Скачать ноты

Опера в двух частях
Либретто Бориса Блахера и Готфрида фон Эйнема (по драме Георга Бюхнера)
Премьера состоялась 6 августа 1947 г. в Зальцбурге.
Действующие лица:
Жорж Дантон (баритон)
Камиль...Читать дальше
Опера в двух частях
Либретто Бориса Блахера и Готфрида фон Эйнема (по драме Георга Бюхнера)
Премьера состоялась 6 августа 1947 г. в Зальцбурге.
Действующие лица:
Жорж Дантон (баритон)
Камиль Демулен (тенор)
Эро де Сешель (тенор)
Робеспьер (тенор)
Сен-Жюст (бас)
Эрман, председатель революционного трибунала (баритон)
Симон, суфлер (бас)
Два палача (тенор и бас)
Жюли, супруга Дантона (меццо-сопрано)
Люсиль, супруга Демулена (сопрано)
Молодой человек (тенор)
Дама (сопрано)
Жена Симона (альт)
Депутаты, парижане
Действие происходит в Париже в 1794 г.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Дантон и Эро де Сешель в обществе дам, среди которых Жюли, играют в карты. Камиль Демулен приносит известие о казни эбертистов по приказу Робеспьера. Все присутствующие сходятся на том, что Дантон должен в конвенте публично призвать Робеспьера к ответу. Дантон и слышать об этом не хочет, несмотря на всю свою неприязнь к лидеру якобинцев.
Парижане захватили молодого человека, подозревая, что он аристократ, и собираются его повесить. Благодаря своему остроумию юноша избегает злой участи. Его шутки смешат толпу. Веселье еще больше нарастает, когда Симон затевает ссору и драку с женой. В окружении своих приверженцев появляется Робеспьер, он призывает парижан уничтожать врагов народа. Дантон теряет самообладание и требует у Робеспьера объяснений, но тот увиливает от ответа. Сен-Жюст советует Робеспьеру отправить Дантона и всех, кто его поддерживает, на гильотину.
В доме Камиля Демулена Дантон узнает, что Комитет общественного спасения принял решение о его аресте. Бежать или скрываться он не намерен и поэтому прощается с друзьями и готовится предаться в руки врагов.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Дантон и его друзья заключены в тюрьму, в том числе и Демулен, который напрасно рассчитывал на свою старую дружбу с Робеспьером. Непостоянная толпа, еще недавно поддерживавшая Дантона, переметнулась на сторону якобинцев. Люсиль испытывает невыносимую тревогу за судьбу мужа и на этой почве сходит с ума. Она приходит к тюрьме, утешает Дантона и внезапно убегает прочь, не простившись с Камилем.
Под влиянием Робеспьера и его сторонников трибунал предъявляет Дантону обвинение в связях с врагами отечества. Защитительная речь Дантона тонет в возмущенных выкриках публики и прерывается репликами председателя. Дантон изобличает Сен-Жюста и Робеспьера в государственной измене, после этого начинается потасовка между его единомышленниками и приверженцами Робеспьера. Якобинцы выходят победителями, Дантона грубо волокут в тюрьму.
Дантону и его единомышленникам вынесен смертный приговор. Под одобрительные аплодисменты и пение толпы их подводят к гильотине. Быстро, по-деловому совершается казнь, палачи уходят. Ночью по опустевшей площади бродит безумная Люсиль, она присаживается отдохнуть на гильотину.

Х Свернуть

Зальцбург, 6 августа 1947 (запись 1-го исполнения). Дир. Ф.Фричаи/Пауль ШЁФФЛЕР (Дантон), Юлиус Патцак (Демулен), Мария Чеботари (Люсиль), Людвиг Вебер (Сен-Жюст), Георг Ханн (Симон), Розетт Андай (его жена), Петер Кляйн (Эро де Сешель), Йозеф Витт (Робеспьер), Герберт Альсен (Германн), Эрвин Новаро (молодой человек), Вилльям Вернигк (1-й палач), Вильгельм Фельден (2-й палач), Гизела Тури (Жюли), Труде Баллаш (женщина).
         (13)  


