1. Maestoso - Allegro con brio ed appassionato
2. Arietta: Adagio molto, semplice e cantabile

Посв. эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому

         (37)  


cdtnkfyf (03.05.2020 13:31)
Глубокое интеллектуальное постижение музыки гения и соответствующая тонкая и многозначная
интерпретация. Изумительные переходы , чудесный звук, ничего, бьющего на внешний
эффект.Это, конечно, моё восприятие. Надо слушать.

cdtnkfyf (05.08.2021 23:14)
cdtnkfyf писал(а):
Глубокое интеллектуальное постижение музыки гения
и соответствующая тонкая и многозначная интерпретация. Изумительные переходы , чудесный
звук, ничего, бьющего на внешний эффект.Это, конечно, моё восприятие. Надо
слушать.
....послушала раз десять, упорно стою на своём - для меня это пока лучшее
исполнение всегда обсуждаемой Сонаты, всё очень цельно, сплошной поток со всеми
бетховенскими чудесами нюансировки, своя альтернативная вселенная. Спасибо огромное art15!

oriani (06.08.2021 00:07)
Высокопрофессиональное исполнение... безупречно академический, хрестоматийный Бетховен...
почему-то захотелось продолжить хрестоматийным же -- хорошая жена, хороший дом – что ещё
надо человеку, чтобы встретить старость? Ну, как-то вот так по впечатлению. В общем, всё
хорошо. Спасибо.

Biolog (06.08.2021 01:40)
cdtnkfyf писал(а):
Глубокое интеллектуальное постижение музыки гения
и соответствующая тонкая и многозначная интерпретация. Изумительные переходы , чудесный
звук, ничего, бьющего на внешний эффект.Это, конечно, моё восприятие. Надо
слушать.
Тот случай, когда соната живёт и дышит величием чистой красоты, именно
академической красоты, которая, собственно, и является единственно возможным достойным
воплощением сказанного великим Бетховеном. На такое не способны слабо обеспеченные
технически пианисты, скрывающие за сумрачностью натуры и напускным трагизмом неспособность
подарить слушателю и себе счастье слушать Музыку, не отвлекаясь на мычание, шуршание и
прочие фальши, исходящие от пианиста.
Прекрасное исполнение. Спасибо за наводку cdtnkfyf и art15 за размещение записи.

Niksti (06.08.2021 17:25)
Biolog писал(а):
Тот случай, когда соната живёт и дышит величием
чистой красоты, именно академической красоты
По первой части, вероятно, можно с этим
высказыванием согласиться. По поводу же второй - нет и нет! Здесь Фрейре безбожно
злоупотребляет педалью в музыке, которая подразумевает либо минимальное, очень взвешенное
её использование, либо игру совсем без педали. Возникающее при этом количество грязи,
грязных `наплывов` несовместимо ни с чистотой, ни с красотой. А неважнецки прослушанная
фактура? Фигурации, звучащие на равных с мелодией или даже пуще неё? В общем, тоже
разновидность этюда

weina (06.08.2021 18:14)
Никогда не понимала слушателей, ожидающих от музыки, главным образом, одного: `Сделайте
мне красиво!` Всё-таки музыка - это больше, чем простое услаждение слуха.
Конечно, у Фрейре исполнение очень добротное. При большом желании можно признать его
эталоном `чистой академической красоты`, поместить в рамочку и любоваться - зависит от
слушателя. Копья ломать тут не из-за чего. Оно не волнует, не захватывает, не открывает
новых горизонтов, ничего не меняет в твоей картине мира, не вызывает сильнейшего
эмоционального потрясения и не оставляет яркого, непреходящего следа - слишком уж
ординарно.
В скобках замечу, что Бетховен в этой сонате совсем не был `академиком`, скорее
новатором, бунтарём, ниспровергателем.

LAKE (06.08.2021 22:03)
weina писал(а):
Никогда не понимала слушателей, ожидающих от музыки,
главным образом, одного: `Сделайте мне красиво!`
... Копья ломать тут не из-за чего. Оно не волнует, не захватывает, не открывает новых
горизонтов, ничего не меняет в твоей картине мира,...
В скобках замечу, что Бетховен в этой сонате совсем не был `академиком`, скорее
новатором, бунтарём, ниспровергателем.
А разве кто-то из таких слушателей нуждается в
вашем понимании?

