1. Emerson (`a Composite Picture Or Impression`)
2. Hawthorne (`an Extended Fragment`)
3. The Alcotts (`a Sketch`)
4. Thoreau (`an Autumn Day Of Indian Summer At Walden`)
Музыка гениальна, да, но не `безумна`. Я, конечно, не могу похвастаться, что разобралась в ней досконально, но то, что я на своем уровне поняла, вполне укладывается в тему `человек и его судьба`. `Судьба` обрисована четырьмя нотами - началом Пятой симфонии ЛвБ. Этот мотив появляется в конце первой же фразы («на заднем фоне», в басу) и потом множество раз повторяется, часто от других нот (не от соль, как у ЛвБ), меняет окраску и характер. На этом же мотиве во 2-й и 3-й частях строятся хоралы, но не только они.
В 1-й части возникает тема, на которую, как мне кажется, стоит обратить особое внимание: мотив судьбы обрамляется, оплетается, `опевается` продолжением - очень красиво. `Судьба` здесь как бы уравновешивается, укрощается духовной силой человека (прямо по Эмерсону). Этот символ достигнутой гармонии звучит в конце каждой части (правда, во 2-й он обрывается, не допевается) - и это так много говорит о личностях людей, имена которых вынесены в заголовки частей сонаты.
abyrvalg
(04.11.2018 22:20)
weina писал(а):
Музыка гениальна, да, но не `безумна`.
А мне кажется, что в сонате дикое нагромождение всего и вся. Возможно, это и есть изюминка, но я пока не могу преодолеть эту массу, объять мысленно эту конструкцию.
Ральф Кирпатрик - опусы Скарлатти стал обозначать своим именем.
Osobnyak
(04.11.2018 23:14)
abyrvalg писал(а):
Ральф Кирпатрик - опусы Скарлатти стал обозначать своим именем.
А Ванда Ландовска - своим. Так чьи же это опусы? В этом надо разобраться...
abyrvalg
(04.11.2018 23:20)
Osobnyak писал(а):
А Ванда Ландовска - своим.
Тогда уж А.Лонго
oriani
(05.11.2018 00:10)
weina писал(а):
Музыка гениальна, да, но не `безумна`. Я, конечно, не могу похвастаться, что разобралась в ней досконально, но то, что я на своем уровне поняла, вполне укладывается в тему `человек и его судьба`. `Судьба` обрисована четырьмя нотами - началом Пятой симфонии ЛвБ. Этот мотив появляется в конце первой же фразы («на заднем фоне», в басу) и потом множество раз повторяется, часто от других нот (не от соль, как у ЛвБ), меняет окраску и характер. На этом же мотиве во 2-й и 3-й частях строятся хоралы, но не только они.
В 1-й части возникает тема, на которую, как мне кажется, стоит обратить особое внимание: мотив судьбы обрамляется, оплетается, `опевается` продолжением - очень красиво. `Судьба` здесь как бы уравновешивается, укрощается духовной силой человека (прямо по Эмерсону). Этот символ достигнутой гармонии звучит в конце каждой части (правда, во 2-й он обрывается, не допевается) - и это так много говорит о личностях людей, имена которых вынесены в заголовки частей сонаты.
`Безумие` здесь - синоним творческого бесстрашия Айвза, в нём нет ничего уничижительного, напротив.... Кроме того, все перечисленные герои были трансценденталистами-интуитивистами, т.е. стремились уйти от рационального познания к высокой степени безумства.)
Соната мне представляется суперэклектикой, да и вообще, честно говоря, трудно представить Айвза линейно мыслящим... ну, во всяком случае, для меня - это трудно. )
Opus88
(05.11.2018 00:26)
oriani писал(а):
... да и вообще, честно говоря, трудно представить Айвза линейно мыслящим... ну, во всяком случае, для меня - это трудно. )
Всё можно отобразить точками (пуантилистично), а уж линиями, так и подавно )
Просто нужно много линий в пространстве-времени. Как-то так мне представляется Айвз.
steinberg
(05.11.2018 00:31)
Opus88 писал(а):
Всё можно отобразить точками (пуантилистично), а уж линиями, так и подавно )
глупость безмерна
Volovikelena
(05.11.2018 00:39)
Очень интересная, но сложная для первого раза. Действительно, как тяжелая борьба с судьбой. Регтайм очень мощно звучит в центре, даже с надрывом. Финал, наоборот, благородный и отстраненный. Спасибо. Познавательно.
