Скачать ноты

         (48)  


MargarMast (27.11.2010 07:19)
Боже мой, как это прекрасно! Слушайте, слушайте! Это именно та музыка, под которую
ничего нельзя делать, а можно только погрузиться в неё всей душой.

musikus (27.11.2010 11:08)
Я бы тоже воскликнул "Слушайте, слушайте!", но - по поводу Литургии С.В. Именно Литургии,
хотя Всенощную вспоминают чаще всего. Самый потрясающий фрагмент Литургии - "Благослови
душе моя, Господа" для альта с хором. А Всенощную я слушал весной 1960 года в церкви на
Б.Ордынке, когда ее после войны давали впервые в Москве, как бы нелегально, но "вся
Москва" знала об этом. Службы Рахманинова замечательно исполняют болгары. Умеют петь эти
вещи. Есть замечательные записи из Софийского собора Александра Невского.

MargarMast (10.05.2011 05:03)
Опять вернулась к этой пронзительной вещи. Всё-таки, если вы хотите от всего отрешиться и
воспарить - послушайте её. Особенно первые семь минут. Сколько можно вложить в семь минут
духовности и поделиться ею с нами, простыми смертными.

hamerkop (10.05.2011 16:55)
Уважаемые дамы и господа, это шедевр, но называется он иначе, а именно:
Концерт для хора `В молитвах неусыпающую Богородицу`
А по тексту это кондак Успения.
Было бы здорово поправить заглавие.
Со всем остальным полностью согласен.

Foma-Fomitch (10.05.2011 17:47)
hamerkop писал(а):
Уважаемые дамы и господа, это шедевр, но
называется он иначе, а именно:
Концерт для хора `В молитвах неусыпающую Богородицу`
А по тексту это кондак Успения.
Было бы здорово поправить заглавие.
Со всем остальным полностью согласен.

Исправили

kollontay_ (14.07.2011 18:41)
С этим произведением был свидетелем конфуза. В московском храме, где как раз я был
алтарником, на Успение хор решил показать себя во всей красе и спел на литургии, по
запричастном стихе, этот концерт. Музыка-то, наверное. хорошая, но терпение у настоятеля
лопнуло как раз вот, наверное, к той самой 7-й минуте. Все дела были сделаны, священник
готов причащать прихожан, а мы стоим и ждем. Причем у нас всех там было такое же
совершенно удрученное состояние, потому что хор испортил настроение и служащим, и
молящимся. Музыка эта на самом деле для богослужения не годится, ни по своей протяженности
(по счастью, времена, когда люди в храме Христа Спасителя аплодировали протодиакону,
миновали), ни по своей паточности, достойной параллели духовной живописи Васнецова и
Нестерова. А в концерте - почему нет?

MargarMast (14.07.2011 19:47)
kollontay писал(а):
Музыка эта на самом деле для богослужения не
годится, ни по своей протяженности (по счастью, времена, когда люди в храме Христа
Спасителя аплодировали протодиакону, миновали), ни по своей паточности, достойной
параллели духовной живописи Васнецова и Нестерова. А в концерте - почему
нет?
Уважаемый kollontay - ну тут я с Вами не могу согласиться вообще никак. Может
быть, музыка эта для богослужения и не годится, но слушать её в церкви, как на концерте -
эо было бы самое лучшее. То, что она далека от паточности, как я - от России, по-моему, в
этом нет никаких сомнений. К тому же Нестеров и Васнецов, по-моему, были совершенно
разные живописцы. Поправьте меня, кто считает по-другому.

