Первоначально опера с музыкой Джованни Альберто Ристори, переработанная Вивальди. Первоначально известна по номеру Anh. 84. Однако, Федерико Мария Сарделли дал ей номер по основному каталогу работ...Читать дальше
Первоначально опера с музыкой Джованни Альберто Ристори, переработанная Вивальди. Первоначально известна по номеру Anh. 84. Однако, Федерико Мария Сарделли дал ей номер по основному каталогу работ композитора - RV 819, аргументировав это тем, что Вивальди не просто переработал версию Ристори, а создал свою полную версию.
Х Свернуть Riccardo Novaro - ORLANDO, Romina Basso mezzo - ALCINA, Gaёlle Arquez - BRADAMANTE, Teodora Gheorghiu - ANGELICA, Delphine Galou - MEDORO, David DQ Lee - RUGGIERO, Roberto Mameli - ASTOLFO. Год издания: 2012.
|
||
Из статьи Федерика Марии Сарделли.
Давайте начнём с самого начала: Вивальди и его отец Джиованни Баттиста становятся
импресарио театра Сант-Анджело в Венеции во время Карнавального сезона 1713 года. Между
1713 и 1715 годом Вивальди ставит шесть опер:
- 6 ноября 1713: Orlando furioso, музыка: Альберто Ристори, либретто: Грацио Браччоли
- 20 января 1714: Rodomonte sdegnato, музыка: Микеланджело Гаспарини, либретто: Грацио
Браччоли
- 10 ноября 1714: Orlando finto pazzo, музыка: Антонио Вивальди, либретто: Грацио
Браччоли
- 1 декабря 1714: Orlando furioso, музыка: [?], либретто: Грацио Браччоли
- [?] января 1715: Lucio Papirio, музыка: Лука Предьери, либретто: Антонио Сальви
- 12 февраля 1715: Nerone fatto Cesare, пастиччо с музыкой Антонио Вивальди, либретто:
Маттео Норис.
На протяжении многих лет исследователи придерживались мнения, что Orlando 1714 также
является оперой Ристори. Можно предположить, что Вивальди как импресарио попытался
повторить огромный успех, коим пользовался Orlando 1713, возобновив постановку с
незначительными изменениями музыкального материала. Надо сказать, что состояние источника
не помогло кому-либо из желающих установить авторство оперы: в отличие от своего аналога
1713 года, с полной уверенностью приписываемого Ристори, либретто Orlando 1714 не содержит
имени композитора. Партитура Orlando 1713 Ристори на данный момент считается утерянной,
что лишает нас возможности непосредственного сопоставления. И наконец, партитура Orlando
1714 дошла до нас в виде крайне сомнительного и беспорядочного манускрипта, до сих пор
сбивающего с толку музыковедов: лишённая третьего акта, написанная различными
переписчиками, включая Вивальди и его отца Джиамбаттиста, деструктурированная включениями
нового материала и вычёркиваниями. Короче говоря, этот манускрипт на протяжении многих лет
считался оперой Ристори, которую Вивальди и его антураж изменили для того, чтобы вновь
поставить на сцене театра Сант-Анджело. Даже Питер Риом предпочёл Ристори в качестве
автора Orlando 1714 и поместил данное произведение под номером RV Anh. 84 в приложение к
своему каталогу, в котором систематизируются хранившиеся в личном архиве композитора
произведения, для которых авторство Вивальди ещё с полной уверенностью не установлено.
Таким образом, манускрипт Orlando 1714, несмотря на свою доступность в Национальной
библиотеке Турина, десятилетиями не подвергался тщательному музыковедческому анализу.
Я всегда думал, что присвоение этому произведению номера RV Anh. 84 вызвано серьёзными и
исчерпывающими исследованиями. Рейнгард Стром - ведущий эксперт в области оперы 18 века -
уже пытался решить проблему Роландов 1713-1714 в своём фундаментальном исследовании `Оперы
Антонио Вивальди`, придя к выводу, что Orlando 1714 является по сути новой оперой,
аналогичной опере Ристори 1713 года. Анализ манускрипта, либретто и сходств выявил, что
Вивальди уже включал различные арии из собственных произведений в оперу Ристори во время
многочисленных представлений в 1713 году для того, чтобы `освежить` постановку: к тому
времени как произведение 1713 года достигло конца своего пути, это уже было пастиччо
Вивальди-Ристори. Когда Ристори покинул Венецию, Вивальди приступил к полной переработке
оперы: используя старый манускрипт с уже имеющимися изменениями как основу для своего
нового произведения, он исключил из структуры оперы почти все арии Ристори, заменяя их
собственными. Он произвёл всестороннюю переработку речитативов, которые отчасти уже были
преобразованы им в 1713 году, и исключил множество пассажей. И наконец, он включил в
музыкальную ткань произведения фрагменты, взятые из его двух предыдущих опер `Оттон на
вилле` RV 729 и `Роланд, мнимый безумец` RV 728. Таким образом, он ещё глубже переработал
манускрипт Orlando 1713 Ристори, уже преобразованный им в пастиччо добавлением собственной
музыки в 1713 году, получив качественно новое произведение собственного авторства.
Некоторые фрагменты из Orlando 1714 впоследствии были переписаны композитором и помещены в
оперу Orlando furioso 1727, что также подтверждает авторство Вивальди в создании Orlando
1714. Взглянув на произведение в новом свете, мы без труда можем понять, почему Вивальди
хранил этот манускрипт в персональном архиве вместе со своими подлинными произведениями: у
него не было бы причин хранить его, если бы это произведение было работой другого
композитора. И вот теперь Orlando 1714 перемещён из приложения к каталогу Риома в
собственно каталог под номером RV 819.