Волшебная опера-балет в четырёх действиях (семи картинах); либретто композитора по сценарию С.Гедеонова и В.Крылова.
Первое исполнение: Петербург, Мариинский театр, 20 октября (1 ноября) 1892...Читать дальше
Скачать ноты Волшебная опера-балет в четырёх действиях (семи картинах); либретто композитора по сценарию С.Гедеонова и В.Крылова.
Первое исполнение: Петербург, Мариинский театр, 20 октября (1 ноября) 1892...Читать дальше
Волшебная опера-балет в четырёх действиях (семи картинах); либретто композитора по сценарию С.Гедеонова и В.Крылова.
Первое исполнение: Петербург, Мариинский театр, 20 октября (1 ноября) 1892 года, под управлением Э.Направника. Действие происходит в IХ и Х веках в славянских землях Балтийского поморья, в городе Ретре, близ Лабы (Эльбы). Действие первое. В замке Мстивоя. Владения ратарского князя Мстивоя. Близится праздник Купалы. Девушки плетут венки, распевая песню о ярком солнышке. Неспокойно на сердце дочери князя Войславы. Страстная любовь к молодому арконскому князю Яромиру толкнула её на злодейство: она погубила невесту Яромира – красавицу Младу. Но Яромир по-прежнему верен памяти своей любимой и равнодушен к Войславе. Князь Мстивой негодует на то, что Яромир холоден к его дочери. Он лелеет корыстную мечту сделать Яромира своим зятем, чтобы присоединить к Ретре арконские земли. Тщетно взывает Войслава к богине любви Ладе: боги света и добра отвернулись от неё. Старуха Святохна обещает Войславе помощь, если та станет верной рабов богини подземных царств Морены. Отчаяние вынуждает Войславу дать согласие. Раздаётся удар грома, тьма обволакивает землю, и Войслава видит, что перед ней – уже не старуха, а сама Морена. Богиня заклинает все силы мрака и зла прийти на помощь Войславе. Слышатся звуки охотничьих рогов: это Яромир спешит в Ретру на праздник Купалы. Чары Морены начинают действовать. Поражённый красотой Войславы, Яромир клянётся ей в любви. Когда Яромир остаётся один, странная усталость овладевает им. Он засыпает, и грезится ему сад, в котором ждёт его нежная княжна Млада. Светлые видении сменяют друг друга. Вот храм Световида в Арконе, где происходит бракосочетание Яромира и Млады. Среди гостей – любимая подруга Млады, Войслава. Она дарит невесте золотое обручальное кольцо. Млада надевает его и падает мёртвой на руки Яромира. В смятении Яромир пробуждается. Слуги Мстивоя зовут его на праздник Купалы. Действие второе. Долина под Ретрою. Долина под Ретрой на берегу Долинского озера. Со всех концов славянских и иных земель сюда собрался народ на праздник Купалы. Праздник открывается торжественным шествием полабских князей. Начинается купальский обряд: девушки и парни становятся в круг и с песнями водят хоровод. Здесь же и Яромир с Войславой. Внезапно появляется тень княжны Млады. Она становится между Яромиром и Войславой. Яромир простирает руки к возлюбленной и, оставив Войславу, бежит за тенью Млады. Обманутая в своих надеждах Войслава проклинает Морену, которая оказалась бессильной уничтожить истинную любовь Яромира и Млады. Мстивой уводит дочь, приказав продолжать праздник. Действие третье. Ночь на горе Триглав. Звёздная ночь в ущелье на вершине горы Триглав. На скалах и деревьях тени усопших душ в белых одеждах плетут купальские венки из горной травы. Восходит луна, и на вершине скалы появляется тень Млады. Она манит за собой Яромира. «Людская страсть, людская злоба сгубили жизнь мою младую», – говорит Млада. Яромир умоляет Младу простить его измену и взять к себе в безмолвный мир теней, но Млада исчезает. Раздаётся подземный гром, месяц багровеет. Светлые духи испуганно разлетаются. В наступившей мгле шествуют духи тьмы, среди которых – Чернобог, Морена, Кащей, ведьмы, оборотни, кикиморы. Начинается шабаш духов тьмы. Морена просит Чернобога разрушить чары богини Лады и тем помочь Войславе. Чернобог вызывает тень Клеопатры, чтобы отвлечь мысли Яромира от усопшей невесты. Крик