А. Крашенинников `ОКАЯННЫЕ ДНИ`
Литературно-музыкальная постановка для чтеца, тенора, сопрано и камерного ансамбля (2015)
Либретто
Чтец:
-Кончился этот проклятый год. Но что дальше? Может,...Читать дальше
Скачать ноты А. Крашенинников `ОКАЯННЫЕ ДНИ`
Литературно-музыкальная постановка для чтеца, тенора, сопрано и камерного ансамбля (2015) Либретто Чтец: -Кончился этот проклятый год. Но что дальше? Может,...Читать дальше
А. Крашенинников `ОКАЯННЫЕ ДНИ`
Литературно-музыкальная постановка для чтеца, тенора, сопрано и камерного ансамбля (2015) Либретто Чтец: -Кончился этот проклятый год. Но что дальше? Может, нечто ещё более ужасное. Даже наверное так… ---И. Бунин «Святогор и Илья» (1916)--- На гривастых конях на косматых, На златых стременах на разлатых, Едут братья, меньшой и старшой, Едут сутки, и двое, и трое, Видят в поле корыто простое, Наезжают - ан гроб, да большой: Гроб глубокий, из дуба долбленный, С черной крышей, тяжелой, томленой, Вот и поднял ее Святогор, Лег, накрылся и шутит: `А впору! Помоги-ка, Илья, Святогору Снова выйти на божий простор!` Обнял крышу Илья, усмехнулся, Во всю грузную печень надулся, Двинул кверху... Да нет, погоди! `Ты мечом!` - слышен голос из гроба. Он за меч,- занимается злоба, Загорается сердце в груди,- Но и меч не берет: с виду рубит, Да не делает дела, а губит: Где ударит - там обруч готов, Нарастает железная скрепа: Не подняться из гробного склепа Святогору во веки веков! Москва, целую неделю защищаемая горстью юнкеров, целую неделю горевшая и сотрясавшаяся от канонады, сдалась, смирилась. Все стихло, все преграды, все заставы божеские и человеческие пали - победители свободно овладели ею, каждой ее улицей, каждым ее жилищем, и уже водружали свой стяг над ее оплотом и святыней, над Кремлем. И не было дня во всей моей жизни страшнее этого дня,- видит Бог, воистину так! Тенор: --- И.Бунин «Канун» (1916) --- Хозяин умер, дом забит, Цветет на стеклах купорос, Сарай крапивою зарос, Варок, давно пустой, раскрыт, И по хлевам чадит навоз... Жара, страда... Куда летит Через усадьбу шалый пес? Летит стрелою через двор, И через сад, и дальше, в степь, Кровав и мутен ярый взор, Оскален клык, на шее цепь... Помилуй бог, спаси Христос, Сорвался пес, взбесился пес! Сопрано: Вот рожь горит, зерно течет, Да кто же будет жать, вязать? Вот дым валит, набат гудет, Да кто ж решится заливать? Чтец: Это я писал летом 16 года, сидя в Васильевском, предчувствуя то, что в те дни предчувствовалось, вероятно, многими, жившими в деревне, в близости с народом. Летом прошлого года это осуществилось полностью: Сопрано, Тенор: Вот встанет бесноватых рать И, как Мамай, всю Русь пройдет... Но пусто в мире - кто спасет? Но бога нет кому карать? Чтец: Когда совсем падаешь духом от полной безнадежности, ловишь себя на сокровенной мечте, что все-таки настанет же когда-нибудь день отмщения и общего, всечеловеческого проклятия теперешним дням. Нельзя быть без этой надежды. Да, но во что можно верить теперь, когда раскрылась такая несказанно страшная правда о человеке? Все слухи и слухи. Жизнь в непрестанном ожидании (как и вся прошлая зима здесь, в Одессе, и позапрошлая в Москве, когда все так ждали немцев, спасения от них). И это ожидание чего-то, что вот-вот придет и все разрешит, сплошное и неизменно-напрасное, конечно, не пройдет нам даром, изувечит наши души, если даже мы и выживем. А за всем тем, что было бы, если бы не было даже ожидания, то есть надежды? Лето семнадцатого года помню как начало какой-то тяжкой болезни, когда уже чувствуешь, что болен, что голова горит, мысли путаются, окружающее приобретает какую-то жуткую сущность, но когда еще держишься на ногах и чего-то еще ждешь в горячечном напряжении всех последних телесных и душевных сил. `Среди духовной тьмы молодого, неуравновешенного народа, как всюду недовольного, особенно легко возникали смуты, колебания, шаткость... И вот они опять возникли в огромном размере... Дух материальности, неосмысленной воли, грубого своекорыстия повеял гибелью на Русь... У добрых отнялись руки, у злых развязались на всякое зло... Толпы отверженников, подонков общества потянулись на опустошение своего же дома под знаменами разноплеменных вожаков, самозванцев, лжецарей, атаманов из вырожденцев, преступников, честолюбцев...` Аудио-трек: --- В.И.