Когда-то в прежней жизни, находясь в академическом отпуске и работая на одном научном
предприятии, я в обеденный перерыв зашел в актовый зал, где стоял рояль. На фортепиано в
то время я ещё играл. Присел к инструменту и руки как-то сами собой заиграли Экспромт
Шуберта соль-бемоль мажор из ор. 90...
Когда затих последний аккорд, я услышал всхлип в зале :))) Обернулся - вижу сидит ряду
так в десятом девушка из секретариата и хлюпает носом.

- Это вы сейчас Полонез Огинского играли? - спросила она.

Как вам сказать, что я испытал в том момент? Да нет, собственно, необходимости пояснять
вам это. Но уж точно у меня не возникли какие-то `никогда непонимания`.
Вы вот написали, что исполнение 32-й Сонаты Плетневым заставило вас плакать. С
технической точки зрения исполнение - настаиваю и опровергнуть это будет нельзя -
отвратительное для музыканта такого уровня, но я с уважением отношусь к вашим чувствам и
совершенно не стремлюсь ломать какие-то копья.

И не в скобках замечу, что в своей последней сонате Бетховен сосредоточил всё, что
`нажил` здесь за всё своё здесь пребывание. Для него эта соната не `прорыв` и не бунт, и
ещё, боже упаси, не ниспровержение, а неведомое до него по красоте и силе, но в рамках
именно академического мышления, изложение его жизни, его отношения к ней - местами
грустного, местами ироничного, в чём-то с попытками пророчества и игривого, а Ария - это
нежное прощание, после которого ничего, кроме слов Гамлета - Дальнейшее молчание- и быть
не может.

И никто вам не предлагал ломать копья. Я помню ту девушку в актовом зале, с которой мы
поговорили немного и в дальнейшем, при встречах обменивались добрыми улыбками, смысл
которых понимали только мы.
Так вот. Если она плакала, слушая Шуберта, то я должен отнести это на свой счет, на своё
офигенное мастерство или всё же тут Шуберт поработал так, что даже в ординарном исполнении
Экспромт способен вызвать слезы у неискушенного слушателя? Думаю, что всё таки Шуберт, а
остальное достроила сама душа девушки. Как и в вашем случае слёзы вызвал Бетховен, пусть и
в исреннем, но уж слишком вольном и небрежном (для себя, домашнем) исполнении Плетнева.

LAKE (06.08.2021 22:13)
weina писал(а):
Никогда не понимала слушателей, ожидающих от музыки,
главным образом, одного: `Сделайте мне красиво!` Всё-таки музыка - это больше, чем простое
услаждение слуха.
А скажите, вы и вправду полагаете, что здесь я искал `Сделайте мне
красиво!`? Вы ведь вкладываете в этот вопрос некий смысл подобный наполнению фразы `Хлеба
и зрелищ!`?
Не допускаю даже мысли, что здесь ещё остались люди, которым от музыки нужно именно это.
Ваши слова продиктованы обидой, но ведь на мнения не обижаются.

Я говорил не о красоте буффонады или пестрого шоу, к чему вы увлекаете читающих ваши
посты и вскользь соглашающихся с вами.

Я говорил об академической красоте, а это такая красота, которая без смысловой и
нравстенной, и интеллектуальной наполненности произведения попросту не существует.

LAKE (06.08.2021 22:56)
LAKE писал(а):
... Экспромт Шуберта соль-бемоль мажор из ор.
90...
Чтобы пояснить как, на мой взгляд, `выглядит` и звучит академической красоты
исполнение упомянутого Экспромта, послушайте, если будет желание, и посмотрите вот это
видео, из числа сохранившихся в архиве.

https://classic-online.ru/ru/performer/128?composer_sort=35&prod_sort=40805

weina (06.08.2021 23:03)
LAKE писал(а):
Я говорил об академической красоте, а это такая
красота, которая без смысловой и нравстенной, и интеллектуальной наполненности
произведения попросту не существует.

Ваши слова продиктованы обидой, но ведь на мнения не обижаются.
О красоте - можно с
вами согласиться. И тогда уж добавлю, что в исполнении Пленева интеллекта и смысла хоть
отбавляй плюс воля и настоящая страсть, как бы это ни противоречило вашим представлениям о
нем. При такой цельной и мощной интерпретации даже в голову не приходит копаться в мелких
помарках - общее впечатление просто стирает их из памяти. Тут не грех и Рихтера вспомнить,
хотя пианисты, конечно, очень разные.

Совершенно не поняла, на что я должна была, по-вашему, обидеться. Спасибо за воспоминания
- очень трогательно.

