1. Andante con espressione
2. Rondo: Presto

2017, Berlin, Teldex Studio
         (52)  


alexa_minsk (28.01.2018 14:51)
А не смотрите на имя автора, просто послушайте и угадайте его имя.
Ведь это ранний Бетховен (!).

Но все же это Гайдн. И у Гайдна сонаты намного лучше, чем у раннего Бетховена. Намного.

abcz (28.01.2018 15:11)
alexa_minsk писал(а):
А не смотрите на имя автора, просто послушайте
и угадайте его имя.
Ведь это ранний Бетховен (!).

Но все же это Гайдн. И у Гайдна сонаты намного лучше, чем у раннего Бетховена.
Намного.
пожалуй, что и наоборот

если уж сравнивать раннего Бетховена, так с ранним Гайдном. А у этого ранние сонаты, хоть
и не без обаяния, но...

Mikhail_Kollontay (28.01.2018 15:12)
alexa_minsk писал(а):
А не смотрите на имя автора, просто послушайте
и угадайте его имя.
Ведь это ранний Бетховен (!).

Но все же это Гайдн. И у Гайдна сонаты намного лучше, чем у раннего Бетховена.
Намного.
Это Шуман скорее, во всяком случае, я так понимал, когда играл, тут есть.

alexa_minsk (28.01.2018 15:17)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Это Шуман скорее, во всяком случае, я так
понимал, когда играл, тут есть.
Ух, какие интересные мнения. Спасибо.

ditlinda (28.01.2018 15:37)
abcz писал(а):
... А у этого ранние сонаты, хоть и не без обаяния,
но...
У кого это `у этого`?;)))

abcz (28.01.2018 15:53)
ditlinda писал(а):
У кого это `у этого`?;)))
у этого последнего.
Тобишь, у Гайдна.

Opus88 (28.01.2018 16:38)
alexa_minsk писал(а):
А не смотрите на имя автора, просто послушайте
и угадайте его имя.
Ведь это ранний Бетховен (!).

Но все же это Гайдн. И у Гайдна сонаты намного лучше, чем у раннего Бетховена.
Намного.
Мне думается, что и Гайдн, и ранний Бетховен вполне уже представляли себе,
что Бетховен пойдёт дальше.

musikus (28.01.2018 16:43)
alexa_minsk писал(а):
у Гайдна сонаты намного лучше, чем у раннего
Бетховена. Намного.
Очень спорно. И вообще, раз уж учитывать `ранний-поздний`, то,
может, и неправомерно сравнивать? Но по мне УЖЕ три первые сонаты, оп.2 ЛвБ, посвященные
Гайдну, превосходят большинство сонат последнего, независимо от того когда они были
созданы. Особенно 3-я, до мажорная. Да и другие две...

alexa_minsk (28.01.2018 16:47)
Opus88 писал(а):
...Бетховен пойдёт дальше.
по другому и быть не
могло.

Romy_Van_Geyten (28.01.2018 16:58)
musikus писал(а):
Оч. спорно. И вообще, раз уж учитывать
`ранний-поздний`, то, может, и неправомерно сравнивать? Но по мне УЖЕ три первые сонаты,
оп.2 ЛвБ, посвященные Гайдну, превосходят большинство сонат последнего, независимо от
того когда они были созданы. Особенно 3-я, до мажорная. Да и другие две...
Интересно
какими критериями Вы руководствуетесь. По мне так их вообще не имеет смысла сравнивать.
Все равно что пытаться выяснить, что лучше - итермеццо Брамса, мазурки Шопена или
экспромты Шуберта.

Aelina (28.01.2018 17:04)
Romy_Van_Geyten писал(а):
По мне так их вообще не имеет смысла
сравнивать.
Точно! И не надо!

Все сонаты хороши! И у разновозрастного Гайдна и у всемвозрастампокорного Бетховена:)

Romy_Van_Geyten (28.01.2018 17:05)
musikus писал(а):
Особенно 3-я, до мажорная. Да и другие
две...
...сонаты, конечно, гениальные, но в том, что касается композиторского
мастерства, первые сонаты Бетховена, на мой взгляд, можно сравнивать только с ранним
Гайдном — поздний Гайдн на порядок круче.

Opus88 (28.01.2018 17:09)
Aelina писал(а):
Точно! И не надо!

