Боже мой, как это прекрасно! Слушайте, слушайте! Это именно та музыка, под которую ничего нельзя делать, а можно только погрузиться в неё всей душой.
musikus
(27.11.2010 11:08)
Я бы тоже воскликнул "Слушайте, слушайте!", но - по поводу Литургии С.В. Именно Литургии, хотя Всенощную вспоминают чаще всего. Самый потрясающий фрагмент Литургии - "Благослови душе моя, Господа" для альта с хором. А Всенощную я слушал весной 1960 года в церкви на Б.Ордынке, когда ее после войны давали впервые в Москве, как бы нелегально, но "вся Москва" знала об этом. Службы Рахманинова замечательно исполняют болгары. Умеют петь эти вещи. Есть замечательные записи из Софийского собора Александра Невского.
MargarMast
(10.05.2011 05:03)
Опять вернулась к этой пронзительной вещи. Всё-таки, если вы хотите от всего отрешиться и воспарить - послушайте её. Особенно первые семь минут. Сколько можно вложить в семь минут духовности и поделиться ею с нами, простыми смертными.
hamerkop
(10.05.2011 16:55)
Уважаемые дамы и господа, это шедевр, но называется он иначе, а именно:
Концерт для хора `В молитвах неусыпающую Богородицу`
А по тексту это кондак Успения.
Было бы здорово поправить заглавие.
Со всем остальным полностью согласен.
Foma-Fomitch
(10.05.2011 17:47)
hamerkop писал(а):
Уважаемые дамы и господа, это шедевр, но называется он иначе, а именно:
Концерт для хора `В молитвах неусыпающую Богородицу`
А по тексту это кондак Успения.
Было бы здорово поправить заглавие.
Со всем остальным полностью согласен.
Исправили
kollontay_
(14.07.2011 18:41)
С этим произведением был свидетелем конфуза. В московском храме, где как раз я был алтарником, на Успение хор решил показать себя во всей красе и спел на литургии, по запричастном стихе, этот концерт. Музыка-то, наверное. хорошая, но терпение у настоятеля лопнуло как раз вот, наверное, к той самой 7-й минуте. Все дела были сделаны, священник готов причащать прихожан, а мы стоим и ждем. Причем у нас всех там было такое же совершенно удрученное состояние, потому что хор испортил настроение и служащим, и молящимся. Музыка эта на самом деле для богослужения не годится, ни по своей протяженности (по счастью, времена, когда люди в храме Христа Спасителя аплодировали протодиакону, миновали), ни по своей паточности, достойной параллели духовной живописи Васнецова и Нестерова. А в концерте - почему нет?
MargarMast
(14.07.2011 19:47)
kollontay писал(а):
Музыка эта на самом деле для богослужения не годится, ни по своей протяженности (по счастью, времена, когда люди в храме Христа Спасителя аплодировали протодиакону, миновали), ни по своей паточности, достойной параллели духовной живописи Васнецова и Нестерова. А в концерте - почему нет?
Уважаемый kollontay - ну тут я с Вами не могу согласиться вообще никак. Может быть, музыка эта для богослужения и не годится, но слушать её в церкви, как на концерте - эо было бы самое лучшее. То, что она далека от паточности, как я - от России, по-моему, в этом нет никаких сомнений. К тому же Нестеров и Васнецов, по-моему, были совершенно разные живописцы. Поправьте меня, кто считает по-другому.
hamerkop
(15.07.2011 00:03)
В этой музыке ничего паточного нет. И в Нестерове с Васнецовым тоже.
Елси Церковь и дальше будет отметать гениев, делавших дело Божие, мы очень быстро останемся при софринском ширпотребе во всех смыслах.
Вспомнилась ещё одна московская церковная история: от Зачатьевского монастыря остался единственный - надвратный - храм. И в его вратах сохранялись пережившие все лихолетья фрески - Богородичные праздники. Выполненные в академической манере. Ну вот, свергли богоборцев, значится, восстановили обитель... и те фрески замазали блестявой мазнёй якобы `древнерусски-молитвенной`. Или, как любят выражаться в патриархийном официозе, `расписали во вкусе Дионисия` (по-моему, формулировка супер). Даже гонители живопись не тронули, а вот отцам с матерями - не понравилось...
В музыке церковной творится почти то же самое. Все хотят `молитвенности`, вкладывая в это слово абсолютно разные смыслы: от самопальных подделок под знаменное пение (наподобие китайского `Адидаса`) до левоклиросных задачек по гармонии.
Но пости все- почти! - обязательно проходятся по Рахманинову и ОБЯЗАТЕЛЬНО по Чайковскому. Как раз по тем, кто хотел создать самобытную, духовно ценную, национальную церковную музыку... В общем, здесь массовое ослепление, становящееся частью нынешней масштабной трагедии отечественной православной духовности.
MargarMast
(15.07.2011 00:14)
hamerkop писал(а):
В общем, здесь массовое ослепление, становящееся частью нынешней масштабной трагедии отечественной православной духовности.