Niksti (06.08.2021 23:41)
LAKE писал(а):
Чтобы пояснить как, на мой взгляд, `выглядит` и звучит
академической красоты исполнение упомянутого Экспромта, послушайте, если будет желание, и
посмотрите вот это видео, из числа сохранившихся в архиве.

https://classic-online.ru/ru/performer/128?composer_sort=35&prod_sort=40805

Исполнение действительно академической красоты. И не только академической, но и
человеческой тоже.

LAKE (06.08.2021 23:47)
Volovikelena писал(а):
... И побунтарствовал Бетховен в главной теме
первой части ещё как - не без этого.
Так что Ваше `вскользь` здесь не по адресу.)
...
Не уверен, что вы будете воспринимать главную тему первой части в качестве
бунта, когда минует для вас время доказывания, и наступит время спокойных констатаций...

Время, время... `Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и
время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время
врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время
сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время
обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и
время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время
любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру` (С).

Volovikelena (07.08.2021 00:10)
LAKE писал(а):
Не уверен, что вы будете воспринимать главную тему
первой части в качестве бунта, когда минует для вас время доказывания, и наступит время
спокойных констатаций...

Время, время... `Всему свое время
Давно пришло.) Когда проходишь через переходный
возраст детей, понимаешь, что доказывать бесполезно. Остается только констатировать. И
ссылаться на книгу Экклезиаста.)

А видео замечательное. Спасибо. При такой экономии движений Горовиц говорит так много и
только истину.

musikus (16.08.2021 11:51)
weina писал(а):
Никогда не понимала слушателей...
Спасибо,
дорогая weina, за понимание. Это такая редкость! Я уже как-то вспоминал эпизод из
своей младости, когда я, беседуя с Д.Б.Кабалевским, увлекся и начал витийствовать о
чем-то модном тогда, `модерновом`. А Дм.Бор. наклонился ко мне с высоты своих двух метров
и сурово так спросил: `А вы Гайдна слушали?`. И мой фонтан иссяк. В предыдущем посте я
коснулся роли нашего сайта в деле расширения интереса к классике (очень вяло сказано, но в
третьем часу ночи красноречие трудновато дается). Однако палка о двух концах. Наш милый
Дима, увлеченный античностью, бесспорно, славный молодой человек (я нимало не сомневаюсь,
что он будет превосходным музыковедом), но древности, о которых он неутомимо здесь
толкует, по моему - имхо – мнению, для любителя музыки, особенно неофита, просто –
информационный шум. В этом смысле сведения, которую может давать наш замечательный сайт
(записи + коментарии), в определенном смысле избыточны и могут сбить кого-то с толку.
Известна мысль о том, что для полноценного духовного развития человека было бы достаточно
прочитать и усвоить всего нескольо десятков великих кнг. Но для того, чтобы понять это,
требуется, увы, прочитать тысячи других – проходных – томов. Вот почему каждому в идеале
нужен духовный пастырь, который поможет НЕ делать того, что делать излишне и даже вредно.
У ЛНТ есть притча: мужик ел баранки и никак не мог насытится. Наконец, съев 12-ю, понял,
что – наелся и думает: зачем же я ел 12, когда хватило бы одной последней? Глупость,
конечно, но глупость поучительная : таки надо избегать трат времени и сил на усвоение
того, что потом не понадобиться. Зачем тратиться на второстпенных комозиторов? Какой от
них толк? Зачем их нахваливать, рекомендуя другим? Конечно, тут опять логический тупик:
как понять, что «вот это» слушать не надо, если сам не послушаешь? Но ответ-то давно
известен: учиться нужно. При том – на ошибках чужих, а не своих, усваивать опыт,
накопленный людьми до тебя…. Что было бы со школьниками, если бы им вменили в обязанность
самостоятельно разрабатывать дифференциальное исчисление?
Пардон, как-то дидактично-педатично звучит. Спокойной ночи.

Anonymous (16.08.2021 16:59)
musikus писал(а):
Наш милый Дима, увлеченный античностью, бесспорно,
славный молодой человек (я нимало не сомневаюсь, что он будет превосходным музыковедом),
но древности, о которых он неутомимо здесь толкует, по моему - имхо – мнению, для любителя
музыки, особенно неофита, просто – информационный шум.
Для меня каждая эпоха важна и
каждое имя. Композиторы живут до тех пор, пока исполняется их музыка. Я абсолютно уверен
из-за чего у Вас непринятие всего `нового`. Ваш музыкальный кругозор очень широк, это
сущая правда, но он ограничивается только репертуаром пластинок времён СССР. Потому что
там исполняли одних и тех же немногочисленных авторов и понятно, что любовью к ним
пропитано всё (из-за невозможности услышать что-то иное). И поэтому для людей, которые
десятилетиями слушали одно и тоже, продиктованное кем-то, всё, что не входит в этот `круг
мастеров`, является чужим, враждебным и второсортным для них. Мне жаль, что даже в эпоху,
когда неизвестные авторы активно открываются и записываются, люди всё ещё хранят
консерватизм в его наиболее ярком проявлении.