Все сонаты хороши! И у разновозрастного Гайдна и у всемвозрастампокорного
Бетховена:)
(Занудным-занудным голосом)
Все чувства основаны на сравнении в силу механизмов восприятия.
Главное - не делать излишних многословных выводов )

alexa_minsk (28.01.2018 17:16)
Romy_Van_Geyten писал(а):
...поздний Гайдн на порядок круче.
да,
да, да !!!

abyrvalg (28.01.2018 17:16)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Интересно какими критериями Вы
руководствуетесь. По мне так их вообще не имеет смысла сравнивать. Все равно что пытаться
выяснить, что лучше — итермеццо Брамса, мазурки Шопена или экспромты Шуберта.
Такого
же мнения.
А вот, кстати, если сравнивать симфонии Гайдна и Моцарта, то у первого намного всё
интереснее и изобретательнее. И круче. Причём мне очень нравятся его симфонии, написанные
в 60-70-е года, когда он ничем себя в изобретательности не сдерживал, каждый раз
по-разному писал. Это симфонии, начиная от 30 от 60-х номеров. Более поздние симфонии,
типа лондонских, Гайдн уже стал писать причёсано, так сказать, для импортного
употребления, чтобы не шокировать благочестивую публику.

musikus (28.01.2018 17:17)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Интересно какими критериями Вы
руководствуетесь. По мне так их вообще не имеет смысла сравнивать. Все равно что пытаться
выяснить, что лучше — итермеццо Брамса, мазурки Шопена или экспромты
Шуберта.
Интермеццо, мазурки и экспромты - формы несколько разные, тогда как сонаты
имярек 1 и 2 суть один и тот же жанр - сонаты. А повод для сравнения абсолютно прозрачный:
молодой автор, из той же самой школы, что и корифей, посвящает последнему свои сонаты,
явно намекая на преемственность. Как же не сравнить? Для нас же, слушателей, критерий
сравнения самый простой - хочется вновь послушать или не очень. Субъективно, конечно, но
где взять объективность и нужна ли она здесь вообще?

abyrvalg (28.01.2018 17:22)
musikus писал(а):
Как же не сравнить?
Одна выдержка из книги:
`1795 год. Приехав в Вену, Бетховен направился к Гайдну, который ещё в Бонне обещал с ним
заниматься. Биограф Бетховена А. Тайер дает описание встречи двух великих музыкантов:
`Маленький, худощавый, смуглый, со следами оспы на лице, черноглазый и черноволосый
двадцатидвухлетний музыкант прибыл в столицу, чтобы усовершенствоваться в своем искусстве
у маленького, тщедушного, смуглого, с лицом, изрытым оспой, черноглазого, одетого в черный
парик, старого мастера`.
Бывший патрон Гайдна, старый князь Эстергази, называл композитора `мавром`. Эта кличка
как нельзя более подходила и к молодому пришельцу из Бонна.`

musikus (28.01.2018 17:24)
Romy_Van_Geyten писал(а):
...сонаты, конечно, гениальные, но в том,
что касается композиторского мастерства, первые сонаты Бетховена, на мой взгляд, можно
сравнивать только с ранним Гайдном — поздний Гайдн на порядок круче.
Ну уж
пользуйтесь тогда той же логикой: сравнивайте позднего Гайдна с поздним Бетховеном. Это
будет честно. Но тогда даже знаменитая Es-dur-ная Гайдна не потянет против 4-5 последних
сонат Бетховена.

musikus (28.01.2018 17:26)
abyrvalg писал(а):
Одна выдержка из книги:
`1795 год. Приехав в Вену, Бетховен направился к Гайдну, который ещё в Бонне обещал с ним
заниматься. Биограф Бетховена А. Тайер дает описание встречи двух великих музыкантов:
`Маленький, худощавый, смуглый, со следами оспы на лице, черноглазый и черноволосый
двадцатидвухлетний музыкант прибыл в столицу, чтобы усовершенствоваться в своем искусстве
у маленького, тщедушного, смуглого, с лицом, изрытым оспой, черноглазого, одетого в черный
парик, старого мастера`.
Бывший патрон Гайдна, старый князь Эстергази, называл композитора `мавром`. Эта кличка
как нельзя более подходила и к молодому пришельцу из Бонна.`
Да, это известно, как и
то, что Гайдн как бы испугался радикализма и `излишней серьезности` молодого Гения и не
решился продвигать его сочинения в Вене.

Opus88 (28.01.2018 17:29)
musikus писал(а):
...знаменитая Es-dur-ная Гайдна...
Простите
игнорамуса: Hob XVI:49 или Нob XVI:52?

Opus88 (28.01.2018 17:32)
musikus писал(а):
Да, это известно, как и то, что Гайдн как бы
испугался радикализма и `излишней серьезности` молодого Гения и не решился продвигать его
сочинения в Вене.
Как и то, что Гайдну весьма хотелось, чтобы Бетховен подписал свои
сочинения, как `ученик Гайдна`.

