Таймлайн | Длительность | Название
| 00:00 | 7:40 | 1. Mesto - Piu mosso, pesante
| 07:40 | 7:40 | 2. Mesto - Marcia
| 15:21 | 7:16 | 3. Mesto - Burletta
| 22:37 | 6:48 | 4. Mesto - Molto tranquillo
musikus
(16.09.2020 10:32)
Можно я о музыке?
…Как бы я ни любил музыку, а я очень ее люблю, есть относительно не много вещей, которые я почти всегда готов вновь слушать. Как правило - при любой точке отсчета – это действительно замечательные, часто великие, произведения, хотя кроме них, в этом контексте можно говорить не только (а часто и не столько) о шедеврах властителей дум вроде Баха или Малера, сколько о вещах, наиболее конгруэнтных душевной организации конкретного слушателя. Я, грешным делом, обожаю, например, Вила-Лобоса, который для меня существует, прежде всего, как автор отдельных, избранных вещей («Леса Амазонки», ряд «бахиан» и «шорос»), люблю модно-опущенного здесь Глазунова (не всего подряд люблю, а в ряде конкретных вещей, делающих честь не только А.К.Г, но и всей русской музыке). Я могу подолгу и без сопротивления держать на-слуху, скажем, Пьяццоллу с его миром элегического танго и не вижу в этом ничего позорного. Я не так часто обращаюсь, например, к Бриттену, но в любой мо-мент «приму на грудь» его Вариации н.т. Ф.Бриджа, «морские интерлюдии» из «Питера Граймса» или что-то из «Смерти в Венеции». Будучи в любое время суток абсолютно равнодушным к сериальному Веберну, я с наслаждением слушаю «В летнем ветре»… Почти всегда наслаждаюсь Стравинским, особенно в концертном жанре (но не оперы!) Так вот, в этом контексте – несколько слов о моем любимейшем Бартоке. Своей страсти к музыке этого автора я, что называется, не уступлю никому, но в ней есть (для меня!) прореха, которая не закрывается уже десятилетия, как бы я ни старался. У меня есть «золотой список» вещей ББ, по большей части экспрес-сионистического толка – «Ч. мандарин», 2-й ф.п. концерт, концерт для орк, Дивертисмент, Соната для 2-х ф.п. и ударных, «На вольном воздухе» и др… НО: как бы я ни настраивался, как ни навострял бы уши и душу – я не воспринимаю его квартеты (полный сбор коих я имею уже лет 60), квартеты которые всякий раз звучат для меня как неупорядоченная по форме, а значит и по мыслеобразу экспрессивная каша, экспрессия ради экспрессии (тогда как – к мес-ту сказать – я ОБОЖАЮ квартетный жанр на примерах – можно сказать на ОБРАЗЦАХ – Гайд-на, Бетховена, Франка-Дебюсси-Равеля, Мясковского, Шостаковича, Б.Чайковского и др.). Я знаю, что многие форумчане высоко ставят и квартетные опусы Бартока (во всяком случае – так у нас здесь «принято»). Поделитесь соображениями – почему? (Я не говорю о том, что самое простое объяснение в том, что это я – не догоняю. Но это слишком лобово. Может есть тут что-то зависящее не только от слушателя? Почему у меня проблема только с квартетами ББ? Что это за притча?).
abcz
(16.09.2020 11:00)
musikus писал(а):
Я знаю, что многие форумчане высоко ставят и квартетные опусы Бартока (во всяком случае – так у нас здесь «принято»). Поделитесь соображениями – почему?
...Может есть тут что-то зависящее не только от слушателя? Почему у меня проблема только с квартетами ББ? Что это за притча?
так хорошая же музыка, интересная и сделана хорошо. Только играется не всегда хорошо. Вот здесь (в этом исполнении), на мой вкус, не хватает определённости. Барток очень жёсткий, прямолинейный композитор, а тут художества какие-то, нюансики, вот и получается, где должна быть красота, там нечто милое, где решительность и воля, там некоторая настойчивость...
Вероятно того, чего Вы ожидаете от Бартока (и что есть у него в предпочитаемых Вами сочинениях) здесь нет. И Ваши обманутые ожидания выражаются в отторжении.
musikus
(16.09.2020 11:11)
abcz писал(а):
Барток очень жёсткий, прямолинейный композитор, а тут художества какие-то, нюансики.