Opus88
(05.11.2018 01:02)
steinberg писал(а):
глупость безмерна
Особенно людская
Osobnyak
(05.11.2018 01:07)
abyrvalg писал(а):
Тогда уж А.Лонго
А, видимо, я её имел в виду. Крыша ещё не доехала до Архива...
musikus
(05.11.2018 02:42)
oriani писал(а):
Соната мне представляется суперэклектикой
Это Вы удачно сказали. Айвз не был бы Айвзом, если не писал бы и ТАКОЕ. Он ведь не знал никаких ограничений - как ребенок, который в своем восприятии и мышлении все еще свободен от шор под названием `этого не может быть никогда`. Будучи по складу характера как бы убежденным провинциалом (его коннектикутское детство было `живо до седых волос`), он, мне кажется, принципиально ограждал себя от `лишней` внешней информации, чтобы не засорять свое уникальное восприятие и сознание белым урбанистским шумом `цивилизации`. Ему было довольно своего внутреннего мира и Природы, которую он воспринимал как нечто совершенно одушевленное. Показательно, что наиболее близкие ему по духу мыслители - Эмерсон, Торо или Уолт Уитмен с их культом естественной природы, девственых лесов и земли, ее `мяса`. Но... Положа руку на сердце, слушать такие вещи как Конкорд-соната все же трудно... Гениальность Айвза в другом. Свободно оперируя атональным, политональным письмом, микрохроматикой, кластерами, оригинальной серийностью (но и всеми остальными средствами - quantum satis - `суперэклектика`!), он открыл удивительные выразительные средства, которых до сих пор не встретишь ни у кого! Когда я слышу `Сент-Годенс` из `Трех мест в Новой Англии` или `Центральный парк во тьме`, я попадаю в совершенно другое измерение, в параллельный мир... Или вот `Четвертое июля` из `Праздников`, где брутальные сцены традиционного провинциально-американского веселья прерываются совершенно удивительными эпизодами с переключением на внутренний мир героя, впадающего в транс публичного одиночества... И при том, что Айвз, казалось бы абсолютно `заземлен`, он - космичен. Его космос абсолютен - от `По тротуарам` (всегда представляю себе полуподвальное окно на уровне тротуара и мелькающие в них башмаки и щиколотки прохожих)до - опыта Universe Symphony.(Не к месту, но тут я невольно вспомнил - прошу прощения у Бориса Штейнберга! - фильм Бондарчука-ст. - `Степь` по А.П.Чехову. Кстати, там совершенно великолепная музыка Овчинникова, с абсолютным попаданием в интонацию чеховской повести. Так вот, эта недооцененная, Боря, картина - казалось бы - на совершенно пасторальный бытовой сюжет - сделана так, что в самом финале, после сцены, когда мальчик навсегда остается в чужом доме и вдруг понимает, что вступает в какую-то совершенно новую для него жизнь, авторы фильма показывают `просто` вечернюю улицу провинциального городка возникает волнующее до слез возвышенное ощущение необъятности сущей жизни. Когда я в первый раз видел эту картину, и эту сцену, я подумал: сейчас, сейчас обязательно, непременно должно быть небо, космос... И к моему изумлению Леонид Калашников в последних кадрах фильма снимает вечернее небо и... восходящую огромную луну). Это к вопросу о космизме. Извините, опять заболтался. Спокойной ночи.
weina
(05.11.2018 12:21)
oriani писал(а):
Соната мне представляется суперэклектикой
Да, соната эклектична, как, в общем-то, и сама жизнь. Но все-таки это поверхностный слой и, по сути, центробежная, разъединяющая сила. Мне же хотелось услышать и понять то, что объединяет, стягивает музыку в единое целое. Об этом я, собственно, и написала.