Maxilena (28.01.2018 17:37)
Romy_Van_Geyten писал(а):
...сонаты, конечно, гениальные, но в том,
что касается композиторского мастерства, первые сонаты Бетховена, на мой взгляд, можно
сравнивать только с ранним Гайдном — поздний Гайдн на порядок круче.
...раннего
Бетховена? Возможно. А сонаты зрелого и позднего Бетховена, на мой взгляд, вообще ни с
чьими сравнивать нельзя. Они просто - иные.

Romy_Van_Geyten (28.01.2018 17:40)
musikus писал(а):
Ну уж пользуйтесь тогда той же логикой: сравнивайте
позднего Гайдна с поздним Бетховеном. Это будет честно. Но тогда даже знаменитая
Es-dur-ная Гайдна не потянет против 4-5 последних сонат Бетховена.
Ну, мне они
кажутся вполне сопоставимыми.) Кстати, обе Es-dur’ные. Сравнивать, конечно, можно только
уровень мастерства, потому что образная сфера у позднего Бетховена вообще ни на что не
похожа, поэтому никакому сравнению не поддаётся.

musikus (28.01.2018 17:43)
Opus88 писал(а):
Простите игнорамуса: Hob XVI:49 или Нob
XVI:52?
Конечно, соната № 62 ми-бемоль мажор Hob.XVI: 52

Opus88 (28.01.2018 17:44)
musikus писал(а):
Конечно, соната № 62 ми-бемоль мажор Hob.XVI:
52
Спасибо!
Послушаю, может.

abyrvalg (28.01.2018 17:50)
musikus писал(а):
Да, это известно, как и то, что Гайдн как бы
испугался радикализма и `излишней серьезности` молодого Гения и не решился продвигать его
сочинения в Вене.
Гайдн в преклонных годах даже своего прежнего радикализма стал
побаиваться.

musikus (28.01.2018 17:50)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Ну, мне они кажутся вполне сопоставимыми.)
Кстати, обе Es-dur’ные. Сравнивать, конечно, можно только уровень мастерства, потому что
образная сфера у позднего Бетховена вообще ни на что не похожа, поэтому никакому сравнению
не поддаётся.
Не понял: о каких `обеих сонатах Es-dur` речь?
...Образная сфера-то одинакова - Человек.

Romy_Van_Geyten (28.01.2018 17:53)
musikus писал(а):
Не понял: о каких `обеих сонатах Es-dur` речь?
...Образная сфера-то одинакова - Человек.
49, 52

Romy_Van_Geyten (28.01.2018 17:58)
musikus писал(а):
...Образная сфера-то одинакова -
Человек.
Боюсь, эта сторона искусства меня вообще не заводит. Мне гораздо интересней
прыжки сознания, уводящие за пределы человеческого. И поздний Бетховен, кстати, по этой
части абсолютный чемпион.

musikus (28.01.2018 17:59)
Romy_Van_Geyten писал(а):
49, 52
Причем здесь 49-я?

musikus (28.01.2018 18:02)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Боюсь, эта сторона искусства меня вообще не
заводит. Мне гораздо интересней прыжки сознания, уводящие за пределы человеческого. И
поздний Бетховен, кстати, по этой части абсолютный чемпион.
Ну, это уже сфера
абсолютно субъективная. По мне так поздний Бетховен - это и есть самое человеческое из
всего, что он написал, включая квартеты, Торжественную мессу...

Romy_Van_Geyten (28.01.2018 18:02)
musikus писал(а):
Причем здесь 49-я?
Я не понял вопроса.

Romy_Van_Geyten (28.01.2018 18:14)
musikus писал(а):
Причем здесь 49-я?
Я имел в виду вот эту, если
что:
http://classic-online.ru/archive/?file_id=97171

Там уникальная вторая часть — наводит на мысль, что поздние багатели Бетховена и
экспромты Шуберта уже не за горами.

abyrvalg (28.01.2018 18:32)
musikus писал(а):
Ну уж пользуйтесь тогда той же логикой: сравнивайте
позднего Гайдна с поздним Бетховеном. Это будет честно. Но тогда даже знаменитая
Es-dur-ная Гайдна не потянет против 4-5 последних сонат Бетховена.
Ранние и поздние
клавирные сочинения Гайдна это тоже агромадная дистанция. Ранние писались ещё с учётом
барочной эстетики, где была в ходу инструментально нейтральная тенденция. Фактура чётко
распределена по планам и представлена в чистейшем ничем не осложнённом виде. Поздние же
сонаты Гайдна уже не просто для клавира написаны, а являются фортепианными произведениями.
И написаны они в большом, монументальном стиле, где фактура богата и разнообразна. И,
кстати, он один из первых кто начал обозначать правую педаль в нотах. И многое из фактур
Бетховен подглядел как раз у Гайдна. Даже есть есть прямые ассоциации: в 49-й Гайдна есть
эпизод до слёз знакомый по 1-й части Аппассионаты Бетховена.