Anonymous (16.08.2021 17:21)
Жаль, что ситуация с `второсортностью` активно вбивается в незащищённые умы бедных молодых
людей в муз. заведениях. Дескать есть Бах - барокко - можно этим и ограничиться. Да сейчас
всё больше становится прогрессивных педагогов, но и консервативных в роговых очках
хватает. Увы... Очень жаль, что люди живут в своём антиформалистическом райке.

musikus (16.08.2021 19:27)
Anonymous писал(а):
Ваш музыкальный кругозор ограничивается только
репертуаром пластинок времён СССР.
Улыбнули Вы меня, Дима. Что ж, придется дать Вам
справку. У меня несколько фонотек. Это около 3000 винила (в том числе в значительной мере
- импорт, привозившийся из-за `бугра`. (В свое время я был едва ли не первым, кто привез в
Москву `Молоток без мастера`). Есть у меня около 1500 компакт-дисков (помимо CD, там
штук 200 Мр3, меня это вполне устраивает, поскольку я не филофонист, и приобретал не
редкости, которые «достают», чтобы похвастаться, а – музыку). Как Вы понимаете, Дима,
это вовсе не сочинения `Могучей кучки` и не патриотические кантаты членов СК второго и
третьего разбора. Есть у меня еще старая фонотека компакт-кассет на которых я записывал
сборники шедевров. Это примерно 600 часов звучания. Есть у меня, наконец, довольно большая
подборка почерпнутых из интернета редких произведений и редких записей это около половины
терабайта. Всего мой «кругозор» складывается примерно из 800 имен композиторов. Я
понимаю, что это на порядок меньше, чем в нашем славном архиве. Но это – СЛАВА БОГУ!
Предложили бы мне в подарок сочинения остальных творцов музыки (8000-800=7200) -
шарахнулся бы от испуга и, конечно, не взял бы. Нет у меня и любимых Вами, Дима
античностей. Бог с ним, пусть ими занимаются историки, а я просто любитель музыки.

Maxilena (16.08.2021 22:00)
musikus писал(а):
Спасибо, дорогая weina, за понимание. Это такая
редкость!

Пардон, как-то дидактично-педатично звучит.
Но ведь невозможно, да и не нужно,
наверное, слушать в с е у в с е х. А среди второстепенных... Иногда среди пепла блеснет
алмаз, как, например, блеснул для меня тот же Зеленка. И, если уж так строго судить, то
почти все барокко - второстепенное по с равнению с Бахом, а все остальные - по сравнению
с Моцартом (хе-хе, еще скажите, что вкусовщина))) Поэтому... Честь и хвала тем, кто в
поте лица, как старатель, раскапывает всякие раритеты. И я не буду отвергать подаренные
мне частицы золотого песка. Архив этим и богатеет!

Aelina (16.08.2021 22:40)
Maxilena писал(а):
А среди второстепенных... Иногда среди пепла
блеснет алмаз, как, например, блеснул для меня тот же Зеленка.
О да! И не только...
Из второсортных алмазов можно сплести целое ожерелье: сыновья Баха, Телеман, Иржи Бенда,
Анри Демаре, гениальные (пусть только для меня) Локателли, Михаэль Гайдн и Делаланд, Ян
Дусик и Гуммель, Стамиц и Диттерсдорф, наконец Бетчер, Керубини и Фукс и многие другие.

Спасибо Anonymos(у) за эксклюзив!

LAKE (16.08.2021 23:33)
musikus писал(а):
... Зачем тратиться на второстпенных комозиторов?
Какой от них толк? Зачем их нахваливать, рекомендуя другим?

Конечно, тут опять логический тупик: как понять, что «вот это» слушать не надо, если
сам не послушаешь?

