Скачать ноты

1953 г. А. Иванов - Рылеев, Е. Вербицкая - Ольга Мироновна, А. Пирогов - Пестель, И. Петров - Бестужев, П. Селиванов - Трубецкой, Г. Нелепп - Каховский, П. Воловов - Якубович, В. Ивановский - Щепин, В. Смирнова - Орлова, Н. Покровская - Елена, А. Иванова - Марта, В. Борисенко - Стеша, А. Огнивцев - Николай I.
         (2)  


SmirnovPierre (29.10.2017 15:34)
http://vsekratko.ru/opera/141.html
либретто можно посмотреть здесь.

SmirnovPierre (29.10.2017 15:59)
В оркестровом вступлении — два раздела. Напряженно-драматическая музыка передает атмосферу
восстания; ее сменяет широкая мелодия вдохновенного гимна.

Первая картина (первый акт) — «В имении». Хор девушек «Ах, талан» выдержан в духе
печальных, протяжных крестьянских песен. Восторженным чувством и мягкой элегичностью
напоено ариозо Щепина «Ее душа мне с давних пор родная». Сурово-патетическая ария Пестеля
«О родина-мать» проникнута волевой непреклонностью и твердой уверенностью в победе.

В центре второй картины — «На почтовом тракте» — гимн декабристов «Товарищ, верь!» на
слова стихотворения Пушкина «К Чаадаеву». Мелодия, запеваемая Каховским и подхваченная
квинтетом мужских голосов, передает душевный подъем участников. Завершается картина песней
народного склада «Ой вы, версты», которую поет Бестужев.

В третьей картине — «Ярмарка» — контрастно противопоставлены широкая хоровая сцена и
лирический дуэт. В пестром чередовании эпизодов колоритно очерчены различные группы
народа: мужики, проходящие с залихватской песней «Эх, в Таганроге» (старинная солдатская
песня), веселые девушки, поющие бытовой лирический вальс «Ходи, ходи быстрее по кругу,
карусель», цыгане с задорным напевом «Пров пива наварил». Поэтичная, благородная и изящная
музыка дуэта Щепина и Елены овеяна грезами о счастье.

Четвертая картина (второй акт) — «У Рылеева» — одна из самых сильных и впечатляющих в
опере — проникнута высоким драматическим пафосом. Начальный героический хор «Друзья! Уже
пришел черед» и песня Каховского «Когда поток с высоких гор» вводят в возбужденную
атмосферу совещания. Ария Рылеева «О Русь моя» носит мужественно-скорбный характер; ее
средняя часть — страстный призыв к свободе. Полна отваги запеваемая Рылеевым песня
«Отечество наше страдает» (слова декабриста П. Катенина), перерастающая в оптимистический
гимн «Товарищ, верь!» (слова Пушкина).

Пятая картина — «В Зимнем дворце». Монолог Николая «В недобрый час» передает чувство
неуверенности и смятения, которое усиливается, когда с Сенатской площади доносится
победное звучание революционного марша.

Шестая картина — «Сенатская площадь». Песня-марш «За Дунаем» сродни старым солдатским
напевам. Как символ народного горя возникает и ширится мелодия начального хора оперы «Ах,
талан». Драматизм усиливается в скорбном ариозо старого солдата «Ох, братцы».

Седьмая картина (третий акт) — «Бал-маскарад». Блестящей мазурке и парадному полонезу
противостоит искренняя лирика проникновенного вальса, характеризующего Елену.

Восьмая картина — «Каземат». Музыка арии Пестеля «Высокой правды речь» говорит о душевной
стойкости героя. Как символ верности вольнолюбивым чаяниям рождается мелодия
декабристского гимна.

Девятая картина (четвертый акт) — «На Сибирской дороге». Задушевна песня Сергеича «Ой,
погодушка»; с тяжелой думой о солдатской доле перекликается музыкальная картина
разбушевавшейся стихии. Баллада Сергеича «Однажды я ночью» создает образ, полный глубокого
драматизма. Опера завершается жизнеутверждающей песней Бестужева «Наш скорбный труд не
пропадет» (слова А. Одоевского), музыка которой в суровых, величавых тонах воспевает
бессмертный подвиг декабристов.



 
     
classic-online@bk.ru