Скачать ноты

Запись — 30 сентября (№ 1-6), 7 октября (№ 7-12), 20 октября (№ 13-18) 1975 г., 20 апреля (№ 19-24) 1976 г., Лондон.
      (86)  


steinberg (05.10.2018 20:40)
Давно хотел спросить. Известно мнение, что ХТК должен звучать отнюдь не в равномерной
темперации. А существуют исполнения не в РТС?

Opus88 (05.10.2018 23:00)
steinberg писал(а):
Давно хотел спросить. Известно мнение, что ХТК
должен звучать отнюдь не в равномерной темперации. А существуют исполнения не в
РТС?
Вот интересная статья про всепогубительную равномерную темперацию:
https://www.gramophone.co.uk/features/focus/the-tuning-wars-%E2%80%98equal-temperament-des
troys-everything%E2%80%99
Там есть пример ХТК и другие интересные примеры.

А так море, конечно, сравнений/исполнений: https://www.youtube.com/watch?v=f8M-JzIwbog
итд

steinberg (06.10.2018 23:59)
Opus88 писал(а):
Вот интересная статья про всепогубительную
равномерную темперацию:
https://www.gramophone.co.uk/features/focus/the-tuning-wars-%E2%80%98equal-temperament-des
troys-everything%E2%80%99
Там есть пример ХТК и другие интересные примеры.

А так море, конечно, сравнений/исполнений: https://www.youtube.com/watch?v=f8M-JzIwbog
итд
Спасибо, но я что-то не разобрался. Может ткнёте меня в нужное место.) Я
спрашивал об исполнении ХТК (естественно полностью) в соответствии с тем, что для Баха
(вероятно) каждая из тональностей обладала своеобразным интервальным строением.

Opus88 (07.10.2018 01:26)
steinberg писал(а):
Спасибо, но я что-то не разобрался. Может ткнёте
меня в нужное место.) Я спрашивал об исполнении ХТК (естественно полностью) в соответствии
с тем, что для Баха (вероятно) каждая из тональностей обладала своеобразным интервальным
строением.
Игарр, к примеру исполнял: https://m.youtube.com/watch?v=zlp1Hcu_Z4I
Но какая там конкретно настройка использовалась (если одна) из сотен возможных - не очень
ясно.

Opus88 (07.10.2018 01:47)
steinberg писал(а):
Спасибо, но я что-то не разобрался. Может ткнёте
меня в нужное место.) Я спрашивал об исполнении ХТК (естественно полностью) в соответствии
с тем, что для Баха (вероятно) каждая из тональностей обладала своеобразным интервальным
строением.
Вот синтетическое сравнение нескольких популярных темпераций:
https://m.youtube.com/watch?v=1iUqtAHaf9Q

abcz (07.10.2018 01:55)
steinberg писал(а):
для Баха (вероятно) каждая из тональностей
обладала своеобразным интервальным строением.
это как раз маловероятно

Opus88 (07.10.2018 02:23)
abcz писал(а):
это как раз маловероятно
Так и хочется написать
что-то в стиле Золтана:
Бах любил настраивать свои клавесины-
красиво и аккуратно, и вкладом в мировую гармонию в каждой тональности.
А один современник Баха, обозначим его axyz, приходил и всё время говорил: `это
маловероятно`. Причём axyz даже не был экспертом по теории вероятностей, он просто любил
дискуссии и диспуты (и конечно послушать гармонии Баха, хотя он в этом сам себе не
признавался, так как считал себя в принципе очень гармоничным с большой вероятностью).

А итог прост - Баха до сих пор помнят, а axyz совсем забыли со всеми его вероятностямм.

abcz (07.10.2018 02:26)
Opus88 писал(а):
Так и хочется написать что-то в стиле
Золтана:
у Вас не получилось

Opus88 (07.10.2018 02:33)
abcz писал(а):
у Вас не получилось
С какой долей вероятности? )

abcz (07.10.2018 04:01)
Opus88 писал(а):
С какой долей вероятности? )
стопроцентно

Opus88 (07.10.2018 04:22)
abcz писал(а):
стопроцентно
маловероятно

abcz (07.10.2018 04:56)
Opus88 писал(а):
маловероятно
нельзя сказать о свершившемся
уникальном событии «маловероятно». Оно свершилось, его вероятность - 100%

Opus88 (07.10.2018 14:07)
abcz писал(а):
нельзя сказать о свершившемся уникальном событии
«маловероятно». Оно свершилось, его вероятность - 100%
O событии - возможно.
О его субъективной оценке - сто пудов!

abcz (07.10.2018 14:44)
Opus88 писал(а):
O событии - возможно.
О его субъективной оценке - сто пудов!
Вы полагаете себя блестящим имитатором?
Бывает.