Что было бы со школьниками, если бы им вменили в обязанность самостоятельно
разрабатывать дифференциальное исчисление?
Любая музыка находит отклик.
Второстепенное для Вас оказывается для кого-то единственным.
Но не только это оправдывает существование `второстепенных` композиторов, художников,
писателей, `просто` людей, в конце концов.
Вот был такой Леопольд Моцарт. Мне было интересно его второстепенное композиторское
творчество. Просто было любопытно послушать музыку человека, который воспитал гения.
И ещё одно, но, думаю, вполне уместное рассуждение - мир един и существует не только
благодаря великолепным своим, фигурально говоря, изысканным и триумфальным аркам,
акведукам Рима, фронтонам Исакия, но благодаря тому, что его архитектура жиздется и на
грязи, своего рода, которая используется в строительстве как `всякого рода глиииина` (С),
Н.Г. Гарин-Михайловский.

Это не логический тупик, а ответ на Ваш первый вопрос.

Ничего бы не было со школьниками. Они бы просто не поняли, что от них требуется. Учение,
накопление опыта и вообще развитие в широком смысле, включая музыку, состоит в сравнении:
было - стало. Самое сложное произведение состоит из банальных звуковых оборотов, каждый
великий роман начинен дешевыми речевыми оборотами.

Нет ничего второстепепенного. Исчезновение лишь одного атома бесследно повлечет смерть
вселенной, а потому для меня нет никакой возможности слушать Баха, если на свете не будет
Мессы Мельчора Лопеса-Хименеса.

musikus (16.08.2021 23:48)
Maxilena писал(а):
Но ведь невозможно, да и не нужно, наверное,
слушать в с е у в с е х. А среди второстепенных...
Тут есть еще один важный
момент. Что такое «второстепенный»? Как известно, короля играет свита. Дебюсси, при всей
его гениальности, появился не на пустом месте. Незадолго до него, одновременно с ним и
несколько позже жили и формировали импрессионистскую ауру многие композиторы – от
великого Сезара Франка, крупных мастеров уровня Форе, Шоссона, д-Энди Дюка, Шабрие,
Шмитта И до , казалось бы, авторов второго ряда, таких, как Дюпарк, Шарпантье или
Векерлен. Все они, в большей или меньшей степени предвосхищали или поддерживали
импрессионистскую эстетику, подобно тому как барбизонцы готовили приход генерации Клода
Моне. Это как бы системные предтечи и попутчики импрессионизма, без которых историю
импрессионизма нельзя представить. Можно ли считать их «второстепенными»?

Другое дело - степень одаренности художника. Да, малоталантливый автор рано
или поздно, но по любому попадает в разряд «второстепенных», «второразрядных».

LAKE (16.08.2021 23:51)
musikus писал(а):
... Вот почему каждому в идеале нужен духовный
пастырь, который поможет НЕ делать того, что делать излишне и даже вредно.
...
Сколько бы прекрасного никто из нас не увидел, какого бы огромного числа
замечательных музыкальных произведений мы бы не дождались до сих пор, если бы длилось и
длилось одно из времён духовных пастырей, именуемое средневековьем!

musikus (17.08.2021 10:47)
LAKE писал(а):
- Любая музыка находит отклик.
- Леопольд Моцарт. воспитал гения.
- ичего бы не было со школьниками.
- для меня нет никакой возможности слушать Баха, если на свете не будет Мессы
Мельчора Лопеса-Хименеса.
Рад Вас снова слышать, Саша.

- Воспитать гения нельзя. Гений должен родиться при счастливых генетических
условиях. Но потенциального гения можно потерять, неправильно его воспитывая.

- Речь идет о передаче и накоплении знаний в масштабе поколений. Без этого
человечество бы деградировало,точнее говоря - не развивалось, оставаясь на каком-то вечном
первобытном плато.Это трюизм.

- Бьюсь об заклад, что Баха Вы услышали и слушали гораздо раньше Хименеса и...
ничего,, музыка для Вас из-за этого не потускнела., это очевидно. Я понимаю, что `жизнь
без Хименеса` это лишь условный образ оскудения, ограниченности. Но тем не менее...

musikus (17.08.2021 11:19)
LAKE писал(а):
Любая музыка находит отклик.
Забылся и не ответил
на этот важный тезис.Вы придаете ему некое гуманистическое звучание: вроде как - `не
отнимайте у человека радость!`. Никто ни у кого ничего не отнимает: пусть Скрипач в фильме
Данелии играет свое `Мама, мама, что я буду делать`, а Стас Михайлов доводит до полного
экстаза свою публику, благодаря которой он `попал на деньги`. Конечно, их уже не убедишь,
что `Икусство фуги` можно слушать.ь Поезд ушел. И к к ак говорил Промокашка `Шопена-то
всякий может, а ты вот Мурку сыграй...`
Впрочем, Ваш тезис можно толковать по-разному. Можно вот так, высокопарно: `Музыка,
как великое искусство,
может найти дорогу к сердцу любого человека`.
А можнно вот так: `Любая музыка, отражающая личность автора. найдет своего
почитателя, как она ни была бы бездарна и пошшла`. Другими словами - на всякое рыло есть
любило.. Вот это, думаю, ужасно, хотя, наверное, так оно и есть...