hamerkop (15.07.2011 00:03)
В этой музыке ничего паточного нет. И в Нестерове с Васнецовым тоже.
Елси Церковь и дальше будет отметать гениев, делавших дело Божие, мы очень быстро
останемся при софринском ширпотребе во всех смыслах.
Вспомнилась ещё одна московская церковная история: от Зачатьевского монастыря остался
единственный - надвратный - храм. И в его вратах сохранялись пережившие все лихолетья
фрески - Богородичные праздники. Выполненные в академической манере. Ну вот, свергли
богоборцев, значится, восстановили обитель... и те фрески замазали блестявой мазнёй якобы
`древнерусски-молитвенной`. Или, как любят выражаться в патриархийном официозе, `расписали
во вкусе Дионисия` (по-моему, формулировка супер). Даже гонители живопись не тронули, а
вот отцам с матерями - не понравилось...
В музыке церковной творится почти то же самое. Все хотят `молитвенности`, вкладывая в это
слово абсолютно разные смыслы: от самопальных подделок под знаменное пение (наподобие
китайского `Адидаса`) до левоклиросных задачек по гармонии.
Но пости все- почти! - обязательно проходятся по Рахманинову и ОБЯЗАТЕЛЬНО по
Чайковскому. Как раз по тем, кто хотел создать самобытную, духовно ценную, национальную
церковную музыку... В общем, здесь массовое ослепление, становящееся частью нынешней
масштабной трагедии отечественной православной духовности.

MargarMast (15.07.2011 00:14)
hamerkop писал(а):
В общем, здесь массовое ослепление, становящееся
частью нынешней масштабной трагедии отечественной православной духовности.
Дорогой
hamerkop, ну ведь это - те самые `потёмкинские деревни` современной русской церкви. Ведь
это не церковь возвышает общество до своих нравственных принципов, а, напротив, пытается
быть угодной современному российскому обществу, стать `популярной`. Хотя есть там,
несомненно, достаточно яркие личности - тот же композитор - забыла его имя. Но это же -
капля в море. А так - `Сусальным золотом горят В лесу рождественские ёлки, В кустах
игрушечные волки Глазами страшными глядят` - честное слово, именно эти мандельштамовские
строфы приходят на ум, когда говорится о тепершней русской церкви. Вера не может быть
насаждена сверху. Вера - это нечто глубино-внутреннее, выстраданное каждым человеком в
отдельности. К вере многие приходят мучительным путём, а то, что происходит сейчас - это
сплошная клоунада, в этом нет ничего серьёзного. Эти фсбшные бонзы, стоящие со свечами в
храмах - это просто издевательство над верой.

protoval24 (15.07.2011 00:15)
Самое лучшее для такой музыки - петь ее в храме, но не во время службы. Когда звучит
какая-то шестиголосная музыка, ты невольно с молитвы перстраиваешься на то, что слушаешь
музыку. А задача церковной музыки настроить человека на молитвенный лад, помочь
сосредоточиться, а не отвлекать своей пышностью. Но при этом я совсем не умаляю
гениальности концертов Бортнянского, Литургии Чайковского и Рахманинова...

hamerkop (15.07.2011 00:21)
Да, так считал, в частности, Патриарх Алексий Первый.
Тут надо сказать, что молитва - то бывает разная. Заслушаться можно и знаменным
пением... отвлечение ли это? А может быть, погружение в молитву?

protoval24 (15.07.2011 00:27)
hamerkop писал(а):
Да, так считал, в частности, Патриарх Алексий
Первый.
Тут надо сказать, что молитва - то бывает разная. Заслушаться можно и знаменным
пением... отвлечение ли это? А может быть, погружение в молитву?
Ой, ну этот вопрос я
даже не знаю кому можно задать....О, какому нибудь митрополиту Иллариону Алфееву - он
иузыкант и священнослужитель одновременно и композитор...Мы с хором пели его Страсти и
Рождественскую ораторию . А вообще впринципе смотря как поют....Иногда Чайковского
тааааак поют, вродетпрофессионалы, а уши в трубочку сворачиваются....Мне вот нравится
Архангельского песнопения, не концерты, а просто отделыные - это не обиход, но все таки не
фуги)