Opus88 (07.10.2018 14:52)
abcz писал(а):
Вы полагаете себя блестящим имитатором?
Бывает.
Что Вы!
Я полагаю Вас сугубо субъективным оценщиком.

abcz (07.10.2018 15:17)
Opus88 писал(а):
Что Вы!
Я полагаю Вас сугубо субъективным оценщиком.
вот-вот. Стало быть, полагаете, у Вас
получилось. Стало быть, полагаете себя отличным имитатором.
Бывает.

Opus88 (07.10.2018 15:36)
abcz писал(а):
вот-вот. Стало быть, полагаете, у Вас получилось.
Стало быть, полагаете себя отличным имитатором.
Бывает.
Это Вы тщетно пытаетесь полагать мои положения.
Маловероятствуете ))

abcz (07.10.2018 16:48)
Opus88 писал(а):
Это Вы тщетно пытаетесь полагать мои положения.
Маловероятствуете ))
ну что Вы? Зачем мне полагать Ваши положения? Я просто объясняю
Вам, что Вы говорите.

Opus88 (07.10.2018 16:56)
abcz писал(а):
... Я просто объясняю Вам, что Вы говорите.
Это
пять! Даже десять.
У Паустовского есть про деда `десять процентов`. Существует также, говорят, капитан
очевидность.

Вас за по совокупности, я нарекаю `Инструктор маловероятность`, с обязательным ношением
боевого барабана и ритуалом встречи трамваев )

abcz (07.10.2018 17:17)
Opus88 писал(а):
Это пять! Даже десять.
У Паустовского есть про деда `десять процентов`. Существует также, говорят, капитан
очевидность.

Вас за по совокупности, я нарекаю `Инструктор маловероятность`, с обязательным ношением
боевого барабана и ритуалом встречи трамваев )
да, пожалуй, нет. Зарапортовался.
Действительно, зачем Вам понимать, что Вы говорите?

Opus88 (07.10.2018 17:21)
abcz писал(а):
да, пожалуй, нет. Зарапортовался. Действительно, зачем
Вам понимать, что Вы говорите?
Зачем Вам пытаться объяснять про свои объяснения )
Маловероятно выходит

abcz (07.10.2018 17:26)
Opus88 писал(а):
Зачем Вам пытаться объяснять про свои объяснения )
Маловероятно выходит
вот видите. Просто не понимаете. Это непреодолимо.

Opus88 (07.10.2018 17:30)
abcz писал(а):
вот видите. Просто не понимаете. Это
непреодолимо.
Зарапортовались Вы напрочь, факт.
Типа пытаетесь `продать слона`, даже не имея/купив...

abcz (07.10.2018 17:44)
Opus88 писал(а):
Зарапортовались Вы напрочь, факт.
Типа пытаетесь `продать слона`, даже не имея/купив...
Вы подзабыли. Это Ваша работа
- торговать слонами.
Впрочем, это понятно, - от человека с птозом мозжечка. Соболезную.

Opus88 (07.10.2018 17:55)
abcz писал(а):
Вы подзабыли. Это Ваша работа - торговать слонами.
Впрочем, это понятно, - от человека с птозом мозжечка. Соболезную.
Мои сочувствия
Вашему полно-кромешному маловероятствию...

abcz (07.10.2018 17:56)
Opus88 писал(а):
Мои сочувствия Вашему полно-кромешному
маловероятствию...
ничего-ничего. Просто, позабавило

Opus88 (07.10.2018 18:10)
abcz писал(а):
ничего-ничего. Просто, позабавило
Крепитесь, не
маловероятностями едиными самоинструктаж.

abcz (07.10.2018 18:22)
Opus88 писал(а):
Крепитесь, не маловероятностями едиными
самоинструктаж.
всё-всё, сдаюсь. Вы умненький-благоразумненький и вообще, второе чудо
света.

steinberg (08.10.2018 00:44)
abcz писал(а):
это как раз маловероятно
Обоснуйте.

steinberg (08.10.2018 00:47)
Opus88 писал(а):
Вот синтетическое сравнение нескольких популярных
темпераций: https://m.youtube.com/watch?v=1iUqtAHaf9Q
Это ужас кромешный, но мне
понравилось выражение - популярная темперация.

