1. Thema scherzoso con Variazioni
2. Adagio
3. Rondo ritmico con Introduzione

Посв. Арнольду Шёнбергу к его 50-летнему юбилею

Записано 18 и 19 октября 1985 г. в Нью-Йорке.
         (24)  


weina (25.05.2015 18:36)
Под впечатлением от прекрасной записи захотелось кое-что перечитать.
Это произведение очень интересно по своей структуре. Здесь Берг последовательно проводит
идею троичности – недаром Концерту предпослан эпиграф «Aller guten Dinge sind drei» (Бог
троицу любит). Троичность проявляется во всем.
Концерт начинается с трех монограмм, символизирующих «тройственный союз» нововенцев, -
это основа, на которой строится вся музыкальная ткань.

1. ля - ре - ми бемоль - до - си - си бемоль - ми - соль /
A -(rnol)- D - S - C - H - (oen)- B - E -(r) - G
2. ля - ми - си бемоль - ми / A - (w) - E - B - E - (rn)
3. ля - си бемоль - ля - си бемоль - ми - соль /
A -(l)- B - A -(n) - B - E -(r)- G

В концерте три части, в каждой из которых в трех различных комбинациях участвуют три рода
инструментов: клавишные, струнные и духовые. (Кстати, общее количество инструментов –
скрипка + ф-но + 13 духовых – равно составу Камерной симфонии Шенберга, т.е. = 15).
Преобладают трехдольные размеры (6/4, 6/8, 3/4). Ю.Векслер указывает еще, что «во
множестве вариантов встречаются и три ритмические темы-формулы». Еще она пишет, что третья
часть представляет собой сумму двух предыдущих - в соответствии с формулой 1 + 2 = 3,
причем Берг суммирует не только количество тактов, но и практически весь музыкальный
материал первых двух частей.
Насчет «музыкального материала», в принципе, понятно – здесь контрапункт и все такое. Но
количество тактов по партитуре в 3-й части получается меньше, чем в 1-й и 2-й вместе. Или
я не так считаю?

Можно только удивляться, что в результате такого чисто интеллектуального подхода
получилась такая эмоционально насыщенная, яркая музыка.
Прекрасное Адажио, как предполагается, посвящено памяти жены Шенберга Матильды, умершей в
октябре 1923 года.

Osobnyak (26.05.2015 00:43)
В буклете указано, что участвуют члены Лонд. симф. оркестра, но, думаю, это и так понятно,
поэтому не стал особо сие выделять.

Спасибо, Weina, за дотошность! Ваши комменты радуют. По-моему, скоро нововенская школа
образуется у Вас дома. Думаю, это греет - дома иметь свою маленькую Вену!

moon_river (26.05.2015 01:30)
weina писал(а):
Можно только удивляться, что в результате такого
чисто интеллектуального подхода получилась такая эмоционально насыщенная, яркая
музыка.
А вот мои отношения с нововенцами `не заладились`.(( У меня еще и техническое
образование и я даже кое-что смыслю в теории групп.)) Музыка впечатляет, но не
запоминается. Я какую нить 2-ю Малера или вагнеровского Тристана наизусть помню, причем в
нескольких интерпретациях. Это доставляет удовольствие - не нужен источник воспроизведения
шедевра. Ментальный процесс прям как у Валерия к обеду с дворжаковскими `Русалками` :) А
вот струнный квартет Берга дальше 10-12 тактов на память не ложится и все тут. Возникает
ощущение непостижимости логики и целлулоидная фобия синтетической неперевариваемости
..Хотя математически все понятно. И впечатляет конечно... дефект емкости музыкальной
памяти? скорее да

Phalaenopsis (26.05.2015 06:23)
moon_river писал(а):
А вот струнный квартет Берга дальше 10-12 тактов
на память не ложится и все тут. ..Хотя математически все понятно. И впечатляет конечно...
дефект емкости музыкальной памяти? скорее да
Для того, чтоб запомнить, нужно чтоб
понравился.
Вот как с женщинами.

Mikhail_Kollontay (26.05.2015 06:54)
moon_river писал(а):
квартет Берга дальше 10-12 тактов на память не
ложится и все тут
Если место на диване занято Малером и Вагнером, Берг уже, вероятно,
не поместится, ни вальтом, ни поперёк. И наоборот.

Osobnyak (26.05.2015 11:32)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Если место на диване занято Малером и
Вагнером, Берг уже, вероятно, не поместится, ни вальтом, ни поперёк. И наоборот.
Как
же музлит сдавать? Сидя на рельсах?

weina (26.05.2015 11:51)
moon_river писал(а):
Музыка впечатляет, но не запоминается.
Мне
совсем необязательно запомнить музыку, чтобы ее полюбить. Даже скорее наоборот: пока
открываешь все новые и новые детали, она интересна и притягательна. А когда уже выучишь
все наизусть, интерес заметно ослабевает. Есть очень много произведений, которые я уже
никогда не слушаю для удовольствия, а только в виде исключения.

Mikhail_Kollontay (26.05.2015 13:26)
Osobnyak писал(а):
Как же музлит сдавать? Сидя на
рельсах?
Сдавать, если учиться в музучилище, а так - зачем?