Дорогой hamerkop, ну ведь это - те самые `потёмкинские деревни` современной русской церкви. Ведь это не церковь возвышает общество до своих нравственных принципов, а, напротив, пытается быть угодной современному российскому обществу, стать `популярной`. Хотя есть там, несомненно, достаточно яркие личности - тот же композитор - забыла его имя. Но это же - капля в море. А так - `Сусальным золотом горят В лесу рождественские ёлки, В кустах игрушечные волки Глазами страшными глядят` - честное слово, именно эти мандельштамовские строфы приходят на ум, когда говорится о тепершней русской церкви. Вера не может быть насаждена сверху. Вера - это нечто глубино-внутреннее, выстраданное каждым человеком в отдельности. К вере многие приходят мучительным путём, а то, что происходит сейчас - это сплошная клоунада, в этом нет ничего серьёзного. Эти фсбшные бонзы, стоящие со свечами в храмах - это просто издевательство над верой.
protoval24
(15.07.2011 00:15)
Самое лучшее для такой музыки - петь ее в храме, но не во время службы. Когда звучит какая-то шестиголосная музыка, ты невольно с молитвы перстраиваешься на то, что слушаешь музыку. А задача церковной музыки настроить человека на молитвенный лад, помочь сосредоточиться, а не отвлекать своей пышностью. Но при этом я совсем не умаляю гениальности концертов Бортнянского, Литургии Чайковского и Рахманинова...
hamerkop
(15.07.2011 00:21)
Да, так считал, в частности, Патриарх Алексий Первый.
Тут надо сказать, что молитва - то бывает разная. Заслушаться можно и знаменным пением... отвлечение ли это? А может быть, погружение в молитву?
protoval24
(15.07.2011 00:27)
hamerkop писал(а):
Да, так считал, в частности, Патриарх Алексий Первый.
Тут надо сказать, что молитва - то бывает разная. Заслушаться можно и знаменным пением... отвлечение ли это? А может быть, погружение в молитву?
Ой, ну этот вопрос я даже не знаю кому можно задать....О, какому нибудь митрополиту Иллариону Алфееву - он иузыкант и священнослужитель одновременно и композитор...Мы с хором пели его Страсти и Рождественскую ораторию . А вообще впринципе смотря как поют....Иногда Чайковского тааааак поют, вродетпрофессионалы, а уши в трубочку сворачиваются....Мне вот нравится Архангельского песнопения, не концерты, а просто отделыные - это не обиход, но все таки не фуги)
MargarMast
(15.07.2011 00:31)
Вы знаете, слушая вас сейчас, я думаю - как хорошо, что я свободна от этого выбора. Что я могу придти в русскую церковь затем, чтобы ощутить таинство - и неважно, называется это верой или ещё как-то, для меня это не имеет значение. Что я могу погрузиться в удивительный свет, исходящий от рахманиновской `молитвы` без мысли о том - является ли это воистину молитвой, или это музыка, отрывающая нас от всего земного и дающая почувствовать, вживе ощутить, что это значит - мир духовный. Я рада, что я свободна от всей атрибутики, связанной с религиозными отправлениями, что я могу просто наслаждаться чудом духовности, исходящей от творений этого в общем-то весьма светского человека, каковым был Рахманинов (да, думаю, и Чайковский тоже). И, кстати говоря, этим же самым чувством свободы дышит главный бунинский роман.
hamerkop
(15.07.2011 00:36)
Да Владыка Иларион пишет стилистически то же самое, только качество другое... впрочем, `князю людей своих да не речеши зла`;)
Знаете, если негодный хор, так что бы они ни пели, это соблазн. А уж если негодный хор берётся за Рахманинова... но это ведь обычные профессиональные проблемы.
Архангельский обладал неплохим вкусом, хорошо знал хор. Как раз концерты у него интереснее богослужебных циклов, но зато эти циклы - что называется, `верняки`, для мало-мальски побщего клироса.
Если под словом `фуга` Вы имеете в виду вторую часть Концерта Рахманинова, так ведь там что-то типа фугато, на слух, как Вам известно, даже не воспринимающееся как таковое.
protoval24
(15.07.2011 00:37)
MargarMast писал(а):
Вы знаете, слушая вас сейчас, я думаю - как хорошо, что я свободна от этого выбора. Что я могу придти в русскую церковь затем, чтобы ощутить таинство - и неважно, называется это верой или ещё как-то, для меня это не имеет значение. Что я могу погрузиться в удивительный свет, исходящий от рахманиновской `молитвы` без мысли о том - является ли это воистину молитвой, или это музыка, отрывающая нас от всего земного и дающая почувствовать, вживе ощутить, что это значит - мир духовный. Я рада, что я свободна от всей атрибутики, связанной с религиозными отправлениями, что я могу просто наслаждаться чудом духовности, исходящей от творений этого в общем-то весьма светского человека, каковым был Рахманинов (да, думаю, и Чайковский тоже). И, кстати говоря, этим же самым чувством свободы дышит главный бунинский роман.