Opus88 (08.10.2018 01:09)
steinberg писал(а):
Это ужас кромешный, но мне понравилось выражение
- популярная темперация.
Ужас - это я с пяток отслушал, чтоб выбрать менее
абразивное.

Проблема с темперациями ведь том, чтоб настроить рояль нужно иметь не только прекрасный
слух, но и четкую цель и время, итд. А разница не столь явна. Более того большинство
современных ушей уже настолько свыклись с равномерной темперацией, что другое
воспринимается чуждо.

С клавесинами легче, а ещё проще с электроникой.

abcz (08.10.2018 08:35)
steinberg писал(а):
Обоснуйте.
Бах был практик, рационалист. Ему
не было нужды углубляться в теоретические рассуждения, а нужно было согласовывать строй
нескольких разно фальшивящих инструментов в некоторое единство «хорошего строя». Т.е.
чтобы никто не врал слишком заметно. Поэтому и строй у него должен был быть более-менее
универсальный (никакой), годящийся для сразу нескольких тональностей, которые прозвучат в
концерте (мессе). Хотя и очень мало вероятно, чтоб равномерно темперированный (по большому
счёту, овчинка выделки не стоит).

steinberg (08.10.2018 12:22)
abcz писал(а):
Бах был практик, рационалист. Ему не было нужды
углубляться в теоретические рассуждения,
Это скорее всего так. ...Волконский в своей
книжке цитирует источники (книжка не под рукой) из которых делается вывод - ХТК имеет
отношение не к изоморфизму тональностей, а к чему-то совсем другому.

steinberg (08.10.2018 12:27)
Opus88 писал(а):
большинство современных ушей уже настолько свыклись
с равномерной темперацией, что другое воспринимается чуждо.
Это верно. В том числе и
натуральный строй.

Opus88 (08.10.2018 15:12)
abcz писал(а):
Бах был практик, рационалист. Ему не было нужды
углубляться в теоретические рассуждения, а нужно было согласовывать строй нескольких разно
фальшивящих инструментов в некоторое единство «хорошего строя». Т.е. чтобы никто не врал
слишком заметно. Поэтому и строй у него должен был быть более-менее универсальный
(никакой), годящийся для сразу нескольких тональностей, которые прозвучат в концерте
(мессе). Хотя и очень мало вероятно, чтоб равномерно темперированный (по большому счёту,
овчинка выделки не стоит).
Бах был, конечно, практик, да, но не на уровне инструктора
органа.

Существуют тома, обсуждающие выбор тональностей его произведений. В контексте музыки, в
плане предпочтений Баха итд

И само написание ХТК свидетельствует о том, что о тональностях и темперациях он серьёзно
размышлял в течение многих лет.

Opus88 (08.10.2018 15:14)
steinberg писал(а):
Это скорее всего так. ...Волконский в своей
книжке цитирует источники (книжка не под рукой) из которых делается вывод - ХТК имеет
отношение не к изоморфизму тональностей, а к чему-то совсем другому.
Волконский,
кстати, исполнял ХТК в Веркмайстере III.

steinberg (08.10.2018 15:43)
Opus88 писал(а):
Волконский, кстати, исполнял ХТК в Веркмайстере
III.
Знаю эту запись в архиве. Если у него в исполнении звучит тоже, о чём он писАл в
книге, то кажется, что аппроксимация до РТС мало что меняет. Т.е. разговоров больше. С
другой стороны, сам вопрос не оставляет в покое. Уж очень интересные связи, довольно
далеко от Баха.)