MargarMast (15.07.2011 00:31)
Вы знаете, слушая вас сейчас, я думаю - как хорошо, что я свободна от этого выбора. Что я
могу придти в русскую церковь затем, чтобы ощутить таинство - и неважно, называется это
верой или ещё как-то, для меня это не имеет значение. Что я могу погрузиться в
удивительный свет, исходящий от рахманиновской `молитвы` без мысли о том - является ли это
воистину молитвой, или это музыка, отрывающая нас от всего земного и дающая почувствовать,
вживе ощутить, что это значит - мир духовный. Я рада, что я свободна от всей атрибутики,
связанной с религиозными отправлениями, что я могу просто наслаждаться чудом духовности,
исходящей от творений этого в общем-то весьма светского человека, каковым был Рахманинов
(да, думаю, и Чайковский тоже). И, кстати говоря, этим же самым чувством свободы дышит
главный бунинский роман.

hamerkop (15.07.2011 00:36)
Да Владыка Иларион пишет стилистически то же самое, только качество другое... впрочем,
`князю людей своих да не речеши зла`;)
Знаете, если негодный хор, так что бы они ни пели, это соблазн. А уж если негодный хор
берётся за Рахманинова... но это ведь обычные профессиональные проблемы.
Архангельский обладал неплохим вкусом, хорошо знал хор. Как раз концерты у него
интереснее богослужебных циклов, но зато эти циклы - что называется, `верняки`, для
мало-мальски побщего клироса.
Если под словом `фуга` Вы имеете в виду вторую часть Концерта Рахманинова, так ведь там
что-то типа фугато, на слух, как Вам известно, даже не воспринимающееся как таковое.

protoval24 (15.07.2011 00:37)
MargarMast писал(а):
Вы знаете, слушая вас сейчас, я думаю - как
хорошо, что я свободна от этого выбора. Что я могу придти в русскую церковь затем, чтобы
ощутить таинство - и неважно, называется это верой или ещё как-то, для меня это не имеет
значение. Что я могу погрузиться в удивительный свет, исходящий от рахманиновской
`молитвы` без мысли о том - является ли это воистину молитвой, или это музыка, отрывающая
нас от всего земного и дающая почувствовать, вживе ощутить, что это значит - мир духовный.
Я рада, что я свободна от всей атрибутики, связанной с религиозными отправлениями, что я
могу просто наслаждаться чудом духовности, исходящей от творений этого в общем-то весьма
светского человека, каковым был Рахманинов (да, думаю, и Чайковский тоже). И, кстати
говоря, этим же самым чувством свободы дышит главный бунинский роман.
Но все таки
храм - это не концертный зал вроде...И в концертном зале можно наслаждаться этим, а храм -
это место для молитвы, а не для услады слушателей...

hamerkop (15.07.2011 00:40)
Всё можно использовать по назначению или не по назначению. Можно молиться вместе с
Чайковским и Рахманиновым, можно `услаждаться`. Кстати, духовной музыкой и того, и другого
`услаждаться` трудненько. Даже не пробовал как-то...

MargarMast (15.07.2011 00:44)
protoval24 писал(а):
Но все таки храм - это не концертный зал
вроде...И в концертном зале можно наслаждаться этим, а храм - это место для молитвы, а не
для услады слушателей...
Да что Вы, Ксюша, раньше как раз в храмах и давали концерты
- забыла, в каком именно храме в центре Москвы - в старой церкви, не действующей, но
имеющей именно необходимую атмосферу. По-моему, это был хор Юрлова. И это не был просто
концертный зал, а это был зал, которому соответствовала именно эта музыка. И откуда у
молодых людей сейчас потребность молиться? Хочется воскликнуть - Боже мой, - ну откуда
это в вас, молодых, которые никогда с этой верой не жили, котоым она не была передана `с
молоком матери`, как говорится? Ну это я ещё могу понять - когда человек с этим рождается
и в этом растёт. Но когда это становится модой - ну я просто этого не понимаю, и всё тут.