Спасибо за отклик. Думаю, что все же главное здесь в выборе жанра. Струнный квартет все же жанр по-преимуществу лирический, интимный, исповедальный. Не для ББ.
abcz
(16.09.2020 11:14)
musikus писал(а):
Спасибо за отклик. Думаю, что все же главное здесь в выборе жанра. Струнный квартет все же жанр по-преимуществу лирический, интимный, исповедальный. Не для ББ.
возможно. Но ведь есть много людей, которые так не считают. (И о Бартоке, и о квартете.)
victormain
(16.09.2020 18:30)
musikus писал(а):
... Я знаю, что многие форумчане высоко ставят и квартетные опусы Бартока (во всяком случае – так у нас здесь «принято»). Поделитесь соображениями – почему? (Я не говорю о том, что самое простое объяснение в том, что это я – не догоняю. Но это слишком лобово. Может есть тут что-то зависящее не только от слушателя? Почему у меня проблема только с квартетами ББ? Что это за притча?).
Думаю, это связано с тем (помимо объективно высокого качества этих опусов), что квартеты Бартока были доступны в грамзаписях во времена железного занавеса. И стали языковым откровением в камерном жанре для целого поколения музыкантов в нашей стране. Я к Бартоку отношусь спокойно, но квартеты 3-5 доставили мне в отрочестве много приятных эмоций и размышлений.
somm
(16.09.2020 21:35)
musikus писал(а):
Может есть тут что-то зависящее не только от слушателя? Почему у меня проблема только с квартетами ББ? Что это за притча?).
Почему это должна быть притча? Абсолютно нормальное явление, что кому-то что-то не нравится
somm
(16.09.2020 21:44)
abcz писал(а):
обманутые ожидания выражаются в отторжении.
По себе могу сказать, очень много от возраста зависит. Затрудняюсь получать удовольствие от долбежки уже лет 10, в спортзале в наушниках слушаю Бетховена. Объясняю это изменившимся гормональным фоном, а не духовным ростом, эстетической разборчивостью, умудренностью и т п
musikus
(17.09.2020 00:32)
victormain писал(а):
Думаю, это связано с тем (помимо объективно высокого качества этих опусов), что квартеты Бартока были доступны в грамзаписях во времена железного занавеса.
Получется, Виктор Николаевич, что я, еще со времен железного занавеса твордолобо утвердился в некотором непрятии квартетов ББ, и, несмотря на попытки проникнуть в их мир, так и донес это отношение до нынешних старперских времен. Но, право, я ведь не настолько тупоумен, чтобы совсем не меняться во времени, в том числе по части разного рода пристрастий и вкуса к музыке. И у меня было достаточно времени и пр. возможностей, чтобы сжиться этой музыкой, тем более, что я вообще обожаю Бартока. Более того, у меня был поучительный прецедент с музыкой наших первачей, ДДШ и ССП, которые меня, возросшего в военные годы на ПИЧ и «могучей кучке» (другого тогда по радио не передавали, а других источников музыки не было), поначалу (где-то с середине 50-х, когда современная музыка стала звучать почаще и посвободнее) сильно раздражали и я, чтобы «доказать» самому себе, что я прав, так настойчиво «исследовал», например, 7-ю сонату ССП, что до смерти в нее влюбился. Эту историю я даже году в 63-м описал в журнале «Советская музыка», в довольно большой статье. Я вообще, с тех пор как «модерн» стал б/м доступен, много слушал и слушаю современной музыки и, признаться, вообще слушаю ее больше (моя добрая знакомая замечательная флейтистка Ира Лозбень, когда заходил разговор о сугубо современной музыке, обычно говорила: «С этим давайте к Юре – он много этой дряни наслушался»…). Да, но вот с квартетами ББ мой бином Н. так и не решился…
Opus88
(17.09.2020 00:35)
musikus писал(а):
... Да, но вот с квартетами ББ мой бином Н. так и не решился…
А можно в этой связи спросить Юрий Константинович, - какое у Вас отношение к поздним квартетам Бетховена, как часто Вы их переслушиваете?
musikus
(17.09.2020 00:45)
Opus88 писал(а):
А можно в этой связи спросить Юрий Константинович, - какое у Вас отношение к поздним квартетам Бетховена, как часто Вы их переслушиваете?