петуха прекращает оргию. Утро застаёт Яромира спящим в тени большого дерева. Пробудившись, он задумывается над значением странных вещих снов, которые тревожат его душу. Яромир решает пойти в храм Радегаста и просить жрецов раскрыть ему тайну этих снов. Действие четвёртое. У храма Радегаста. В сумерки приходит Яромир к храму Радегаста. Верховный жрец велит ему дождаться тьмы и обещает, что тени древних князей, которые явятся перед Яромиром, откроют ему тайну. Наступает ночь. В синевато-мертвенном свете возникают тени древних славянских князей. Они возглашают: «Войслава отравила Младу; отмсти!» Появившаяся Войслава сознаётся в совершённом ею преступлении и умоляет Яромира простить и полюбить её. Яромир с отвращением отталкивает Войславу. В страшной злобе она проклинает Яромира и хочет уйти, но на пути её встают призраки князей. Повинуясь им, Яромир убивает Войславу. Разгневанная Морена заклинает духов тьмы погубить Ретру. Страшный адский вихрь, в котором тонут вопли народа, молящего богов о спасении, разрушает храм Радегаста. Озеро выходит из берегов и затопляет Ретру. Но постепенно буря стихает, и в лучах восходящего солнца на вершине Буж-камня вырисовываются тени Яромира и Млады. Светлые духи добра приветствуют их. Действующие лица: Мстивой, князь ратарский (бас) Войслава, его дочь (сопрано) Яромир, князь арконский (тенор) Вегласный, жрец Радегаста (баритон) Лумир, чешский певец (меццо-сопрано) Морена, подземная богиня, появляющаяся в первом действии в образе старухи Святохны (меццо-сопрано) Чернобог (хор) Кащей Бессмертный (хор) Новгородец (тенор) Жена его (меццо-сопрано) Варяг (баритон) Тиун (бас) Мавр из Халифаиа (тенор) Торговцы и торговки, Тень княжны Млады, Тень царицы Клеопатры, сенные девушки, оруженосцы и свита Мстивоя, торговцы, молельщики, народ различных славянских земель, жрецы и жрицы Радегаста, трубачи, Червь (божество истребления злаков), Чума, Топелец (божество наводнений и потоплений), лешие, оборотни, кикиморы, ведьмы, тени усопших, тени танцовщиц, чёрных невольников и невольниц царицы Клеопатры, призраки древних богатырей, славянские боги. http://www.classic-music.ru/mlada.html http://www.theatremuseum.ru/ru/expo.html?n=58 Х Свернуть Симфоническая сюита из оперы-балета: 1.Introduction. 2.Redowa. 3.Lithuanian dance. 4.Indian dance. 5.Cortege / записано в 1991г. в Лондоне
|
||
2. Redowa
3. Lithuanian dance
4. Indian dance
5. Cortege
Так в буклете альбома (1992г.) этикетки `Collins classics`
https://en.wikipedia.org/wiki/Collins_Classics
`Philharmonia` хорош. Но наш Государственный академический (и т.д.) все же русских
композиторов играет лучше.
Индийский танец - чудо! Восхитительная оркестровка.
Римского-Корсакова намного выше сценария. Партитура «Млады» едва ли не самая изощренная и
сложная во всем наследии композитора. Инструментальное начало в ней преобладает над
вокальным. Позднее автор создал специальную оркестровую редакцию 3-го действия для
концертного исполнения. По богатству красок, образов, причудливой фантастике,
изобретательности и мастерству «Млада» уникальна. Но слабость сценария предопределила ее
судьбу.`
http://www.rimskykorsakov.ru/mlada.html
редакцию 3-го действия для концертного исполнения.
изумительна.
Шествие князей. Красота редкостная, русская.
В исполнении фрагментами в Шествии звучит только оркестр, а там, в опере, ведь на него
еще и хор накладывается:
http://classic-online.ru/archive/?file_id=164820
Звучит гораздо впечатляюще. Трубы там каковы!!!...
различаются. Вариант Плетнева не просто полнее, но вообще гораздо роскошнее раскрывает
всё волшебство этой вещи (не сюжетное, конечно, а чисто художествнное, живописное),
особенно - ночной сцены на Триглаве, а это там основное. У ЕФС - при всем моем уважении к
нему - всё как-то ужато, замылено, и доминирует, к сожалению, стилистика не `Ночи`, а
`Шествия князей` (в отличие от собственно оперного - его же, ЕФС, исполнения).