(Слушала её, наверное, раз двадцать, с нотами и без. Это тот случай, когда интуитивно-эмоционального восприятия явно не достаточно, приходится активно включать мозги).
abcz
(05.11.2018 14:37)
weina писал(а):
Да, соната эклектична, как, в общем-то, и сама жизнь. Но все-таки это поверхностный слой и, по сути, центробежная, разъединяющая сила. Мне же хотелось услышать и понять то, что объединяет, стягивает музыку в единое целое. Об этом я, собственно, и написала.
Тут проблема в другом, мне кажется. Кто-то когда-то сказал (написал), что музыка Айвза эклектична, и теперь многие пытаются играть (и понимать) эклектику там, где её нет. Вот и корень проблемы: ложная предустановка.
Конечно, можно найти здесь эклектику на уровне приёма (монтаж, коллажирование), но уже коллажирование, например весьма условная вещь, т. к. цитируемый материал настолько сильно индивидуализирован, что и коллажем-то часто называть неправильно. Саунд (фонизм, фактура, предпочитаемые интервальные структуры), интонационность (превращение «блюзовых» терций в вариантность на основе искусственных ладов), постоянное погружение «нормального» ладо-тонального материала в симметричные структуры, внедрение в относительно-высотный материал абсолютно-высотных маркеров. Совершенно не монтажные, не эклектические способы работы.
Другое дело, что для неамериканца (и даже американца не тех годов и мест) эта музыка трудновоспринимаема просто потому, что она непрерывно взаимодействует с тогдашне-тамошней музыкальной средой. Это проблема исполнителя серьёзная. Тут надобно бы плясать от самых общих моделей американской музыки, а это нераспространённый интерпретаторский метод, его надо создавать.
oriani
(05.11.2018 17:48)
weina писал(а):
Да, соната эклектична, как, в общем-то, и сама жизнь. Но все-таки это поверхностный слой и, по сути, центробежная, разъединяющая сила. Мне же хотелось услышать и понять то, что объединяет, стягивает музыку в единое целое. Об этом я, собственно, и написала.
Не эклектика... суперэклектика. Разница примерно такая же, как между позицией и суперпозицией. Поэтому - не разъединяющая сила, а многочисленные точки зрения… тот самый космизм, о котором написал Юрий Константинович. )
oriani
(05.11.2018 17:53)
abcz писал(а):
Тут проблема в другом, мне кажется.
А мне кажется, тут вообще нет никакой проблемы. )
Maxilena
(05.11.2018 18:48)
oriani писал(а):
А мне кажется, тут вообще нет никакой проблемы. )
Фунавасфсех. Заставили послушать. И к моему обще-неврозному состоянию присоединилась добавочная нервозность. Да еще мозгами шевелить пришлось, вот ведь напасть.
Амитриптилин.
Volovikelena
(05.11.2018 19:54)
Maxilena писал(а):
Фунавасфсех. Заставили послушать. И к моему обще-неврозному состоянию присоединилась добавочная нервозность. Да еще мозгами шевелить пришлось, вот ведь напасть.
Амитриптилин.
Послушайте лучше его песни, особенно ранние. Такое чудо! Не ранние - тоже чудо. Ещё маленькие фортепианные пьесы с таким юмором написаны.
удивительной сонаты (1939 г.)
Ральф
`безумна`. Я, конечно, не могу похвастаться, что разобралась в ней досконально, но то, что
я на своем уровне поняла, вполне укладывается в тему `человек и его судьба`. `Судьба`
обрисована четырьмя нотами - началом Пятой симфонии ЛвБ. Этот мотив появляется в конце
первой же фразы («на заднем фоне», в басу) и потом множество раз повторяется, часто от
других нот (не от соль, как у ЛвБ), меняет окраску и характер. На этом же мотиве во 2-й и
3-й частях строятся хоралы, но не только они.
В 1-й части возникает тема, на которую, как мне кажется, стоит обратить особое внимание:
мотив судьбы обрамляется, оплетается, `опевается` продолжением - очень красиво. `Судьба`
здесь как бы уравновешивается, укрощается духовной силой человека (прямо по Эмерсону).