alebaranov (15.11.2017 15:43)
Не стану утверждать, что люблю эту оперу, но в ней много выразительной музыки. (На мой
вкус, маловато собственно пения, но вкусы у людей разные). Состав здесь поистине звёздный;
успех оперы, как пишут, был ошеломительный; её нередко ставили, да и сейчас ставят -
например, в Венской гос.опере она шла в прошлом сезоне 2016/17 гг. Запись сделана в живую
с первого исполнения в 1947 г., и это впервые премьера, притом здравствующего и еще не
знаменитого автора, давалась на Зальцбургском фестивале. (Опера и после ставилась на том
же фестивале - как минимум, в 1983). - К сожалению, не могу найти внятного изложения
сюжета - те, какие попадаются, явно сбиваются на изложение не оперы, а пьесы Бюхнера,
лежащей в основе либретто. Но у Бюхнера свыше 300 эпизодов, а у Эйнема только 6,
разделенных оркестровыми интерлюдиями: В игорном салоне (Демулен пытается уговорить
Дантона выступить против Робеспьера); В Конвенте (Сен-Жюст требует ареста Дантона и
Демулена); В доме Демуленов (Дантон у них в гостях и узнает, что их арест решен); В тюрьме
(Дантон и Демулен); В Трибунале; У гильотины. После казни обоих потерявшая рассудок жена
Демулена Люсиль бродит вокруг гильотины, напевая песню о смерти; пишут, что подойдя к
патрулю, она говорит им: `да здравствует король` и ее арестовывают. Я несколько раз
прослушал финальный эпизод и что-то не услышал, чтобы М.Чеботари, замечательно исполнившая
эту партию, произносила такие слова.

alebaranov (15.11.2017 15:55)
Прошу извинить, случайно приписал сослепу лишний ноль: у Бюхнера тридцать с чем-то
эпизодов (кажется, 32), а не 300.:))

weina (16.11.2017 17:32)
alebaranov писал(а):
Не стану утверждать, что люблю эту оперу, но в
ней много выразительной музыки. (На мой вкус, маловато собственно пения, но вкусы у людей
разные). Состав здесь поистине звёздный; успех оперы, как пишут, был ошеломительный; её
нередко ставили, да и сейчас ставят - например, в Венской гос.опере она шла в прошлом
сезоне 2016/17 гг. Запись сделана в живую с первого исполнения в 1947 г., и это впервые
премьера, притом здравствующего и еще не знаменитого автора, давалась на Зальцбургском
фестивале. (Опера и после ставилась на том же фестивале - как минимум, в 1983). - К
сожалению, не могу найти внятного изложения сюжета - те, какие попадаются, явно сбиваются
на изложение не оперы, а пьесы Бюхнера, лежащей в основе либретто. Но у Бюхнера свыше 300
эпизодов, а у Эйнема только 6, разделенных оркестровыми интерлюдиями: В игорном салоне
(Демулен пытается уговорить Дантона выступить против Робеспьера); В Конвенте (Сен-Жюст
требует ареста Дантона и Демулена); В доме Демуленов (Дантон у них в гостях и узнает, что
их арест решен); В тюрьме (Дантон и Демулен); В Трибунале; У гильотины. После казни обоих
потерявшая рассудок жена Демулена Люсиль бродит вокруг гильотины, напевая песню о смерти;
пишут, что подойдя к патрулю, она говорит им: `да здравствует король` и ее арестовывают. Я
несколько раз прослушал финальный эпизод и что-то не услышал, чтобы М.Чеботари,
замечательно исполнившая эту партию, произносила такие слова.
Спасибо за очередную
редкую запись, Александр! Послушала с интересом. Конечно, полюбить эту оперу с ее мрачным
колоритом трудно, но нужно признать, что это очень цельное произведение, вся музыка
выдержана в едином ключе и не лишена своеобразной зловещей красоты. Этой своей цельностью
опера навеяла мне ассоциации с «Пеллеасом» Дебюсси и «Кармелитками» Пуленка, хотя,
разумеется, она совсем-совсем на них не похожа.
Синопсис я выложила, правда, к сожалению, не очень подробный. При таком размытом звуке
понять все слова невозможно, но могу Вам поручиться, что о короле Люсиль в заключительной
сцене действительно не упоминает, да и патруля там никакого нет.

alebaranov (17.11.2017 14:20)
weina писал(а):
Синопсис я выложила, правда, к сожалению, не очень
подробный. При таком размытом звуке понять все слова невозможно, но могу Вам поручиться,
что о короле Люсиль в заключительной сцене действительно не упоминает, да и патруля там
никакого нет.
Спасибо за синопсис. Вот это, наконец, увязывается с моими ощущениями
от оперы - а то у меня никак не укладывалось в голове, каким образом 2-я сцена, если она
происходит в Конвенте, может вместить в себя попытку линчевания молодого человека. А всё
дело-то в том, что она не в Конвенте, а на улице. Забавно, что даже в изданиях записей
этой оперы пересказывают больше Бюхнера ( а то и вообще только его), чем оперу.

musikus (17.11.2017 16:25)
alebaranov писал(а):
Не стану утверждать, что люблю эту
оперу
Ради любопытства послушал начало. Одолел увертюру... Кошмар. Тупо-напыщенная
тяжеловесная серьезность, которая не оправдывается даже сюжетом. И стилистика... Будто
написано это не 1947 году, а лет на сто раньше, причем - графоманом: `если они
композиторы, так и я тоже`... Но это только по увертюре, извините, если что...