Ленин, «Что такое советская власть» --- «Что такое Советская власть? В чем заключается сущность этой новой власти, которой не хотят или не могут понять еще в большинстве стран? Сущность ее, привлекающая к себе рабочих каждой страны все больше и больше, состоит в том, что прежде государством управляли так или иначе богатые или капиталисты, а теперь в первый раз управляют государством, притом в массовом числе, как раз те классы, которых капитализм угнетал. Даже в самой демократической, даже в самой свободной республике, пока остается господство капитала, пока земля остается в частной собственности, государством всегда управляет небольшое меньшинство, взятое на девять десятых из капиталистов или из богатых. Первый раз в мире впасть государства построена у нас в России таким образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации — Советы, и этим Советам передается вся государственная власть. Вот почему, как ни клевещут на Россию представители буржуазии во всех странах, а везде в мире слово «Совет» стало не только понятным, стало популярным, стало любимым для рабочих, для всех трудящихся. И вот почему Советская власть, каковы бы ни были преследования сторонников коммунизма в разных странах, Советская власть неминуемо, неизбежно и в недалеком будущем победит во всем мире. Мы хорошо знаем, что у нас еще много недостатков в организации Советской власти. Советская власть не чудесный талисман. Она не излечивает сразу от недостатков прошлого, от безграмотности, от некультурности, от наследия дикой войны, от наследия грабительского капитализма. Но зато она дает возможность переходить к социализму. Она дает возможность подняться тем, кого угнетали, и самим брать все больше и больше в свои руки все управление государством, все управление хозяйством, все управление производством. Советская власть есть путь к социализму, найденный массами трудящихся и потому — верный и потому — непобедимый». Тенор: --- В.Маяковский «Левый марш» (1918) --- Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер. Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. Клячу истории загоним. Левой! Левой! Левой! Эй, синеблузые! Рейте! За океаны! Или у броненосцев на рейде ступлены острые кили?! Пусть, оскалясь короной, вздымает британский лев вой. Коммуне не быть покоренной. Левой! Левой! Левой! Там за горами горя солнечный край непочатый. За голод за мора море шаг миллионный печатай! Пусть бандой окружат нанятой, стальной изливаются леевой,- России не быть под Антантой. Левой! Левой! Левой! Глаз ли померкнет орлий? В старое станем ли пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы! Грудью вперед бравой! Флагами небо оклеивай! Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой! Чтец: Город чувствует себя завоеванным, и завоеванным как будто каким-то особым народом, который кажется гораздо более страшным, чем, я думаю, казались нашим предкам печенеги. А завоеватель шатается, торгует с лотков, плюет семечками, `кроет матом`. По Дерибасовской или движется огромная толпа, сопровождающая для развлечения гроб какого-нибудь жулика, выдаваемого непременно за `павшего борца` (лежит в красном гробу, а впереди оркестры и сотни красных и черных знамен), или чернеют кучки играющих на гармоньях, пляшущих и вскрикивающих: Эй, яблочко, Куда котишься! Тенор: --- «Душа моя прегрешная», северный духовный стих, XIV-XVI вв --- Душа моя прегрешная, что не плачешься? Ты плачь, душа, рыдай всегда: Тем утешишься. Не успеешь ты тогда плакати, Когда приидет смерть. Скинь одежду ты греховную в покаянии, А не скинешь ты грехи своя - ада не минешь. Страдалицы венцы носят на главах своих. Они песню поют - архангельскую: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, аллилуия. Чтец: После недельного плена в четырех стенах, без воздуха, почти без сна и пищи, с забаррикадированными стенами и окнами, я, шатаясь, вышел из дому, куда, наотмашь швыряя двери, уже три раза врывались, в поисках врагов и оружия, ватаги `борцов за светлое будущее`, совершенно шальных от победы, самогонки и архискотской ненависти, с пересохшими губами и дикими взглядами, с тем балаганным излишеством всяческого оружия на себе, каковое освящено традициями всех `великих революций`. Вечерел темный, короткий, ледяной и мокрый день поздней осени, хрипло кричали вороны. Москва, жалкая, грязная, обесчещенная, расстрелянная и уже покорная, принимала будничный вид. Поехали извозчики, потекла по улицам торжествующая московская чернь. Какая-то паскудная старушонка с яростно-зелеными глазами и надутыми на шее жилами стояла и кричала на всю улицу: - Товарищи, любезные! Бейте их, казните их, топите их! Я постоял, поглядел - и побрел домой. А ночью, оставшись один, будучи от природы весьма несклонен к слезам, наконец заплакал и плакал такими страшными и обильными слезами, которых я даже и представить себе не мог. А потом я плакал на Страстной неделе, уже не один, а вместе со многими и многими, собиравшимися в темные вечера, среди темной Москвы, с ее наглухо запертым Кремлем, по темным старым церквам, скудно озаренным красными огоньками свечей, и плакавшими под горькое страстное пение. Сколько стояло тогда в этих церквах людей, прежде никогда не бывавших в них, сколько плакало никогда не плакавших! А потом я плакал слезами и лютого горя и какого-то болезненного восторга, оставив за собой и Россию и всю свою прежнюю жизнь, перешагнув новую русскую границу, границу в Орше, вырвавшись из этого разливанного моря страшных, несчастных, потерявших всякий образ человеческий, буйно и с какой-то надрывной страстью орущих дикарей, которыми были затоплены буквально все станции, начиная от самой Москвы и до самой Орши… Сопрано: --- Д.