1. Thema scherzoso con Variazioni
2. Adagio
3. Rondo ritmico con Introduzione
Посв. Арнольду Шёнбергу к его 50-летнему юбилею
Скачать ноты
1. Thema scherzoso con Variazioni
2. Adagio 3. Rondo ritmico con Introduzione Посв. Арнольду Шёнбергу к его 50-летнему юбилею
Пьер Булез
(дирижер)
,
Даниэль Баренбойм
(фортепиано),
Пинхас Цукерман
(скрипка), Ансамбль `Intercontemporain`
|
||
элементы додекафонной техники, уже созданной к тому времени Шёнбергом, но додекафонии как
всеохватной системы звуковысотных связей здесь еще нет.
Если «Воццек» оказался первым опытом и вместе с тем крупнейшей удачей Берга в оперном
жанре, то Камерный концерт стал его великолепным достижением в концертном жанре, тоже
фактически ничем не подготовленным. Концерт посвящен пятидесятилетию Шёнберга (в 1924
году), хотя автор и не успел его завершить к дате. Произведение открывается эпиграфом,
основанным на звуковых криптограммах имен и фамилий трех главных представителей
Нововенской школы Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона Веберна. Эти
последовательности звуков служат интонационной основой многих тем концерта и эпизодически
трактуются как микросерии. Таким образом, концерт оказывается своего рода манифестом союза
трех композиторов-единомышленников.
Камерный концерт Берга продолжает лучшие традиции классического инструментального
концерта. Его сольные партии изложены с виртуозным блеском, они звучат на богатом
ансамблевом фоне, в развертывании формы сказываются принципы игры и соревнования. Но
традиционное игровое начало представлено здесь в чрезвычайно индивидуализированной форме,
«инструментальный сюжет» концерта совершенно неповторим. После упомянутого краткого
эпиграфа, звучащего у солирующих инструментов и валторны, скрипка умолкает надолго:
первая часть концерта (в форме темы и пяти вариаций) написана для фортепиано и ансамбля,
причем тема, исполняемая ансамблем, по своей роли близка к первой, оркестровой экспозиции
классического инструментального концерта *.
* Идея краткого показа солирующего инструмента в самом начале первой, оркестровой
экспозиции заимствована Бергом, по-видимому, из Четвертого фортепианного концерта
Бетховена.
Вторая часть (Adagio) исполняется скрипкой в сопровождении ансамбля, и только в третьей
части, написанной в форме рондо с интродукцией, соединяются оба солирующих инструмента,
причем в интродукции они выступают без ансамбля – это совместная каденция двух солистов.
Построение частей и всего цикла также основано на оригинально трактуемых игровых
принципах.
Все вариации первой части точно воспроизводят ведущий мелодический голос темы, но в
разных модификациях: первая вариация (для одного солирующего, фортепиано) – в прямом
движении, вторая • в ракоходном, третья - в инверсии, четвертая – в ракоходе инверсии,
пятая – снова в прямом движении (в этих трансформациях с очевидностью сказывается влияние
додекафонной техники). Неожиданна и форма самой темы — сонатная экспозиция (как уже
говорилось, тема выступает в роли первой, оркестровой экспозиции).
Вторая часть представляет собой зеркально симметричную концентрическую форму, основанную
на пяти темах (с их многочисленными вариантами): начиная с определенного момента (это ось
симметрии) весь прозвучавший ранее материал излагается ракоходно, возвращаясь в итоге к
своему началу. Ракоходное движение (правда, неточное) охватывает все слои фактуры.
В третьей части можно увидеть совсем уже исключительное явление – контрапункт форм. В ней
совмещаются композиционные структуры и материал первой части (тема с вариациями) и
второй (те же пять тем в той же последовательности и с использованием ракоходного
движения). Но оба пласта структуры различимы лишь при анализе, так как они переплетаются
и сильно видоизменены, линии ведущих голосов двух предыдущих частей порою трудноузнаваемы.
Вместе же они составляют... третью форму – рондо с интродукцией.
Сказанного достаточно, чтобы оценить степень оригинальности построения Камерного
концерта. Но еще более неожиданным оказывается его эмоциональное содержание: вместо
обычной для концертного жанра объективации музыкальных эмоций, даже трагических, в
произведении Берга, при всем виртуозном блеске изложения инструментальных партий,
господствует глубоко интимный тон высказывания (нечто подобное можно найти только в
Ля-мажорном фортепианном концерте Листа, сочинении гораздо более светлого характера,
свободном от пессимистической рефлексии). Музыка Камерного концерта выражает эмоции
преимущественно сумрачные, Adagio (пожалуй, и первая часть) проникнуто эротическим
томлением, порой мучительным, достигающим невиданной ранее интенсивности,
одухотворенности и богатства оттенков.
https://www.classic-music.ru/6zm119.html