Этот символ достигнутой гармонии звучит в конце каждой части (правда, во 2-й он
обрывается, не допевается) - и это так много говорит о личностях людей, имена которых
вынесены в заголовки частей сонаты.
кажется, что в сонате дикое нагромождение всего и вся. Возможно, это и есть изюминка, но я
пока не могу преодолеть эту массу, объять мысленно эту конструкцию.
писал(а):
Кирпатрик - опусы Скарлатти стал обозначать своим именем.
своим именем.
разобраться...
могу похвастаться, что разобралась в ней досконально, но то, что я на своем уровне поняла,
вполне укладывается в тему `человек и его судьба`. `Судьба` обрисована четырьмя нотами -
началом Пятой симфонии ЛвБ. Этот мотив появляется в конце первой же фразы («на заднем
фоне», в басу) и потом множество раз повторяется, часто от других нот (не от соль, как у
ЛвБ), меняет окраску и характер. На этом же мотиве во 2-й и 3-й частях строятся хоралы, но
не только они.
В 1-й части возникает тема, на которую, как мне кажется, стоит обратить особое внимание:
мотив судьбы обрамляется, оплетается, `опевается` продолжением - очень красиво. `Судьба`
здесь как бы уравновешивается, укрощается духовной силой человека (прямо по Эмерсону).
Этот символ достигнутой гармонии звучит в конце каждой части (правда, во 2-й он
обрывается, не допевается) - и это так много говорит о личностях людей, имена которых
вынесены в заголовки частей сонаты.
Айвза, в нём нет ничего уничижительного, напротив.... Кроме того, все перечисленные герои
были трансценденталистами-интуитивистами, т.е. стремились уйти от рационального познания к
высокой степени безумства.)
Соната мне представляется суперэклектикой, да и вообще, честно говоря, трудно представить
Айвза линейно мыслящим... ну, во всяком случае, для меня - это трудно. )
Айвза линейно мыслящим... ну, во всяком случае, для меня - это трудно. )
отобразить точками (пуантилистично), а уж линиями, так и подавно )
Просто нужно много линий в пространстве-времени. Как-то так мне представляется Айвз.
линиями, так и подавно )
судьбой. Регтайм очень мощно звучит в центре, даже с надрывом. Финал, наоборот,
благородный и отстраненный. Спасибо. Познавательно.
Крыша ещё не доехала до Архива...
Вы удачно сказали. Айвз не был бы Айвзом, если не писал бы и ТАКОЕ. Он ведь не знал
никаких ограничений - как ребенок, который в своем восприятии и мышлении все еще свободен
от шор под названием `этого не может быть никогда`. Будучи по складу характера как бы
убежденным провинциалом (его коннектикутское детство было `живо до седых волос`), он, мне
кажется, принципиально ограждал себя от `лишней` внешней информации, чтобы не засорять
свое уникальное восприятие и сознание белым урбанистским шумом `цивилизации`. Ему было
довольно своего внутреннего мира и Природы, которую он воспринимал как нечто совершенно
одушевленное. Показательно, что наиболее близкие ему по духу мыслители - Эмерсон, Торо или
Уолт Уитмен с их культом естественной природы, девственых лесов и земли, ее `мяса`.
Но... Положа руку на сердце, слушать такие вещи как Конкорд-соната все же трудно...