Mick_M (17.08.2021 16:25)
musikus писал(а):
Рад Вас снова слышать, Саша.

- Бьюсь об заклад, что Баха Вы услышали и слушали гораздо раньше Хименеса и...
ничего,, музыка для Вас из-за этого не потускнела., это очевидно. Я понимаю, что `жизнь
без Хименеса` это лишь условный образ оскудения, ограниченности. Но тем не
менее...
Хоть и не Саша, но вставлю свои потускневшие 5 копеек. Разговор, как
понимаю, не идет в контексте Бах vs Хименес, а про их обоих (и многих, многих, многих...)
в контексте сайта.

Не обессудьте уж, мэтр, но вступлюсь за всех хименесов разом. Очень субъективно: Баха (и
бахоподобных, простите за термин) я знал и слышал задолго до 09.08.2011 01:23 (время моей
регистрации на сайте :) ). Да, конечно, в совершенно необъятном Архиве открыл новое в
исполнении того же ИСБ и благодарен за то. Но главным образом Архив мне открыл уйму
`хименесов`, о коих не имел ни малейшего представления.

Довольно редко бываю сейчас тут, но признаюсь: не помню, когда в последний раз слушал
что-то из грандов. А вот новых `хименесов` стараюсь хоть вполуха послушать. Пережил ли я
потрясение и изменилось ли что-то в моей шкале? Нет, конечно.

Просто немножко сродни сознанию, что мы не одни во Вселенной... :)

LAKE (18.08.2021 00:23)
musikus писал(а):
- Забылся и не ответил на этот важный тезис.Вы
придаете ему некое гуманистическое звучание: вроде как - `не отнимайте у человека
радость!`

- Воспитать гения нельзя. Гений должен родиться при счастливых генетических
условиях
Дорогой Юрий Константинович, ни в коем случае так не следует трактовать мои
слова.
`Любая музыка находит отклик` - это утверждение буквально, безотносительно к чему-либо
или кому-либо. В ком-то она, музыка, вызывает положительный отклик, в ком-то, наоборот,
отрицательный, чему-то способствует, что-то разрушает и т.п... Дальнейшие, однако, мои
рассуждения на данную тему вышли бы за рамки `музыкальных` обсуждений, потому воздержусь.
т.к. сие не приветствуется.

Рожденный гений лишь потенция, которую необходимло проявить. Не боясь показаться
банальным, скажу - Бросьте гения в Калахари и получите, уж простите неполиткорректность,
толкового, в лучшем случае, охотника бушмена вместо великого на все времена `гуляки
праздного`.

musikus (18.08.2021 01:32)
Mick_M писал(а):
вступлюсь за всех хименесов разом.
Вас, Михаил,
я тоже рад слышать. Вы злоупотребляете молчанием в той же степени как я болтливостью. Но
уж простите меня, это – возрастное, и это теперь одно из немногих доступных мне
удовольствий. Мне кажется, что я понимаю – что Вы имеете в виду по поводу «хименесов». У
нас Вами, в сущности, нет никаких противоречий. Совсем недавно я с удовольствием –
благодаря форуму – слушал двух новых для меня авторов – англичанина Бакса и финна
Раутаваара. Не могу сказать, что я потрясался. Но слушал без всякого сопротивления и,
кажется, сохранил желание к этой музыке возвращаться, а это не мало. Здесь, в сущности,
все просто: талантливая музыка сама себя укрепляет во времени, и живет в исполнениях,
даже если не представляет собой великого шедевра, но несет в себе что-то новое, свежее.
Но настоящий талант все же редкость, и когда начинают увлеченно обсуждать иванова,
петрова и сидорова, толком не зная гениев, меня это удручает (это тот самый случай который
я недавно тут вспоминал – когда Д.Б.Кабалевский щелкнул меня по носу Гайдном).

