Скачать ноты
1. Thema scherzoso con Variazioni
2. Adagio
3. Rondo ritmico con Introduzione

Посв. Арнольду Шёнбергу к его 50-летнему юбилею

Запись - июнь 1977 г., Париж.
      (1)  


olgavard (02.03.2019 16:00)
Камерный концерт (1925) — последнее сочинение атонального периода. В нем наблюдаются
элементы додека­фонной техники, уже созданной к тому времени Шёнбергом, но додекафонии как
всеохватной системы звуковысотных связей здесь еще нет.

Если «Воццек» оказался первым опытом и вместе с тем крупнейшей удачей Берга в оперном
жанре, то Камерный кон­церт стал его великолепным достижением в концертном жанре, тоже
фактически ничем не подготовленным. Концерт посвящен пятидесятилетию Шёнберга (в 1924
году), хотя автор и не успел его завершить к дате. Произведение открывается эпиграфом,
основанным на звуковых криптограммах имен и фамилий трех главных представителей
Нововенской школы Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона Веберна. Эти
последова­тельности звуков служат интонационной основой многих тем концерта и эпизодически
трактуются как микросерии. Таким образом, концерт оказывается своего рода манифестом союза
трех композиторов-единомышленников.

Камерный концерт Берга продолжает лучшие традиции классического инструментального
концерта. Его сольные партии изложены с виртуозным блеском, они звучат на бога­том
ансамблевом фоне, в развертывании формы сказываются принципы игры и соревнования. Но
традиционное игровое начало представлено здесь в чрезвычайно индивидуализирован­ной форме,
«инструментальный сюжет» концерта совершенно неповторим. После упомянутого краткого
эпиграфа, звучаще­го у солирующих инструментов и валторны, скрипка умолкает надолго:
первая часть концерта (в форме темы и пяти вариа­ций) написана для фортепиано и ансамбля,
причем тема, испол­няемая ансамблем, по своей роли близка к первой, оркестровой экспозиции
классического инструментального концерта *.

* Идея краткого показа солирующего инструмента в самом начале первой, оркестровой
экспозиции заимствована Бергом, по-видимому, из Четвертого фортепианного концерта
Бетховена.

Вторая часть (Adagio) исполняется скрипкой в сопровождении ансамбля, и только в третьей
части, написанной в форме рон­до с интродукцией, соединяются оба солирующих инструмен­та,
причем в интродукции они выступают без ансамбля – это совместная каденция двух солистов.

Построение частей и всего цикла также основано на ориги­нально трактуемых игровых
принципах.

Все вариации первой части точно воспроизводят ведущий мелодический голос темы, но в
разных модификациях: первая вариация (для одного солирующего, фортепиано) – в прямом
движении, вторая • в ракоходном, третья - в инверсии, четвертая – в ракоходе инверсии,
пятая – снова в прямом движении (в этих трансформациях с очевидностью сказывается влияние
додекафонной техники). Неожиданна и форма самой темы — сонатная экспозиция (как уже
говорилось, тема высту­пает в роли первой, оркестровой экспозиции).

Вторая часть представляет собой зеркально симметричную концентрическую форму, основанную
на пяти темах (с их мно­гочисленными вариантами): начиная с определенного момента (это ось
симметрии) весь прозвучавший ранее материал излага­ется ракоходно, возвращаясь в итоге к
своему началу. Ракоход­ное движение (правда, неточное) охватывает все слои фактуры.

В третьей части можно увидеть совсем уже исключительное явление – контрапункт форм. В ней
совмещаются компози­ционные структуры и материал первой части (тема с вариаци­ями) и
второй (те же пять тем в той же последовательности и с использованием ракоходного
движения). Но оба пласта структуры различимы лишь при анализе, так как они перепле­таются
и сильно видоизменены, линии ведущих голосов двух предыдущих частей порою трудноузнаваемы.
Вместе же они составляют... третью форму – рондо с интродукцией.

Сказанного достаточно, чтобы оценить степень оригиналь­ности построения Камерного
концерта. Но еще более неожи­данным оказывается его эмоциональное содержание: вместо
обычной для концертного жанра объективации музыкальных эмоций, даже трагических, в
произведении Берга, при всем виртуозном блеске изложения инструментальных партий,
господствует глубоко интимный тон высказывания (нечто по­добное можно найти только в
Ля-мажорном фортепианном концерте Листа, сочинении гораздо более светлого характера,
свободном от пессимистической рефлексии). Музыка Камерно­го концерта выражает эмоции
преимущественно сумрачные, Adagio (пожалуй, и первая часть) проникнуто эротическим
том­лением, порой мучительным, достигающим невиданной ранее интенсивности,
одухотворенности и богатства оттенков.
https://www.classic-music.ru/6zm119.html



 
     
Наши контакты