Опера в 4-х действиях по драме Л.Мея в обработке Ильи Тюменева.
Действие происходит в Александровской слободе (в Москве) осенью 1572 года.
Действующие лица:
Василий Степанович Собакин,...Читать дальше
Скачать ноты Опера в 4-х действиях по драме Л.Мея в обработке Ильи Тюменева.
Действие происходит в Александровской слободе (в Москве) осенью 1572 года. Действующие лица: Василий Степанович Собакин,...Читать дальше
Опера в 4-х действиях по драме Л.Мея в обработке Ильи Тюменева.
Действие происходит в Александровской слободе (в Москве) осенью 1572 года. Действующие лица: Василий Степанович Собакин, новгородский купец — бас Марфа, его дочь — сопрано Григорий Григорьевич Грязной, опричник — баритон Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник — бас Боярин Иван Сергеевич Лыков — тенор Любаша, любовница Грязного — меццо-сопрано Елисей Бомелий, царский лекарь — тенор Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена — сопрано Дуняша, её дочь, подруга Марфы — контральто Петровна, ключница Собакиных — меццо-сопрано Царский истопник — бас Сенная девушка — меццо-сопрано Молодой парень — тенор Два знатных всадника Опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ Нерадостно на душе у молодого царского опричника Григория Грязного. С недавних пор ему наскучили лихие забавы. Он впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно засылал Григорий Грязной сватов к отцу полюбившейся ему Марфы. Купец Собакин наотрез отказал ему, сказав, что Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова. Стремясь забыться, Григорий созвал к себе на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. С ними пришли царский лекарь Бомелий и Иван Лыков. Гости славят радушие и гостеприимство хозяина. Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, рассказывает о том, что видел. Свой рассказ он заканчивает здравицей в честь мудрого государя Ивана IV. Пением и плясками песенников и песенниц Грязной развлекает своих гостей. Светает. Все расходятся. По просьбе хозяина остается только Бомелий. У Грязного к нему есть важное дело. Обещая щедро наградить за услугу, он просит лекаря достать ему такое снадобье, которым можно было бы приворожить девушку. Их разговор подслушала любовница Грязного Любаша. Она и раньше замечала, что возлюбленный охладел к ней; теперь Любашу охватили ревнивые подозрения. Но своего счастья она не уступит и жестоко отомстит злодейке-разлучнице. Улица в Александровской слободе. Вечереет. Народ выходит из монастыря. Среди прочих — Марфа и Дуняша, сопровождаемые ключницей Собакиных, Петровной. Все мысли Марфы — о любимом женихе, Иване Лыкове. Беседу девушек прерывает появление двух неизвестных всадников. Один из них пристально смотрит на Марфу. Это Иван Грозный. Марфа не узнает царя, закутанного в богатые одежды, но пугается властного взгляда. Надвигаются сумерки. Улица пустеет. Любаша подкрадывается к дому Собакиных и заглядывает в окно. Красота Марфы поражает ее. Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным. На стук Любаши выходит Бомелий. Он готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Любаша с возмущением отвергает его притязания. Но беспечно-радостный смех Марфы, доносящийся из дома, вызывает у Любаши новые душевные муки; в приливе отчаянной решимости она соглашается на позорную сделку с ненавистным ей Бомелием. В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора бы уж справить ее, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек. Лыков обеспокоен; взволнован и Грязной. Наконец Марфа возвращается с царских смотрин. Все успокаиваются, поздравляя жениха и невесту. Воспользовавшись случаем, Грязной незаметно сыплет в чарку Марфы зелье. Внезапно появляется Малюта с боярами; он пришел сообщить, что царь избрал себе в жены не Дуняшу, как надеялись влюбленные, а Марфу. Палата в царском тереме. Тяжелое раздумье Собакина, глубоко опечаленного болезнью дочери, от которой ее никто не может излечить, прервано появлением Грязного. Опричник докладывает Марфе, что под пыткой Лыков сознался в намерении извести зельем невесту царя и по повелению государя казнен. Марфа не выдерживает тяжести горя. Ее помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених, Ваня. Ему она рассказывает о своем чудном сне. Видя безумие Марфы, Грязной с ужасом убеждается, что обманулся в своих надеждах: вместо того, чтобы приворожить, он погубил ее. I1е в силах снести душевных мук при виде страданий любимой, Грязной признается в совершенном преступлении: он отравил Марфу и оклеветал невинного Лыкова. Навстречу ему из толпы выбегает Любаша и признается, что подменила зелье. Охваченный яростью Грязной убивает Любашу. Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С. И. Мамонтова. Х Свернуть Хор и оркестр Государственного театра оперы и балета им. Т. Шевченко УССР. Солисты: Б. Гмыря, Е. Чавдар, М. Гришко, В. Матвеев, П. Белинник, Л. Руденко, П. Иванов, В. Любимова, А. Сопова, В. Бабенко, И. Трофимова, И. Клякун. Запись 1950г.
|
||
российским дирижером? Слов нет. Тогда надо отбросить ложную скромность и Караяна,
Фуртвенглера, Тосканини, Бернстайна такхе прихватизировать...
