Libro d`intavolature di Liuto (`Книга лютневой табулатуры`)

Tone I:

1. Passamezzo antico
2. Romanesca antica
3. Saltarello
4. Passamezzo moderno
5. Romanesca moderna

Tone II:

1....Читать дальше
Libro d`intavolature di Liuto (`Книга лютневой табулатуры`)

Tone I:

1. Passamezzo antico
2. Romanesca antica
3. Saltarello
4. Passamezzo moderno
5. Romanesca moderna

Tone II:

1. Passamezzo antico
2. Romanesca antica
3. Saltarello
4. Passamezzo moderno
5. Romanesca moderna

Tone III:

1. Passamezzo antico
2. Romanesca antica
3. Saltarello
4. Passamezzo moderno
5. Romanesca moderna

Tone IV:

1. Passamezzo antico
2. Romanesca antica
3. Saltarello
4. Passamezzo moderno
5. Romanesca moderna

Х Свернуть

Запись - ноябрь, декабрь 2014 и январь 2015 г., Саутгемптон.
         (5)  


Osobnyak (07.08.2016 13:43)
На формирование музыкально-эстетических воззрений Галилея оказал решающее влияние
Джироламо Меи, после чего его отношение к работам Царлино резко изменилось. В трактате
«Компендий теоретической музыки» (итал. Compendio nella theorica della musica; рукопись
около 1572 года, не опубликована) пришёл к мысли о несовместимости античной и современной
ему итальянской музыки, о тщетности реконструкций древности. Критикуя своего учителя,
развивал эту мысль в трактате «Диалог о старинной и современной музыке» (Dialogo della
musica antica et della moderna; Флоренция, 1581)[6]. Ряд трактатов Галилея о гармонии и
контрапункте, в том числе «Обсуждение энармоники, как её используют, и того, кто был
автором хроматики» (Discorso intorno all’uso dell’enarmonico et de chi fusse autore del
cromatico, 1591), критически оценивающий эксперименты соотечественников в микротоновой
музыке, не был опубликован при жизни и сохранился в рукописи.
Для эстетики Галилея центральной была мысль об утрате присущего античности аффекта в
современной музыке, целью которой стало (по его мнению) «одно удовольствие», поверхностная
приятность. Вокальную музыку современников резко, иронично критиковал за преувеличенную
звукоизобразительность, буквальное следование музыки за словом[7]. Считал, что
традиционный (имитационно-полифонический) контрапункт усложняет восприятие и снижает
эффект непосредственного воздействия музыки на душу, вследствие чего активно
пропагандировал мелодию, понимаемую как несущий элемент фактуры и главную музыкальную
мысль.
Теоретические исследования Галилея проложили дорогу музыке Нового времени с её гомофонным
складом и равномерно темперированным строем, то есть материей классико-романтической
гармонии. Обсуждая проблемы музыкального строя[8], он утверждал, что в вокальной музыке
должен использоваться не «напряжённый диатон» Птолемея (тетрахорд 10:9 9:8 16:15), как
считал Царлино, а некий новый и особый строй, представлявший собой компромисс между ним и
«дитоническим диатоном» (тетрахорд 9:8 9:8 256:243). В настройке лютни он предлагал делить
октаву одинаковыми полутонами 18:17 — эта величина, хотя и рассчитанная приблизительно,
весьма близка равномерно темперированному полутону[9].
Проведя ряд физических экспериментов, доказал (по-видимому, впервые в истории): для того
чтобы 2 одинаковые по длине, толщине и качеству (d’ugual lunghezza, grossezza, & bonta)
струны произвели определённый музыкальный интервал, массы привешиваемых к этим струнам
грузов должны быть квадратами отношения, соответствующего этому интервалу, а вовсе не
аналогами того же самого отношения (как считалось в традиционной теории музыки, в том
числе, в хрестоматийном учебнике «Основы музыки» Боэция)[10].
Галилей — автор двух сборников мадригалов (1574, 1587) и инструментальных пьес (в
основном, для лютни). Среди последних — сборник «Книга лютневой табулатуры» (1584)[11],
который содержит (среди прочего) экспериментальную сюиту из 24 тройных «микроциклов»
(пассамеццо-романеска-сальтарелла) во всех 12-ти тональностях, то есть на 12 высотных
позициях хроматической гаммы. При этом сохранившиеся сочинения Галилея-композитора
относятся к полифоническому складу, ни одной развёрнутой и художественно законченной пьесы
гомофонного склада (который он пропагандировал) науке не известно.

Anonymous (07.08.2016 13:46)
А название откуда такое? Это же не Галилей так назвал.

Osobnyak (07.08.2016 13:56)
Anonymous писал(а):
А название откуда такое? Это же не Галилей так
назвал.
Ну, название осовременили (такое на диске стояло). Но по сути оно лучше всего
походит. Перевод я уже вписал в тех.часть. Если назвать просто `Книга лютневой
табулатуры`, то о тональной темперации, что сродни ХТК, вряд ли кто догадается. Думаю,
лучше оставить так.

Anonymous (07.08.2016 13:58)
Osobnyak писал(а):
Ну, название осовременили (такое на диске стояло).
Но по сути оно лучше всего походит. Перевод я уже вписал в тех.часть. Если назвать просто
`Книга лютневой табулатуры`, то о тональной темперации, что сродни ХТК, вряд ли кто
догадается. Думаю, лучше оставить так.
Мне кажется, это название чисто для этого
диска придумали. Хорошо, пусть так будет)

Osobnyak (07.08.2016 14:42)
Anonymous писал(а):
Мне кажется, это название чисто для этого диска
придумали. Хорошо, пусть так будет)
Да, для понятности. И звучит красиво на любом
языке. Я вот сразу понял, в чём дело.



 
     
classic-online@bk.ru