abcz (08.10.2018 16:26)
steinberg писал(а):
Это скорее всего так. ...Волконский в своей
книжке цитирует источники (книжка не под рукой) из которых делается вывод - ХТК имеет
отношение не к изоморфизму тональностей, а к чему-то совсем другому.
ХТК - это не
цикл, просто сборник упражнений для начинающих музыкантов, исполнение целиком не
предполагалось, поэтому и проблемы единого строя для всего тома не существовало.
Предполагалась, однако, достаточно универсальная настройка в силу богатства и разнообразия
гармонии каждого микроцикла.

abcz (08.10.2018 16:27)
Opus88 писал(а):
И само написание ХТК свидетельствует о том, что о
тональностях и темперациях он серьёзно размышлял в течение многих лет.
а то делать
ему было нечего

Opus88 (08.10.2018 16:50)
abcz писал(а):
ХТК - это не цикл, просто сборник упражнений для
начинающих музыкантов, исполнение целиком не предполагалось, поэтому и проблемы единого
строя для всего тома не существовало. Предполагалась, однако, достаточно универсальная
настройка в силу богатства и разнообразия гармонии каждого микроцикла.
Второй том
особенно для начинающих, конечно

steinberg (08.10.2018 16:51)
abcz писал(а):
просто сборник упражнений
Здесь очень
сомнительно, что Бах мог ставить себе не далее, чем такую цель.

Opus88 (08.10.2018 16:52)
steinberg писал(а):
Знаю эту запись в архиве. Если у него в
исполнении звучит тоже, о чём он писАл в книге, то кажется, что аппроксимация до РТС мало
что меняет. Т.е. разговоров больше. С другой стороны, сам вопрос не оставляет в покое. Уж
очень интересные связи, довольно далеко от Баха.)
Так читали же наверное, что
завиточки Баха на рукописи ХТК интерпретировали как ключ к темперации (Леман).

Opus88 (08.10.2018 16:53)
steinberg писал(а):
Здесь очень сомнительно, что Бах мог ставить себе
не далее, чем такую цель.
Это просто незабвенный abcz упражняется в написании
подобных высокоэнтропийных комментариев )

Opus88 (08.10.2018 16:54)
steinberg писал(а):
Знаю эту запись в архиве. Если у него в
исполнении звучит тоже, о чём он писАл в книге, то кажется, что аппроксимация до РТС мало
что меняет. Т.е. разговоров больше. С другой стороны, сам вопрос не оставляет в покое. Уж
очень интересные связи, довольно далеко от Баха.)
А второго тома нет (!!)

steinberg (08.10.2018 16:55)
Opus88 писал(а):
Так читали же наверное, что завиточки Баха на
рукописи ХТК интерпретировали как ключ к темперации (Леман).
нет, не знаком.

abcz (08.10.2018 16:56)
steinberg писал(а):
Здесь очень сомнительно, что Бах мог ставить себе
не далее, чем такую цель.
собственно, он указал эту цель в названии. У меня нет
оснований не доверять его словам.

Opus88 (08.10.2018 17:01)
abcz писал(а):
собственно, он указал эту цель в названии. У меня нет
оснований не доверять его словам.
А Вы до конца дочитали?
Там написано `и особенно... уже искусных в мастерстве`

steinberg (08.10.2018 17:03)
abcz писал(а):
просто сборник упражнений
Посмотрел сейчас про
ХТК в википедии. Если из названия был сделан такой вывод, то это смешно.

steinberg (08.10.2018 17:08)
abcz писал(а):
собственно, он указал эту цель в названии. У меня нет
оснований не доверять его словам.
почему Вы думаете, что он, а не издатель, например?
Совершенно типичный маркетинг.

sir Grey (08.10.2018 17:12)
это, конечно, Бах после Гульда.

Но и Гульд не был первым. время подкрадывалось.

Opus88 (08.10.2018 17:13)
steinberg писал(а):
нет, не знаком.
Волконский упоминал.
А так на русском не могу найти что-то.

Opus88 (08.10.2018 17:14)
steinberg писал(а):
...это смешно.
Это abcz! )

abcz (08.10.2018 17:15)
steinberg писал(а):
почему Вы думаете, что он, а не издатель,
например? Совершенно типичный маркетинг.
даже если это издатель, ничто в ХТК не
свидетельствует об иных целях, чем собрание прелюдий и фуг в одном месте.

abcz (08.10.2018 17:17)
Opus88 писал(а):
Там написано `и особенно... уже искусных в
мастерстве`
не думаю, что исправление текста Баха (да хоть и его издателя) - хороший
тон

Opus88 (08.10.2018 17:18)
sir Grey писал(а):
это, конечно, Бах после Гульда.