Гениальность Айвза в другом. Свободно оперируя атональным, политональным письмом,
микрохроматикой, кластерами, оригинальной серийностью (но и всеми остальными средствами -
quantum satis - `суперэклектика`!), он открыл удивительные выразительные средства, которых
до сих пор не встретишь ни у кого! Когда я слышу `Сент-Годенс` из `Трех мест в Новой
Англии` или `Центральный парк во тьме`, я попадаю в совершенно другое измерение, в
параллельный мир... Или вот `Четвертое июля` из `Праздников`, где брутальные сцены
традиционного провинциально-американского веселья прерываются совершенно удивительными
эпизодами с переключением на внутренний мир героя, впадающего в транс публичного
одиночества... И при том, что Айвз, казалось бы абсолютно `заземлен`, он - космичен. Его
космос абсолютен - от `По тротуарам` (всегда представляю себе полуподвальное окно на
уровне тротуара и мелькающие в них башмаки и щиколотки прохожих)до - опыта Universe
Symphony.(Не к месту, но тут я невольно вспомнил - прошу прощения у Бориса Штейнберга! -
фильм Бондарчука-ст. - `Степь` по А.П.Чехову. Кстати, там совершенно великолепная музыка
Овчинникова, с абсолютным попаданием в интонацию чеховской повести. Так вот, эта
недооцененная, Боря, картина - казалось бы - на совершенно пасторальный бытовой сюжет -
сделана так, что в самом финале, после сцены, когда мальчик навсегда остается в чужом доме
и вдруг понимает, что вступает в какую-то совершенно новую для него жизнь, авторы фильма
показывают `просто` вечернюю улицу провинциального городка возникает волнующее до слез
возвышенное ощущение необъятности сущей жизни. Когда я в первый раз видел эту картину, и
эту сцену, я подумал: сейчас, сейчас обязательно, непременно должно быть небо, космос... И
к моему изумлению Леонид Калашников в последних кадрах фильма снимает вечернее небо и...
восходящую огромную луну). Это к вопросу о космизме. Извините, опять заболтался. Спокойной
ночи.
соната эклектична, как, в общем-то, и сама жизнь. Но все-таки это поверхностный слой и, по
сути, центробежная, разъединяющая сила. Мне же хотелось услышать и понять то, что
объединяет, стягивает музыку в единое целое. Об этом я, собственно, и написала.
(Слушала её, наверное, раз двадцать, с нотами и без. Это тот случай, когда
интуитивно-эмоционального восприятия явно не достаточно, приходится активно включать
мозги).
Но все-таки это поверхностный слой и, по сути, центробежная, разъединяющая сила. Мне же
хотелось услышать и понять то, что объединяет, стягивает музыку в единое целое. Об этом я,
собственно, и написала.
(написал), что музыка Айвза эклектична, и теперь многие пытаются играть (и понимать)
эклектику там, где её нет. Вот и корень проблемы: ложная предустановка.
Конечно, можно найти здесь эклектику на уровне приёма (монтаж, коллажирование), но уже
коллажирование, например весьма условная вещь, т. к. цитируемый материал настолько сильно
индивидуализирован, что и коллажем-то часто называть неправильно. Саунд (фонизм, фактура,
предпочитаемые интервальные структуры), интонационность (превращение «блюзовых» терций в
вариантность на основе искусственных ладов), постоянное погружение «нормального»
ладо-тонального материала в симметричные структуры, внедрение в относительно-высотный
материал абсолютно-высотных маркеров. Совершенно не монтажные, не эклектические способы
работы.
Другое дело, что для неамериканца (и даже американца не тех годов и мест) эта музыка
трудновоспринимаема просто потому, что она непрерывно взаимодействует с тогдашне-тамошней
музыкальной средой. Это проблема исполнителя серьёзная. Тут надобно бы плясать от самых
общих моделей американской музыки, а это нераспространённый интерпретаторский метод, его
надо создавать.
Но все-таки это поверхностный слой и, по сути, центробежная, разъединяющая сила. Мне же
хотелось услышать и понять то, что объединяет, стягивает музыку в единое целое. Об этом я,
собственно, и написала.
как между позицией и суперпозицией. Поэтому - не разъединяющая сила, а многочисленные
точки зрения… тот самый космизм, о котором написал Юрий Константинович. )
кажется, тут вообще нет никакой проблемы. )
)
присоединилась добавочная нервозность. Да еще мозгами шевелить пришлось, вот ведь напасть.
Амитриптилин.
обще-неврозному состоянию присоединилась добавочная нервозность. Да еще мозгами шевелить
пришлось, вот ведь напасть.
Амитриптилин.
тоже чудо. Ещё маленькие фортепианные пьесы с таким юмором написаны.
)