protoval24 (15.07.2011 00:44)
Не, у Чайковского есть оооочень даже музыка из Литургии, которой можно
заслушаться...Кстати в одном Московском храме ежегодно раз в году поют целиком Литургию
Чайкоского (если я не ошибаюсь хор Пузакова).А Рахманинова я слышала только в концертном
исполнении, причем очень посредственном, поэтому судить не могу...А вот для услады лично
моего слуха - концерты Бортнянского в исполнении мальчишек...Это точно ангельское пение...

protoval24 (15.07.2011 00:48)
MargarMast писал(а):
Да что Вы, Ксюша, раньше как раз в храмах и
давали концерты - забыла, в каком именно храме в центре Москвы - в старой церкви, не
действующей, но имеющей именно необходимую атмосферу. По-моему, это был хор Юрлова. И это
не был просто концертный зал, а это был зал, которому соответствовала именно эта музыка.
И откуда у молодых людей сейчас потребность молиться? Хочется воскликнуть - Боже мой, -
ну откуда это в вас, молодых, которые никогда с этой верой не жили, котоым она не была
передана `с молоком матери`, как говорится? Ну это я ещё могу понять - когда человек с
этим рождается и в этом растёт. Но когда это становится модой - ну я просто этого не
понимаю, и всё тут.
В моем случае - это не мода. У меня отец священник. Я в этом всем
родилась и выросла и без этого себя не представляя - храм становится потребностью души...А
про концертный зал - мы с хором тоже в храмах концерты поем, я имела в виду концерты во
время службы. А так - пожалуйста. Акустика во всех старых храмах просто класс!!!Хор уже
замолчал, а аккорд еще звучит в сводах. Абсолютное наслождение!

hamerkop (15.07.2011 00:49)
Это Всех Скорбящих на Ордынке, матвеевская традиция. Ещё циклы Рахманинова они поют.
Да, Литургию Рахманинова, умеючи, можно изгадить только так. Самое трудное там -
стилистика звука.

protoval24 (15.07.2011 00:57)
hamerkop писал(а):
Это Всех Скорбящих на Ордынке, матвеевская
традиция. Ещё циклы Рахманинова они поют.
Да, Литургию Рахманинова, умеючи, можно изгадить только так. Самое трудное там -
стилистика звука.
Сейчас там как раз Алфеев правит)))Хочу как нибудь сходить
послушать - как целая Литургия звучит в храме и с всем Действием..

hamerkop (15.07.2011 01:19)
Понимаете, сейчас стиль служения другой. Темпоритмы, пластика не такие, как до революции.
Поэтому рахманиновские Блаженства, Херувимская - трудновато для нынешнего духовенства в
практическом аспекте.

MargarMast (15.07.2011 02:17)
protoval24 писал(а):
В моем случае - это не мода. У меня отец
священник. Я в этом всем родилась и выросла и без этого себя не представляя - храм
становится потребностью души...А про концертный зал - мы с хором тоже в храмах концерты
поем, я имела в виду концерты во время службы. А так - пожалуйста. Акустика во всех старых
храмах просто класс!!!Хор уже замолчал, а аккорд еще звучит в сводах. Абсолютное
наслождение!
А-а, тогда в Вашем случае беру свои слова назад. Тогда это -
действительно, переплетено с природой. Приношу свои извинения.

MargarMast (15.07.2011 02:20)
hamerkop писал(а):
Всё можно использовать по назначению или не по
назначению. Можно молиться вместе с Чайковским и Рахманиновым, можно `услаждаться`.
Кстати, духовной музыкой и того, и другого `услаждаться` трудненько. Даже не пробовал
как-то...
Да, это совсем не услаждение, это - вознесение, независимо от того,
верующий вы или нет. Я уже давно когда-то говорила, что можно быть человеком формально
неверующим, но, тем не менее, высокодуховным. Эта музыка - именно для людей, ощущающих в
себе эту духовность.