Но и Гульд не был первым. время подкрадывалось.
А что Вы думаете, досточтимый Сэр,
про исполнение Волконского.

steinberg (08.10.2018 17:20)
abcz писал(а):
даже если это издатель, ничто в ХТК не свидетельствует
об иных целях, чем собрание прелюдий и фуг в одном месте.
Про библейские параллели,
разговоры ведутся давно. ...Сомнительно, что композитору в голову могло прийти написать
просто это.

abcz (08.10.2018 17:24)
steinberg писал(а):
Про библейские параллели, разговоры ведутся
давно. ...Сомнительно, что композитору в голову могло прийти написать просто
это.
библейские параллели у Баха даже в Кофейной кантате. Он повсюду использовал
барочную риторику.

Opus88 (08.10.2018 17:24)
abcz писал(а):
не думаю, что исправление текста Баха (да хоть и его
издателя) - хороший тон
Какое исправление? О чём Вы?
Там много текста.
А Вы взялись судить по паре строчек.

abcz (08.10.2018 17:25)
Opus88 писал(а):
Какое исправление? О чём Вы?
Там много текста.
А Вы взялись судить по паре строчек.
об особом времяпровождении. Впрочем, это не
имеет смысла.

steinberg (08.10.2018 17:43)
abcz писал(а):
барочную риторику.
У Вас слишком диахроническое
отношение к Баху.

abcz (08.10.2018 17:49)
steinberg писал(а):
Посмотрел сейчас про ХТК в википедии. Если из
названия был сделан такой вывод, то это смешно.
а, я, кажется, понял. В Вашем
представлении сборник упражнений, это типа ганон или опус740. Нет. Такие извращения
появились попозднее.
Упражнения во времена барокко, это НТАМБ, НТВФБ, Органная книжечка, Искусство фуги,
сонаты Скарлатти. Собственно дидактической литературы тогда ещё не придумали музыканты,
всё писали всерьёз.

steinberg (08.10.2018 17:52)
abcz писал(а):
а, я, кажется, понял. В Вашем представлении сборник
упражнений, это типа ганон или опус740. Нет. Такие извращения появились попозднее.
Упражнения во времена барокко, это НТАМБ, НТВФБ, Органная книжечка, Искусство фуги,
сонаты Скарлатти. Собственно дидактической литературы тогда ещё не придумали музыканты,
всё писали всерьёз.
Почему в моём?) ...Вы написали - `просто упражнения`. Как Вас
понимать?

abcz (08.10.2018 17:52)
steinberg писал(а):
У Вас слишком диахроническое отношение к
Баху.
скорей уж практический и (отчасти) аутентический. Чем меньше полёта фантазий
посреди музык, тем лучше, тем слышнее смысл: полёты фантазий очень шумные, на самом деле.

abcz (08.10.2018 17:56)
steinberg писал(а):
Почему в моём?) ...Вы написали - `просто
упражнения`. Как Вас понимать?
нутк я не диахроничен, на самом деле. И что такое
упражнения тогда, я описал чуть выше.

steinberg (08.10.2018 18:58)
abcz писал(а):
нутк я не диахроничен, на самом деле. И что такое
упражнения тогда, я описал чуть выше.
Тогда Ваше слово `упражнение` нуждается в
уточнении. ...И на 740-го Черни тень напрасно не бросайте):
http://classic-online.ru/archive/?file_id=5093

abcz (08.10.2018 19:07)
steinberg писал(а):
Тогда Ваше слово `упражнение` нуждается в
уточнении. ...И на 740-го Черни тень напрасно не бросайте):
http://classic-online.ru/archive/?file_id=5093
чего ж мне тень бросать? Переиграно
кое-что, даже штук несколько очень пристойных сочинений найдётся. Но Черни - это Черни,
тут уж никуда не денешься.

