклик` - это утверждение буквально, безотносительно к чему-либо
или кому-либо. В ком-то она, музыка, вызывает положительный отклик, в ком-то, наоборот,
отрицательный, чему-то способствует, что-то разрушает и т.п... Дальнейшие, однако, мои
рассуждения на данную тему вышли бы за рамки `музыкальных` обсуждений, потому воздержусь.
т.к. сие не приветствуется.
Рожденный гений лишь потенция, которую необходимло проявить. Не боясь показаться
банальным, скажу - Бросьте гения в Калахари и получите, уж простите неполиткорректность,
толкового, в лучшем случае, охотника бушмена вместо великого на все времена `гуляки
праздного`.
я тоже рад слышать. Вы злоупотребляете молчанием в той же степени как я болтливостью. Но
уж простите меня, это – возрастное, и это теперь одно из немногих доступных мне
удовольствий. Мне кажется, что я понимаю – что Вы имеете в виду по поводу «хименесов». У
нас Вами, в сущности, нет никаких противоречий. Совсем недавно я с удовольствием –
благодаря форуму – слушал двух новых для меня авторов – англичанина Бакса и финна
Раутаваара. Не могу сказать, что я потрясался. Но слушал без всякого сопротивления и,
кажется, сохранил желание к этой музыке возвращаться, а это не мало. Здесь, в сущности,
все просто: талантливая музыка сама себя укрепляет во времени, и живет в исполнениях,
даже если не представляет собой великого шедевра, но несет в себе что-то новое, свежее.
Но настоящий талант все же редкость, и когда начинают увлеченно обсуждать иванова,
петрова и сидорова, толком не зная гениев, меня это удручает (это тот самый случай который
я недавно тут вспоминал – когда Д.Б.Кабалевский щелкнул меня по носу Гайдном).
`
нельзя. Гений должен родиться при счастливых генетических условиях. Но потенциального
гения можно потерять, неправильно его воспитывая». Вы пишете: «Рожденный гений лишь
потенция, которую необходимо проявить» Это совершенно верно, мы с Вами говорим одно и то
же, только разными словами. Правда, моя фраза «Воспитать гения нельзя» неаккуратна.
Строго говоря, смысл должен быть такой: потенциальный гений (т.е. человек, родившийся с
задатками гения) может стать гением «кинетически», реально действующим только при
условии правильного воспитания (обучения. ), В противном случае одаренность отается в той
или ной степени нереализованной. Но если ужная генетическая компонента отсутствует, то
никакое сколь угодно полноценное воспитание стать гением не поможет.
Я, кстати говоря, мал-мала занимался проблемой развития одаренности. В одной из Моих
книг есть раздел, освященный этой проблеме. Там, в частности излагаются требования к
системе воспитания и специального обучения, имеющие прямое отношение к музыке.В кратком
изложении это:
1.РАННЕЕ ОБНАРУЖЕНИЕ задатков,
2.Верная их ИДЕНТИФИКАЦИЯ по направленности,
3.СВОЕВРЕМЕННОЕ НАЧАЛО специальной подготовки,
исключающее т.н.«нуверс» - педагогическую запущенность;
4. Возможно боле полное погружение в профессионально
ориентированную СРЕДУ,
5. Сильная МОТИВАЦИЯ к избранному направлению деятельности.
6. РЕЖИМ высокоинтенсивной деятельности, исключающий,
однако, работу на износ;
7. ГАРМОНИЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ физически, психически и нравственно здорового
человека.
8. СИСТЕМНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ и выполнение всех перечисленных требований. Пренебрежение
любым из них всегда отрицательно сказывается на результатах подготовки.
Этот раздел в книге заканчивается следующим абзацем:
«Вольфганг Амадей Моцарт стал гением музыки не только в силу генетической
предрасположенности (его отец, Леопольд Моцарт был тоже неплохим музыкантом), но и потому,
что с момента рождения имел благоприятное окружение (вся семья Моцартов была
профессиональными музыкантами), предельно рано, систематизированно и широко начал
обучаться музыке и сочинять,относясь к занятиям исключительно увлеченно и творчески
(первые сочинения – в четырехлетнем возрасте)».
трагедия. В 2019г. он сломал правую руку и был оперирован,
много болел, а после этой беды впал в депрессию.
https://www.classicalmusicnews.ru/news/nelson-freire-passed/
срока. Так вышло, что скачал эту запись давно, а прослушать получилось только сегодня, уже
после прискорбного факта смерти Н.Ф. Давно уже знаю этого пианиста, начав знакомство с его
исполнений Э Вила-Лобоса. Блестяще и технически и музыкально. `Детские уголки`-прелесть
просто. Какой-то (точно не помню) комментатор принялся как-то раскрывать неофитам суть
мУзык ЭВЛ, заявив, что, дескать, не стоит искать там глубины. Вот уж странность так
глупость, Но это так, к слову. Вернусь к 32-й. Прежде , на день раньше, прослушал её же у
Клары Хаскил. Если бы-до, то всего скорее был бы весьма восхищён. Однако Хаскил делает
такую музыку, что просто нельзя оторваться; затягивает слушающего как подводную лодку в
соседних степях. А ведь запись К.Х. в чисто аудио-техническом плане значительно хуже.
