1. Allegretto
2. Largo
3. Moderato (con moto) - Allegretto con moto - Adagio - Moderato

Запись - 8 января 1965 г., Нью-Йорк.
         (38)  


Osobnyak (29.03.2016 16:49)
Для любителей качественных записей - великолепное качество. Кто жаждал Шостаковича с ЭГ?
Это лучше, чем ЕГЭ.

abyrvalg (29.03.2016 19:30)
Osobnyak писал(а):
Для любителей качественных записей - великолепное
качество. Кто жаждал Шостаковича с ЭГ? Это лучше, чем ЕГЭ.
Какую-то запись слушал с
ЭГ - настоящее великолепное исполнение.

Osobnyak (29.03.2016 19:58)
abyrvalg писал(а):
Какую-то запись слушал с ЭГ - настоящее
великолепное исполнение.
Сэру Грею это ещё бы объяснили. У меня не выходит.

abyrvalg (29.03.2016 20:12)
Osobnyak писал(а):
Сэру Грею это ещё бы объяснили. У меня не
выходит.
Ему не надо ничего объяснять, когда-нибудь сам дойдёт до этого, только,
боюсь, на форуме сменится к этому времени два-три поколения форумчан.

Piotcheh (05.01.2017 17:00)
Блестящее исполнение. Никогда еще не слушал вторую часть этой сонаты с таким интересом,
столько красок, невероятно понятная интонация - все на высоте!

DenPisarevsky (23.01.2022 21:52)
Гениальная соната и исполнение. Жаль, что одна из лучших фортепианных сонат, когда-либо
созданных, так редко исполняется... Из сочинений современников с ней в один ряд я могу
поставить только 7 и 8 сонаты Прокофьева.

Sasha Nick (23.01.2022 23:53)
DenPisarevsky писал(а):
Из сочинений современников с ней в один ряд я
могу поставить только 7 и 8 сонаты Прокофьева.
хорошо, что можете, но лучше не
надо...все стоит на своем месте... не надо эту сонату рядом с 7, 8 Прокофьева...

LAKE (24.01.2022 19:47)
Sasha Nick писал(а):
хорошо, что можете, но лучше не надо...все стоит
на своем месте... не надо эту сонату рядом с 7, 8 Прокофьева...
В Седьмой сонате
Прокофьева слышны аллюзии на то, что здесь звучит на 0:28-0:30 и ок 0:45-0:49.
Это при том, что обе сонаты написаны в одно и то же время.

Как нельзя лучше иллюстрирует то обстоятельство, о котором часто упоминал раньше, что
великие композиторы слышат интонации эпохи, крайне редко прибегая к хитрым и
закамуфлированным заимствованиям. Последние, как правило, откровенны и имеют вполне явную
цель. Пример - последняя симфония Шостаковича.

weina (24.01.2022 22:32)
DenPisarevsky писал(а):
Гениальная соната и
исполнение.
Абсолютно согласна. По сравнению с прокофьевскими она, м.б., не так
эффектна, но экспрессии в ней не меньше. К тому же она более цельная - в крайних частях
темы строятся на си-минорном трезвучии (и его модуляциях).
Средняя часть воспринимается как лирическое отступление - очень грустная музыка,
пронизанная ностальгическим чувством. Если внимательно прислушаться, становится понятно,
что основой здесь служит легкий и красивый вальс, но от него остались лишь расплывчатые,
чуть ли не фантастические, контуры - воспоминания о далеком прошлом.
Особенно прекрасна 3-я часть с ее полифонизмом и яркими вариациями.

steinberg (25.01.2022 17:08)
weina писал(а):
трезвучии (и его модуляциях).
Задумался. А
существует такое понятие: модуляция трезвучия? Мне не известно. Термин (по отношению к
трезвучию) вроде б не кажется бессмысленным, если иметь ввиду, например, изменение
интервального строения, но, в целом, вопросы вызывает. Кто-нибудь может развеять сомнения?