abcz (08.10.2018 19:13)
steinberg писал(а):
Тогда Ваше слово `упражнение` нуждается в
уточнении.
зачем? Просто, эти упражнения для головы и вкуса, а не для пальцев и
афедрона. Дидактическая же составляющая в них совершенно ясная, правильная. Образцовая.
Причём, Бах ведь выстроил полную линию ремесленного образования: от элементарного в АМБ,
к начальному в Инвенциях и Симфониях, через среднее специальное в ХТК и ОК, и к высшему
ремесленному в Искусстве, Приношении, ГВ. Везде очень ясная (и соответствующая уровню)
работа с мотивом, развитием тематизма, гармонией и (в связи с ней) искусство создания форм
от элементарных до максимально сложных, но дидактически ясных.

abcz (08.10.2018 19:49)
steinberg писал(а):
Тогда Ваше слово `упражнение` нуждается в
уточнении. ...И на 740-го Черни тень напрасно не бросайте):
http://classic-online.ru/archive/?file_id=5093
ннда... Послушал начало. Неровно,
неартикулированно, без игры. Да и темпы...
Весьма так себе.

steinberg (08.10.2018 20:08)
abcz писал(а):
Неровно, неартикулированно, без игры. Да и
темпы...
Ну Вы пригвоздили). По-моему и агогика и отношение к музыке. ...Про Баха Вы
пишете, что он выстраивал `пропедевтическую` последовательность. Я стараюсь понять, как он
слышал тональности. Где у него модальность (в историческом смысле, включающим в себя и
строй) впускалась как бы в горнило полифонии, а где нет.

abcz (08.10.2018 20:45)
steinberg писал(а):
...Про Баха Вы пишете, что он выстраивал
`пропедевтическую` последовательность.

Я стараюсь понять, как он слышал тональности. Где у него модальность (в историческом
смысле, включающим в себя и строй) впускалась как бы в горнило полифонии, а где
нет.
ну, пропедевтикой можно назвать ещё как-то до ХТК1, остальное-то уже
действительно воспитание мастерства. Это тксть единая система профессионального (в нашем
случае - ремесленного) музыкального образования, как это было в Союзе (от элементарного до
сверхвысшего).

Не думаю, что возможно понять, как кто-то что-то слышит, это ведь совершенно субъективно.
Про модальность, однако, могу сказать. Наиболее близки по технологии к модальному письму у
него Мотеты. Но даже и здесь можно говорить лишь об использовании церковных ладов в
контексте классико-романтической тональной системы. Т.е. имитации каких-то элементов
модальности, при действительном их развитии вполне гармоническими способами.
Такие имитации встречаются у Б. не так уж редко, но не сказать, чтоб и часто. В ХТК1 в
es-dur`ной (7-й прелюдии первое фугато после ритурнелей) или такая же во 2-м томе, только
уже фуга. Но всё это, повторюсь, - имитации, не модальность.
Если брать в приложении к теме, можно сказать, что у Б. (в его системе письма) всё уже
было готово для принятия равномерной темперации, но она была пока ещё не неизбежной, без
неё можно было обойтись. Собственно, и сейчас (по факту) равномерной темперации не
существует на практике (исключая, скажем, до пятого знака у цифровых инструментов). Но как
стандарт она неизбежна и необходима (в классико-романтической тональности).

Чувство-море (08.10.2018 20:53)
Opus88 писал(а):
Существуют тома, обсуждающие выбор тональностей его
произведений. В контексте музыки, в плане предпочтений Баха итд

И само написание ХТК свидетельствует о том, что о тональностях и темперациях он серьёзно
размышлял в течение многих лет.
Я прошу прощения, что так вот вклиниваюсь в Ваш
диалог и возможно совсем не о том, о чём вы беседуете, как бы. Но, всё-таки хочется
спросить - Бах был вообще что ли напрочь тупой, чтоб так просто елозить по тональностям?

steinberg (08.10.2018 21:00)
abcz писал(а):
ну, пропедевтикой можно назвать ещё как-то до ХТК1,
остальное-то уже действительно воспитание мастерства. Это тксть единая система
профессионального (в нашем случае - ремесленного) музыкального образования, как это было в
Союзе (от элементарного до сверхвысшего).