Частенько. И особенно поздние, ну, начиная где-то с 10-го. Они абсолютно гениальны. На мой вкус, ф/п сонаты ЛвБ (тоже особенно поздние)и поздник квартеты это вообще высшее из того, что создал Бетховен. Поздние кв. вообще прорыв в современную музыку. Провидческая музыка.
Opus88
(17.09.2020 00:59)
musikus писал(а):
Частенько. И особенно поздние, ну, начиная где-то с 10-го. Они абсолютно гениальны. На мой вкус, ф/п сонаты ЛвБ (тоже особенно поздние)и поздник квартеты это вообще высшее из того, что создал Бетховен. Поздние кв. вообще прорыв в современную музыку. Провидческая музыка.
Мне даже стало немного неловко за мой вопрос.
Вы знаете, что я музыкальный игнорамус (ну реально, не буду доказывать).
И вот да, из Бетховена - триада (АВС) поздних квартетов, и две последние фортепианные сонаты, и пару лет практически только они...
И у меня как-то получилось, что квартеты Бартока `зашли` именно как продолжение позднего Бетховена, и их мне значительно сложнее слушать, но на той же `волне` для меня, не знаю почему.
victormain
(17.09.2020 02:55)
musikus писал(а):
Получется, Виктор Николаевич, что я, еще со времен железного занавеса твордолобо утвердился в некотором непрятии квартетов ББ, и, несмотря на попытки проникнуть в их мир, так и донес это отношение до нынешних старперских времен... Да, но вот с квартетами ББ мой бином Н. так и не решился…
Юрий Константинович, разве в интонации моего поста было что-то, предполагающее некую твердолобость?! Я просто постарался ответить на 1-ю часть Вашего вопроса: почему квартеты Бартока так высоко ценят на форуме. На мой взгляд - преимущественно по старым воспоминаниям. Сонор этих партитур ошеломлял на советском безрыбье. А также частности: технические приёмы, которых не знала советская музыка. Так получилось, что восприятие авангарда в нашей стране началось с Бартока, причём во многом именно с квартетов. И с Лютославского, чуть попозже. Особенно в провинции.
abcz
(17.09.2020 03:43)
musikus писал(а):
Да, но вот с квартетами ББ мой бином Н. так и не решился…
ну не решился и не решился, дела великие. Не всем биномам следует решаться.
Opus88
(17.09.2020 04:28)
abcz писал(а):
ну не решился и не решился, дела великие. Не всем биномам следует решаться.
Не Перельманов просим отойти в сторонку и не потреблять лишний кефир )
musikus
(17.09.2020 08:55)
victormain писал(а):
Юрий Константинович, разве в интонации моего поста было что-то, предполагающее некую твердолобость?!
У меня к Вам, Виктор Николаевич ни малейших претензий. Я просто так... С размышлизмами о себе самом. Пытался как-то подлатать свой примус.
faustus
(25.09.2023 17:24)
musikus писал(а):
Будучи в любое время суток абсолютно равнодушным к сериальному Веберну, я с наслаждением слушаю «В летнем ветре»…
Неужели даже ор. 27 в исполнении Рихтера вас не пронимает?
| 00:00 | 7:40 | 1. Mesto - Piu mosso, pesante
| 07:40 | 7:40 | 2. Mesto - Marcia
| 15:21 | 7:16 | 3. Mesto - Burletta
| 22:37 | 6:48 | 4. Mesto - Molto tranquillo
…Как бы я ни любил музыку, а я очень ее люблю, есть относительно не много вещей,
которые я почти всегда готов вновь слушать. Как правило - при любой точке отсчета – это
действительно замечательные, часто великие, произведения, хотя кроме них, в этом контексте
можно говорить не только (а часто и не столько) о шедеврах властителей дум вроде Баха или
Малера, сколько о вещах, наиболее конгруэнтных душевной организации конкретного слушателя.