Но все таки храм - это не концертный зал вроде...И в концертном зале можно наслаждаться этим, а храм - это место для молитвы, а не для услады слушателей...
hamerkop
(15.07.2011 00:40)
Всё можно использовать по назначению или не по назначению. Можно молиться вместе с Чайковским и Рахманиновым, можно `услаждаться`. Кстати, духовной музыкой и того, и другого `услаждаться` трудненько. Даже не пробовал как-то...
MargarMast
(15.07.2011 00:44)
protoval24 писал(а):
Но все таки храм - это не концертный зал вроде...И в концертном зале можно наслаждаться этим, а храм - это место для молитвы, а не для услады слушателей...
Да что Вы, Ксюша, раньше как раз в храмах и давали концерты - забыла, в каком именно храме в центре Москвы - в старой церкви, не действующей, но имеющей именно необходимую атмосферу. По-моему, это был хор Юрлова. И это не был просто концертный зал, а это был зал, которому соответствовала именно эта музыка. И откуда у молодых людей сейчас потребность молиться? Хочется воскликнуть - Боже мой, - ну откуда это в вас, молодых, которые никогда с этой верой не жили, котоым она не была передана `с молоком матери`, как говорится? Ну это я ещё могу понять - когда человек с этим рождается и в этом растёт. Но когда это становится модой - ну я просто этого не понимаю, и всё тут.
protoval24
(15.07.2011 00:44)
Не, у Чайковского есть оооочень даже музыка из Литургии, которой можно заслушаться...Кстати в одном Московском храме ежегодно раз в году поют целиком Литургию Чайкоского (если я не ошибаюсь хор Пузакова).А Рахманинова я слышала только в концертном исполнении, причем очень посредственном, поэтому судить не могу...А вот для услады лично моего слуха - концерты Бортнянского в исполнении мальчишек...Это точно ангельское пение...
protoval24
(15.07.2011 00:48)
MargarMast писал(а):
Да что Вы, Ксюша, раньше как раз в храмах и давали концерты - забыла, в каком именно храме в центре Москвы - в старой церкви, не действующей, но имеющей именно необходимую атмосферу. По-моему, это был хор Юрлова. И это не был просто концертный зал, а это был зал, которому соответствовала именно эта музыка. И откуда у молодых людей сейчас потребность молиться? Хочется воскликнуть - Боже мой, - ну откуда это в вас, молодых, которые никогда с этой верой не жили, котоым она не была передана `с молоком матери`, как говорится? Ну это я ещё могу понять - когда человек с этим рождается и в этом растёт. Но когда это становится модой - ну я просто этого не понимаю, и всё тут.
В моем случае - это не мода. У меня отец священник. Я в этом всем родилась и выросла и без этого себя не представляя - храм становится потребностью души...А про концертный зал - мы с хором тоже в храмах концерты поем, я имела в виду концерты во время службы. А так - пожалуйста. Акустика во всех старых храмах просто класс!!!Хор уже замолчал, а аккорд еще звучит в сводах. Абсолютное наслождение!
hamerkop
(15.07.2011 00:49)
Это Всех Скорбящих на Ордынке, матвеевская традиция. Ещё циклы Рахманинова они поют.
Да, Литургию Рахманинова, умеючи, можно изгадить только так. Самое трудное там - стилистика звука.
protoval24
(15.07.2011 00:57)
hamerkop писал(а):
Это Всех Скорбящих на Ордынке, матвеевская традиция. Ещё циклы Рахманинова они поют.
Да, Литургию Рахманинова, умеючи, можно изгадить только так. Самое трудное там - стилистика звука.
Сейчас там как раз Алфеев правит)))Хочу как нибудь сходить послушать - как целая Литургия звучит в храме и с всем Действием..
hamerkop
(15.07.2011 01:19)
Понимаете, сейчас стиль служения другой. Темпоритмы, пластика не такие, как до революции. Поэтому рахманиновские Блаженства, Херувимская - трудновато для нынешнего духовенства в практическом аспекте.
MargarMast
(15.07.2011 02:17)
protoval24 писал(а):
В моем случае - это не мода. У меня отец священник. Я в этом всем родилась и выросла и без этого себя не представляя - храм становится потребностью души...А про концертный зал - мы с хором тоже в храмах концерты поем, я имела в виду концерты во время службы. А так - пожалуйста. Акустика во всех старых храмах просто класс!!!Хор уже замолчал, а аккорд еще звучит в сводах. Абсолютное наслождение!
А-а, тогда в Вашем случае беру свои слова назад. Тогда это - действительно, переплетено с природой. Приношу свои извинения.