MargarMast (15.07.2011 02:22)
protoval24 писал(а):
Сейчас там как раз Алфеев правит)))Хочу как
нибудь сходить послушать - как целая Литургия звучит в храме и с всем
Действием..
Если мне удастся попасть в Москву, на что я очень надеюсь - сводите? :)

kollontay_ (15.07.2011 05:55)
Думаю, что церковное пение не может не соответствовать духовному состоянию времени и
Церкви. Полагаю так, что ко времени Рахманинова в церкви и связанном с ней обществе вызрел
такой глубочайший кризис, который прямо вел к революции, а для церкви - к наступлению
грандиозной эпохи гонений. И все это до болезненности слышно в церковных сочинниях СВ.
Равно как и то слышно, что ни он сам, ни с ним стоящие церковное пение как собственно
церковное не понимали и не воспринимали. Образцом позитива же в этом отношении является
Всенощная Чайковского, кстати, довольно поздняя, ни на что не претендующая, а содержащая
улучшенные версии вполне стандартных распевов. Что и требуется для церковного человека.
Может быть, отчасти во мне говорит то обстоятельство, что я с раннего детства был
церковным ЛЕВОклиросным певчим (вообразите себе: это начиная со 2-й половины 50-х годов).
И в нашей среде то, что по стародавней традиции вытворял правый наш хор, воспринималось,
хоть и со смирением, как вызов Христу и Церкви. При всем этом. конечно, Всенощная
Рахманинова, как, отчасти, и более слабый кондак Успения - образец великой музыки
человека, стремящегося к некоему позитиву, но пока `слышавшего звон да не знающего где
он`. Глубокоуважаемая MargarMast, каждый из нас волен высказывать что хочет, однако скажу
и я: применительно к церкви не стОит судить столь упрощенно. Хотя мы и не к такому еще,
помня еще недавний опыт новомучеников, должны быть всегда готовы как пионер Петя.
Сочинений владыки Илариона я не знаю, не могу судить.

kollontay_ (15.07.2011 05:59)
protoval24 писал(а):
Сейчас там как раз Алфеев правит)))Хочу как
нибудь сходить послушать - как целая Литургия звучит в храме и с всем
Действием..
Глубокоуважаемая protoval24, я восхищен Вашим родителем, потому что
сплошь и рядом дети священнослужителей не воспринимают церковь, а Вы через нее пришли и к
Вашей профессии, как я понимаю, и суждения Ваши воспринимаю как суждения человека в
церкви, а не только на клиросе, находящегося.

protoval24 (15.07.2011 08:12)
kollontay писал(а):
Глубокоуважаемая protoval24, я восхищен Вашим
родителем, потому что сплошь и рядом дети священнослужителей не воспринимают церковь, а Вы
через нее пришли и к Вашей профессии, как я понимаю, и суждения Ваши воспринимаю как
суждения человека в церкви, а не только на клиросе, находящегося.
Ну если честно я на
клиросе не пою...Во-первых нам просто наш заведующий в училище не разрешает, а во-вторых у
нас большой храм и профессионалов и так хватает...Поэтому в этом смысле я скорее просто
наблюдатель, ну в силу выбора профессии кое что в этом понимающий.

protoval24 (15.07.2011 08:26)
MargarMast писал(а):
Если мне удастся попасть в Москву, на что я
очень надеюсь - сводите? :)
С удовольствием) Только вот такие службы бывают чсего
несколького раз в год...По-моему, если я не ошибаюсь - в дни рождения Чайковского и
Рахманинова.

hamerkop (15.07.2011 11:23)
protoval24 писал(а):
наш заведующий в училище не разрешает
Л.Н.
верен себе;)

hamerkop (15.07.2011 11:24)
kollontay писал(а):
И в нашей среде то, что по стародавней традиции
вытворял правый наш хор, воспринималось, хоть и со смирением, как вызов Христу и
Церкви.
Великолепно передано мироощущение левого клироса!:) Так они всегда и думают.

swet (15.07.2011 15:53)
Браво,брависсимо!