Мережковский «Возвращение» (1891) --- О, берёзы, даль немая, Грустные поля... Это ты, – моя родная, Бедная земля! Непокорный сын к чужбине, К воле я ушёл, Но и там в моей кручине Я тебя нашёл. Там у моря голубого, У чужих людей Полюбил тебя я снова И еще сильней. Нет! Не может об отчизне Сердце позабыть, Край родной, мне мало жизни, Чтоб тебя любить!.. Тёплый вечер догорает Полный тихих грёз, Но заря не умирает Меж ветвей берёз. Милый край, с улыбкой ясной Я умру, как жил, Только б знать, что не напрасно Я тебя любил! Чтец: --- И.Бунин «Шепнуть заклятие при блеске…» (1922) --- Шепнуть заклятие при блеске Звезды падучей я успел, Да что изменит наш удел? Все те же топи, перелески, Все та же полночь, дичь и глушь... А если б даже Божья сила И помогла, осуществила Надежды наших темных душ, То что с того? Уж нет возврата К тому, чем жили мы когда-то, Потерь не счесть, не позабыть, Пощечин от солдат Пилата Ничем не смыть - и не простить, Как не простить ни мук, ни крови, Ни содроганий на кресте Всех убиенных во Христе, Как не принять грядущей нови В ее отвратной наготе. Конец Х Свернуть Это произведение написано специально для ансамбля “Wiener Collage” по просьбе его руководителя и дирижера Рене Стаара.
В основе сочинения лежат дневники великого русского писателя Ивана Бунина времен Социалистической революции в России начала 20-го века. В его тексте отражается видение революции в России глазами русской интеллигенции, резко негативное к ней отношение, глубочайшая тревога за судьбу родины, отчаяние и ощущение страшной трагедии, постигшей страну, ненависть и отторжение всего, что |
||
руководителя и дирижера Рене Стаара.
В основе сочинения лежат дневники великого русского писателя Ивана Бунина времен
Социалистической революции в России начала 20-го века. В его тексте отражается видение
революции в России глазами русской интеллигенции, резко негативное к ней отношение,
глубочайшая тревога за судьбу родины, отчаяние и ощущение страшной трагедии, постигшей
страну, ненависть и отторжение всего, что связанно с революцией, осознание собственного
бессилия что-либо изменить и чувство безвозвратной потери той России, которая была
уничтожена с приходом новой народной власти – все то, что заставило писателя, как и
миллионы его соотечественников, навсегда покинуть родину.
В композиции сочинения текст «от автора», т.е. текст дневников Бунина, поручен чтецу.
Наряду с этим текстом использованы некоторые стихотворения поэтов России рубежа XIX-XX
веков (Маяковский, Бунин, Мережковский), духовное песнопение («Душа моя прегрешная»)
XIV-XVI веков, они звучат как в исполнении певцов так и в декламации чтеца; а так же
знаменитая речь В.И.Ленина «Что такое Советская Власть» - она звучит в записи
(используется историческая запись голоса самого «вождя революции»).
Вместе с оригинальной музыкой автор использует прямые цитаты, такие как: «Смело,
товарищи, в ногу!» (известный марш эпохи революции), «Эх, яблочко…» (чрезвычайно
популярная песня российского люмпен-пролетариата начала XX-го века), «Душа моя прегрешная»
(северный духовный стих эпохи XIV-XVI веков.
Либретто: И.Светлов, А.Крашенинников
Запись с концерта в Konzerthaus, Wienna 20.06.2015 (мировая премьера)
ОКАЯННЫЕ ДНИ. Либретто
расовая ненависть к русскому народу, что трудно заподозрить в бунине патриота россии.
читайте не предвзято, такое не должно отражаться, ибо всё пронизано субъективистким духом.
ему надо было повеситься после такой злобы. заказ-это хорошо, да не всё можно по заказу,
особенно от европы. она рада компрометировать русских, россию. правда, деньги не пахнут,
продавайте, что можно!
бездарная вещь. литературно дурно написана.в ней такая расовая ненависть к русскому
народу, что трудно заподозрить в бунине патриота россии. читайте не предвзято, такое не
должно отражаться, ибо всё пронизано субъективистким духом. ему надо было повеситься после
такой злобы. заказ-это хорошо, да не всё можно по заказу, особенно от европы. она рада
компрометировать русских, россию. правда, деньги не пахнут, продавайте, что
можно!
недоступную, лучше бы научились правильно ставить знаки препинания и заглавные буквы.