Я, грешным делом, обожаю, например, Вила-Лобоса, который для меня существует, прежде
всего, как автор отдельных, избранных вещей («Леса Амазонки», ряд «бахиан» и «шорос»),
люблю модно-опущенного здесь Глазунова (не всего подряд люблю, а в ряде конкретных вещей,
делающих честь не только А.К.Г, но и всей русской музыке). Я могу подолгу и без
сопротивления держать на-слуху, скажем, Пьяццоллу с его миром элегического танго и не вижу
в этом ничего позорного. Я не так часто обращаюсь, например, к Бриттену, но в любой
мо-мент «приму на грудь» его Вариации н.т. Ф.Бриджа, «морские интерлюдии» из «Питера
Граймса» или что-то из «Смерти в Венеции». Будучи в любое время суток абсолютно
равнодушным к сериальному Веберну, я с наслаждением слушаю «В летнем ветре»… Почти всегда
наслаждаюсь Стравинским, особенно в концертном жанре (но не оперы!) Так вот, в этом
контексте – несколько слов о моем любимейшем Бартоке. Своей страсти к музыке этого автора
я, что называется, не уступлю никому, но в ней есть (для меня!) прореха, которая не
закрывается уже десятилетия, как бы я ни старался. У меня есть «золотой список» вещей ББ,
по большей части экспрес-сионистического толка – «Ч. мандарин», 2-й ф.п. концерт, концерт
для орк, Дивертисмент, Соната для 2-х ф.п. и ударных, «На вольном воздухе» и др… НО: как
бы я ни настраивался, как ни навострял бы уши и душу – я не воспринимаю его квартеты
(полный сбор коих я имею уже лет 60), квартеты которые всякий раз звучат для меня как
неупорядоченная по форме, а значит и по мыслеобразу экспрессивная каша, экспрессия ради
экспрессии (тогда как – к мес-ту сказать – я ОБОЖАЮ квартетный жанр на примерах – можно
сказать на ОБРАЗЦАХ – Гайд-на, Бетховена, Франка-Дебюсси-Равеля, Мясковского, Шостаковича,
Б.Чайковского и др.). Я знаю, что многие форумчане высоко ставят и квартетные опусы
Бартока (во всяком случае – так у нас здесь «принято»). Поделитесь соображениями – почему?
(Я не говорю о том, что самое простое объяснение в том, что это я – не догоняю. Но это
слишком лобово. Может есть тут что-то зависящее не только от слушателя? Почему у меня
проблема только с квартетами ББ? Что это за притча?).
квартетные опусы Бартока (во всяком случае – так у нас здесь «принято»). Поделитесь
соображениями – почему?
...Может есть тут что-то зависящее не только от слушателя? Почему у меня проблема только
с квартетами ББ? Что это за притча?
хорошо. Только играется не всегда хорошо. Вот здесь (в этом исполнении), на мой вкус, не
хватает определённости. Барток очень жёсткий, прямолинейный композитор, а тут художества
какие-то, нюансики, вот и получается, где должна быть красота, там нечто милое, где
решительность и воля, там некоторая настойчивость...
Вероятно того, чего Вы ожидаете от Бартока (и что есть у него в предпочитаемых Вами
сочинениях) здесь нет. И Ваши обманутые ожидания выражаются в отторжении.
художества какие-то, нюансики.
выборе жанра. Струнный квартет все же жанр по-преимуществу лирический, интимный,
исповедальный. Не для ББ.
в выборе жанра. Струнный квартет все же жанр по-преимуществу лирический, интимный,
исповедальный. Не для ББ.
(И о Бартоке, и о квартете.)
квартетные опусы Бартока (во всяком случае – так у нас здесь «принято»). Поделитесь
соображениями – почему? (Я не говорю о том, что самое простое объяснение в том, что это я
– не догоняю. Но это слишком лобово. Может есть тут что-то зависящее не только от
слушателя? Почему у меня проблема только с квартетами ББ? Что это за притча?).
это связано с тем (помимо объективно высокого качества этих опусов), что квартеты Бартока
были доступны в грамзаписях во времена железного занавеса. И стали языковым откровением в
камерном жанре для целого поколения музыкантов в нашей стране. Я к Бартоку отношусь
спокойно, но квартеты 3-5 доставили мне в отрочестве много приятных эмоций и размышлений.
слушателя? Почему у меня проблема только с квартетами ББ? Что это за притча?).