musikus (19.08.2021 01:16)
LAKE писал(а):
ни в коем случае так не следует трактовать мои слова.
`
Дорогой Саша, не вижу в чем мы с Вами расходимся. Я писал: - «Воспитать гения
нельзя. Гений должен родиться при счастливых генетических условиях. Но потенциального
гения можно потерять, неправильно его воспитывая». Вы пишете: «Рожденный гений лишь
потенция, которую необходимо проявить» Это совершенно верно, мы с Вами говорим одно и то
же, только разными словами. Правда, моя фраза «Воспитать гения нельзя» неаккуратна.
Строго говоря, смысл должен быть такой: потенциальный гений (т.е. человек, родившийся с
задатками гения) может стать гением «кинетически», реально действующим только при
условии правильного воспитания (обучения. ), В противном случае одаренность отается в той
или ной степени нереализованной. Но если ужная генетическая компонента отсутствует, то
никакое сколь угодно полноценное воспитание стать гением не поможет.
Я, кстати говоря, мал-мала занимался проблемой развития одаренности. В одной из Моих
книг есть раздел, освященный этой проблеме. Там, в частности излагаются требования к
системе воспитания и специального обучения, имеющие прямое отношение к музыке.В кратком
изложении это:
1.РАННЕЕ ОБНАРУЖЕНИЕ задатков,
2.Верная их ИДЕНТИФИКАЦИЯ по направленности,
3.СВОЕВРЕМЕННОЕ НАЧАЛО специальной подготовки,
исключающее т.н.«нуверс» - педагогическую запущенность;
4. Возможно боле полное погружение в профессионально
ориентированную СРЕДУ,
5. Сильная МОТИВАЦИЯ к избранному направлению деятельности.
6. РЕЖИМ высокоинтенсивной деятельности, исключающий,
однако, работу на износ;
7. ГАРМОНИЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ физически, психически и нравственно здорового
человека.
8. СИСТЕМНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ и выполнение всех перечисленных требований. Пренебрежение
любым из них всегда отрицательно сказывается на результатах подготовки.

Этот раздел в книге заканчивается следующим абзацем:
«Вольфганг Амадей Моцарт стал гением музыки не только в силу генетической
предрасположенности (его отец, Леопольд Моцарт был тоже неплохим музыкантом), но и потому,
что с момента рождения имел благоприятное окружение (вся семья Моцартов была
профессиональными музыкантами), предельно рано, систематизированно и широко начал
обучаться музыке и сочинять,относясь к занятиям исключительно увлеченно и творчески
(первые сочинения – в четырехлетнем возрасте)».

precipitato (02.11.2021 21:32)
Нельсон Фрейре умер вчера, пишут, что несчастный случай.

cdtnkfyf (03.11.2021 00:07)
Светлая и вечная память великому музыканту, для многих и многих его уход-настоящая
трагедия. В 2019г. он сломал правую руку и был оперирован,
много болел, а после этой беды впал в депрессию.
https://www.classicalmusicnews.ru/news/nelson-freire-passed/

rdvl (30.11.2021 23:12)
Обсуждение интерпретаций и сочинений не прерывается датами отведённого Творцом творцам
срока. Так вышло, что скачал эту запись давно, а прослушать получилось только сегодня, уже
после прискорбного факта смерти Н.Ф. Давно уже знаю этого пианиста, начав знакомство с его
исполнений Э Вила-Лобоса. Блестяще и технически и музыкально. `Детские уголки`-прелесть
просто. Какой-то (точно не помню) комментатор принялся как-то раскрывать неофитам суть
мУзык ЭВЛ, заявив, что, дескать, не стоит искать там глубины. Вот уж странность так
глупость, Но это так, к слову. Вернусь к 32-й. Прежде , на день раньше, прослушал её же у
Клары Хаскил. Если бы-до, то всего скорее был бы весьма восхищён. Однако Хаскил делает
такую музыку, что просто нельзя оторваться; затягивает слушающего как подводную лодку в
соседних степях. А ведь запись К.Х. в чисто аудио-техническом плане значительно хуже.
Она-со старого затёртого винила, живая, с киксом вначале , стуками и кашлем.
Но-впечатление-огромное. У Фрейре я совсем того не услышал, к большому огорчению. Особенно
во второй части. Ну нет ощущения вселенской скорби и опустошения, неотвратимого завершения
чего-то огромного, фантома трагедии нет. Возможно, это я глупости настукиваю, но перечень
чёрных нотных точек несёт в себе не только задачу безошибочного их проигрывания, но и
обнажения смыслов и связей между ними, и далее, уже в области вербально невыразимых,
существующих только в закоулках сознания аллюзий, воспоминаний , мечтаний и прочего ,
хранящегося в аксонных связях в самых глубинах памяти человека. А Фрейре как музыкант
очень и очень хорош, но здесь что-то не в унисон с моими аксонами. Впрочем, это
разумеется чисто индивидуальное впечатление и подавляющее большинство прослушавших не
согласятся, но это к лучшему. Просто захотелось выразить своё мелкое частное мнение ,
идущее в раскоряку с другими. (Не все ещё и слушали на самом деле, очень даже не все из
имеющих эту возможность).