MargarMast
(15.07.2011 02:20)
hamerkop писал(а):
Всё можно использовать по назначению или не по назначению. Можно молиться вместе с Чайковским и Рахманиновым, можно `услаждаться`. Кстати, духовной музыкой и того, и другого `услаждаться` трудненько. Даже не пробовал как-то...
Да, это совсем не услаждение, это - вознесение, независимо от того, верующий вы или нет. Я уже давно когда-то говорила, что можно быть человеком формально неверующим, но, тем не менее, высокодуховным. Эта музыка - именно для людей, ощущающих в себе эту духовность.
MargarMast
(15.07.2011 02:22)
protoval24 писал(а):
Сейчас там как раз Алфеев правит)))Хочу как нибудь сходить послушать - как целая Литургия звучит в храме и с всем Действием..
Если мне удастся попасть в Москву, на что я очень надеюсь - сводите? :)
kollontay_
(15.07.2011 05:55)
Думаю, что церковное пение не может не соответствовать духовному состоянию времени и Церкви. Полагаю так, что ко времени Рахманинова в церкви и связанном с ней обществе вызрел такой глубочайший кризис, который прямо вел к революции, а для церкви - к наступлению грандиозной эпохи гонений. И все это до болезненности слышно в церковных сочинниях СВ. Равно как и то слышно, что ни он сам, ни с ним стоящие церковное пение как собственно церковное не понимали и не воспринимали. Образцом позитива же в этом отношении является Всенощная Чайковского, кстати, довольно поздняя, ни на что не претендующая, а содержащая улучшенные версии вполне стандартных распевов. Что и требуется для церковного человека. Может быть, отчасти во мне говорит то обстоятельство, что я с раннего детства был церковным ЛЕВОклиросным певчим (вообразите себе: это начиная со 2-й половины 50-х годов). И в нашей среде то, что по стародавней традиции вытворял правый наш хор, воспринималось, хоть и со смирением, как вызов Христу и Церкви. При всем этом. конечно, Всенощная Рахманинова, как, отчасти, и более слабый кондак Успения - образец великой музыки человека, стремящегося к некоему позитиву, но пока `слышавшего звон да не знающего где он`. Глубокоуважаемая MargarMast, каждый из нас волен высказывать что хочет, однако скажу и я: применительно к церкви не стОит судить столь упрощенно. Хотя мы и не к такому еще, помня еще недавний опыт новомучеников, должны быть всегда готовы как пионер Петя. Сочинений владыки Илариона я не знаю, не могу судить.
kollontay_
(15.07.2011 05:59)
protoval24 писал(а):
Сейчас там как раз Алфеев правит)))Хочу как нибудь сходить послушать - как целая Литургия звучит в храме и с всем Действием..
Глубокоуважаемая protoval24, я восхищен Вашим родителем, потому что сплошь и рядом дети священнослужителей не воспринимают церковь, а Вы через нее пришли и к Вашей профессии, как я понимаю, и суждения Ваши воспринимаю как суждения человека в церкви, а не только на клиросе, находящегося.
protoval24
(15.07.2011 08:12)
kollontay писал(а):
Глубокоуважаемая protoval24, я восхищен Вашим родителем, потому что сплошь и рядом дети священнослужителей не воспринимают церковь, а Вы через нее пришли и к Вашей профессии, как я понимаю, и суждения Ваши воспринимаю как суждения человека в церкви, а не только на клиросе, находящегося.
Ну если честно я на клиросе не пою...Во-первых нам просто наш заведующий в училище не разрешает, а во-вторых у нас большой храм и профессионалов и так хватает...Поэтому в этом смысле я скорее просто наблюдатель, ну в силу выбора профессии кое что в этом понимающий.
protoval24
(15.07.2011 08:26)
MargarMast писал(а):
Если мне удастся попасть в Москву, на что я очень надеюсь - сводите? :)
С удовольствием) Только вот такие службы бывают чсего несколького раз в год...По-моему, если я не ошибаюсь - в дни рождения Чайковского и Рахманинова.
hamerkop
(15.07.2011 11:23)
protoval24 писал(а):
наш заведующий в училище не разрешает
Л.Н. верен себе;)
hamerkop
(15.07.2011 11:24)
kollontay писал(а):
И в нашей среде то, что по стародавней традиции вытворял правый наш хор, воспринималось, хоть и со смирением, как вызов Христу и Церкви.
Великолепно передано мироощущение левого клироса!:) Так они всегда и думают.
swet
(15.07.2011 15:53)
Браво,брависсимо!
protoval24
(16.07.2011 01:09)
hamerkop писал(а):
Л.Н. верен себе;)
А как Вы догадались, что это он и что он не разрешает этого) Вы знакомы с ним) Да, это именно он, наш любимый Л.Н)))
hamerkop
(16.07.2011 01:22)
Мир тесен;) кроме того, Вы и не скрываете учёбы на дирхоре Мерзляка;)
protoval24
(16.07.2011 01:38)
hamerkop писал(а):
Мир тесен;) кроме того, Вы и не скрываете учёбы на дирхоре Мерзляка;)
Этого я не скрываю, а безумно рада и даже горжусь тем, что пою в таком коллективе и имею такого руководителя! Просто я не думала, что такие подробности известны кому-то не из его учеников)
hamerkop
(16.07.2011 01:41)
У Вас действительно очень хороший хор и талантливый руководитель. Многая и благая еиу лета! А что касается различных подробностей, связанных с музыкантами, находящимися `на виду`, так по большей части они известны окружающим.