protoval24 (16.07.2011 01:09)
hamerkop писал(а):
Л.Н. верен себе;)
А как Вы догадались, что
это он и что он не разрешает этого) Вы знакомы с ним) Да, это именно он, наш любимый
Л.Н)))

hamerkop (16.07.2011 01:22)
Мир тесен;) кроме того, Вы и не скрываете учёбы на дирхоре Мерзляка;)

protoval24 (16.07.2011 01:38)
hamerkop писал(а):
Мир тесен;) кроме того, Вы и не скрываете учёбы на
дирхоре Мерзляка;)
Этого я не скрываю, а безумно рада и даже горжусь тем, что пою в
таком коллективе и имею такого руководителя! Просто я не думала, что такие подробности
известны кому-то не из его учеников)

hamerkop (16.07.2011 01:41)
У Вас действительно очень хороший хор и талантливый руководитель. Многая и благая еиу
лета! А что касается различных подробностей, связанных с музыкантами, находящимися `на
виду`, так по большей части они известны окружающим.
По спец. тоже в его классе?

protoval24 (16.07.2011 01:44)
hamerkop писал(а):
У Вас действительно очень хороший хор и
талантливый руководитель. Многая и благая еиу лета! А что касается различных подробностей,
связанных с музыкантами, находящимися `на виду`, так по большей части они известны
окружающим.
По спец. тоже в его классе?
Нет,на нашем курсе вообще его студентов нет. Я у
Мякишева И.Ю. Не знаю, гоаорит ли Вам его фамилия что-то... Могу сказать что он хормейстер
хора, где был Кожевников и ученик Агафонникова.

hamerkop (16.07.2011 01:45)
А также Тевлина.

protoval24 (16.07.2011 01:46)
hamerkop писал(а):
А также Тевлина.
Я восхищена) Я вот таких
подробностей не знала) А если не секрет, Вы учились в нашем училище, да?

hamerkop (16.07.2011 01:48)
Да, но на другом отделе и, сами понимаете, давно.
Агафонников - по училищу, Тевлин - по Консе.

hamerkop (16.07.2011 01:49)
Само собой, последнее уточнение - о И.Ю.Мякишеве

protoval24 (16.07.2011 01:50)
hamerkop писал(а):
Да, но на другом отделе и, сами понимаете, давно.
Агафонников - по училищу, Тевлин - по Консе.
Ну да, я знаю, что Агафонников в
училище был, а вот кто в Консе - не знала, теперь буду знать) А вообще очень здорово вот
так встретить случайно человека, который прошел через наше замечательное училище)
Приходите как нибудь на концерт нашего хора)

hamerkop (16.07.2011 01:51)
На Осеннем хоровом фестивале, живы-здоровы будем, встретимся. Л.Н. согласился петь, вроде.

protoval24 (16.07.2011 01:53)
hamerkop писал(а):
На Осеннем хоровом фестивале, живы-здоровы будем,
встретимся. Л.Н. согласился петь, вроде.
ООООООООО, вот это сюрприз)))Мы еще такой
информации не имеем) Пока только про Спасскую башню знаем....А с кем я имею честь
общаться? Меня мучает любопытство)

hamerkop (16.07.2011 01:55)
Если интересно, обозначьтесь у меня в личке, плз:) И, пожалуйста, анонимности здесь не
раскрывать. Ок?

protoval24 (16.07.2011 01:56)
hamerkop писал(а):
Если интересно, обозначьтесь у меня в личке, плз:)
И, пожалуйста, анонимности здесь не раскрывать. Ок?
Ок)Сейчас.

kollontay_ (16.07.2011 05:13)
Ну вот, мы тут все мерзляковцы. Я там учился в 1967-71, пел двже в хоре Тевлина - был
тогда специальный хор теоретиков. Поскольку Борис Григорьевич позднее поставил несколько
моих сочинений (хотя одно из них так и валяется неспетым), не исключено, что с кем-то из
разговаривающих встречались раньше. Тоже прошу анонимы не раскрывать.

hamerkop (16.07.2011 11:47)
Вас как музыканта безусловно знаю и соответственно знаю, тчо мы все из одного переулка. Но
лично мы с Вами не знакомы.



 
     
classic-online@bk.ru