weina (25.01.2022 22:29)
steinberg писал(а):
А существует такое понятие: модуляция
трезвучия?
Прошу прощения, я хотела сказать, что темы 1-й и 3-й частей строятся на
звуках си-минорного трезвучия, но модулируют и в другие тональности (так пойдет?). Обе
темы не контрастны по характеру, сумрачны по окраске и ассоциируются у меня с
сосредоточенностью на одной важной мысли, поэтому от сонаты и остается впечатление особой
цельности.
В конце есть поразительный момент: на исходе 25-й минуты тоника си в результате каких-то
таинственных (для меня) модуляций вдруг дважды звучит просветленно-мажорно, как будто
внутренний голос тихо шепчет, что всё еще будет хорошо (это 25:50 и 26:01).

LAKE (25.01.2022 22:50)
weina писал(а):
...
В конце есть поразительный момент: на исходе 25-й минуты тоника си в результате каких-то
таинственных (для меня) модуляций вдруг дважды звучит просветленно-мажорно, ...
Это
не тоника, а параллельный си мажор. Появляется он совершенно естественно и подготовленно
из квинтовой, фа-диез мажорной ритмической фигуры, длящейся на протяжении восьми
предшествующих тактов.

steinberg (25.01.2022 23:13)
weina писал(а):
впечатление особой цельности.
Переслушал музыку.
Сложно мне назвать этот опус именно цельным. Хотя скрепы на местах. Какой-то мрачный
сентиментализм кабинетного мечтателя. ...Первая соната своей наглостью, оголтелостью...
пантеизмом, что ли, мне ближе.)

abcz (25.01.2022 23:39)
steinberg писал(а):
Переслушал музыку. Сложно мне назвать этот опус
именно цельным. Хотя скрепы на местах. Какой-то мрачный сентиментализм кабинетного
мечтателя. ...Первая соната своей наглостью, оголтелостью... пантеизмом, что ли, мне
ближе.)
я, наверное, с училища не слушал. Сейчас как новость услышал. Совершенно
безумные раннебарочные вариации в финале. Потрясающий Шостакович (именно): во всём белом.
Скрепы - да - на месте, соната монотематическая, хотя (на мой вкус) именно финал делает
всю сонату. (И именно делает. Другое дело, что Гилельс своим ритмом её шибко (иногда)
романтизирует, ну так это - его дело.)

steinberg (25.01.2022 23:55)
abcz писал(а):
раннебарочные вариации в финале.
Да вот в том-то
и дело. Ощущение (у меня лично) диахронизма от всего в этой музыке. И лоскутности,
ветхости. Извините, если потревожил чьё-то вдохновение.)

abcz (25.01.2022 23:58)
steinberg писал(а):
Да вот в том-то и дело. Ощущение (у меня лично)
диахронизма от всего в этой музыке. И лоскутности, ветхости. Извините, если потревожил
чьё-то вдохновение.)
ну, собственно, неоклассицизм (и необарокко, в частности) не
могут быть не ветхостными и не диахроничными. Это принцип. Спор Ветхого и Нового (как Спор
Глупости и Гордости). Это не порок, а диалог (или шизофрения, но мне нравится шизофрения).

steinberg (26.01.2022 00:04)
abcz писал(а):
ну, собственно, неоклассицизм (и необарокко, в
частности) не могут быть не ветхостными и не диахроничными. Это принцип. Спор Ветхого и
Нового (как Спор Глупости и Гордости).
В общем, нафталин. ...Шизофрения, мне кажется,
в 1-й сонате, жизнеутверждающая, конечно.

