Произведение посвящено Н.Г. Струве, другу Рахманинова, композитору и музыкальному деятелю и навеяно впечатлением от чёрно-белой репродукции картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мёртвых».
Только глядя на ту самую гравюру Бёклина на меди - `Остров мёртвых`, которая вдохновила Рахманинова, а не на его картину в цвете (которая, как это ни интересно, не произвела на него такого впечатления), только внимательно слушая эту поэму, не на ходу и не в качестве фона, услышала я, как музыка передала приближение лодки к острову, плеск весёл, мерную греблю, появление нарастающей громады острова - что-то здесь напомнило поднимающуюся будто из-под земли (как мне кажется адскую) `Вечную церковь` Мессиана - но пробивающиеся светлые лучи в этой тёмной громаде придают рахманиновскому `Острову` больше очарования таинственности и загадочности. Здесь вовсе нет абсолютно подавляющего действия массива на человеческую душу, как в мессиановской `Церкви`, здесь чувствуется успокоение, как будто души умерших нашли своё пристанище. Но, тем не менее, музыка не устаёт напоминать, что это - торжественное и мрачное обиталище Смерти.
MargarMast
(07.07.2013 20:41)
Извиняюсь, конечно же не на гравюру саму, и не на картину, а на их жалкие изображения в компе. А как хотелось бы посмотреть вживе то, что вдохновило Рахманинова на этот шедевр. Но, впрочем, слушая музыку, можно довообразить. На то она и существует - связь искусств.
Рахманинова, а не на его картину в цвете (которая, как это ни интересно, не произвела на
него такого впечатления), только внимательно слушая эту поэму, не на ходу и не в качестве
фона, услышала я, как музыка передала приближение лодки к острову, плеск весёл, мерную
греблю, появление нарастающей громады острова - что-то здесь напомнило поднимающуюся будто
из-под земли (как мне кажется адскую) `Вечную церковь` Мессиана - но пробивающиеся светлые
лучи в этой тёмной громаде придают рахманиновскому `Острову` больше очарования
таинственности и загадочности. Здесь вовсе нет абсолютно подавляющего действия массива на
человеческую душу, как в мессиановской `Церкви`, здесь чувствуется успокоение, как будто
души умерших нашли своё пристанище. Но, тем не менее, музыка не устаёт напоминать, что
это - торжественное и мрачное обиталище Смерти.
компе. А как хотелось бы посмотреть вживе то, что вдохновило Рахманинова на этот шедевр.
Но, впрочем, слушая музыку, можно довообразить. На то она и существует - связь искусств.