По спец. тоже в его классе?
protoval24
(16.07.2011 01:44)
hamerkop писал(а):
У Вас действительно очень хороший хор и талантливый руководитель. Многая и благая еиу лета! А что касается различных подробностей, связанных с музыкантами, находящимися `на виду`, так по большей части они известны окружающим.
По спец. тоже в его классе?
Нет,на нашем курсе вообще его студентов нет. Я у Мякишева И.Ю. Не знаю, гоаорит ли Вам его фамилия что-то... Могу сказать что он хормейстер хора, где был Кожевников и ученик Агафонникова.
hamerkop
(16.07.2011 01:45)
А также Тевлина.
protoval24
(16.07.2011 01:46)
hamerkop писал(а):
А также Тевлина.
Я восхищена) Я вот таких подробностей не знала) А если не секрет, Вы учились в нашем училище, да?
hamerkop
(16.07.2011 01:48)
Да, но на другом отделе и, сами понимаете, давно.
Агафонников - по училищу, Тевлин - по Консе.
hamerkop
(16.07.2011 01:49)
Само собой, последнее уточнение - о И.Ю.Мякишеве
protoval24
(16.07.2011 01:50)
hamerkop писал(а):
Да, но на другом отделе и, сами понимаете, давно.
Агафонников - по училищу, Тевлин - по Консе.
Ну да, я знаю, что Агафонников в училище был, а вот кто в Консе - не знала, теперь буду знать) А вообще очень здорово вот так встретить случайно человека, который прошел через наше замечательное училище) Приходите как нибудь на концерт нашего хора)
ООООООООО, вот это сюрприз)))Мы еще такой информации не имеем) Пока только про Спасскую башню знаем....А с кем я имею честь общаться? Меня мучает любопытство)
hamerkop
(16.07.2011 01:55)
Если интересно, обозначьтесь у меня в личке, плз:) И, пожалуйста, анонимности здесь не раскрывать. Ок?
protoval24
(16.07.2011 01:56)
hamerkop писал(а):
Если интересно, обозначьтесь у меня в личке, плз:) И, пожалуйста, анонимности здесь не раскрывать. Ок?
Ок)Сейчас.
kollontay_
(16.07.2011 05:13)
Ну вот, мы тут все мерзляковцы. Я там учился в 1967-71, пел двже в хоре Тевлина - был тогда специальный хор теоретиков. Поскольку Борис Григорьевич позднее поставил несколько моих сочинений (хотя одно из них так и валяется неспетым), не исключено, что с кем-то из разговаривающих встречались раньше. Тоже прошу анонимы не раскрывать.
hamerkop
(16.07.2011 11:47)
Вас как музыканта безусловно знаю и соответственно знаю, тчо мы все из одного переулка. Но лично мы с Вами не знакомы.
ничего нельзя делать, а можно только погрузиться в неё всей душой.
хотя Всенощную вспоминают чаще всего. Самый потрясающий фрагмент Литургии - "Благослови
душе моя, Господа" для альта с хором. А Всенощную я слушал весной 1960 года в церкви на
Б.Ордынке, когда ее после войны давали впервые в Москве, как бы нелегально, но "вся
Москва" знала об этом. Службы Рахманинова замечательно исполняют болгары. Умеют петь эти
вещи. Есть замечательные записи из Софийского собора Александра Невского.
воспарить - послушайте её. Особенно первые семь минут. Сколько можно вложить в семь минут
духовности и поделиться ею с нами, простыми смертными.
Концерт для хора `В молитвах неусыпающую Богородицу`
А по тексту это кондак Успения.
Было бы здорово поправить заглавие.
Со всем остальным полностью согласен.
называется он иначе, а именно:
Концерт для хора `В молитвах неусыпающую Богородицу`
А по тексту это кондак Успения.
Было бы здорово поправить заглавие.
Со всем остальным полностью согласен.
Исправили
алтарником, на Успение хор решил показать себя во всей красе и спел на литургии, по
запричастном стихе, этот концерт. Музыка-то, наверное. хорошая, но терпение у настоятеля
лопнуло как раз вот, наверное, к той самой 7-й минуте. Все дела были сделаны, священник
готов причащать прихожан, а мы стоим и ждем. Причем у нас всех там было такое же
совершенно удрученное состояние, потому что хор испортил настроение и служащим, и
молящимся. Музыка эта на самом деле для богослужения не годится, ни по своей протяженности
(по счастью, времена, когда люди в храме Христа Спасителя аплодировали протодиакону,
миновали), ни по своей паточности, достойной параллели духовной живописи Васнецова и
Нестерова. А в концерте - почему нет?