Она-со старого затёртого винила, живая, с киксом вначале , стуками и кашлем.
Но-впечатление-огромное. У Фрейре я совсем того не услышал, к большому огорчению. Особенно
во второй части. Ну нет ощущения вселенской скорби и опустошения, неотвратимого завершения
чего-то огромного, фантома трагедии нет. Возможно, это я глупости настукиваю, но перечень
чёрных нотных точек несёт в себе не только задачу безошибочного их проигрывания, но и
обнажения смыслов и связей между ними, и далее, уже в области вербально невыразимых,
существующих только в закоулках сознания аллюзий, воспоминаний , мечтаний и прочего ,
хранящегося в аксонных связях в самых глубинах памяти человека. А Фрейре как музыкант
очень и очень хорош, но здесь что-то не в унисон с моими аксонами. Впрочем, это
разумеется чисто индивидуальное впечатление и подавляющее большинство прослушавших не
согласятся, но это к лучшему. Просто захотелось выразить своё мелкое частное мнение ,
идущее в раскоряку с другими. (Не все ещё и слушали на самом деле, очень даже не все из
имеющих эту возможность).
разное понимание не только этой Сонаты, но, как я думаю, и личности Бетховена. Могу
рассуждать в литературной плоскости, поскольку не имею муз. образования, но... очень
долгий опыт слушания классической музыки. Прежде всего ,хочу сказать, что у ЛвБ как,
впрочем, и ИСБ их камерные сочинения это всегда очень интимный разговор, имо, а у ЛВБ он
мне представляется -с самим собой. Вот и в этой Сонате, как я слышу и понимаю, в первой
части смятение чувств, они настолько разнообразны, перемежаются сомнениями, гневом,
надеждой и т.д., соответственно, интерпретатор обязан прочувствовать всё это, иначе
произойдет попросту искажение смыслов. Вторая часть, опять же в моём понимании,
философски-медитативная, требующая очень точной нюансировки. Эту Сонату в разных
исполнениях я слушала десятки раз, чтобы основательно вникнуть в суть, ну а в исполнении
Клары я слышу почти постоянный открытый звук, нюансов, а значит, и глубокого понимания, не
слышно, в её исполнении композитор этакий `лохматый, взрывной, иногда сентиментальный
гений`. Струнные квартеты ЛвБ, имо, верный дополнительный ключ к его пониманию. Вкусы и
представления, конечно, у всех разные, но Нельсона в обиду не дам.
На меня большее впечатление производит исполнение Хаскил, без вопросов. И не только
потому, что она в ноты не попадает (а я это люблю, я на это легко покупаюсь), но ее
темповые вариации, и динамические меня волнуют больше, чем интеллектуальное и техничное
исполнение Фрейре.
Впечатление, что у Хаскил личное, интимное общение с инструментом. Его можно и обругать,
на него можно обидеться. Но можно и помириться. Хотя это - древняя запись, а впечатление,
как будто она играет сейчас прямо.
Ничего плохого про Фрейре, конечно, не говорю.
Я, правда, послушал только первую часть внимательно. Обязательно завтра напишу о второй.
легко покупаюсь)
обожаю всяческую жизнь. )
Не случайно же Пушкин без грамматической ошибки не любил...
взрывной, иногда сентиментальный гений`.
Фрейре не тянет этот материал. Он скользит по поверхности как водомерка в пруду. Гладко и
красиво. А что делать, ЛВБ не всем даётся. Рихтеру, АБМ-му , да и многим-многим другим
давался, а здесь нет. Прочие композиторы у него вне критики.
этот материал. Он скользит по поверхности как водомерка в пруду. Гладко и красиво. А что
делать, ЛВБ не всем даётся. Рихтеру, АБМ-му , да и многим-многим другим давался, а здесь
нет. Прочие композиторы у него вне критики.
о личности Бетховена каждый судит по тому, что выбрал для чтения и, само собой, по
музыке...
личности Бетховена каждый судит по тому, что выбрал для чтения и, само собой, по
музыке...
человек очень внимательно, весь сосредоточился, забыл о жене и детях; слушает, а не
слышит. Сплошь и рядом. Я не о этом материале, а в обобщённом смысле, с философическим
уклоном. А образование, несомненно важнейшая вещь. Систематическое получение информации
способствует формированию того, без чего слушатель слышит только свои эмоции и более
ничегошеньки.