abcz (26.01.2022 00:10)
steinberg писал(а):
В общем, нафталин. ...Шизофрения, мне кажется, в
1-й сонате, жизнеутверждающая, конечно.
ну, не знаю. Там он, по-моему, ничуть не
менее, может, даже более неоклассичен, поскольку соревнуется с Прокофьевым, Стравинским,
французами всякими. И ничуть не менее диахроничен.
И, кажется, гораздо менее Шостакович (который весь в белом)
)

steinberg (26.01.2022 00:12)
abcz писал(а):
соревнуется с Прокофьевым, Стравинским, французами
всякими.
По-моему с Мосоловым. ...Там Вертов с камерой бегает, какой уж диахронизм.
...Впрочем повод переслушать.)

abcz (26.01.2022 00:22)
steinberg писал(а):
По-моему с Мосоловым. ...Там Вертов с камерой
бегает, какой уж диахронизм. ...Впрочем повод переслушать.)
Мосолова не помню: в
голове не держится, а Прокофьев, Стравинский, Равель (с общим для него и Шостаковича
предком - Мусоргским) в уши лезут. И слышно, что Ш. - молодой и задорный и главная его
цель в этой сонате, чтобы все пианисты сломали себе руки.

steinberg (26.01.2022 00:34)
abcz писал(а):
Мосолова не помню: в голове не держится, а Прокофьев,
Стравинский, Равель (с общим для него и Шостаковича предком - Мусоргским) в уши лезут. И
слышно, что Ш. - молодой и задорный и главная его цель в этой сонате, чтобы все пианисты
сломали себе руки.
У меня ф-нный Мосолов долго был из любимых, благодаря пластинке с
Русудан Хунцария.

abcz (26.01.2022 00:47)
steinberg писал(а):
У меня ф-нный Мосолов долго был из любимых,
благодаря пластинке с Русудан Хунцария.
не знаю, услышь я его лет 30-40 назад, может
быть и был бы впечатлён и даже восторжен, а 10 лет назад он показался мне скучным,
ходульным каким-то.

Niksti (26.01.2022 00:53)
LAKE писал(а):
Это не тоника, а параллельный си мажор.
Прошу
прощения, но это не параллельный, а одноимённый Си мажор, т.е., то, о чём пишет Weina,
имеет место быть: появляется тоника Си в другом, мажорном ладовом наклонении.

steinberg (26.01.2022 01:03)
abcz писал(а):
он показался мне скучным, ходульным каким-то.
Ну
так ведь ему сказать-то не дали. Если б не сел, да и Задерацкий, неизвестно... какой была
б 2-я соната Шостаковича.)

abcz (26.01.2022 01:08)
steinberg писал(а):
Ну так ведь ему сказать-то не дали. Если б не
сел, да и Задерацкий, неизвестно... какой была б 2-я соната Шостаковича.)
Задерацкий
- другое. Его фуги как минимум интересны.
Что до Шостаковича... Трусоват был Ваня бедный... но ведь согласитесь, жить в вечном
смертельном ужасе и всё же так вот писать. Это о чём-то да и говорит?

aleks91801 (26.01.2022 11:17)
Niksti писал(а):
Прошу прощения, но это не параллельный, а
одноимённый Си мажор, т.е., то, о чём пишет Weina, имеет место быть: появляется тоника Си
в другом, мажорном ладовом наклонении.
Да, вы правы. На каком-то `автомате` написал
`параллельный`. Но сути не меняет - он не возникает неожиданно. Он основательно
подготовлен упомянутой мной фадиезной фигурой. Его даже как-то ожидаешь.

Anonymous (26.01.2022 11:33)
abcz писал(а):
Трусоват был Ваня бедный... но ведь согласитесь, жить
в вечном смертельном ужасе и всё же так вот писать. Это о чём-то да и говорит?
Как же
любят из композиторов делать жертв. Интересно так музыка их становится каким-то образом
эффектнее? А если бы не `смертельный ужас`, то `так вот` не получилось бы? Вряд ли
Шостакович такой уж бедный и запуганный был, как пытаются нам преподнести. Почему-то
боялся-боялся, а за ним так и не пришли, а деньги выделяли большие, квартиру, пускали даже
`туда`, становился лауреатом. Сталин вообще не имел отношения к критике композитора. А
критика музыки должна иметь место. Не думал же Шостакович, что его музыку будут сразу же
все хвалить. Но `Леди` конечно ставилась очень много раз, так что публика приняла. А
критики... Грош им цена, особенно таким как Додик Заславский со своим `Сумбуром`. Обычный
журналюга, не разбирающийся в музыке. Но этап критики проходят, наверное, все композиторы.