интересно: каким образом Пирадов оказался российским дирижером?
определить непросто. Правильнее бы назвать советским, но такого пункта, как и страны, нет.
Так что, если у Вас есть соображения на сей счёт, обратитесь к модераторам, пусть
исправят.
интересно: каким образом Пирадов оказался российским дирижером? Слов нет. Тогда надо
отбросить ложную скромность и Караяна, Фуртвенглера, Тосканини, Бернстайна такхе
прихватизировать...
Российский и советский дирижер.
У Вас есть другие фактологические версии (без эпатажа `скромности` и `прихватизации`)?
1960-го. Пирадов умер в 1954.
подзабыть, насколько хороша эта запись.
чего же здорово! Я как-то успел до этого подзабыть, насколько хороша эта запись.
опера-то замечательная. На мой вкус - лучшая у НАРК (если, конечно, не считать `Китеж`,
который статья совершенно особая).
НАРК (если, конечно, не считать `Китеж`, который статья совершенно особая).
`Китежем` мне не везло - может быть, просто не искал, но сами собой мне не попадались
приличные исполнения. Возможно, дело в том, что когда-то попал на неудачный спектакль в
Большом (то ли в конце 70-х, то ли в нач. 80-х) - и шлейф тогдашнего впечатления до сих
пор тянется:) Я, кстати, не знаю, возможно, та постановка была неплохая, просто при мне
спектакль прошел как-то кисло. - Если знаете запись, которая Вас удовлетворяет,
посоветуйте, пожалуйста.
Еще в 50-х г.г. появилась единственная тогда запись `Китежа` с Натальей Петровной
Рождествнской, Тарховым, Небольсиным. И, разумеется, никаких сценических вариантов.
Выбирать было не из чего. Да и слава богу. Н.П. хороша в этой партии. Я был потрясен этой
музыкой (не `оперой` с ее вокальным компонентом, а именно музыкой, этой мистерией). Потом,
много позже, была, как известно, постановка в БТ со Светлановым, Касрашвили и пр. Есть
живая запись этого спектакля, которую я могу воспринимать только через призму самых
первых впечатлений, от которых и не хочу до сих пор отвлекаться... Это как с некоторыми
книгами, прочитанными в молодости, которые страшно перечитывать, боясь разочароваться...
Теперь есть и другие постановки, включая зарубежные, но как-то не хочется иметь с ними
дело... Поэтому мне нечего Вам посоветовать. Вы любитель и знаток именно жанра оперы, но
`Китеж` это не опера...
единственная тогда запись `Китежа` с Натальей Петровной Рождествнской, Тарховым,
Небольсиным. И, разумеется, никаких сценических вариантов. Выбирать было не из чего. Да и
слава богу. Н.П. хороша в этой партии. Я был потрясен этой музыкой (не `оперой` с ее
вокальным компонентом, а именно музыкой, этой мистерией). Потом, много позже, была, как
известно, постановка в БТ со Светлановым, Касрашвили и пр. Есть живая запись этого
спектакля, которую я могу воспринимать только через призму самых первых впечатлений, от
которых и не хочу до сих пор отвлекаться... Это как с некоторыми книгами, прочитанными в
молодости, которые страшно перечитывать, боясь разочароваться... Теперь есть и другие
постановки, включая зарубежные, но как-то не хочется иметь с ними дело... Поэтому мне
нечего Вам посоветовать. Вы любитель и знаток именно жанра оперы, но `Китеж` это не
опера...
и единственный раз в жизни попал в Большой (если не считать того, что однажды видел там
балет `Спартак`) - и увидел именно `оперу`, а не мистерию, и притом оперу странную, чтобы
не сказать аляповатую по постановке - это мешало мне слушать музыку и отбило охоту туда
ходить (тем более, что и попасть туда было очень непросто). Возможно, тогдашнее
впечатление мне до сих пор мешает. Впрочем, не настаиваю и на том,что мое впечатление было
верным; допускаю, что в тот вечер в спектакле просто что-то не склеилосЬ, не так пошло -
такие неудачные вечера в театрах бывают. Попробую окончательно забыть, что там было, и в
первые же свободные часы заново переслушаю запись Небольсина. Ваша мысль, что это не
опера, а мистерия, мне кажется очень справедливой. - Но я не назвал бы себя любителем и
знатоком оперы, я люблю в музыке многое разное, а знаю не так уж много; вообще же всерьез
увлекся оперой сравнительно недавно, уже в пенсионном возрасте:)
надо скорее слушать, а не смотреть. И это тот случай когда важен не вокал, это лишь
частное средство, а чисто художественное и философское постижение этой вещи. Там ведь
вообще, если не считать Февронии, главный `персонаж` - Лес, `пустыня прекрасная`, некое
нравственное пространство... А оперу как жанр, я же вижу, Вы знаете превосходно, любите
это дело.
тот случай когда важен не вокал, это лишь частное средство, а чисто художественное и
философское постижение этой вещи. Там ведь вообще, если не считать Февронии, главный
`персонаж` - Лес, `пустыня прекрасная`, некое нравственное пространство...
что так и есть.