Опера в 4-х действиях по драме Л.Мея в обработке Ильи Тюменева.

Действие происходит в Александровской слободе (в Москве) осенью 1572 года.

Действующие лица:
Василий Степанович Собакин,...Читать дальше
Опера в 4-х действиях по драме Л.Мея в обработке Ильи Тюменева.

Действие происходит в Александровской слободе (в Москве) осенью 1572 года.

Действующие лица:
Василий Степанович Собакин, новгородский купец — бас
Марфа, его дочь — сопрано
Григорий Григорьевич Грязной, опричник — баритон
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник — бас
Боярин Иван Сергеевич Лыков — тенор
Любаша, любовница Грязного — меццо-сопрано
Елисей Бомелий, царский лекарь — тенор
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена — сопрано
Дуняша, её дочь, подруга Марфы — контральто
Петровна, ключница Собакиных — меццо-сопрано
Царский истопник — бас
Сенная девушка — меццо-сопрано
Молодой парень — тенор
Два знатных всадника
Опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ

Нерадостно на душе у молодого царского опричника Григория Грязного. С недавних пор ему наскучили лихие забавы. Он впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно засылал Григорий Грязной сватов к отцу полюбившейся ему Марфы. Купец Собакин наотрез отказал ему, сказав, что Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова. Стремясь забыться, Григорий созвал к себе на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. С ними пришли царский лекарь Бомелий и Иван Лыков. Гости славят радушие и гостеприимство хозяина. Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, рассказывает о том, что видел. Свой рассказ он заканчивает здравицей в честь мудрого государя Ивана IV. Пением и плясками песенников и песенниц Грязной развлекает своих гостей. Светает. Все расходятся. По просьбе хозяина остается только Бомелий. У Грязного к нему есть важное дело. Обещая щедро наградить за услугу, он просит лекаря достать ему такое снадобье, которым можно было бы приворожить девушку. Их разговор подслушала любовница Грязного Любаша. Она и раньше замечала, что возлюбленный охладел к ней; теперь Любашу охватили ревнивые подозрения. Но своего счастья она не уступит и жестоко отомстит злодейке-разлучнице.

Улица в Александровской слободе. Вечереет. Народ выходит из монастыря. Среди прочих — Марфа и Дуняша, сопровождаемые ключницей Собакиных, Петровной. Все мысли Марфы — о любимом женихе, Иване Лыкове. Беседу девушек прерывает появление двух неизвестных всадников. Один из них пристально смотрит на Марфу. Это Иван Грозный. Марфа не узнает царя, закутанного в богатые одежды, но пугается властного взгляда. Надвигаются сумерки. Улица пустеет. Любаша подкрадывается к дому Собакиных и заглядывает в окно. Красота Марфы поражает ее. Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным. На стук Любаши выходит Бомелий. Он готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Любаша с возмущением отвергает его притязания. Но беспечно-радостный смех Марфы, доносящийся из дома, вызывает у Любаши новые душевные муки; в приливе отчаянной решимости она соглашается на позорную сделку с ненавистным ей Бомелием.

В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора бы уж справить ее, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек. Лыков обеспокоен; взволнован и Грязной. Наконец Марфа возвращается с царских смотрин. Все успокаиваются, поздравляя жениха и невесту. Воспользовавшись случаем, Грязной незаметно сыплет в чарку Марфы зелье. Внезапно появляется Малюта с боярами; он пришел сообщить, что царь избрал себе в жены не Дуняшу, как надеялись влюбленные, а Марфу.

Палата в царском тереме. Тяжелое раздумье Собакина, глубоко опечаленного болезнью дочери, от которой ее никто не может излечить, прервано появлением Грязного. Опричник докладывает Марфе, что под пыткой Лыков сознался в намерении извести зельем невесту царя и по повелению государя казнен. Марфа не выдерживает тяжести горя. Ее помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених, Ваня. Ему она рассказывает о своем чудном сне. Видя безумие Марфы, Грязной с ужасом убеждается, что обманулся в своих надеждах: вместо того, чтобы приворожить, он погубил ее. I1е в силах снести душевных мук при виде страданий любимой, Грязной признается в совершенном преступлении: он отравил Марфу и оклеветал невинного Лыкова. Навстречу ему из толпы выбегает Любаша и признается, что подменила зелье. Охваченный яростью Грязной убивает Любашу.

Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С. И. Мамонтова.

Х Свернуть

Григорий Грязной - Владимир Валайтис; Любаша - Тамара Синявская; Марфа - Галина Вишневская; Собакин - Евгений Нестеренко; Лыков - Владимир Атлантов; Малюта - Борис Морозов; Бомелий - Андрей Соколов // запись 1973г.
         (8)  


IgorStavropol (07.04.2017 19:51)
Вкуснейшее исполнение.
Оркестр великолепен.
Все персонажи поют своими голосами и живут в одном городе.
Оркестр же великолепен.
Фуат Мансуров: «Человек человеку – дирижер!»

Mikhail_Kollontay (11.02.2018 14:50)
А в эти же ровно годы я играл у Фуата Шакировича на рояле и челесте в консерваторском
оркестре (`Симф.танцы`, `Кикимора` и т.д.). Он классный был дирижер. Потом еще с моим
сочинением пересекались, в Питере было дело. Еще на конкурсе вокалистов, кажется, в
Ташкенте, в 1977 году он дирижировал финал (вроде - там). Всегда - здОрово. И тут тоже.
Еще как-то раз обедали вместе, уж забыл о чем таком говорили, что-то за жизнь. Мэн, в
общем.

Rycnfynbyajrby (06.04.2018 09:57)
фуат мансуров - чудо! удивительный человек! и удивительный музыкант!

Черноморский (27.01.2022 20:23)
Простите, это все очень интересно, а кто в партии Грязного??

Niksti (27.01.2022 22:01)
Черноморский писал(а):
Простите, это все очень интересно, а кто в
партии Грязного??
Интернет говорит,что Грязного поёт Владимир Валайтис.

Черноморский (27.09.2023 21:01)
Валайтис поет неплохо, наверное примерно как Хворостовский, Кибкало, кто еще эту партию
пел из относительно приличных баритонов?

Но по сравнению с Владимиром Киняевым это все детский сад и ни о чем.
Есть хорошие исполнители каких-то партий, есть великолепные исполнители, а есть Боги.
Как Бастианини в Трубадуре или Риголетто.
И как Владимир Киняев в партии Григория Грязного.
Это не здесь, это записью ниже. Восхищаться и трепетать там.

Kavaradossi (29.06.2024 13:27)
Все бы хорошо, но эта запись с Ириной Константиновной

jivagoswami (28.07.2024 19:19)
зачем Вишневская подвывает в финальной арии, зачем? полная безвкусица...



 
     
classic-online@bk.ru