Соната для скрипки и фортепиано написана Кара Караевым в 1960 году и является своеобразным `музыкальным приношением` в память Владимира Михайловича Козлова — выдающегося педагога-концертмейстера, наставника и друга композитора.
В Сонате преломляется стилевое направление музыки XX века, которое известно как неоклассицизм, утвердившийся в творчестве многих композиторов. Она может быть поставлена в ряд лучших произведений советской камерно-инструментальной литературы, соединяя высокий профессионализм, основанный на претворении опыта классической и современной музыки, с качествами и свойствами национального музыкального языка.
В первой части, Moderato, музыка проникнута высокой сосредоточенностью скорбного чувства. Главная партия словно предвещает будущие трагические события. В побочной теме создается атмосфера настороженности, тревожного ожидания. В репризе автор как бы раскрывает смысл происходящего: главная тема звучит в низком басовом регистре фортепиано, побочная — мощно провозглашается скрипкой, словно смерть, маршируя, торжествует победу.
Вторая часть — Речитатив и Andante — уход в мир субъективных переживаний.
Музыка стилизованной в духе сицилианы третьей части — «Пастораль» — отличается изяществом, трепетной нежностью.
Финальная «Фантазия» — кульминационная часть Сонаты — близка по форме пассакалии, тема которой является анаграммой имени Владимир — «В» (си-бемоль), Ла (ля), Д (ре), МИ (ми), РЕ (ре).
Sovet
(26.07.2017 16:09)
(информация с пластинки)
Скрипач Ариф Манафлы принадлежит к числу наиболее интересных музыкантов нового поколения азербайджанской исполнительской школы. Начальное образование он получил в Бакинской специальной музыкальной школе имени Бюль-Бюля, которую окончил в 1976 году. Дальнейшая учеба была продолжена в стенах Московской консерватории в классе профессора Д. М. Цыганова. Однако решающую роль в формировании его творческого облика сыграли занятия у выдающегося советского скрипача профессора Б. Л. Гутникова в аспирантуре Ленинградской консерватории, которую он окончил в 1985 году.
В настоящее время скрипач является солистом Азербайджанской государственной филармонии. Репертуар его достаточно разнообразен. Это и музыка барокко — Тартини, Корелли, Вивальди, и концерты Паганини, Мендельсона, Чайковского, Венявского, Брамса, и сочинения композиторов XX столетия — Прокофьева, Сибелиуса, Шостаковича. Особое место в исполнительском творчестве Манафлы занимают произведения азербайджанских авторов. Практически нет ни одного интересного национального сочинения для скрипки, которое бы не было исполнено музыкантом. К числу удач А. Манафлы следует отнести скрипичные сонаты К. Караева, А. Али-заде, А. Рзаева и других произведений.
Народный артист Азербайджанской ССР, лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР, лауреат премии Ленинского комсомола пианист Фархад Бадалбейли родился 27 декабря 1947 года в Баку. В 1969 году окончил Азербайджанскую консерваторию и поступил в аспирантуру Московской консерватории. Его педагогами были профессора М. П. Бреннер, Я. И. Зак, доцент Б. Давидович. В 1967 году Ф. Бадалбейли получил третью премию и специальный приз на Международном конкурсе в Чехословакии. В 1968 году завоевал «Гран-при» на Международном конкурсе в Португалии. Пианист гастролирует в СССР и за рубежом.
Соната для скрипки и фортепиано написана Кара Караевым в 1960 году и является
своеобразным `музыкальным приношением` в память Владимира Михайловича Козлова —
выдающегося педагога-концертмейстера, наставника и друга композитора.
В Сонате преломляется стилевое направление музыки XX века, которое известно как
неоклассицизм, утвердившийся в творчестве многих композиторов. Она может быть поставлена в
ряд лучших произведений советской камерно-инструментальной литературы, соединяя высокий
профессионализм, основанный на претворении опыта классической и современной музыки, с
качествами и свойствами национального музыкального языка.
В первой части, Moderato, музыка проникнута высокой сосредоточенностью скорбного чувства.
Главная партия словно предвещает будущие трагические события. В побочной теме создается
атмосфера настороженности, тревожного ожидания. В репризе автор как бы раскрывает смысл
происходящего: главная тема звучит в низком басовом регистре фортепиано, побочная — мощно
провозглашается скрипкой, словно смерть, маршируя, торжествует победу.
Вторая часть — Речитатив и Andante — уход в мир субъективных переживаний.
Музыка стилизованной в духе сицилианы третьей части — «Пастораль» — отличается
изяществом, трепетной нежностью.
Финальная «Фантазия» — кульминационная часть Сонаты — близка по форме пассакалии, тема
которой является анаграммой имени Владимир — «В» (си-бемоль), Ла (ля), Д (ре), МИ (ми), РЕ
(ре).
Скрипач Ариф Манафлы принадлежит к числу наиболее интересных музыкантов нового поколения
азербайджанской исполнительской школы. Начальное образование он получил в Бакинской
специальной музыкальной школе имени Бюль-Бюля, которую окончил в 1976 году. Дальнейшая
учеба была продолжена в стенах Московской консерватории в классе профессора Д. М.
Цыганова. Однако решающую роль в формировании его творческого облика сыграли занятия у
выдающегося советского скрипача профессора Б. Л. Гутникова в аспирантуре Ленинградской
консерватории, которую он окончил в 1985 году.
В настоящее время скрипач является солистом Азербайджанской государственной филармонии.
Репертуар его достаточно разнообразен. Это и музыка барокко — Тартини, Корелли, Вивальди,
и концерты Паганини, Мендельсона, Чайковского, Венявского, Брамса, и сочинения
композиторов XX столетия — Прокофьева, Сибелиуса, Шостаковича. Особое место в
исполнительском творчестве Манафлы занимают произведения азербайджанских авторов.
Практически нет ни одного интересного национального сочинения для скрипки, которое бы не
было исполнено музыкантом. К числу удач А. Манафлы следует отнести скрипичные сонаты К.
Караева, А. Али-заде, А. Рзаева и других произведений.
Народный артист Азербайджанской ССР, лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР,
лауреат премии Ленинского комсомола пианист Фархад Бадалбейли родился 27 декабря 1947 года
в Баку. В 1969 году окончил Азербайджанскую консерваторию и поступил в аспирантуру
Московской консерватории. Его педагогами были профессора М. П. Бреннер, Я. И. Зак, доцент
Б. Давидович. В 1967 году Ф. Бадалбейли получил третью премию и специальный приз на
Международном конкурсе в Чехословакии. В 1968 году завоевал «Гран-при» на Международном
конкурсе в Португалии. Пианист гастролирует в СССР и за рубежом.