годится, ни по своей протяженности (по счастью, времена, когда люди в храме Христа
Спасителя аплодировали протодиакону, миновали), ни по своей паточности, достойной
параллели духовной живописи Васнецова и Нестерова. А в концерте - почему
нет?
быть, музыка эта для богослужения и не годится, но слушать её в церкви, как на концерте -
эо было бы самое лучшее. То, что она далека от паточности, как я - от России, по-моему, в
этом нет никаких сомнений. К тому же Нестеров и Васнецов, по-моему, были совершенно
разные живописцы. Поправьте меня, кто считает по-другому.
Елси Церковь и дальше будет отметать гениев, делавших дело Божие, мы очень быстро
останемся при софринском ширпотребе во всех смыслах.
Вспомнилась ещё одна московская церковная история: от Зачатьевского монастыря остался
единственный - надвратный - храм. И в его вратах сохранялись пережившие все лихолетья
фрески - Богородичные праздники. Выполненные в академической манере. Ну вот, свергли
богоборцев, значится, восстановили обитель... и те фрески замазали блестявой мазнёй якобы
`древнерусски-молитвенной`. Или, как любят выражаться в патриархийном официозе, `расписали
во вкусе Дионисия` (по-моему, формулировка супер). Даже гонители живопись не тронули, а
вот отцам с матерями - не понравилось...
В музыке церковной творится почти то же самое. Все хотят `молитвенности`, вкладывая в это
слово абсолютно разные смыслы: от самопальных подделок под знаменное пение (наподобие
китайского `Адидаса`) до левоклиросных задачек по гармонии.
Но пости все- почти! - обязательно проходятся по Рахманинову и ОБЯЗАТЕЛЬНО по
Чайковскому. Как раз по тем, кто хотел создать самобытную, духовно ценную, национальную
церковную музыку... В общем, здесь массовое ослепление, становящееся частью нынешней
масштабной трагедии отечественной православной духовности.
частью нынешней масштабной трагедии отечественной православной духовности.
hamerkop, ну ведь это - те самые `потёмкинские деревни` современной русской церкви. Ведь
это не церковь возвышает общество до своих нравственных принципов, а, напротив, пытается
быть угодной современному российскому обществу, стать `популярной`. Хотя есть там,
несомненно, достаточно яркие личности - тот же композитор - забыла его имя. Но это же -
капля в море. А так - `Сусальным золотом горят В лесу рождественские ёлки, В кустах
игрушечные волки Глазами страшными глядят` - честное слово, именно эти мандельштамовские
строфы приходят на ум, когда говорится о тепершней русской церкви. Вера не может быть
насаждена сверху. Вера - это нечто глубино-внутреннее, выстраданное каждым человеком в
отдельности. К вере многие приходят мучительным путём, а то, что происходит сейчас - это
сплошная клоунада, в этом нет ничего серьёзного. Эти фсбшные бонзы, стоящие со свечами в
храмах - это просто издевательство над верой.
какая-то шестиголосная музыка, ты невольно с молитвы перстраиваешься на то, что слушаешь
музыку. А задача церковной музыки настроить человека на молитвенный лад, помочь
сосредоточиться, а не отвлекать своей пышностью. Но при этом я совсем не умаляю
гениальности концертов Бортнянского, Литургии Чайковского и Рахманинова...
Тут надо сказать, что молитва - то бывает разная. Заслушаться можно и знаменным
пением... отвлечение ли это? А может быть, погружение в молитву?
Первый.
Тут надо сказать, что молитва - то бывает разная. Заслушаться можно и знаменным
пением... отвлечение ли это? А может быть, погружение в молитву?
даже не знаю кому можно задать....О, какому нибудь митрополиту Иллариону Алфееву - он
иузыкант и священнослужитель одновременно и композитор...Мы с хором пели его Страсти и
Рождественскую ораторию . А вообще впринципе смотря как поют....Иногда Чайковского
тааааак поют, вродетпрофессионалы, а уши в трубочку сворачиваются....Мне вот нравится
Архангельского песнопения, не концерты, а просто отделыные - это не обиход, но все таки не
фуги)
могу придти в русскую церковь затем, чтобы ощутить таинство - и неважно, называется это
верой или ещё как-то, для меня это не имеет значение. Что я могу погрузиться в
удивительный свет, исходящий от рахманиновской `молитвы` без мысли о том - является ли это
воистину молитвой, или это музыка, отрывающая нас от всего земного и дающая почувствовать,
вживе ощутить, что это значит - мир духовный. Я рада, что я свободна от всей атрибутики,
связанной с религиозными отправлениями, что я могу просто наслаждаться чудом духовности,
исходящей от творений этого в общем-то весьма светского человека, каковым был Рахманинов
(да, думаю, и Чайковский тоже). И, кстати говоря, этим же самым чувством свободы дышит
главный бунинский роман.