aleks91801 (26.01.2022 11:35)
Странно то, что соната повсюду датируется 1942 годом.
В письме Соллертинскому из Куйбышева от 19.02.1943 Шостакович пишет: `За время болезни я
сочинил первую часть сонаты для рояля. Приступаю ко второй. Как видишь, работаю. Лёва
/Оборин - вставка моя/ вчера первую часть похвалил и предложил вымарать лишнюю страницу,
что я и сделал`. И уже 14 марта 1943 Шостакович пишет: `Я страдаю графоманией. Написал
почти всю фортепианную сонату...`.
Очевидно, что она закончена в 1943 году и в этом же году впервые исполнена автором в
Куйбышеве.

Насчет `смертельного ужаса` соглашусь с предыдущим постом Anonymous. Никакого
смертельного ужаса во время написания сонаты у ДДДШ не наблюдалось. Разве только в
переписке с Соллертинским он непрестанно жалуется на тяжелую болезнь, но это и понятно -
брюшной тиф, который композитор перенес в эвакуации в Куйбышеве, заболевание из разряда
`не дай бог никому`. В остальном - обычная деловая переписка.
Кстати, где-точитал, что сам ДДШ относился к этой сонате с долей скепсиса, называя её
чем-то вроде импровизационной забавы, но точноне вспомню.

Anonymous (26.01.2022 11:55)
aleks91801 писал(а):
Странно то, что соната повсюду датируется 1942
годом.
В каталоге Сикорски указано: январь - 17 марта 1943 года (Куйбышев и
Архангельское). Так что нужно исправить. Кстати, у него есть в каталоге ещё одна соната
для фортепиано си-бемоль минор, написанная предположительно в 1923-24 гг. в Петрограде.
Указано, что партитура уничтожена композитором. К тому же периоду относятся пьесы для
виолончели и фортепиано опус 9. Жаль, их ещё так и не нашли...

abcz (26.01.2022 12:00)
Anonymous писал(а):
Как же любят из композиторов делать
жертв.
разве я говорил, что Шостакович - жертва? Я сказал, что он трус и гений.

oriani (26.01.2022 13:23)
Моё восприятие Шостаковича очень созвучно с тем, о чём писала Юдина.

``Шостакович истинно велик. Но вечно быть с ним в печали, тревоге, муке, потрясении -- не
есть единственный метод искусства и мышления. Он очень устал... Но я его люблю, чту, и
ничего нехвалебного о нём не скажу... а лучше -- промолчу...``

Вот это вот ``очень устал`, да.

Гилельс гениальный здесь.

Niksti (26.01.2022 16:45)
aleks91801 писал(а):
Он основательно подготовлен упомянутой мной
фадиезной фигурой. Его даже как-то ожидаешь.
Стандартный приём: общая для одноимённых
тональностей доминанта.

LAKE (26.01.2022 17:57)
Niksti писал(а):
Стандартный приём: общая для одноимённых
тональностей доминанта.
Я об этом же.
Но weina права. Модуляции, опирающиеся на хроматику окружающих голосов весьма причудливы,
и выход трагической вариации всей этой финальной чаконы в `свет` неизменно, даже в сотое
прослушивание, производит свежее впечатление - как вдох прохладного и чистого воздуха при
выходе из задымленной комнаты.

aleks91801 (26.01.2022 18:50)
oriani писал(а):
Моё восприятие Шостаковича очень созвучно с тем, о
чём писала Юдина.