abcz (28.01.2018 19:22)
вообще говоря, сонаты Гайдна отличаются от бетховенских (исключая ранние последнего) так
же разительно, как от моцартовских или, хоть, скарлаттиевских. Просто разные миры, разные
идеологии, разные музыки, ничуть не более близкие между собой, чем все они с
прокофьевскими, скажем.

ditlinda (28.01.2018 20:21)
abcz писал(а):
у этого последнего. Тобишь, у Гайдна.
Хотела, но
не стану спрашивать, что такое ` тобишь`;)))

LAKE (28.01.2018 20:49)
ditlinda писал(а):
Хотела, но не стану спрашивать, что такое `
тобишь`;)))
Вы в совершенстве управляете своими желаниями!:)

ditlinda (28.01.2018 20:51)
LAKE писал(а):
Вы в совершенстве управляете своими
желаниями!:)
Спасибо;)))

LAKE (28.01.2018 20:57)
ditlinda писал(а):
Спасибо;)))
Пожалуйста:))

abcz (28.01.2018 21:19)
ditlinda писал(а):
Хотела, но не стану спрашивать, что такое `
тобишь`;)))
ладно, не отвечу.

ditlinda (28.01.2018 22:38)
abcz писал(а):
ладно, не отвечу.
Я почти обиделась;)))

LAKE (28.01.2018 22:41)
ditlinda писал(а):
Я почти обиделась;)))
Вашему визави осталось
почти извиниться:))

abcz (28.01.2018 22:41)
ditlinda писал(а):
Я почти обиделась;)))
ээээ... Ладно, могу
ответить. Ответить?

ditlinda (28.01.2018 22:47)
abcz писал(а):
ээээ... Ладно, могу ответить. Ответить?
Да!!! (но
умоляю, без слонов;)))

abcz (28.01.2018 23:07)
ditlinda писал(а):
Да!!! (но умоляю, без слонов;)))
`тобишь, то
бишь` примерно равно `то есть`.
Слоны нынче в Канаде и, изредка, говорят, забегают в Екатеринбург.

ditlinda (28.01.2018 23:20)
abcz писал(а):
`тобишь, то бишь` примерно равно `то есть`.
Слоны нынче в Канаде и, изредка, говорят, забегают в Екатеринбург.
Тоесть моя
территория свободна от слонов? Урра!

abcz (28.01.2018 23:24)
ditlinda писал(а):
Тоесть моя территория свободна от слонов?
Урра!
рано радоваться. Лучше сначала проверить. Одно дело в Сибири, сюда они не
заходят: призраков боятся, а в иных местах нет-нет, да заведутся.

ditlinda (28.01.2018 23:35)
abcz писал(а):
рано радоваться. Лучше сначала проверить. Одно дело в
Сибири, сюда они не заходят: призраков боятся, а в иных местах нет-нет, да
заведутся.
А разве не Вы выдаете дорожные карты этим,то бишь слонам?

abcz (28.01.2018 23:40)
ditlinda писал(а):
А разве не Вы выдаете дорожные карты этим,то бишь
слонам?
ну что Вы? Я выдаю дорожные карты некоторым людям. К слонам. Но, обычно,
указываю только общее направление: `К слонам`, и всё.

Mikhail_Kollontay (29.01.2018 13:31)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Это Шуман скорее, во всяком случае, я так
понимал, когда играл, тут есть.
Причем Шуман классичнее, ритмизованнее в смысле,
Скажем, сравнить `Варум?` Шумана и эту вот сонату, я все-таки свою запись тут, потому что
не знаю, как другие:

Шуман - http://classic-online.ru/ru/production/884 (можно прямо запись Диева включить,
т.к. он с этой пьесы начинает)

Гайдн - https://www.youtube.com/watch?v=ciBuVmd7NQ4

ditlinda (29.01.2018 15:04)
abcz писал(а):
ну что Вы? Я выдаю дорожные карты некоторым людям. К
слонам. Но, обычно, указываю только общее направление: `К слонам`, и всё.
А я всего
лишь хотела спросить заметили ли Вы, как меняется восприятие фразы от этого ` тобишь`,
вместо `то бишь`, а не что это означает. Надо было мне напрямую спросить, а то из мухи
слон получился;)))

abcz (29.01.2018 16:30)
ditlinda писал(а):
А я всего лишь хотела спросить заметили ли Вы, как
меняется восприятие фразы от этого ` тобишь`, вместо `то бишь`, а не что это означает.
Надо было мне напрямую спросить, а то из мухи слон получился;)))
я понял, но
выражение `то бишь, тобишь` употреблялось в те времена, когда пробел не был необходимым
участником текста, и, поэтому, использование его в современной графике, строго говоря, -
произвол. Впрочем, это действительно не важно.



 
     
classic-online@bk.ru