`князю людей своих да не речеши зла`;)
Знаете, если негодный хор, так что бы они ни пели, это соблазн. А уж если негодный хор
берётся за Рахманинова... но это ведь обычные профессиональные проблемы.
Архангельский обладал неплохим вкусом, хорошо знал хор. Как раз концерты у него
интереснее богослужебных циклов, но зато эти циклы - что называется, `верняки`, для
мало-мальски побщего клироса.
Если под словом `фуга` Вы имеете в виду вторую часть Концерта Рахманинова, так ведь там
что-то типа фугато, на слух, как Вам известно, даже не воспринимающееся как таковое.
хорошо, что я свободна от этого выбора. Что я могу придти в русскую церковь затем, чтобы
ощутить таинство - и неважно, называется это верой или ещё как-то, для меня это не имеет
значение. Что я могу погрузиться в удивительный свет, исходящий от рахманиновской
`молитвы` без мысли о том - является ли это воистину молитвой, или это музыка, отрывающая
нас от всего земного и дающая почувствовать, вживе ощутить, что это значит - мир духовный.
Я рада, что я свободна от всей атрибутики, связанной с религиозными отправлениями, что я
могу просто наслаждаться чудом духовности, исходящей от творений этого в общем-то весьма
светского человека, каковым был Рахманинов (да, думаю, и Чайковский тоже). И, кстати
говоря, этим же самым чувством свободы дышит главный бунинский роман.
храм - это не концертный зал вроде...И в концертном зале можно наслаждаться этим, а храм -
это место для молитвы, а не для услады слушателей...
Чайковским и Рахманиновым, можно `услаждаться`. Кстати, духовной музыкой и того, и другого
`услаждаться` трудненько. Даже не пробовал как-то...
вроде...И в концертном зале можно наслаждаться этим, а храм - это место для молитвы, а не
для услады слушателей...
- забыла, в каком именно храме в центре Москвы - в старой церкви, не действующей, но
имеющей именно необходимую атмосферу. По-моему, это был хор Юрлова. И это не был просто
концертный зал, а это был зал, которому соответствовала именно эта музыка. И откуда у
молодых людей сейчас потребность молиться? Хочется воскликнуть - Боже мой, - ну откуда
это в вас, молодых, которые никогда с этой верой не жили, котоым она не была передана `с
молоком матери`, как говорится? Ну это я ещё могу понять - когда человек с этим рождается
и в этом растёт. Но когда это становится модой - ну я просто этого не понимаю, и всё тут.
заслушаться...Кстати в одном Московском храме ежегодно раз в году поют целиком Литургию
Чайкоского (если я не ошибаюсь хор Пузакова).А Рахманинова я слышала только в концертном
исполнении, причем очень посредственном, поэтому судить не могу...А вот для услады лично
моего слуха - концерты Бортнянского в исполнении мальчишек...Это точно ангельское пение...
давали концерты - забыла, в каком именно храме в центре Москвы - в старой церкви, не
действующей, но имеющей именно необходимую атмосферу. По-моему, это был хор Юрлова. И это
не был просто концертный зал, а это был зал, которому соответствовала именно эта музыка.
И откуда у молодых людей сейчас потребность молиться? Хочется воскликнуть - Боже мой, -
ну откуда это в вас, молодых, которые никогда с этой верой не жили, котоым она не была
передана `с молоком матери`, как говорится? Ну это я ещё могу понять - когда человек с
этим рождается и в этом растёт. Но когда это становится модой - ну я просто этого не
понимаю, и всё тут.
родилась и выросла и без этого себя не представляя - храм становится потребностью души...А
про концертный зал - мы с хором тоже в храмах концерты поем, я имела в виду концерты во
время службы. А так - пожалуйста. Акустика во всех старых храмах просто класс!!!Хор уже
замолчал, а аккорд еще звучит в сводах. Абсолютное наслождение!
Да, Литургию Рахманинова, умеючи, можно изгадить только так. Самое трудное там -
стилистика звука.
традиция. Ещё циклы Рахманинова они поют.
Да, Литургию Рахманинова, умеючи, можно изгадить только так. Самое трудное там -
стилистика звука.
послушать - как целая Литургия звучит в храме и с всем Действием..
Поэтому рахманиновские Блаженства, Херувимская - трудновато для нынешнего духовенства в
практическом аспекте.
священник. Я в этом всем родилась и выросла и без этого себя не представляя - храм
становится потребностью души...А про концертный зал - мы с хором тоже в храмах концерты
поем, я имела в виду концерты во время службы. А так - пожалуйста. Акустика во всех старых
храмах просто класс!!!Хор уже замолчал, а аккорд еще звучит в сводах. Абсолютное
наслождение!
действительно, переплетено с природой. Приношу свои извинения.