``Шостакович истинно велик. Но вечно быть с ним в печали, тревоге, муке, потрясении -- не
есть единственный метод искусства и мышления. Он очень устал... Но я его люблю, чту, и
ничего нехвалебного о нём не скажу... а лучше -- промолчу...``

Вот это вот ``очень устал`, да.

Гилельс гениальный здесь.
Он не устал. Он неизменно слышал то, `чему названья нет`,
то, что мы простодушно называем борьбой зла и добра, от сосредоточенных мыслей о которой,
мы довольно быстро устаем и не желаем быть с этим `в печали, тревоге, муке, потрясении`.
Устала сама Юдина от мыслей Шостаковича, и устает от откровений Шостаковича именно
слушатель, но не композитор.
В той же реплике-рассуждении Юдина, если не ошибаюсь, говорит о том, что Шостакович
бывает и светел, и такие его проявления подобны шумано-шубертовским интонациям.

oriani (27.01.2022 13:10)
aleks91801 писал(а):
Устала сама Юдина от мыслей Шостаковича, и
устает от откровений Шостаковича именно слушатель, но не композитор.

Шостакович бывает и светел... проявления подобны шумано-шубертовским интонациям.
Уже
сетовала недавно, что мы не можем обмениваться ушами... ничего не поделаешь, что
услышала, о том и написала. Марию Вениаминовну процитировала, потому как восприятия тут
совпали. А всякие страхи, уклонизмы и усталости -- это совсем не про МВЮ, не боялась она
ничего.

`В облегченно-шубертовом плане`, если быть точнее. В предыдущем комментарии цитировала по
фильму:
  https://www.youtube.com/watch?v=UGaL4qXMmSU
А Вы, вероятно, по приведённой цитате нашли статью с фрагментами письма МВЮ. Очень бы
хотелось прочесть это письмо полностью, но  оно, как понимаю, не публиковалось. Жаль.

LAKE (27.01.2022 19:26)
oriani писал(а):
А Вы, вероятно, по приведённой цитате нашли статью с
фрагментами письма МВЮ. Очень бы хотелось прочесть это письмо полностью, но  оно, как
понимаю, не публиковалось. Жаль.
Изречение довольно известное. Хотя, естественно, что
я не держу его наготове в виде цитаты, но и немедленно хвататься за гугл мне не требуется,
т.к. в свое время я интересовался судьбой Юдиной и личностью этого человека. Кое-что
осталось в памяти.
Если вам удастся найти витебский журнал `Диалог. Карнавал.Хронотоп.` за 1994 года, то в
одном из номеров вы найдете соответствующее письмо Юдиной.

LAKE (27.01.2022 19:32)
oriani писал(а):
... А всякие страхи, уклонизмы и усталости -- это
совсем не про МВЮ, не боялась она ничего.
Думаю, вы ошибаетесь, но полагать иначе
вряд ли вам удастся. И обмен ушами здесь не поможет, т.к. тут доминирует внутренне
устоявшееся личностное восприятия конкретным человеком личности же М. Юдиной, которая,
предпочитаю понимать, в разделах жизни, не связанных с музыкой, была иной, нежели
стереотип представлений о ней.

Именно само по себе высказывание Юдиной и говорит о том, что она, непосредственно она
сама устала от воспринимаемой ею, сквозь, в значительной степени, призму преувеличивающую
инфернальность музыки Шостаковича. Эта `призма` есть её, Юдиной, свойство. А Шостакович не
устал даже к 15-й симфонии. Позволю себе напомнить самые финальные её такты, где нежные
звуки ударных, звучащих ласковым прощание, не завершают ни симфонию, ни жизнь, а уводят в
её дальнейшее. А она с вами говорит - Он устал. Да черта с два!

oriani (27.01.2022 21:23)
LAKE писал(а):
Если вам удастся найти витебский журнал `Диалог.
Карнавал.Хронотоп.` за 1994 года
При повторном просмотре нашла ссылку на этот журнал
в вышеозначенной статье Кузнецова. Благодарю.



 
     
classic-online@bk.ru