Не думаю, что возможно понять, как кто-то что-то слышит, это ведь совершенно субъективно.
Про модальность, однако, могу сказать. Наиболее близки по технологии к модальному письму у
него Мотеты. Но даже и здесь можно говорить лишь об использовании церковных ладов в
контексте классико-романтической тональной системы. Т.е. имитации каких-то элементов
модальности, при действительном их развитии вполне гармоническими способами.
Такие имитации встречаются у Б. не так уж редко, но не сказать, чтоб и часто. В ХТК1 в
es-dur`ной (7-й прелюдии первое фугато после ритурнелей) или такая же во 2-м томе, только
уже фуга. Но всё это, повторюсь, - имитации, не модальность.
Если брать в приложении к теме, можно сказать, что у Б. (в его системе письма) всё уже
было готово для принятия равномерной темперации, но она была пока ещё не неизбежной, без
неё можно было обойтись. Собственно, и сейчас (по факту) равномерной темперации не
существует на практике (исключая, скажем, до пятого знака у цифровых инструментов). Но как
стандарт она неизбежна и необходима (в классико-романтической тональности).
Это всё
хорошо, но мы опять о разном. Я не знаю что такое модальное письмо, во-первых. Ну мотеты,
ну и что. Мне интересно как Бах слышал, а не как он фуги писАл. ...Где-то у Холопова есть
о том, что окончание на доминанте в хоралах - как бы атавизм фригийской модальности. т.е.
7-я повышенная слышалась как тонус финалис. Меня интересует, много ли такого рода (или
иного рода) вещей мог слышать Бах (в отличии, например, от меня).

abcz (08.10.2018 21:10)
steinberg писал(а):
Это всё хорошо, но мы опять о разном. Я не знаю
что такое модальное письмо, во-первых.

Ну мотеты, ну и что. Мне интересно как Бах слышал, а не как он фуги писАл. ...Где-то у
Холопова есть о том, что окончание на доминанте в хоралах - как бы атавизм фригийской
модальности. т.е. 7-я повышенная слышалась как тонус финалис. Меня интересует, много ли
такого рода (или иного рода) вещей мог слышать Бах (в отличии, например, от
меня).
Во-1-х, знаете. Русский роспев, русские протяжные, архаичные заклички,
игровые, григорианское письмо, вся европейская музыка до полифонистов и включая их. Вот
Вам модальное письмо (не говоря уж о раге, мугаме и т.п.).
Во-2-х, не понимаю вопроса. В чём здесь задача?

steinberg (08.10.2018 21:26)
abcz писал(а):
Во-1-х, знаете. Русский роспев, русские протяжные,
архаичные заклички, игровые, григорианское письмо, вся европейская музыка до полифонистов
и включая их. Вот Вам модальное письмо (не говоря уж о раге, мугаме и т.п.).
Во-2-х, не понимаю вопроса. В чём здесь задача?
Устная традиция - не письмо. Да и
задачи здесь нет. Хотя если постараться можно сформулировать.) С мугагмом, кстати, сложно.
Специалисты считают, что было гораздо больше ясности, до появления этого слова
(маком-мугам...) в 14-15 вв.) ...Суть вопроса такая: кроме Волконского кто-то играл ХТК в
`экзотических` для слуха темперациях?

Opus88 (08.10.2018 21:28)
Чувство-море писал(а):
Я прошу прощения, что так вот вклиниваюсь в
Ваш диалог и возможно совсем не о том, о чём вы беседуете, как бы. Но, всё-таки хочется
спросить - Бах был вообще что ли напрочь тупой, чтоб так просто елозить по
тональностям?
Удивительный вопрос.
Не просто, конечно.
Тональности имели культурные и религиозные контексты. И у Баха были свои предпочтения и
идеи, которые он старался донести.

Opus88 (08.10.2018 21:33)
abcz писал(а):
... равномерной темперации не существует на практике
(исключая, скажем, до пятого знака у цифровых инструментов).
Улыбаете опять сердечно,
Вячеслав!
Какова добротность музыкальных инструментов?
А до пятого знака и идеальные синусоиды непросто будет воспроизвести!

abcz (08.10.2018 21:35)
steinberg писал(а):
Устная традиция - не письмо. Да и задачи здесь
нет. Хотя если постараться можно сформулировать.) С мугагмом, кстати, сложно. Специалисты
считают, что было гораздо больше ясности, до появления этого слова (маком-мугам...) в
14-15 вв.)

