Симфония сочинялась с марта 1866 года по февраль 1868 года (версия А). Первое исполнение состоялось 15 февраля 1868 года в Русском музыкальном обществе в Москве п/у Н.Рубинштейна. Весной 1874 года...Читать дальше
Симфония сочинялась с марта 1866 года по февраль 1868 года (версия А). Первое исполнение состоялось 15 февраля 1868 года в Русском музыкальном обществе в Москве п/у Н.Рубинштейна. Весной 1874 года Чайковский внёс поправки в симфонию, готовя её к первой публикации (П.Юргенсон, Москва, 1875) (версия В). В этой версии симфония впервые прозвучала 1 декабря 1883 года в Русском музыкальном обществе в Москве п/у Макса Эрдмансдёрфера.

1. Грёзы зимнею дорогой: Allegro tranquillo (соль минор; А = 786 тактов / В = 723 такта);
2. Угрюмый край, туманный край: Adagio cantabile, ma non tanto (ми-бемоль мажор; А = 176 тактов / В = 168 тактов);
3. Scherzo. Allegro scherzando giocoso (до минор; А = В = 441 такт);
4. Finale: Andante lugubre — Allegro moderato (соль мажор; А = 608 тактов / В = 610 тактов).

Х Свернуть

1-Я (А) ВЕРСИЯ 1866-68 (единственная запись данной версии!) // Проект BBC `Tchaikovsky Experience`, Глазго, 2007 год.
         (13)  


Anonymous (31.08.2016 10:19)
Наконец-то добавлена эта редкая и уникальная запись! Спасибо serbar`у за помощь в
добавлении)

sir Grey (31.08.2016 10:36)
Anonymous писал(а):
Наконец-то добавлена эта редкая и уникальная
запись! Спасибо serbar`у за помощь в добавлении)
Чем она интересна?

Anonymous (31.08.2016 10:46)
sir Grey писал(а):
Чем она интересна?
Тем, что это единственная
запись первой версии) А на счёт самой версии (об отличиях от второй) сказать ничего не
могу, ибо нотами первой версии не располагаю. На слух можно попробовать) Вы, например,
можете попытаться уловить отличия на слух двух версий)

Mikhail_Kollontay (31.08.2016 11:18)
Anonymous писал(а):
отличия на слух двух версий
Ну просто
побочная партия тут другая, скажем, дальше пока не слушал.

sir Grey (31.08.2016 12:09)
Anonymous писал(а):
/.../ На слух можно попробовать) Вы, например,
можете попытаться уловить отличия на слух двух версий)
Ну, это вряд ли...


Спасибо за ответ, понял в чем фишка.

А я вот Манфреда слушаю сейчас. Книжка не понравилась, а трк хороший. Видимо, Чайковский
вычитал что-то, чего я не понял. После Чайковского и Байрон зазвучал иначе.

yantaris (01.11.2017 16:25)
Почему запись с таким шумным фоном? Вроде, 2007-ой год, не старая, не любительская...
Наверно, с трансляции. Могу немного почистить.

OlegZH (01.12.2019 21:38)
Совсем другая симфония! Цельная, логичная и... свежая.

Больше зимних грёз, больше контрастных переходов (Это же Чайковский с его лирическими
распевными кусками и ритмической экзальтацией!) и... больше самого Чайковского.

Жаль, что никто не хочет так исполнять. ;-(

Piacevole (05.06.2020 01:24)
OlegZH писал(а):

и... больше самого Чайковского. ;-(

Да уж, очень интересно, по какой причине он заменил такую грациозную побочную тему в I
части на довольно обычную (если не сказать `с общим выраженьем лица`) мелодию в духе
русской песни.

OlegZH (04.05.2021 21:11)
Когда вмешиваются в исходный замысел, происходит нарушение логики повествования. Тем
ценнее возможность услышать первоначальный замысел.

Volovikelena (03.06.2023 17:50)
Anonymous писал(а):
Тем, что это единственная запись первой версии) А
на счёт самой версии (об отличиях от второй) сказать ничего не могу, ибо нотами первой
версии не располагаю. На слух можно попробовать) Вы, например, можете попытаться уловить
отличия на слух двух версий)
Да. Разница в оркестровке не очень бросается в глаза, но
есть: во второй части есть немного одноплановые подголоски у деревянных духовых в
контрапункте с основной темой. Чайковский их заменил на более разнообразные и естественно
звучащие. В третьей части появился симпатичный речитативчик у деревянных в переходе между
разделами. Это с одного прослушивания, навскидку. А с нотами можно было бы много всего
найти для сравнения.
Финал первой версии мне гораздо больше понравился - в нем одна веселая и очень
простенькая тема была у медных, яркая, в маршевом духе. Убрал совсем. А жаль - с ней финал
был непосредственнее, радостней.
Что касается побочной в первой части - это кому как нравится. Мне больше понравился
окончательный вариант. Ощущение, что первая здесь не на своем месте, чужая, появляется
слишком неожиданно. С другой стороны, я уже много лет, как привыкла к той, что звучит
всегда. Она мне кажется проще, яснее, стилизована под русскую народную песню, которая
здесь гармоничнее вписывается в красоту русского пейзажа 1 части. Может быть, первая
версия побочной в скерцо вписалась бы естественней, но не в первую часть. Мне кажется, что
идея её заменить на более ясную как раз сделала симфоническое звучание более свежим,
свободным. (ИМХО)
Дима, спасибо огромное Вам и Сергею (serbar) за эту уникальную запись!

OlegZH (12.06.2023 22:04)
Здорово! Крайне любопытно снова вернуться этому исполнению после нескольких традиционных
вариантов и услышать некоторые различия. В целом, различия сводятся к усилению динамики и
насыщению оркестровки. В результате произведённых Чайковским изменений из первой части
пропали два контрастных момента. Теперь первая часть звучит одним бурным потоком, как
снежный буран. Контрастов немного не хватает. Зато понятно, как именно вызревает то, что в
партитуре идёт сразу за `генеральной паузой` (которую так эффектно обыгрывает Голованов).
А это очень важно, видеть. как всё вызревает в самой музыке. Удаление старой побочной темы
повысило динамичность первой части, но создало некоторые изъяны в логике повествования. Во
второй части довольно сильно разнится облик того же самого материала. Опять же, удалены
`дополнительные` ходы сдвоенных духовых инструментов, и. опять же, в пользу динамики.
Третья часть воспринимается практически без изменений. Четвёртая выглядит немного иначе.
Но... Чем дальше в лес, тем больше интересно разбираться.

OlegZH (12.06.2023 22:05)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну просто побочная партия тут другая,
скажем, дальше пока не слушал.
А связующая здесь есть, и, если, да, то какая она,
связующая?

OlegZH (12.06.2023 22:06)
Хотелось бы ещё отметить само исполнение. По-моему, оно весьма неплохое, и оно побуждает
послушать другие записи того же дирижёра. Проверить своё первоначальное впечатление.



 
     
classic-online@bk.ru