cdtnkfyf (03.12.2021 13:28)
Послушала упомянутую выше Хаскил Клару, впечатление такое, что у них с Фрейре совершенно
разное понимание не только этой Сонаты, но, как я думаю, и личности Бетховена. Могу
рассуждать в литературной плоскости, поскольку не имею муз. образования, но... очень
долгий опыт слушания классической музыки. Прежде всего ,хочу сказать, что у ЛвБ как,
впрочем, и ИСБ их камерные сочинения это всегда очень интимный разговор, имо, а у ЛВБ он
мне представляется -с самим собой. Вот и в этой Сонате, как я слышу и понимаю, в первой
части смятение чувств, они настолько разнообразны, перемежаются сомнениями, гневом,
надеждой и т.д., соответственно, интерпретатор обязан прочувствовать всё это, иначе
произойдет попросту искажение смыслов. Вторая часть, опять же в моём понимании,
философски-медитативная, требующая очень точной нюансировки. Эту Сонату в разных
исполнениях я слушала десятки раз, чтобы основательно вникнуть в суть, ну а в исполнении
Клары я слышу почти постоянный открытый звук, нюансов, а значит, и глубокого понимания, не
слышно, в её исполнении композитор этакий `лохматый, взрывной, иногда сентиментальный
гений`. Струнные квартеты ЛвБ, имо, верный дополнительный ключ к его пониманию. Вкусы и
представления, конечно, у всех разные, но Нельсона в обиду не дам.

Sir Gray (03.12.2021 17:29)
Трудно сравнивать гениев. Лучше - хуже....


На меня большее впечатление производит исполнение Хаскил, без вопросов. И не только
потому, что она в ноты не попадает (а я это люблю, я на это легко покупаюсь), но ее
темповые вариации, и динамические меня волнуют больше, чем интеллектуальное и техничное
исполнение Фрейре.

Впечатление, что у Хаскил личное, интимное общение с инструментом. Его можно и обругать,
на него можно обидеться. Но можно и помириться. Хотя это - древняя запись, а впечатление,
как будто она играет сейчас прямо.

Ничего плохого про Фрейре, конечно, не говорю.

Я, правда, послушал только первую часть внимательно. Обязательно завтра напишу о второй.

oriani (03.12.2021 20:19)
Sir Gray писал(а):
она в ноты не попадает (а я это люблю, я на это
легко покупаюсь)
Ой, как приятно было прочитать... Я тоже всегда на это покупаюсь...
обожаю всяческую жизнь. )

Не случайно же Пушкин без грамматической ошибки не любил...

rdvl (03.12.2021 21:30)
cdtnkfyf писал(а):
в её исполнении композитор этакий `лохматый,
взрывной, иногда сентиментальный гений`.
Он таким и был. Читайте про Бетховена.
Фрейре не тянет этот материал. Он скользит по поверхности как водомерка в пруду. Гладко и
красиво. А что делать, ЛВБ не всем даётся. Рихтеру, АБМ-му , да и многим-многим другим
давался, а здесь нет. Прочие композиторы у него вне критики.

cdtnkfyf (05.12.2021 13:36)
rdvl писал(а):
Он таким и был. Читайте про Бетховена. Фрейре не тянет
этот материал. Он скользит по поверхности как водомерка в пруду. Гладко и красиво. А что
делать, ЛВБ не всем даётся. Рихтеру, АБМ-му , да и многим-многим другим давался, а здесь
нет. Прочие композиторы у него вне критики.
...а бывает, что и слушатель `не тянет`,
о личности Бетховена каждый судит по тому, что выбрал для чтения и, само собой, по
музыке...

rdvl (05.12.2021 13:57)
cdtnkfyf писал(а):
...а бывает, что и слушатель `не тянет`, о
личности Бетховена каждый судит по тому, что выбрал для чтения и, само собой, по
музыке...
Бывает. Особенно если мало читал и слушал. А бывает и так, что слушает
человек очень внимательно, весь сосредоточился, забыл о жене и детях; слушает, а не
слышит. Сплошь и рядом. Я не о этом материале, а в обобщённом смысле, с философическим
уклоном. А образование, несомненно важнейшая вещь. Систематическое получение информации
способствует формированию того, без чего слушатель слышит только свои эмоции и более
ничегошеньки.



 
     
classic-online@bk.ru