...Суть вопроса такая: кроме Волконского кто-то играл ХТК в `экзотических` для слуха
темперациях?
григорианский хорал фиксировался на письме, не говоря уже о более
поздних европейцах джезвальдах-палестринах разных.

думаю, да. Автентистов хватает, хотя не уверен, что кто-то записывал целиком: тяжёлая
работа. Другое дело, что для нашего слуха ничего экзотического в них нет: отличия
ничтожны, фактура разрежённая, обертоны (фальшивят, в основном, они) слабые. Так что,
распознáют такой строй человек 100, ещё тысяч 10 услышат лёгкую фальшь, всем
остальным будет по барабану.

abcz (08.10.2018 21:38)
Opus88 писал(а):
Улыбаете опять сердечно, Вячеслав!

Какова добротность музыкальных инструментов?

А до пятого знака и идеальные синусоиды непросто будет воспроизвести!
на здоровье

не понимаю

Вы полагаете, электроакустические системы не справятся? Ладно, пусть будет до 3-го.

Opus88 (08.10.2018 21:48)
abcz писал(а):
на здоровье

не понимаю

Вы полагаете, электроакустические системы не справятся? Ладно, пусть будет до
3-го.
Спасибо!

Добротность колебательного контура - один из параметров, определяющих акустические
характеристики звука/тона.

Близко к четвёртому по моим прикидкам - полтора-два цента.

P.S. В это всё и уперлось, когда я наивно пытался улучшить темперамент, оптимизируя
консонансы. Разница практически не заметна, начиная с воспроизведения, и не говоря уж о
том, что слышится.

abcz (08.10.2018 21:53)
Opus88 писал(а):
Добротность колебательного контура - один из
параметров, определяющих акустические характеристики звука/тона.
при чём здесь это и
невозможность равномерной темперации?

Opus88 (08.10.2018 21:55)
abcz писал(а):
при чём здесь это и невозможность равномерной
темперации?
Пятого знака бессмысленность.
А равномерная темперация как раз и `правит бал`, поскольку различия трудно воспроизвести,
не говоря о том, что услышать.

abcz (08.10.2018 22:07)
Opus88 писал(а):
Пятого знака бессмысленность.
А равномерная темперация как раз и `правит бал`, поскольку различия трудно воспроизвести,
не говоря о том, что услышать.
равномерная темперация ничего не правит. Это просто
логарифмическая прогрессия, делящая октаву на теоретически равные части. И, как я написал,
это деление практически недостижимо.
С чем Вы спорите, уточните, пожалуйста?

Opus88 (08.10.2018 22:12)
abcz писал(а):
равномерная темперация ничего не правит. Это просто
логарифмическая прогрессия, делящая октаву на теоретически равные части. И, как я написал,
это деление практически недостижимо.
С чем Вы спорите, уточните, пожалуйста?
По отсутствию когерентных фактов - ни с
чем, а с кем, получается.
Впрочем, я уже почти смирился отождествить Вас с энтропией )

abcz (08.10.2018 22:20)
Opus88 писал(а):
По отсутствию когерентных фактов - ни с чем, а с
кем, получается.
Впрочем, я уже почти смирился отождествить Вас с энтропией )
ясно

Чувство-море (08.10.2018 22:49)
Opus88 писал(а):
Удивительный вопрос.
Не просто, конечно.
Тональности имели культурные и религиозные контексты. И у Баха были свои предпочтения и
идеи, которые он старался донести.
А это и не вопрос вовсе, а так, толика возмущения
по глади моря)).
А для Вас, значит, тональность - это `культурные и религиозные контексты` и всё?? =))

ps. ну дайте повозмущаться..)

Opus88 (08.10.2018 23:17)
Чувство-море писал(а):
А это и не вопрос вовсе, а так, толика
возмущения по глади моря)).
А для Вас, значит, тональность - это `культурные и религиозные контексты` и всё?? =))

ps. ну дайте повозмущаться..)
Романтично.

Мне лично - даже меньше )

Пожалуйста, пожалуйста!



 
     
Наши контакты