SmirnovPierre (17.11.2017 17:30)
musikus писал(а):
Ради любопытства послушал начало. Одолел
увертюру... Кошмар. Тупо-напыщенная тяжеловесная серьезность, которая не оправдывается
даже сюжетом. И стилистика... Будто написано это не 1947 году, а лет на сто раньше, причем
- графоманом: `если они композиторы, так и я тоже`... Но это только по увертюре, извините,
если что...
И этот не угодил его благородию.:-)

alebaranov (17.11.2017 17:43)
musikus писал(а):
Будто написано... графоманом...
Каждый имеет
право на свое мнение. Но, как знать, вдруг оно было бы у Вас иным, если бы Вы послушали не
первые минуты, а, наоборот, последние? Притом устроители Зальцбургского фестиваля и
дирижер Фричаи вряд ли не умели отличить графоманию от музыки - и ничто ведь не заставляло
их брать эту оперу против воли. Только тема? На тему якобинского террора к 1947 г. были
иные, достаточно бесспорные оперы...

musikus (17.11.2017 19:39)
alebaranov писал(а):
- не первые минуты, а, наоборот, последние?
- Притом устроители Зальцбургского фестиваля и дирижер Фричаи вряд ли не умели

- На тему якобинского террора к 1947 г. были иные, достаточно бесспорные
оперы...
- Вы уверены, что финал показательнее увертюры?
- Фестивальная стратегия темна - порой бездарное, но малоизвестное нужнее
хорошего...
- Критерий убойный - не по музыке, а по сюжетам: `Об умерших от чахотки`, `О
морских пиратах`, `О призраках`, а также - `Из жизни Чека`, ну и т.д. Тут ваще бездна
новых, еще нереализованных возможностей, например: `Любовь в космосе`...

Phalaenopsis (17.11.2017 19:54)
musikus писал(а):
- Вы уверены, что финал показательнее увертюры?
- Фестивальная стратегия темна - порой бездарное, но малоизвестное нужнее
хорошего...
- Критерий убойный - не по музыке, а по сюжетам: `Об умерших от чахотки`, `О
морских пиратах`, `О призраках`, а также - `Из жизни Чека`, ну и т.д. Тут ваще бездна
новых, еще нереализованных возможностей, например: `Любовь в космосе`...
Музыка будет
жива только в разнообразии форм и идей. Разве нет?

LAKE (17.11.2017 19:58)
Послушал увертюру и значительный отрезок первой части. Крайне тяжеловесная музыка,
совершенно лишенная, если так можно сазать, внутреннего движетеля, её силой тащат
музыканты, а она не хочет двигаться. Нулевой энергетический потенциал тем. Интересно было
с познавательной точки зрения, а так, чтобы возник слушательский интерес... не возник.

alebaranov (17.11.2017 20:19)
musikus писал(а):
- Вы уверены, что финал показательнее увертюры?
- Фестивальная стратегия темна - порой бездарное, но малоизвестное нужнее
хорошего...
- Критерий убойный - не по музыке, а по сюжетам: `Об умерших от чахотки`, `О
морских пиратах`, `О призраках`, а также - `Из жизни Чека`, ну и т.д. Тут ваще бездна
новых, еще нереализованных возможностей, например: `Любовь в космосе`...
1. Вовсе не
уверен, но такое возможно.
2. Допускаю, что на каких-то фестивалях бездарное оказывается нужнее хорошего, но
сомневаюсь, что это относится к Зальбургскому - по крайней мере, прежних времен.
3. Тут я Вас не понимаю, и мне совершенно очевидно, что Вы не поняли меня. Попробую
выразиться яснее: Если бы организаторов фестиваля в 1947 году заботила по каким-либо
причинам тема террора, они вполне могли бы взять, к примеру, `Андре Шенье` Джордано -
вещь, может быть, не гениальную, но добротную, проверенную неоднократными постановками. То
есть как раз не тема в первую очередь, а что-то другое определяло их выбор. - И еще раз
повторю: Вы имеете право на собственное мнение. Мне оно кажется чересчур резким и
несколько поспешным; но я могу ошибаться. Причины же, по которым я выложил эту запись
простые: относительная популярность этой оперы (так пусть каждый имеет возможность сам
судить о ней) и присутствие в записи М.Чеботари (любопытно же послушать, как она выглядела
в новейшем по тем временам репертуаре).

musikus (17.11.2017 20:49)
Phalaenopsis писал(а):
Музыка будет жива только в разнообразии форм и
идей. Разве нет?
Форм и идей музыкальных, а не сюжетных.

Phalaenopsis (17.11.2017 20:54)
musikus писал(а):
Форм и идей музыкальных, а не сюжетных.
Но в
этой то опере сюжет вполне нормальный и понятный. Кроме того, почти всегда, когда слушаем
оперу, мы слышим и симфонизм. Здесь симфонизм довольно приличный.



 
     
classic-online@bk.ru