1. Thema scherzoso con Variazioni
2. Adagio
3. Rondo ritmico con Introduzione
Посв. Арнольду Шёнбергу к его 50-летнему юбилею
1. Thema scherzoso con Variazioni
2. Adagio 3. Rondo ritmico con Introduzione Посв. Арнольду Шёнбергу к его 50-летнему юбилею
Исаак Стерн
(скрипка)
,
Питер Серкин
(фортепиано),
Клаудио Аббадо
(дирижер), Лондонский симфонический оркестр
|
||
Это произведение очень интересно по своей структуре. Здесь Берг последовательно проводит
идею троичности – недаром Концерту предпослан эпиграф «Aller guten Dinge sind drei» (Бог
троицу любит). Троичность проявляется во всем.
Концерт начинается с трех монограмм, символизирующих «тройственный союз» нововенцев, -
это основа, на которой строится вся музыкальная ткань.
1. ля - ре - ми бемоль - до - си - си бемоль - ми - соль /
A -(rnol)- D - S - C - H - (oen)- B - E -(r) - G
2. ля - ми - си бемоль - ми / A - (w) - E - B - E - (rn)
3. ля - си бемоль - ля - си бемоль - ми - соль /
A -(l)- B - A -(n) - B - E -(r)- G
В концерте три части, в каждой из которых в трех различных комбинациях участвуют три рода
инструментов: клавишные, струнные и духовые. (Кстати, общее количество инструментов –
скрипка + ф-но + 13 духовых – равно составу Камерной симфонии Шенберга, т.е. = 15).
Преобладают трехдольные размеры (6/4, 6/8, 3/4). Ю.Векслер указывает еще, что «во
множестве вариантов встречаются и три ритмические темы-формулы». Еще она пишет, что третья
часть представляет собой сумму двух предыдущих - в соответствии с формулой 1 + 2 = 3,
причем Берг суммирует не только количество тактов, но и практически весь музыкальный
материал первых двух частей.
Насчет «музыкального материала», в принципе, понятно – здесь контрапункт и все такое. Но
количество тактов по партитуре в 3-й части получается меньше, чем в 1-й и 2-й вместе. Или
я не так считаю?
Можно только удивляться, что в результате такого чисто интеллектуального подхода
получилась такая эмоционально насыщенная, яркая музыка.
Прекрасное Адажио, как предполагается, посвящено памяти жены Шенберга Матильды, умершей в
октябре 1923 года.
поэтому не стал особо сие выделять.
Спасибо, Weina, за дотошность! Ваши комменты радуют. По-моему, скоро нововенская школа
образуется у Вас дома. Думаю, это греет - дома иметь свою маленькую Вену!
чисто интеллектуального подхода получилась такая эмоционально насыщенная, яркая
музыка.
образование и я даже кое-что смыслю в теории групп.)) Музыка впечатляет, но не
запоминается. Я какую нить 2-ю Малера или вагнеровского Тристана наизусть помню, причем в
нескольких интерпретациях. Это доставляет удовольствие - не нужен источник воспроизведения
шедевра. Ментальный процесс прям как у Валерия к обеду с дворжаковскими `Русалками` :) А
вот струнный квартет Берга дальше 10-12 тактов на память не ложится и все тут. Возникает
ощущение непостижимости логики и целлулоидная фобия синтетической неперевариваемости
..Хотя математически все понятно. И впечатляет конечно... дефект емкости музыкальной
памяти? скорее да
на память не ложится и все тут. ..Хотя математически все понятно. И впечатляет конечно...
дефект емкости музыкальной памяти? скорее да
понравился.
Вот как с женщинами.
ложится и все тут
не поместится, ни вальтом, ни поперёк. И наоборот.
Вагнером, Берг уже, вероятно, не поместится, ни вальтом, ни поперёк. И наоборот.
же музлит сдавать? Сидя на рельсах?
совсем необязательно запомнить музыку, чтобы ее полюбить. Даже скорее наоборот: пока
открываешь все новые и новые детали, она интересна и притягательна. А когда уже выучишь
все наизусть, интерес заметно ослабевает. Есть очень много произведений, которые я уже
никогда не слушаю для удовольствия, а только в виде исключения.
рельсах?
- зачем?
люди, поверьте.
утверждение.
Вагнером, Берг уже, вероятно, не поместится, ни вальтом, ни поперёк. И наоборот.
ж, придется его (Берга) либо под диван, либо на тещин сундук укладывать.)
В автобусе ехало трое мужчин, семь женщин и два студента.
и два студента.
и два студента.
корреспонденты и Лавуазьян`.
иностранные корреспонденты и Лавуазьян`.
иностранные корреспонденты и Лавуазьян`.
по миру. Не факт, что И/П - родоначальники.
миру. Не факт, что И/П - родоначальники.
(классификационный) нонсенс известен, конечно, века. Но в литературной форме, кроме как у
И-П, что-то не встречал.
(классификационный) нонсенс известен, конечно, века. Но в литературной форме, кроме как у
И-П, что-то не встречал.
Уилкинса`:
`...классификацию, которую доктор Франц Кун приписывает одной китайской энциклопедии под
названием «Небесная империя благодетельных знаний». На ее древних страницах написано, что
животные делятся на а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, в) прирученных, г)
сосунков, д) сирен, е) сказочных, ж) отдельных собак, з) включенных в эту классификацию,
и) бегающих как сумасшедшие, к) бесчисленных, л) нарисованных тончайшей кистью из
верблюжьей щерсти, м) прочих, н) разбивших цветочную вазу, о) похожих издали на мух.`
(классификационный) нонсенс известен, конечно, века. Но в литературной форме, кроме как у
И-П, что-то не встречал.
почти ровесники, вопрос о первенстве бессмыслен. Разные жанры...
первенстве бессмыслен. Разные жанры...
привел эту цитату, чтоб ещё раз получить удовольствие от дивного перечисления...)
язык Джона Уилкинса`:
`...классификацию, которую доктор Франц Кун приписывает одной китайской энциклопедии под
названием «Небесная империя благодетельных знаний». На ее древних страницах написано, что
животные делятся на а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, в) прирученных, г)
сосунков, д) сирен, е) сказочных, ж) отдельных собак, з) включенных в эту классификацию,
и) бегающих как сумасшедшие, к) бесчисленных, л) нарисованных тончайшей кистью из
верблюжьей щерсти, м) прочих, н) разбивших цветочную вазу, о) похожих издали на
мух.`
( имею в виду секуляризацию энциклопедизма, - перечисляй ряды явлений, и ты великий
могикан (sic!); в данном случае имею в виду не Борхеса(который сыронизировал по поводу), а
тягу Белинского к знаниям... к иллюзии системы), необъятность непонятого.
энциклопедизма,
ревизионисты объявили мой священный трепет фетишизмом!