Osobnyak (26.05.2015 14:05)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Сдавать, если учиться в музучилище, а так
- зачем?
Студенты и имелись в виду...

Mikhail_Kollontay (26.05.2015 14:44)
Osobnyak писал(а):
Студенты и имелись в виду...
Студенты не
люди, поверьте.

Opus88 (26.05.2015 15:06)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Студенты не люди, поверьте.
Суровое
утверждение.

moon_river (26.05.2015 21:11)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Если место на диване занято Малером и
Вагнером, Берг уже, вероятно, не поместится, ни вальтом, ни поперёк. И наоборот.
Что
ж, придется его (Берга) либо под диван, либо на тещин сундук укладывать.)

Osobnyak (26.05.2015 23:46)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Студенты не люди, поверьте.
Я знаю.
В автобусе ехало трое мужчин, семь женщин и два студента.

Aelina (26.05.2015 23:50)
Osobnyak писал(а):
Я знаю. В автобусе ехало трое мужчин, семь женщин
и два студента.
и плащик

musikus (27.05.2015 09:58)
Osobnyak писал(а):
Я знаю. В автобусе ехало трое мужчин, семь женщин
и два студента.
Сдернуто у Ильфа и П.: `советские корреспонденты, иностранные
корреспонденты и Лавуазьян`.

Osobnyak (27.05.2015 10:00)
musikus писал(а):
Сдернуто у Ильфа и П.: `советские корреспонденты,
иностранные корреспонденты и Лавуазьян`.
Всё со всего сдёрнуто.

Osobnyak (27.05.2015 13:52)
musikus писал(а):
Сдернуто у Ильфа и П.: `советские корреспонденты,
иностранные корреспонденты и Лавуазьян`.
Этот анекдот во множестве модификаций гуляет
по миру. Не факт, что И/П - родоначальники.

musikus (27.05.2015 14:18)
Osobnyak писал(а):
Этот анекдот во множестве модификаций гуляет по
миру. Не факт, что И/П - родоначальники.
Трудно доказать. Как формально-логический
(классификационный) нонсенс известен, конечно, века. Но в литературной форме, кроме как у
И-П, что-то не встречал.

Romy_Van_Geyten (27.05.2015 14:29)
musikus писал(а):
Трудно доказать. Как формально-логический
(классификационный) нонсенс известен, конечно, века. Но в литературной форме, кроме как у
И-П, что-то не встречал.
У Борхеса есть в рассказе `Аналитический язык Джона
Уилкинса`:
`...классификацию, которую доктор Франц Кун приписывает одной китайской энциклопедии под
названием «Небесная империя благодетельных знаний». На ее древних страницах написано, что
животные делятся на а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, в) прирученных, г)
сосунков, д) сирен, е) сказочных, ж) отдельных собак, з) включенных в эту классификацию,
и) бегающих как сумасшедшие, к) бесчисленных, л) нарисованных тончайшей кистью из
верблюжьей щерсти, м) прочих, н) разбивших цветочную вазу, о) похожих издали на мух.`

Osobnyak (27.05.2015 14:30)
musikus писал(а):
Трудно доказать. Как формально-логический
(классификационный) нонсенс известен, конечно, века. Но в литературной форме, кроме как у
И-П, что-то не встречал.
Я и не доказываю. Лишь предполагаю.

musikus (27.05.2015 16:22)
Romy_Van_Geyten писал(а):
У Борхеса есть
Хотя Ильф и П. с Б.
почти ровесники, вопрос о первенстве бессмыслен. Разные жанры...

Romy_Van_Geyten (27.05.2015 16:28)
musikus писал(а):
Хотя Ильф и П. с Б. почти ровесники, вопрос о
первенстве бессмыслен. Разные жанры...
Я и не настаиваю на первенстве. Я вообще
привел эту цитату, чтоб ещё раз получить удовольствие от дивного перечисления...)

Osobnyak (28.05.2015 00:04)
Romy_Van_Geyten писал(а):
У Борхеса есть в рассказе `Аналитический
язык Джона Уилкинса`:
`...классификацию, которую доктор Франц Кун приписывает одной китайской энциклопедии под
названием «Небесная империя благодетельных знаний». На ее древних страницах написано, что
животные делятся на а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, в) прирученных, г)
сосунков, д) сирен, е) сказочных, ж) отдельных собак, з) включенных в эту классификацию,
и) бегающих как сумасшедшие, к) бесчисленных, л) нарисованных тончайшей кистью из
верблюжьей щерсти, м) прочих, н) разбивших цветочную вазу, о) похожих издали на
мух.`
Белинский назвал бы сие ещё какой-нибудь энциклопедией... порочная вещь, однако
( имею в виду секуляризацию энциклопедизма, - перечисляй ряды явлений, и ты великий
могикан (sic!); в данном случае имею в виду не Борхеса(который сыронизировал по поводу), а
тягу Белинского к знаниям... к иллюзии системы), необъятность непонятого.

abcz (28.05.2015 00:24)
Osobnyak писал(а):
( имею в виду секуляризацию
энциклопедизма,
всегда говорил, что на энциклопедии надо молиться. Но эти
ревизионисты объявили мой священный трепет фетишизмом!



 
     
classic-online@bk.ru