это должна быть притча? Абсолютно нормальное явление, что кому-то что-то не нравится
себе могу сказать, очень много от возраста зависит. Затрудняюсь получать удовольствие от
долбежки уже лет 10, в спортзале в наушниках слушаю Бетховена. Объясняю это изменившимся
гормональным фоном, а не духовным ростом, эстетической разборчивостью, умудренностью и т п
высокого качества этих опусов), что квартеты Бартока были доступны в грамзаписях во
времена железного занавеса.
железного занавеса твордолобо утвердился в некотором непрятии квартетов ББ, и, несмотря на
попытки проникнуть в их мир, так и донес это отношение до нынешних старперских времен. Но,
право, я ведь не настолько тупоумен, чтобы совсем не меняться во времени, в том числе по
части разного рода пристрастий и вкуса к музыке. И у меня было достаточно времени и пр.
возможностей, чтобы сжиться этой музыкой, тем более, что я вообще обожаю Бартока. Более
того, у меня был поучительный прецедент с музыкой наших первачей, ДДШ и ССП, которые
меня, возросшего в военные годы на ПИЧ и «могучей кучке» (другого тогда по радио не
передавали, а других источников музыки не было), поначалу (где-то с середине 50-х, когда
современная музыка стала звучать почаще и посвободнее) сильно раздражали и я, чтобы
«доказать» самому себе, что я прав, так настойчиво «исследовал», например, 7-ю сонату ССП,
что до смерти в нее влюбился. Эту историю я даже году в 63-м описал в журнале «Советская
музыка», в довольно большой статье. Я вообще, с тех пор как «модерн» стал б/м доступен,
много слушал и слушаю современной музыки и, признаться, вообще слушаю ее больше (моя
добрая знакомая замечательная флейтистка Ира Лозбень, когда заходил разговор о сугубо
современной музыке, обычно говорила: «С этим давайте к Юре – он много этой дряни
наслушался»…). Да, но вот с квартетами ББ мой бином Н. так и не решился…
не решился…
отношение к поздним квартетам Бетховена, как часто Вы их переслушиваете?
- какое у Вас отношение к поздним квартетам Бетховена, как часто Вы их
переслушиваете?
абсолютно гениальны. На мой вкус, ф/п сонаты ЛвБ (тоже особенно поздние)и поздник квартеты
это вообще высшее из того, что создал Бетховен. Поздние кв. вообще прорыв в современную
музыку. Провидческая музыка.
10-го. Они абсолютно гениальны. На мой вкус, ф/п сонаты ЛвБ (тоже особенно поздние)и
поздник квартеты это вообще высшее из того, что создал Бетховен. Поздние кв. вообще прорыв
в современную музыку. Провидческая музыка.
вопрос.
Вы знаете, что я музыкальный игнорамус (ну реально, не буду доказывать).
И вот да, из Бетховена - триада (АВС) поздних квартетов, и две последние фортепианные
сонаты, и пару лет практически только они...
И у меня как-то получилось, что квартеты Бартока `зашли` именно как продолжение позднего
Бетховена, и их мне значительно сложнее слушать, но на той же `волне` для меня, не знаю
почему.
железного занавеса твордолобо утвердился в некотором непрятии квартетов ББ, и, несмотря на
попытки проникнуть в их мир, так и донес это отношение до нынешних старперских времен...
Да, но вот с квартетами ББ мой бином Н. так и не решился…
в интонации моего поста было что-то, предполагающее некую твердолобость?! Я просто
постарался ответить на 1-ю часть Вашего вопроса: почему квартеты Бартока так высоко ценят
на форуме. На мой взгляд - преимущественно по старым воспоминаниям. Сонор этих партитур
ошеломлял на советском безрыбье. А также частности: технические приёмы, которых не знала
советская музыка. Так получилось, что восприятие авангарда в нашей стране началось с
Бартока, причём во многом именно с квартетов. И с Лютославского, чуть попозже. Особенно в
провинции.
решился…
биномам следует решаться.
лишний кефир )
поста было что-то, предполагающее некую твердолобость?!
Николаевич ни малейших претензий. Я просто так... С размышлизмами о себе самом. Пытался
как-то подлатать свой примус.
сериальному Веберну, я с наслаждением слушаю «В летнем ветре»…
исполнении Рихтера вас не пронимает?