назначению. Можно молиться вместе с Чайковским и Рахманиновым, можно `услаждаться`.
Кстати, духовной музыкой и того, и другого `услаждаться` трудненько. Даже не пробовал
как-то...
верующий вы или нет. Я уже давно когда-то говорила, что можно быть человеком формально
неверующим, но, тем не менее, высокодуховным. Эта музыка - именно для людей, ощущающих в
себе эту духовность.
нибудь сходить послушать - как целая Литургия звучит в храме и с всем
Действием..
Церкви. Полагаю так, что ко времени Рахманинова в церкви и связанном с ней обществе вызрел
такой глубочайший кризис, который прямо вел к революции, а для церкви - к наступлению
грандиозной эпохи гонений. И все это до болезненности слышно в церковных сочинниях СВ.
Равно как и то слышно, что ни он сам, ни с ним стоящие церковное пение как собственно
церковное не понимали и не воспринимали. Образцом позитива же в этом отношении является
Всенощная Чайковского, кстати, довольно поздняя, ни на что не претендующая, а содержащая
улучшенные версии вполне стандартных распевов. Что и требуется для церковного человека.
Может быть, отчасти во мне говорит то обстоятельство, что я с раннего детства был
церковным ЛЕВОклиросным певчим (вообразите себе: это начиная со 2-й половины 50-х годов).
И в нашей среде то, что по стародавней традиции вытворял правый наш хор, воспринималось,
хоть и со смирением, как вызов Христу и Церкви. При всем этом. конечно, Всенощная
Рахманинова, как, отчасти, и более слабый кондак Успения - образец великой музыки
человека, стремящегося к некоему позитиву, но пока `слышавшего звон да не знающего где
он`. Глубокоуважаемая MargarMast, каждый из нас волен высказывать что хочет, однако скажу
и я: применительно к церкви не стОит судить столь упрощенно. Хотя мы и не к такому еще,
помня еще недавний опыт новомучеников, должны быть всегда готовы как пионер Петя.
Сочинений владыки Илариона я не знаю, не могу судить.
нибудь сходить послушать - как целая Литургия звучит в храме и с всем
Действием..
сплошь и рядом дети священнослужителей не воспринимают церковь, а Вы через нее пришли и к
Вашей профессии, как я понимаю, и суждения Ваши воспринимаю как суждения человека в
церкви, а не только на клиросе, находящегося.
родителем, потому что сплошь и рядом дети священнослужителей не воспринимают церковь, а Вы
через нее пришли и к Вашей профессии, как я понимаю, и суждения Ваши воспринимаю как
суждения человека в церкви, а не только на клиросе, находящегося.
клиросе не пою...Во-первых нам просто наш заведующий в училище не разрешает, а во-вторых у
нас большой храм и профессионалов и так хватает...Поэтому в этом смысле я скорее просто
наблюдатель, ну в силу выбора профессии кое что в этом понимающий.
очень надеюсь - сводите? :)
несколького раз в год...По-моему, если я не ошибаюсь - в дни рождения Чайковского и
Рахманинова.
верен себе;)
вытворял правый наш хор, воспринималось, хоть и со смирением, как вызов Христу и
Церкви.
это он и что он не разрешает этого) Вы знакомы с ним) Да, это именно он, наш любимый
Л.Н)))
дирхоре Мерзляка;)
таком коллективе и имею такого руководителя! Просто я не думала, что такие подробности
известны кому-то не из его учеников)
лета! А что касается различных подробностей, связанных с музыкантами, находящимися `на
виду`, так по большей части они известны окружающим.
По спец. тоже в его классе?
талантливый руководитель. Многая и благая еиу лета! А что касается различных подробностей,
связанных с музыкантами, находящимися `на виду`, так по большей части они известны
окружающим.
По спец. тоже в его классе?
Мякишева И.Ю. Не знаю, гоаорит ли Вам его фамилия что-то... Могу сказать что он хормейстер
хора, где был Кожевников и ученик Агафонникова.
подробностей не знала) А если не секрет, Вы учились в нашем училище, да?
Агафонников - по училищу, Тевлин - по Консе.
Агафонников - по училищу, Тевлин - по Консе.
училище был, а вот кто в Консе - не знала, теперь буду знать) А вообще очень здорово вот
так встретить случайно человека, который прошел через наше замечательное училище)
Приходите как нибудь на концерт нашего хора)
встретимся. Л.Н. согласился петь, вроде.
информации не имеем) Пока только про Спасскую башню знаем....А с кем я имею честь
общаться? Меня мучает любопытство)
раскрывать. Ок?
И, пожалуйста, анонимности здесь не раскрывать. Ок?
тогда специальный хор теоретиков. Поскольку Борис Григорьевич позднее поставил несколько
моих сочинений (хотя одно из них так и валяется неспетым), не исключено, что с кем-то из
разговаривающих встречались раньше. Тоже прошу анонимы не раскрывать.
лично мы с Вами не знакомы.